Уникальный памятник георгию победоносцу во владикавказе
Содержание:
- Религиозные объекты
- Происхождение Уастырджи, значение имени
- Основные достопримечательности г. Владикавказ
- История создания монумента
- Зарамагское водохранилище.
- ИСТОРИЯ УАСТЫРДЖИ: ПО СЛЕДАМ ОСЕТИНСКИХ ПРЕДАНИЙ
- Памятник Уастырджи: легенда Северной Осетии
- Владикавказ и его главные достопримечательности – что посмотреть с детьми
- Кому покровительствует Уастырджи
- БАЛЦ. БÆЛЦЦОН. ФÆНДАГ
- Уастырджи де мбал перевод на русский
- Уастырджи или Святой Георгий?
Религиозные объекты
Мечеть Мухтарова
Здание, спроектированное архитектором Иосифом Плошко, открылось в 1908 году на левом берегу Терека. Храм высотой 16 метров построен в стиле каирских мечетей. В 1934 году власти города собирались снести здание, но, благодаря кавалерийскому полку под руководством Бектенева, мечеть была спасена.
Витражи внутри мусульманской церкви сделаны азербайджанскими мастерами без гвоздей и клея. В мечети сохранился Коран весом 25 кг, написанный золотыми буквами.
Вход в храм разрешен мужчинам и женщинам.
Церковь Святого Григория Просветителя
Адрес: ул. Барбашова, 38 Телефон: Режим работы: 08.00-18.00 пн-вс Стоимость: бесплатно
Армянская церковь из красного кирпича была построена в 1868 году. Святой Григорий — самый почитаемый у армян. Представителей народности во Владикавказе с каждым годом становится больше, храм постоянно расширяется и восстанавливается. Церковь Святого Григория Просветителя — одна из немногих, не прекращавшая богослужения даже в советские времена.
Во время одной из реконструкций храма был обнаружен алтарь первой постройки. Убирать святыню не стали и объединили с новым, мраморным, алтарем.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Старейший православный храм города возведен в 1814 году. К 1861 деревянное строение церкви заменили каменным, в классическом стиле. Советская власть закрыла религиозную постройку в 1932 году, возвращена верующим церковь была в 1990. В 2000-х годах здание отремонтировали.
На церковном участке находится могила Коста Хетагурова.
Почитаемые святыни храма — ковчежец с мощами святых, подаренный экзархом Грузии Павлом, и Икона Божьей Матери «Моздокская».
Происхождение Уастырджи, значение имени
Уастырджи – это посредник между Богом и людьми. Согласно верованиям осетин, он находится на небесах, где занимает место возле самого Всевышнего. В нартских преданиях его называют отцом самого Сатаны.
Исследователи расшифровали слово «Уастырджи» следующим образом:
- «уас» – «святой»;
- «стыр» – «великий»;
- «джио» – «Георгий».
Часто можно встретить версию о том, что осетинский святой – это одна из ипостасей христианского великомученика Георгия Победоносца. Ее сторонники указывают на идентичность имен обоих святых. На это указывает и то, что на одном из диалектов осетинского языка «Уастырджи» звучит как «Уас Герги». Также присутствует немалое сходство в том, как изображают этих святых – конными и вооруженными для борьбы со злом.
Существуют сторонники и другой версии, согласно которой Уастырджи и святой Георгий являются абсолютно разными персонажами. Доказательством своей правоты они считают тот факт, что эти герои имеют непохожую внешность и выполняют на небесах разные роли.
Основные достопримечательности г. Владикавказ
В городе, выросшем из мощной крепости, основанной в 1874 г., которую светлейший князь Потемкин считал ключом ко всему Северному Кавказу, есть на что полюбоваться. Знакомство с ним стоит начать с посещения наиболее интересных мест Владикавказа, являющихся его узнаваемыми символами.
Памятник Иссе Плиеву
Адрес: Площадь Плиева. Остановка транспорта «ЦУМ».
Благословенная земля дала миру немало отважных воинов, прославивших родину Аланов. Одним из них является боевой генерал Исса Плиев, командовавший в годы ВОВ конно-механизированным корпусом, наводившим ужас на хваленых гитлеровских вояк. Памятник великому земляку появился на набережной Владикавказа в 1998 г. Самую высокую из нескольких каменных трапециевидных стел, символизирующих горы, венчает скульптура, изображающая Плиева, скачущим галопом на коне. За плечами генерала развивается бурка, он пришпорил верного боевого товарища, который уже готов перепрыгнуть через Терек. Композиция скульпторов Б. Тотиева и Н. Ходова потрясающе передает экспрессию момента.
Столовая гора
Эту достопримечательность Владикавказу подарила сама природа. Столовая гора, считается одной из живописнейших вершин Скалистого хребта. Она возвышается на 2,933 км и замечательно видна из любой точки города. Особенно прекрасна гора, изображенная на гербе столицы Северной Осетии и давно ставшая одним из ее главных символов, на закате. Обязательно придите в это время на мост через Терек, чтоб насладиться потрясающим зрелищем.
Скульптура «Фатима, дарящая солнце»
Адрес: ул. Иристонская. Остановка транспорта «Улица Эльхотовская».
На въезде со стороны Беслана туристов встречает еще одна знаковая достопримечательность Владикавказа. В центре небольшой площадки, выложенной плитами, установлен куб. Над ним возвышается стилизованная скульптура прекрасной осетинской девушки. Красавица в национальной одежде поднимает над головой солнечный диск, в который вписан горный пик. Горожане ласково называют изящную инсталляцию из металла «Фатя». Согласно нартскому эпосу, Кавказ считается обителью богов. Великолепная Фатима как бы передает в дар от них солнечный свет жителям города и его многочисленным гостям.
Ольгинский мост
Адрес: ул. Коцоева, 62. Остановка транспорта «Улица Нальчикская».
Весной своенравный Терек широко разливается, а его бурные воды с легкостью сносят даже серьезные переправы. Поэтому в середине XIX в. городские власти решили избавить жителей Владикавказа от ежегодных бедствий, установив капитальный мост. Чугунные элементы заказали в Лондоне и уже в 1863 г. инженерное сооружение было открыто. Своим названием оно обязано супруге тогдашнего наместника Кавказа Ольге Федоровне. Удивительно изящная конструкция с длиной пролета в 52 м больше века являлась одной из главных достопримечательностей города, но, со временем, начала ветшать. Вместо нее рядом возвели новое сооружение из железобетона. Часть пролетов старого моста установили в селении Суаргомское и в Кабанском ущелье, а двумя из них вы можете полюбоваться и сегодня у Суннитской мечети.
Фонтан «Нарт Сослан»
Адрес: Площадь Ленина. Остановка транспорта «Площадь Ленина».
Простенький фонтан на площади Ленина, у которого любили назначать свидания и важные встречи горожане, существовал с давних времен. Однако в начале нынешнего столетия власти решили заменить его на нечто, более самобытное. Так в 2007 г. Владикавказ обрел еще одну знаковую достопримечательность. Доминантой великолепной скульптурной композиции является фигура могучего богатыря Сослана, танцующего с мечом в руке на чаше Уацомонги. По преданию, дивный сосуд наполнялся напитком, дающим великую силу, если нарты рассказывали правдивые истории о своих подвигах. В противном случае в нем появлялась зловонная жидкость, кишащая жабами, ящерицами. Гейзеры бьют из сопел в основании чаши и из разинутых пастей сказочных существ, восседающих по периметру круглого бассейна.
История создания монумента
Памятник самому главному осетинскому святому был установлен в Алагирском ущелье в 1995 г. Авторство этого необычного проекта принадлежит Ходову Н. В. Сам монумент был преподнесен в дар народу Осетии. Собирали грандиозную композицию во Владикавказе. По причине своих огромных габаритов и значительной тяжести к месту установки она прибыла на вертолете.
При взгляде на монумент не сразу удается понять, каким образом он удерживается в скале. Чтобы обеспечить всей конструкции стойкость, ее крепили на металлических балках, забетонированных в скальной породе на высоте 22 м.
Спустя несколько лет после установки памятник стал наклоняться вбок. При этом возник риск его обрушения. Вернуть монументальной композиции прежнюю устойчивость помогли восстановительные работы, в которых участвовали альпинисты.
Зарамагское водохранилище.
Мы направились еще дальше на юг к границе с Южной Осетией. Наш путь лежал к Зарамагскому водохранилищу. Здесь еще в советские времена началось строительство каскада ГЭС, для обеспечения Северной Осетии электроэнергией. Но в советское время стройку заморозили, а продолжилось строительство уже в наше время. В итоге в 2009 году каскад ГЭС был запущен. Для получения энергии не достаточно силы горного течения, поэтому было создано большое водохранилище. С дороги открываются великолепные виды, которыми можно наслаждаться бесконечно!
А мы отправляемся в сторону границы с Южной Осетией, но это уже совсем другая история.
ИСТОРИЯ УАСТЫРДЖИ: ПО СЛЕДАМ ОСЕТИНСКИХ ПРЕДАНИЙ
Эпос представителей этого смелого и честного народа – красочен и многолик, а святой Уастырджи занимает в местном пантеоне значительную нишу. Герой покровительствует великим воинам, а в их лице – всем отважным мужчинам. Он считается помощником, благоволящим честным и добрым людям, защищающим правое дело. При этом святой ненавидит клятвопреступников, мошенников и воров.
Предание гласит, что мощный старец частенько спускается на грешную землю, чтобы посмотреть, насколько праведно поступает его народ и оказывают ли люди помощь своим ближним. Легенда об Уастырджи отражает целый комплекс верований народов Северного Кавказа, демонстрирующих надежду на справедливость и чистоту человеческой природы.Многочисленные подвиги героя и его покровительство осетинам не могли остаться незамеченными – с древних времен на этих заповедных землях организовывались места поклонения святому. Самое известное святилище Уастырджи расположено в Дзивгисе. Деревня спряталась от любопытных глаз в Куртатинском ущелье.
А вот упомянутый памятник героического всадника у врат Алагирского ущелья возвели на месте Ныхас Уастырджи – почитаемого осетинами святилища, известного еще с середины 14-го века.В честь праздника Уастырджи, называемого Джеоргуба, традиционно закалывают жертвенного быка. Курицу или свинину в этот период употреблять в пищу строжайше не рекомендуется. Празднества длятся целую неделю, начиная с 23 ноября, символизируют окончание сельскохозяйственных работ и отмечаются с присущей южанам широтой и размахом. Кстати, указанная дата совпадает с Днем Святого Георгия у христиан.
Примечательно, что женщинам нельзя даже упоминать имя осетинского Георгия Победоносца. И день Уастырджи не исключение – они называют святого «покровитель мужчин» – Лагты Дзуар. Для осетин – этот справедливый богатырь является важнейшим участником пантеона, поэтому будь то гимн или обрядовая песня – мифический герой в ней обязательно фигурирует.
Видео Северная Осетия. Памятник Уастырджи
Osetia biz. Видео из открытого источника https://www.youtube.com/watch?v=VWLTKWWwE2s. Не для коммерческого использования.
Памятник Уастырджи: легенда Северной Осетии
Достопримечательности Северная Осетия
Северная Осетия – восхитительный край,
где тесно переплелись волшебная прелесть первозданной природы и седые сказания древности.Памятник Уастырджи в скале – один из отголосков старинных преданий о великом богатыре Георгии Победоносце. Этот участник осетинского пантеона – наиболее почитаемый местным населением небожитель, посему именно он первым встречает гостей республики, проезжающих по Транскавказской магистрали.
ПАМЯТНИК УАСТЫРДЖИ В АЛАГИРСКОМ УЩЕЛЬЕ: СУРОВАЯ РУКОТВОРНАЯ КРАСОТА
Осетинский Уастырджи –дань легенде, которую до сих пор пересказывают из уст в уста. Сотворил это чудо архитектор Николай Ходов, но, наверное, даже автор не подозревал, какую популярность впоследствии получит его детище. Памятник встречает путников на одном из участков Транскавказской трассы и это всегда происходит неожиданно – настолько монументальной и органичной получилась скульптурная группа. Вообще, изображением легендарного дзуара в Осетии никого не удивишь –лик богатыря встречается везде с обязательным пожеланием «Уастырджи де ’мбал!». Его обязательноизображают на белоснежном коне, а также обряжают воина в шлем и широкую бурку. Расхожая фраза: «Уастырджи де ’мбал», перевод имеет следующий: «Да пребудет c вами Святой Георгий!». О тесной связи этих божеств мы поведаем позже, а сейчас стоит упомянуть о внешнем виде и небывалых размерах памятника. Установлена необычная скульптура, изображающая всадника, стремительно появляющегося прямо из толщи скалы, в 1995 году близ городка Алагир. Размеры ее поистине впечатляют –на руке богатыря спокойно уместится человек! Трехногий конь Уастырджи – огромен, его голова составляет 6 м, а высота копыта – 120 метров.Вес памятника – 28 тонн. Почему конь Уастырджи – трехногий? Об этой особенности недвусмысленно говорит легенда, повествующая о жизни и деяниях героического святого.
ИСТОРИЯ УАСТЫРДЖИ: ПО СЛЕДАМ ОСЕТИНСКИХ ПРЕДАНИЙ
Эпос представителей этого смелого и честного народа – красочен и многолик, а святой Уастырджи занимает в местном пантеоне значительную нишу. Герой покровительствует великим воинам, а в их лице – всем отважным мужчинам. Он считается помощником, благоволящим честным и добрым людям, защищающим правое дело. При этом святой ненавидит клятвопреступников, мошенников и воров. Предание гласит, что мощный старец частенько спускается на грешную землю, чтобы посмотреть, насколько праведно поступает его народ и оказывают ли люди помощь своим ближним. Легенда об Уастырджи отражает целый комплекс верований народов Северного Кавказа, демонстрирующих надежду на справедливость и чистоту человеческой природы.Многочисленные подвиги героя и его покровительство осетинам не могли остаться незамеченными – с древних времен на этих заповедных землях организовывались места поклонения святому.Самое известное святилище Уастырджи расположено в Дзивгисе. Деревня спряталась от любопытных глаз в Куртатинском ущелье. А вот упомянутый памятник героического всадника у врат Алагирского ущелья возвели на месте Ныхас Уастырджи – почитаемого осетинами святилища, известного еще с середины 14-го века.В честь праздника Уастырджи, называемого Джеоргуба, традиционно закалывают жертвенного быка. Курицу или свинину в этот период употреблять в пищу строжайше не рекомендуется. Празднества длятся целую неделю, начиная с 23 ноября, символизируют окончание сельскохозяйственных работ и отмечаются с присущей южанам широтой и размахом. Кстати, указанная дата совпадает с Днем Святого Георгия у христиан. Примечательно, чтоженщинам нельзя даже упоминать имя осетинского Георгия Победоносца. И день Уастырджи не исключение – они называют святого «покровитель мужчин» – Лагты Дзуар. Для осетин – этот справедливый богатырь является важнейшим участником пантеона, поэтому будь то гимн или обрядовая песня – мифический герой в ней обязательно фигурирует.
СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПОВСЮДУУастырджи на скалеАлагирское ущелье
Владикавказ и его главные достопримечательности – что посмотреть с детьми
- Если вы решили приехать сюда с младшим поколением, начните с прогулки по проспекту Мира, можете даже прокатиться на трамвае.
- После этого стоит полюбоваться горами, хотя бы издалека, и отправиться в зоопарк. Здесь можно не только полюбоваться животными, но и покормить некоторых из них.
- С детками постарше можно посетить местный Национальный музей, попробовать подняться в горы (обязательно с проводником) и просто насладиться вкуснейшей осетинской кухней.
Проспект Мира
Конечно, это далеко не полный список интересных мест, которыми славится величественный Владикавказ. Однако и их достаточно, чтобы понять, что же влекло сюда Булгакова, Пушкина, Лермонтова и других известных людей.
Кому покровительствует Уастырджи
В Осетии Уастырджи считается святым, который борется с разными проявлениями несправедливости. Он наказывает тех, кто занимается плохими делами, – обманщиков, мошенников, грабителей, обидчиков слабых, убийц. Уастырджи любит и защищает:
- всех, кто честно зарабатывает себе на жизнь;
- людей, бескорыстно помогающих другим;
- несправедливо обиженных и угнетенных.
Святой заступается за таких осетин перед Господом, просит для них у Бога различные дары и милости. В некоторых сказаниях повествуется о том, как Уастырджи, пользуясь своей необыкновенной силой, возвращал к жизни мертвых. Также этот небожитель считается покровителем безобидных домашних животных.
Уастырджи всегда считался «мужским» святым. Осетины издавна считают его защитником представителей сильного пола, покровителем воинов и путников. Прежде чем отправиться в поход или на войну, ему обязательно молились и приносили жертвы.
Для осетинских женщин имя Уастырджи находится под строжайшим запретом, и они не должны произносить его мысленно или вслух. Также они не могут участвовать в ритуалах, посвященных этому языческому божеству. Женщинам можно называть святого только иносказательно – Лагты Дзуар, что в переводе на русский звучит как «мужской покровитель».
БАЛЦ. БÆЛЦЦОН. ФÆНДАГ
Нарт балцы цæуаг уыдысты.
Нарт ыстæры цæуаг уыдысты.
Нарт хæтæны цæуаг уыдысты.
Нарт-иу сæ балц дыццæджы кодтой.
Нартæн сæ балцы цæуæн, сæ хæцæн майрæмбон уыд.
Исчи дæ куы хона, уæд балцы н’ ацæуын худинаг уыд Нарты бæсты.
Лæг балцæн гуырд у.
Тагъд мын, хæрынæн адджын, хæссынæн рог чи уа, ахæм хæринæгтæ
ацæттæ кæн мæ цылыхъы дзаг!
Иу боны фæндаггаг фæнды де ’рагъыл уæд, фæнды — дæ гуыбыны.
Æмбойны фæндаггаг — гуыбыны.
Цалынмæ де знагимæ цæхх
æмæ кæрдзын бахæрай, уæдмæ йын,
кæдæм цæуыс, уый ма зæгъ.
Фæнды дын саргъ ма уæд,
фæнды — бæх, уæддæр балцы н’
ацæудзынæ.
Сапонæхсад, айкæвдылд æй
ыскодта йæ бæхы; сæргъæнгом æй
ныккодта.
Балцы цæугæйæ дæ
гæрзтæ хæдзары ма ныууадз.
Бæлццон æнæ цыргъагæй
нæ цæуы.
Фæндагыл цæуыс, уæд
дæ лæдзæг ма ныууадз.
Фæндаггон лæгæн уис
дæр æххуыс у.
Хæрзифтонг фæндагыл æдыхст
у.
Фæндаджы хъуыддаг æмæ
зæрдæйы фæндон иу не сты.
Хæдзары уынаффæ фæндагмæ
нæ бæззы.
Цырдæм — дæ фæндаг,
цырдæм — дæ рындз?
Уæлæмæ, лæппу:
фæндаг даргъ у, бон — цыбыр.
Фæндаггоны ма уром.
Амондджын фæндаг —
цардхæссæг.
Дард фæндагæн ыстыр амонд
хъæуы.
Уырызмæджы амондджын хуыдтой
балцы, фæндагыл.
Дзырды фæуæд: «Абонæй
фæстæмæ нæм Сатана ’мæ Уырызмæджы
бæлццоны хуызæнæй æрцæуæд нæ
бæлццон!»
Фæндаджы хорзæн мæнг
«о» дæр хорз у.
Уæ, Лæгтыдзуар, фæндараст
сæ фæкæн нæ фæсивæды!
Хуыцау дæ фæндараст
фæкæнæд!
Уастырджи де ’мбал!
Уастырджи дæ рахиз фарс цæуæг
фæуæд!
Бæлццоны рæствæндаггæнæг
æмбæлæг зоны.
Æмбæлæггаг —
хæрзмæгæнæг.
Фыдæмбæлæгæй дæ
хуыцау бахизæд!
Мæнгард лæг дыл амбæлд,
уæд балцы мауал ацу.
Балцы цæугæйæ
Кæрдæджы стъалы æвæндарасты нысан у.
Ихæн, мит æмæ дон
Кæрдæдж-ы стъалыйæ цæуынц.
Пирæны дæндæгтыл —
дæ фæндаг!
Цардæмвæливæг хæдзар
нæ ары.
«Дæ фæндаг раст!»
— «Дæ хъуыддаг раст!»
Бæлццон лæшл тых æвзарын
худинаг у.
Сослан хæтæг лæг уыд.
Сослан хæтæг лæг уыд.
Йæ уд, йæ дзæцц исты хъазуат ракæнын: сырд
амарын, искæй фæхынцын, æфхæринаг лæджы
бафхæрын; бадын нæ зыдта.
Хæтæны ахуыр лæгæн
иу ран бадын зын у.
Хæтæг лæг —
мæйдар æхсæв боны хатт чи кæны!
Дæрддзæст лæг —
хæтæны раздзæуæг.
Хæтаг — араг.
Æз хæтæг лæг
дæн: цæуæнты цæуын, хæтæнты
хæтын.
Хæтæг лæг дæн,
цæуæг лæг дæн.
Цæуæг лæджы алчидæр
зоны.
Уый цъиуæй, бæдулæй
чи нæ зоны, ахæм нæй.
Хæтæнты ды хæтыс,
цæуæнты ды цæуыс.
Цæуæнты ды цæуыс,
хæтæнты ды хæтыс.
Цæуæнты сымах цæут,
хæтæнты сымах хæтут, аллон-биллоны тæф та
мæнæй цæуы!
Цæуæнты фæцыд,
хæтæнты фæхатти.
Æз цы бæсты нæ
уыдтæн? Арвы кæрæтты фæхаттæн.
Сау денджызæй Цъæх
денджызмæ хатти йæ рæстæджы — лæгæй
базæронд.
Хæтæг лæг нæ
бын зоны, нæ — ис.
Хæтæг лæг нæ
арт зоны, нæ — фæнык.
Дзæгъæл хæтæг
лæджы мард дзæгъæл баззайы.
Нарт сæ цуан никуы уагътой.
Цуанон лæг йæ фæнычы
къæрмæг йæ фæдджийы хæссы.
Цуанои лæджы мард мæрдтæм
нæ хæццæ кæны.
Цуаноны мард бæстæм нæ
хæццæ кæны.
Лæг нæхстæры бæрæг
у.
Адæймапшæ цалынмæ
ныхстуаты фæуай, уалынмæ йын йæ хъарутæ, йæ
лæджыхъæд нæ базондзынæ.
Лæджы хорз фæндагыл бæрæг
кæны.
Балцы кæимæ н’
ацæуай, уый ыстаугæ дæр ма ракæн, фаугæ
дæр ма ракæн.
Фæндагæн йæ дæргъæй,
йæ уæрхæй хъауджыдæр нæй.
Дæргъ уæрхмæ гæрста.
Æвæд фæндаг —
зындзæуæн.
Фæндагыл лæг ыстонг кæны.
Митвæндаг ыстонггæнаг у.
Залты мит, æнусы цъити уыл
ныууарæд, цæрæн æмæ уын хæрæн
куыд нæуал уа, уе ’рчъиты хъустæ куыд ныллыг кæнат
æмæ сæ уæ фадхос фæсæлттæй
артыл куыд ысфыцат! (Нарты таурæгътæй).
Фæндаг иумæйаг у.
Фæидаг куы уа, уæд хох æмæ
быдыр сыхæгтæ сты.
Оæндаг кæдæм нæй,
ахæм нæй.
Фæрсгæйæ ма лæг
æлдары хъæуы ыссары.
Фæндагыл дæ фысымуатмæ
чи хона, уымæ-иу бацу.
Кæм дыл баизæр уа, уым —
дæ хæдзар.
Кæм дыл бахсæв уа, уым —
дæ хæдзар.
Кæм дыл бахсæв уа, уым —
дæ фысым.
Æхсæв дам æй кæм
æр-ыййæфтаид, уырдыгæй йын ацæуæн нæ
уыд, зæгъгæ, ахæм æмбисонд хæссынц
Нарты Батырадзæй.
Цæйнæфæлтау дæм
сырдтæ ’мæ сынтытæ тигъмæ кæсой,
фæлтау дæм фысым тигъмæ кæсæд.
Искæй бæсты тыхджынмæ
бафысым кæн, зæгъгæ-иу дзырдтой раджы заман.
Фидар мæсыг — де ’хсæвиуат!
Хур куынæ уа, уæд мæйрухсы
дæр ис цæуæн.
Æхсæвы фæндаггон —
саузæрдæ.
Бирæ фæцыд, цъус —
уый йæхи йедтæмæ чи зоны? (Аргъауы ныхæстæй).
Фæндаггонмæ хъазын нæ
цæуы.
Фæндаггон лæг фæлмæцаг
у.
Хъæддзау лæг ыстонг кæны.
Хъæддзауы ’нгом бинонтæ
дард бæлццон хонынц.
Хорз хабархæссæг дæр
æмæ фыдгойгæнæг дæр бæлццон лæг
вæййы.
Дардбæстаг бæлццон —
ног уацхæссæг.
Дард бæлццон хæдзармæ
тырны.
Фæндаггон — хæдзармæ
тырнæг.
Æппæтæй хуыздæр
— хæдзар ыссарын.
Æгайтма ’гас хæдзар
ыссардтай!
Уастырджи де мбал перевод на русский
ХЕТÆДЖЫ УАСТЫРДЖИ — Раджы заман алантæй къордтæ къордтæ цæргæйæ баззад Кæсæджы, Хъæрæсе æмæ Хъубаны зæххыл. Хъубаны доны къабаз Стыр Зеленчукы был уыдонæй цард къниаз Инал. Уыд ын æртæ фырты: Биаслан, Аслæнбег æмæ Хетæг. Биаслан у, Кæсæджы къниазтæ Биаслантæ кæмæй… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
АЦÆМÆЗ — Нарты Ацæйы кæстæр фырт. Алæгатæй. Кадæг «Ацæмæз æмæ Насран æлдар» зæгъы: «Ацæтæй мыггаг нал уыдис – Ацæ йæхæдæг зæронд баци, йæ фырт Ацæмæз та ма дзидзидай уыдис». Ахæм уавæры æрæййæфта зæронд Ацæйы йæ хæрæфырт Насран æлдары усы скъæфты рæстæг,… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
АГУЫНДÆ-РÆСУГЪД — Сау хохы сæр цардис Сайнæг æлдар. Уыдис ын æвирхъау рæсугъд чызг, чызгæн йæ ном хуындис Агуындæ. Сайнæг æлдарæн уыцы иунæг чызгæй фæстæмæ цот нæ уыдис, æмæ æнæкæрон бирæ уарзта Сайнæг æлдар йæ иунæг чызджы. Агуындæ рæсугъдæн йæ цыллæ… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
ХЕТÆДЖЫ УАСТЫРДЖИЙЫ КУВÆНДОН — см. Священная роща Хетага – Хуыцау, табу Дын уæд! – Хуыцау, хистæрæй, кæстæрæй, сылгоймагæй, нæлгоймагæй Дыл нæхи фæдзæхсæм æмæ нын ахъазгæнæг у. – Хуыцау, зæххыл цыдæриддæр цæуы – цинæй дæр, зианæй дæр – иууылдæр Дæуæй аразгæ сты, æмæ Дæм фылдæр … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Нывонды куывд Джеоргуыбайы бæрæгбон — см. Нывонды куывд Джеоргуыбайы бæрæгбон – перевод – Стыр Хуыцауы хорзæх нæ уæд! – Оммен, Хуыцау! – Кæддæриддæр нын æххуысгæнæг куыд уа, Уыцы амонд нæ уæд! – Оммен, Хуыцау! – Бæрæгбон у, æмæ ныл афæдзæй афæдзмæ домбайдæрæй куыд цæуа … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Ирон адæмы этнографи æмæ мифологи — Этнография и мифология осетин АЛФАВИТОН АМОНÆГ Абырджыты æвзаг Авд дзуары Авдæнмæ фидыд Авункулат Агдар Аза бæлас … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Джеоргуыбайы æхсæвы куывд — см. Джеоргуыбайы æхсæвы куывд – перевод – Хуыцау, табу Дæхицæн! Дунесфæлдисæг дæ, дзуæртты дæр Ды сфæлдыстай Æмæ нæ Дæ хорзæх уæд. – Оммен, Хуыцау! – Тбау Уацилла, хор фосы хицау дæ æмæ нæ дæ хорзæх уæд. Фидæнмæ ноджы хуыздæр нывондтæ куыд… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Хистæры ракуывд цины фынгыл — см. Хистæры ракуывд цины фынгыл – перевод – О Стыр Хуыцау! Æмбал кæмæн нæй, Цытджын Иунæг Хуыцау, табу Дæхицæн! – Оммен, Хуыцау! – Мæнæ а хæдзары бинонты кувинæгтæ Дын æхцон фæуæнт! – Оммен, Хуыцау! – Æппæт дуне рафæлдисæг Дæ, æмæ нæ Дæ хорзæх… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Бинонты хистæры куывд — см. Бинонты хистæры куывд – перевод – Хуыцау, табу Дын уæд! – Оммен, Хуыцау! – Хуыцауы сконд зæдтæ æмæ дауджытæ, уæ хорзæх нæ уæд! – Оммен, Хуыцау! – Дунескæнæг Хуыцау, адæм рафæлдисæг дæ, Цард раттæг дæ, Æмæ нын Дæ хорздзинæдтæй ма бахæлæг кæн … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Цыргъобауы куывд — см. Цыргъобауы куывд – перевод – Уæ Хуыцау, Дæ кувæн бонтæ сты Æмæ, рæсугъддæрæй кæуыл æрцыдысты, Мах дæр уый æмбал фæкæн. – Оммен, Хуыцау! – Уæдæ, рухс Цыргъобауы дзуар, табу дæхицæн уæд! – Оммен, Хуыцау! – Дæ бынты цы фæсивæд, цы адæмтæ цæуы,… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
УЫРЫЗМÆГ — Нарты хистæр Уæрхæджы фаззон фырт Æхсæртæг æмæ Донбеттыры чызг Дзерассæ рæсугъды (Сасанайы) фырт, Нарты номдзыд хистæр, болатрихи Хæмыцы фаззон. Кадджыты Дзерассæ Æхсар æмæ Æхсæртæджы мæрдтæ Уастырджийæн куы баныгæнын кæны, уæд дзы йæхи бафæсвæд… … Словарь по этнографии и мифологии осетин
Уастырджи или Святой Георгий?
Туристы едут к памятнику Георгия, а местные жители называют его Ныхас Уастырджи. Кто же прав? На самом деле никакой путаницы нет. Уастырджи – имя божества в Нартском эпосе. Это герой, победитель, покровитель доблестных воинов. Во время христианизации Алании его имя стали ассоциировать с аналогичным христианским святым – Георгием Победоносцем и в Северной Осетии, где большая часть населения проповедует православие, эта ассоциация прижилась. Вот и называют скульптуру Георгия Победоносца, выскакивающего из скалы, именем Уастырджи.
В мифологии Уастырджи это посредник между людьми и богом. Периодически появляется среди людей в облике нищего, чтобы проверить человечество на сострадание и взаимопомощь. Он не просто покровитель воинов, он оберегает честных и добрых, поддерживает достойных и справедливых. Кроме того, он враг воров, убийц, мошенников, грабителей и клятвопреступников.
А у женщин с Уастырджи более сложные отношения и большая дистанция. По преданиям он был большим соблазнителем женщин. В осетинских сказаниях он домогался своей дочери нартовской красавицы Шатаны. Она боялась его преследований и, умирая, опасалась, что он может надругаться над ее мертвым телом. Так что осетинки даже не произносили его имя, а говорили косвенно «лагты дзуар», что в переводе означает «бог мужчин». Женщины вообще не участвовали в праздничных мероприятиях, которые мужчины устраивали в честь своего покровителя.