Значение фразеологизма «ищите да обрящете»: происхождение и применение в речи
Содержание:
Непосредственное значение
Суть выражения понять достаточно просто, большинство вопросов интересующихся людей связаны со словом «обрящете». Его по праву можно назвать устаревшим, но не забытым. Употребляют подобные обозначения только пожилые люди, от современного человека такое редко услышишь, а молодежь и вовсе не поймет о чем они. Для разъяснения сути специалисты используют несколько терминов:
- Обрести.
- Найти.
- Получить.
Если произвести интеграцию и частично перевести фразеологизм на современный язык, то выйдет «ищите и найдете», такое словосочетание будет понятно даже самому юному члену семьи. Смысл также разобрать легко, если какая-то личность добивается желаемого и прикладывает все силы, то обязательно найдет.
Ждать пока что-то само попадет в руки не стоит, эти действия заведомо обречены на провал. Есть похожие выражения, которые встречаются в Священном Писании, например: стучите и вам отворят. Все довольно просто, но без усилия, как говорится в русских народных сказках, рыбку из пруда не вытащить.
Лопухин А.П.
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам
Замечательно, что в этом стихе не существует никаких “разночтений.” Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой связи, и стих 6-й является у них написанным как бы невпопад в общем изложении. Некоторые объясняют дело так. Из предыдущих стихов было видно, что всякий должен стараться быть мудрым и добрым, чтобы сослужить как можно больше службы другим людям, своим собратьям. Кто же может это сделать? Мы не можем сделать этого своими собственными силами. Но это возможно для нас, если Бог даст нам Свою помощь. Поэтому Спаситель и заповедует обращаться к Богу с молитвой о нужных нам дарах и благодати. Не трудно видеть, что такая связь чисто внешняя и нисколько не затрагивает сущности дела.
Из экзегетов, с которыми мы успели ознакомиться, ближе всех, по-видимому, подходит к делу Августин. Но объяснение его, как сейчас увидим, отличается некоторыми странностями. “Когда”, говорит он, “была дана заповедь не давать святыни псам и не бросать жемчуга пред свиньями, то слушатель, сознавая свое невежество, мог сказать: я не вижу, чтобы у меня было то, что Ты запретил мне давать свиньям. И потому хорошо Спаситель присовокупил, говоря: “просите и получите”. Нам кажется, что если бы Августин выразился только немного иначе, то лучше бы объяснил дело. Спаситель не заповедовал того, чтобы люди при обращении с земными благами были скупы. Но совсем иное должно быть отношение людей к духовным благам. Тут требуется некоторая сдержанность или даже скупость, потому что иначе святыня может попасть в распоряжение таких людей, которые, будучи нечистыми, или осквернят ее, или, не понимая ее ценности, растопчут ее. Следовательно, эти люди, не понимающие и не ценящие святыни, должны быть лишены ее. Она дана верующим, останется у них и приумножится. А чтобы она приумножилась, для этого нужно обращаться с прошениями к Отцу Небесному. Вы не давайте, а вам будет дано.
В словах, обозначающих, как люди должны просить себе благ, заметна некоторая постепенность и переход от меньшего к большему. Сначала просто “просите”; затем подразумеваются большие усилия и труд в сравнении с обыкновенной просьбой: “ищите”; затем, когда и эти действия не приведут к цели, “стучите”.
Выражения 7-го и 8-го ст. Матфея буквально повторяются у Луки 11:9,10, но в другой связи, и там эта связь, по мнению экзегетов, “искуснее”. После “молитвы Господней” речь у Луки о человеке, который просит хлеба у своего друга. Последний сначала просит не беспокоить его, а потом, по его неотступной просьбе, дает ему то, чего он просит. Затем следуют слова: “просите” и проч. до 11 стиха буквально сходные с словами Матфея, а с 11 встречается разница. Думают, поэтому, что и у Матфея выражения 7-го и 8-го ст. только тогда имели бы связь с предыдущим, если бы стояли после 6:15, и что если не предполагать, что Матфей заимствовал эти стихи из “Логий” и поместил их в ненадлежащем порядке, то связь вообще объяснить трудно. Но это едва ли представляется особенно важным. Гораздо важнее вопрос, чего именно должен просить себе человек. Стих 11 с ясностью показывает, что люди должны просить себе благ у Бога.
Каких благ?
Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь все”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7-11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т.е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное все приложится нам.
Толковая Библия.
Основные особенности
Выражения, встречающиеся в библии, именно таким и является «ищите да обрящете» относятся к литературной речи. Благодаря словам из книг можно запросто сделать высказывания авторитетными, значимыми и вдохновить собеседника высокими мыслями. Если правильно подобрать момент для высказывания, чтобы понять смысл сказанного, не потребуется много рассуждать в уме, и на первый взгляд, сложные словосочетания примут естественную форму. Учитывая то, что фразеологизм стал устойчивым и употребляется до сегодняшнего дня, интерес к нему проявляется все чаще. Но разбираться во всех подробностях необходимо последовательно.
Несуществующее значение
Викисловарь приписывает глаголу «искать» также и значение «предъявлять иск, требовать чего-то в судебном порядке». То есть, выражаясь юридически корректно, вчинять иск. Имея представление о строе русского языка не выше уровня «негра преклонных годов» Маяковского, ударение в таком случае надо бы ставить на первую гласную: и́скать. В результате получается нечто вроде «пи́мкать», «у́ткать», «а́пкать», что бы сие ни значило всё вместе и по отдельности. Несуществующее слово «и́скать» немало позабавит читателя-юриста. Что же до остальных, то подобное абсурдное «смыслотворчество» может представлять интерес разве что для психиатра, да и то чисто профессиональный.
***
ПишемПравильно.ру
Правописание этих слов надо знать:
Проверить еще слово:
Грамматика
Слово «искать» – переходный невозвратный глагол несовершенного вида 1-го спряжения (спрягается по I типу). Некоторые языковеды считают спряжение «искать» изолированным вследствие наличия среди его форм страдательного причастия настоящего времени особого вида написания (см. ниже), но на грамматику и орфографию данного глагола это никак не влияет. Состав слова: корень «иск-», суффикс «-а-» и глагольное окончание «-ть». Есть также течения в лингвистике, выделяющие в «искать» корень «ис-» (или даже корень «-с-» с приставкой «и-»), суффиксы «-к-», «-а-» и то же глагольное окончание «-ть». Но опять-таки, рядовому грамотно пишущему гражданину такие сугубо профессиональные баталии не важны, так как правописания предмета дискуссий не изменяют. Постановка ударения и разделение переносами также в любом случае иск-а́ть; ис-ка́ть.
Соответствующие глаголы совершенного вида «выискать», «изыскать», «отыскать» «разыскать», «сыскать»: действие или закончено и его результат налицо, или результат обязателен («найти во что бы то ни стало»), или же несомненен («найдётся непременно»). «Изыскивать» и «поискать» совершенными видами к «искать» не являются, поскольку сам несовершенны: действие либо совершается и не закончено, либо же его только ещё предстоит совершить, и кто знает, найдётся ли искомое? Потерянное или неведомое само к ищущему не придёт. Переходный в настоящем случае означает, что ищущий субъект совершает действие по отысканию кого-то или чего-то – объекта действия (поиска), на который действие и переходит. Бывает, конечно, необходимо найти самого себя, но цельной личности нет нужды разыскивать себя же. Возвратная форма к «искать» – «искаться», выискивать что-то на себе или в надетой на тело одежде. Образуется типичным для русских глаголов способом, при помощи возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Личные формы глагола «искать» таковы:
Второе лицо:
- (Ты) и́щешь (наст.)/ иска́л (иска́ла) (прошедш.)/ <бы> иска́л (иска́ла) или иска́л (иска́ла) <бы> (сослагательн.)/ ищи́ (повелительн.).
- (Вы) и́щете (наст.)/ иска́ли (прошедш.)/ <бы> иска́ли или иска́ли <бы> (сослагательн.)/ ищи́те (повелительн.).
Третье лицо:
- (Он) и́щет (наст.)/ иска́л (прошедш.)/ <бы> иска́л или иска́л <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> и́щет (повелительн.).
- (Она) и́щет (наст.)/ иска́ла (прошедш.)/ <бы> иска́ла или иска́ла <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> и́щет (повелительн.).
- (Оно) и́щет (наст.)/ иска́ло (прошедш.)/ <бы> иска́ло или иска́ло <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> и́щет (повелительн.).
(Они) и́щут (наст.)/ иска́ли (прошедш.)/ иска́ли или иска́ли (сослагательн.)/ и́щут (повелительн.).
Действительное причастие настоящего времени и́щущий; прошедшего иска́вший. Страдательное причастие настоящего времени иско́мый; прошедшего и́сканный. Деепричастие настоящего времени ища́; прошедшего иска́в, иска́вши.
Помощь свыше
Поскольку выражение плотно связано с верой в Бога и искренним желанием добиться запланированного результата эксперты отмечают несколько нюансов. Господь сможет помочь только людям, идущим правильным путем, к ним относятся:
- Человек с доброй душой.
- Добропорядочные граждане.
- Способные помочь нуждающимся.
- Христиане, не совершившие тяжких грехов.
Обратившись к любому священнослужителю, можно удостовериться во всем вышесказанном, без веры людям довольно тяжело жить, поэтому это важно. Фразеологизм «ищите да обрящете» способен вдохновить любого человека, который уже долгое время сталкивается с проблемами на жизненном пути
Особенно ценными такие словосочетания станут при общении с родственником или близким другом, ведь они точно не желают зла.
Разобравшись во всех мелких подробностях, обязательно возникнет желание внести цитату из Библии в свой словарный запас, ведь благодаря ей можно быть максимально серьезным и авторитетным при любой светской беседе
Необходимо лишь правильно подобрать момент и внимание окружающих будет приковано исключительно к произнесшему слова, отвечая на интересующие вопросы, обязательно завяжется дружеская беседа, и круг общения расширится
Исторические факты
Для более детального разбирательства в словосочетании «ищите да обрящете» нужно познакомиться с этимологией, ведь от происхождения также многое зависит. Цитата была взята из Библии, этот факт известен многим, если быть подробным, то открыв книгу на Евангелии от Матфея и зачитав стихи 7-8 главы 7, получится прочитать оригинальное исполнение фразы.
Не менее интересно, что такие наставления от Иисуса были повторены, а именно в послании от Луки глава 11 стих 9. Сын Бога пытался донести до своих учеников одну простую истину, каждый человек, который добивается чего-либо, обязательно дойдет до поставленной цели и получит желаемое, но это не должно расходиться с законами.
Прав. Иоанн Кронштадтский
Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам
Просите, и дано будет вам. Так, непременно просящему будет дано. Почему так? Потому именно, что мы обращаемся с молитвою к Богу; а кто обращается к Богу, тот, верно, изменяется нравственно к лучшему, – а таким-то Господь и дает дары Свои.
Просите… ищите… стучите, говорит Спаситель. Почему именно нужно просить, почему Бог, наперед прошения нашего знающий нужды наши, не дает нам потребного без нашего прошения? Потому, что разумное существо должно знать и чувствовать свою постоянную зависимость от Бога, должно знать, что все естественные дары его – от Бога, как от Источника всяких благ. Потому нужно просить, чтобы оно не сочло даров Господних своими и не возгордилось ими. Для этой же цели нужно, чтобы разумное существо за все было благодарно своему Творцу и Благодетелю. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес. 5,18).
Дневник. Том II. 1857-1858.
Просите… ищите… стучите… Эти слова относятся преимущественно к исканию Царствия Небесного и к избавлению от грехов, как являет это молитва Господня, в коей прежде всего просим, да святится имя Божие, да приидет Царствие Божие, да будет воля Его на земле и прочее, и как показывает цель сошествия на землю Сына Божия. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6, 33).
Толцыте, и отверзется вам. Толцы в двери милосердия Божия, каким грехом ни согрешишь, как бы ни были пламенны стрелы врага, как бы ни было сильно его упорство в твоем сердце, – и тебе верно отверзется. Я стучал – и мне всегда отверзались двери Божия милосердия. Это помни всегда, когда молишься Господу или Пречистой Его Матери или святым.
Дневник. Том IV. 1860-1861.