Пословицы и поговорки о вере, о боге, о религии, о церкви
Содержание:
- Толкование священного текста
- ^ Молитвы Пресвятой Богородице просительные
- Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”
- Смысл текста и песнь в богослужении
- Смысл текста и песнь в богослужении
- Главные способы действия врага.
- Чеснейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео
- О Тебе радуется[править]
- Свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Толкование священного текста
- Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
- Когда нужно читать молитву «Честнейшую херувим»
- Достойно есть. Молитва
- Сщмч. Григорий (Лебедев)
Толкование священного текста
Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.
Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.
«Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения
Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после Воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.
Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.
В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.
В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.
Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама
Когда не читается данная песня
Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:
- второй день Рождества Христова;
- Крещение Господнее;
- Троица;
- Обрезание и другие.
В чем помогает благодарственная песня «Величит душа Господа»
Величественная песня приходит на помощь в минуту особой благодати, когда человеческих слов не хватает для выражения благодарности Богу за Его великие дела и чудесную помощь.
Если читать и внимательно вдумываться в каждое слово молитвы, можно найти покой в те моменты, когда неспокойно на душе, в момент разочарований и предательства. Милость Господня из рода в род не оставляет праведных и смиренных. Его покров над верными детьми Его.
Величает душа моя Господа!
Песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа»
^ Молитвы Пресвятой Богородице просительные
^ Молитва 1-я5
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище на́м гре́шным? Кто́ па́че Тебе́ в напа́стех защити́т? Услы́ши у́бо стена́ние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне́, Влады́чице Ма́ти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́ гре́шнаго.
Предлагаем ознакомиться Как очистить дом от порчи и диагностика порчи дома
Вразуми́ и научи́ мя́, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за ропта́ние мое́, но бу́ди мне́ Ма́ти и Засту́пница. Вруча́ю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя́ гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жней жи́зни, да пла́чуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный а́з, а́ще не к Тебе́, упова́нию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь?
О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты́ мне́ упова́ние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблага́я и ско́рая Засту́пнице! Покры́й Твои́м хода́тайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от вра́г ви́димых и неви́димых, умягчи́ сердца́ злы́х челове́к, возстаю́щих на мя́. О, Ма́ти Го́спода моего́ Творца́!
Ты́ еси́ ко́рень де́вства и неувяда́емый цве́т чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты́ пода́ждь ми́ по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем: еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние, и Твои́м пречу́дным заступле́нием да изба́влюся от вся́кия беды́ и напа́сти, о пренепоро́чная и пресла́вная Бо́жия Ма́ти Мари́е. Те́мже со упова́нием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благода́тная, ра́дуйся, Обра́дованная, ра́дуйся, Преблагослове́нная, Госпо́дь с Тобо́ю.
и не презри меня, нуждающегося в Твоей помощи, и не отринь меня, грешного. Вразуми и научи меня, Царица Небесная; не отступи от меня, раба Твоего, Владычица, за ропот мой, но будь мне Матерью и Заступницей. Вручаю себя милостивому покровительству Твоему: приведи меня, грешного, к тихой и безмятежной жизни, дабы я плакал о грехах моих.
Ибо к кому прибегну я, виновный, если не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждой на неизреченную милость Твою и щедроты Твои окрыляясь? О, Владычица, Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление, и помощь. Царица моя преблагая и скорая Заступница! Покрой Твоим ходатайством мои согрешения, защити меня от врагов видимых и невидимых;
смягчи сердца злых людей, восстающих на меня. О, Матерь Господа, моего Творца! Ты – корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Божия Родительница! Ты подай мне помощь, немощному от плотских страстей и болезнующему сердцем, ибо имею я одну Твою и с Тобою Сына Твоего защиту; и да избавлюсь я Твоим пречудным заступлением от всякой беды и напасти, о пренепорочная и преславная Божия Матерь Мария. Потому с надеждою возглашаю и взываю: «Радуйся, Благодатная! Радуйся обрадованная! Радуйся, преблагословенная, Господь с Тобою!»
^ Молитва 2-я1
О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода Вы́шняго, всеми́лостивая Засту́пнице и Покрови́тельнице все́х, к Тебе́ с ве́рою прибега́ющих! При́зри с высоты́ небе́сныя сла́вы Своея́ на мя́, припа́дающаго к подно́жию Твоему́, услы́ши смире́нную моли́тву мене́, гре́шнаго и недосто́йнаго раба́ Твоего́, и принеси́ ю́ пред возлю́бленнаго Сы́на Своего́.
О, Преблагослове́нная Богоро́дице! Ты́, имену́емая все́х скоропослу́шница и скорбя́щих ра́досте, услы́ши и мене́ ско́рбнаго; Ты́ – утоле́ние печа́ли, утоли́ и моя́ душе́вныя боле́зни и печа́ли; Ты́ – купино́ неопали́мая, сохрани́ ми́р и все́х на́с от вредоно́сных о́гненных стре́л вра́жиих; Ты́ – взыска́ние поги́бших, не попусти́ мене́ поги́бнути в бе́здне грехо́в мои́х;
На Тебе́ по Бо́зе все́ мое́ упова́ние возлага́ю, бу́ди ми́ вы́ну неусы́пная хода́таица и всеси́льная предста́тельница пред Сы́ном Твои́м, Го́сподом на́шим Иису́сом Христо́м, укрепи́ во мне́ ве́ру в Него́, утверди́ в любви́ Его́, научи́ мене́ люби́ти и сла́вити и Тебе́, Пресвяту́ю Ма́терь Бо́жию, Преблагослове́нную Мари́ю: вседержа́вному покро́ву Твоему́, Богоро́дице, вруча́ю себе́ на вся́ ве́ки. Ами́нь.
Духовная ценность и полный текст молитвы Богородице “Честнейшую Херувим”
История возникновения молебна
Многие православные верят, что слова этой чудесной молитвы были подсказаны её автору самой Божией Матерью. Действительно, история написания святого текста просто необыкновенна.
Молебен был написан в VIII веке преподобным Космой Маюмским. В Великую Пятницу его посетило божественное озарение, в результате чего святой сложил эту молитву. По преданию, сама Богородица явилась после этого Косме, выразив своё одобрение и вознеся ему похвалу.
Чудесное дополнение получила песнь, посвящённая Царице Небесной, в Х веке в монастыре Святого Афона. Один из монахов в своей келье усердно молился. Когда он начал произносить слова молитвы «Честнейшую Херувим», в келье внезапно появился очень красивый юноша. Он остановил монаха и пропел другое, неизвестное начало молебна. А уже потом добавил к этим словам окончание «Честнейшую Херувим». Неизвестные дотоле слова были столь прекрасны и изумительны, что афонский инок стал просить незнакомого юношу, чтобы он написал ему начало заветной молитвы. Но в келье не было никаких письменных принадлежностей. Тогда гость попросил принести каменную плиту и рукой написал на плите пропетые им слова. Затем он произнёс: «Отныне всегда так пойте и вы, и все православные христиане», – и стал невидим. После этого изумлённый инок понял, что это был Ангел Божий.
Так и возникла эта удивительная песнь во славу Матери Божьей, в которой человеческое творение переплелось с ангельским. Отныне, с 980 года, священный текст звучит в полном чтении.
В чем помогает молитва
Во все времена Царица Небесная является покровительницей рода человеческого перед Господом. Верующие ищут у неё утоление своих печалей и преумножение отрады.
Христиане обычно обращаются с просьбами к Богородице и произносят слова заветной молитвы, когда в жизни возникают следующие ситуации:
- неуверенность в себе, растерянность и потеря нравственных ценностей. Далеко не всегда возможно справиться с неуверенностью самому. Здесь приходит на помощь искренняя молитва;
- невозможность самому найти ответы на тяготящие вопросы;
- зависть, алчность и корыстные намерения других людей причиняют немалый вред;
- неспособность самостоятельно выбраться из тяжелой жизненной ситуации.
Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа, избавляет от греховных мыслей и злого умысла, направляет на путь истинный. Человек, потерявший покой, в любом бедствии может обратиться за помощью к небесам – далеко не со всеми трудностями можно справиться самостоятельно.
Матерь Божия дарует всем просящим стойкость духа
Как и когда читать молитвенное обращение
Несмотря на то, что молебен известен почти всем православным верующим, в Евангелии нет чётких и твёрдых указаний относительно места и времени его проведения. Однако многие священнослужители придерживаются некоторых правил и традиций чтения речей Богородицы. В наше время они считаются общепринятыми:
- по традициям православия молитву Богородицы «Честнейшую Херувим» принято петь на утрене между восьмым и девятым канонами;
- во время обряда каждения дьякон обходит храм, начиная со святого престола и алтаря и заканчивая царскими воротами;
- в церкви, дьякон обязательно становится по правую сторону иконостаса, возле иконы, на которой изображен божественный лик Небесной Царицы;
- после того, как священнослужитель занимает это место, начинает петь хор;
- читать молитву можно как в церкви, так и дома;
- чтение молебна необходимо произносить нараспев.
Текст молитвы «Честнейшую Херувим»
Разумеется, молитва, возносимая к Божьей матери, приносит свои плоды лишь в том случае, если просящий искренен в своих помыслах и не имеет зла в душе. Сами священнослужители считают такой обряд признанием и почтением Девы Марии, а христиане посредством этой молитвы могут выразить свою благодарность Матери Спасителя за оказываемую им защиту и помощь.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Смысл текста и песнь в богослужении
Текст молитвы сохранился только на греческом языке, а также в переводах. Можно предположить, что первоначально данная молитва была на арамейском или еврейском языке.
Есть определенный установленный порядок использования данной молитвы. Зачастую ее исполняют между 8 и 9 канонами и после каждого стиха добавляется один и тот же припев. После 9 канона «Честнейшую херувим» можно петь и припев «Достойно есть». Во время пения молитвы служащий производит полное каждение храма. братия же в свою очередь творит поклоны.
Так же читайте: Молитва от злого начальника на работе
Есть определенные дни, когда пение данной песни отменяется:
- Светлая и Страстная седмицы,
- двунадесятые Господские праздники,
- двунадесятые Богородичные праздники,
- Недели Цветной Триоди,
- следующий день после Рождества Христова,
- Богоявления,
- Пятидесятницы,
- Обрезание Господне и прочие.
В такие дни на 9-й песни канона могут петься другие особые припевы. Первый из них бывает оглашается диаконом.
Смысл текста и песнь в богослужении
Текст молитвы сохранился только на греческом языке, а также в переводах. Можно предположить, что первоначально данная молитва была на арамейском или еврейском языке.
Есть определенный установленный порядок использования данной молитвы. Зачастую ее исполняют между 8 и 9 канонами и после каждого стиха добавляется один и тот же припев. После 9 канона «Честнейшую херувим» можно петь и припев «Достойно есть». Во время пения молитвы служащий производит полное каждение храма. братия же в свою очередь творит поклоны.
Так же читайте: Молитва от видимых и невидимых врагов Николаю Чудотворцу
Есть определенные дни, когда пение данной песни отменяется:
- Светлая и Страстная седмицы,
- двунадесятые Господские праздники,
- двунадесятые Богородичные праздники,
- Недели Цветной Триоди,
- следующий день после Рождества Христова,
- Богоявления,
- Пятидесятницы,
- Обрезание Господне и прочие.
В такие дни на 9-й песни канона могут петься другие особые припевы. Первый из них бывает оглашается диаконом.
Главные способы действия врага.
Как он действует против нас? Мы знаем, что он вор, который крадет. Значит все хорошее было украдено не Богом.
ОБВИНЕНИЕ. Действие врага(сатаны). Эту функцию Бог ему не давал, но он сам присвоил ее себе. Из всех методов до того, как он сможет украсть, убить или погубить, он обвиняет. Его имя на иврите хасатан(сатана) — что значит обвинитель в суде.
(1Петр 5:8
) Трезвитесь, бодрствуйте, потому что, противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить.
Он ищет, кого может поглотить.
(1Петр 5:9
) Противостойте ему твердоюверою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Слово «диавол» состоит из двух греческих слов — анти и дикос. Анти — против. Дикос — судебный иск. Он по прежнему действует в области законничества. Его обвинения против вас — это законничество. Например: не забывай, что Бог сказал в Своем Слове, а теперь жди наказания, жди приговора.
Через такой опыт проходят многие люди.
На греческом языке «диаволос» — предъявлять обвинение, с целью навредить или погубить. На иврите «сатана» — обвинитель. Это юридический термин. Иисус выступает в роли нашего адвоката.
Мы имеем адвоката пред Отцом Иисуса Христа праведника. И он сильный юрист.
(Отк 12:10
) И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его Кровию Агнца.
Кровь, значит что? Была смерть. Эта не какая то обычная кровь, это Божественная кровь, текшая в венах Эммануила.
Когда враг говорит вам: как ты смеешь просить Бога о таком? Как ты можешь ожидать жизнь с избытком? Как ты можешь ожидать исцеления в своем теле, когда ты сделал вот это и вот это?
Скажите: ничего. Кровь Христа, дает вам такое право. Это значит что за все грехи заплачено полностью.
Чеснейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео
Честнейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео
Добрый день, дорогие наши посетители!
Все мы знаем молитву, которую оставил нам Сам Господь! Она называется “Молитва Господня” и начинается словами “Отче наш, иже еси на Небесех…”.
Также есть прекрасная молитва, оставленная нам Самой Божией Матерью, которая называется “Песнь Богородицы”, и начинается она словами “Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…”.
Эта молитва любимая всем христианским народом! Она поется в храме на вечернем богослужении (Всенощном бдении), и по словам некоторых святых Пресвятая Богородица во время пения этой молитвы, ходит по храму, и благословляет тех, кто с усердием молиться.
Ниже мы разместили видео ролик с пением этой дивной молитвы в исполнении хора Серафимо-Дивеевского монастыря, а под роликом слова молитвы.
Величит душа Моя Господа,
и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе моём,
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко призре на смирение рабы Своея,
се бо от ныне ублажат Мя вси роди,
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Яко сотвори Мне величие Сильный,
и свято имя Его, и милость Его
в роды родов боящимся Его.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Сотвори державу мышцею Своею:
Расточи гордыя мыслию сердца их
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Низложи сильныя со престол
и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ
и богатящияся отпусти тщи.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
Восприят Израиля отрока Своего,
помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим,
Аврааму и семени его, даже до века.
Честнейшую Херувим и славнейшую
без сравнения Серафим, без истления
Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.
К записи “Чеснейшую Херувим – “Песнь Богородицы” – видео” оставлено 9 коммент.
Доброго здравия всем! Подскажите, а можно ли это песнопение исполнять перед Причастием на Божественной литургии? Или только строго на Всенощном бдении?
Перед причащением, в так называемую “предпричастную паузу, поют различные песнопения, посвященные Господу, Богородице и св. угодникам Христовым. Да конечно, это песнопение также можно исполнять перед причастием.
Храни Вас Господи!
Большое спасибо! Буду учить и петь.
Сейчас только узнала, что можно задать вопрос Священнику.Я не решалась спросить об этом у своего приходского батюшки.Лет 8 назад, когда я только начинала серьезно посещать храм, во время вечернего Богослужения запрестольная икона Господа с исходящими от нее золотыми лучами на миг преобразилась: все лучи слились в одно золотое сияние, а посреди – Спаситель. Я вздрогнула, стала всматриваться, но это было лишь мгновение. Я часто во время службы об этом вспоминания и думаю, как мне к этому относиться?
Буду благодарна , если ответите.
Советую вам не обращать внимания на подобного рода видения. Святые отцы учат не придавать значения таким видениям, так как они нам не полезны, и часто бывают от лукавого, дабы заставить нас возгордиться.
Мир вам и Божие благословение!
Самая моя любимая молитва, а дивеевские сестры поют ее замечательно. Долго собиралась найти текст в Интеренете, наконец, открыла .Благодарю.
Слушайте, во славу Божию!
Спасибо за песню Богородицы! Очень ее люблю!Рада ,что обнаружила ваш сайт!)))
Ирина, пожалуйста, во славу Божию!
Заходите на Аудио рубрику сайта, где есть много православного и интересного материала.
О Тебе радуется[править]
https://www.youtube.com/watch?v=2hw08h4Uuws
О Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, А́нгельский собо́р и Челове́ческий род, освяще́нный хра́ме и раю́ слове́сный, Де́вственная похвало́, из нея́же Богъ воплоти́ся и Младе́нецъ бысть, пре́жде векъ Сый Богъ нашъ, ложесна́ бо Твоя́ Престо́лъ сотвори́, и чре́во Твое́ простра́ннее Небе́съ соде́ла; о Тебе́ ра́дуется, Благода́тная, вся́кая тварь, сла́ва тебе́.
Перевод: О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: / Ангельский сонм и человеческий род. / Ты – освящённый храм и рай духовный, / слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал / прежде всех веков Существующий Бог наш. / Ибо недра Твои Он в престол обратил / и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава тебе.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Ст. 46-48 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды
Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный ею Бог есть вместе и ее Спаситель. Если же Бог есть ее Спаситель, то она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и ангелов и человеков: но Он — Спаситель одних человеков; относительно ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение ею Бога, Спасителя ее и всех человеков, доставило ей величие, превысшее величия безгрешных ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе.
Аскетическая проповедь.
Толкование священного текста
Читая «Благовестник» блаженнейшего Феофилакта, архиепископа Болгарского, мы получаем не только правильное понимание Священного Писания, но и получаем наставление точного его исполнения. В первых словах Своей песни Богородица умаляется и всю славу за чудо рождение Иисуса воздает Господу, утверждая, что Бог призрел на Нее и явил Свою милость, чтобы Божью мать ублажали все народы.
Есть в этом заслуга Пречистой Девы? Нет, народы будут ублажать за то, что Всевышний выбрал Деву, и акцент здесь делается на Господе, Он избрал и помазал, благословил и все предопределил. Далее Пресвятая Дева подчеркивает, что милость Господня распространяется не только на нее, а всех, кто боится Бога. Не бойтесь бояться Творца, и тогда милость Его пребудет на вас.
«Величит душа моя Господа» — благодарственная песнь утреннего песнопения
Как долго будет благодать, дарованная Марии, действовать, закончилась ли она после Воскресения Христа? И снова обнадеживающий ответ, что из рода в род, из поколения в поколение, вечно Творец дарует Свою благодать боящимся Его.
Дух человека наполняется радостью после того, как душа величит Господа. Воздай хвалу Богу всей своею душою, всем сердцем, всеми помыслами, и дух твой возрадуется, придет великая радость, наслаждение в жизнь.
В молитве «Величит душа Господа» преподобный Феофилакт трактует под мышцею Господнею Бога Сына. Только Христу под силу выгнать бесов из человеческих душ, низложить фарисеев с престолов. В современном мире не имеет значения, из какого ты народа, Господь смиренных превозносит и наполняет благами.
В размышлениях священномученика Григория (Лебедева), погибшего в 1937 году за православную веру, дано толкование завершающих аккордов этой песни, о том, что самонадеянные люди гоняются за призрачным счастьем в виде богатства, славы, власти, но Господь призрит только на тех, кто жаждет правды Божьей.
Важно! Блаженных и смиренных принимает Творец подобно отроку Своему, Израилю и покрывает их милостью, обещанной всем потомкам Авраама
Когда не читается данная песня
Во время определенных праздничных дней чтение песни Богородицы отменяется, помимо всех двунадесятых Богородичных и Господних праздников, Недели Цветной Триоди, Страстной Седмицы, это:
- второй день Рождества Христова;
- Крещение Господнее;
- Троица;
- Обрезание и другие.
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы
Во Имя Отца, и Сына, Святаго Духа!
Рождение Божией Матери было событием сверхъестественным, если рассуждать по законам человеческого естества. Богородители Иоаким и Анна уже состарились и по всем своим физическим возможностям уже были как будто бы лишены этого счастья — когда-нибудь увидеть потомков, получить это Божие благословение, имевшее особое значение имело для богоизбранного народа.
Это сверхъестественное событие и стало великим благословением Божие и чудом, превосходящим человеческое естество. Мы можем только представить, какая радость исполняла сердца Иоакима и Анны. Это чудо было предвестником еще более сверхъестественного, непостижимого события: воплощения от Божией Матери и Духа Святого Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
Тела Иоакима и Анны состарились, стали бесплодными, почти омертвели для продолжения рода, и все человечество, погрязшее в грехе, также как бы умерло, заснуло, погрузилось во мрак неведения и удаления от Бога.
Когда наступает ночь, то в той части вселенной, куда она приходит, происходит временная смерть — сон. Все останавливается, очень многие цветы закрываются, цвета превращаются в нечто серое, люди погружаются в сон. А еще как раз ночью часто и совершаются всякие отвратительные дела: преступления, разврат. Именно в ночной тьме люди часто идут на греховные преступления. Существует некая связь между этими явлениями. Это во многом олицетворяет человечество, погруженное во тьму, человечество, отпавшее от света боговидения, богопознания, ослепленного и впадшего сон или почти уже смерть. Как слепой человек только отчасти различает цвета или не различает вообще ничего, так и человечество перестало различать Божественный свет, и многие народы в этой слепоте поклонялись языческим богам, природным явлениям: ветрам, горам, камням, огню; и они забыли о Боге. Они не видели Его, как человек не видит в темноте даже ближайших предметов.
И вот в мир является Матерь Света — Богородица.
Когда начинается рассвет, мы еще не видим солнца, но вокруг становится теплее, светлее, и все оживает: просыпается окружающая природа, начинают петь птицы, насекомые вылезают из своих убежищ, цветы распускаются, появляется множество звуков — и мир вокруг нас как будто пробуждается ото сна, воскресает.
Весь мир получил залог воскресения, эти теплые солнечные, божественные лучи, с рождением Божией Матери.
«Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», — часто мы возносим такое молитвословие. Она была Матерью Света и уже предвозвещала явление Солнца Правды — Христа. Об этом как раз говорится в сегодняшнем праздничном тропаре, и мы с вами, неся его на устах, собрались сегодня, чтобы согреться в этих лучах, чтобы наши сердца ожили и стали способны к тому, чтобы не ослепнуть от Божественного Света, Солнца Правды, Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.
Скачать (MP3 файл. Продолжительность 6:05 мин. Размер 3 Mb)
21 сентября 2011 г.
Когда нужно читать молитву «Честнейшую херувим»
Верующие не одного поколения обращались к Богородице в трудные минуты своей жизни и искали у нее защиты. И сегодня молитва Деве Марии имеет особую силу и помогает в следующих жизненных ситуациях:
- когда человек перестал чувствовать уверенность в собственных силах и завтрашнем дне, его одолевают сомнения и подступают разные искушения, когда он растерян и не знает, как правильно поступить;
- отчаяние и безвыходность, когда приходит горе, и человек не в силах самостоятельно с этим справиться;
- если зависть и обряды черной магии направлены против христианина, и в его семье начали происходить ссоры и разногласия;
- когда ослабевает вера, и посещают греховные мысли.
В этом случае слова молитвы Небесной Царице можно произносить и в домашних условиях. В храмах текст «Честнейшую херувим» читают на утренней службе между восьмым и девятым канонами. Чтение такого молебна проводится нараспев.
Достойно есть. Молитва
Молитва «Достойно есть»
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.
История молитвы «Достойно есть»
Молитва — это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва «Отче наш» мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами. У некоторых, таких как молитва «Достойно есть» — необычная история и значение. Молитва — это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение. Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.
Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.
Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.
После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.
В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».
В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.
Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей… что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его
Молитва благодарного хваления Господа душою обретшего Его.
«Душа моя величает Господа! Дух мой возрадовался о Боге, Спасителе моем! Ведь милость Господа к боящимся и чтущим Его в роды родов. И на мне – милость Его!.. И когда я открыл путь Господу, устранив свою греховную самость, и смиренно подклонился Божией воле, Он призрел на смирение рабы Своей и пришел и возвел меня на высоту Своего сыновства. Сотворил мне величие, Сильный»…
Восхвали же, душа моя, Господа, спасающего тебя!
Да будет «свято имя Его»!
Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.