Церковь покрова пресвятой богородицы в филях

История

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова, зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком — там, где был двор Л. К. Нарышкина, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим — для того же заказчика.

Храм Покрова в Филях — пятиярусная центрическая церковь, построенная в стиле «Нарышкинского» барокко. Здание церкви с четырёхлепестковым планом двух нижних ярусов опоясано в уровне подклета аркадой гульбища. К нему с трех сторон ведут три широких открытых крыльца. Одно здание совмещает в себе зимнюю и летнюю церкви и колокольню. Колокола висят в пролётах верхнего, пятого яруса.

Храм в 1888 году

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов, но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

Украшение храма

Так как семья хозяина усадьбы была наиболее приближенной к царскому дому, прославление династии царя Петра I не могло не отразиться как на внешнем, так и на внутреннем убранстве самой церкви. Самым ярким тому подтверждением являются кресты, расположенные с восточной и западной стороны храма. Их венчают двуглавые орлы – символ государственности, а небольшой балкон с западной стороны носит название царской ложи.

Все это стало возможным благодаря тому, что Нарышкины лично участвовали в украшении нового каменного храма. Кроме того, и царь Петр I также приложил к этому свою руку. Своим приказом он выделил из казны на украшение церкви 4 сотни червонцев золотом. Как гласит легенда, сам царь иногда приезжал в Фили, но никогда не занимал отведенную для него ложу, а находился на клиросе, где пели певчие.

В 1705 году церковь Покрова Богородицы в Филях была украшена прекрасными трофейными витражами с цветными стеклами. Их привез сам Нарышкин из Нарвы, покоренной Петром I. На них были нанесены изображения растительных орнаментов, сцен из библейской жизни, а также вычурных рыцарских гербов.

Уникальность архитектурного стиля

Строительство каменной церкви Покрова послужило началу эпохи нарышкинского стиля. Историки до сих пор не могут назвать имя архитектора, воздвигшего храм. Некоторые отстаивают мнение, что автором проекта был сам Нарышкин. Другие называют имя Якова Бухвостова или Петра Потапова.

В пятиярусной центрической архитектуре хорошо прослеживаются элементы стиля раннего московского барокко. Строение имеет пять куполов и ориентировано по сторонам света. Сам собор и звонница образуют одно целое. На среднем ярусе расположены колокола, нижний – соединен аркадами. К главным входам ведут три широких крыльца со ступенями.

Внешне – монументальное строение, внутри оно не отличается большой площадью. Это объясняется тем, что верхняя церковь, в отличие от нижней приходской, была домовой. Два алтаря располагаются друг над другом, а иконостас состоит из девяти ярусов.

Храмовый интерьер принадлежит авторству Карпа Ивановича Золотарева. Он расписал стены храма, жертвенник, сделал иконостас, оформил резьбу. Многие посетители отмечают некоторое сходство лика архидиакона Стефана, изображенного на воротах алтаря, с императором Петром I, который любил посещать собор и подарил ему цветные витражи.

До нашего времени оригинальное убранство не дошло. Причиной тому стало вторжение Наполеоновской армии. В 1812 году здание использовали под конюшни. Только к окончанию XIX века сильно поврежденные фрески были заново отреставрированы современными мастерами. Единственное, что сумело пережить трудную историю – дубовый престол.

Реставрация

Первым делом принялись за восстановления фасада здания. Были отреставрированы главы и кресты, белокаменное покрытие и убранство. Можно сказать, что именно на этой церкви отрабатывалась техника, по которой впоследствии восстанавливались все архитектурные сооружения нарышкинского стиля.

До сих пор никто не знает о том, какой цвет имели стены здания изначально. Очень жаль, что в то время еще нельзя было делать фото церквей и храмов. А сейчас остается только догадываться. Можно предположить, что стены могли быть такими же, как и у храма Троицы, расположенного в Троице-Лыкове. Его строил в то же время, что и церковь Покрова в Филях младший брат Льва Кирилловича Нарышкина – Мартемьян. Стены в этом храме расписаны аспидом, имитирующим мрамор. Самая первая из покрасок, которую удалось обнаружить на филевской церкви, относится к XVIII веку. Тогда она имела сине-голубой цвет.

Следующий этап реставрационных работ начался в самом начале 70-х годов прошлого века. Храм был передан в ведение Центрального музея, специализировавшегося на древнерусском искусстве. Теперь главной целью было воссоздание интерьера. В Покровской церкви не осталось никакого первоначального убранства, поэтому восстанавливать декор XVIII-XIX веков пришлось буквально с нуля.

Работы велись не только в нижнем, но и в верхнем храме. Больше всего усилий было затрачено на восстановление уникальной резьбы, украшавшей иконостас, а также клиросов, киотов и царской ложи.

Поначалу интерьеры нижней и верхней церкви не были расписаны. Исключением был только свод Спасского храма. Там восстановили роспись с изображением Новозаветной Троицы с девятью ангелами. А в верхнем храме была оставлена более поздняя роспись, датированная XIX веком.

Благодаря кропотливому и многолетнему упорному труду многих реставраторов и архитекторов церковь обрела вторую жизнь. Им удалось сохранить поистине великолепный памятник нарышкинского стиля и воссоздать первоначальный облик храма.

Описание

Храм возведен на высоком правом берегу Москвы-реки, в месте впадения в нее речки Хвильки, или Фильки, в том самом месте, где раньше была старая деревянная обветшавшая Покровская церковь. Забавное название «Хвилька» появилось потому, что место впадения реки было низким, болотистым, то есть хвилым, отсюда и произошло название Фили.

Церковь Покрова в Филях строилась с 1690 по 1693 год. Её архитектор точно не известен, но исследователи полагают, что организатором процесса строительства был зодчий Яков Бухвостов, а генератором идей, архитектуры и автором композиции был сам Лев Кириллович Нарышкин, возможно, при участии юного Петра.

В верхнем храме сохранилась так называемая царская ложа, это небольшой двухъярусный балкон, на котором во время службы должны были стоять сам хозяин усадьбы и, конечно, его венценосный племянник.

Царская ложа

Но известно, что Пётр не любил находиться на этом балконе, видимо, из-за своего необычного роста. По субботам он приезжал к дяде на пир и оставался на воскресную литургию, во время которой стоял на клиросе и пел вместе со всеми певчими. Эти клиросы, находящиеся справа и слева от иконостаса, и сейчас по-прежнему стоят, словно ожидая юного государя.

Клиросы слева и справа от иконостаса

Поражает изысканность, потрясающая красота храма, его архитектура впитала в себя все европейские стили, которые были в то время. Так, четырёх лепестковая композиция характерна для эпохи Возрождения, в то же время постройка имеет много древнерусских черт.

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях являлась своеобразной капеллой в загородной резиденцией Нарышкина. Лев Кириллович создавал храм-жемчужину, поскольку к нему в гости часто приезжал государь и строение возводилось как визитная карточка имения.

Белокаменный декор, ярусное строение и затейливые виды, богатое внешнее убранство говорили о знатном происхождении, состоянии и добродетели хозяина.

Торжественная лестница

163045

Подклет с открытой галереей на аркаде

163041

Великолепное убранство верхнего храма сохранилось практически полностью. Примечателен старинный дубовый пол, по которому ходил еще сам Пётр Первый

Привлекает внимание уникальный свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства

Свод храма с изображением Троицы Новозаветной и небесного воинства

Но основным убранством храма является пышная резьба иконостаса, созданная живописцем Карпом Золотаревым. Также в работе принимал участие иконописец Кирилл Уланов.

Пышная резьба иконостаса, в центре — икона Рождества Пресвятой Богородицы

Иконостас имеет сложную форму (он сужается кверху, поскольку органично повторяет форму самого храма).

Иконостас повторяет форму храма

Каждая его икона — это произведение искусства со своей историей. К сожалению, не сохранилась икона Спаса Нерукотворного, в честь которого и был освещен верхний храм.

Икона Господа Вседержителя, сидящего на престоле, с предстоящими Ему Божию Матерью и Иоанном Предтечи

В интерьере храма Спаса Нерукотворного звучит тема царского величия. Например, в образе Архидиакона Стефана написан портрет молодого царевича Петра. Более того, весь местный ряд иконостаса посвящен дому Романовых и самим Нарышкиным.

Икона Архидиакона Стефана, вероятно, писали с молодого царевича Петра I

Икона архидиакона Лаврентия, вероятно, писали с молодого царевича Ивана V — брата Петра I

Церковь Покрова в Филях сильно пострадала во время наполеоновской компании, а также в период Великой Отечественной войны. В 50–60-е годы XIX века проводилась его реставрация.

Граф Шереметев привез на Воздвиженку жену, крепостную актрису

Венценосный племянник Нарышкина домовые церкви не жаловал, и в 1722 году храм стал приходским. Какое-то время он даже стоял запечатанным, но позже службы в нем возобновились. Последняя владелица усадьбы, внучка Льва Нарышкина Екатерина, вышла замуж за Кирилла Разумовского, брата приближенного к императрице Елизавете Петровне Алексея Разумовского. Их свадьба проходила на Романовом дворе, и государыня почтила торжество своим присутствием.

Шереметев двор. Угловой дом Разумовского

В конце 1780-х Кирилл Разумовский перестроил нарышкинский дом, превратив его в настоящий дворец, выходящий фасадом на Воздвиженку. Напротив него был, также в классическом стиле, выстроен еще один дом Разумовских, который называли «угловым». Сын Кирилла Разумовского, Алексей, женатый на Варваре Петровне Шереметевой, в 1799 г. продал имение ее брату, графу Николаю Петровичу Шереметеву. Сюда после венчания привез Николай. Шереметев молодую жену – бывшую крепостную актрису Прасковью Ковалеву-Жемчугову. А двор, да и бывший Романов переулок стали именоваться Шереметевыми.

В память крепостной актрисы

В 1812 году дом сильно пострадал от пожара. И супруга наследника Шереметевых, Дмитрия, Анна Сергеевна Шереметева пригласила известного московского архитектора А. С. Григорьева, под руководством которого были отремонтировали фасады храма. Архитектор переделал интерьер, объединив трапезную с четвериком храма, а боковые приделы – с центральным престолом. Были увеличены оконные и дверные проемы, заложены входы с гульбища, выложены новые каменные полы и солея, сделан новый иконостас.

Внук Николая Петровича Александр Шереметев существенно изменил вид усадьбы, построив перед дворцом доходные дома. В главном доме усадьбы в конце XIX века заседала Городская Дума, позже – размещался Охотничий клуб, на сцене которого играли будущие артисты Московского художественного театра. В первые годы Советской власти усадьбу заняла Военная Академия, а затем – кремлевская больница. Шереметев переулок стал улицей Грановского.

Знаменский храм закрыли в 1930 г. Его приспособили для нужд кремлевской больницы и столовой, расположив последнюю непосредственно в церкви. Храм лишился глав, многих элементов декора, арки галереи заложили кирпичом. Облик сооружения был изуродован перекрытиями и пристройками. Вдобавок, при бомбежке в 1941 году были выбиты окна.

В 1950-х была проведена первая реставрация храма: восстановлены барабаны и три главы, белокаменный декор. Следующая реставрация проводилась в 1970-х, но состояние постройки ухудшалось, чему способствовало проседание фундамента и вибрация, передающаяся на стены от вытяжных труб. Храм все же устоял и дожил до капитального ремонта, проведенного уже после возвращения святыни церкви в 2005 году и завершившегося в 2008-м., чему немало способствовали первые лица государства.

Шереметьев двор. Знаменская церковь

А переулок вновь именуется Романовым, и многочисленных туристов приводят во двор, где возвышается Знаменская церковь, бывшая домовым храмом знаменитых родов России – Романовых, Нарышкиных, Разумовских и Шереметевых.

Статус-кво

Строительство под стенами древнего храма – не единственная опасность, которая его подстерегает. Эксперты определяют современное состояние храма как «аварийное».

«Последнюю реставрацию проводили в 2000 году. Тогда же констатировали, что памятник находится в неудовлетворительном состоянии», – говорит Сергей Клычков.

По его словам, проведению реставрационных работ мешает неопределенный статус храма. В 2013 году церковь Покрова в Филях получила статус федерального объекта культурного назначения. При этом процедура передачи памятника в федеральную собственность так и не была доведена до конца, и церковь Покрова по-прежнему находится на балансе города.

Сегодня в храме располагается филиал музея Андрея Рублева. Музей сохраняет верхний и нижний храмы. Верхний храм в летнее время открыт для посетителей, нижний храм распоряжением правительства Российской Федерации должен быть передан в пользование прихода. Но эта передача до сих пор не осуществлена, говорит отец Борис Михайлов. Приход имеет возможность служить в храме в определенные дни по соглашению с музеем.

Музей – пользователь памятника на правах охранно-арендного договора с Департаментом культурного наследия Москвы, говорит Сергей Клычков. Двойственный статус храма делает невозможным его передачу в оперативное управление музею и получение бюджетных средств на реставрацию памятника и развитие музейной зоны.

«Протечки и подсосы, вода. Вот основная проблема храма в настоящее время, – говорит отец Борис Михайлов. – Вчера мне показали нижний цоколь с внутренней стороны. И там везде желтые разводы – то есть вода всасывается и идет по камню. Он же там беленый, и хорошо видно, как происходит подсос – раз волна развода, два волна…»

По словам отца Бориса, ни священник, ни приход исправить эту ситуацию не могут: «Как приход мы зарегистрированы в этом храме с начала девяностых годов. Но до сих пор мы не можем реализовать свое право на служение в нем и участвовать в реставрационном процессе».

Из истории церкви Покрова в Филях

Заложение собора произошло в 1619 году князем Федором Мстиславским, как символ победы над поляками. Тогда была построена деревянная церковь, освященная во имя Пресвятой Богородицы. Позже она отошла дяде юного тогда еще Петра I – Льву Кирилловичу Нарышкину. Так, приход стал частью родового имения Нарышкиных.

Церковь Покрова в Филях

Во время знаменитого Стрелецкого бунта (1682 г.) богатый вельможа горячо молился Христу о спасении, обещая возвести собор, если ему удастся избежать гибели. Так, к 1694-му на месте прежней церкви появилась каменная с двумя храмами: нижний (приходской) – Покровский, и верхний (домовой) – во имя Спаса Нерукотворного. Тогда же на ее территории был разбит парк и назначен первый настоятель – Кузьма Анциферов.

Позже поселок Фили, где был расположен приход, переименовали на Покровское, а вблизи собора выложили шоссе (сейчас улица Б. Филевская). По нему паломники добирались к Звенигородской Саввино-Сторожевской обители.

Первый раз храм пострадал от наполеоновской армии во время набега французов на Москву. После этого Эммануил Дмитриевич Нарышкин, который на тот момент был владельцем, передал его Павлу Григорьевичу Шелапутину. До 1914 года зажиточный промышленник был старостой прихода, вкладывая в него немалые деньги.

Даже после Октябрьской революции церковь не преставала принимать прихожан. Несмотря на то, что верующим постоянно приходилось бороться за ее существование с руководством завода №22, там продолжали проводиться богослужения.

Так, храм действовал до начала XX века, пока летом 1941 года его не закрыли. Чтобы немецкие наводчики не воспользовались высокой постройкой для корректировки своей артиллерии, ее разобрали вплоть до нижнего яруса. Однако эти меры не помогли – церковь все же подверглась авиаударам.

Два года здание использовали как военный госпиталь, а после победы отдали под склад макулатуры. Реставрировать собор начали с 1955 года, завершив последние работы только к 80-м годам XX столетия. После проведения Олимпиады в Москве, приход отошел музею имени Андрея Рублева.

В начале 90-х, по просьбам верующих, Покровский храм возобновил богослужения. Первый молебен состоялся 14 октября 1992 года, однако верхняя церковь продолжала оставаться музеем. Спустя два года приход обрел настоятеля – им стал протоиерей Борис Михайлов. А 28 марта 2000 года был издан указ, согласно которому разрешалось проводить регулярные праздничные службы.

К собору в Филях стекаются паломники со всей России

Сейчас к собору в Филях стекаются паломники со всей России, чтобы поклониться святыням и помолиться. Также на территории прихода действуют:

  • воскресная школа;
  • церковный исторический музей;
  • паломнический центр;
  • молодежная организация «Филевцы».

Прихожане принимают активное участие в социальной деятельности, помогают бедным и нуждающимся, собирают благотворительность на храмовые нужды.

История

На месте современного здания до конца XVII века стояла деревянная церковь, построенная в честь окончания Смутного времени и в благодарность Богородице за спасение народа от кровопролития и раздоров.

В то время земли принадлежали роду Милославских. Позже владельцем села Фили становится боярин К.Л. Нарышкин — родной дядя Петра I. Новый каменный храм был построен на его деньги в 1690—1694 годах.

Автор проекта неизвестен. По одним данным это — Яков Бухвостов, по другим — зодчий Петр Потапов, создавший ансамбль Новодевичьева монастыря.

Здание Храма Покрова вмещало в себя летнее и зимнее помещения, а также колокольню. Престолы находились в обоих помещениях.

На первом этаже находится зимняя (отапливаемая) Покровская церковь.

На втором – летняя, церковь Спаса Нерукотворного. Своё название она получила в честь спасения Л.К. Нарышкина при стрелецком бунте.

Петр I неоднократно бывал здесь. Более того, он жертвовал на украшение собора щедрые деньги. А в 1703 году привез для него витражи.

Интересно, что, западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной.

Над внутренним убранством и декором работали лучшие мастера резьбы по камню. Роспись иконостаса выполняли царские мастера Оружейной палаты.

К сожалению, от первоначального интерьера зимнего храма сохранилось немногое. Большая часть погибла, после 1812 года, когда наполеоновская армия устроила там конюшни.

Верхний этаж практически полностью сохранился в первозданном виде.

Советское время

В 1941 году собор закрыли. При этом сняли купола и разобрали верхнюю часть здания. Иначе она могла использоваться немцами для наведения орудий. Однако бомбардировки избежать не удалось.

До 1943 года здесь располагался лазарет, потом склад бумажных изделий.

Реставрационные работы начались лишь с 1955 года и завершились к концу XX столетия.

В 1971 году собор отдали музею им. Андрея Рублева.

Такое положение дел не устраивало общину верующих, которая упорно добивалась возобновления богослужений под сводами храма. Усилия их даром не прошли. И к 1992 году в Покровском храме состоялось первое богослужение.

Позже был издан указ, официально разрешающий совместное использование.

Сейчас церковь Покрова в Филях — филиал центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва и действующая церковь, в которой постоянно проходят богослужения.

Специфика собора

Что же собой представляет современный Храм Покрова?

Это пятиярусный собор. Помимо летней и зимней церкви здесь есть колокольня.

Автор оригинального резного убранства собора, а также ее иконостаса — Карп Золотарёв. Сохранились и иконы великого мастера Кирилла Уланова.

Первоначальный иконостас, расположенный в нижней церкви, трижды был изменен.

Из оригинальных элементов декора сохранились: иконы «Трех радостей», «Покров Богородицы» и несколько других, а также дубовый престол. На сводах здания можно увидеть роспись XVII-XIX веков.

Как добраться

Добраться до него можно на метро. Доезжаем до станции Фили, затем еще около 500 метров проходим пешком.

Сайт: www.pokrov-fili.ru

Адрес: Москва, ул. Новозаводская, 6

Где остановиться в Москве

Сейчас много вариантов жилья в Москве появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Сток под вопросом

«Исторически здесь всегда был естественный сток вод. Вода течет по склону, попадает в Москва-реку, – протоиерей Борис Михайлов, настоятель Покровского храма в Филях, показывает рукой в сторону набережной. – Что планируют сделать сейчас? Территорию в низине, где была промзона речного порта, хотят застроить 70-метровыми жилыми домами, провести там восьмиполосное шоссе. Под это строительство нужно будет забетонировать площадку, и она станет плотиной на пути воды. На том месте, где сегодня стоит храм, будет болото».

Отец Борис – искусствовед по образованию. Он написал книгу по истории филевского храма и влюблен в него всей душой. О грядущей застройке настоятель узнал от местных жителей, многие из которых его прихожане.

Они развернули настоящую борьбу против строительных планов. Застройка, по их мнению, повредит не только храму, но и сделает невыносимой жизнь остальных обитателей Новозаводской улицы.

Сложные грунты под местом будущего строительства приведут к разрушению соседних домов, исчезнут спортивные площадки, квартал окажется в кольце дорог.

Местные жители собрали более тысячи подписей жильцов в свою поддержку, написали письма президенту, премьер-министру, мэру Москвы, в целый ряд государственных учреждений.

Образцы этих писем выложены в соцсетях. Их предлагают подписать и отправить от своего имени всем желающим.

– Я такой пролетарской ярости не видел, воспроизвести это невозможно, – вспоминает отец Борис общественные слушания в ноябре, где жильцы встретились лицом к лицу с застройщиками.

Застройщик – ОАО «Порт-Сити», одним из учредителей которого является Михаил Хубутия, председатель Союза грузин России и председатель совета директоров торгового дома «Шатер» (управляет московскими Гостиным Двором и Манежем).

– На слушаниях застройщикам удалось получить перевес в голосах, – говорит Сергей Клычков, координатор движения «Архнадзор». – Они представили свои списки, где фигурировало более 2000 подписей за строительство. В основном в этих бумагах подписались сотрудники ближайших кафе и шиномонтажей. Сейчас местные жители обратились в прокуратуру, поскольку подозревают, что часть подписей подделали.

Судьба строительного проекта, который поставит под угрозу будущее уникального храма, сегодня не ясна. «Понятно, что застройщики не откажутся от него просто так, будут продавливать его», – говорит отец Борис Михайлов. С этим мнением согласен и эксперт «Архнадзора».

В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».

«Не нужно быть специалистом, чтобы понимать: три 70-метровые высотки и многополосная трасса нарушат исторически сложившуюся гидрологеолгическую ситуацию», – говорит отец Борис Михайлов.

По словам сотрудника «Порт-Сити», сейчас проект проходит доработку в НИИ Генплана. Сроки начала строительства пока неизвестны.

Выводы

Нарышкинское барокко – уникальное явление в русском зодчестве, не похожее ни на одно из мировых архитектурных стилей. Этот самобытный стиль вобрал в себя всё лучшее, что было в отечественной и западной архитектуре. К сожалению, после 1710-х годов подобные храмы больше не строились. Однако ещё до конца столетия в работах русских зодчих чувствуется влияние нарышкинского стиля и даже образуются его ветви (Строгановская ветвь).

И по сей день нарышкинское барокко украшает множество городов, а в небольших деревеньках можно встретить так называемый деревенский стиль. А более элитные постройки представлены во французском стиле шале, который отражается не только в архитектуре, но и прекрасен в интерьерах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector