Уголь,или новый взгляд на фильм п. лунгина «остров»

История создания фильма «Остров»

Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей, но он остается жив. На севере России, на пустынном острове в море, в маленькой православной обители он находит приют. Анатолий работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже похоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущают его странности — то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой такой дикой выходке есть смысл. На остров издалека приезжают люди, веря, что Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет?

Сценарий принадлежит выпускнику ВГИКа, точнее, стал выпускной работой Дмитрия Соболева. Позже агент отправил сценарий Павлу Лунгину. «У меня в жизни был период, когда я читал теологическую литературу, пытаясь что-то понять для себя. В принципе это второй сценарий, связанный с православием. В первом сценарии был священник православный. Поэтому идея вынашивалась долго, пока не созрела эта схема искушения, покаяние и прощение. После этого все и случилось, — рассказал Дмитрий Соболев РИА Новости. — Я читал жития многих подвижников и в основу образов главного героя легли Феофил Печерский и Севастьян Карагандинский». Кроме того, сценарий вышел и как отдельная книга, в сборнике сценариев, который также называется «Остров».

Фильм «Остров» — это свидетельство того, что время остановилось, отмечает режиссер. Сравнивая современные ценности России и всего мира, Лунгин говорит: «В России нет никакой истории, нет даже кружек, из которых мы пили пиво в пивных автоматах. Мы не оставляем никаких материальных следов, только идеи». «Остров» — это как раз попытка поймать мгновение.

Съемки картины проходили в специально выстроенном монастыре в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Вся декорация монастыря была привязана к затопленной деревянной барже. По рассказу режиссера, баржа, скорее всего, осталась от заключенных: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

Как отмечает режиссер, исполнитель главной роли Петр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актер получил благословение у своего духовника. Кроме того, в выстроенном в Кеми монастыре со съемочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, он провел молебен в первый день съемок.

«Процесс съемок запомнился мне гораздо больше радостями, чем сложностями, — вспоминает Павел Лунгин. — На съемках была совершенно особая теплая и творческая атмосфера. Мы жили там уединенно, в маленькой гостинице на берегу Белого моря. И даже Белое море само было к нам благосклонно, потому что не замерзало до середины декабря. Хотя по прогнозам лед должен был встать уже в октябре».

После завершения работы над фильмом построенную на время съемок церковь освятили, а один из работников съемочной группы, который был подсобным рабочим, остался в этом ските жить и, видимо, стал первым монахом нового монастыря.

«Перед съемками я объехал много знаменитых монастырей: был на Валааме, Селигере, Соловках, но понял, что ни один из них для нас не подходит. Нам нужен был маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесенные высокими стенами города. К тому же фильм-то не церковный, он не о монастыре, а о чувстве греха и стыда — главном, что отличает человека от животного».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Кратко о фильме Остров (2006):

Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство — расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить. Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен…

Создание своего авторского фильма

Дмитрий Соболев, сценарист фильма «Остров», до начала съёмок был непрофессиональным писателем. Одноимённая повесть — его дипломная работа, которая попалась на глаза Лунгину в тот момент, когда он увлёкся теизмом. Сам режиссёр, хоть и имел уже некоторую известность, ранее был скорее отмечен как «андеграундный» творец. Это говорит о том, что можно снять серьёзный популярный фильм даже не имея огромных бюджетов и суперзвезды в главной роли (Пётр Мамонов всё же был актёром-любителем). Всё, что вам понадобится — хорошая задумка, творческое рвение и качественная программа для монтажа видео.

Отличным вариантом станет ВидеоМОНТАЖ — мощный редактор, разработанный для неопытных пользователей. Программа максимально удобна и понятна — поэтому вам не придётся подолгу разбираться с инструкциями и осваивать инструменты. Благодаря нативному русскоязычному меню вы сразу же сможете приступить к работе и произвести редакцию своего первого ролика. Кто знает — может он и станет вашей «прорывной» работой.

Какие возможности предоставляет ВидеоМОНТАЖ:

  • Быстрая и точная нарезка видео с последующей склейкой
  • «Киношная» стилизация картинки с помощью фильтров
  • Наложение озвучки и музыки поверх ролика
  • Замена заднего фона благодаря хромакею

И это далеко не всё! Программа поможет полностью реализовать ваш творческий потенциал.

Главное меню ВидеоМОНТАЖА

Теперь вы знаете, как и где снимали фильм «Остров» Павла Лунгина, а также о первоисточнике картины и особенностях взаимоотношений актёров. Отличное кино создаётся не дорогими эффектами, а близкой зрителю атмосферой, прописанными героями, занимательным сценарием. Поэтому не бойтесь пробовать — скачайте программу для обработки видео и попытайте счастья со своим первым и, надеемся, не последним проектом.

Фильм «Остров» и его духовные уроки

  1. Настоящие старцы скрывают свои духовные дарования, чтобы не впасть в гордыню.
  2. Бог всемилостив, он готов простить даже самые тяжелые грехи, если человек кается от всей души.
  3. Не стоит обличать брата, если он ведет себя непонятно. Только Богу известно, что у этого человека на душе.
  4. Молящийся с верою и дерзновением получает просимое.
  5. Если обидел брата, сразу же попроси у него прощение. Если нет возможности, моли Бога о прощении.
  6. Человек создан для вечной жизни, поэтому не стоит привязываться к материальному.
  7. Умирать не страшно. Страшно предстать пред Богом во смраде грехов.

Предлагаем вам посмотреть фильм «Остров» или хотя бы его самые яркие моменты:

https://youtube.com/watch?v=uOn5CIT20Ac

Призы и награды

  • 2006 — лучший фильм на кинофестивале «Московская премьера».
  • 2007 — Шесть премий «Золотой орёл» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучший режиссёр» (Павел Лунгин), «Лучший сценарий» (Дмитрий Соболев), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно).
  • 2007 — Шесть премий «Ника» — «Лучший фильм года», «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков), «Лучшая мужская роль» (Петр Мамонов), «Лучшая режиссёрская работа» (Павел Лунгин), «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно), «Лучшая работа звукорежиссёра» (Стефан Альбине, Владимир Литровник, Степан Богданов).

Впервые фильм показали на Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж», где его признали лучшим христианским фильмом года. Все члены съёмочной группы побывали на приёме у патриарха Алексия II, Мамонов сказал патриарху, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт в храм, «значит, мы выполнили свою задачу».

Мамонов также получил премию «Своя колея» за вклад в возрождение православной культуры и премию «Жорж».

Речь Мамонова на церемонии

На церемонии вручения «Золотого орла» Мамонов ввёл собравшуюся праздную публику в оцепенение, появившись на сцене в простой вязаной кофте, потёртых джинсах и дешёвых кроссовках. Получая награду, произнёс обличительную речь, шокировав светскую тусовку: рассказал о смерти оператора Андрея Жегалова, подверг резкой критике беспечность современного российского общества, отметив подмену ценностей, аморальность игорного бизнеса и ежегодные убийства миллионов детей. Власть, по его мнению, в этой плачевной ситуации ничего не сможет сделать, и если мы сами сейчас не одумаемся, то наши внуки будут рабами у хозяев-китайцев.

На Первом канале речь практически полностью вырезали, но в прессе она произвела заметный резонанс, цитаты из неё были опубликованы в газетах «Коммерсант», «Известия», «Эксперт» и др. Известная журналистка Ирина Петровская назвала Мамонова персоной месяца, а сетевой журнал «Бунтарь» включил это эпатажное выступление в «топ-10 бунтарских поступков 2007 года».

Остров

Во время Великой Отечественной войны немцы захватывают угольную баржу где-то у берегов Белого моря. Матрос Анатолий под угрозой смерти предает и убивает своего командира, капитана корабля Тихона. Несмотря на это, немцы взрывают баржу и оставляют Анатолия умирать в море. Выжившего Анатолия мы находим через четверть века иноком при монастыре. Постаревший до неузнаваемости Анатолий трудится истопником. Он спит на углях в котельной, молится отдельно от всех и распевает во все горло песни.


Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru


Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru


Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Отец Иов не принимает и не понимает подход Анатолия к вере и жизни. Будучи человеком строгих нравов, он постоянно жалуется на старца кроткому и покладистому отцу Филарету – настоятелю монастыря. Анатолий обладает даром предвидеть будущее и исцелять людей. Они приезжают к нему издалека, выстраиваются в очередь у дверей котельной, на самом берегу острова. Он хоть и ведет себя с ними грубо, но помогает и наставляет на верный путь.

Под маской баламута и грубияна старец Анатолий прячет свои глубокие переживания об ошибках прошлого. В одиночестве он кается, взывая к небу, умоляя о прощении.

До «Острова» Павел Лунгин снял несколько неоднозначных работ, вызвавших смешанные чувства как у зрителей, так и у кинокритиков. Его обращение к религиозной тематике было встречено с настороженностью. Несмотря на это, картина заслужила похвалы в первую очередь за стилистику съемки и удивительную работу актеров. Прозрачный сюжет картины только укрепляет эстетическую целостность. Вопросы религии в фильме подняты с точки зрения основных постулатов христианства, таких как всепрощение, любовь и смирение, а не частных канонических надстроек.

Как признается Лунгин, сценарий фильма попал к нему в руки случайно. Его автор Дмитрий Соболев, на тот момент еще не окончивший ВГИК, сумел создать продуманный и многослойный сюжет, который сразу заинтересовал мастера.

За роль старца Анатолия Петр Мамонов получил премии «Золотой орел» и «Ника». Образ отстраненного, не понятого окружающими юродивого не раз встречается в творчестве Мамонова. Таким он предстает еще совсем молодым со сцены в составе группы «Звуки Му». Таким позже появится в «Царе» того же Лунгина и «Шапито-шоу» Сергея Лобана.

На вопрос о конфессиональной направленности фильма Мамонов ответил: «Нет такого понятия – православное кино. Есть кино и некино».

«Остров» получил шесть «Золотых орлов» и шесть премий Национальной академии кинематографических искусств. Среди них награды в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль первого плана» (Петр Мамонов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков) и «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно). В 2006 году картина закрывала 63-й Венецианский фестиваль.

Юлия Силаева (Вероника)

Сериал «Остров ненужных людей»: актриса Юлия Силаева в роли Вероники

Вероника является профессором, которая возглавляет НИИ. Hа остров ее отправил заместитель, который проворачивает аферу с получением институтом правительственного гранта.

Веронику в сериале “Остров ненужных людей” сыграла советская и российская актриса Юлия Силаева. Хоть родители артистки не имели отношения к творчеству, она все же решила пойти по своему пути. Большую часть времени актриса проводит в театре, но все же на ее счету не менее 30 ролей в кино. Среди них — “Встретимся на Таити”, “Большой капкан, или Соло для кошки при полной Луне”, “Рыжая” и др.

В сериале “Остров ненужных людей” также снимались Павел Трубинер, Александр Робак, Андрей Харитонов, Равшана Куркова, Алексей Вертинский и др.

Сергей Бурунов (1977)

Фильм «Остров»: актер Сергей Бурунов в роли адъютанта (тогда и сейчас)

Сериал «Бихэппи»: актеры и роли

Бурунов исполнил роль адъютанта в «Острове». Сегодня российскому зрителю сложно поверить, что актер такого калибра, как Сергей, играл в кино второстепенные роли. В сложные времена он жадно пытался получить хоть какую-то роль в большом кино, а также занимался озвучкой.

Судьба улыбнулась Бурунову в 2016 году с премьерой комедийного сериала «Полицейский с Рублевки» на канале ТНТ. В последующем актер получил приглашение на съемки в не менее популярном телешоу «Домашний арест», сыграв на экране заместителя мэра города Синеозерска, погрязшего во взятках и финансовых махинациях. Бурунов уже готовится к съемкам амбициозного кинопроекта «Он+Она». Подробности картины не разглашаются.

Описание истории

Предлагаем кратко вспомнить сюжет фильма Остров. Действия переносятся в годы Великой Отечественной войны. Вся страна пребывает в упадке. Тихон и кочегар – два лучших друга. В столь непростое время мужчины служат на угольной барже. Но однажды их судно было замечено немцами. Тихона и кочегара берут в плен. И если Тихон не демонстрирует перед вражескими солдатами страха, то кочегар сразу же начинает умолять о пощаде. Немцы пользуются трусостью кочегара и предлагают ему спастись. Для этого кочегар должен собственноручно застрелить Тихона. Кочегар соглашается.

Проходит 35 лет. Кочегар постарел и взял имя Анатолий. В годы войны его спасли монахи. С тех пор Анатолий посвящает жизнь служению Богу. Никто не подозревает о его темном прошлом. Для местных он давно стал мудрым старцем, к которому всегда можно обратиться за помощью. Но если прихожане видят в Анатолии целителя, то монахи считают «коллегу» юродивым нарушителем церковного порядка. Анатолий не молится в храме, ведет себя вызывающе и нарушает общественный порядок. Между старцем и монахом Ивом образуется конфликт.

Создание фильма

Колокольня

Баржа

Церковь

Место для съёмок «Острова» киногруппа подбирала долго. Было четыре экспедиции: съёмочная команда проехала по Мурманской области, побывала на Ладоге, Онежском озере, в Кижах, на Псковских озёрах. Ни один из действовавших в тех местах монастырей не подошёл режиссёру, так как ему требовался «маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесённые высокими стенами города»

Во время пятого выезда натура нашлась — это было окраина маленького посёлка Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Подошло всё: и пейзаж, который отвечал замыслам сценариста и художника, и естественные декорации. Вокруг — море, в котором разбросаны острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Островом стал полуостров, соединённый с материком небольшим перешейком. Башню преобразили в колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство. Особое значение для режиссёра имела затопленная деревянная баржа, к которой была привязана вся декорация монастыря. По рассказу режиссёра, баржа, скорее всего, осталась от заключённых: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

По словам Павла Лунгина, исполнитель главной роли Пётр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актёр получил благословение у своего духовника. Кроме того, со съёмочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, который провёл молебен в первый день съёмок.

Снимать пришлось быстро. Нужно было успеть завершить съёмки прежде, чем Белое море покроется льдом. Съёмки начались в октябре, а закончились в первых числах декабря 2005 года. Лишь пять дней съёмки велись вне Рабочеостровска. Военные сцены отсняли на Волге, под Дубной; по словам директора картины Вадима Корюзлова, «снимали ночью, чтобы не было видно, что это не море, а река». Сцену, где Настя со своим отцом Тихоном едут в поезде, снимали на Рижском вокзале в Москве.

В 2007 году режиссёр Павел Лунгин сказал:

Фильм Остров, сюжет

Во время Великой Отечественной войны в 1942 году где-то на Севере немцы захватывают советскую баржу, перевозящую уголь. На борту корабля находятся шкипер Тихон и кочегар Анатолий. Оба попытались спрятаться в угле, но немцы находят последнего. Анатолий соглашается сдаться в плен. Немцы спрашивали у Анатолия по-немецки где его капитан, но не смотря на то, что по-немецки он не понимал, всё же он сам выдал Тихона. Фашисты ставят обоих у борта с намерением расстрелять, Анатолий начал рыдать, умоляя сохранить ему жизнь. Тогда немецкий офицер предлагает Анатолию спасти свою жизнь, застрелив своего товарища. Анатолий стреляет в Тихона, и тот падает за борт. Немцы оставляют Анатолия, но заминированный ими корабль взрывается. Монахи подбирают на берегу безжизненное тело.

Действие переносится в 1976 год. Анатолий, значительно изменившийся из-за возраста, трудится в монастыре истопником. Живёт он в котельной, где спит на угле. Теперь он — отец Анатолий. К нему, как к старцу, с разными нуждами и болезнями приезжают люди, так как он обладал даром прозорливости и способностью исцелять при помощи молитвы. Странностей же старца Анатолия некоторые монахи не понимают, он молится отдельно от всех них, опаздывает на службу, ни с того ни сего начинает громко запевать песни. В числе не понимающих — отец Иов, завидующий отцу Анатолию за его дар. Настоятель, отец Филарет, пытается наладить отношения с отцом Анатолием, отвечая на жалобы отца Иова. Однако, несмотря на смирение и раскаяние, старцу не даёт покоя совершенное им преступление. Он часто садится в лодку и уплывает на уединённый остров, где усердно молится и кается в совершённом грехе.

Однажды в монастырь приезжает видный адмирал со своей одержимой дочерью. Старец везёт её на остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Адмирал же оказался тем самым Тихоном, в которого стрелял Анатолий. В беседе выясняется, что Анатолий лишь ранил Тихона в руку, и тому удалось спастись. Тихон говорит Анатолию, что давно простил его.

Теперь Анатолий знает, что может спокойно умереть. Смерть старца представлена в аллегорической форме: Анатолий ложится в гроб, принесённый Иовом специально для Анатолия, и просит Иова пойти и сказать братии, что он скончался. Иов бежит к колокольне и бьёт в колокола, оповещая о смерти старца. Гроб с телом монахи везут в лодке на его остров.

Где снимался фильм Остров?

Знаменитый фильм «Остров» снимался в северной Карелии, на окраине поселка Рабочеостровск. Напротив того самого порта, откуда каждое лето на Соловки отправляются десятки тысяч туристов, стояли на полуострове несколько старых бараков (на месте старого подворья Соловецкого монастыря). Для съемок фильма этот комплекс был перестроен как декорации.

По странному стечению обстоятельств было выбрано практически то самое место, где в 20-х и 30-х годах прошлого века стоял пересыльный лагерь, в котором группы заключенных грузили на баржи и отправляли в Соловецкие лагеря. До сих пор там можно увидеть остатки сооружений того времени, местами совсем скрытые растительностью…

Актёры фильма «Остров»

Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.

Пётр Мамонов

Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Алексей Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Алексея Ивановича Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.

Отец Алексей Иванович Гурьянов

Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.

По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.

Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)

На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.

Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).

Филарет и Иов

Рецензия фильма Остров (2006):

Посмотрев онлайн Фильм Остров, Павла Лунгина — нельзя осуждать, рекламировать или критиковать. Надо видеть. Сюжет фильма «Остров» — это маленький клочок жизни в нашей душе, некоторые не могут его найти и даже не догадываются, что он есть в них, другие знают, что это единственное место, где каждый разоблачается. А вы знаете, как страшно оказаться обнаженным, открыть свою душу светлому и ясному.

Одна моя знакомая сказала, что не стала смотреть фильм Остров (смотреть онлайн), потому что с первого кадра он показался ей серым, холодным и промерзлым. Я рада, что это только моя знакомая, а не родной человек.

Петр Мамонов, я смотрела тебе в глаза, ты не играл, ты жил. Виктор Сухоруков, я смотрела тебе в глаза, от них исходила благодать и умиротворение. Бесноватая девушка, это я, так же все грязное, скверное, пошлое выходило из меня, когда я жила на острове целых 112 минут, 112 минут раскаяния и отречения от искусственно созданного мира.

Я недавно спросила, почему он не поехал на «Оскар», как лучший иностранный фильм, почему «9 рота». Мне сказали, что его не поймут. Как можно не понять своей сущности и что добро есть в каждом из нас?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector