Восхождение (фильм, 1976)
Сюжет
Осторожно! Возможны спойлеры.
По мотивам повести Василя Быкова «Сотников». Зима 1942 года. Белоруссия. Двое партизан — старшина Рыбак (Гостюхин), человек бывалый, и артиллерист Сотников (Плотников), бывший учитель математики, получив задание найти продовольствие для оставшегося в лесу партизанского отряда, отправляются на хутор. Он оказывается сожженным, партизаны заходят в деревню к старосте, где разживаются бараном. На обратном пути в ночной перестрелке Сотникова, итак уже больного, ранили в ногу. Он хотел застрелиться, чтобы не попасть в плен, но промедлил. Рыбак не бросил товарища, вернулся, дотащил его на себе в избу, где жили трое детей с матерью. Там их и взяли в плен. Взяли и женщину, которая велела им прятаться на чердаке. Сотников, уже не жилец, будто перешагнувший порог жизни и смерти, находит силы вынести пытки. Он мужественно, почти с фанатичным блеском в глазах, напоминая чем-то Христа из «Евангелия от Матфея» Пазолини, ждет смерти. Он к ней готов. Рыбак же, здоровый мужчина в расцвете сил, страшно хочет жить и «из-за принципов кормить червей» не собирается. Он намерен «прикинуться», даже пойти в полицаи, лишь бы выжить, сбежать и воевать дальше. На допросе Рыбак выгораживает старосту и женщину, попавших из-за них в беду, выкладывает всю информацию, зная, что проку от нее немцам будет мало, скрыв все, что могло иметь какое-то практическое значение. Сотников о такой тактике и слышать не хочет, даже не называет своей фамилии. В один подвал с ними кидают и старосту, и женщину, против своей воли спрятавшую их на чердаке, и еврейскую девочку. Старосте и женщине грозит виселица. Рыбак прямо говорит Сотникову о том, что если бы тот вовремя застрелился, он сейчас кормил бы бараном товарищей по отряду. После жуткой ночи в подвале всех ведут на казнь. Сотников кричит, что только он один виноват, что остальные должны быть отпущены, но его, естественно, никто не слушает. Ведет он себя героически. Рыбак в отчаянии, он согласен идти в полицаи, его освобождают. Во время казни он помог умереть плохо повешенному Сотникову, чем заработал похвалу одного из полицаев. Одна из женщин, когда он проходит мимо, называет его «Иудой». Рыбаку очевиден кошмар его положения. Он пытается повеситься, но не получается… Фильм заканчивается невыносимой душевной мукой Рыбака. Я помню, когда был маленьким, больше всего боялся, что, попав в плен к фашистам, не вынесу пыток и выдам, где штаб партизанского отряда. Авторы фильма не осуждают Рыбака, они просто строят крайне реалистичную, достоверную психологическую драму, рассказывая, как все было на самом деле. Предатели в этой картине предельно ясны — это Портнов, следователь в полиции, он допрашивал партизан — до войны закончил институт и работал лектором; бывший уголовник, а ныне веселый палач и полицай, который взял их в деревне. А вот Рыбак на предателя никак не похож… «Ничто не проходит бесследно, — говорит режиссер Л.Шепитько. — Одно оказывается примером для подражания, другое — жесточайшим уроком, который не забывается. С Портновым умрет все: и он сам, и его бесчеловечный мир. Сотников останется жить даже после смерти.» Один из лучших фильмов нашего отечественного и мирового кино. На VI МКФ фильмов о свободе и революции в Сопоте (Югославия — 1977г.) — второй приз «Статуя свободы». Приз за лучшее исполнение главной мужской роли — Б.Плотникову. На XXVII МКФ в Западном Берлине (1977г.) — приз «Золотой медведь». Говорят, что Фассбиндер на этом фестивале назвал фильм профашистским. Премия ФИПРЕССИ. Премия ОСИК. (М. Иванов)
(Источник описания: )
Подбор актёров[ | код]
Для поиска исполнителя роли Сотникова Лариса Шепитько просила ассистентку по актёрам держать в уме образ Иисуса Христа.
Шепитько решила задействовать неизвестных или малоизвестных актёров, прошлые роли которых не оттеняли бы их образы в «Восхождении». Из-за этого ей пришлось отказать Андрею Мягкову, который очень хотел сняться в фильме. Та же участь постигла и Николая Губенко. Не прошёл отбор и Владимир Высоцкий, жаждавший сыграть Рыбака и оттого ревностно относившийся к конкурентам. В период проб к «Восхождению» Высоцкий снимался в картине «Арап Петра Великого». Съёмки проходили в павильоне «Мосфильма», соседнем с тем, где проходили пробы, и Высоцкий в перерывах часто прибегал посмотреть — что происходит в павильоне Шепитько.
С самого начала поиска актёров на роль Сотникова Лариса Шепитько поручила ассистенту по актёрам, Эмме Баскаковой, держать в уме образ Христа, хотя вслух об этом говорить было нельзя. Борис Плотников, в то время 25-летний актёр Свердловского ТЮЗа, оказался, по мнению режиссёра, лучшей кандидатурой на роль, но чиновники Госкино рассмотрели в замысле Шепитько намерение «протащить Иисусика на советский экран». Плотникова, в чьём репертуаре до этого были преимущественно роли сказочных животных, даже пришлось гримировать для пущей героизации образа, чтобы худсовет утвердил его на роль. Всего актёр прошёл семь проб, ради которых ему постоянно приходилось летать из Свердловска в Москву.
На роль Рыбака режиссёр просмотрела двадцать кандидатов. Двадцать первым соискателем роли стал тогда ещё молодой, неизвестный актёр — Владимир Гостюхин. Гостюхин, до этого шесть лет работавший в театре Советской армии мебельщиком-реквизитором, однажды подменил заболевшего актёра в спектакле «Неизвестный солдат», где его заметила второй режиссёр Василия Ордынского — Светлана Климова. Гостюхин получил приглашение на съёмки в сериале «Хождение по мукам», где сыграл анархиста и бандита Красильникова — роль, для которой требовалась яркая харизма и темперамент. Именно на съёмочной площадке его заметили ассистенты Ларисы Шепитько. Приглашённый на пробы Гостюхин поначалу не мог сопоставить «удивительной красоты женщину со сверхмужской, жёсткой и трагической историей Василя Быкова». Но уже после 20-минутного разговора с режиссёром он убедился, что реализовать на экране это тяжелейшее произведение по силам только ей. У Шепитько же кандидат, пусть и с актёрским образованием, но всё же рабочий сцены, поначалу вызвал сомнения. Если в Плотникове режиссёра сразу привлекли фактура, улыбка, взгляд и пластика, то внешность Гостюхина не совпадала с представлениями Шепитько о Рыбаке: молодой актёр явился на пробы с несвойственной для партизана «легкомысленной» чёлкой. Грубоватые манеры Гостюхина изначально оттолкнули других членов приёмной комиссии, но Шепитько объяснила такое поведение его застенчивостью и решила просмотреть кандидата, который уже на первой репетиции поразил всех своим яростным упорством в достижении образа.
Актёр на роль Портнова подбирался, исходя из образа Сотникова. Лариса Шепитько просила искать кого-то, схожего по внешним данным с Плотниковым, говоря:
Анатолий Солоницын сначала не увидел ничего интересного в этой, как он сказал, «роли второго плана», которую счёл «перепевом» того, что снималось ранее. Поначалу актёр даже не понимал, что от него хотят, несмотря на то, что старательно играл «врага», «человека с надломом в душе», «человека без будущего», как и требовалось. Но даже сам он понимал, что образ получается манекенный, «лубковый». Только долгий разговор с режиссёром позволил ему оценить её видение Портнова: олицетворение отрицательной стороны в вечной исторической борьбе человека с животным в себе во имя высшей ценности, а именно — ценности духа
Режиссёр настаивала, что в Великой Отечественной войне советский народ выиграл именно благодаря высокому самосознанию, поэтому роль Портнова как «антигероя», призванного подчеркнуть превосходство силы человеческого духа над материей, была особенно важной.
В ролях[ | код]
- Борис Плотников — Борис Андреевич Сотников (озвучивает Александр Демьяненко)
- Владимир Гостюхин — Коля Рыбак
- Людмила Полякова — Авгинья Демчиха
- Сергей Яковлев — Пётр Сыч, староста
- Николай Сектименко — Стась Гаманюк, полицай
- Мария Виноградова — старостиха
- Виктория Гольдентул — Бася
- Анатолий Солоницын — Павел Гаврилович Портнов, следователь
- Игорь Безяев — партизан
- Станислав Бородокин — партизан
- Вадим Гусев — партизан
- Станислав Житарев — партизан
- Василий Кравцов — немецкий офицер
- Александр Пятков — немецкий солдат по кличке «Рыжий»
- Владимир Рудый — немецкий офицер
- Александра Харитонова — партизанка с ребёнком
Выход на экран[ | код]
Фильм находился на грани запрета: контролирующие органы считали, что вместо партизанской истории была снята «религиозная притча с мистическим оттенком». Шансы на то, что картина отправится «на полку», были очень велики, и Элем Климов, режиссёр и муж Ларисы Шепитько, решился на отчаянный шаг. В то время Климов как раз начал подготовку к съёмкам фильма «Убейте Гитлера» (в 1985 году он вышел на экраны под названием «Иди и смотри») и познакомился с Петром Машеровым, первым секретарём ЦК компартии Белоруссии, который всячески поддерживал режиссёра и даже выступал в роли исторического консультанта: в годы войны высокопоставленный чиновник сам был партизаном; более того, в 1942 году оккупанты повесили за сотрудничество с партизанами его мать.
Когда Климов, в обход «Мосфильма», пригласил Машерова на специальный просмотр «Восхождения» (плёнку привезли в Минск прямо из лаборатории, почти мокрую, а Лариса Шепитько сама села за микшерный пульт), тот поначалу был настроен скептически, ожидая увидеть «бабью режиссуру». Через двадцать-тридцать минут после начала просмотра Машеров уже не мог оторваться от экрана, а к середине фильма — плакал, не стесняясь присутствовавшего в зале руководства республики. По окончании фильма Машеров вопреки традициям (обычно на таких премьерах мнения заслушивались сначала от нижних чинов и потом уже от высших) вышел на сцену и говорил около сорока минут. Его слова не были никем записаны, но по свидетельству Элема Климова, эта взволнованная речь была одна из лучших, когда-либо слышанных им в адрес своей жены. Белорусский писатель и ветеран Великой Отечественной войны Алесь Адамович, присутствовавший на показе, описал Машерова, как человека, вопрошающего: «Откуда эта девочка, которая, конечно же, ничего такого не пережила, знает обо всём этом, как она могла так рассказать?» Через несколько дней «Восхождение» было официально принято без единой поправки.
Сюжет[ | код]
Действие фильма происходит во время Великой Отечественной войны в оккупированной немцами Белоруссии, зимой 1942 года. Двое партизан, кадровый военный Рыбак и бывший учитель Сотников, отправляются из леса в село на поиски продовольствия для своего отряда, в котором есть женщины и дети. Рыбак с Сотниковым приходят в дом к деревенскому старосте, который вынужден работать на немцев. Сотников хочет его расстрелять за предательство, но Рыбак ограничивается тем, что отбирает у старика овцу.
На обратном пути партизаны натыкаются на фашистов и полицаев. В ходе перестрелки с полицаями Сотников ранит немца, который позже умирает, но сам получает ранение и пытается покончить с собой, чтобы не даться врагам живым. Рыбаку удаётся спасти его в последний момент. Он на себе выносит раненого Сотникова из леса и прячет в деревне, захваченной немцами. Полицаи находят их в доме Дёмчихи, матери троих детей, и вместе с ней увозят в комендатуру. По пути Рыбак думает о побеге, но мысль о расстреле посреди глубоких сугробов останавливает его.
Полицай-следователь Портнов, бывший завклубом и руководитель детского хора, наедине допрашивает Сотникова, но тот отказывается даже назвать своё настоящее имя, несмотря на пытки раскалённым железом. Портнов даже обещает казнить Сотникова и задокументировать всё так, как будто Сотников согласился стать коллаборационистом, но партизан всё равно отказывается сотрудничать. Рыбак же с испугу рассказывает всё, что знает: от местонахождения партизанского отряда до их с Сотниковым задания.
Ночь узники проводят в подвале, где с ними находятся Дёмчиха, девочка Бася Мейер — еврейка, которая не сказала следователю, кто её прятал, и староста, которого обвинили в помощи партизанам. Сотников в полузабытьи и уже смирился с мыслью о смерти, но Рыбак не теряет надежды спастись, считая, что можно согласиться на всё, что приказывают немцы, а потом убежать для того, чтобы продолжать борьбу.
Утром пленников выводит из подвала полицай Гаманюк, бывший уголовник, за которого когда-то в суде заступался муж Дёмчихи. Сотников пытается спасти сокамерников, рассказывая Портнову свою биографию, но следователь его даже слушать не хочет. Рыбак на коленях молит о пощаде и соглашается вступить в полицию. Дёмчиха порывается рассказать фашистам, у кого пряталась Бася (девочка ночью назвала имя того человека), но староста останавливает её.
В сопровождении отряда фашистов узников уводят на возвышенность, где стоит виселица на пять человек. Дёмчиха слёзно молит о пощаде, но староста Сыч просит её одуматься, и женщина успокаивается. Узники обнимаются вчетвером, но полицаи их утаскивают на виселицу. До последнего момента Сотников смотрит вокруг и замечает в толпе подростка в будённовке без красной звезды, едва сдерживающего слёзы. Сотников улыбается ему, и в этот момент Рыбак выдёргивает из-под его ног полено, на котором тот стоял.
После казни все возвращаются в деревню. Рыбак думает о побеге, но мысль о расстреле вновь останавливает его. Уловив ненавидящие взгляды деревенских жителей и услышав оскорбления в свой адрес, Рыбак понимает, что он стал палачом и сбежать ему уже некуда. Рыбак дважды пытается повеситься в туалете, но ему это не удаётся. Сначала срывается ремень, а потом петля оказывается слишком маленькой, чтобы просунуть туда голову. Гаманюк из-за двери торопит его, так как Рыбака ждёт его новое начальство.