Н. с. гумилев

Слово – это Бог

Времена, как известно, не выбирают. Но в них живут и умирают. Поэт стремился познать эпоху, в которой ему выпало существовать. Сравнительный анализ стихотворения Гумилева «Ты говорил слова пустые…» и произведения, которому посвящена эта статья, открывает верность поэта теме о чести человека. Слово – не пустой звук. И тот, кто недооценивает его значение, способен породить множество горя и страданий. Однако в более позднем стихотворении просматриваются христианские мотивы, которые ранее в творчестве Гумилева отсутствовали. Быть может, в тяжелые для России времена единственным выходом для поэта стала вера?

Поэзия и религия

Теме, которая затронута в этом стихотворении, Николай Гумилев посвятил несколько статей. Они занимают не последнее место в его творчестве. Полагая, что поэзия и религия являются сторонами одной монеты, русский поэт говорил о необходимости духовной работы. Этот труд должен преследовать не эстетическую или этическую цель, а более высокую, неизвестную простому смертному. Благодаря этике человек адаптируется в обществе. Эстетика развивает его способность получать наслаждение. Религия и поэзия находятся выше этих категорий. Неспособность людей постигать высшее предназначение Слова, по мнению Гумилева, приводит к тому, что оно становится мертвым.

Стихотворение «Слово» охватывает разные эпохи в истории человечества. В этом произведении поэт говорит в первую очередь о высоком духовном начале человека, о забвении духа, которое было характерным для времени, в котором он жил. Спасти человечество может лишь религия и поэзия – сферы, которые находятся выше обычного разума. А основной их категорией является Слово.

Портрет Государя

Молодое Советское государство. В воздухе витают идеи нового общества, уравнения и всенародного просвещения. Для матросов Балтийского флота устраивается вечер поэзии. Среди прочих на мероприятие приглашен Николай Гумилев. Читая подборку стихов, он вдруг с особым значением выделяет строки:

Я бельгийский ему подарил пистолет
И портрет моего Государя.

Присутствовавшая на том вечере поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала: «По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило

Гумилев продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущенных слушателей. Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов

Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: Гумилев победил».

Противостояния в его жизни были всегда. Ему постоянно приходилось что-то преодолевать, что-то о себе доказывать – себе и другим. С самого раннего детства и вплоть до пятнадцати лет Николай был болезненным ребенком: постоянно страдал головными болями, был легко возбудим, очень впечатлителен. К тому же у мальчика развилось сильное косоглазие, из-за чего он всегда выделялся среди сверстников, а в будущем долгое время признавался негодным к военной службе.

Зато силы воли, желания во всем играть первые роли ему было не занимать: «Я мучился и злился, когда брат перегонял меня в беге или лучше меня лазил по деревьям. Я все хотел делать лучше других, всегда быть первым… Мне это, при моей слабости, было нелегко. И все-таки я ухитрялся забираться на самую верхушку ели, на что ни брат, ни дворовые мальчишки не решались. Я был очень смелый. Смелость заменяла мне силу и ловкость».

С рождения и до 9 лет Гумилев провел в Царском селе близ резиденции монархической семьи. Светские выходы правящей династии и пышные парады были совершенно естественной частью его мальчишеской жизни. Николай всегда с искренним уважением отзывался о Государе и всегда крестился, проходя мимо храма.

И даже когда власть сменилась – его мировоззрение осталось прежним. Он, не задумываясь, продолжал публично называть себя монархистом и размашисто осенять себя крестным знамением у всех на виду. «Он совсем особенно крестился перед церквами, – вспоминал Чуковский. – Во время самого любопытного разговора вдруг прерывал себя на полуслове, крестился и, закончив это дело, продолжал прерванную фразу». Многие думали, что он эпатирует публику. А он так жил.

«Пятно на ризе революции»

Приговор Гумилёву вызвал большой резонанс. Его пытались спасти. Хлопотали ученики и коллеги, повлиять на ход событий пытался Максим Горький — лично обращался к Дзержинскому и Луначарскому. Последний дошел до Ленина, но Ленин отказал. Сотрудники издательства «Всемирная литература», где работал в последние годы Николай Степанович, дошли до председателя ЧК Петрограда Семенова. Говорят, услышав, что арестован поэт, равный Блоку, тот поинтересовался, что еще за Блок…

Гумилёв был арестован по подозрению в участии в «таганцевском заговоре», названном по фамилии преподавателя географии в Петрограде. Росчерк в деле поставил следователь, который не знал даже имени подследственного — называл его Станиславовичем. Что касается гибели, тут есть несколько версий: поговаривали, что охрана забила его в камере еще до расстрела — за непокорность и высокомерное отношение к тюремщикам.

Есть и более романтическая версия, известная со слов женщины, чей друг служил в расстрельной бригаде.

Раннее утро. Ржевский полигон. В предрассветной мгле солдаты вытаскивали из заброшенного порохового склада осужденных — в исподнем, халатах, изодранных гимнастерках без погон — и гнали к ямам. Человек в помятом черном костюме вышел сам, не спеша, даже вальяжно, сонно закурил… И тут на лесной дороге появился черный «бьюик». «Поэт Гумилёв, выйти из строя!» — приказал щеголеватый офицер. «А они?» — усмехнувшись, Гумилёв указал на шеренгу за спиной. «Николай Степанович, не валяйте дурака!» Человек в потрепанном костюме улыбнулся, затушил папироску: «Здесь нет поэта Гумилёва, есть офицер Гумилёв», — и сделал шаг назад, в строй…

«Гибель Гумилёва — единственное пятно на ризе революции», — отозвалась об этой трагедии красный комиссар, поэтесса и красавица Лариса Рейснер. А в письме матери написала: «Если бы перед смертью его видела, всё ему простила бы, сказала бы, что никого не любила с такой болью, с таким желанием за него умереть, как его, поэта Гафиза, урода и мерзавца».

Гумилёв умер с той самой «бабочкой, бьющейся в его сетке» — этой бабочкой были Набоков, Мандельштам, акмеисты-эмигранты и их король Георгий Иванов, политзаключенные в ГУЛАГе, шестидесятники с их самиздатом и даже современные поэты, любители неторопливых штудий. Его отношение к поэзии как к ремеслу — снова в тренде. Именно Гумилёв открыл путь к стихосложению как общедоступной сфере познания, сфере коммуникации открытых знаков, требующей искренней эмоции и только потом мастерства.

Анализ стихотворения Слово Гумилева

За весь период своего творчества Николай Гумилев достаточно сильно понимал, какую силу имеют обычные слова. Он так же верил, что сказанное и подобранное в нужный момент необходимое слово, сможет вдохновить многих людей на великие дела. Слова могут огорчать, расстраивать, обижать, но самое главное, с помощью слов можно останавливать войны, и предотвращать кровопролития. С самого начала мира, люди умели с помощью слова слушать Бога. Нельзя было бросать слова на ветер, они имели страшную силу, иногда даже разрушающую. В те времена считалось, что сила слова могла стать материальной, поэтому нужно было лишний раз подумать, чем что-то говорить.

В 1919 году Николай пишет стихотворение «Слово», напечатают его лишь только в 1921 году. В данном произведении поэт ярко выражает свое отношение к словам, оно полностью пропитано трепетом. Стихотворение вошло в сборник «Огненный столп». По библейским преданиям некий огненный столп помогал израильскому народу, преодолев пустыню, найти обетованную землю. Скорее всего, не зря Гумилев так назвал свой сборник, ведь он так же пытался всеми способами помочь своему народу найти выход из хаоса, в котором оказалась страна. Стихотворение «Слово» можно смело отнести к главному произведению, размещенному в данном сборнике. Именно в нем можно проследить библейскую мощь.

Слово, в свою очередь, помогает человеку правильно формулировать свои идеи и мысли. В стихотворении можно проследить, что оно необходимо не только в обыденной, но и самое главное, в духовной жизни человека. Стихотворение словно связанно с самим его автором, ведь жизнь автора была такой же короткой и яркой. Оказывается за сказанные слова можно дорого поплатиться, иногда даже самой жизнью. Мир слова словно живет в двух мирах, прошедшее время, будто подтверждение прихода настоящего.

Николай Степанович проявлял большое уважение к словам, он был всегда сдержан перед ними, ведь знал какова их сила воздействия. Слову отведена важная роль — очистить человеческие души, привести их к чему-то прекрасному, установить внутреннюю гармонию.

Кратко по плану

Большой толковый словарь

РАЗРУШИТЬ, -шу, -шишь; разрушенный; -шен, -а, -о; св. что. 1. Уничтожить, руша, ломая. Р. мост, дамбу, оборонительные укрепления. Р. снарядом. Р. воздушной волной, взрывом, штормом. Грязевые потоки разрушили жилые кварталы. Южная часть города разрушена авиацией.безл. Ферму разрушило ураганом. 2. Ликвидировать, заставить исчезнуть. Р. связи между республиками. Р. командно-административную систему хозяйствования. Р. чьи-л. иллюзии, сомнения, подозрения, замыслы (рассеять). Р. литературные штампы, языковую норму. Случай разрушил все его планы (расстроил, разбил). 3. Привести в упадок, ввергнуть в тяжёлое (обычно болезненное) состояние. Энергосистема города разрушена до основания. Война разрушила экономику страны. Р. своё здоровье. Борьба с самим собой разрушила тело и мозг. Нервная система совсем разрушена. 4. Нарушить, внести беспорядок во что-л. Р. гармонию ансамбля. Р. покой, сон, тишину. Р. симметрию чего-л. 5. Нарушить единство чего-л., тесную связь между членами чего-л. Р. товарищество, семью. Ссоры и перебранки разрушили коллектив. Разрушать, -аю, -аешь; нсв. Разрушаться, -ается; страд. Разрушение (см.).

Анализ стихотворения «Она» Гумилева

Стихотворение «Она» Николая Степановича Гумилева создано в период перехода поэта от символизма к акмеизму. Образ женщины в произведении раскрыт и с психологической, и с романтической точки зрения. Героиня стихотворения — жена Н. Гумилева поэтесса Анна Андреевна Ахматова.

Стихотворение «Она» появилось в 1912 году на страницах сборника «Чужое небо». Автору в эту пору 26 лет и он женат на любимой женщине — А. Ахматовой. В этом же году у семейной пары родился сын Лев.

По жанру — любовная лирика, размер — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой, 5 строф. По композиции условно делится на 3 части. В первой поэт смотрит как бы со стороны на свою возлюбленную, во второй части появляется намек на болезненность их отношений, в третьей он возводит героиню на пьедестал, признавая себя простым смертным перед ней. Он словно в раю, но песок его обжигает, а молнии в ее руке не дают ему приблизиться, мешают им понять, принять и удержать друг друга.

Лексика возвышенная, книжная, много кратких прилагательных: дольней, истоме, томлений, жажду, пред, своеволий, плавен, светла, высокомерна, глуха. Форма слова «счастие» подчеркивает глубину чувства поэта. Третье четверостишие в чем-то перекликается с сонетом Шекспира «Ее глаза на звезды не похожи». Из общего ряда мировой любовной лирики стихотворение выделяется тем, что его героиня не просто любимая женщина, а тоже поэт.

Поэт описывает ее внешность несколькими штрихами: расширенные зрачки, плавен шаг, типичной красавицей не назовешь. Он робеет перед ее молчаливостью, ведь даже шаг ее — «неслышный, неторопливый», а ее холодность причиняет ему боль. Впрочем, лирический герой сознает уникальность этой встречи и отношений, дорожит этой любовью, считает ее единственной в своем роде, сбывшейся мечтой любого поэта. Известно, что жена словно отвечала ему на стихи своими стихами. В том же 1912 году она писала, что ей «надоело быть незнакомкой, чужой».

Много ярких эпитетов: таинственном, медной, отрадной, райском огненном, мудрой сладкой. Есть и сравнение: сны, как тени. Оксюморон: сладкой боли. Метафоры: усталость горькая, медной музыке стиха, душа открыта. Гипербола: держит молнии в руке.

Чувство, которое долго было неразделенным, трудная любовь двух талантливых людей, Н. Гумилева и А. Ахматовой, легли в основу стихотворения «Она». Это произведение — проба сил молодого поэта, искавшего новые пути в литературе модерна.

Анализ стихотворения «Шестое чувство» Гумилева

Николай Гумилев — великий русский поэт Серебряного века, который начал писать стихи еще с ранних лет. Достигнув совершеннолетия, поэту удалось издать свою первую книгу стихотворений.

Талантливый поэт обладал уникальным даром предвидения. В одном из своих произведений ему удалось очень точно описать свою смерть и убийцу. Николай не знал конкретного дня, но чувствовал, что это произойдет в скором времени.

Своему дару Гумилев и посвятил знаменитое стихотворение «Шестое чувство». Поэт написал его в 1920 году. Произведение не содержит каких-нибудь таинственных пророчеств. В нем автор пытается для себя понять, что такое шестое чувство.

В произведении поэт рассматривает разные стороны жизни человека, при этом подчеркивает, что прежде всего люди стремятся обзавестись материальными благами, которые можно потратить на другие радости жизни.

Намного сложнее обстоит дело с духовными ценностями, ведь с ними ничего нельзя сделать. В своем стихотворении Гумилев приходит к мысли, что уметь наслаждаться прекрасным и довольствоваться им — это великое умение, способствующее развитию пяти главных чувств. Но также это наделяет даром предвидения.

Гумилев сравнивает свой дар с крыльями ангела, так как уверен, что у него божественное происхождение. Чем чище и светлее у человека душа, тем ему проще разглядеть то, что скрывает судьба. Также поэт отмечает, что этот дар может появиться и у человека, у которого нет высоких моральных качеств.

Автор считает, что процесс обретения дара занимает много времени, к тому же он болезненный. В произведении процесс сравнивается с операцией, благодаря которой человек начинает видеть будущее. Но для автора этот дар весьма обременительный, из-за него страдает душа и тело.

Согласно воспоминаниям близких и знакомых, поэт очень сильно страдал от дара предвидения. Зная о событиях, которые произойдут, Николай не мог на них повлиять. К тому же известно о его трагической любви к Анне Ахматовой. Возлюбленную поэт считал порождением темных сил. Свою жену он называл колдуньей. Из-за этого пытался покончить жизнь самоубийством, чтобы это все прекратилось. Поэт знал, что не сможет жить без любимой женщины, но в то же время он был уверен в том, что если она станет его супругой, то его жизнь будет ужасной.

Гумилев знал и желал своей смерти, так как был уверен, что долго не проживет. Именно шестое чувство подсказало ему это. Его расстреляли из-за любви через год, после написания стихотворения.

Анализ стихотворения «Слово» Гумилева

Поэт Гумилев Николай Степанович, благодаря своей любви к русскому языку, знал — каждое сказанное слово имеет свой вес. И слова, произнесенные от эмоций или случайно, этого не изменят. Текста изменяют людей и открывают что-то новое. А без речевого общения человечество не прошло бы ни одну известную ступень своего развития. И свое уважение и почтение к коммуникативным речевым навыкам Николай Степанович выражает в своем произведении 1921 года «Слово».

Заглавие стихотворения содержит в себе отсылку к великой книге всех времен и народов — Библии. По-гречески «слово» переводится, как logos (греческий), а это, в свою очередь, означает «рассказ, речь, молву, мысли, разум». Сам текст стиха отражает не только значения «слова», но и открывает читателю намного большую суть.

Гумилев пытался показать в своем произведении, что «слово» — это не просто набор букв, но явление живое. Оно способно на великие свершения: …солнце останавливали словом, словом разрушали города…», «Слово — это Бог». В его власти и вечная жизнь. Никакое живое существо не вправе существовать на Земле в физической форме более своего срока. И Гумилев отражает эту мысль в произведение.

Стихотворение состоит из шести четверостиший. По смыслу его можно разделить на три. Первая часть рассказывает о времени, когда слово еще было подвластно только Богу. Она невольно дает отсылку на главу из книги Иисуса Навина. «Словом разрушали города» — скорее всего, речь о поражении Содом и Гоморры.

Вторая часть (3 и 4 строфы) содержить информацию о пограничности. Доброе слово — злое слово. Число — замена слову — удел лишь бедных душой. Иначе — удел тех людей, которые отказались от Господа. Слова душат таких несчастных и не дают им покоя.

По самым последним строкам произведения — «Дурно пахнут мертвые слова» — можно заметить, что автор имеет ввиду слова, которые исходят от человека с порочной душой. Ведь «Слово» должно исходить из абсолютно чистого сердца, должно приносить добро. Но добра в мире всегда было недостаточно. И в заключении автор ссылается на Священное Писание — только слово может стать спасением для несчастных. Благодаря слову, происходит не только разрушение городов, несчастья или разлады, но и возвращение веры во что-то забытое.

Искусство Гумилева с первого раза вряд ли будет понятно каждому. Его произведения скрывают тайный смысл. Но когда он открывается, возникают и многие возможности для развития душевной мудрости и спокойствия.

История создания

Стихотворение «Слово» Гумилёв написал в 1919 г в Петрограде. Оно было напечатано в 1921 в сборнике «Огненный столп». Название сборника библейское. Такой столп вёл по ночам израильский народ через пустыню в землю обетованную. Столп — символ того, что выведет народ Гумилёва из тьмы и хаоса, в который погрузилась страна в революцию и гражданскую войну. Стихотворение «Слово» перекликается с идеей сборника.

Конечно, писатель не предполагал, что будет расстрелян в этом же году в возрасте 35 лет. Но именно слово, справедливое или несправедливое обвинение в контрреволюционной деятельности стало причиной его гибели.

Гумилёв всегда был прямым, не умел приспосабливаться, юлить, о своих взглядах заявлял во всеуслышание, причём не только в стихах. На поэтическом вечере Гумилёв однажды заявил о монархических убеждениях. А в стихах говорил, что не относит себя к красным или белым, но идентифицирует себя как поэта. Поэтому неправы те исследователи, которые сужают значение стихотворения «Слово» до утверждения Гумилёвым собственной веры. Да, поэт не скрывал своего православия. Но стихотворение глубже и шире его библейских аллюзий.

Это интересно: 251,Анализ стихотворения «Родина» М, ю, лермонтова

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником, что максимально приближает речь к разговорной. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

  • «Жираф», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва
  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва
  • «Змей», анализ баллады Гумилёва
  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва
  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва
  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Слово»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Анализ стихотворения «Слово» Гумилева

В данном стихотворении он восхваляет слово, надобное для формулирования мыслей и задумок человека. Сам поэт отлично осведомлен о разнообразных восточных идеологических учениях. Знаменитая мантра аум была изучена им безупречно, по этой причине исследованы многочисленные секреты мироздания.

Поскольку таким словом был сотворен мир, им также называли природу Всевышнего. И если обратиться к анализу стихотворения «Слово» Гумилева, то в нем он прямо сравнивает следующие два типа приобщения к миру: закономерный, необходимый для обыденной жизни, определенных радикальных действий, и духовный.

Первый проявляется в кодах либо цифрах. Есть еще и духовное изучение, которое выливается непосредственно в слове. Поэт пишет, соблюдая те же ценности, что чтили великие Лермонтов и Пушкин. Гумилев убежден в том, что лишь писатель способен показать народу священную мощь слова. Николай Гумилев в «Слове» устремляется к священному писанию, считающемуся самым главным сборником книг для каждого уважающего себя христианина.

Анализ стихотворения «Наступление» Гумилева

Первая публикация «Наступления» Николая Степановича Гумилева состоялась на страницах журнала «Аполлон».

Стихотворение написано в 1914 году. Автор его молод, сражается на фронтах Первой Мировой войны. Это тот еще период, когда был силен общий патриотический подъем. Впрочем, для всех, воевавших честно на той войне, а Н. Гумилев относился именно к таким людям, такой подъем был близок до конца военных действий, до самого начала смуты и развала империи. Жанр – патриотическая лирика, размер – дольник с перекрестной рифмовкой, 6 строф. На войну поэт пошел добровольцем. Он же здесь и лирический герой. В своем стихотворении он прославляет не войну, не какие-то милитаристские амбиции, свои ли или государственные, а высокую миссию защиты Отечества. Ту самую, что была понятна всякому в русской истории. Из окопа все видится по-другому: та страна, что могла быть раем. Дисгармония войны любой цветущий уголок превращает в «логовище огня». Наступление длится четыре дня, столько же дней у солдат не было маковой росинки во рту. Некогда, незачем, только вперед. Во 2 четверостишии поэт поясняет в выражениях самой величественной лексики: не надо нам яства земного. Человек в эти страшные, в эти светлые часы укрепляется нематериальной пищей. Душа берет контроль над телом, высокое над низким, бескорыстное над меркантильным. «Господне слово»: здесь, конечно, прежде всего, вечная библейская цитата о тех, кто «положит душу за други своя». Также известно, насколько с началом войны возрос христианский настрой в войсках. Все с готовностью участвовали в службах и молебнах, порой под открытым небом, порой в последний раз в своей жизни. Метафора: залитые кровью недели. Все привычное, наносное сметено. Жизнь и смерть, правда и кривда встали лицом к лицу. Описывает поэт и ближний бой, и штыковую атаку: птиц быстрей взлетают клинки (еще и сравнение). Ему удается передать стремительность наступления интонацией, ритмом, лексикой. «Я кричу»: он уже не узнает свой голос, первобытный крик этот пугает его самого. «Я не могу умереть»: словно в бреду, как заклинание, повторяет герой. Это сердце, полное любви, жалости и великих замыслов, нет, не может, просто так исчезнуть под напором вражеского огня. «Золотое сердце России»: и путеводная звезда, и охранная грамота, и маяк, и тихая пристань его жизненного пути сейчас. Лексика приобретает космический размах: молоты громовые, воды гневных морей. В финале наступление завершается Победой с большой буквы. Враг отступил. Сравнение: словно девушку. Эпитеты: дикий, страшный, дымному.

«Наступление» Н. Гумилева стало частью сборника «Колчан».

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 относятся к тому далёкому времени, когда Слово было почитаемо, а дела его были заметны (остановленное солнце, разрушенные города). В первых двух строфах речь идёт о величии слова, в 3 и 4 оно противопоставляется числам, которые уже в древности были всего лишь «для низкой жизни». Последние две строфы посвящены современности. Лирический герой не находит в наше время равновесия между духовным и материальным. «Скудные пределы естества» поглощают человечество.

Тема стихотворения – сила слова, о которой не помнят сегодня.

Основная мысль: «Дурно пахнут мёртвые слова». Когда слово утрачивает свою божественную сущность, оно теряет святость и величие. Мёртвые слова – как раз лишённые духа, пустые или злые.

Некоторые исследователи утверждают, что стихотворение разоблачает безбожие, утверждает, что жизнь без веры невозможна, приводит к духовной смерти. Гумилёв как поэт, прежде всего, утверждал силу поэтического слова. И действительно, это одно из самых известных стихотворений поэта.

Тропы и образы

В первой строфе Гумилёв использует три мифологических образа. Новый мир (эпитет) – противопоставленный советскому «мы наш, мы новый мир построим». Это мир с Богом, Богом задуманный. Поэтому Бог склоняет к нему своё лицо (метафора).

Два следующих библейских события в стихотворении отсылают к Слову Божьему и создают метафору силы слова.

Вторая строфа похожа на фреску в церкви. Орёл – одно из библейских животных, но и он покоряется слову. Даже небесные светила подвластны ему, их Бог сотворил словом. Слово сравнивается с розовым пламенем (Гумилёв никак не мог сделать его красным). В пламени – разрушение и созидание одновременно.

В третьей строфе числа сравниваются с домашним подъяремным скотом. Они порабощены человеком, приручены. чтобы восполнять его интеллектуальные и материальные нужды. Поэтому числа называются умными (метафорический эпитет).

Патриарх, изображённый в четвёртой строфе, умён, он не решается обратиться к звуку, не бросает слов на ветер. Метафора «себе под руку покоривший и добро и зло» как раз и свидетельствует о его мудрости и богоизбранности.

Соединяя в образе патриарха два древних мира, античный и ветхозаветный, Гумилёв противопоставляет их собственному миру по принципу одухотворённости и бездуховности.

В пятой строфе появляется авторское «мы». Гумилёв не противопоставляет себя как знающего истину остальным современникам. Он не уходит от ответственности. Метафора первой части пятой строфы объясняется прямой и почти дословной ссылкой на Библию. Слово потому осияно, что оно – Бог.

Дважды повторённое слово «предел» в последней строфе не случайно. Оно входит во фразеологизм поставить пределом.

Тавтология подчёркивает приземлённость остановившихся в развитии современников. Повторение корней в метафорических эпитетах мёртвый – омертвелый создаёт в одной строфе двойную тавтологию. Второй повтор является следствием первого.

Образ последних двух строк отсылает к библейской связи святости с благоуханием, а нечистоты с дурным запахом. В сравнении слов с трудолюбивыми пчёлами, мёртвых слов (метафорический эпитет) с мёртвыми пчёлами заключена основная мысль стихотворения.

Высокий стиль стихотворения обеспечивают церковнославянизмы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector