Балаклавский свято-георгиевский монастырь на фиоленте

Содержание:

Усадьба с пугающим прошлым

Замок был построен в 1905 году как резиденция князя Леопольда цур Липпе из Детмольда. Сюда вельможа приезжал с семьей и гостями в сезон охоты. С 1941 года поместье с прекрасными угодьями перешло во владение рейхсмаршала Германа Геринга. Хотя сам он здесь не жил, а только принимал своих высокопоставленных гостей, все равно после Второй Мировой войны место имело плохую славу. Как утверждают очевидцы, на втором этаже здания какое-то время были кабинеты сотрудников люфтваффе. По словам настоятеля обители, первые насельники освятили пустующие комнаты, ведь неизвестно, что тут могло происходить при прежнем владельце.

Во времена разделенной Германии в усадьбе размещался санаторий для сотрудников тайной полиции Штази. Поэтому монахи до сих пор встречают в этих стенах специфические находки. К примеру, за подвесным потолком в одном из залов во время ремонта иноки сняли много «жучков». Находка никого не удивила, все понимали, какое наследие им досталось…

Трехэтажный особняк 15 лет пустовал и как будто бы ждал нового хозяина. Норберт Кухинке, впервые увидев эти владения, с первых минут влюбился в природу. Тишь, гладь и Божья благодать витали под сенью этого заповедного леса. И вот с идеей создать на Западе первый форпост православия Кухинке отправился к митрополиту Кириллу (ныне Патриарху), которого знал много лет. В итоге Патриархия поддержала благое начинание. Старое имение вместе с постройками и 4 гектара земли были приобретены за символическую сумму в 1 евро, но с условием, что в течение 10 лет в реконструкцию будут привлечены инвестиции на сумму 4 миллиона евро.

Кухинке удалось заручиться содействием и местной элиты. В поддержку православного монастыря выступил известный всем немцам пастор Хорст Каснер — отец канцлера Ангелы Меркель, который жил неподалеку в городке Темплин. К сожалению, он уже скончался. Ушла из жизни в апреле 2019 года и мать фрау Меркель Герлинда, которая при жизни по праздникам часто заезжала в монастырь.

Что касается языкового вопроса, то, кроме игумена, все насельники изучают немецкий, для наместника он почти родной. «Германия — страна западной традиции, и насильно переводить в Православие мы никого не будем. Но каждого приходящего в храм мы примем. Сейчас мы получаем письма от немцев, они ищут новую духовную родину

Видите, как важно, чтобы наши монахи владели языком. Часть богослужения будет идти на немецком языке», — говорит отец Даниил

Сам настоятель родом из Латвии. «Когда я в десять лет пришел в церковь в Риге, ходил в воскресную школу, посещал каждое воскресное богослужение, потом в 15 лет принял первый иноческий постриг, я ни в коем случае не думал, что я стану игуменом, наместником монастыря. У меня в мечтах и планах такого никогда не было. И уже будучи в Германии, я начинал с послушания алтарника: приехал в Германию в 1995 году и сразу попросился в наш кафедральный собор к владыке Феофану… Я ни одного дня не пожалел, что пошел по этому пути».

Вообще биография игумена Даниила весьма интересна. «Латвия является родиной моего отца. Я — гражданин Латвии. Но моя мама по национальности — немка, она из поволжских немцев, девичья фамилия у нее Штейнбах. В начале Великой Отечественной войны ее семью выслали в Сибирь. Еще раньше, в 1930‑х годах, во время репрессий в СССР, погиб дядя бабушки, он был католическим священником. После смерти Сталина, как и многие поволжские немцы, семья мамы переехала жить в Латвию. Наше частично немецкое происхождение и было одним из поводов, почему в середине 1990‑х годов семья уехала в Германию. Мне тогда было 18 лет».

В жизни батюшки есть и страницы, связанные с Украиной: в 2000‑х годах он учился в Киевской духовной семинарии и академии, имеет медали и ордена Украинской Православной Церкви. Владыка Феофан (Галинский) — архиепископ Берлинский и Германский, к которому пришел на послушание в Воскресенский собор Берлина юноша-алтарник Даниил, тоже был родом из Украины, из Белой Церкви. Игумен Даниил и поныне скорбит об ушедшем владыке как о мудром и добром пастыре…

Есть и еще один факт: в 2010 году украинский певец EL Кравчук выступил в национальном отборе конкурса «Eurovision» с песней на стихи игумена Даниила «Моя надежда». Песня тогда стала лидером по результатам зрительского голосования. А со звездой советского кино Людмилой Гурченко, уроженкой Харькова, священника связывали долгие годы близкого задушевного общения. Связь с Украиной не прерывается и сейчас. По словам отца Даниила, за последние годы количество приезжающих в Гётшендорф из Украины возросло, особенно после введения безвизового режима. Ведь много украинцев работают в Польше, что совсем недалеко.

История Балаклавского православного Свято-Георгиевского мужского монастыря


История названия Балаклавского Свято-Георгиевского мужского монастыря очень древняя и относится к 891 году. Давным-давно согласно преданиям у мыса Фиолент были застигнуты бурей греческие моряки.

Ветер и страшный шторм нес ихние корабли прямо на скалы. И просили они в своих молитвах святого Георгия Победоносца о спасении своем, и явился он им и усмирил бурю морскую. Так спасенные греки благополучно высадились на берег и основали святую обитель, которая и стала называться Свято-Георгиевской.

В ту пору это была земля Греческая, а территория относилось к княжеству древнего города Херсонеса, развалины которого до сих пор можно посетить в Севастополе, и о которых мы также еще будем рассказывать отдельно.

С тех давних пор монастырь переходил много раз в руки захватчиков, то турки, то татары, то генуэзцы. А в ходе Крымской войны 1856 года, когда крымские земли перешли к России, говорят, что из всех церковных построек в сохранности остался лишь Свято-Георгиевский монастырь.

Тайна целительной силы Святого Источника монастыря


В стенах Свято-Георгиевского мужского монастыря жил очень известный в здешних землях монах-отшельник Калинник, умерший в 1818 году и проживший 116 лет.

В ту давнюю пору с этим монахом как-то встретился один из чиновников государственных и спросил, как ему удается так долго жить и крепко выглядеть умом и телом. И ответил старец ему: «Пейте и вы воду монастырскую и будете здоровыми и долговечными, как и я».

О целительной силе источника Святого Георгия в монастыре ходят легенды. Однажды после того как жена купца Иакова Гущина выздоровела благодаря святой воды из источника, вместе со своими сыновьями купец в знак благодарности решил облагородить местный источник воды и обложил его благородным камнем. А над самим источников выложил мраморное изображение Георгия Победоносца.

В 1861 году монастырь посетил Александр II со своей семьей, и, испробовав воды из Георгиевского источника, назвал ее лучшей в Крыму, пожертвовал 500 рублей и увез бочонок святой воды из источника.

А источник этот монастырский и по сей день радует прихожан и путников своей чистой, прозрачной и благодатной водой. Если вы будете в здешних местах проездом или на отдыхе, непременно причаститесь к этой целебной силушке источника здешнего и будет жизнь ваша долгой, без хворей телесных и ум будет ясным.

Сокровища монастыря

Известно, что монастырь святого Георгия у Севастополя в Крыму посещали и важные царские особы, и татары и генуэзцы – надо думать, что оставляли они и какие-то ценности в монастыре отдавая монахам или просто припрятав в окрестностях или даже под сегодняшними монастырскими постройками.

Все это конечно окутано тайнами и слухами. Так согласно одной из легенд драгоценности спрятаны рядом со скалой Явления, в тайном гроте.

И чтобы достать эти сокровища нужно поднырнуть под скалистый берег, и вы окажетесь в подземной пещере или гроте, где вас встретят несметные монастырские сокровища. И не забудьте прочитать молитву, когда найдете их и отдать их в монастырь или потратить на благотворительные нужды.

Свято-Георгиевский монастырь в истории России

В судьбу монастыря вплетены истории жизни таких известных адмиралов, как Нахимов, Ушаков, Лазарев. А решением императора Александра Павловича здешний Свято-Георгиевский монастырь с 1806 года становиться местом размещения духовных наставников для Черноморского флота России.

В 1810 году, поскольку храмовые постройки устарели, было принято решение старый храм разобрать и построить новый. Адмирал Федор Ушаков даже в качестве примера для всех офицеров флота пожертвовал на новый храм 3000 рублей. В постройке храма учувствовал, и министр просвещения А.Н. Голицин.

В то давнее время было за правило отдавать салют пушками кораблями Черноморской Эскадры, когда они проходили мимо этого святого места, а монахи провожали их колокольным звоном.

Священнослужители монастыря постоянно служили на военных кораблях и участвовали в боевых действиях. И многие монахи были награждены за заслуги перед отечеством золотыми крестами на Георгиевской ленточке.

Информация для паломников

Попасть в монастырь можно как при индивидуальном посещении, так и в путешествии по Фиоленту, рассчитанном на несколько дней. Таким есть, например, экскурсия «Древнегреческий Севастополь», рассчитанная на путешествие по мысу длиной в 3 дня. Монастырь является действующим, поэтому в нем соблюдаются некоторые правила.

Посещающим монастырь нельзя входить на территорию в пляжной или открытой одежде, коротких штанах, женщинам необходим головной убор. При необходимости закрытую одежду можно взять на самой территории монастыря при входе. Посещение самого храма без соответствующего внешнего вида нежелательно.

В монастыре нет доступной гостиницы для паломников, но есть несколько отелей в относительной близости. Самым комфортным можно считать отель «Украина», расположенный в Севастополе, в самом центре города. Отель предлагает комфортные номера, оборудованные всем необходимым. Гостиница «Дельфин» находится ближе к заповеднику и предлагает современные номера с выходом на террасу.

Третий отель «Рейкарц Севастополь» принадлежит бельгийской сети отелей и находится на удалении от центра города и близко к пляжу. Отель представляет стандартные номера, а так же отличается высокой организацией различных деловых встреч и конференций.

В монастырском храме можно заказать церковные требы, такие как молебны, сорокоусты и чтение неусыпной псалтири. Также в церковных лавках можно приобрести иконы, свечи, лампадки, книги, домашние иконостасы, купить монастырскую выпечку, одежду. На территории монастыря работают несколько кафе, и есть источник питьевой воды, которую нельзя пить сырой.

Монастырь святого Георгия на мысе Фиолент это замечательное место для экскурсий, совмещающее в себе как посещение церковной архитектуры в Севастополе, так и прекрасные виды моря.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Мнения паломников

Люди называют монастырь намоленным местом. Также высоко оценивается красота местной природы, необычно светлая энергетика храма, возведенного на фоне горных вершин.

Местность утопает в цветах и зелени. Можно воспользоваться оборудованным здесь источником, в котором течет святая вода, посетить чудодейственную купальню. Церковная лавка щедро предлагает полакомиться свежеиспеченными пирожками. Их готовили здешние послушницы.

Не так давно в монастыре появилась статуя Георгия Победоносца, чье имя он носит. Развитие проекта продолжается интенсивными темпами. Теперь возводится еще одно из зданий.

Также паломники называют монастырь чистым и светлым местом. Здесь душа открывается нараспашку благодаря доброй и мощной энергетике. Фундаментальное здание имеет торжественный облик. Белоснежный мрамор обеспечивает особенность восприятия, поэтому сам вид постройки уже вызывает великолепные эмоции.

Люди едут сюда за ответами на вопросы духовности, находят здесь утешение и поддержку. В монастыре есть частички святых мощей, сильные чудодейственные иконы. Мощная энергетика здешних мест не оставляет равнодушным никого из посетителей.

История

Сельское селение Тополевка до советской топонимической реформы носило название Топлы, откуда и берет свое название монастырь. После Октябрьской революции поселение, сформированное вокруг монастыря, имел название Мичурино, но позже его переименовали в Учебное.

Официальное учреждение монастыря состоялось 25 августа 1864 года, а открыт он был через месяц — 25 сентября в том же году. Формально его закрыли 29 апреля в 1923 году и вновь открыли в 1993 году.

Марина Степанова

Основание

Находится монастырь у водного источника, бьющегося из-под земли, который носит имя Святой Параскевы Римской. По многим легендам, именно в этом месте состоялась её мученическая казнь, после которой лечебная вода ключом забила из-под земли на этом месте. В эту точку приходили многие паломники, верящие в чудодейственность святой воды и простые прихожане, пришедшие сюда, дабы наполнить емкости.

Еще до первых упоминаний о монастыре и его строительстве, отшельником здесь обитала Константина, которая была болгаркой родом из села Кишлав (сейчас село Курское), к которой примкнуло несколько женщин, благодаря чему образовалась некое подобие киновии. В XIX веке, после массовых переселений крымских христиан и приверженцев ислама в Османскую империю после присоединения Крыма к Российской Империи в 1783 году, это место пустовало, а множества христианских монастырей и храмов оказались заброшены.

Великая Российская императрица Екатерина II изначально преподнесла эту землю в подарок своему фавориту Захару Зотову. Затем, в XIX веке, эта территория была во владении родственником Зотова, а если быть точным, то землей владели две его сестры Ангелина Алексеевна Ламбири и Феодора Алексеевна. Через какое-то время земля была выкуплена Ангелиной, которая передала её в распоряжении монастыря. Перед открытием монастыря был возведен небольшой по размерам храм Святой Параскевы прямо около целебных источников. В день памяти Святой — 26 июля 1863 году, источник был официально освящен прислужниками церкви. В разработке и строительстве храма активное участие принимал игумен Парфений, которого убили в 1866 году крымские татары. А в 2000 году его причислили к лику святых. Первыми монахинями стали уже долгое время обитавшие здесь 9 женщин. Болгарка Константина была подстрижена и взяла себе новое имя — Параскева.

Марина Степанова

Строительство

В следующие годы на территории монастыря было возведено и обновлено множество новых построек. Больничный пункт с церковью внутри. Монастырский комплекс был перестроен и обновлен, некоторые здания расширились. Была начата постройка собора Свято-Троицкого по специальному проекту В. А. Фельдмана. Внутри помещений были организованы мастерские и садовые хозяйства. Во многом, своему успеху монастырь был обязан качественному руководству игуменьи Параскевы (Родимцевой), которая была главной в этом месте до самой своей смерти. Она же, в 2009 году была причислена к лику святых. Канонизация была проведена в монастыре в 2010 году, которую провел митрополит Владимир. Свои центры монастырь имел в Симферополе и Феодосии.

Прекращение деятельности

После прихода к власти коммунистической партии, на всей территории Советского Союза начали происходить церковные гонения. Это выражалось в конфискации имущества, реквизиции, а из церковных служителей была сформирована садоводческая коммуна.

Марина Степанова

Возрождение

Повторное открытие состоялось только в 90-х годах. Первый богослуженческий обряд состоялся на центральной монастырской площади 8 августа 1992 года. В 1994 году монастырю от властей был передан большой участок земли, который некогда использовался под пионерский лагерь. В настоящее время на территории монастыря установлены действующие купальни, целебные источники, а здания некогда заброшенных церквей — восстановлены. Монастырь регулярно посещают паломники со всех уголков страны и Крыма. Проводятся экскурсии и наборы в монахини.

Дальнейшая судьба обители

Братия была малочисленна, но настоятель Михаил и два почтенных старца исправно служили утрени и вечерни. В литургии им помогал карантинный солдат по имени Флор. Через 11 лет честного управления отца Михаила возвели в чин архимандрита и перевели в бахчисарайский скит.

Новым настоятелем назначили иеромонаха Петра, который первым делом приобрел парчовое одеяние для братии и заказал святую икону Воскресения Спасителя. Вскоре на территории появились одноэтажные дома для монахов. После кончины Петра делами монастыря заведовал отец Филофей.

  • В 1984 г. в обители жило и трудилось уже 24 насельника, поэтому было решено возвести зимний храм, который освятили в честь печерских угодников Антония и Феодосия. Здесь хранились останки восьми прославленных святителей.
  • В середине XIX в обители соорудили три корпуса для братии, трапезную, кухню и бытовые постройки. Деньги для этого благого дела пожертвовали богатые жители города Керчь. Несколько лет спустя братия получила во владение баню, просфорную и мастерские.
  • Однако внутренняя жизнь не складывалась по канонам христианства, приходили жалобы на монахов. Внести рациональный порядок так и не удалось, поэтому мужчин здесь заменили женщинами.

    Игуменья Феодосия — настоятельница монастыря

  • Первой настоятельницей стала игуменья Леонида, пришедшая из Страстного монастыря в Москве. Обитель вела благонравную жизнь и смиренно исполняла божьи заповеди. Когда Леонида тяжело заболела, её место заняла Евдокия, неравнозначно относящаяся к сестрам и спровоцировавшая неурядицы.
  • Архимандрит Иаков стремился восстановить порядок, советовал работать на земле, заняться рукоделием, но наталкивался на грубость послушниц. Сестры не желали усердно трудиться и надеялись только на пожертвования.
  • Для изменения неприятной обстановки духовная консистория назначила новую настоятельницу по имени Ксения. Из монастыря исключили самых ярых нарушительниц спокойствия, и постепенно здесь наступил справедливый порядок. Поднялся авторитет обители, стало приходить больше смиренного народа.

О появлении монастыря известно из легенды: его основали греческие моряки в благодарность святому за спасение от бури

Доподлинно неизвестно, когда появился мужской монастырь на мысе Фиолент. Всё же минуло немало веков. Писали в те дни не так много, а немалая доля источников просто не дошла до наших дней.

Есть легенда, что где-то вблизи мыса Фиолент в конце IX века случился сильный шторм. Греческие моряки (по другой версии легенды — местные рыболовы, что маловероятно) едва не погибли, когда стихия застигла их судно в море.

Всё, что им оставалось, — молиться. Они обратились к святому Георгию Победоносцу, попросили его спасти их от гибели. И тут произошло чудо — явился сам святой. Он возник на одной из скал и остановил бурю, чем спас этих людей.

Крест на острове явления святого Георгия

Впоследствии на том самом месте, где видели Георгия Победоносца, нашли его икону. Есть версия, что из монастыря её вывезли греки, когда Российская империя присоединила Крым.

Эту икону св. Георгия, по преданию, нашли греческие моряки

Затем она хранилась в Приазовье. В 1891 году Священный Синод дозволил ежегодно приносить главную монастырскую святыню в обитель на период с апреля до 15 октября.

Исследователи отмечают, что история о нахождении иконы не прослеживается в исторических источниках.  Она появилась лишь после присоединения Крыма к Российской империи. Об этом пишет историк и археолог Александр Львович Бертье-Делагард:


Александр Львович Бертье-Делагард
археолог

Кстати, 1965 году образ реставрировали в мастерской Ленинградского русского музея. Там определили дату его создания — XI век.

Увидеть икону сегодня можно в Национальном художественном музее Украины. Туда её в 30-х годах забрали из Мариуполя на реставрацию, но не вернули.

В память об этом чудесном спасении моряков на скале установили крест. Напротив же, на мысе Фиолент, те самые греческие моряки (в другой версии легенды — горожане) основали пещерный храм и обитель в честь святого. Многие мореплаватели остались в ней жить.

1891
год, когда монастырю, возможно, исполнилось тысячелетие

Утверждают, что было это в 891 году. Раскопок в этих местах вели мало, так что подтвердить дату не удалось. В связи с тем велись споры о том, исполнилось ли 1891 году монастырю тысячелетие.

Почему же греки выбрали именно мыс Фиолент? Всё просто — это первая земля, куда ступила команда, уже отчаявшаяся добраться до суши. Монастырь святого Георгия — это их благодарность святому за такую возможность.

Но есть и историческая версия — прежде, в V веке до нашей эры, здесь уже имелся храм. Правда, античный, в честь Дианы (Артемиды, Селены). Его упоминает писатель Еврипид в трагедии «Ифигения в Тавриде»:


Еврипид
писатель

Таврида — античное название Крыма. Так что монастырь могли возводить на руинах античного храма.

Прежде здесь располагался античный храм Дианы.

Об этом, например, упоминал в одном из писем Пушкин:


А.С.Пушкин
поэт

Кстати, он не единственный великий писатель, кто посещал монастырь. Здесь бывали и Чехов, и Бунин. Не обошлось без правителей: все три Александра, оба Николая. Останавливались тут и известные военные. А Айвазовский запечатлел местные пейзажи на картинах.

«Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» — картина Айвазовского

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.


В переводе Шулдан означает «отдающий эхо». Состоит монастырь из двух храмов. Кроме того, на его территории имеется до двадцати сопутствующих помещений, располагающихся на нескольких ярусах. К наиболее значимым памятникам монастыря относят две пещерные церкви. Примечательным является тот факт, что после захвата полуострова турками, скорее всего, комплекс почти не функционировал. Жители близлежащей деревни использовали его помещения для содержания скота.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII — начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Возведение Свято-Георгиевского монастыря

Освящение места строительства и закладка первого камня будущего монастыря состоялась в 1998 г. — когда православная церковь отмечает день святого великомученика Георгия. Работы по возведению начались весной следующего года и были завершены через семь лет, в течение которых на горе регулярно проводились воскресные службы.За период строительства были сооружены: сам собор, приют для девочек, кельи для насельниц, часовня, хозяйственные и служебные постройки, мастерские для иконописания и изготовления свеч, звонница. Площадь перед монастырем была выложена плиткой, с небольшими пространствами для разбивания высадки цветов и кустов. Монастырь в Ессентуках — в отличие от подобных сооружений — не имеет высоких стен. Территория женской обители была обнесена металлическим забором с коваными воротами.Главный храм строили с 2003 по 2006 гг., его освятили в честь святого Георгия. Снаружи и внутри стены облицованы белым уральским мрамором, специально доставленным в Ессентуки. Мраморной отделкой занимались местные зодчие из мастерской «Византия», сделавшие в церкви несколько колонн, мозаичный пол и Вифлеемскую звезду. Рядом с церковью святого находится колокольня и часовня. Жилой корпус расположен недалеко от храмовых строений, он имеет несколько этажей. В здании находятся монашеские кельи, комнаты для гостей и паломников, детский приют, а также медицинский кабинет, спортивный зал, трапезная, молельня для воспитанниц. На первом этаже создан ботанический зимний сад.Несмотря на то, что монастырь был открыт в 2006 г., роспись его стен продолжается до настоящего времени. Религиозные и библейские мотивы создаются в строгом академическом стиле. Свято-Георгиевский монастырь был включен в Пятигорскую и Черкесскую епархию, которую возглавляет епископ Феофилакт.

Деятельность Свято-Георгиевского монастыря

Первые три монахини во главе с матушкой Варварой поселились в кельи уже в 2006 г., позже их количество увеличилось до семи. Матушка Варвара была назначена первой настоятельницей женской обители, она и организовала сестер монастыря на проведение активной хозяйственной и религиозной деятельности. Благодаря их усилиям на территории храма создан прекрасный сад, посажен огород и заведен домашний скот. Все это все позволяет производить натуральные продукты, идущие в пищу монахиням и воспитанницам приюта.Кроме того, открытие при монастыре детского приюта в 2009 г. позволило сестрам взять на воспитание 25 девочек-сирот. И монахини, и воспитанницы задействованы в работах в двух мастерских, где проходит изготовление свечей, расписываются иконы.

Святыни сакрального комплекса

За короткий срок Свято-Георгиевский женский монастырь превратился в настоящий центр паломничества. Сюда каждый день приезжает множество гостей из разных регионов страны, некоторые из них остаются в обители на продолжительный период. В храме хранятся несколько частиц мощей святого Георгия, преподобных Серафима, Ионы и Луки, а также Дивеевских жен. Среди икон наиболее почитаемыми являются образы Пресвятой Богородицы, называемые Всецарица и Феодоровская.

Географические координаты Топловского Свято-Параскевиевского монастыря на карте Крыма — GPS N 44.9991 E 34.8791

Топловским его называют из-за его месторасположения. Монастырь находится в урочище Топлу (также ранее называлась и деревня Тополёвка). В переводе с греческого Топлу означает «местность, страна». Местом для возведения монастыря стал один из склонов горы под названием Каратау, выбранный архиепископом Иннокентием. По легенде, именно здесь когда-то казнили Святую Преподобномученницу Параскеву и на месте её смерти возник источник с чистейшей целебной водой Чокрак-Саглык-Су.

В этом районе ещё в ⅩⅤⅠ-ⅩⅤⅠⅠⅠ веках жили армяне. Подтверждением этому является церковь, построенная в армянском стиле, которая возвышается над одним из холмов горной местности. Эта церковь просуществовала практически два века, а после ухода армян пребывала в запущенном состоянии. Только в 1905 году, по решению настоятельницы Топловского Свято-Параскевиевского монастыря, она была отреставрирована.

Ещё вокруг монастыря находятся обломки древнегреческих построек, в том числе и церкви, в которой ещё в ⅩⅠⅩ веке проводились службы.
Открытие Топловского Свято-Параскевиевского монастыря состоялось в 1864 году. Он возник в результате стараний и молитв болгарской девушки Константины, которая позже стала называть себя Параскева. Несмотря на военные действия в Крыму в 50-х годах ⅩⅠⅩ столетия, строительство монастыря всё-таки удалось завершить.

С приходом советской власти Топловский Свято-Параскевиевский монастырь был закрыт. И только в 1992 году началось возрождение его деятельности.
В настоящее время ежегодно тысячи людей посещают это святое место

Особенно притягивают их внимание источники с целебной водой, которые лечат различные недуги. На территории монастыря находятся три источника: Параскевиевский, Георгия Победоносца и Трёх Святителей

Говорят, что каждый из них лечит определённые группы заболеваний. Дальше всех от монастыря находится последний из них. Чтобы к нему добраться необходимо преодолеть путь более трёх километров горных тропинок.Также здесь построена относительно новая оборудованная купальня, которая наполняется водой из всех трёх источников.

Немалый интерес вызывает необычная пещера, которая называется Пещера Константины. Она представляет собой нишу, длиной с человеческий рост и по форме напоминающую крест. Попасть сюда можно только в положении лёжа. Это место использовали монахини для уединения.
Сейчас Топловский Свято-Параскевиевский монастырь становится всё красивее и красивее. К этому прикладывают немалые усилия тридцать монахинь, посвятивших ему всю свою жизнь. Топловский Свято-Параскевиевский монастырь одна из самых посещаемых достопримечательностей Крымского полуострова, она хоть и не вошла в рейтинг самых лучших церквей Крыма, но все же заняла достойное место в сердцах верующих и отдыхающих Крыма.  

Чем привлекает туристов Свято-Георгиевский монастырь?

Наземный Свято-Георгиевский монастырь на Фиоленте в своем нынешнем облике предстал взору крымчан лишь в 2008 г. Здание является подлинной реконструкцией сооружения, возведенного в 9-14 гг. позапрошлого века (снесенного при советской власти). Оно было построено по всем канонам русского классицизма. Внутреннее убранство украшали литографиями одни из лучших европейских художников. Сейчас интерьер, разумеется, другой. Однако восстановлены два братских комплекса, Георгиевский фонтан, колокольня, вытянутая трапезная, беседка-ротонда и часовня.

Сейчас преимущественная часть описанного комплекса располагается на базе одной из военных частей Черноморского флота РФ. В этом месте уместно упомянуть, что Святой Георгий традиционно считается в России «источником» победы. Севастополь же несколько раз пребывал в осадном положении – размещенным в городе морякам и солдатам виктория была нужна постоянно. С 1813 г. монастырь даже получил «звание» флотского – иноки, обитавшие здесь уже 7 лет, стали служить капелланами на военных кораблях. Многие из них сами сражались, становясь известными героями и примером для современных курсантов.

В пределах этого места таинств находятся руины архива и монастырское кладбище, где покоятся такие известные монахи, как Хрисанф Новопатрский и Агафангел Типальдо (оба в конце XVIII века являлись настоятелями монастыря). К объектам, сооруженным когда-то русскими иноками, относится площадка перед источником свт. Георгия, а также начинающаяся отсюда лестница, в конце XIX столетия имевшая 891 ступеньку. Даже сейчас это – длиннейший рукотворный спуск на полуострове. По мере приближения к Яшмовому пляжу вас встретят развалины крохотного особняка адмирала Лазарева.

Церковь при этой достопримечательности Севастополя считается действующей и дарит духовное блаженство огромному числу прихожан и гостей. Расписание богослужений можно найти сразу за воротами. Вход в пляжной одежде запрещен. Женщины должны оказываться у притвора и паперти уже с покрытой головой.

О средневековой судьбе монастыря почти ничего не известно, впервые его упомянул в 1578 посол из Речи Посполитой

В средневековье монастырь, как утверждают, не только уже стоял, но ещё и был одним из редких оплотов христианства. Обитель продолжала действовать, даже когда в тех местах взяли всё под своё управление генуэзцы.

Они стремились стать единственными владельцами Чёрного моря и всячески пытались снизить влияние Византии. На полуострове закрыли множество монастырей, но не этот.

Не только генуэзцы за многие тёмные века сосуществовали на этом полуострове с монастырём. Здесь также правили:

  • турки-османы;
  • крымские ханы.

Но прошлое Георгиевской обители тех лет уточнить затруднительно. Первое задокументированное упоминание Георгиевского монастыря относится только к 1578 году от Рождества Христова. Его сделал посол Мартин Вроневский из Речи Посполитой.

Впервые монастырь упомянули только в XVI веке.

В 1794 году монастырь вместе с Крымом оказался в составе Российской империи. Перспективы стать частью Русской православной Церкви не понравились греческим монахам, и они покинули Георгиевскую обитель.

После этого контроль над монастырём установил Святейший Синод.

Георгиевская скала близ монастыря на Фиоленте

Скала, возвышающаяся над водной гладью в 150 м от Яшмового пляжа, носит несколько имен. Ее называют и Крестовой, и Свято-Явленской, и Георгиевской. Нерукотворное изваяние отстоит от крайней восточной точки Фиолента на 1500 м, выступает из воды на высоту около 30 м. В самой низкой части (где ступени) – на 15 м.Крестовая скала мало примечательная внешне. Имеет округлую форму без острых углов. Однако ученые исследовали ее с огромным энтузиазмом. Причина – в геологической истории. Дело в том, что огромный валун является частью вулканической системы, в которую входит и сам Фиолент, и Кара-Даг.Георгиевская скала имеет уникальное строение. С лицевой части, повернутой к пляжу, – обычная горная порода. С задней, «морской», она трубчатая, словно лучистая. Кратер, частью которого некогда было образование, давно скрыт водной гладью.История скалы Святого Явления – легенда, описанная ранее. Именно здесь, на одинокой возвышенности среди моря, терпящие бедствие греки увидели образ Георгия Победоносца. Тут же обнаружили нерукотворную икону Великомученика, позже внесенную в Георгиевский монастырь в Севастополе.Главная достопримечательность скалы – огромный поклонный крест, видимый издалека. Впервые его установили в 1891 г. на основание из огромного куска белого мрамора. Прошло совсем немного лет, прогремела Революция. Новые хозяева России в 1920-х гг., уничтожая монастырь, сняли и крест. Целых 70 лет скала стояла «обезглавленной».В сентябре 1991-го было решено восстановить святыню. Для этого создали новый крест высотой 7 м, отлитый из металла. Масса изваяния составила 1400 кг. Церемония освящения проходила в церкви Святого Николая на Севастопольском Братском кладбище.Поздней осенью 2018 г. берега Фиолента терзали мощные шторма, и крест снова упал. Спустя полгода, в июле 2019-го, его повторно воссоздали. Для изваяния использовался мрамор со стальным каркасом. Так на Георгиевской скале появился 8-метровый крест, установленный в 2-метровом углублении. Сооружение оказалось очень надежным, и катастроф более не случалось. Сегодня на Свято-Явленскую скалу приезжают многочисленные паломники, чтобы поклониться сакральному месту и, конечно, сделать уникальные фотографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector