Значение фразеологизма «блудный сын», происхождение и примеры

Содержание:

Краткое содержание

У одного состоятельного мужчины в семье росло два сына. В момент, когда оба отрока повзрослели, младший наследник пожелал стать свободным и начать жить отдельно от семейства. Он попросил отца выделить причитающуюся ему долю. Так, старец-родитель согласился и разделил богатство между братьями по Моисееву закону: младшему — третью часть имения; старшему — две трети.

Через несколько дней младший, еще пока легкомысленный, сын ушел из поместья, поселился в чужом государстве и вскоре растратил все имеющиеся наследство. Причиной этому стал распутный образ жизни, потакание земным страстям.

Когда отрок потратил все, что у него оставалось, в стране начался голод. Нужно было работать, чтобы прокормить себя. Блудный сын мог устроиться свинопасом на своих же некогда полях. Но такая работа — унизительный труд для того времени: иудеи считали свиней нечистыми животными. Однако отрок настолько сильно голодал, что готов был питаться кормом для скота. Поразмыслив и осознав свой грех против Бога и семьи, решил вернуться на родину, к отцу в надежде, что будет принят хотя бы наемником. Рабы в поместье отца в избытке ели хлеб, а он, настоящий сын своего отца, жил впроголодь. По возвращении домой, надеясь снова быть принятым в семью, хотел искренне попросить у родителя прощения.

Разглядев младшего сына издалека, отец очень обрадовался. Казалось, что живым он уже не увидит своего ребенка. Отрок сознался, что виноват, что согрешил по отношению к родителю и против Господа. Признал себя недостойным сыном.


Рабы принесли блудному сыну одежду

Радости родителя не было предела. Отец не стал до конца выслушивать слова раскаяния, а приказал переобуть, переодеть младшего отрока в лучшую одежду. Старец, как и всякий родитель, всем сердцем любил сына и готов был простить любые проступки.

На радостях глава семейства решил устроить пир. Закололи телёнка, приготовили лучшие угощения. Отец ликовал: «Мой блудный сын был мертв, а теперь ожил! Находился без сознания, а теперь проснулся!».

В момент, когда пир шел горой, старший брат возвращался домой после тяжелого рабочего дня. Близился вечер. Услышав шум, радостное ликование людей, он удивился. Впервые видел, чтобы его отец устраивал празднество с таким размахом. Старший брат спросил у одного из рабов, по какому случаю праздник. Раб ответил, что домой вернулся блудный сын. В честь события созвали гостей, приготовили вкуснейшие кушанья.

Старший отрок холодно отнесся к милосердию и доброте старика. В душе затаилась обида, презрение, жажда справедливости и зависть. Брату показалось, что отец любит больше младшего сына. Он выразил негативные чувства, сказав, что родитель никогда настолько не ценил его труд, преданную службу. Никогда не ценил его самого, хотя сын остается верным родителю с раннего детства.

И отец дал вот какой ответ: «Все, что есть у меня — есть у тебя. Ты — всегда был и есть рядом со мной. А младший брат долгое время находился в беспамятстве, словно был мертв. Теперь же он ожил, т.к. осознал свой поступок и неправоту!»


Прообраз Бога. Господь с трепетом встречает каждого грешника

О потерянной радости

Старший сын – образ человека, который «оставил первую любовь свою» (Откр. 2: 4). Период неофитства – период «мощных крыльев» и «высокого полета», – когда человек может часами с любовью взирать на икону Спасителя, а продолжительная всенощная пролетает «за одну минуту», этот период неизбежно заканчивается, и человек «опускается на землю», чтобы уже в поте лица снискать себе хлеб духовный. Бог не оставляет человека, нет. Но, подобно старшему сыну, «отправляет его в поле», чтобы трудом он стяжал то, что прежде получал даром. Отправляет его не с пустыми руками, а дает и орудия: опыт той Отчей любви, которую он уже вкусил, и радость общения с Ним, которая способна усладить всякую горечь труда.

Задача не из простых даже с подобными орудиями в руках, ведь почва-то – настоящая «целина»! Все усердие духовного пахаря в том и состоит, чтобы не «притупить орудия» о «целину»: сохранить «первую любовь свою» – ощущение той радости, которая рождается и живет в душе, верной Богу.

Патологическая и как будто уже безвозвратная потеря этой радости и ощущения близости Бога – на мой взгляд, одна из серьезных духовных проблем современных христиан. Неизбежные легкоузнаваемые признаки такой потери – почти непрекращающиеся окамененное нечувствие, теплохладность и уныние – с пугающей скоростью умножаются в современном христианском обществе, и пока эта тенденция только набирает обороты.

Увы, уже немало среди нас тех, кто забыл, что такое сердечная радость после молитвы или мир в душе после приобщения Святых Таин. Немало и тех, кто, пребывая в Церкви многие годы, как будто «затерялся» в ней и уже давно не ощущает, что вокруг него братья и сестры, а Глава всем нам Христос. Немало среди нас тех, кто как будто уже по привычке и обычаю приходит к воскресной Литургии, а сам уже давно живет иными ценностями и целями, лелея надежду лишь на какого-нибудь «козленка». И подобные ложные состояния и устремления могут лишь умножаться, пугая нас своим многообразием, ибо потеря радости бытия с Богом неизбежно вырождается в чувство тяготы бытия рядом с Ним.

А это уже чревато разрушением всех настоящих и непреходящих смыслов нашего бытия.

Иными словами, потерявший радость общения с Богом начинает тяготиться Богом, и это, быть может, самая страшная метаморфоза, которая может произойти в жизни христианина.

Но отчего случаются порой такие потери, приводящие к столь страшной метаморфозе? Очень непростой вопрос. Нам не заповедано искать радостей в духовной жизни, а заповедано трудиться. Однако Господь говорил Своим ученикам: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14: 27), и, согласно с мнением многих отцов Церкви, шествие христианским путем характеризуется постепенным умиротворением человека: по мере очищения души от страстей, по мере усвоения душе добродетелей усваивается ей и мир Христов и вселяется радость от общения с Ним. А значит, первый вопрос, который мы могли бы задать себе: а есть ли в моей жизни настоящая борьба со страстями и настоящий труд по стяжанию добродетели?

Второй вопрос, который мог бы помочь нам разобраться в себе, следующий: а кому Господь сказал о даровании Своего мира? Своим ученикам, тем, кто любил Его. А любит Христа, по Его же словам, тот, кто соблюдает Его заповеди. Так, может, в этом дело? Может, жизнь по заповедям Христа – в реальности уже давно не наш императив, и мы на самом деле ограничиваемся лишь формальным «хождением на поле»?

Возможно, ответив себе на подобные вопросы, которые, собственно, об одном и том же, мы по-настоящему поймем, куда делась наша христианская радость, а значит, и путь к возвращению ее нам тоже станет понятен.

Что значит образ блудного сына, говорится ещё в Талмуде

Историки и богословы считают, что первоисточник притчи Иисуса о блудном сыне находится в идее иудаизма о раскаянии.

Ещё мудрецы Талмуда указывали на раскаяние как весьма важном факторе для человека. По их мнению, Бог создал раскаяние, именно поэтому оно достигает трона Господня

Бог создал раскаяние, именно поэтому оно достигает трона Господня.

В результате раскаяния может продлевается человеческая жизнь, а сам человек избавляется от мук совести.

Как сын не стыдиться вернуться к отцу, который его любит, так и Бог побуждает Израиль не стыдится раскаяния.

Бог Саваоф, В. М. Васнецов, 1885 год. Господу дорог каждый человек как сын. Он проявляет прощение и сострадание к каждому, но грешник должен раскаяться, чтобы получить прощение

Если же говорить об основном содержании и значении притчи, то оно состоит из нескольких постулатов:

  • для Бога каждый человек как сын и поэтому он Ему так же дорог как дорог отцу вернувшийся блудный сын;
  • необходимо уметь прощать и проявлять сострадание к тому, кто просит о нём и в нём нуждается более всего;
  • необходимо раскаиваться в своих плохих поступках, как раскаялся блудный сын, тогда Бог примет к себе грешника, как принял его отец.

Таким образом, что значит притча о блудном сыне, верующему человеку достаточно несложно понять. При этом существует более глубокое её толкование. Оно даётся православными богословами.

И почему все-таки отец из притчи так поступил?

В поступке родителя был не только нравственный, но и политический или, если хотите, практический смысл. Его легкомысленный сын, во-первых, никогда больше не покинет дома, а во-вторых, будет значительно более праведным, чем брат его. Он испытал искушение, страдал. Блудный сын знает, что такое дно жизни, что такое пропасть, а его брат верит и творит добро по привычке. Поэтому-то очень так радовался возращению «мота».

Когда люди употребляют выражение «возвращение блудного сына», значение фразеологизма подразумевает не только раскаяние в предыдущем поведении, но и некоторое обогащение новым опытом. Хотя если отойти от философских реалий, то человек, произносящий эту фразу, имеет в виду просто возвращение кого-то домой, и под домом может мыслиться как физический объект, так и прошлые установки и убеждения.

Библейская притча о блудном сыне — смысл и толкование

Библейские уроки

Опубликовано 13.10.2014

С библейской притчей о блудном сыне я лично знаком уже около пятнадцати лет. Данное эссе было написано в качестве задания во время обучения в библейской семинарии. Скажу честно, я очень далек от искусства, поэтому размышления Генри Нувена о самой картине Рембранта меня немного утомляли, но вот те духовные выводы, которые он делает, очень даже порадовали. Конечно, читая эту притчу на протяжении всех этих лет, я думал и о младшем сыне и об отце

Позже стал обращать внимание и на старшего сына, но для меня в этой библейской притче он всегда был на второстепенном плане

Через какое-то время я узнал, что Иисус в этой притче показывает два народа — израильский и народ языческий и что эта притча направлена скорее на обличение народа, избранного Богом, нежели на падение и возвращение народа, который изображает младший сын. Павел сказал об этом, когда говорил о спасении язычников:

Впервые, когда читаешь эту притчу, сам того не осознавая, встаешь на место старшего брата, осуждая младшего. Какие тут могут быть сомнения в том, что младший сын виноват, согрешил и должен понести заслуженное наказание? Какие могут быть сомнения в том, что этот человек не достоин ничего и, скорее всего, отец должен был выгнать его навсегда, как и поступают многие отцы в этом мире. Но дальнейшее развитие событий нас очень сильно удивляет и обличает, ведь отец не только не наказывает сына, не только не вспоминает о его поступках, но вопреки всему человеческому пониманию устраивает для него пир, радуясь возвращению самого сына!

Да, конечно, я сравнивал и ассоциировал себя и со старшим сыном. Мне очень хорошо понятные его чувства и мысли. Неизвестно сколько времени прошло с момента того ухода младшего сына из отеческого дома, но видно, что старший сын так и не смирился с его поступком, так и не принял это. Также хорошо видно, что из-за своего неприятия и возвышенного отношения, а именно это и происходит со старшим сыном, он сильно испортил отношение и к самому отцу. Находясь в его доме все это время, выполняя какую-то работу он делал это с неверными мотивами. Однажды один мой хороший духовный друг сказал: «Сложно и не надо судить мотивы людей, особенно, если ты не знаком с ними лично». Я не знаком лично со старшим сыном, поэтому не могу наверняка сказать, что именно двигало им в его ситуации. Но я могу догадываться об этом, ведь столько раз я сам был этим «старшим сыном», осуждая поступки других людей и считая себя выше их.

Библия полна историй, показывающих всю бессмысленность возвышения себя перед другими людьми, возможно лучшим примером тут является библейская притча о двух людях, пришедших в храм помолиться. Один из них оказался праведным перед Богом, другой же был отвергнут. Один, как может показаться, почти ничего не делал для того, чтобы угодить Богу, другой же напротив — не уставал перечислять свои дела. Один смирил себя — другой возвысил. Вот оно то, что Бог ожидал и всегда будет ожидать от людей — смирение. Осуждая других, даже, если это осуждение может показаться нам справедливым, мы возвышаем себя, тем самым своими руками портя наши отношения не только с этими людьми, но и с самим Богом. Что в итоге? Мы не можем простить тех, кто может неосознанно грешит и ошибается, живя в обиде, в поиске справедливости и в конфликте с Богом, ведь основной вопрос в этой ситуации у нас есть именно к Нему:

Вот и получается, что ища «справедливости» мы берем суд в свои руки, становясь в итоге таким же ушедшим из дома отца грешником, что и тот, кого мы «справедливо» осудили.

Конечно, смело могу сказать, что могу себя сравнить с младшим сыном. В этой притче младший сын совершает осознанное действие — прося свою долю наследства и уходя из дома. Если вспоминать мою жизнь до того, как я познакомился с Христом, то мой уход из дома отца скорее был неосознанный в том плане, что я не знал, что ухожу именно из дома Отца. Совершая намеренные грехи, я знал, что совершаю что-то плохое, что-то что не следует делать, но я никогда не задумывался о Боге. В этом плане я думаю, что мы немного различаемся с младшим сыном. Если говорить о тех грехах, что иногда каждый из нас, включая меня, совершает в церкви — об осознанных грехах, то это больше похоже на сознательный уход из дома Отца, пусть даже это не такие значительные вещи, как нам может показаться.

Притча о блудном сыне

В воскресенье читается отрывок из Евангелия от Луки (15, 11-32). В нем Христос рассказывает притчу о блудном сыне.

Два брата жили в доме отца. Когда младший сын вырос, то попросил своего отца, чтобы он дал ему часть имения, принадлежавшую ему. По сути, он захотел, чтобы отец «как бы умер», ведь только после смерти родителей можно получить наследство.

Но отец согласился, несмотря на необычность заявления сына. Он отдал ему полагающуюся ему часть имения. И сын пошел из отчего дома в неизвестном направлении. Молодому человеку захотелось свободной и счастливой жизни, которую он, по его мнению, не мог вкусить, живя в доме отца. Многим детям хочется свободы, ведь родители все время учат и всё запрещают. И в наше время часто случается, что дети сбегают из дома.

Герой притчи, конечно, вкусил все «прелести» свободной жизни, и очень скоро все деньги у него закончились. Ведь он необдуманно тратил их на развлечения. Да еще настал голод в той стране, где он находился, и сын стал голодать.

Он пошел и устроился на работу к одному богачу. Молодой человек стал пасти свиней. Он был настолько голоден, что желал даже насытиться рожками – кормом для скота, но никто не разрешал ему.

Тогда он, размышляя в себе, подумал: «у моего отца столько работников, которые питаются вдоволь, а я тут голодаю. Пойду к отцу моему, скажу, что согрешил и недостоин уже называться сыном твоим. Прими меня, хотя бы в число работников твоих».

И он пошел обратно в свой дом, из которого так стремился убежать когда-то. Он готовился к раскаянию, броситься в ноги отцу. Он уже не ожидал от отца прощения. Но произошло неожиданное.

На половине дороги сын увидел, как сам отец идет к нему. Отец издалека увидел своего блудного сына и побежал к нему навстречу. Сын совсем не ожидал, что отец простит и будет к нему милостив. Но не успел сын договорить своих слов, чтобы отец принял его в число своих наемников. Так отец бросился на шею к сыну и крепко обнял его, не дав договорить ему свою задуманную покаянную речь.

Затем отец повел его домой, велел одеть сына в лучшие одежды, надеть сапоги на его ноги и перстень на руку. Также он велел заколоть теленка упитанного и устроить пир, в честь того, что пропавший сын его нашелся.

Все начали есть, пить и веселиться. Тут с поля возвращался старший сын. Он услышал веселое пение и, подозвав слугу, спросил, что за веселие в доме отца. Тот ответил, что пир устроен в честь младшего сына, который вернулся домой. Тогда старший сын обиделся и не захотел идти домой.

Отец вышел к нему и просил войти в дом. Но тот, обиженно, сказал, что он всегда слушался его и вел себя хорошо, но отец никогда не разрешал заколоть даже козленка, чтобы он повеселился с друзьями. А когда этот блудный сын вернулся, то отец устроил большой пир.

На это отец ответил, что он всегда с ним, и все у них общее, а этот блудный сын пропал и нашелся, был мертв и ожил.

Сюжет

Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.


«Блудный сын в таверне», 1635. (Галерея старых мастеров в Дрездене)

Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.
Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.


«Возвращение блудного сына», 1666−1669. (hermitagemuseum.org)

В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину смиренно стоящим на земле и отца тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.
Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.
Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт «возвращение блудного сына»

Словосочетание «блудный сын» чаще всего сопровождается с существительным «возвращение» «Возвращение блудного сына» — одно из наиболее известных и таинственных живописных полотен великого голландского художника Рембрандта. Неизвестна точная дата создания картины. Искусствоведы предполагают годы 1666-1669. По разному трактуются фигуры, изображенные на полотне. Нет спора лишь по поводу персонажей отца и блудного сына. Кто остальные — женщина, мужчины, старший брат вернувшегося грешника, странник, сопровождающий младшего, сам Рембрандт, изобразивший себя, они конкретны или аллегоричны — неизвестно

Кто такой блудный сын

Фразеологизм «блудный сын» знают все. Но кто же такой «блудный сын»?

Притчу о «Блудном сыне» впервые рассказал Иисус Христос своим ученикам. Полностью она записана в Евангелия от Луки, глава 15, стихи 11-32.

В ней очень трогательно описываются отношения между отцом и сыновьями. Вкратце история такая.

У отца было два сына.

Младшему казалось, что где-то жизнь интереснее и привлекательнее. Ему казалось, что отец не понимает прогрессивных идей, что его понятия о жизни устарели.

И он хочет уйти из дома. Но без денег идти он не желает. Отец богат и имеет большое имение. Сын требует свою долю наследства. Отец идёт ему на встречу и делит имение между братьями.

Младший забирает свою долю и уходит, как написано в «дальнюю сторону».

Там он начал жить на широкую ногу. У него появилось много друзей и подруг. Клубы, тусовки и все прелести этого мира были ему доступны. Деньги лились рекой.

Время шло и денежный поток начал иссякать. Ещё и в той стране наступил экономический кризис. Все друзья быстро оставили его и он оказался один в чужой стране без денег и даже не мог устроиться на работу.

Наконец он смог наняться пасти свиней, что считалось самой унизительной и ничтожной работой. Еда не входила в договор, а денег не было. И этот молодой человек был вынужден украдкой питаться тем, чем кормили свиней.

Трудные времена вразумили юношу. Он, как написано: «пришёл в себя».

Он вспомнил родительский дом, что даже наёмные работники там имеют избыток хлеба.

Он ощути всю глубину своего падения и как он виноват перед отцом. Считая себя недостойным называться сыном, юноша решил попроситься хотя бы в работники. Он шёл с покаянием и признанием вины.

Вот и родная сторона. Скоро будет виден дом.

Но что это? Кто там вдали стоит на дороге?

А это отец, который каждый день выходил на дорогу и всматривался в даль. Ждал сына все эти годы. Не вернётся ли домой?

Притча конечно же иносказательна.

Отец — это Бог. Сыны — это мы с вами. Нам кажется, что жизнь по законам Бога скучна, лишает нас прелестей этого мира, загоняет нас в рамки. И мы идём в «дальнюю сторону»,

Деньги Отца — это духовные дарования от Бога. Но мы их теряем в суете нынешнего века и начинаем питаться из «свиного корыта», которое нам подсовывает Князь Тьмы. В этом корыте жадность, жажда наживы, гордость, пьянство, нецензурные слова, вражда, неуважение родителей, пьянство, ворожба, колдовство, блуд, разврат, супружеские измены.

Еврейская традиция

Помимо версии, существующей в Евангелии от Луки, она также является частью устной и письменной еврейской традиции.

Израильский учёный Галина Любан указывает , что «метафора встречи отца и раскаявшегося сына связана с литургией еврейского Нового года. Каждый год в праздник Рош Хашана в синагоге звучит шофар, поэтому другое название праздника — День трубных звуков. (…) В хасидской версии притчи рассказывается, что в чужих странах блудный сын забыл родной язык и, вернувшись в отчий дом, не смог даже попросить слуг позвать отца. Тогда он в отчаянии закричал, и старик отец узнал его голос». Звук шофара, звучавший в праздник, символизирует голос этого юноши, кроме того, шофар — это голос всего народа Израиля, взывающего к Небесному отцу в надежде на прощение (в Судный день).

Книга «Коль Бо», старинный сборник ритуалов и правил, раздел Тшува, говорящий о возвращении к вере, использует аллегорию встречи отца и сына, потерявшего веру в Бога.

ИЗБЫТОК ХЛЕБА

ПРИШЕЛ В СЕБЯ

«Пришед в себя…» Эти слова можно применить к тому, кто очнулся после обморока, кто не сознавал своего положения и не мог выйти из него, но теперь пришел в себя, вернулся к сознанию и действию.
Голос, который пробуждает мертвецов, поднял блудного сына; видения духовной летаргии исчезли: его безумные, но увлекательные сны прошли, — он пришел в себя.
Эти слова могут быть применены еще к тому, кто излечился от безумия. Блудный сын был подобен безумцу, потому что грех есть величайшее безумие.
Он был помрачен в своем разуме, принимал горькое за сладкое и сладкое за горькое, свет за тьму и тьму за свет; он повредил своей душе так, как вредят своему телу одержимые злым духом, когда бьются о камни и ранят себя ножами. Сумасшедший человек не сознает себя таковым, но если он выздоровеет, то сокрушается, что был в таком состоянии. Итак, вернувшись к разуму истинному и светлому, блудный сын пришел в себя.
Существует легенда о волшебнице Цирце, которая превращала людей в свиней.
Несомненно, и этот молодой человек, о котором сказано в притче, опустился на ту же ступень. Он низвел свое человеческое достоинство до уровня животного, он ел со свиньями. Человеку свойственно любить своих родных, уважать право, заботиться о своих интересах. Этот же молодой человек уподобился животным.
Быть может, и сегодня среди читающих эту брошюру есть люди, находящиеся в подобном обморочном состоянии, — Господи, подними их!
Может, есть люди нравственно разложившиеся, — Господь да восстановит их, да положит небесный Врач Свою освежающую руку на их горячий лоб и скажет им: «Хочу, очистись».

Найдено научных статей по теме — 15

История блудного сына как метасюжет лирики В. Брюсова

Матвеевская Наталья Георгиевна

Исследуется образ блудного сына в лирике В. Брюсова. Мотивы ухода и возвращения рассматриваются как образующие лирический метасюжет, связанный с евангельской притчей о блудном сыне.

Архетип «Блудного сына» в русской литературе XIX века

Чернов А. В.

В рамках статьи автор выносит предположение о том, что русская литература XIX века была подвергнута воздействию архетипа «блудного сына» и, по своей сути, не знала подлинных писателей-атеистов.

Мотив «Блудного сына» в романе А. Тимонена «Мы карелы»

Колоколова Ольга Алексеевна

Анализируются особенности рецепции евангельского мотива «блудного сына» в романе А. Тимонена «Мы карелы».

Притча о блудном сыне в повести А. С. Пушкина «Метель»

Жилина Наталья Павловна

Рассматривая художественный строй и семантику пушкинской повести, автор показывает, что ее центральным ядром является известная евангельская притча в несколько измененном варианте — «о блудных детях», проходящих трудный путь от од

Мотив блудного сына в художественном мире В. М. Шукшина

Фисун Сергей Александрович, Островских Ирина Николаевна

В статье поднимается проблема духовных исканий В.М. Шукшина, веры и безверия его героев.

Похождения «Блудного сына» на театральных подмостках XVI столетия

Некрасова Инна Анатольевна

В статье исследуется значение неолатинской «священной комедии» нидерландского гуманиста В. Гнафея «Аколаст, или о Блудном сыне» (1529 г.) в истории становления западноевропейской драматургии и театра эпохи Ренессанса.

Образ «Блудного сына» в произведениях Л. Пантелеева о беспризорниках

Батова Ольга Сергеевна

Рассматривается отражение архетипа «блудного сына» в произведениях Л. Пантелеева о беспризорниках.

Трансформация мотива «Блудного сына» в стихотворении Леа Хело «Ткачиха»

Колоколова Ольга Алексеевна

Проблема рецепции евангельских сюжетов широко разработана на материале классической русской литературы. В настоящее время возникла необходимость изучения этой темы в контексте произведений финно-угорских писателей.

Мотив «Блудного сына» в эпистолярном творчестве царя Алексея Михайловича

Шунков Александр Викторович

В статье анализируется эпистолярное наследие царя Алексея Михайловича в контексте процессов, происходивших в русской литературе переходного периода (второй половины XVII в.).

Номадическая сингулярность и бунт блудного сына: рефлексия о метафорах культуры

Семенюк Ксения Анатольевна

Статья посвящена осмыслению феномена номадизма как одной из фундаментальных характеристик современной культуры.

Выводы из истории о блудном сыне

— Для Бога каждый человек дорог, как сын для отца — Нужно уметь прощать, быть добрее, милосерднее, уважать не только чужие добродетели, но мнения, пусть даже ошибочные. И хотя поступок отца далек от абстрактного понятия справедливости (Но старший брат сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка»), иногда следует от неё отступиться ради проявления сострадания к тому, кто в нем нуждается и о нём взывает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector