Зимние святки на руси
Содержание:
Время торжеств
Святки, или святые вечера, — период между двумя большими церковными двунадесятыми праздниками: Рождества Христова и Крещения Господня. Позади ограничения Рождественского поста. Пришла пора всеобщего веселья, народных гуляний да молодёжных забав. Казалось, что все вокруг радовалось рождению Богомладенца, свершившемуся в ночь на 7 января по новому стилю. Канун этого дня — предпраздничный вечер 6 января — открывал собой Святки. К тому времени крестьяне заканчивали все работы по дому, накануне праздника они гуляли и отдыхали до самой поздней ночи, а то и до утра в память о случившемся рождественской ночью событии. Во времена язычества в дни зимнего солнцеворота наблюдающие за светилом славяне праздновали его обновление. С приходом христианства стали говорить, что на Рождество Солнце «играет», а Иисуса Христа (что совпадало с церковным писанием) называли «Солнцем правды». На самые короткие дни выпадала и встреча Нового года — с 31 декабря на 1 января по старому стилю. По новому стилю — это ночь с 13 на 14 января, любимый всем русским народом старый Новый год. А завершал Святки великий праздник Крещения Господня — 19 января по новому стилю. Коляда, коляда накануне Рождества В старину на Руси Колядой называли божество нового года, воплощение зимнего солнцеворота и поэтического представления о рождении маленького светила. Это имя предположительно восходит к древнеславянскому «коло», что значит «круг», «колесо», ассоциируемые с солнцем. В течение нескольких дней славяне зажигали костры, закатывали на гору горящее колесо, помогая тем самым нарождающемуся светилу набирать обороты. Коляда представлялась крестьянам девицей, одетой поверх шубы или платья в белую рубаху, или удалым парнем. Издавна в дни зимнего солнцеворота Коляду в поселениях встречали песнями-колядками. Пришедшее на смену празднованию солнцеворота Рождество переняло часть его древних обычаев, в частности песнопения. Только теперь они стали посвящаться «Солнцу правды» — Иисусу Христу. «Христос родился — славьте!» — обращались церковники к народу. Уже с предрождественского вечера, сочельника, по деревням начинали ходить христославы. Парни, девушки и дети брали самодельную прикреплённую к палке звезду — символ Вифлеемской звезды, восхождение которой ознаменовало рождение Богомладенца, зажжённые свечи и ходили по дворам, славя великое для православного мира событие. Как правило, христославы исполняли тропарь Рождества и другие славящие Иисуса духовные песнопения, присказки. И, конечно же, вспоминали Коляду: «Уродилась Коляда накануне Рождества…». И не забывали о поздравлениях и тёплых пожеланиях гостеприимным хозяевам. Повсеместно приход христославов являлся добрым знаком, сулящим благополучие в течение предстоящего года. В ответ их угощали сладостями, обрядовой выпечкой — всем, что попросят в своих присказках колядовщики, а также одаривали деньгами. Отказывать было не принято, дабы избежать дурных пожеланий, имевших в это время особенность исполняться. Например, такого: «Не подашь пирога, так и нет живота (жизни)». Рождественским утром в деревнях все славили Христа. Колядки в честь появления Богомладенца продолжались несколько дней, затем их сменяли новогодние песни — щедровки, сопровождаемые обрядом посевания.
Традиции и обычаи русского народа на Святки
В период Святок люди посещают храмы. Обязательно православные христиане присутствуют на служениях на Рождество и Крещение Господне, проходят обряд причастия и исповедуются. В эти дни принято быть терпимее и великодушнее, подавать милостыню, помогать тем, кто нуждается. Нельзя забывать и собственной семье. В течение праздников принято найти время, чтобы посетить родственников.
Внимание! Для молодежи на Руси Святки были самым веселым периодом года. У них было принято щедровать и колядовать, гадать на суженного, петь и плясать
Всячески веселиться. кататься на санях.
Традиции празднования на Руси, что дарили
Традиция дарить подарки пришла к нашим предкам из язычества. Она была напрямую связана с ритуальными подношениями Божествам. Люди, встречающиеся в период Святок, должны были обменяться друг с другом различными предметами. Это могли быть копеечные сувениры, сделанные своими руками или дорогостоящие подарки. Такая традиция сохранилась и до сих пор, люди ждут Рождества и других праздников, приходящихся на Святки, потому что знают, что не останутся без презента. Сегодня дарят сладости, фрукты, небольшие подарки олицетворяющие тепло и уют, детям преподносят игрушки.
Что клали под подушку на Святки костромские
Для проведения специального обряда костромские девицы клали под кровать своей матери сковороду. Делали они это в ночь перед Рождеством и Крещением. Таким образом они пытались узнать имя суженного, явившегося к будущей теще на блины. Считалось, что гадание с привлечением матери – более достоверное.
Основная сложность в том, что мать не должна была ничего знать о ритуале, потому кухонную утварь в ее спальню надо было пронести незаметно. Утром следующего дня девушки интересовались о грезах матери и выведывали, не довелось ли ей часом угощать какого-либо паренька румяными блинчиками.
Игры на Рождественские и Крещенские Святки
Обязательным элементом игры были колядки. Молодые парни и девушки и даже дети наряжались в новую одежду, расшитую разными украшениями перед праздником. Днем перед Рождеством и Крещением Господнем они ходили по улицам исполняли церковные песнопения.
Вечером они захаживали по домам, воспевали хозяев дома, желали им счастья и добра, хорошего урожая, а за это получали монетку или угощение. Скупиться было нельзя. От того, как одарит хозяин дома коляду, зависело благополучие в следующем году.
Игры не прекращались и ночью. Одинокие женщины сдавали свои дома молодежи, чтобы те весело провели время и насладились приятной компанией. Чтобы подростки вели себя, как полагается, в домах оставались пожилые женщины и контролировали порядок. Молодые всячески изворачивались, уходили из под контроля, веселились с песнями и плясками.
Были и другие игры на Святки, например – переодевание. Женщины шили красивые сарафаны, украшали их бусами, а мужчины готовили военную форму и подходящую обувь. В праздничную ночь происходило переодевание. Часто это делали перед поездкой в соседние деревни, где можно было одурачить незнакомцев. Девушки в военной форме покоряли барышень из соседнего села и уговаривали их выйти замуж. С наступлением утра шутки заканчивались, но молодежь запоминала подобное веселье на весь год.
Суть празднования Святок: святые вечоры, Кудесы и Коляда
Большинство дохристианских праздников, за редкими исключениями (Ивана Купала, Перунов день), выпадает на зимне-весенний период. Это не случайно, ведь изначально страна считалась аграрной, то есть крестьянской. Нельзя было отвлекать земледельца от сохи, сева или сбора урожая. Это могло привести к его потере и последующему голоду. Выясняя, что такое Святки, не стоит забывать и об этом. Зима была сытым и спокойным периодом, когда работа в поле завершалась, и можно было вздохнуть с облегчением.
Интересно
По многочисленным шедеврам кино отечественного проката и бессмертным произведениям Гоголя и Пушкина нам хорошо знакомы традиции и обряды святочных вечеров. Сразу вспоминаются катания на санях, распевание колядок и обильное угощение в честь светлого праздника Рождества. Однако многодневное торжество имеет более древний, языческий подтекст. В период зимнего солнцеворота (солнцестояния) славяне проводили специальные ритуалы-заклинания. Они просили об обильном урожае, здоровье, благополучии, приплоде скота. Заклинали богов привести суженых, пытались выведать будущее через различные магические обряды.
Происхождение торжества и другие его наименования
Разобраться, что означает слово Святки, несложно, достаточно обратиться к народному славянскому календарю (Сварожий круг). По словарю Кирилла и Мефодия его можно перевести, как празднование, святые дни. Однако более вероятно, что происхождение слова уходит корнями намного глубже, еще к праславянскому svęt или svętъ. Письменности на то время не было, потому ученые могут только догадываться, как было на самом деле. Возможно, гуляния были посвящены богу Сварогу, которого некоторые народности называли Световитом или Святовитом. Множественное число явно указывает на то, что и старину отмечалось событие не один, а несколько дней.
Традиционное славянское учение указывает на так называемые Велесовы Святки, проводившиеся зимой, с конца декабря по двадцатое января. Сам древний бог «держал» двери меж Явью и Навью (реальным и потусторонним миром). В это время они были распахнуты настежь, а духи, как и люди, могли свободно перемещаться из одного мира в иной. Чтобы оградить себя от воздействия недобрых созданий, был придуман обычай «рядиться», переодеваться, чтобы обмануть нечисть. У разных народов имеется множество названий для этих зимних деньков.
- Колёды и Коляды.
- Свечки.
- Цветьё.
- Некрштены дани.
- Святые ночи.
- Калядныя святки или недзели.
- Окрутники.
- Поганские дни.
- Рожество.
В народе предполагалось, что как раз в этот период наблюдается разгул нечистой силы, способной навредить человеку. Как раз тогда длинные ночи постепенно шли на убыль, а солнце все дольше оставалось на горизонте, суля людям скорую весну. В православной традиции – это время от Рождества до Крещения, когда разнообразные искушения особенно сильны.
Какого числа Святки: длительность гуляний и традиционные угощения
Несложно разобраться, когда начинаются Святки и сколько они длятся. Обычно период «заступает от звезды до воды». Это значит, что началом празднования считалось появление первой звезды на небе в канун Рождества Христова (шестого января). Продолжались торжества на протяжении двенадцати дней, вплоть до утреннего освящения воды на Крещение (девятнадцатое января).
На Кубани и в Полесье к этому же периоду принято причислять дополнительные полтора дня. После Крещения наступал Зимний Свадебник (двадцатое января), название которого говорит само за себя. В это время женились те, кто не мог дожидаться лета, ведь свадебные обряды во время зимнего солнцеворота были запрещены. На следующие сутки празднование продолжалось только до вечера. Его называли Емельяны Перезимнихи или Розданный день. В Белоруссии даже бытовала поговорка: «До обеда Коляда, а после – работа».
К такому длительному празднованию люди тщательно готовились. В эти дни требовалось особое угощение, необычное, сытное и вкусное. Задолго до появления христианства на Руси делали блюдо под названием сочиво – кашу из пшеницы с добавлением ягод, орехов и меда.
Изначально Коляде приносились условные «жертвы», то есть дары. Чаще всего закалывались поросята, ягнята, забивались птица и мелкий зверь. Все это готовилось на протяжении святочных недель. Хозяйки еще «до света» на Рождество начинали печь караваи и булки, сладкие пирожки с разными начинками, делать колбасы, коптить мясо и сало. Загодя варился холодец – особое заливное с хрящиками и косточками. Только отведав ритуальных блюд дома, люди отправлялись в гости. Парни устраивали игрища, а девки начинали гадать на суженых.
7 Семь благ Рождества
Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также вручить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуем друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».
Святочные гадания
Церковь запрещает ворожбу. Считает, что попытка узнать будущее греховна. Однако, девушки во все времена, не страшась осуждения священнослужителей, пытались узнать свое будущее. Святочные гадания о грядущем считались особенно правдивыми.
Для проведения гаданий девушки шли в “нечистое место”, например, в баню. Распускали косы, снимали крестики и обереги, рисовали защитный магический круг, и начинали гадать:
- Гадание с обувью. Необходимо бросить через крышу дома свою обувь. Кто первый из девушек перебросит— та первой и замуж выйдет. А направление носка обуви указывало сторону, в которую замуж идти.
- Гадание с зеркалами. Нужно поставить зеркала друг напротив друга и всматриваться в открывшуюся зеркальную галерею. Тот, чей облик увидит в зазеркалье, и будет ее будущим мужем.
- Гадание на перекрестке. Необходимо выйти в полночь на перекресток и слушать, откуда и какие звуки доносятся. Звуки веселья означают счастливый год. Лай собак — муж будет злой. Услышать плач — к тяжелому году.
- Гадание на спичках. Вставить две спички в спичечный коробок, поджечь и наблюдать, куда склоняются сгоревшие головки спичек. Сближаются — те, на кого гадают, будут вместе.
- Гадание на богатство. Быстро опустить горящую щепку в воду. Если она сразу погаснет — следующий год будет тяжелым в финансовом отношении. Если огонь поднимется вверх — следует ждать денег.
Гадание с котом. Загадать желание и позвать из соседней комнаты кота. Если он переступит порог правой лапкой — желание не исполниться.
Гадание с петухом. Кладется зеркало, горсть монет и тарелка с водой. Если петух подошел к монетам — жених богатый. Если к зеркалу — жених будет любящий и заботливый. К воде — жених будет пьяницей.
Сколько лет святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа)
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным
Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.
История
Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.
В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.
Святочные особые дни
Как правильно проводить зимние праздники, выпадающие в период двухнедельного гулянья? Каждый из них имеет свой символизм, значение для истории и религии. Например, на столе обязательно должна присутствовать кутья, печеные яблоки с медом и овсяное печенье.
Сочельник
До появления на небе первой звезды православные христиане соблюдают 6 января строгий пост. А уж вечером позволяют себе праздничные излишества. Народное название Святвечера – Коляда, так как молодежь наряжается и всю неделю ходит по домам, распевая веселые песни и выпрашивая у хозяев сладости или деньги.
Группки ряженых звались вертепами, иногда они даже водили за собой козу на веревочке, символизирующую осла, который привез Марию в Вифлеем.
Рождество
В языческие времена на 7 января было принято наряжать последний сноп (дидух), оставшийся с уборки урожая. Считалось, что в нем поселяются духи предков, которые будут защищать жилище целый год. Выносили его из дома только перед концом святок. В одних регионах его сжигали, сопровождая действо танцами и песнями, в других оставляли часть колосьев, чтобы сделать из них оберег. В каждом селе зажигали костер, который поддерживали до 14 января.
Хозяйки, традиционно, демонстрировали свое кулинарное искусство, выставляя на стол двенадцать разных блюд. По одной версии это символизирует апостолов Христа, по другой — месяцы года. Так, в Чехии, например, делают 12 видов выпечки (с маком, вишневым вареньем, творогом и другими начинками), а в Латинской Америке просто съедают такое количество виноградин, загадывая на каждую желание.
Сладкие сдобные булочки делали с сюрпризом. Тот, кому вместо мака попался перец, должен быть готов к неожиданностям. Начинка из соли сулит тяжелые испытания, мед — любовь и бракосочетание, а запеченная монетка предвещает богатство.
Васильев вечер
До перехода с григорианского на юлианский календарь день 13 января считался преддверием Нового года. Затем название изменилось, но в массах все равно сохранилось старое название — Щедрый вечер. Он получил свое название из-за обильной трапезы, которую подавали гостям. Она состояла из жареных, копченых, маринованных кушаний. На стол обязательно ставили молочного поросенка или другое блюдо из свинины.
Среди множества традиций сохранилось всего несколько, имеющих отношение к получению хорошего урожая. Для этого трясли плодовые деревья, заваривали специальную кашу из зерна, а по дому разбрасывали пшеницу.
Старый Новый год
Когда заканчиваются святки, самое время заглянуть в будущее. Девушки испокон веку собираются в этот день вместе, чтобы погадать. Они выходят на улицу и задают вопросы незнакомцам. Для тех, кому чуждо мерзнуть в темноте и приставать к редким прохожим, есть много домашней ворожбы. На спичках, блюдцах, воске или тени.
В остальном, 14 января не отличалось от других праздничных дней. Люди ходили в гости, молодежь колядовала. С течением времени некоторые традиции забывались, но им на смену приходили современные. Одна из них — лепка пельменей всей семьей. Для пущего интереса в некоторые из них клали монетку или большую щепотку черного перца. Тот, кто раскусит пельмень с «подарком», будет удачлив.
Крещение
В последний день святок религия рекомендует строго поститься. Воду освящали в церкви и потом хранили целый год. Считалось, что она имеет лечебные, магические свойства. По возвращении из храма хозяйки брызгали в каждый угол дома. Считалось, что после этого ритуала в семье будет мир и согласие.
Девушки умывались свежим снегом. По поверью, от этого их красота приумножалась. А перед тем как пойти в гости, хозяева должны были нарисовать над дверью крест — это защитит жилище от нечистой силы. Вечером молодежь снова гуляла, ходила по знакомым и соседям, распевая щедровки. За это им давали сладости и мелкие деньги.
Ход занятия:
Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку, а вы должны будете угадать, кто это все делает?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем вам нравится зима?
(Можно кататься на санках, коньках, лыжах, строить горки, играть в снежки, лепить снежную бабу, любоваться заснеженными деревьями и др.)
Воспитатель: Какие праздники бывают зимой?
(Ответы детей).
Воспитатель: Святками называют двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января, даты этого периода посвящены памяти о евангельских событиях рождения Христа и крещения его в Иордане (Богоявление). По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких дарить подарки — в воспоминание о дарах, принесенных волхвами. Святки – от слова «святой» — безгрешный человек, который заботится (особенно в эти дни) о бедных, больных,нуждающихся людях: посещает детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.
Несмотря на то, что святки — праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые — колядующие, в руках несли Рождественскую звезду, пели тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки. Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих.
Воспитатель: К нам тоже ребята скоро придут ряженые, я предлагаю вам испечь печенье козули.Каждый хозяин заранее готовил гостинцы: печенье в виде коровок, барашков и прочих козюлек, блестящие денежки, конфеты и зазывал весёлую ватагу в свой дом
Это было важной частью святочной традиции — чтобы было чем угощать ряженых, колядовщиков, из пресного теста пеклись обрядовые козюльки, то есть миниатюрные фигурки коз, коров, оленей или пряники с их изображениями. Иногда роль козюлек играли ватрушки, рожки или украшенный рогами пирог с яйцами
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Тесто ручками помну, Ребенок сжимает и разжимает пальчики
Пирог я сладкий испеку. Ребенок выполняет круговые движения ладошками.
Серединку смажу джемом, Ребенок водит правой ладошкой по левой ладошке
А верхушку сладким кремом, Ребенок водит ладошкой по тыльной стороне кисти руки
И кокосовою крошкой Ребенок имитирует «посыпание крошки» пальчиками
Я присыплю пирог немножко, обеих рук
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу.
Дети: Дети лепят из соленого теста (пластилина) козулек. По окончании встречаем ряженых из подготовительной группы,которые поют колядку:
Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
А по целому давай!
Двоим, троим, давно стоим –
Печка то топится,
Пирожка-то хочется!
Шуточные угрозы со стороны колядующих,если хозяин или хозяйка были скупыми:
Тетушка, не скупися,
Масляным кусочком поделися.
Не дашь пирога –
Мы корову за рога!
Не дашь блинка –
Мы свинье пинка!
Подавайте, не ломайте,
Не надкусывайте!
Дети: Приветствуют дети старшей группы
Колядуем, колядуем,
Песни с танцем чередуем!
И вприсядку, и кругом,
Угощаем пирогом!»
После угощения все вместе встают на игру «Шла коза по лесу»
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу, Дети водят хоровод
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем Дети прыгают
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Выброс ног вперед
Поворачиваются друг к другу и кричат ме-ме-ме.
Чаепитие с колядовщиками.