Жан кальвин

Тиран

В Женеве страсти улеглись, и горожане все чаще вспоминали Кальвина как честного и праведного человека. В 1541 г. они попросили его вернуться. Жан вместе с семейством переехал в Швейцарию. Тут он развернул масштабные реформы. Был сформирован совет священников, который осуществлял строгий надзор над образом жизни горожан. Эта власть была куда непримиримее и деспотичнее, чем аристократы и римские отцы церкви. Под запрет попали любые светские мероприятия развлекательного характера. Народ начал роптать.

В 1553 г. в Женеву пожаловал доктор Мигель Сервет. Он сделал вклад в естественные науки и попытал свои силы в теологии и начал с отрицания Троицы. Последнего ему не простили. Жан Кальвин строил козни против брата по несчастью, сообщая инквизиции о местах, через которые ехал Сервет. Когда бедняга оказался в руках реформатора, тот отправил его на эшафот.

Казнь Мигеля Сервета. Старинная гравюра

Учение

Став образованным человеком Жан с симпатией начал относится к протестантским взглядам. В частности, на него оказали большое впечатление работы Мартина Лютера, который восстал против католического духовенства.

Это привело к тому, что Кальвин примкнул к новообразованному движению сторонников реформационных идей, а вскоре благодаря ораторскому таланту и вовсе стал лидером данной общины.

Ключевой задачей христианского мира по мнению мужчины была ликвидация превышения полномочий священников, которые происходили довольно часто. Главные постулаты учений Кальвина заключались в равенстве всех людей и рас перед Богом.

Вскоре Жан открыто заявляет о своем отказе от католицизма. Также он утверждает, что сам Всевышний призвал его службу в распространении истинной веры. К тому моменту он уже стал автором своей знаменитой речи «О христианской философии», которая была отправлена в печать.

Правительство и духовенство, которое не хотело ничего менять, было обеспокоено дерзкими высказываниями Кальвина. В итоге реформатор начал подвергаться гонениям за свои «антихристианские» убеждения, скрываясь от властей у своих соратников.

В 1535 г. Жан написал свой главный труд «Наставление в христианской вере», в котором защищал французских евангеликов. Интересен факт, что опасаясь за свою жизнь, богослов предпочел оставить втайне свое авторство, поэтому первая публикация книги была анонимной.

Поскольку преследования становились все более активными, Жан Кальвин решил покинуть страну. Он отправился в Страсбург окольным путем, планируя один день переночевать в Женеве. Тогда он еще не знал, что в этом городе он пробудет значительно дольше.

В Женеве Жан познакомился со своими последователями, а также приобрел единомышленника в лице проповедника и богослова Гильома Фареля. Благодаря поддержке Фареля он получил большую популярность в городе, а позднее провел ряд успешных реформ.

Осенью 1536 г. в Лозанне была организована публичная дискуссия, на которой присутствовали и Фарель с Кальвином. На ней обсуждались 10 вопросов, которые представляли собой ключевые принципы реформации. Когда католики начали утверждать будто евангелики не принимают взглядов отцов церкви, в разговор вмешался Жан.

Жан Кальвин и его «Катехизис»

Мужчина объявил, что евангелики не только ценят труды отцов церкви больше, чем католики, но и гораздо лучше их знают. В доказательство этому Кальвин выстроил логическую цепочку на основе богословских трактатов, наизусть цитируя из них объемные отрывки.

Его выступление произвело сильное впечатление на всех присутствующих, обеспечив протестантам безоговорочную победу в диспуте. Со временем о новом учении, которое уже тогда было известно под «кальвинизмом», узнавало все больше людей как в Женеве, так и далеко за ее пределами.

Позднее, Жан был вынужден покинуть этого город, вследствие гонений местных властей. В конце 1538 г. он перебрался в Страсбург, где проживало много протестантов. Здесь он стал пастором реформаторской общины, в которой его проповеди имели чрезмерную популярность.

Спустя 3 года Кальвин вернулся в Женеву. Тут он окончил написание своего крупного труда «Катехизис» – свода законов и постулатов «кальвинизма», адресованный всему населению.

Данные правила были очень жесткими и требовали реорганизации устоявшихся порядков и традиций. И все же городские власти поддержали нормы «Катехизиса», утвердив его на заседании. Но начинание, казавшееся благим, вскоре превратилось в тотальную диктатуру.

На тот момент Женевой по сути правил сам Жан Кальвин и его приверженцы. В результате участились смертные казни, а немало граждан были подвергнуты изгнанию из города. Множество людей боялись за свои жизни, поскольку пытки арестантов вошли в обыкновенную практику.

Жан переписывался со своим давним знакомым Мигелем Серветом, который был противником учения о Троице и критиковал многие постулаты Кальвина, подкрепляя свои слова рядом фактов. Сервет подвергался гонениям и в конечном счете был схвачен властями в Женеве по доносу Кальвина. Он был приговорен к сожжению на костре.

Жан Кальвин продолжил писать новые богословские трактаты, включая крупный сборник книг, речей, лекций и т.д. За годы биографии он стал автором 57 томов.

Лейтмотивом вероучения богослова выступало полное основание учений на Библии и признание суверенитета Бога, то есть – высшая власть Творца над всем. Одной из главнейших черт кальвинизма являлось учение о предопределении человека или говоря простыми словами – о судьбе.

Таким образом человек сам ничего не решает, а все предопределено уже Всевышним. С возрастом Жан становился более набожным, строгим и нетерпимым ко всем тем, кто не соглашался с его мнением.

Ранние годы

Жан Кальвин появился на свет 10 июля 1509 года в Нуайоне в благочестивом католическом семействе. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, и отец, работавший адвокатом, отдал сына на воспитание в одну приличную семью. Именно там Жан приобрёл прекрасные манеры и получил начальное образование.

В возрасте 14 лет Жан по настоянию отца отправился в Париж для получения университетского образования. Юноша изучал право и гуманитарные науки, постигал тайны ораторского искусства и диалектики.

По окончании обучения Жан перебрался в Орлеан, где стал учеником знаменитого юриста. Но, несмотря на успехи и блестящие перспективы, Жан решил оставить юриспруденцию и посвятить себя теологии. Он принялся изучать труды христианских святых, Библию, а также многочисленные толкования этой священной книги. Получив учёную степень лиценциата, он проповедовал в двух небольших приходах. Уже в тот период у Кальвина появилась идея «очищения» церкви.

Кальвинизм | Идея Кальвинизма | Суть Кальвинизма

Название: Кальвинизм (от имени основателя, по латыни — Кальвина)Время возникновения: XVI векОснователь: Жан Ковен

Это протестантское направление христианства возникло в первой половине XVI век во Франции.

Жан Ковен, получив хорошее образование в сфере теологии, литературы и права, попав под влияние протестантских идей, главным образом Мартина Лютера, принял активное участие в реформировании христианской церкви. В своих работах, написанных после вынужденного переезда в Швейцарию, он чётко изложил основные догмы кальвинизма.

Кальвин исключил из своей церкви всё, что можно было исключить, не нарушив предписаний Библии. В результате такого подхода получилось одно из самых рациональных и немистических направлений христианства.

Главное, что отличает кальвинизм от католической церкви, это отношение к Библии как к единственному и непогрешимому стандарту веры и жизни

Согласно взглядам большинства протестантов, например, лютеран, после грехопадения Адама человек может быть спасён только через веру в Бога, при этом неважно какие действия в жизни он предпринимает — все они по определению считаются греховными. Кальвинисты пошли в своей доктрине ещё дальше — по их представлениям спасение или вечные муки в аду каждого конкретного человека предопределены Богом ещё до сотворения мира и изменить данную ситуацию невозможно

Согласно логике кальвинизма, если человек творит добрые дела, это не способ попасть в рай после смерти, а признак того, что данный человек изначально был предопределён Богом к спасению. Соответственно в кальвинизме существуют два таинства — крещение и причащение, которые являются знаками спасения, но не несут непосредственной спасительной силы, так как всё изначально уже предопределено.

Культовая практика кальвинизма чрезвычайно проста, например, нет почитания святых и реликвий. В церквях отсутствуют не только иконы и статуи, но и даже настенная живопись, характерная для других направлений протестантизма. Даже алтарь и крест не являются в храмах обязательными предметами. Соответственно службы в кальвинизме проводятся очень скромно — свечи не зажигаются, не звучит музыка, духовенство не использует специальных одежд, которые бы выделяли его из массы мирян.

Управление кальвинистскими церквями осуществляется специальными органами — пресвитериями, в которые входят священники и представители общин мирян.

Интересно, что кальвинизм рассматривает природу как одно из божественных откровений, наряду с безмерно почитаемой Библией. Таким образом, непостижимый для человека в чистом абстрактном виде Замысел Божий, воплощён в природе, закономерности и проявления которой человек должен изучать, чтобы приблизиться к пониманию божественной гармонии.

Большую роль кальвинизм играл в противостоянии протестантов (гугенотов) и католиков, существовавшем во Франции, и получившем яркое отражение во множестве художественных произведений. Самой драматической страницей этого конфликта была Варфоломеевская ночь 1572 года, когда погибло более 6 тысяч кальвинистов, а 200 тысяч гугенотов были вынуждены покинуть Францию, спасаясь от гонений.

В наше время существуют три основных формы кальвинизма: реформаторство,
пресвитерианство, конгрегационализм.
По различным оценкам на сегодня численность кальвинистов составляет около 60 млн. человек.

На сегодняшний день кальвинизм является одной из авторитетных протестантских церквей, он имеет серьёзное политическое и религиозное влияние в ряде стран.

Другие биографии:

  • Леонид Ильич Брежнев

    Леонид Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 года в деревне Каменское Екатеринославской губернии в скромной семье рабочих. Родители много работали, но всегда окружали заботой и внимательным отношением своих детей.

  • Михаил Михайлович Зощенко

    Михаил Михайлович Зощенко — известный советский писатель. Он родился в городе Санкт-Петербурге, где вырос и провёл в основном всю свою жизнь. В большинстве его сатирических произведениях мы можем увидеть борьбу

  • Александр Михайлович Василевский

    Родился будущий маршал в Ивановской области в маленьком посёлке Новая Гольчиха в 1895 году. Отец его был священнослужителем, мать – дочерью псаломщика. В семье было 8 детей, Александр был 5 ребёнком.

  • Юрий Гагарин

    Юрий Алексеевич Гагарин родился в Смоленской области, деревне Клушино 09.03.1934 года.

  • Чернышевский Николай Гаврилович

    Чернышевский Николай Гаврилович является известным русским писателем и журналистом. Он был рожден в 1828 году в Саратове. Поскольку его отец был священником, обучение Николай начал в духовной семинарии.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы. Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому. А в начале своего opus magnum — главного труда — «Наставление в христианской вере» (первое издание — 1536) реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея Божественного предопределения.

Сочинение «Трактат о реликвиях», написанное в 1543 году на французском языке, посвящено подлинности многих христианских реликвий, находящихся в храмах и монастырях Западной церкви; в данном сочинении Кальвин подвергает жесткой критике как подлинность самих реликвий, так и выдвигает идею полного отказа от поклонения мощам и контактным реликвиям.

Реформы Кальвина

Реформаторы Женевы. Гийом Фарель, Жан Кальвин, Теодор Беза, Джон Нокс. Стена реформаторов, Женева.

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть. Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.

Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города. Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета, с которым у Кальвина были личные старые счеты.

Сервет провел в тюрьме четыре месяца, его практически не кормили, условия гигиены были ужасны. Ему приносили все книги которые он хотел, перо и бумагу, Сервет писал статьи и передавал их на волю. Такова была иезуитская стратегия Кальвина: он хотел воспользоваться пометками на полях книг, которые сделал Сервет, чтобы понимать ход мыслей противника и на этом строить своё обвинение.

Кальвин навещал Сервета в тюрьме. Под занавес этой трагедии Кальвин и ждущий неминуемой казни Сервет провели публичный религиозный диспут. Но ни в каких известных источниках свидетельств этой схватки двух умов нет. Приговор был прочтен перед так называемым Малым городским советом. В Большой совет входило тогда 200 депутатов, а в Малый — лишь приближенные Кальвина. Сервет вел себя как обычно: вызывающе. После сожжения Сервета заживо на медленном огне приближенные Кальвина стали распространять вести о неслыханном христианском «гуманизме» Кальвина, сердобольно предлагавшего заменить сожжение казнью мечом.

В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина — либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли — «Женевский папа». Тем не менее, организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.

Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчёркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству. Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные причёски подвергались всеобщей обструкции.

Известно остроумное замечание Вольтера, что Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выпустить оттуда монахов, а чтобы загнать туда весь мир.

Наставление в христианской вере, Женева, 1559

Женева превратилась в центр реформации. Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию — высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность. Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.

Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Скандалист

В течение года все было благополучно. Как только магистрат Женевы начал искать союзников во Франции и в Швейцарии, Кальвин проявил свой бунтарский характер. Несогласие с догмами новой церкви он выразил отказом от причастия на Пасху. Такой демарш ему простить не могли и попросили покинуть город. Найти новый приют бедняге помогли соотечественники-протестанты, жившие в Страсбурге. В этот город и направился наш герой.

Иделетт де Буре

Обживаться на новом месте Жан начал с устройства личной жизни. Он заявил, что безбрачие противно Богу, а вести домашнее хозяйство в одиночку духовному лицу сложно, потому ему нужна жена. Друзья порекомендовали состоятельную вдову Иделетт де Буре. У женщины было двое детей от покойного мужа, и она не знала французского языка. Дама не понравилась Кальвину, но сводники постарались, и в 1540 г. пара обвенчалась

Суть кальвинизма

В основе вероисповедования лежит идея суверенитета Бога и доктрины предопределения. Помимо этого, кальвинисты толкуют Библию только на ее основе и склонны к рационализму. Они отрицают соборы и синоды, которые прошли с апостольских времен. В кальвинизме нет монашества и безбрачия для духовенства. В церквях предполагается ликвидация обрядности, а также музыки, свечей, икон.

Кальвинизм интересен тем, что взгляды его носителей оказали влияние на формирование пресвитерианства, а также различных деноминаций протестантов – баптистов, методистов, пятидесятников.

Последователи кальвинизма были не только в Швейцарии, но и в Англии, в Речи Посполитой (коронный гетман Ян Тарновский), Трансильвании, а также в Шотландии, где пресвитерианскую церковь основал его ученик Джон Нокс.

Рис. 3. Кальвин Жан Женева.

Что мы узнали?

Необходимо понимать, что такое кальвинизм в истории Европы XVI века и далее. Именно страны, где обосновались кальвинисты, преуспели в развитии капитализма, там произошли первые буржуазные революции.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Яном Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Юность

Учеба подростку понравилась. Лекции читали знаменитые преподаватели, помимо богословия студентам преподавали иностранные языки и литературу. Наставники заметили талантливого паренька и определили его на факультет искусств в коллегию Монтегю. Жан готовился стать христианским философом, но этим планам не суждено было сбыться. В 1528 г. отец отозвал сына из Парижа и отправил в Орлеан. Там его наследник должен был получить юридическое образование. Старательный юноша выполнил задачу, попутно посещая Париж, чтобы не бросать любимый факультет.

Лекция в университете. Старинная гравюра

Получая 2 высших образования, наш герой успевал работать над собственным трудом о католической церкви. Жан Кальвин находил ее несовершенной и предполагал, что некоторые реформы пойдут этой структуре на пользу. Свое творчество он представил на суд преподавателей Парижского университета в 1533 г. Новый ректор ВУЗа Николя Коп проникся идеями выпускника и позволил себе зачитать текст на публике. Разразился скандал и вольнодумцы бежали из Парижа.

Детство и юность

Будущий богослов и реформатор родился 10 июля 1509 года в благочестивой католической семье. Родина Кальвина — город Нуайон, что в северной части Франции. Отец мальчика достиг внушительных успехов на посту секретаря местного епископа, а также фискального прокурора.

Портрет Жана Кальвина

Мать Жана умерла, когда тот был еще ребенком, а у отца не хватало времени на воспитание отпрыска. Поэтому маленького Жана отдали под опеку одного благопристойного семейства, где тот и получил азы образования и впитал великосветские манеры.

В 14 лет Жан Кальвин по настоянию отца отправился в Париж изучать право и гуманитарные науки. За годы учебы юноша поднаторел в диалектике и стал толковым оратором. Немногим позднее молодому человеку даже доверили читать проповеди в одном из церковных приходов. Затем, достигнув совершеннолетия, Кальвин (опять же, следуя воле отца) продолжил образование.

Памятник Жану Кальвину

На этот раз юноша начал постигать премудрости юриспруденции, а окончив учебу, перебрался в Орлеан, где поступил в ученики к именитому юристу Пьеру Стелле. Несмотря на очевидные успехи на этом поприще и постоянные похвалы именитых наставников, сразу после смерти отца Жан Кальвин оставляет юриспруденцию и обращается к теологии.

Молодой человек изучал труды святых, на которых основана христианская вера, Библию, ее многочисленные толкования и комментарии к ней. Уже в то время Жаном Кальвином завладела идея «очищения» церкви. Параллельно Кальвин получил ученую степень лиценциата и проповедовал в двух небольших приходах.

1532 год в биографии Жана Кальвина отмечен двумя событиями: молодой человек получил докторскую степень, а также на собственные средства издал первый научный трактат. Это были комментарии к труду философа Сенеки под названием «О кротости».

Стоит отметить, что характер Жана был под стать увлечениям молодого мужчины: в 23 года это был довольно нелюдимый человек, погруженный в собственные идеи и готовый отстаивать взгляды, которые казались ему единственно верными. Сверстники Жана даже дали тому прозвище «аккузатив», то есть «винительный падеж», и постоянно называли «моралистом».

Реформы Жана Кальвина

Подвергшись гонениям во Франции за свои религиозные взгляды, Кальвин в 1533 г. обосновался в Швейцарии. Среди Альпийских гор, в городах Базель и Женева, он преподавал, писал книги и распространял свои идеи.

В этот период он систематизировал и создал свод протестантского учения «Установление христианской веры», изданный в 1536 г. В этом же году женевские реформаторы предложили Ж. Кальвину принять участие в религиозном обновлении Женевы.

Хотя в Женеве богослов занимал пост советника правительства, он имел огромное влияние на жизнь города. Городской совет разрешил ему провести Реформацию в духе его взглядов, и принимал по его настоянию законы, делающие из Женевы обитель протестантизма. 

Так сложилось новое вероучение кальвинизм, и была создана Кальвинистская церковь. Религиозное обновление Женевы возложило на проповедников обязанность строго следить за нравственностью горожан:

  • горожане обязаны были посещать проповеди только в той церкви, к приходу которой они были прикреплены;

  • все религиозные обряды были сокращены до минимума – разрешалось только крещение и причащение;

  • праздником признавалось только воскресенье.

Истории известно, что за активную деятельность в продвижении идей Реформации его называли «женевским Папой». Вернувшись в Женеву в 1538 г. после трехлетнего перерыва, Кальвин с еще большим рвением продолжил внедрять свое учение.

Реформатор поспособствовал установлению правил, по которым регулировались прически, цвет и покрой платьев женщин. Если говорить кратко, то запрещались веселье и громкий смех, танцы и песни, яркие одежды.

За любой проступок, независимо от классовой принадлежности, горожане отправлялись в тюрьму и подвергались лишениям.

Деспотизм Кальвина породил волну сопротивления. Самыми смелыми его противниками стали ученые, которые вступали с ним в дискуссии по вопросам его учения. С этого периода начинается период догматизма, нетерпимости и жестокости Кальвина в отношении непримиримых оппонентов.

В 1553 г. за инакомыслие был казнен М. Сервет, что рассматривается как «моральный тупик Реформации». В течение двух лет Кальвин с помощью Женевского магистрата уничтожает, изгоняет или подчиняет своих противников и продолжает насаждать свое учение.

Будучи человеком с блестящим образованием, Кальвин за пять лет до своей смерти создал в Женеве университет. В нем начали обучать богословов-проповедников протестантского направления, которые служили во всех европейских странах.

использованная литература

  • Бальсерак, Джон (2014), Джон Кальвин как пророк шестнадцатого века , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN   978-0-19-870325-9 .
  • (первоначально опубликовано в 1965 г.).
  • Bouwsma, Уильям Джеймс (1988), , Нью-Йорк: Oxford University Press , ISBN   0-19-504394-4 .
  • Коттрет, Бернар (2000) , Кальвин: Биография [ Кальвин: Биография ] (на французском языке), Перевод М. Уоллеса Макдональда, Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Б. Эрдманс, ISBN   0-8028-3159-1
  • Де Греф, Вулферт (2004), «Труды Кальвина», в McKim, Donald K. (ed.), The Cambridge Companion to John Calvin , Cambridge: Cambridge University Press , ISBN   978-0-521-01672-8
  • Детмерс, Ахим (2006), «Кальвин, евреи и иудаизм», в Белл, Дин Филлип; Бернетт, Стивен Г. (ред.), Евреи, иудаизм и Реформация в Германии шестнадцатого века , Лейден: Брилл, ISBN   978-90-04-14947-2 .
  • Гэмбл, Ричард С. (2004), «Споры Кальвина», в Маккиме, Дональд К. (редактор), Кембриджский компаньон Джона Кальвина , Кембридж: Cambridge University Press , ISBN   978-0-521-01672-8
  • Ганоци, Александр (2004), «Жизнь Кальвина», в McKim, Donald K. (ed.), The Cambridge Companion to John Calvin , Cambridge: Cambridge University Press , ISBN   978-0-521-01672-8
  • Герриш, Р. А. (2004), «Место Кальвина в христианском богословии», в McKim, Donald K. (ed.), The Cambridge Companion to John Calvin , Cambridge: Cambridge University Press , ISBN   978-0-521-01672-8
  • Хелм, Пол (2004), Идеи Джона Кальвина , Оксфорд: Oxford University Press , ISBN   0-19-925569-5 .
  • Heron, Alasdair (2005), Lacoste, Jean-Yves (ed.), «John Calvin», Энциклопедия христианского богословия , Нью-Йорк: CRC Press .
  • Hesselink, I. John (2004), «Богословие Кальвина», в McKim, Donald K. (ed.), The Cambridge Companion to John Calvin , Cambridge: Cambridge University Press , ISBN   978-0-521-01672-8
  • Ланге ван Равенсвай, Дж. Мариус Дж. (2009) , «Кальвин и евреи», в Селдерхайсе, Герман Дж. (Ред.), Кальвейн Хандбук [ Справочник Кальвина ] (на голландском), Перевод Кампена Кока , Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., ISBN   978-0-8028-6230-3
  • .
  • МакГрат, Алистер Э. (1990), Жизнь Джона Кальвина , Оксфорд: Бэзил Блэквелл , ISBN   0-631-16398-0 .
  • Низель, Вильгельм (1980), Theology of Calvin , Grand Rapids, Michigan: Baker Book House, ISBN   0-8010-6694-8 .
  • Пак, Г. Суджин (2010), Иудаизирующий Кальвин , Оксфорд: Oxford University Press , ISBN   978-0-19-537192-5 .
  • Паркер, THL (1995), Кальвин: Введение в его мысли , Лондон: Джеффри Чепмен, ISBN   0-225-66575-1 .
  • ——————— (2006), Джон Кальвин: биография , Оксфорд: Lion Hudson plc, ISBN   978-0-7459-5228-4 .
  • Патер, Кальвин Август (1987), «Кальвин, евреи и иудейское наследие», в Furcha, EJ (ed.), In Honor of John Calvin: Papers from the 1986 International Calvin Symposium , Montreal: McGill University Press, ISBN   978-0-7717-0171-9 .
  • Поттер, ГР; Гринграсс, М. (1983), Джон Кальвин , Лондон: Edward Arnold (Publishers) Ltd., ISBN   0-7131-6381-X .
  • Стейнмец, Дэвид К. (1995), , Оксфорд: Oxford University Press , ISBN   0-19-509164-7 .

Вывод

Жан Кальвин оставил более 50 томов сочинений, провел тысячи проповедей. Его можно смело назвать ярчайшей фигурой протестантской Реформации. Деятельность реформатора носила весьма спорный характер, но нельзя отрицать, что он оставил яркий след в истории.

Жан Кальвин в 53 года на гравюре Рене Бойвена

Женева и ее церковное устройство на долгие годы стали примером для подражания в глазах многих деятелей Реформации. Кроме того, Кальвин поспособствовал развитию образования, своими идеями ускорил рост влияния капитализма, повлиял на принятие решений многими иностранными правителями. «Кальвинизм» по сей день является фундаментом вероучения множества церквей по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector