Каменная зоя

Огласка

Ошеломленные и вмиг протрезвевшие друзья вызвали девушке скорую помощь. Сохранилось имя врача, которая была в тот день на смене — Анна Павловна Калашникова. За всю свою медицинскую практику женщина никогда не сталкивалась с подобным. Врачу не удалось сделать Зое ни единого укола — все иглы просто ломались об каменное тело. Тем не менее сердцебиение девушки четко прослушивалось, поэтому было точно ясно, что Зоя жива.

Важно! Именно показания и официальный рапорт врача скорой помощи являются основным доказательством того, что все описанные события действительно имели место быть. Оторвать от пола девушку также не получилось, как ни пытались это сделать

Предпринимали попытки даже вырубить пол вокруг нее, чтобы увести Зою в больницу вместе с досками, но и это не удалось. В конце концов ее, окаменевшую и бледную, так и оставили стоять посреди комнаты в обнимку с иконой. Стоит ли говорить, что зрелище это было довольно устрашающее

Оторвать от пола девушку также не получилось, как ни пытались это сделать. Предпринимали попытки даже вырубить пол вокруг нее, чтобы увести Зою в больницу вместе с досками, но и это не удалось. В конце концов ее, окаменевшую и бледную, так и оставили стоять посреди комнаты в обнимку с иконой. Стоит ли говорить, что зрелище это было довольно устрашающее.

Конечно же, такой вопиющий случай не мог пройти мимо руководящих звеньев коммунистической партии. Первое, что было сделано руководством региона — ограничили доступ к дому с живой статуей. Однако, коммунисты немного припозднились — в Самару уже потоком пошли люди, желающие поглазеть на новоявленное чудо. Это привело к тому, что новость очень быстро облетела все окрестности.

Тем не менее вокруг дома был выставлен милицейский кордон, который больше не пропускал зевак. В местной газете того года данное событие было охарактеризовано как «позорное для коммунистов», а на партийном собрании приняли решение внедрить активную атеистическую агитацию. По всей области стали проводить лекции и собрания, где, как могли, разубеждали людей в существовании Бога. А Зоя так и стояла на том же месте, как немое опровержение этим агитациям.

Интересно! Несмотря на все милицейские кордоны, люди плотной толпой окружали прославившийся дом. Одна из женщин подозвала к себе молодого милиционера из оцепления и попросила его рассказать, что он видел внутри. Служивый не стал ничего говорить, так как не имел на это права, но он молча стянул шапку — у молодого парня вся голова была седая и белая как снег.

В культуре[ | ]

Экранизации

По мотивам этой истории в 2000 году самарская студия «35 мм» сняла двадцатиминутный фильм «Стояние Зои». Над фильмом работали Антон Жоголев, Вадим Френкин, Владимир Осипов, Дмитрий Одерусов, Юрий Изъятский.

В 2009 году вышел художественный фильм «Чудо», снятый режиссёром Александром Прошкиным по мотивам истории «стояние Зои». Сценарий к фильму написал Юрий Арабов. В фильме снялись Константин Хабенский, Сергей Маковецкий и Полина Кутепова.

В 2020 году снят трёхсерийный телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева «Стояние Зои» (режиссёр Алла Коровкина, исполнители главных ролей — актёры самарских театров Анастасия Ермилина, Юрий Машкин, Михаил Акаемов.

В художественной литературе

В 2009 году в издательстве «АСТ» вышел роман Юрия Арабова, по которому он написал сценарий для фильма «Чудо».

В 2010 году в рязанском православном издательстве «Зерна» вышла книга Антона Жоголева «Стояние Зои», где оно описано как часть церковного предания, которое достовернее любого факта.Жоголев А. Стояние Зои : чудо святителя Николая в Самаре / Антон Жоголев. — Рязань : Зерна, 2010. — 143 с. — ISBN 978-5-903138-51-7.

В 2020 году в издательстве Сретенского монастыря (Москва) вышла повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние», посвящённая Зоиному стоянию. Повесть представляет собой художественное осмысление свидетельств очевидцев, с которыми автор много общался.Агафонов Н. В. Стояние // Три повести / Протоиерей Николай Агафонов. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2020. — С. 5–190. — 352 с. — 20 000 экз. — ISBN 978-5-7533-1187-0.

В 2020 году в издательстве «Сибирская благозвонница» вышла повесть Вероники Черных «Икона», представляющая собой художественную реконструкцию Зоиного стояния, сделанную на основе слов родственницы очевидца и собранного в интернете материала.

Поэтесса Елена Каморина в 2020 году написала стихотворный «Сказ о Зое каменной и её страшном стоянии» на основе сюжета народного сказания.

Памятник Николаю Чудотворцу

Храм Петра и Павла Дом стал местом паломничества православных.

В 2009 году епархия обратилась к городским властям с просьбой об установлении памятного знака в честь самарского чуда.

В 2012 году на улице Чкалова был установлен памятник Николаю Чудотворцу. Памятник был установлен перед домом 86, за которым в глубине квартала располагался дом семьи Болонкиных. Как пояснил бывший глава города Виктор Тархов, «восемь лет назад был проведён конкурс на развитие застроенной территории города. Этот квартал, где находится дом Зои, стал частной территорией уже в то время… мы долго думали, где же установить памятник. И решили поставить его на общественной территории — уличном газоне напротив дома Зои».

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая, памятник был освящён. Митрополит Самарский и Сызранский Сергий, совершив литургию в храме Петра и Павла, с крестным ходом прошёл к находящемуся неподалеку дому № 84 на улице Чкалова. В проповеди митрополит Сергий сказал:

Сегодняшнее событие — освящение памятника святителю Николаю на том месте, где он явил свою силу, — это напоминание о том, что Бог посещает каждого человека и печётся о нём. Человек иногда заходит в своём безумии настолько далеко, что не может сам остановиться, и необходима сила, которая бы его остановила. Происшедшее — это не Божье наказание, а любовь Божия ради спасения душ наших.

12 мая 2014 года дом пострадал в результате пожара.

Самара, ул. Чкалова: место событий в настоящее время

В современной Самаре дом №84 по улице Чкалова – местная достопримечательность. Туда водят экскурсии, постоянно приезжают журналисты – в поиске новых фактов, способных пролить свет истины на историю Зои, приходят паломники. Вот только от самого дома остался один фундамент с подобием крыши и несущая стена с заколоченными ставнями — постройка сильно пострадала от пожара в 2014 году.

Интересный фактСтараниями Самарской епархии и городского совета напротив дома был установлен памятник Николаю Чудотворцу. В левой руке святитель держит Евангелие, а правой благословляет. На каменном подножии выбита надпись: «Явление Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца на месте чудесного события стояния Зои в январе 1956 года». Ежегодно у этого памятника совершаются молебны, по установившейся традиции – 22 мая, в день перенесения мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.

Нет сомнений, что для многих жителей Самары и богомольцев, приезжающих в город поклониться Николаю Чудотворцу, «зоино стояние» — подлинный факт.

Памятник свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

В храме Иоанна-воина на окраине Самары есть большая житийная икона Николая Чудотворца. По краям ее расположены клейма (дополнительные изображения), повествующие о чудесах святителя. Весь нижний ряд посвящен чуду «стояния Зои». Здесь и милиционер при алых погонах, и комсомольцы в атласных рубашках, бабушки в косынках, гармонист и сама Зоя, стоящая посреди адского пламени в красных туфлях. Последнее клеймо изображает девушку, склонившую покрытую голову перед Святителем Николаем, который, словно пришел спросить ее: «Ну что, устала стоять? На Пасху оживешь».

Табличка на памятнике свт. Николаю Чудотворцу на ул. Чкаловская г. Самары

О «зоином стоянии» снято несколько документальных фильмов и два художественных, написаны десятки статей и книги, претендующие на полноту и объективность исторического исследования. Эта история до сих пор будоражит пытливые умы, и раз за разом предпринимаются попытки распутать клубок из сплетен и слухов, докопаться до истины.

Сомнению подвергается каждый участник тех памятных событий, каждый факт, каждое свидетельство… Единственным и неизменным остается только одно: огромные толпы горожан, собиравшихся под окнами «окаменевшей» девушки и милицейское оцепление. Делать заключения об истинности события — пожалуй, личное дело каждого.

«Зоино стояние»

Самара. Дом, в котором жила Зоя

В 1956 году в Куйбышеве (ныне городу возвращено его исконное имя — Самара) случилось то, что потрясло весь православный мир, — знаменитое «Зоино стояние».

Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним

Работница трубного завода, некая Зоя, решила с друзьями встретить Новый год. Ее верующая мать была против веселья в Рождественский пост, но Зоя не послушалась. Все собрались, а Зоин жених Николай где-то задержался. Играла музыка, молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она сняла икону Святителя Николая и сказала: «Если нет моего Николая, потанцую со святым Николой». На увещевания подруги не делать этого, она дерзко ответила: «Если Бог есть, пусть Он меня накажет!» С этими словами она пошла по кругу. На третьем круге комнату вдруг наполнил сильный шум, поднялся вихрь, молнией сверкнул ослепительный свет, все в страхе выбежали. Одна только Зоя застыла с прижатой к груди иконой Святителя, окаменевшая, холодная, как мрамор.

Зоя прирастает к полу и каменеет

Ее не могли сдвинуть с места, ноги ее как бы срослись с полом. При отсутствии внешних признаков жизни Зоя была жива: сердце ее билось. С того времени она не могла ни пить, ни есть. Врачи прилагали всевозможные усилия и старания, но не могли привести ее в чувство.

Товарищи вызывают милицию и скорую, но врачи не могут помочь

Весть о чуде быстро разнеслась по городу, многие приходили посмотреть Зоино стояние. Но спустя некоторое время городские власти опомнились: подходы к дому перекрыли, и его стал охранять наряд дежурных милиционеров, а приезжим и любопытным отвечали, что никакого чуда здесь нет и не происходило.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место

Дежурившие на Зоином посту по ночам слышали, как Зоя кричала: «Мама! Молись! В грехах погибаем! Молись!» Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменелость тканей (не могли даже сделать укол — иглы ломались). Приглашенные священники после совершения молитв не могли взять икону из ее застывших рук. Но в праздник Рождества Христова пришел отец Димитрий Тяпочкин (будущий иеромонах Серафим), отслужил молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: «Теперь надо ждать знамения в Великий день (то есть, на Пасху)».

К Зое является сам Николай Чудотворец и освобождает ее

Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: «Ну что, устала стоять?» Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили (все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам Святитель Николай).

Зоя испытывает страшные мучения, кается и приходит к вере

Зоя простояла 4 месяца, до самой Пасхи. В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: «Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!» С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, и о земле, горящей в беззакониях. Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи… Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Многие спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить (даже не хватало крестов для просящих).

Отцу Димитрию запретили рассказывать о взятии иконы у Зои и направили служить в отдаленное село. Но, несмотря на это, люди тянулись к отцу Димитрию, что не устраивало власти.

26 октября 1960 года в селе Соколовка епископ Курский и Белгородский Леонид совершил постриг протоиерея Димитрия в монашество с именем Серафим.

С 14 октября 1961 года и до конца своих дней отец Серафим был настоятелем Свято-Никольского храма в селе Ракитном Белгородской области. Отец Серафим всего себя отдавал ближним, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22), которые услышат голос Церкви и покаются в своих грехах.

Оживление

В ночь на Пасху, которая в том году была 6 мая, Зоя особенно громко кричала и просила молиться, каяться в грехах. Ее тело начало отогреваться, в мышцах появилась мягкость. Наконец, ее смогли сдвинуть с места и даже уложили в кровать. Но даже и лежа в постели, девушка продолжала слезно плакать, каялась в своих грехах и призывала это делать всем, кто считает себя христианами. Говорила, что ей было очень страшно и что она видела, как горит земля от прегрешений человеческих.


Иеромонах Серафим служит водосвятный молебен и извлекает икону

Многие спрашивали у Зои, как она жила эти дни, кто ее кормил, как поддерживалась жизнь в ее окаменевшем теле. Девушка отвечала, что ее кормили голуби и они же не давали ей умереть. В общей сложности ее стояние продолжалось 128 календарных дней.

Важно! В христианской символике голубь характеризует собой Божью благодать, которая снисходит на людей и человечество в целом. Дальнейшая судьба Зои Каранухиной достоверно неизвестна

По наиболее распространенной версии на третий день после Пасхи, принеся покаяние в грехах, примирившись с Богом и людьми, душа Зои отошла ко Господу. Но есть мнение, что слух о смерти девушки был послан специально, чтобы оградить ее дальнейшую жизнь от навязчивого внимания. По мнению некоторых современников тех событий, Зоя ушла в монастырь и до глубокой старости молила Господа за весь человеческий род

Дальнейшая судьба Зои Каранухиной достоверно неизвестна. По наиболее распространенной версии на третий день после Пасхи, принеся покаяние в грехах, примирившись с Богом и людьми, душа Зои отошла ко Господу. Но есть мнение, что слух о смерти девушки был послан специально, чтобы оградить ее дальнейшую жизнь от навязчивого внимания. По мнению некоторых современников тех событий, Зоя ушла в монастырь и до глубокой старости молила Господа за весь человеческий род.

О фактах и документальных материалах

Никаких документальных свидетельств о том, что на самом деле происходило в доме №84 по улице Чкалова – нет. Архив МВД сгорел в резонансом самарском пожаре в 90-х. В те же 90-е годы был подан запрос в городской архив – выяснилось, что дом действительно принадлежал Клавдии Болонкиной, проживавшей там со своим сыном Вадимом. О личности Зои – никаких официальных данных. Из всех архивных справок – только газетные статьи и протоколы партийных заседаний. Утверждение о том, что «зоино стояние» — реальный факт, базируется исключительно на личных или пересказанных свидетельствах людей. Кстати, о свидетелях…

Версии

Религиозная версия

Верующие самарцы не сомневаются в том, что чудо действительно произошло. Стояние Зои признано и Самарской епархией: митрополит Самарский и Сызранский Сергий убеждён, что это чудесное свидетельство явления Бога.

Медицинская версия

Помимо религиозной, имеется медицинская версия данной истории, которую в 2010 году высказала Светлана Кондрашова, психиатр Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Согласно этой версии, девушка страдала психическим заболеванием и впала в кататонический ступор в связи с его обострением.

Помимо того, в 2021 году Геннадий Носачёв, бывший заведующий кафедрой психиатрии Самарского государственного медицинского университета, сообщил корреспонденту «Комсомольской правды», что «история – не легенда, девушка действительно была», и добавил, что он её видел, но «не в момент кататонического ступора, а позже, когда она уже лежала в психиатрической больнице», в которой она затем неоднократно лечилась. По его словам, в данной истории «начало декомпенсации болезни совпало с внешним стрессом».

Однако медицинская карта Зои Карнауховой не сохранилась, поскольку в поликлинике, к которой она была прикреплена, случился пожар, а в психиатрической клинике архивы хранятся лишь 25 лет.

Версия, опубликованная в «Московском комсомольце»

По рассказам соседей, возможно, история Зои является вымыслом некоей Клавдии Болонкиной, которой принадлежал дом № 84.

По словам соседки, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!» — а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло.
По словам одного жителя Самары, имя Зое Карнауховой дала женщина по имени Зоя, поверившая в историю настолько фанатично, что отождествляла себя с окаменевшей девушкой. Постепенно знакомые стали называть её «каменной Зоей».

Версия самарских журналистов

По версии двух самарских журналистов, по совместительству краеведа Валерия Ерофеева и физика Виктора Петрова, дело было примерно так. Девушка Зоя Карнаухова была верующей, о чём открыто говорила друзьям. И когда на гулянке молодёжь начала танцевать, то Зоя вдруг заявила, что современные танцы — это богохульство и за них Господь может наказать, превратив грешников в каменные статуи. Подвыпившая компания стала над Зоей смеяться: если ты не танцуешь, значит, ты сама и окаменела! Эти пьяные шутки слышали две старухи-богомолки, сидевшие тем вечером в гостях у Клавдии Болонкиной в соседней комнате. Они-то и видели Зою, стоявшую посреди комнаты с иконой Николая Чудотворца в руках. Девушка толковала, что танцы и пьянство — это путь в ад.

Когда же бабушки-богомолки уходили домой, им навстречу попалась мать Зои, Мария Даниловна Карнаухова. Старухи и сказали матери, что её дочь только что окаменела и стоит в соседнем доме, после чего удалились. Мария Даниловна испугалась, но тотчас увидела Зою, которая как ни в чем не бывало шла ей навстречу. Мать и дочь посмеялись над странными старухами и пошли домой.

А наутро жители дома № 84 на Чкаловской увидели из окон толпу, собравшуюся посмотреть на окаменевшую девушку. Клавдия Болонкина рассказывала любопытным о «чуде». Оказывается, перед этим и она сама, и кто-то из её знакомых женщин по очереди изображали «окаменевшую отроковицу», силуэт которой с иконой в руках собравшиеся могли наблюдать через задвинутые оконные занавески.

Все это продолжалось до тех пор, пока в дом не явилась милиция. Тогда Болонкина заявила милиционерам, что «окаменевшую Зою» уже забрали и увезли какие-то неизвестные люди в штатском.

Милицейское руководство на всякий случай выставило здесь пост. А когда наконец все разъяснилось, то было уже поздно: слухи об «окаменевшей Зое» достигли таких размеров, что любые попытки властей их опровергнуть воспринимались в народе как «стремление скрыть правду».

Литература[ | ]

  • Петров, Н. В. Каменная Зоя : слух, легенда, история // Механизмы культурной памяти : от фольклора до медиа : Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27—29 ноября 2014 г. : / Сост.: О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. — М. : РАНХиГС, 2014. — С. 103–109. — 149 с. — ББК 82.3(2Рос=Рус)я43. — УДК 821(G).
  • О жанре сказа в поэзии Е. Камориной / Иванова Е. В. (к. филолог. н.) // Литература Древней Руси : Материалы X Всероссийской конференции «Древнерусская литература и её традиции в литературе Нового времени» : сб. статей. — М. : МПГУ, 2020. — С. 467−471. — 500 экз. — ISBN 978-5-4263-0709-4.
  • Фольклорные мотивы в поэзии Е. Камориной / Иванова Е. В. (к. филолог. н.) // Семантика народной культуры в литературе : Материалы международной научно-практической конференции, 15-16 марта 2020 г. : сб. статей / Под науч. ред. Л. А. Трубиной, Е. Г. Чернышевой, Д. В. Абашевой; сост. Е. М. Жабина. — М. : МПГУ, 2020. — С. 79−81. — 168 с. — ББК 82.3-004.7:83.3я431. — УДК 821.161.1(G). — ISBN 978-5-4263-0691-2.
  • Хун У. Содом и Гоморра в Куйбышеве : трансформация православной легенды : / Ульрике Хун ; Пер. с нем. Евгения Казакова // Неприкосновенный запас : журн. — 2012. — № 6.

Показания очевидцев

После этого события тому самому священнику Серафиму задавали вопросы о его встрече с тем явлением. На них он отвечал уклончиво, но все же стало понятно, что именно он тогда смог взять икону у девушки, коей и была каменная Зоя в Самаре.

Но есть еще и показания свидетеля – пенсионерки Анны Федотовны. Она, как и многие тогда, хотела увидеть чудо своими глазами, но милиция, охранявшая дом, не пропускала никого. Тогда старушка решилась спросить у одного парнишки, так ли все на самом деле, как говорят. Но он ответил уклончиво, сказав, что им не велено сообщать ничего. Красноречивее слов были его седые волосы, которые он продемонстрировал женщине.

Была еще свидетельница, которая работала на «скорой помощи». Тогда она прибыла в дом, чтобы помочь девушке. Попытавшись сделать ей укол, она поняла, что это все бесполезно, ибо иголки гнулись и ломались о затвердевшую кожу. Эту женщину звали Анной Павловной Калашниковой, и она была родственницей священника Виталия Калашникова, который и поведал с ее слов об этой истории. Она, как и многие тогда очевидцы, дала расписку о неразглашении. Несмотря на это, женщина поведала о чуде многим людям.

Однажды из Куйбышева приехала верующая в тот храм, где служил Серафим. Она его увидела и тотчас же узнала в нем священника, который присутствовал при том событии. В большинстве случаев на вопросы о «Зоином стоянии» он отвечал уклончиво и не давал прямых ответов. Из повествования Александры Ивановны следует, что она встречалась с батюшкой Серафимом и спрашивала о местонахождении той иконы, которая тогда была в руках девушки. На это он лишь строго посмотрел на нее и промолчал. Но есть сведения, что икона находится в Ракитненском храме. Об этом говорила матушка Екатерина Лучина, но тогда это хранилось в секрете, ибо все опасались повторного ареста Серафима.

Дядя Светланы Чекулаевой был тогда участником застолья. Он и поведал своим близким о произошедшем, и с тех пор эта история стала их семейной легендой. Как рассказывает его племянница, он видел, что девушка застыла, перестала говорить и стояла, обняв икону. Дядя ее, как и те, кто с ним тогда был на той вечеринке, были осуждены на разные сроки. Эти факты были приведены в документальном фильме «Каменная Зоя» (ТВЦ).

Свидетельства

Когда говорят о феномене «каменной Зои», всегда вспоминают о трех очевидцах: отце Серафиме, принявшем из рук девушки икону, Анне Калашниковой, которая работала врачом на «Скорой помощи» и приехала в дом №84 на своем дежурстве, и Анне Федотовой, жительнице Куйбышева, которая на самом деле ничего не видела, но фигурирует во всех документальных фильмах о Зое и статьях. Анна Ивановна Федотова, тогда еще совсем «зеленая» комсомолка, завязала разговор с одним из охранников, дежуривших у дома Болонкиной. «Товарищ милиционер, говорят, не стоит там никто!», — обратилась девушка к молоденькому УВД-шнику. «Тогда и тут бы никто не стоял, и окна не заколотили», — отвечал он ей. А потом снял фуражку: «Видишь, какой я! А мне только 28 лет». Волосы у него были совершенно седые… Потом, правда, нашлись люди, утверждавшие, что парень седым вернулся с фронта, а над доверчивой девушкой просто подшутил …

Более убедительным выглядит рассказ настоятеля Софийской церкви Виталия Калашникова:

А вот архимандрит Серафим (в миру Дмитрий Тяпочкин) не был так откровенен. Когда ему задавали вопросы о Зое, он избегал прямых ответов. Было, отчего молчать старцу – почти десять лет он провел в лагерях. «Потолковали» с ним чекисты и в прошлый раз, в результате чего священник был сослан в Михайловское.

Протоиерей Анатолий Литвинко вспоминал, что на вопрос «Батюшка, это вы взяли икону из рук Зои?» отец Серафим лишь смиренно опустил голову. «И по его молчанию я понял: он». Некая Александра Ивановна, чьи родственники жили в Куйбышеве, также встречалась с отцом Серафимом. Однажды женщина дерзнула задать священнику вопрос: «Батюшка, а где икона святителя Николая, которую вы взяли у Зои?» Архимандрит строго взглянул на женщину и вдруг ответил:

«Икона лежала в храме на аналое, а сейчас она находится в алтаре. Были такие времена, когда ее велели убрать». И добавил: «Вы первая, кому я об этом сказал».

А через две недели отца Серафима не стало. Где сейчас находится та самая икона – неизвестно.

Миссионерство в современном мире

После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.

Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.

А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.

Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.

С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.

А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.

Литература

1. Белкина 2002 – Белкина Л. В Самаре написана житийная икона Свт. Николая с клеймами, повествующими о чуде, известном в православном мире как «Стояние Зои» // Николай Чудотворец. . Режим доступа: http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/Raznoe_059.html

2. Варcегов 2004 – Варcегов Н.Танцующая с иконой богохульница Зоя окаменела // Комсомольская правда. 2004. 1 ноября. . Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/23394/33533/

3. Гиппиус 1996 – Гиппиус З. H. Опыт свободы / Подготов. текста, примеч. Н. В. Королевой. М., 1996. . Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/text_0500.shtml).

4. Дикарев 1886 – Дикарев М. Толки народа в 1895 г. // Этнографическое обозрение. 1896. № 1.

5. Добровольская 1997 – Добровольская В.Е. Несказочная проза о разрушении
церквей // Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. М., 1997.

6. Дорофеев 1925 – Дорофеев Н. О Боге, о чудесах и о нечистой твари // Безбожник у станка. 1925. № 7.

7. Информационный отчет 1956 – Информационный отчет. Куйбышевская обл. за первое полугодие 1956 года. 8 июля 1956 года. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6991. Оп. 1. Д. 1356. Л. 17.

8. Розенблюм 2013 – Розенблюм О. Зоя Космодемьянская: эволюция «героя» как «культурного героя» в 1940-е годы // Детские чтения. 2013. № 3. РРПНК 2008 – Рукописная религиозная проза Нижегородского края: Тексты и комментарии / Сост. Ю. Шеваренкова. Нижний Новгород, 2008.

9. Рябинина 2006 – Рябинина О. «Каменная» Зоя // Аргументы и факты. 2006. 9 августа. . Режим доступа: http://gazeta.aif.ru/online/aif/1345/40_01?print

10. Свиридов 1962 – Свиридов Н. Главное – знать людей! Атеисты за работой // Наука и религия. 1962. № 8.

11. Соколов-Митрич 2007 – Соколов-Митрич Д. Каменная Зоя. Как скромная работница трудного завода стала великой грешницей // Русский репортер. 2007. 26 декабря. . Режим доступа: http://rusrep.ru/2007/30/zoino_stoyanie

12. Стояние Зои 2000 – Стояние Зои. Чудо святителя Николя в Самаре / Авт.-сост. А. Жоголев, Т. Трубина. Самара, 2000.

13. Стояние Зои 2005 – Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев: Рязань, 2005.

14. Стояние Зои 2010 – Стояние Зои: чудо святителя Николая в Самаре / Сост. А. Жоголев: Рязань, 2010.

15. УПФ 2008 – Українский полiтичний фольклор. Київ, 2008.

16. Чудеса в православии 2011 – Чудеса в православии / Авт.-сост. Владислав Артемов. М., 2011.

17. Шабалин 2004 – Шабалин Н. Русская Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых – пятидесятые годы ХХ века. На материалах Кировской области. Киров, 2004.

18. Шепелева 2012 – Шепелева А. В Самаре в честь городской легенды открыли памятник Николаю Чудотворцу // Российская газета, 22.05.2012. . Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/05/22/reg-pfo/zoja-anons.html

19. Штырков 2012 – Штырков С.А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012.

20. Хун 2012 – Хун У. Содом и гоморра в Куйбышеве // Неприкосновенный запас. М., 2012. № 6 (86). . Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2012/6/h8.html

21. Thompson – Thomplson S. Motif-Index of Folk-Literature. A Classification of Narrative Elements in Folk-Tales, Ballads, Myths, Fables, Medieval Romances, Exempla, Fabliaux, Jest-Books and Local Legends. Helsinki: Academia Scientarum Fennica. Second. ed.: 6 vols. Bloomington. Indiana University Press, 1955–1958.

Об авторе: Никита Викторович Петров, Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ, Москва.

Работа выполнена в рамках НИР «Структуры и механизмы культурной памяти»
ШАГИ РАНХиГС. Опубликована в сборнике Механизмы культурной памяти: от фольклора до медиа. Тезисы докладов Международной научной конференции. Москва, РАНХиГС, 27–29 ноября 2014 г. / Сост. О. Б. Христофорова, Д. И. Антонов, М. В. Ахметова, Н. В. Петров. М., 2014. С. 103–108.

Никита Петров •
03.08.2016

 

Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации,
пишите нам на ufocom@tut.by
Подписывайтесь на наш
телеграмм
канал,
чтобы всегда быть в курсе событий.

 

С чего все началось

События, которые стали широко известны во всем православном мире, произошли в 1956 году в городе Самаре (тогда — Куйбышев). Был разгар новогодних праздников, и в одном небольшом доме собралась компания молодежи, чтобы отпраздновать Новый год.


Зоя Карнаухова (кадр из фильма)

Среди прочих там присутствовала молодая красавица Зоя Карнаухина. Она работала на трубном заводе, была комсомолкой и атеисткой, как и вся компания. Хозяйка дома, чей сын привел гостей, была женщиной верующей и набожной (поэтому у нее и висели иконы). Она очень не одобряла шумного веселья в последнюю неделю Рождественского поста, поэтому на празднике не присутствовала.

Как водится, молодые люди отмечали всенародный праздник весело и громко — с выпивкой, песнями и танцами. И только красавица Зоя сидела, понурившись. Накануне этого дня она познакомилась с молодым человеком по имени Николай, который очень пришелся ей по душе. Пригласив его на праздник, девушка очень ждала его прихода. Но парень все не шел.

И тогда друзья, заметив Зоину грусть, стали звать ее танцевать. У нее не было пары, и она заносчиво выкрикнула: «Раз не пришел мой Николай, то я буду танцевать с этим!». Схватив со стены икону Николая Угодника, она стала кружить с ним по комнате.

Интересно! Несмотря на то что молодежь того времени была настроена атеистически, все же танец с иконой покоробил многих.

Зое попытались сделать замечание, что нехорошо поступать подобным образом, но она лишь легкомысленно отмахнулась и продолжала свое богохульство. Но этого ей показалось мало, и она, смеясь, выкрикнула фразу: «Если какой-то там Бог существует, пускай Он тогда меня накажет!»


Зоя танцует с образом Николая Чудотворца

Буквально через мгновение всех присутствующих напугал громкий шум и яркая вспышка света. Когда компания пришла в себя, они обнаружили Зою, стоявшую посреди комнаты с каменным лицом. Ноги ее будто бы вросли в пол, кожа стала бледная, как мел. Руками она так крепко прижимала к себе икону Николая Чудотворца, что ни у кого не получилось отобрать ее.

Читайте о чудесах в православии:

  • Барнаульское чудо Клавдии Устюжаниной
  • Чудотворные иконы в православии
  • Чудеса и помощь Божьей Матери
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector