Икона святой тамары

История правления

Георгий скончался в 1184 году, оставив дочери не только государство, но и натянутые отношения с местным духовенством. В тот же год царицу Тамару повторно короновали в Гелати, после чего она принялась устранять неурядицы в церковной среде и наводить административный порядок. По ее повелению храмы были избавлены от повинностей, а от кафедры отстранены недостойные епископы.

Примерно за 30 лет правления царица Тамара сделала столько, сколько не мог совершить ни один предыдущий правитель Грузии:

  • завершила начатое ее предками дело — создала совершенную грузинскую армию;
  • завоевала Эрзерум и Темриз;
  • одержала победу над ардебильским султаном;
  • вышла победительницей в Шамкорской битве, поразив алеппского султана Нукардина;
  • поспособствовала развитию романтической словесности в прозе и усовершенствованию грузинского языка;
  • распространила гражданственность и христианство посреди кавказских горцев.

Благодаря военным трофеям и дани, собираемой с завоеванных территорий, Грузия стала одной из самых богатых стран в средневековом мире. На полученные средства царица Тамара построила много храмов, замков, оборонительных сооружений.

Царица понимала, что для продолжения ее начинаний грузинским подданным необходимо хорошее образование, поэтому приложила максимум усилий для расширения школьной программы. Детям преподавали богословие, арифметику, астрологию, иностранные языки и множество иных предметов, которым не обучали в других государствах.

Во времена правления Тамары при дворе собирались лучшие музыканты, писатели, философы и поэты. Именно при ее царствовании появилась поэма «Витязь в тигровой шкуре», в которой Шота Руставели воспел такие человеческие качества, как воинская доблесть, мужество, щедрость и дружелюбие.

Что касается личной жизни Тамары, то первый раз она вышла замуж в 1185 году. Ее скорее политическим, чем душевным выбором стал князь Новгородский – Юрий Андреевич Боголюбский, который оказался пьяницей и человеком с множеством пороков. Царица два года терпела его недостойное поведение, а в 1187-м отправила в изгнание и расторгла брак. Вторым мужем правительницы стал Давид Сослани – царевич из Осетии, который многие годы был надежным соратником Тамары и подарил ей сына Георгия IV Лашу.

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы постараемся сделать ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Тамара, царица

* Цены указаны на типовой образец и могут различаться в зависимости от вариантов отделки и дополнительных образов (предстоящие, образы на полях).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗЕ

Икона Тамары царицы является отображением лика святой девы Тамары.

Святая Тамара мученица благоверная была царицей Грузии. Она родилась приблизительно в 1165 году. Происхождение ее было от древнего рода грузинской династии Багратидов. Ее отец Георгий III был правителем Грузии. В 1178 году Тамара стала помогать своему отцу в правлении страной. Времена царствования царицы Тамары считались золотым веком истории Грузии. Она продолжила начатое благоверное дело своего деда святого царя Давида III Возобновителя.

Скончалась святая царица Тамара в 1213 году. Ее имя и икона святая царица Тамара были причислены к лику святых.Празднование памяти царицы Тамары проходит 1 мая и в неделю празднования жен-мироносиц.

Характеристика имени в зависимости от времени года.

Зима. Рожденная в холодное время года, Тамара слишком эксцентрична и любит делать разные выходки. Из нее получится отличная управляющая. Осень. Женщина очень предприимчива, является великолепным руководителем, обычно очень уважаема коллегами. Своего статуса достигает благодаря отзывчивости и справедливости, в случае необходимости может войти в положение подчиненного и даже оказать посильную помощь. Наравне с зимой является наиболее благоприятным временем года.

Лето. Рожденная под яркими солнечными лучами, Тамара легкомысленна, любит плести интриги, распускать сплетни. Лучше всего у нее получается заниматься делом самостоятельно. Профессия критика или художника является предпочтительной для этих людей. Весна. Полностью соответствует своему времени года – ранима, нежна, легка на подъем. С трудом переносит критику и обиду. Отлично владеет пером, поэтому писательство часто становится выбором весенних Тамар.

Ранние годы царицы Тамары

Грузинский народ питает искреннюю любовь к двум великим женщинам – святой Нино и царице Тамаре. И за те века, что прошли с момента кончины царицы, эта привязанность не ослабела. Всё потому, что столь хрупкая и необычайно привлекательная женщина стала истинным даром для Грузии. В ее лице жители обрели наилучшего правителя – справедливого, мудрого, не по-мужски умного и по-женски милосердного. До наших времен дошли только два летописных источника, повествующих о Тамаре, – «Жизнь царицы» и «История и восхваление венценосцев». Именно благодаря сохранившимся документам историки приоткрыли завесу тайны, связанную с ее биографией, и узнали, как царствовала эта женщина.


Согласно летописям, царица Тамара родилась в 1166 году в семействе, происходящем из династии Багратионов. Ее отец – Георгий III – был внуком грузинского царя Давида Строителя, а мать – Бурдухан – приходилась дочерью аланскому царю Худану. По случаю появления на свет наследницы Георгий III повелел построить храм Рождества Богородицы, который по сегодняшний день возвышается в Тбилиси и носит название в честь Дидубийской Богоматери. Рано оставшись без матери, девочка воспитывалась наставницей Русудан, которая сумела вырастить из нее не просто женщину, а истинную царицу. Благодаря придворной даме Тамара получила замечательное образование и начала проявлять незаурядные способности еще в юном возрасте. Первым значимым событием в жизни будущей царицы стал мятеж 1177 года. Против Георгия III было организовано восстание клана Орбелиани, которое отец Тамары сумел подавить. Учитывая нестабильную ситуацию в стране и отсутствие сыновей-наследников, грузинский царь решил короновать дочь еще при собственном царствовании. В 1178 году она торжественно взошла на престол в Уплисцихе и принялась править страной вместе с отцом.

Мощи и почитание

Св. блгв. Тамара Грузинская

По слову жизнеописателя, с преставлением святой царицы Тамары «погасло солнце Грузии», и веселье грузин сменилось горем: «земле, обеспложенной от соли, уподобились уста их» . Согласно «Жизни царицы цариц Тамар» прах святой Тамары на несколько дней положили в соборе в Мцхете, а затем погребли в Гелати в родовой усыпальнице Багратионов. Однако на деле подлинное место упокоения её мощей осталось сокрытым. Зная о том, что враги Христа захотят отомстить ей после кончины, она завещала похоронить себя тайно, чтобы могила осталась сокрытой от мира. Ночью из ворот замка, где умерла царица, выехало десять отрядов. Каждый вёз гроб, и все десять гробов тайно похоронили в разных местах. Никто не знал, в каком из них находится тело царицы. Согласно одному преданию, она была похоронена в Гелатском монастыре. Другая традиция утверждает, что она была погребена в Иерусалимском Крестном монастыре, так как дала обещание совершить паломничество в Иерусалим, но при жизни не смогла сделать этого, и новый царь Георгий Лаша исполнил заветное желание своей матери. Современники царицы Тамары оставили два оставшихся в веках крупных жизнеописания святой. «Жизнь царицы цариц Тамар» написано, по мнению наиболее авторитетных грузинских исследователей, приближённым царицы Василием Эзосмодзгвари и посвящено в первую очередь нравственному облику святой. Другое произведение — «История и восхваление венценосцев» — написано в более светском ключе очевидцем большинства описываемых им событий и изобилует подробными географическими сведениями, описаниями битв и государственных советов. Сведения о жизни святой также содержатся в указах и документах наподобие дарственных грамот.

Как её личное благочестие, так и беспримерный расцвет Грузии под её рукой, способствовали сложению особого почитания вокруг её имени. Наравне с равноапостольной Ниной, благоверная царица сделалась наиболее чтимой и любимой святой среди грузин. Соборно утверждённое Церковью почитание святой царицы дополнилось разнообразными народными легендами и поверьями. Со временем почитание святой стало распространятся и в других православных народах. На Руси широкое хождение со второй половины XVI века получила «Повесть о царице Динаре», основанная на событиях связанных со славной Шамхорской битвой. В связи с 800-летием её кончины Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары .

Значение иконы

Век, в котором царица правила государством принято именовать золотым, в том числе по той причине, что Тамара сберегла свою страну от воздействия ислама, сохранив уникальную грузинскую культуру.

Внимание! Икона святой Тамары — изображение, которое можно приобрести только лишь в храмах Грузии, неслучайно царица признана покровительницей этой страны. Считается, что царица Тамара, наделенная при жизни величайшей мудростью и справедливостью, в образе иконы служить хорошим оберегом для семьи, не только имеющей отношении к Грузии, но и для совершенно любой национальности

Считается, что царица Тамара, наделенная при жизни величайшей мудростью и справедливостью, в образе иконы служить хорошим оберегом для семьи, не только имеющей отношении к Грузии, но и для совершенно любой национальности.

Значимость иконы Святой Тамары особенно велика для грузинского народа, который от века к веку почитает ее и как царицу своей страны, и как святую, хранящую свою страну и свой народ от различных бед. Вероятно, по этой причине в Грузии принято иметь при себе небольшую иконку с изображением Святой Тамары, дабы в любой момент иметь возможность обратиться к ней с молитвой.

Использованные материалы

  • Поспелов Антон Евгеньевич, «Святая царица Тамара Великая. Жизнеописание по грузинским летописям», портал Православие.Ru, 14 мая 2013:

  • Страницы календаря на портале Православие.Ru:
  • Минея-апрель, ч. 2, Изд. Московской Патриархии, с. 341:

    — тропарь

  • Асатиани Фридон, прот., «Время царствования святой благоверной царицы Тамары», портал Богослов.Ru, 26 мая 2009:

    — материал использован частично

  На начало XXI века среди русско-говорящих грузин было принято называть святую царицей Тамар.

  Точные годы жизни продолжают обсуждаться. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 10-24, или

  О годе рождения будущей царицы можно судить приблизительно на основании слов «Истории и восхваления венценосцев» (см. русский перевод, с. 33) о том что, после смерти царя Георгия III в году вельможи страны обратились к его сестре Русудан со следующими словами: Тамара, «будучи юной, по уму выглядит не юной, а сознательной, разумной и знающей«. «Юная» в оригинале передано словом крма, которое обозначает отроковицу 15-20 лет, из чего следует что она должна была родиться между и годами. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

  Джавахишвили Иване, Сочинения в двенадцати томах (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1977, т. VIII, с. 137.

  Метревели Роин, Царица Тамара (на груз. яз.), Тбилиси: Изд. Мецниереба, 1991, с. 125.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 32,

  Джанашвили М., Царица Тамара, Тифлис, 1900, с. 50.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 18.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 30.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 31.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 42.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 34.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 37.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 41.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 51.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 29.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 38.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 54-55.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 55.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 50.

  История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954, с. 66.

  Цит. по Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 48.

  Число по грузинским летописям. В русским месяцесловах указано 1 мая — день памяти святой.

  И. А. Джавахишвили на основании косвенных данных годом смерти царицы Тамар условно счёл 1213 год. Эта датировка закрепилась в официальной грузинской историографии. При этом на основе прямых указаний грузинских, армянских и арабских источников ряд ученых датирует её преставление годом. См. Бердзнишвили М. М., «Об авторе и времени написания «Жизни царицы цариц Тамар»», Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 15, сноска 14. Существуют также датировки преставления и годом.

  Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985, с. 49.

  Русский перевод: Жизнь царицы цариц Тамар, пер. и введ. В. Д. Дондуа; исслед. и примеч. М. М. Бердзенишвили, Тб.: Мецниереба, 1985.

  Русский перевод: История и восхваление венценосцев, пер. и введ. К. С. Кекелидзе, Тб.: АН ГрузССР, 1954.

  «Грузинская Православная Церковь объявила 2013 год годом царицы Тамары», портал Православие.Ru, 20 февраля 2013,

История иконы

Икона Святой царицы Тамары отображает лик Святой Девы Тамары. Благоверная Царица всегда изображается в царских одеждах, что подчеркивает ее статус. При этом сама Тамара не любила роскошь, и все богатства для нее не имели значения.

Святая Тамара была царицей Грузии. Родилась она приблизительно в 1164 году. Происходила Тамара из древнейшего рода грузинской династии Багратидов. Ее дедом был благоверный Давид III. Именно Давид начал в Грузии распространять христианскую веру и начал строительство первых в стране храмов и монастырей.

Отец Тамары – Георг III был царем Грузии. Еще при жизни он короновал юную благоверную Тамару, и с 1178 года она стала помогать Георгу в управлении страной. В 1184 году царь покинул эту землю, и с этого времени Святая Тамара приступила к самостоятельному правлению Грузией.

Время царствования благоверной Тамары называется одним из лучших периодов истории ее страны. Никогда прежде Грузия не достигала такого процветания. Царица Тамара, отличавшаяся благочестием, поспособствовала широкому распространению христианства по всей территории Грузии.

При ней было построено множество монастырей и храмов, а церкви были освобождены от повинностей. Царица Тамара способствовала развитию искусства и наук, в годы ее царствования в Грузии появилось много богословов, историков, ораторов, философов, поэтов и художников.

О совершенной красоте Святой Тамары ходили легенды, ее благосклонности пытались добиться византийские царевичи, персидский шах и султан алеппский.

Замуж Тамара выходила 2 раза. Первым ее мужем был Юрий – сын князя Боголюбского. Но, к сожалению, он был заметен в бесчинствах, поэтому Царица развелась с ним. Второй брак Святой Тамары был более удачным, Царица вышла замуж за князя Давида Сослани.

Из основных реформ и достижений царицы Тамары следует отметить:

  • освобождение церкви от налогообложения;
  • облегчение сборов с сельского хозяйства;
  • активная поддержка вдов, сирот и обездоленных;
  • смену военноначальников на более надежных;
  • отбила войска двух захватчиков халифа Абу-Бакра и султана Рукн-ад-Дина;
  • создала общий собор церковного богослужения в стране;
  • возвела немалое количество храмов и монастырей.

В целом в стране наблюдалось развитие во всех сферах от грандиозных военных свершений (не только упрочились границы, но и взято множество новых городов) до развития культуры.

Заслуживает внимания духовное подвижничество царицы, о котором свидетельствуют биографы. Днем она, облаченная в роскошные одежды, правила страной и имела доступ к самым разнообразным богатствам, даже подчиняла близлежащие страны. Тем не менее по ночам царица одевала простую одежду и ставала на молитву, дабы обрести подлинные богатства – духовные. Именно такая высокая мудрость и благочестивое поведение позволили царицы достигнуть процветания и с этим позволить процветать собственной стране.

В начале XIII века правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к благоверной Тамаре с требованием отказа грузинского народа от христианства и принятия ислама. Святая не согласилась выполнить такие требования. И хотя по численности грузинское войско было намного меньше мусульманского, это не помешало одержать им победу в битве.

Последние годы жизни Святая Царица провела в монастыре, умерла Тамара в 1213 году. Место ее захоронения не известно, потому что Святая Тамара завещала похоронить ее тайно. Имя Святой Тамары, за все ее благие дела, причислено к лику святых.

Икона Святой Тамары

Иконы в СПб > иконы святых > икона Святой Тамары, Великой Царицы

Икона Святой царицы Тамары отображает лик Святой Девы Тамары. Благоверная Царица всегда изображается в царских одеждах, что подчеркивает ее статус. При этом сама Тамара не любила роскошь, и все богатства для нее не имели значения.

Святая Тамара была царицей Грузии. Родилась она приблизительно в 1164 году. Происходила Тамара из древнейшего рода грузинской династии Багратидов. Ее дедом был благоверный Давид III. Именно Давид начал в Грузии распространять христианскую веру и начал строительство первых в стране храмов и монастырей.

Отец Тамары – Георг III был царем Грузии. Еще при жизни он короновал юную благоверную Тамару, и с 1178 года она стала помогать Георгу в управлении страной. В 1184 году царь покинул эту землю, и с этого времени Святая Тамара приступила к самостоятельному правлению Грузией.

Время царствования благоверной Тамары называется одним из лучших периодов истории ее страны. Никогда прежде Грузия не достигала такого процветания. Царица Тамара, отличавшаяся благочестием, поспособствовала широкому распространению христианства по всей территории Грузии. При ней было построено множество монастырей и храмов, а церкви были освобождены от повинностей. Царица Тамара способствовала развитию искусства и наук, в годы ее царствования в Грузии появилось много богословов, историков, ораторов, философов, поэтов и художников.

О совершенной красоте Святой Тамары ходили легенды, ее благосклонности пытались добиться византийские царевичи, персидский шах и султан алеппский. Замуж Тамара выходила 2 раза. Первым ее мужем был Юрий – сын князя Боголюбского. Но, к сожалению, он был заметен в бесчинствах, поэтому Царица развелась с ним. Второй брак Святой Тамары был более удачным, Царица вышла замуж за князя Давида Сослани.

Днем Царица Тамара занималась делами государственными, принимала важные международные решения и творила суд. Стоит отметить, что Святая была очень милосердна и даже ее враги получали прощение, за время ее нахождения у власти не было ни одного случая телесного наказания, и никого Царица не отправила на смертную казнь. По ночам же благоверная Тамара, облачившись в простые одежды, неустанно молилась Богородице о защите страны своей и ее подданных.

В начале XIII века правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к благоверной Тамаре с требованием отказа грузинского народа от христианства и принятия ислама. Святая не согласилась выполнить такие требования. И хотя по численности грузинское войско было намного меньше мусульманского, это не помешало одержать им победу в битве.

Последние годы жизни Святая Царица провела в монастыре, умерла Тамара в 1213 году. Место ее захоронения не известно, потому что Святая Тамара завещала похоронить ее тайно. Имя Святой Тамары, за все ее благие дела, причислено к лику святых.

Пред иконой царицы Тамары молятся, желая получить исцеление от душевных и физических недугов. Молитва, обращенная к Тамаре, помогает защитить свое жилище и Родину от стихийных бедствий и нападений врагов. Молитвенное обращение перед иконой Святой Тамары освободиться от пороков и пагубных привычек. Святая является покровительницей всех жнщин, названных именем Тамара.

Купить икону Святой Тамары на нашем сайте.

Царствование Тамары

Восшествие на престол

Тамара была коронована в Уплисцихе в качестве соправительницы своего отца в 1178 году. Это произошло сразу после мятежа принца Демны и клана Орбелиани, когда у царя не было наследника, и обстановка в стране была нестабильной. После смерти царя Тамара была повторно коронована в Гелатском монастыре (1184). Царица немедленно созвала собор для устранения неурядиц в церковной жизни и установления административного порядка. Отрешены были от кафедры недостойные архиереи, смещены злоупотреблявшие своей властью правители, церкви освобождены от повинностей, участь крестьян облегчена, водворён внутренний мир.

Первый брак

В 1185 году Патриарх, епископы и придворные единодушно решили найти мужа юной Тамаре, для поиска которого на Русь (ввиду общности православной веры) был отправлен купец Зоровавель, который познакомился с Георгием, сыном Андрея Боголюбского (он же — Юрий), «юношей доблестным, совершенным по телосложению и приятным для созерцания».

Через некоторое время опасения Тамары оправдались: согласно грузинским источникам, Георгий проявил себя пьяницей и совершал «много неприличных дел». Тамара на протяжении двух с половиной лет терпела пороки мужа и обращалась к нему через «достойных монахов, затем сама лицом к лицу принялась обличать его», однако Георгий лишь сильнее рассвирепел и стал совершать еще более пагубные поступки, и тогда Тамара, «проливая слезы, отправила его в изгнание, снабдив несметным богатством и драгоценностями». Изгнанный Георгий в 1187 году поселился в Константинополе.

После расторжения брака бывший супруг Тамары стал её врагом и с большим греческим войском двинулся из Константинополя в Грузию для возвращения потерянного престола. Сторонники Юрия заняли Кутаиси, и он был коронован во дворце Гегути, его сторонники совершали набеги до самого города Гори, но все же мятеж был подавлен. Юрий был повторно изгнан, его сторонники наказаны (клан Джакели лишен владений). Это произошло в 1191 году. Так как, будучи мужем Тамары и командуя войсками, Юрий освободил от мусульман Двин и многие другие армянские земли, то армянские источники, в отличие от грузинских, отзываются о нём очень благосклонно.

Второй брак

Царица Тамара. Фреска из монастыря Вардзиа.

Почти сразу после первого изгнания Юрия Тамара вступает в новый брак — с другом детства, аланским царевичем Давидом Сосланом.

Укрепление грузинского государства

После этого Тамара открывает наступательную политику. Она завоёвывает Тавриз, Эрзерум, одерживает блестящую победу над султаном ардебильским. Шамхорская битва () приносит ей громкую славу, отголоски которой слышатся в русском сказании об иверской царице Динаре. Победоносное её шествие завершается поражением () Нукардина, султана алеппского.

Тамара была признана царицей от Понта до Гургана (Каспия) и от Спери (линия от Трапезунда к Карсу) до Дербента, Хазаретии и «Скифии».

Девизом своего правления она провозгласила милость и правду: «Я отец сирых и судья вдов», — говорила Тамара.

Культурная жизнь

При её дворе собирается плеяда славных писателей, которые развили и усовершенствовали грузинский язык. Её правление ознаменовано поэтической деятельностью Шавтели и Чахруха, посвятивших «богоподобной царице» восторженные оды.

При ней создаётся светская романическая словесность в прозе, представителями которой являются Хонили, автор «Амиран Дареджаниани», и Саргис Тмогвели, переводчик персидской повести о Висе и Рамине. Наконец, в её царствование Шота Руставели написал поэму «Витязь в тигровой шкуре». Легендарная история, приписывающая Тамаре все замечательные храмы и крепости Грузии, недалека от истины: множество памятников искусства создано именно ею. Среди них — роскошный дворец Вардзиа, высеченный в скалах неподалеку от Ахалцихе, вмещающий в себя до 360 покоев. Христианство и гражданственность среди кавказских горцев распространялись благодаря энергии и заботам Тамары. Её имя с одинаковым благоговением передаётся в поэтических сказаниях различных народностей Кавказа.

Последние годы жизни. Кончина

Год смерти Тамары точно неизвестен, таковым считается 1209, 1210 или 1213-й. Смерть наступила от болезни, которая началась в резиденции Начармагеви. Тамара переехала в замок Агарани (предположительно современная Коджорская крепость) около Тбилиси, где и умерла. Её тело было перенесено в Мцхету, затем в Гелати, где и захоронено. Однако точное место захоронения не установлено и археологические исследования не дали результатов. Существует несколько альтернативных версий о месте её захоронения вплоть до предположения, что её похоронили в Палестине.

50 лари с портретом царицы Тамары. , аверс

Святая благоверная царица Тамара Великая (1166–1213)

Когда святая Тамара взошла на престол, то сказала: «Я — отец сирот и мать вдовиц». Эта фраза определила все ее правление.

Тамара происходила из знатного рода Багратионов, по преданию восходившему к самому царю Дави­ду.

Ее отец Георгий в 1178 году провозгласил свою дочь царицей. Через 7 лет он скончался. С этого момента началось правление святой.

Автор био­гра­фии Тамары оставил такое описание юной царицы: «Правильно сложенное тело, темный цвет глаз и розовая окраска белых ланит; застенчивый взгляд, <…> приятный язык, веселая и чуждая всякой развязности, услаждающая слух речь, чуждый всякой порочности разговор».

Царица начала свое правление с кадровых перестановок. Она сместила злоупотреблявших властью правителей и военачальников, назначив вместо них других. Она освободила Церковь от налогообложения, облегчила участь крестьян.

В 1185 году патриарх предложил правительнице выйти замуж. Для этого на Русь отправили посольство. Вскоре оно вернулось вместе с Георгием, сыном князя Андрея Боголюбского. Тамара уверяла свое окружение, что со свадьбой надо бы повременить. Ведь нужно еще понять, что это за человек. Но придворные настояли на своем. К несчастью, опасения мудрой царицы оправдались. Георгий оказался неравнодушным к спиртному, совершая «много неприличных дел». Два с половиной года Тамара терпела его грубое обращение, всячески пытаясь образумить мужа. Все было тщетно. Ей пришлось расстаться со своим супругом.

Долгое время святая думала оставаться вдовой при живом муже, но ради наследника согласилась повторно выйти замуж — за осетинского царевича Давида. Этот брак оказался счастливым, и вскоре Грузия увидела своего будущего правителя.

В период царствования святой Тамары страна достигла пика своей славы и могущества. Царица была справедливым судьей. Ее трудолюбие, государственный талант, христианское сострадание предопределили «Золотую эпоху» Грузии.

Она успешно остановила нашест­вие халифа Абу-Бакра, который, собрав огромное войско из Индии, надеялся поживиться богатствами Грузии. Та же участь постигла и другого захватчика — султана Рукн-ад-Дина.

Сразу после восшествия на престол Тамара уделила пристальное внимание организации единого богослужебного устава и церковного канона. Она призывала всех богословски образованных людей, знатоков Закона Божьего, епископов и священников приехать в город Картли

Здесь вскоре прошел общий Собор, на котором присутствовала и сама царица.

Перед смертью царица Тамара успела закончить все необходимые государственные дела и распорядиться по основным церковным и монастырским вопросам. Неожиданно ее настигла неизвестная болезнь. Врачи оказались бессильны. Вся страна вымаливала свою царицу, однако 18 января 1213 го­да великая правительница мирно скончалась.

О точном месте захоронении святой Тамары до сих пор ведутся споры среди историков и археологов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector