«попробовать город на вкус» какие тайны скрывают «места силы» в петербурге и как их найти
Содержание:
- Что брать с собой
- Особенности экскурсий по храмам Петербурга
- Что брать с собой
- ВОТ БЫ ЗДЕСЬ ПОСЛУЖИТЬ!
- Чудотворные иконы Богоматери в Петербурге
- Спасо-Преображенский собор
- Святые места для исцеления
- Деревня Клескуши
- Советы для посетителей
- Воскресения Христова на Крови
- Святая реликвия
- История появления часовни
- Введено-Оятский монастырь
- Православные иконы в Санкт-Петербурге
- История
Что брать с собой
Организаторы паломничества советуют брать с собой воду, одеваться по погоде и иметь головные уборы. Также паломникам рекомендовано иметь при себе лекарства, которыми они обычно пользуются.
Туалеты и пункты продажи еды и напитков в местах скопления паломников будут организованы, но из московского опыта советуем брать с собой разумное количество продуктов для перекуса, а при намерении ночевать в очереди, — туристические «пенки», надувные матрасы и подушки, а также складные стульчики. Не лишними будут термосы с теплым питьем, теплая одежда и накидки от дождя — лето питерцев пока не слишком балует.
Особенности экскурсий по храмам Петербурга
Сложилось так, что самые знаковые, наиболее интересные с архитектурной точки зрения храмы долгое время были музеями.
В 2000 году Православной церкви вернули Казанский собор, который стал с этого момента кафедральным. Его вместе с другими действующими храмами чаще всего и включают в экскурсии -Православные храмы Петербурга.
Экскурсий таких существует довольно много, но они отличаются друг от друга не сильно. Как правило, это групповые автобусные маршруты продолжительностью 3,5–4 часа. Местом отправления служит Московский вокзал или Невский проспект возле одноименной станции метро.
Большинство экскурсий включает:
- Казанский собор
- Александро — Невскую лавру
- часовню Блаженной Ксении Петербургской
- Троицкий Собор
- Храм Спаса на Крови
- Никольский морской Собор
- Иоанновский монастырь
Что брать с собой
Организаторы паломничества советуют брать с собой воду, одеваться по погоде и иметь головные уборы. Также паломникам рекомендовано иметь при себе лекарства, которыми они обычно пользуются.
Туалеты и пункты продажи еды и напитков в местах скопления паломников будут организованы, но из московского опыта советуем брать с собой разумное количество продуктов для перекуса, а при намерении ночевать в очереди, — туристические «пенки», надувные матрасы и подушки, а также складные стульчики. Не лишними будут термосы с теплым питьем, теплая одежда и накидки от дождя — лето питерцев пока не слишком балует.
ВОТ БЫ ЗДЕСЬ ПОСЛУЖИТЬ!
Протоиерей Игорь Заваринский был выпускником-семинаристом, когда впервые оказался в соборе. «Вот бы здесь послужить!» — подумалось молодому человеку. И какова же была радость, когда его направили именно сюда! Шел 1990 год, ежедневно крестили чуть не по сто человек. Сегодня отец Игорь, хорошо знающий прихожан, возглавляет социальное служение в приходе.
— Стараемся, чтобы люди помогали друг другу: богатые — бедным, здоровые — больным. По доброму, с любовью, — объясняет протоиерей Игорь Заваринский. — Узнаем, кто не может дойти до храма, кому нужна помощь по дому, уход в болезни, в разных трудных ситуациях. И ищем помощников. Вот сейчас мне прислали смс из другого прихода, что к нам переехала одинокая мама с четырьмя детьми. Ребят мы покрестили, теперь ищем тех, кто поддержит эту семью.
Протоиерей Владимир Жильцов в соборе служит 16 лет. Профессиональный музыкант, он полюбил собор, еще будучи его прихожанином, и именно сюда отец Владимир был направлен на служение после рукоположения в священнический сан. Еще один клирик собора, иерей Андрей Смирнов, тоже вырос в священника здесь — из ученика воскресной школы собора. Теперь её возглавляет.
Воскресную школу посещают около 60 учеников, занятия проходят в трех возрастных группах
Чудотворные иконы Богоматери в Петербурге
Икона Богоматери с грошинками в Церкви «Кулич и Пасха»
Церковь «Кулич и Пасха» работает с 1946 года. Её убранство создавалось после её открытия. Все необходимое брали из имущества других закрытых храмов Ленинграда. Главная святыня церкви «Кулич и Пасха» в настоящее время — чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Она обладает интересной историей. В 1888 году в Тихвинскую часовню близ Стеклянного завода, в которой находилась икона, ударила молния, и возник пожар. Когда его потушили, то обнаружили, что икона Богоматери была чудесным образом обновлена. Лик Богоматери просветлел, а глаза засияли живым светом. Когда ударила в Храм молния, то из стоявшей тут же кружки разлетелись все деньги в разные стороны. Лишь 12 монеток (грошиков) прилипли к иконе. С этого образа стали делать списки (писать копии) — и также с монетками (грошиками).
Скоропослушница Невская в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры
В Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге есть особо почитаемый уникальный список чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» — икона Божией Матери «Невская Скоропослушница.
Петербургская копия афонской иконы отличается по иконографии. Она изображает Божию Матерь с молитвенно простёртой десницей без Богомладенца и хранился в часовне на углу Мытнинской и 2-й Рождественской улиц, близ Старо-Александровского рынка.
Часовню освятили в 1879 году, но, к сожалению, в 1885 году она сгорела. А список иконы «Скоропослушница» чудесным образом уцелел. Это чудо получило большую известность. Икона перешла к Императорскому православному палестинскому обществу.
В 1913 году вместо часовни был заложен Николо-Барградский храм. Торжественное событие проходило в присутствии Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, председательницы Палестинского общества. В этом храме икона пребывала вплоть до его уничтожения, до 1932 года.
До 1958 года икона находилась в Князь-Владимирском соборе. И только в том году она была перенесена на место нынешнего пребывания — в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье в храме Иоанна Богослова при Духовной академии
По преданию, Царскосельская икона Божьей Матери Знаменье появилась в России во времена правления Алексея Михайловича в связи с тем, что была принесена царю в дар одним из православных восточных патриархов.
При переводе столицы из Москвы в Санкт-Петербург Знаменская икона, вместе с прочими святынями, была привезена в новую столицу. Она почиталась семейной святыней Романовых. Императрица Елизавета Петровна в ночь перед тем, как ей взойти на престол, усердно перед иконой молилась. Образ хранили в дворцовой церкви Царского села.
В августе 1941 года Царское Село оккупировали войска фашистской Германии. В 1944 году, когда нацисты покидали Царское Село, они прихватили с собой и икону Знамения. Преследуя врага, советские воины обнаружили иконы Знамения и Казанскую икону Божией Матери в одном из брошенных обозов врага в Риге.
Святые иконы вернули в Ленинград и передали митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Григорию. По благословению православного служителя весной 1948 года иконы разместили в храме Ленинградской духовной академии.
По материалам Православной энциклопедии
Спасо-Преображенский собор
Своеобразную святыню возвели несколько столетий назад по приказу дочери Петра Первого – императрицы Елизаветы Петровны. Впоследствии сооружение сгорело, и было восстановлено, когда правление перешло в руки Александра Первого. После чего стены собора были задействованы, как богадельня, сиротский приют, столовая и даже фруктовый базар. Храм действовал и в послереволюционный период. А в ходе военных действий церковь, вообще, использовали как бомбоубежище.
В наши дни данная достопримечательность является памятником федерального значения, а также находится под охраной государства. При этом собор входит в список самых посещаемых и популярных мест Санкт-Петербурга.
Разумеется, это далеко не весь перечень значимых городских церквей. Но даже столь минимальная базовая информация однозначно поможет туристам определиться с выбором храма для посещения.
Святые места для исцеления
Славится своей исцеляющей силой Святой источник Казанской Божией Матери, который находится в Волховском районе на берегу реки Сясь. На протяжении нескольких веков он помогает страждущим вернуть здоровье. Говорят, что вода из источника особенно помогает при кожных заболеваниях.
Христиане приезжают сюда, чтобы почувствовать, как сама Дева Мария окутывает их своими Покровами. Очевидцы утверждают, что стоит несколько раз облиться живой водой из источника — и можно тут же ощутить небывалый прилив сил.
Славится своей исцеляющей силой Святой источник Казанской Божией Матери
Рядом с родником также находится небольшая часовенка Лужского чудотворца Трифона с его мощами. Люди молятся ему об исцеление при глазных заболеваниях, проблемах с печенью, позвоночником и ногами, просят избавить от тяги к алкоголю, излечить от ранений.
Рядом с родником также находится небольшая часовенка Лужского чудотворца Трифона с его мощами
Молят о здоровье Святую Параскеву Пятницу, чудотворная икона которой находится в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре. Её образ в древние времена даже устанавливали рядом с колодцами, чтобы наделить воду целебной силой. Великомученица помогает избавиться от душевных и физических недугов.
Молят о здоровье Святую Параскеву Пятницу, чудотворная икона которой находится в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
Иоаннавский ставропигиальный женский монастырь — место паломничества сотен тысяч верующих со всех уголков ближнего и дальнего зарубежья. Здесь столько святынь: усыпальницы, гробницы, частицы мощей святых, чудотворные иконы. Сестры обители уже долгое время собирают реальные истории о невероятных исцелениях людей, побывавших здесь.
Главнейшая православная святыня Санкт-Петербурга, Казанская икона в Казанском кафедральном соборе, помогает вылечить любые болезни. Говорят, она способна даже исцелить от слепоты. Главное по-настоящему уверовать, что Пречистая Дева поможет.
Деревня Клескуши
Расположена в Лужском районе Ленинградской области. Известна с XV века. Но нам интересна не столько сама деревня, сколько небольшая пещера, образованная внутри одного из склонов оврага в 500 метрах от берега реки Луга. Внутри пещеры родник, называемый Кузовницей (одно из названий вербы, которую святили тут в дореволюционные времена). Пещера эта напоминает первые христианские катакомбные сооружения, где прятались поборники новой веры, будущие канонизированные святые. С давних времен, как и сейчас, внутри пещеры обустроена небольшая часовенка, и связано это с особой энергетической активностью этого места. Известно, что этот факт был отмечен и жителями окрестных деревень, и сотрудниками сталинского ОГПУ уже в советские годы. Кроме того, Лужский район находился в оккупации в период Великой Отечественной войны, и немецкое подразделение, изучавшее странные, необъяснимые явления, также заинтересовалось пещерой под Клескушами. В наши дни группа энтузиастов проводила исследования, делая различные замеры вокруг пещеры и внутри нее при разных условиях. Любопытно, что при зажигании свечей внутри пещеры-часовни был отмечено резкое снижение радиационного фона. Как только свечи гасли, показатели снова увеличивались. Также были отмечены и магнитные колебания, приводящие к внезапным отклонениям стрелки компаса на 20-30 градусов. Подобного рода явления никак не могут быть объяснены с позиции логики и разума.
Субъективные ощущения человека, проведшего несколько часов возле источника, можно определить как возникающее беспричинное чувство счастья, довольства на грани эйфории, а также странное ощущение течения времени, не соответствующее реальности.
Мы подробно описали всего три ярких места Юго-Запада Ленинградской области, притягательные с точки зрения «иной энергетики». В действительности их значительно больше. Однако, многие из них постигла печальная участь забвения, некоторые уже в христианскую эпоху пользовались дурной славой и не получили развития в иной ипостаси уже православной святыни. О многих до нас не дошло подробных сведений, и можно только догадываться об их предназначении и сакральном использовании по аналогии с другими объектами. Тем не менее, упомянем о них вкратце:
Каложицы: источник, дающий начало речке, и средневековый каменный поклонный крест-чашечник.
Велесов камень: находится у деревни Сельцо Волосовского района. Представляет собой огромный ледниковый валун высотой порядка 7 метров. Рядом с ним отмечен ряд необъяснимых мистических происшествий. Валун этот имеет недобрую славу среди жителей окрестных деревень до сих пор…..
Данилов камень: находится у мыса Колганпя Финского залива Балтийского моря метрах в 30 от берега. Предположительно, использовался для жертвоприношений и проведения обрядов инициации.
Графская бухта на южном берегу Финского залива, недалеко от поселка Гора-Валдай имеет удивительный по красоте каменный сейд (большой камень, стоящий на другом камне).
Знакомство с подобными местами рождает совсем иной взгляд на историю тех земель, где мы живем, позволяет почувствовать их древность, заглянуть в глубину веков, ощутить связь времен и преемственность поколений. Кроме того, современному жителю мегаполиса порой необходимо пропустить через себя течение времени, погрузиться в иную реальность, услышать иные звуки – звуки тишины и единения с силами этих земель.
Для написания статьи использованы материалы:1. http://ilieshi.cerkov.ru2. Мизин В.Г. Культовые камни и сакральные места. – СПб: «Центр сохранения культурного наследия», 2014, — 214 с.
Советы для посетителей
Посмотреть на иконы Казанского собора в Петербурге может каждый. Изучите следующий список правил, если собираетесь посетить достопримечательность (в особенности, полезно будет прочитать девушками, которые редко бывают в церкви или вообще никогда там не были):
- войти в собор можно бесплатно;
- вы имеете право делать фотографии, но только не во время службы;
- богослужения проходят каждый день;
- у вас есть возможность венчаться или креститься в соборе, для этого вам необходимо заранее заказать венчание/крещение;
- в будние дни открытие собора приходится на 8:30, а закрытие на 20:00, в выходные он открывается в 7:30, закрывается после окончания богослужения в 20:00;
- в соборе весь день дежурит священник, поэтому если у вас возникнет какой-либо вопрос, вы можете обратиться к нему;
- в храме не приветствуется косметика, поэтому женщинам лучше не красится во время посещения собора;
- юбка на девушках должна быть ниже колена, а голова покрыта платком (правило, которое действует во всех церквях).
Воскресения Христова на Крови
Решение о возведении собора принято после того, как царь Александр Второй был убит. Здание возведено прямо на месте покушения. Ценная реликвия собора — камни, на которые рухнул император после смертельного ранения. Строительство длилось долгих 24 года, с 1883 по 1907-й. Средства на его возведение собирались по всей Российской империи. Этот храм с девятью куполами — известный памятник мозаичного искусства. Внешнее убранство церкви имеет ряд отсылок к храмам Москвы и зодчеству Древней Руси. Именно поэтому она выглядит нетипично для Северной столицы.
При возведении мозаичная техника впервые была применена при украшении внешнего вида. Отдельные купола находятся под покрытием декоративной эмали. В соборе внутреннее оформление выделяется тем, что почти всё там покрыто красивыми узорами и сценами из Евангелия, выложенными мозаикой. Это создавалось на лучших гранильных предприятиях России по эскизам Беляева, Васнецова, Харламова и пр. В церкви можно полюбоваться колоннами из яшмы фиолетового цвета и топазным крестом. При декорировании потолка, иконостаса и пола применялись полудрагоценные камни.
Святая реликвия
Главной святыней монастыря остаются мощи Александра Свирского. Они находятся в Преображенском соборе. Тот, кто хочет приложиться к святыне, может это сделать в будние дни до 6 часов вечера или в выходные после литургии. Тем, кто действительно верит в великую силу Божьего подвижника, Господь дарует здоровье, избавление от хвори и печали. Около гроба Александра Свирского за все время существования монастыря случилось немало чудес. У мощей преподобного излечивались бесноватые, безнадежно больные и бездетные.
Особенно запоминающимся является случай исцеления у гроба Александра Свирского женщины, не поблагодарившей Господа за свое спасение. Страдавшая умопомешательством, она была вмиг исцелена около мощей преподобного. Дав обет вернуться в храм на великий праздник сошествия Святого Духа и поблагодарить Всевышнего и Святого, она забыла об этом. Преподобный Александр, будучи мертв телом, но жив духом, решил проучить неблагодарную. В этот же день в обещанный час он пришел к ней в дом. Разразилась буря, женщина упала навзничь, словно кто-то схватил ее за руку. Услышав осуждающий глас преподобного, она взмолилась, прося помощи, так как не могла пошевелиться. Александр Свирский повелел женщине пойти в храм Святой Троицы и получить там исцеление. С трудом добравшись до церкви, женщина почувствовала себя лучше у гроба преподобного. Желая отблагодарить святого не только за физическое, но и за духовное выздоровление, она вместе с семьей заказала большой молебен и впредь славословила Господа и своего покровителя — отца Александра.
История появления часовни
В 1810 г. преподобная Божья слуга покинула этот бренный мир, на месте захоронения воздвигли небольшой могильный холм. Однако верующие, признававшие чудотворную силу Ксении Петербургской, традиционно после молитвы брали с собой некоторое количество погребальной земли. Спустя время здесь практически не оставалось насыпи, а вновь созданный холм также быстро исчезал. Позже на месте захоронения установили каменную плиту, но и её постепенно разобрали приходящие паломники.
- Наконец, добродетельное священство и мирские благодетели решили построить религиозное здание в честь юродивой матушки Ксении. Часовня с двумя маленькими оконцами, расположенными по бокам, была воздвигнута в 1902 г. В западной части строения поставили массивную железную дверь, а в восточной установили иконостас, выполненный из дуба. С внешней стороны, над входной дверью, было начертано имя преподобной Рабы Ксении.
- Небольшая часовня создавалась в псевдорусском стиле, автором архитекторского проекта назначили А. Всеславина. Фасад строения декорировали полукруглыми кокошниками, арки, которые располагались на пристройке, символично украсили мозаичными образами Ксении и Спасителя Христа.
- Небольшие оконца часовни отделали изящными витражами. Структуру сооружения завершала небольшая кровля с чешуйчатой структурой. На этой крыше располагалась луковичная позолоченная главка с православным крестом. Основным украшением интерьера стал мраморный иконостас, на поверхности которого сиял мозаичный лик распятого Мессии. Здесь же находилось и надгробие.
- Церковь Смоленского лика Богородицы и находящуюся рядом часовню преподобной Ксении закрыли в 1940 г. Большевики сжигали чудотворные лики, разбирали мраморные плиты, пускали драгоценные части строений на переплавку. В 1946 г. по многочисленным просьбам добродетельных мирян часовню отремонтировали и открыли для посещения. Однако через 15 лет её религиозную деятельность вновь приостановили, переделав интерьер под мастерскую для скульптурных работ. Некоторые очевидцы утверждают, что любые поделки здесь превращались на следующий день в груду черепков.
Рака с мощами святой Ксении Петербургской
В 1984 г. часовню торжественно передали в управление общины храма Смоленской иконы Божьей Матери. Через три года её освятили, а в 1988 г. богоугодная Ксения была торжественно причислена РПЦ к лику святых.
Введено-Оятский монастырь
Женский монастырь на берегу реки Оять был основан в конце XVI века, а первые упоминания о нём содержатся в житии преподобного Александра Свирского, который родился в тех местах. Святой славен тем, что праведностью своей и четвертьвековым затворничеством был удостоен явления Святой Троицы. До XIX века монастырь был целиком деревянным, первой каменной постройкой стал Введенский храм, а в 1910 году над могилами родителей Александра Свирского был воздвигнут собор Богоявления Господня. За годы советской власти он не сохранился, зато после превращения монастыря в женскую обитель территорию его украсила новая часовня Сергия и Варвары.
Монастырь открыт для посещений с 9 до 19 часов. В карантинные дни присутствие прихожан на службах нежелательно, но возможно, а часовую экскурсию по монастырю можно согласовать у матушки Михаилы по телефону 8 952 275 3901.
Адрес: Лодейнопольский район, станция Оять, п/о Рассвет
Как доехать: электричкой с Ладожского или Московского вокзала до станции Оять или от петербургского автовокзала до остановки Доможирово
Православные иконы в Санкт-Петербурге
По количеству уникальных музеев, выставок и православных храмов северной столице России — Санкт-Петербургу нет равных. Каждый православный храм Питера уникален по своей истории, а главное, по количеству в них чудотворных и местночтимых Петербургских икон. Одной из главных святынь Санкт-Петербурга является чудотворный список иконы Казанской Богоматери. Ее появление связывают с временами правления Петра I. Позже, в ее честь была построена церковь Рождества Богородицы. Именно ее чуду приписывают прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. В настоящее время эта святыня находится в Казанском соборе города. В Николо-Богоявленском Морском соборе находится издревле чтимый образ иконы святителя Николая Чудотворца .
Среди дорогих сердцу прихожан христианских икон в соборе находятся святые иконы Тихвинской, Казанской Богородицы, чудотворные иконы Неопалимая Купина и Троеручница. В дни больших православных праздников многие верующие стремятся попасть в храм, чтобы помолиться одной из любимых святых икон в Санкт-Петербурге. Верующие христиане из других городов стараются приобрести в питерских храмах частицу местных святынь. Среди иконописных предложений популярностью пользуются работы местных иконописцев. Невероятно красиво выглядят русские иконы, выполненные в стиле типографского письма, резьбы по дереву, иконы, вышитые бисером. Купить иконы в Питере можно в храмах, в специализированных галереях и мастерских, в интернет магазинах.
Особо чтимые петербургские иконы
Петербургским чудом называют местные жители храм во имя чудотворной Петербургской иконы Скорбящей Божьей Матери с грошиками. По преданию, питерский купец, возвращаясь по Неве домой, попал в сильную бурю, его лодку перевернуло, спутники все утонули, а сам он, схватившись за доску, стал молиться Божьей Матери. Лодку прибило к берегу в месте, где стояла часовня Тихвинской Богоматери. В знак благодарности, купец пожертвовал часовне образ Божьей Матери Всех Скорбящих Радость, который много лет находился в его семье.
История
Одновременно с созданием новой российской столицы, царь Петр I распорядился обустроить в городе мужской монастырь. В качестве строительной площадки выделили участок на берегу реки Черной. Согласно летописным документам, именно в этом районе произошло решающее сражение дружины Александра Невского с неприятельскими войсками. Петр I хотел увековечить память своего выдающегося предшественника и потому приказал перенести его мощи в новый монастырь. Обитель приобрела святого покровителя и была удостоена названия «Александро-Невской». Общий план застройки территории разработали архитекторы Д.Терзини и И.Старов. Фундамент был заложен в 1710г. Одним их первых зданий стала Благовещенская церковь (1712 г.). Вокруг неё сформировался комплекс, включающий различные по функциям постройки.
Жилые корпуса, с кельями для монахов, связаны между собой и образуют по форме букву «П». Внутреннее пространство монастыря разбито на зоны с цветниками и садами. Позже на территории появились кладбища, где хоронили монахов и мирян. Чести быть похороненными на освященной земле удостаивались члены императорской династии (императрица Анна Леопольдовна, царевна Наталья Алексеевна), видные государственные деятели (А. Разумовский), выдающиеся полководцы (А.Суворов), известные ученые (М. Ломоносов), знаменитые писатели (Ф.Достоевский, Д.Фонвизин, И.Крылов), композиторы (П.Чайковский, М.Мусоргский, Н.Римский – Корсаков) и художники (И. Шишкин, А. Куинджи).
В 20-е гг.18 в. монастырь становится центром просвещения. В нем начинает работать типография и семинария, которая со временем трансформируется в Духовную академию. По указу Павла I обитель получает статус лавры (1797г.). После установления советской власти начинается борьба с религиозными заведениями. Зимой 1932 г. монастырь упразднили, а монахов арестовали. Постройки были отданы для нужд государственных учреждений. Возрождение Лавры началось в конце 20 века. Здания переданы в собственность епархии, утвержден монастырский устав, заработали ремесленные мастерские, в храмах проведена реконструкция и возобновлены богослужения.