Старо-голутвин монастырь

Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Возведенный в 1640-х годах храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском не был закрыт большевиками. Служба прекращалась лишь в первые два года Великой Отечественной войны, когда здесь находилась прифронтовая зона. Каким-то чудом Казанская церковь уцелела при пожаре, уничтожившем деревянный царский дворец Алексея Михайловича Романова.

Пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском – одно из ценнейших зданий на территории музея-заповедника.

На фото с беспилотника хорошо видно расположение храма относительно природного ландшафта и рукотворных объектов на западном берегу реки Москвы.

Совет

Самый высокий ориентир – еще более древняя церковь Вознесения Господня, датируемая 1532-м годом. Передний план фотографии занимают ряды яблонь Вознесенского сада, восстанавливающего облик территории до пожара.

Царский дворец находился на 50 метров ближе, чем храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Это была домовая церковь обитателей резиденции, здания соединял крытый переход.

Восстановленный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском мы уже посещали. Он просматривается на новом месте позади церкви, строить на старом месте не стали.

Причиной тому стала многовековая дубовая роща, выросшая на сохранившихся дворцовых фундаментах.

Храм Казанской иконы Божией Матери со стороны

Посещающие Коломенское москвичи и приезжие могут прогуляться по территории, по традиции называемой Государевым двором. Разве поднялась бы у кого-либо рука уничтожать чудесные деревья возрастом в две сотни лет? В данном случае изменить исторической правде ради сбережения природы вполне допустимо и полностью оправдано.

В своих ближайших окрестностях храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском имеет еще несколько достопримечательностей, достойных осмотра. Это прежде всего упомянутый собор Вознесения, первый шатровый храм из камня на Руси, охраняемый ЮНЕСКО. Неподалеку размещена водовзводная башня и домик Петра I в Коломенском.

Главы основного объема храма расположены на четверике второго яруса, нижний значительно обширнее. При внимательном рассмотрении в правой части строения над аркой можно различить святой образ. Это список с иконы Богоматери Державная, которую хранит храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском наравне с копией титульного образа.

Панорама снаружи и внутри храма, фото окрестностей

Панорамная фотография с круговым обзором позволяет подробно рассмотреть храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском и его ближайшее окружение.

Изображение можно приближать и отдалять, нажимая на знаки в левом верхнем углу. Особенный интерес представляет шатровое крыльцо с навесом на кирпичных колоннах переменного сечения.

При вращении изображения в поле зрения попадает и парковая территория со скамейками и многочисленными посетителями.

Обратите внимание

Кроме того, нажатие на стрелочку в пульсирующем кружке позволяет осмотреть внутреннее убранство. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском оборудован обильно позолоченным иконостасом, отделяющим алтарное пространство. Поворотом в поле обзора вводятся святые образа, позолоченные подсвечники и прочее церковное оснащение.

Возвращаясь к осмотру парковой территории, пройдемся по аллеям, посмотрим на деревья и травяной ковер. Становится понятным, что уничтожать такую красоту ради восстановления дворца было бы настоящим преступлением. Некоторое смещение исторического макета в натуральную величину скоро забудется, а природные красоты сохранятся надолго.

Со стороны царского дворца, вновь построенного по выполненным по велению Екатерины Великой и сохранившимся до наших дней чертежам, храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском выглядит очень эффектно. Аллеи среди яблоневого сада, круглые в местах пересечения, оборудованы удобными скамейками для комфортного отдыха.

Сохранение древних памятников церковной архитектуры имеет не только богоугодное значение, это важно для всех граждан независимо от отношения к вере и исповедуемой религии. Это полноценный пласт нашей истории, общенародное достояние и гордость нации

Посетив храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, это чувствуешь особенно четко.

Превратности судьбы

На дворе стоял 1764 год, когда из столицы, которая уже более полувека находилась в Санкт-Петербурге, пришло известие о том, что матушка императрица Екатерина II изволила провести церковную реформу, предусматривающую секуляризацию значительной части монастырских земель. Что означало это мудрёное слово, монахи не знали, но по лицу настоятеля поняли – дела плохи.

Они не ошиблись – скоро принадлежавшие им прежде земли были изъяты и перешли в собственность государства, что напрочь лишило обитель материальной самостоятельности. Голодать, к счастью, не пришлось, так как финансовые поступления, начисляемые им Священным синодом, не прекратились, хотя, надо сказать, тоже изрядно оскудели.

Церковь Михаила Архангела

Долгий путь от деревянного храма XIV столетия до роскошного здания в стиле модерн прошла светлая церковь Михаила Архангела. Последнее перевоплощение храм пережил в XIX столетии под руководством известного столичного архитектора. Почему-то ее сделали похожей на дворянское гнездо той эпохи, заменив привычный купол и маковку изящной ротондой в тон всему зданию, увенчанной главкой с миниатюрным золотым наконечником. В таком же изящном стиле выполнена и примыкающая колокольня. Храм десять лет назад вернули от музея верующим, и теперь над ним плывет малиновый звон новеньких колоколов.

Церкви и монастыри Коломны

Россия / Все достопримечательности Коломны / Церкви и монастыри Коломны

Классификация достопримечатель­ностей Коломны:

Церкви (8)
Музеи (5)
Крепости (2)
Улицы и бульвары (1)

все типы

Другие города Московской области:

Чехов (5)
Одинцово (2)
Солнечногорск (2)
Подольск (1)
Сергиев-Посад (1)
Пушкино (1)
Зарайск (1)

все города

Коломна на карте

Население:

144 тысяч человек.

Основан:

в 1177 году.

Расстояния:

110 км от Москвы

Коломна — один из древнейших городов Подмосковья. Долгие века перед его мощными стенами творилась история России: отсюда Дмитрий Донской шёл биться на Куликово поле, отсюда же Иван Грозный ходил брать Казань… Бурная 8-вековая история города отражается в дошедших до наших дней памятниках — многочисленные достопримечательности Коломны привлекают сюда огромное количество туристов.

Самые интересные достопримечательности города (кликайте на фото):

Успенский собор

XIV-XVII века

Рейтинг 4

Храм, в XVII веке переложенный из камней древнего собора, заложенного в честь побед Дмитрия Донского над войском Золотой Орды

Название

Существует
несколько версий происхождения названия монастыря. По одной из них оно
происходит  от названия места расположения – Голутвино. Голутвино же, скорее
всего, соотносится со словом «голутва», которое обозначает лесную просеку. А
возможно этим словом обозначался безлесный берег реки. По другой версии
название монастыря происходит от слова голытьба (голыдьба, голижьба).
Так назывались разбойники  пришлого с берегов реки Протвы племени Голяда.

Наличие приставки
Старо- объясняется тем, что после упразднения Коломенской епархии в 1799
– 1800 годах по приказу митрополита Московского Платона (Левшина) была
переселена братия Голутвинского монастыря и образован Ново-Голутвин
Свято-Троицкий монастырь. В него вошли Старо-Голутвин и Бобренев монастыри. Эти
перемещения были необходимы для сохранения в Коломне архиерейского подворья. По
решению властей здесь должны были расположиться военные казармы.

Истории христианских раритетов

Икона “Державная” — история обретения

В церкви хранится и почитается список Казанской иконы Божьей Матери, обретённой на пепелище в городе Казань.

А также образ Богородицы — икона «Державная», чудесным образом найденная в подвале близлежащего Вознесенского храма. Эта история достаточно известна. В феврале 1917 года жительница соседнего с Коломенским села чётко увидела 2 удивительных сна. В первом она услышала голос, который говорил, что в селе Коломенском есть большая чёрная икона. Нужно найти её и сделать красной. Потом ей молиться.

Конечно, женщина ничего не поняла и попросила как-то ей объяснить это сновидение. Вскоре ей приснился следующий сон: она вошла в белоснежную церковь и увидела там Богородицу. Наутро, вспомнив свой первый сон, крестьянка пошла в соседнее Коломенское и там увидела белую церковь из своего сна.

Войдя внутрь, она обратилась к священнику и рассказала ему о своих снах. Вместе они отправились на поиски нужной иконы. Искали долго и, наконец, нашли в подвале храма чёрную, то есть, старую, почерневшую от слоя покрывавшей её пыли икону, которую следовало «сделать красной», то есть, восстановить. Когда Образ потихоньку протёрли, увидели Богородицу с сидящим у неё на коленях Христом. В руках у Неё — скипетр и держава.

Весть о явленной чудесным образом иконе разлетелась на много вёрст вокруг. Тысячи людей со всех уголков России приходили, чтобы помолиться иконе, рассказать Богоматери о своих бедах и просьбах. Икону возили и в другие церкви, чтобы все желающие могли помолиться перед ней.

Высказывают версию о том, что эта икона раньше хранилась в Стародевичьем женском монастыре. Когда шла война с Наполеоном, и он подходил всё ближе к Москве, все наиболее ценные вещи, реликвии, чтобы спасти от уничтожения или осквернения, стали эвакуировать, развозить по разным городам. Так икона «Державная» и оказалась в Коломенском, где и пролежала до 1917 года.

Сегодня это одна из наиболее почитаемых в России икон Богородицы и одна из главных святынь Казанской церкви.

Скульптура Спасителя

Необычна и находящаяся в храме скульптура «Христос в темнице». Выполненная из дерева она очень выразительна. С большим мастерством неизвестный мастер передал Образ Иисуса, особенно его лицо, выражающее скорбь и боль, а также израненные руки. В этой композиции Спаситель изображён с терновым венцом на голове и прижатой к щеке рукой, перед восхождением на Голгофу.

Иногда такую статую Христа ставили в специально приготовленную для этого нишу или какое-то плохо освещаемое помещение. Перед ней ставили зажжённую лампаду, небольшой огонёк от которой освещал сидящую, выполненную в реальный человеческий рост фигуру.

У прихожан создавалось впечатление, что перед ними живой человек, живой Иисус. Деревянная скульптура раненого Христа и так вызывает очень сильные эмоции у верующих, а при создании соответствующей обстановки всё это оказывает очень сильное воздействие.

Даже одеяние на статуе меняли в соответствии с определённым периодом. Так, по традиции, в обычное время фигура Христа была облачена в золотистое облачение из парчи. А в Страстную неделю одежда менялась на трагическую чёрную из бархата. На Пасху же, наоборот, статую облачали в светлые, праздничные одежды из серебристой парчи. Вот такие интересные подробности.

Счастливое начало нового века

Начало нового, XVIII, века сложилось для монастыря как нельзя удачно. В нём была учреждена архимандрия, то есть отныне все его настоятели автоматически возводились в высокий сан архимандритов

Это ещё более повысило престиж обители и привлекло к ней внимание богатых вкладчиков, а также новые толпы паломников, усердно пополнявших монастырскую кассу

Такое неожиданное возвышение позволило развернуть на территории обители строительство и возвести на месте пришедшего в ветхость старого Богоявленского собора – того самого, который закладывал лично Сергий Радонежский, – новый, также посвященный чуду Богоявления. Собирались уже строить колокольню и каменную монастырскую ограду, но внезапное, невесть за какие грехи постигшее их несчастье нарушило все планы.

Название

Есть несколько версий толкования названия:

  • Дано по названию местности Голутвино, которое, в свою очередь, образовано от слова «голутва». Им обозначается лесная просека, то есть вырубка по лесной дороге от города к Окской переправе. Возможно, голутва означает также речной берег без леса.
  • Название Голутвино может также происходить от древне-русского слова голытьба (голыдьба, голижьба), означавшего разбойников из племени Голяда, пришедших в эти края по р. Оке с берегов р. Протвы. на границе Московской и Владимирской областей.

Приставка Старо- в названии обители появилась в конце XVIII — начале XIX века, в 1799—1800 гг., когда была упразднена Коломенская епархия. Для сохранения архиерейского подворья в Коломне (где власти собирались устроить военные казармы) митрополит Московский Платон (Левшин) распорядился переселить туда братию Голутвина монастыря. Образовался Ново-Голутвин Свято-Троицкий монастырь, в подчинение которого вошли опустевший Старо-Голутвин и Бобренев монастыри.

Характерные черты шатрового храма

Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

Иконография

Преподобный Григорий Голутвинский. С сайта http://petr-icons.ru

Димитрий ДонскойСергия Радонежского

Ранние единоличные иконы преподобного в наст. время неизвестны. Одна из них, первой половине XVIII веке, находилась над сев. вратами иконостаса Богоявленского собора Голутвина монастыря (над юж. дверями — парный образ прп. Сергия Радонежского), отмечена в описях обители 1820 и 1857 гг. . В иконописном подлиннике конца XVIII века содержится описание внешнего облика прп. Григория: «Сед, брада Власиева, ризы преподобническия» ; в рукописи 1820-х годов — под 5 ноября: «Сед, плешив, брада аки у Никона Радонежскаго, ризы преподобническия» .

Прп. Григорий представлен на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Св. Троице» конца XVII века, выполненной в мастерской Троице-Сергиева монастыря (СПГИАХМЗ),- во 2-м ряду крайним слева, с поднятыми в молении руками, с длинной окладистой бородой . Ростовое изображение святого наряду с др. Радонежскими святыми помещено в росписи второй трети XIX в. в трапезной церкви прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры (в оконном откосе сев. стены). Среди сподвижников прп. Сергия Григорий присутствовал в композиции «Основание прп. Сергием Радонежским Троицкой обители» в зап. части храма Христа Спасителя (1870-е гг., худож. И. М. Прянишников). На хромолитографии «Собор прп. Сергия Радонежского с учениками, с видом Троице-Сергиевой лавры и житием преподобного» 1894 г. мастерской М. Т. Соловьёва в Москве (РГБ) Г. изображен в левой группе, во 2-м ряду, 2-м от прп. Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой.

Святыни Коломны

С приходом советской власти, монастырь был закрыт, а его строения использовались в различных хозяйственных целях. Не так давно монастырь отреставрировали, на его территории открыта духовная семинария. Ежегодно посетить старинную обитель и преклониться к Целительным иконам и мощам святых, а также к части Животворящего Креста Господне и тернового венца, стремятся тысячи паломников.

Богородице-Рождественский монастырь, основанный в 1381 году Дмитрием Донским и Сергием Радонежским, в честь Куликовской битвы, расположен в окрестности Коломны. Здесь в поселке Старое Бобренево, так же хранится множество святынь, которые удалось сохранить, на протяжении 600 лет, не смотря на закрытие обители в период правления советской власти.

  • Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь был возведен в 19 столетии, и повторно реконструирован в 1996 году. С тех пор и по сей день, обитель активно развивает православную и духовную жизнь. На территории монастыря проводят экскурсии, по святыням, а так же по ремесленническим мастерским. Здесь открыт действующий медицинский центр, где работают монахини, детский приют и гостиница для паломников. Местный хор, поющий на церковных службах, прославляет монастырь, гастролируя с церковным пением по стране и за границей. Ознакомится с культурой развития религиозной жизни, стоит каждому.
  • Храм Николая Чудотворца на Посаде — один из старейших храмов в центральной России. Его история начинается с 16 столетия, он был возведен из дерева, каменная постройка приобрела жизнь в 18 веке.

Не смотря на закрытие храма, в советское время, сегодня святыня отреставрирована и служит православным прихожанам.

Иоанно-Предтеченская церковь была возведена в 14 столетии, точные годы постройки до сих пор не известны. Церковь является одной из старейших святынь во всей области.

В нынешнее время, после реконструкции, храм открыт для всех православных верующих. А его редкие святыни, которые удалось сохранить, находятся в Третьяковской галерее.

Ежегодно посетить старинную церковь стремятся сотни паломников.

Экскурсия Коломенские монастыри — точки земной красоты

Коломна — город церквей и монастырей, выдающийся духовный центр.

Предлагаю совершить вместе со мной экскурсию в два древнейших подгородних монастыря. Они мужские, заглянем в них… и осознаем, что всё «возвращается на круги своя». Коломенские монастыри — средоточие духовности и «богословия» в камне — продолжают свое монашеское делание.

В нашем путешествии состоится встреча с Бобреневым и Старо-Голутвиным монастырями. Учитывая их древнее происхождение, 14 век, надо полагать, что выполняли они изначально не только религиозные функции. Они были форпостами на подступах к Коломне и располагались в стратегически важных местах.

Бобренев монастырь — место молитвы за воинов, павших в КУЛИКОВСКОЙ битве. Расположен монастырь на левом берегу Москвы-реки, напротив Коломенского кремля. Сама Коломна стоит на трех реках и всегда славилась заливными пойменными лугами. Главным из них был Святой луг Богородице-Рождественского Бобренева монастыря. Святой луг был знаменит своими душистыми, медоносными и целебными травами, называемыми в народе Богородичными. С древних пор монахи Бобренева монастыря известны как хорошие лекари, они собирали на монастырском лугу целебные травы и вплоть до 1917 года врачевали болящих. С высокой монастырской площадки мы полюбуемся на абсолютно плоскую москворецкую луговину и панораму Коломенского кремля, восхитимся смелым замыслам основателей обители.

Самая почитаемая святыня в этом монастыре — Федоровская икона Божией Матери (18 век). Происхождение иконы окутано множеством легенд, но фактом остается то, что ее существование сопровождается чудесами и исцелением, она чудотворная. Молитва перед ней утешает в печали, помогает укрепить семью и избавляет от бесплодия. Ознакомившись с историей монастыря, ее архитектурой, легендами и «днем насущным», мы возьмем курс на Старо-Голутвин монастырь, находящийся на другом конце города, в 7 км от него.

Старо-Голутвин монастырь — как и Бобренев, стоит в стратегически важном месте, на слиянии Москвы-реки и Оки. Он встретит нас не только золотыми куполами, но и необычной оградой с высокими готическими башнями, возведенными известным архитектором Матвеем Казаковым

Когда зодчего спросили, почему он возвел самое высокое свое творение не в центре Коломны, а на окраине, то он ответил, что хотел таким образом подчеркнуть тот простор, который он почувствовал и увидел на этом месте. Как видим, везде для создателей летописи в камне важен окружающий ландшафт! Но этот монастырь испокон веков притягивал к себе прежде всего авторитетом основателя обители — Сергия Радонежского.

Известно, что «Игумен земли Русской» основал на Руси множество монастырей, в ряду этих святынь находится и наш Голутвин монастырь. Имя Святого Сергия вошло в коломенские предания, стало частью нашей изустной летописи, оно родственно нам особой сердечной памятью

Монастырь пользуется вниманием паломников, в нем с 1996 года действует коломенская духовная семинария

Страшные гонения советского времени нанесли неисчислимые раны православной Коломне. Почти все храмы и монастыри были закрыты и осквернены, образовалась бездуховная пустыня. Но сегодня мы видим, что молитва не угасла ни в священном городе Руси, ни в ее монастырях. Все «возвращается на круги своя», живет монашеское делание, монастыри по-прежнему являются точками духовности, точками земной красоты!!!

На маршруте, кроме монастырей, мы посетим еще два самых выразительных в архитектурном плане храма: Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (это самый древний храм Подмосковья (нач. 14 в.) и Троицкий храм в старинном селе Щурово (единственный в районе храм Византийского стиля (1900 г.).

Экскурсия длится от 4 часов. Экскурсия возможна как на транспорте заказчика, так и авто под заказ (оплачивается отдельно).

Как добраться до Ново-Голутвино монастыря

Близость Коломны к Москве позволяет туристу достаточно легко посетить монастырь.

На личном транспорте: необходимо выехать из столицы и двигаться по Новорязанскому шоссе до села Никульское, где на развязке повернуть направо по направлению к Коломне. После въезда в город следует двигаться по Московской улице, переходящей в улицу Октябрьской революции. Проехав мост через реку Коломенка, нужно въехать в центр города и в районе Коломенского кремля повернуть налево на улицу Лазарева. Проехав мимо стен кремля 100 м, можно попасть к входу в монастырь.

Из Москвы на автобусе: столицу и Коломну соединяет маршрут №460. Место отправления – автостанция «Котельники», время в пути – около полутора часов. По приезду в Коломну следует выйти на остановке «Площадь двух революций» и по улице Лажечникова через Коломенский кремль дойти до обители.

Второй вариант на общественном транспорте: это поездка электричкой до железнодорожной станции «Голутвин». Электропоезда в направлении Коломны отправляются с Казанского вокзала по маршрутам Москва – Коломна и Москва – Рязань. Время в пути – около 2 часов. По прибытии на железнодорожную станцию, следует пройти пешком до остановки «Голутвин», расположенной на ближней к вокзалу стороне улицы Октябрьской революции. Далее нужно сесть на любой из проходящих автобусов или на маршрутку и доехать до остановок «Площадь двух революций» или «Автостанция Старая Коломна». Выйдя из автобуса, следует двигаться в сторону Коломенского кремля, где и находится Новоголутвинский монастырь.

История женского монастыря

Монастырь был основан на стыке XVIII и XIX веков, однако часть его построек намного старше. Дело в том, что мужская обитель была организована на месте архиерейского дома упраздненной указом императора Павла I Коломенской епархии. От архиерейского дома монастырю достались палаты Архиерейского корпуса (XVII век) и Троицкий собор (начало XVIII века). Любопытно, что по планам графа А. Аракчеева на месте монастыря вполне могла быть размещена конюшня кирасирского полка. Однако митрополиту Платону удалось опередить Аракчеева и перевезти на территорию архиерейского подворья часть братии из Староголутвинского Богоявленского монастыря.

Как и другие монастыри, Новоголутвинаская обитель пострадала сразу же после революции. Монастырь был закрыт, все церковное имущество национализировано, а монахи и послушники остались без крова. Однако Троицкий собор продолжал свою работу и принимал верующих до 1928 года.

В годы Гражданской войны на территории бывшей обители сменяли друг друга госпиталь для раненых и концентрационный лагерь для врагов режима.

Впоследствии постройки бывшего монастыря были заселены жителями или были заняты различными организациями: от «Главмузея» до швейно-ремонтной фабрики. Реальные работы по сохранению наследия начались в 70-е годы, когда была проведена реставрация большей части строений бывшей обители. Для этого постепенно с территории монастыря были выселены проживающие там люди.

В 1989 году территория была возвращена РПЦ и было решено возродить монастырь, но уже в качестве женской обители. Настоятельницей монастыря была назначена игуменья Ксения (Зайцева).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector