Готы
Содержание:
- Гунны, готы и римляне
- Примечания и сноски[править | править код]
- Начало последних дней готов
- О стереотипах
- Переломная зима
- Попытка готов взять реванш
- Ранняя история
- Готы приходят на земли империи
- Что ели готы?
- Общие черты готического стиля
- Готик-пати[править]
- Готы на территории будущей Руси
- Письменность готов[править | править код]
- Гипотетическая историческая справка[править | править код]
- Две ветви готов
- Прическа и макияж
- Начало н.э.: С севера в бассейне Вислы появляются германцы-готы и теснят местные народы на юг к границам Римской империи
- Нашествие демонов
Гунны, готы и римляне
Император Валента. | Фото: отелипитера.рф
Вестготы во главе с королем Фритигерном вынуждены были просить императора Валента, правившего Восточной Римской империей, защиту, когда они пытались бежать от гуннов (также при этом у них продолжался конфликт с другим правителем вестготов). В 376 году н.э. Валент согласился на это в обмен на массовое обращение готов в христианство, а также на то, что готов будут призывать на военную службу в римской армии.
Фритигерн привел около 80 000 человек к реке Дунай, традиционной границе готских земель. Но их положение стало не намного лучше под римским владычеством. Коррумпированные римские чиновники украли зерно, предназначающееся для беженцев-готов. Доведенные до отчаяния готы начали продавать в рабство своих детей. Римляне предлагали мясо одной собаки взамен на одного ребенка.
Примечания и сноски[править | править код]
- Готский вождь на мозаике Большого дворца в Константинополе.
- Крепостной замок готов.
- Вестготская фибула в форме пикирующей или взмывающей ввысь хищной птицы.
- Древние скифы в рельефном изображении на чаше из Кургана Куль-Оба (Эрмитаж, Россия).
- Зосим (V — начало VI веков), Аммиан Марцелли (VI век), Патрикий Троян (VIII век).
- Феофилакт Симокатта (VII век).
- Феофан Исповедник (VIII — начало IX веков).
- Агафий (VI век).
- Прокопий (VI век).
- Большая советская энциклопедия. — М.: АО «Сов. энциклопедия» 1930 год. Том 18, стр. 545.
- ↑ Мурат Аджи «Тюрки и мир: сокровенная история»; М.: АСТ, 2006. / стр. 145 из 649 стр.
- К. Иностранцев «Хунну и гунны». — Л., 1926 год
- Отмечал в своих работах Э. Гиббон.
- Wimmer, K. Runeskriftens Oprindelse Udvikling I Norden. Kobenhaven 1874
- Die Runenschrift / K. Wimmer; пер. с дат. Holthausena. — Berlin, 1887.
- ↑ Иоганнес Фридрих «История письма», пер. с нем., изд. 2-е. М.: Эдиториал УРСС, 2001 год; стр. 141‒143
- Marstranger. Om runene og runenavnenes opridelse // Norsk Tidsskrift for Sprogvidenskab, 1928, 1. (рус. Марстрандер, Норвегия)
- Назван по находке в 1811 года большого числа подобных шлемов в г. Женяк, на территории общины Негау в Австро-Венгрии, в с. Негова (польск. Niegowa), в Словении.
- Пояснения по данной записи очень сомнительны и исключают перевод рун из многих частей слов — которые просто опускаются как несуществующие.
Начало последних дней готов
Король Леовигильд
Последним великим правителем вестоготов стал Леовигильд. При нем, вестготы одновременно воевали с франками и византийцами, а сами они превратились в касту правителей и воинов в Испании, слабо связанную с населением страны, которые их совершенно не поддерживало. Правил он рукой тирана.
Он сумел изгнать византийцев из Испании, уничтожил королевство свевов, а также женил своего сына на дочери короля франков, чтобы наладить с ними союз. Но снова конфессиональные различия не дали союзу стать стабильным. Обе стороны не доверяли друг другу.
Еще почти сто лет готы будут находится на престоле Испании, уже не расширяя свои владения, а только реформируя свою политическую систему и периодически свергая и ставя новых королей.
О стереотипах
Мне кажется, что стереотипы о мрачных и депрессивных готах-сатанистах, которые любят бродить по кладбищам, остались в 2000-х. И это радует. Хотя полностью эти заблуждения не ушли, особенно прочно они засели в глубинке. Сегодня бытует другой стереотип — после 20 лет быть готом несолидно. Но это отдельная печальная тема. Мама, привет!
Говоря о готике сегодня, то это просто лайфстайл: London after midnight (американская рок-группа, играющая в жанре готик-рок) в плеере, новая фотосессия в эффектном образе, мрачные хештеги #goths #darkness #altgirls в инстаграме, походы на концерты и встречи с друзьями. Собственно, все, как у обычных людей. Потому что готы и есть обычные люди.
И да, по кладбищам мы ходим редко. Почему? Там попросту неудобно сидеть и общаться. Мы выбираем для отдыха более комфортные места: чаще мы встречаемся в кафе, барах, клубах, а на природе закатываем шикарные готические пикники.
Один из готических пикников
Иногда гуляем по красивым историческим кладбищам и фотографируем старинные памятники. Но не более. Для нас это в некотором роде как посещение музея. В целом, кладбища готам интересны, но это вовсе не точки встреч сообщества.
Вообще стереотипов о готах за свою жизнь я слышала немало. Самый смешной из них — отнюдь не самый распространенный: от одного кавказца я услышала, что готы живут по понятиям! Нет, ну вы представляете!
Переломная зима
И зимой 377 года грянул бунт!Голодные готы пытались получить провиант в других городах империи и под нынешней Варной они убили небольшой отряд римских солдат, которые отгоняли их от городских стен. Глава провинции Лупицин, тот самый, что украл и продал продовольствие готов, решил, что пора показать им силу империи и отдал приказ убить вождей Фритигерна и Алавива. Известно, что Фритигерн потерял всех телохранителей, в ходе покушения, но сумел вырваться и поднял других готов на бунт, а Алавива, вероятно пал от рук убийц.Оказалось, что готы сдали далеко не все оружие, кроме того, многие переправились через границу сами и не участвовали в массовой сдаче, сохранив самые неприметные кинжалы и топоры.
И такого кровавого восстания Рим давно не видел! Готы уничтожали все на своем пути и шли прямо к столице империи, как капли ртути, на ходу пополняя свои ряды.
Битва при Адрианаполе,схема
Попытка готов взять реванш
После поражения Германариха в 375 году н.э. , царем готов стал Витимир – племянник Германариха, которому удалось нанять на свою сторону несколько гуннских племен и дать бой их войску. Сообщается, что Витимир был царем визиготов –некоей западной части готов, отличной от готов Германариха, которые давно уже жили в западных землях. Но после разгрома родичей Витимир посчитал себя обязанным мстить кошмарным врагам. Витимир напал на племя антов, где-то в Южной России, которые к тому времени были вассалами гуннов, но неожиданно проиграл в первом же сражении. Затем однако, собравшись с силами, он одержал несколько сокрушительных побед на антами, а их вождя Буса распял, вместе с 70 старейшинами.
Взбешенные гунны и их король Баламбер посылает на готов Витимира своего сына Гезимунда, с огромным войском, но готы оба раза одерживают вверх. В третьей битве, находящихся уже в глубине гуннских земель противников, гунны сокрушают готов, собрав все силы, а Баламбер стрелой пронзает Витимира. Остатки визиготов, под водительством Алатея и Сафрака, вместе с малолетним сыном Витимира отступают назад, и никогда более они не заключат союза с гуннами и всегда будут выступать на стороне их соперников, мстя за родичей. Остроготы (остготы) Германариха вынуждены покориться гуннам, к тому же те явно сделали им предложение вступить в союз племен, на правах друзей и вместе участвовать в похода.
Остготы входят в гуннскую державу, имеют собственного короля, хотя и утверждаемого гуннами.
Епископ Вульфилла проповедует готам
Ранняя история
Готы сформировались в Скандинавии, в области, которую Иордан называет Скандза (вероятно, полуостров Сконе).
Вместе с тем, Иоанн де Галонифонтибус в книге «Познание мира» отмечал следующее: «Готы претендуют на происхождение от шотландцев и говорят как англичане». Вероятно, автор этих строк сравнил название готов с древним названием шотландцев — скотты.
Во II веке н. э. при короле Бериге они переправились через Балтийское море и заняли низовья Вислы, где встречаются археологические памятники Вельбарской культуры (Иордан именует эту область Готискандза). Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы и руги начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья. Отсюда — первый натиск варваров на северо-восточные границы Римской империи, который она ощутила при Марке Аврелии (II век н. э.).
Пятый после Берига король готов Филимер привёл их в земли гетов и скифов (Приднепровье). Согласно Иордану, готы от берегов Вислы достигли северного побережья Чёрного моря, расселившись между Днепром и Азовским морем. Это единственное, что известно о приходе готов в Северное Причерноморье из письменных источников. По ареалу памятников черняховской культуры область расселения готских племён к IV веку простиралась от Северского Донца на востоке до Карпат и нижнего Дуная на западе.
На территории нынешней Украины возникло готское государство Ойум Письменные источники по истории Ойума — «Гетика» Иордана и скандинавские саги (в первую очередь, «Сага о Хервёр»), которые повествуют о борьбе готов с гуннами. Столицей единого готского государства в скандинавском фольклоре считался город на Днепре — буквально Данпарстад. В саге о Хервёр столичным назван «речной дом» — Археймар.
Около 230 года н. э. готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную (остготы) и западную (вестготы). К числу готских племён относились также скиры, таифалы и крымские готы, от которых позднее отделились готы-трапезиты Тамани.
Остготы и вестготы
Образование этих двух сообществ произошло в результате распада единой общины готов. Вестготы, или как их еще называли тервинги, занимали обширные площади от Дуная до Днепра. Так было до тех пор, пока в 376 году нашей эры, они не подверглись нападению гуннов и спасаясь бегством, они переместились в Римскую империю, где и осели. Затем в 507 году, под натиском Хлодвига I — короля франков, готы бежали в Испанию, а в 8 веке и вовсе были истреблены арабами.
Остготы, или грейтунги, обосновались на землях между Черным и Балтийским морями. После столкновения с гуннами, частично разгромленное племя остготов вынуждено было бежать и осесть в окрестностях Дуная. Немного освоившись и набравшись сил они, завоевали Италию и создали в ней королевство. В 6 веке остготы все же были разгромлены Юстинианом I — византийским императором.
Это интересно: 987,Государства и колонии греков: познаем по порядку
Готы приходят на земли империи
Первыми переправились вожди Алавива и Фритигерн, видя как велико число воинов и как они свирепы на вид, римляне внезапно отказали в переправе Сафраку и Алатею – вождям, которые воевали с гуннами еще при Винитарии-Витимире, однако те вскоре переправились самовольно, порубив римские гарнизоны, пытавшиеся им помешать. Римляне пока сделали вид, что этого не заметили — в империи была полная растерянность от происходящего!
Для Рима все это было хотя и грозным явлением – приход многотысячного и воинственного народа, но все-таки выгодным. Дакия опустела после нашествий все тех же готов, города стояли в развалинах, цивилизованная жизнь сменилась прежним варварством, а сил армии уже не хватало, чтобы защитить эти места. Никто не хотел жить на границе.Готы могли бы дать этой земле новый импульс для жизни и по крайней мере защитить её от еще более диких варваров с востока. Сарматы, квады, тайфалы и гунны периодически прорывались через лимес, грабили и убивали без разбора и население просто бежало из земель приграничья, устав жить в страхе за себя и имущество.
Требовался сильный правитель, который бы справился с внезапной проблемой, но император Валент самоустранился. Его более интересовали красивые мужчины и женщины в его дворе, чем дела постоянного пылающих границ. Он позволил готам поселиться, а все обязанности по размещению готов и обеспечению порядка возложил на местную власть, для которой приход четверти миллиона людей стал просто шоком, в том числе и финансовым! Как кормить такую ораву, где разместить, как предотвратить стычки с армией и населением? Все это были вопросы без ответа.
Условием поселения стало обезоруживание готов. Для германцев это был страшный удар, ведь оружие у них было символом мужества, но они вынуждены были покориться и сдать римлянам свои доспехи и мечи. Уповая на честность германцев, римляне полагали, что безоружные готы будут податливыми и не склонными к агрессии. Какое-то время так и было.Повсюду ночами пылали костры готов, весь римский берег Дуная был усеян лагерями германцев, которых нужно было куда-то деть и чем-то накормить, так как они явились без запасов. Средств на это у провинции не было, а центральная власть молчала.
После долго ожидания среди готов начался голод и появились случаи грабежа местного населения, которые римляне пытались игнорировать, чтобы не доводить ситуацию до бунта. Но делать это было все труднее.И снова все ждали в неведении, а в Константинополь шли тревожные депеши о том, что нужен либо хлеб, либо легионы.
Рим наконец выделил продовольствие готам, но оно по пути было разворовано чиновниками провинций, которые продавали хлеб своим и тем же готам за баснословные богатства, вынуждая целые семьи продавать все имущество.
Восстание готов
Что ели готы?
Что касается кулинарных традиций, то в национальной кухне готов преобладали мясные и молочные блюда. Многие представители этого народа были охотниками или скотоводами, что вполне объясняет обилие мясных продуктов. Во время пиршеств и праздников готы с удовольствием пили кумыс, что представлял собой хмельное кобылье молоко.
Важной частью походного провианта были сырные и творожные шарики, которые готы ели на привалах. Как отмечает в своих работах Э.Гиббон, такая пища:. И это очень показательный аспект
Сама культура готов отличалась простотой и естественностью, что, вероятно, помогло этому народу завоевать немалые территории
И это очень показательный аспект. Сама культура готов отличалась простотой и естественностью, что, вероятно, помогло этому народу завоевать немалые территории.
Кумыс и сегодня популярен
Многие традиции готов канули в прошлое, а сам этот народ причисляют к древним племенам. Но можно ли сказать, что его культура бесследно исчезла? На мой взгляд, это было бы неправильно. Как у многих племён, являвшимися выходцами из Скандинавии, у готов существовала сложная система верований, принципов и обычаев, которых некоторые люди придерживаются и сегодня. Несмотря на времена новых религий, потомки готов не забывают старинные предания, ставшие частью народного эпоса.
Общие черты готического стиля
Несмотря на то, что субкультура готов быстро расслоилась на множество течений, для готик-стайла остаются характерными:
- преобладание черного цвета;
- четкий силуэт, резкие линии;
- предметы, детали, которые соотносятся с минувшими веками, ранним или поздним Средневековьем, Ренессансом, Викторианской эпохой;
- сочетание в костюме различных текстур – например, винила и тюля, бархата и латекса, атласа и кожи;
- табу на золотые украшение, поскольку золото для готов – металл мирской, презренный;
- специфическая символика – кельтский крест и египетский Анх, распятия, черепа и скелеты, летучие мыши, черные кошки… И другие эмблемы, вызывающие ассоциации со смертью и колдовством;
- эффектный, драматический макияж с акцентом на глаза, белизну лица и «кровавые» губы.
На этом общее заканчивается, поскольку готический стиль – один из самых сумбурных и «разношерстных».
Готик-пати[править]
Где-то в середине осени, ближе к буржуйскому празднику Хэллоин, ещё недобитые готы выходят из своих жилищ, чтобы собраться в одном месте. Это может быть клуб, квартира или подъезд соседнего дома. Никогда не знаешь точно где они сидят, так как плачут они тихо, а ночью из-за чёрного цвета их невидно. Ночное сборище готов называется готик-пати. На готик-пати готы вместе сидят в депрессии и пьют вино, пиво, водку, ну или кровь друг друга. Напившись, готы выходят танцевать под звуки Федерального Государственного Вокально-Инструментального Ансамбля «Gothminister». Общепризнанным гимном всех готов является песня ВИА «Забаненные барабанщики» — «Убили негра». Именно эта песня наиболее сильно выражает любовь готов к смерти и чёрному цвету. В это время готы обычно украшают себя железом. Железо они собирают в пунктах приёма металлолома, чтобы потом из него изготовить шипы. Шипы надеваются обычно на запястья, шею, иногда шипами покрывают ремни. Когда все места уже заняты, готы покрывают шипами лицо и другие части и органы тела, включая внутренние. В готик-пати готы не пользуются своими настоящими именами, а используют свои ники в общении с другими готами. Это делается с целью сохранения анонимности, иначе готов вконец перебьют.
Готы на территории будущей Руси
Готы, согласно традиции, донесённой Иорданом и поддерживаемой большинством исследователей, вышли из Скандинавии где-то во II веке н.э., пересекли Балтийское море, прошли современные территории Польши и Украины и пришли к берегам Чёрного и Азовского морей, где образовали своё государство. Перед началом их переселения в пределы Римской империи вIV веке готы создали крупную эфемерную державу, чьи пределы до сих пор являются предметом дискуссий.
На территории Украины и частично Румынии и Молдовы в I-IV вв. сложилась Черняховская археологическая культура. Её многие связывают с доминированием готов. Собственно готские памятники из многоплеменного комплекса Черняховской культуры выделяются с большим трудом и их идентификация тоже спорна, как и этнический состав населения этой культуры. Несомненно, где-то там обитали и ранние славянские племена.
Иордан сообщает, что перед вторжением гуннов в конце 4 века, побудившим готов сняться с места и начать новое переселение, Германарих подчинил своей власти множество народов. Их перечисление, содержащееся в труде Иордана, также вызывает большие споры. Некоторые народы идентифицируются довольно легко, но при этом лежат настолько далеко от мест обитания готов, что их подчинение Германарихом выглядит очень сомнительным.
Академик Борис Рыбаков в 1980-х гг. предположил, что список Иордана фиктивен в той части, что это действительно покорённые готами народы. Но он реален постольку, поскольку называет крупные народы Восточной Европы, знакомые людям того времени. В основе перечисления Иордана лежит путеводитель неизвестного географа, описывавшего путь вдоль берегов Балтийского моря и потом по рекам Русской равнины до Каспийского моря. В частности, не вызывают сомнений, по мнению Рыбакова, такие отождествления как: гольтескифы—голядь (в Прибалтике), тиуды—чудь, инаунксы—ижора, васинабронки—весь, меренс—меря, морденс—мордва.
Итак, если готы не подчинили своей власти эти народы, хорошо известные потом по древнерусским летописям, то, по крайней мере, были с ними знакомы.
Письменность готов[править | править код]
Письменность готов составлялась в рунических знаках, что обнаружено при археологических раскопках и на древних могильниках, а также в ранних описаниях этих народов.
Вопрос прародины рун, — спорен: одни выдвигают гипотезы о латинском их происхождении, испытывая трудности с идентификацией отдельных знаков, а другие — связывали первое руническое письмо с греками (стараясь всё объяснить греческим или римским влиянием) и черноморскими готами, что не стыковалось с территориальность обнаружения более старших артефактов рунического письма в центральной части Германии, относимым не к греческим, но именно готским временам.
Древнейшая руническая надпись, начертанная на кубке из Фелингена (нем. Vehlingen), обнаружена на Нижнем Рейне (Nieder-Rhein / Bas-Rhin) и датирована временами I века до нашей и нашей эры. Готские надписи на наконечнике копья́ из Ковеля (230 года) и на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния, 375 год), относят к более позднему времени.
К XIII веку руны, за редким исключением, перестают употребляться в обиходном письме, оставаясь лишь в посмертных записях на надгробных камнях до XIV века и в календарях — до XVIII века. В некоторых областях XVIII века появились новые варианты «дальскиого рунического алфавита», а в Англии — на базе общегерманского рунического алфавита, — образовался англосаксонский рунический алфавит, состоявший из 33-х знаков, который просуществовал наряду с латинским — до VIII века. Новые виды рун появляются после эпохи Великого переселения народов. По мере христианизации германских стран руническое письмо вытесняется латинским алфавитом, который у каждого германского народа оказывается несколько отличным от другого народа, содержа несколько специфических букв. Таким образом, руническое письмо оказывается присущим памятникам дохристианской эпохи.
Большую поддержку в научных кругах получило предположение о развитии рун из североэтрусско-альпийских знаков, которые были созданы (приблизительно) в начале нашей эры племенем маркоманов на Верхнем Рейне (нем. Oberelsass, wörtlich Ober-Rhein / франц. Haut-Rhin) и Верхнем Дунае. Аргумент в пользу этой точки зрения видят в надписи на шлеме из Негау (Штирия (нем. Steiermark, словенск. Štajerska), около 200 год до нашей эры), содержащей текст якобы «на германском языке», но записанный альпийскими знаками. Это означает, что уже тогда отдельные германские племена населяли Альпы, познакомились там с североэтрусско-альпийским алфавитом и переняли его. Данная гипотеза опирается на готскую, где письменная культура Германии выводилась если не из материковой Греции, то хотя бы из мест греческой колонизации. Однако, вполне возможно, что — в данном случае речь может идти не о римлянах, а об их предшественниках — этрусках и их жреческих культах.
Гипотетическая историческая справка[править | править код]
Современное «классическое» толкование готов, определяется неким ответвлением восточных германцев, которые в древности жили в Скандинавии или Скандии, и — по-видимому, в самом начале христианской эры переселились на южное побережье Балтийского моря: в область нижнего течения Вислы, а затем — постепенно, распространились к юго-восточному берегу, и — в начале III века, продвинулись к северному побережью Чёрного моря до самого Дона. Громя Малую Азию и Балканский полуостров, во второй половине III века захватили Дакию и дошли до Дуная. В частных контактах с римлянами, подверглись романизации и в IV веке нашей эры, через христианских военнопленных, приняли арианское христианство. Во времена правления короля под именем Германарих (350‒375 гг.) овладели всей территорией между Балтийским и Чёрным морями, включив в состав своей державы ряд германских, славянских, балтийских и финских народностей. В то же время, окончательно наметилось разделение их рекою Днестр на две группы — восточных и западных готов: остготы и вестготы.
В то же время, словарные и энциклопедические статьи сообщают, что родственные племена «исчезнувших» гуннов к германцам не относятся, однако — более ранние исторические и хронологические источники (V‒VIII веков) сообщают, что готы и бургунды, и есть — гунны. Возможно, что такая путаница было создана специально. По обыкновению древних татарских (тюркских) традиций, при расширении или увеличении численности орды — которая достигает самостоятельной власти, — ей даётся новое наименование, что произошло и с гуннами.
Две ветви готов
Примерно 370 году н.э. гунны вторглись на территории готов, вырезая и грабя деревни. Это происшествие навсегда разделило готов на две группы. Остготы («восточные готы») остались к востоку от реки Днестр и были в значительной степени подчинены гуннами, став их вассалами. Вестготы («западные готы» или «благородные готы») создали свой домен, простирающийся от Днестра до реки Дунай и в течение следующих нескольких десятилетий были заклятыми врагами римлян.
Тем не менее, вполне возможно, что раскол между двумя ветвями намного древнее. Римский историк Иордан упоминает, что готы путешествовали в трех лодках, поэтому якобы существовали три различные ветви этой народности еще до того, как они покинули остров Скандза. На третьей лодке были гепиды — одно из самых загадочных германских племен.
Это интересно: 992,Гоша Куценко (биография)
Прическа и макияж
В современном готическом стиле немного головных уборов потому, что их заменяют прически. Очень часто это не просто укладка, а настоящий готический манифест. Дозволено все: ирокезы, выбритые виски, длинные локоны, кудри, разноцветные пряди, замысловатые «башни», украшенные бантами и кружевом, тиарами и обручами, парики синего, бордового, платинового цвета.
Визаж в готической манере предполагает тоже массу вариаций, от грима, похожего на хэллоуинскую маску, до вполне обычного мэйк-апа в сумрачных тонах.
Наибольшей популярностью, однако, пользуется среди готесс стиль макияжа «вамп»: черная подводка, темно-серый смоки-айс и махровые ресницы, помада цвета запекшейся крови и такие же ногти.
Начало н.э.: С севера в бассейне Вислы появляются германцы-готы и теснят местные народы на юг к границам Римской империи
Примерно на рубеже старой и новой эры — либо в конце I века до н.э., либо в начале I века н.э. в бассейне Вислы появляются германцы-готы, что стало одной из предпосылок к началу Великого переселения народов. Сейчас эту датировку признают большинство историков в Германии, Польше и Швеции.
Откуда готы пришли в устье Вислы? Может быть, с острова Готланд, судя по его названию, хотя на сей счет есть несколько версий. Судя по характерным элементам культуры, в том числе могильникам с каменными кругами и стелами, это либо один из островов в Балтийском море (тот же Готланд или Борнхольм), либо южное побережье современной Швеции. Скорее всего, первая группа готских переселенцев была совсем немногочисленной. Историк VI века Иордан в своем трактате «О происхождении и деяниях гетов» приводил легенду о двух кораблях, на которых приплыли готы на южное побережье Балтики, а на третьем позднее прибыли родственные им гепиды.
Современные археологические данные совершенно четко фиксируют: во II – I веках до н.э. в нижнем течении реки Вислы и на побережье Балтики существовала оксывская культура. Однако в I веке н.э. ее сменила вельбарская (по названию могильника Мальборк-Вельбарк) культура, которую принято отождествлять с готами. Южнее, в среднем и верхнем течении Вислы, до прихода готов жили представители пшеворской культуры.
Оксывская также являлась субстратом для вельбарской культуры. С пшеворской культурой римского времени сейчас принято соотносить германское племя вандалов. Но своим происхождением в первых веках до н.э. она связана в том числе с ясторфской культурой (прародины многих западногерманских племен) и субстратом поморской культуры — древнейшего населения на территории современной Польши до прихода готов.
Их высадка в устье Вислы и продвижение вверх по ее течению сильно изменило этническую карту этого региона. Племена пшеворской культуры и другие местные германские племена под натиском готов вынуждены были мигрировать на юг, в сторону Дуная и лимеса — границы Римской империи, рассказывал в январе 2020 года в интервью Lenta.ru археолог, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья Института археологии РАН Олег Радюш.
Нашествие демонов
Иордан пишет, что страшны были не сколько сами гунны, сколько слухи, которые обгоняли их и рассказывались беженцами, дескать идет народ, не имевший ничего общего с людьми ни внешне, ни по своей жестокости.
К этому добавлялась и готская легенда о том, что гунны произошли от племени женщин-ведьм, отвратительных обликом и делами, которых обнаружили готы в стране Ойум. Изгнав их в безлюдные степи, готы забыли о них, а те соединившись со злыми духами, породили чудовищные народ гуннов.
Иордан даже чудесное спасение оленицы-показавшей брод гуннам, приписывает черной магии демонов-отцов гуннов!
Поэтому, ослабленное царство готов, ждало нашествия каких-то чудовищ, к тому же управлялось довольно пожилым царем Германарихом, страдающим от нанесенной ему раны. Недавно он велел растоптать лошадями дочь вождя племени росомонов, который изменил ему.Братья ее, желая мести, сумели проникнуть в царский двор и попытались убить Германариха, но смогли лишь ранить его перед тем , как погибли.
«…Готские воины пировали Сказали тогда Ермунрекку что стража увидела воинов в шлемах: «Обороняйтесь! Приехали сильные, — под конским копытом погибла сестра их!» В неравной битве братья пали, но все же нанесли рану убийце своей сестры: «Серли погиб у торцовой стены, у задней стены был Хамдир сражен.»
В 370 году гунны напали на царство готов, страну Ойум. Мы не знаем достоверно перипетии гунно-готской войны и не осталось точных свидетельств, но понятно, что война не была стремительной, было несколько биты, осад крепостей и только затем готы начали отступать.Возможно, цепь валов – Змиевы валы на Украине, как раз были возведены готами, для сдерживания кочевников.
Сага о Хервёр, при огромной мифологизации, содержит некоторые сведения: Огромное войско гуннов нападает на готскую крепость, в окрестностях леса Мирквуд и берет её штурмом, у столицы готов — города Археймара, где в районе современного Киева, гуннов ждет вдвое меньшее войско готов и в решающей битве оно гибнет.
Известно, что финалом гунно-готской войны стало некое грандиозное сражение, в ходе которого гибнет все войско готов, а 110-лентий король Германарих бросается на собственный меч, видя крах своей державы.
Предположительно, битва происходила по невыгодной для готов схеме: Их тяжелая пехота и лучники были бессильны против наскоков гуннской кавалерии, которая могла помногу часов нападать и отступать, избегая прямого столкновения, но выкашивая целые ряды пехотинцев своими страшными стрелами.Готская кавалерия, не смогла бы догнать гуннов, а углубившись в их ряды, рисковала быть атакованной тяжелой конницей алан или понести большие потери от искусных гуннских стрелков. А далее, уже порядком измотанную и потрепанную пешую основу готов, могли атаковать свежие аланские катафрактрии, , при поддержке гуннов.