Иоанно-предтеченский монастырь (псков)

История

В монастырском храме Иоанна Предтечи также погребены: княгиня Наталия (по преданию, приходится невесткой св. Князю Тимофею, и супругой его сыну Давиду), Марфа Псковская, инокиня Васса, Голендуха, инокиня Иулия, Анна, Иулиана, Мария, Александра, Ефросиния, София и Елена.

  • В 1510 г., после присоединения Пскова к Москве, Василием III обители была дана жалованная грамота, освобождавшая монастырских людей (включая и крестьян из приписных деревень) от местного суда, от податей и подчиняла чинному суду самого князя.
  • Осенью 1615 г. шведский король Густав осадил Псков, обосновавшись с войском на Снятной горе и на Завеличье, расположился и в стенах Ивановского монастыря. Три дня отсюда били вражеские пушки по крепостным стенам, выпущено было, если верить источникам, «700 огненных ядер, а чугунных — без счёта».
  • В 1764 году к обители приписали Ильинскую и Стефановскую церкви на Завеличье, и перевели насельниц из нескольких закрытых монастырей.
  • В 1915 г. монастырь населяли 135 сестёр.
  • 1923 г. — храм закрыт.

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.


Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

Примечания

  1. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 56.
  2.  (недоступная ссылка). // old.kulturnoe-nasledie.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  3. ↑ . // opskove.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  4. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 41.
  5. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 43.
  6. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X—XIII вв.: каталог памятников. — Л.: Наука, 1982. — С. 80.
  7.  // Мир музея : журнал. — 2005. — № 214. — С. 37.
  8. . // pskov-eparhia.ellink.ru. Дата обращения: 2 сентября 2016.
  9. . // opskove.ru. Дата обращения: 1 сентября 2016.
  10. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 58, 60.
  11. Максимов, П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. — М.: Стройиздат, 1975. — С. 87.
  12. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 64.
  13. См. стр. 14, 16 . // mkrf.ru/ (28 сентября 2015). Дата обращения: 2 сентября 2016.
  14. . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 7 июля 2019.

История постройки

За много лет своего существования церковь в Малом Предтеченском переулке пережила множество испытаний, но несмотря ни на что её двери всегда оставались открыты для верующих людей.


Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, Москва

Деревянный храм

В конце XVII века район реки Пресня начинает активно заселяться людьми, работающими на промышленных производствах. В 1685 году здесь был основан храм, посвящённый святому Иоанну Крестителю. Выбор небесного покровителя был неслучайным и объяснялся следующими причинами:

  1. Необходимость подавать жителям столичной окраины пример благочестия и настоять их в христианской Вере.
  2. Желание искоренить из жизни прихожан купальские забавы — остатки языческого праздника в честь бога Купалы, который в древние времена проводили на месте впадения реки Пресня в Москву-реку.
  3. Замена в сознании обывателей разгульного образа Купалы, например, подвижнической жизни пророка Иоанна Предтечи.

О внешнем виде первой постройки, стоящей на месте современной колокольни, сведений не сохранилось. Но доподлинно известно, что в честь освящения ей подарили 3 иконы:

  • Рождество святого Иоанна Предтечи, которая является храмовым образом;
  • лик Иисуса Христа;
  • образ Божьей Матери Рудненская.

Подарок занял почётное место в главном иконостасе новой церкви. Все три образа в неизменном виде сохранились до наших дней.

Интересно! Храмовый образ уникален наличием подписи автора — Ефима Иванова, который создал эту икону специально для нового храма в 1686 году.

Каменная церковь: начало строительства

Шло время. Приход пресненской церкви рос, и появилась необходимость её расширения и реконструкции, так как деревянная постройка заметно обветшала. Получение разрешения на постройку нового каменного здания совпало с царским запретом на каменное строительство, который распространялся на все русские земли и призван был обеспечить быструю постройку новой российской столицы — Санкт-Петербурга.

Поэтому едва начавшееся возведение здания пришлось прекратить и продолжить только в 1728 году. Его строительство и отделка завершились к зиме 1736 года. Оно было освящено в день Рождества Христова этого года.


Внутреннее убранство храма Иоанна Предтечи на Пресне

Церковь, построенная в первой половине XVIII века, представляла собой простое квадратное здание с четырехскатной крышей. Она была увенчана небольшим световым барабаном с луковичной главой. Фасады здания прорезали два ряда окон, украшенных фигурными наличниками. С запада к церкви примыкала небольшая деревянная колокольня.

Интересно! Постройку XVII века разобрали только после освящения нового здания. Это позволило не прерывать деятельность прихода и проведение богослужений на время затянувшейся стройки.

Появление современного храма

Здание церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне оформилось в современном виде в XIX веке. Этот процесс делится на следующие периоды:

  1. Строительство каменной колокольни. В 1804 году сгорела колокольня, примыкающая к новой часовне. На её смену построили высокое трехъярусное строение из камня. Первый прямоугольный ярус имеет большой арочный проём, используемый в качестве входа на колокольню, а позднее в храм. Следующий невысокий прямоугольный уровень служит основанием для звонницы в форме ротонды. Звонница украшена декоративными полуколоннами с коринфскими капителями. Новую колокольню возвели на границе церковного участка, выходящей на Малый Предтеченский переулок. Таким образом, основное здание и новую постройку разделяло значительное расстояние. Существует мнение, что проект их соединения трапезной залой существовал изначально .
  2. Этот проект осуществили во второй четверти XIX века. Основные работы велись архитектором Фёдором Шестаковым, проект которого органично объединил колокольню, выполненную в стиле позднего классицизма, и основную часть, возведённую в традициях московской храмовой архитектуры XVII века. В трапезной части в 1843 году освятили придел во имя Софии, Премудрости Божией.
  3. Ещё с XVIII века клир церкви проводил активную социальную и духовно-просветительскую деятельность. В 1893 года через дорогу от неё построили здание, на двух этажах которого разместились богадельня и церковно-приходская школа.
  4. В 1894 году трапезную часть расширили за счёт пристроек к её западной половине и колокольне. В процессе этой перестройки реконструировали иконостасы обоих приделов.
  5. В конце XIX века в храме появилось одно из главных его сокровищ — росписи стен и сводов, автором которых является известный художник В. М. Васнецов.


Роспись купола в храме Иоанна Предтечи на Пресне

Таким образом, к началу XX века сложилась современная архитектурная композиция церкви Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Собор Рождества Иоанна Предтечи

Известный Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове располагается недалеко от побережья р. Великая. Существует предание, что в древности церковь относилась к Ивановской обители, основанной ориентировочно в 40 г. 13-го столетия. Своим существованием монастырь обязан кн. Ефросинье, дочери князя Ригвольда из Полоцка. Она же была тетей кн. Довмонта.

Источники повествуют о трагической судьбе кн. Ефросиньи. Ее супругом был авантюрист князь Ярослав Владимирович. Он отверг женщину. Единственным выходом для несчастной стал постриг в монахини. Княгиня основала Ивановскую обитель в Пскове, заняв место ее настоятельницы.

Через время кн. Ярослав обманом вызвал княгиню для разговора за пределы монастыря. Ефросинью убил ее собственный пасынок по приказу князя-отца. Тело настоятельницы привезли обратно, где оно и было погребено в стенах монастырского собора. С тех пор храм стал местом упокоения княгинь Пскова. Здесь же нашли свое последние пристанище останки кн. Марии, кн. Натальи, а также наследник и супруга Великого Князя Ярослава Васильевича.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове представляет собой несколько растянуто с запада на восток здание. Храмовые фасады разделены на вертикальные сегменты, завершающиеся округлыми закомарами. Внешние формы соответствуют внутреннему рельефу.

Церковная глава обладает внушительным световым барабаном. Она слегка сдвинута от центра к восточной части, а прочие две главы находятся ближе к западному притвору. Украшением глав служат закомарные подкарнизные пояса.

С алтарной стороны располагается троица полусферических апсид. Их поверхности отличаются плавность и гармоничностью. Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове не обладает помпезностью и большим количеством украшений. Его силуэт отличается исключительной живописностью линий.

Звонница возле южной стены храма, возведенная в XVI в., имеет два пролета. С запада к церкви примыкает пристройка, сделанная в 17-м столетии. Она тянется вдоль церковного фасада. Однако это – лишь часть того, что здесь было возведено прежде. Многое разрушилось, что-то разобрали. Остались лишь незначительные элементы. При взгляде на храм создается впечатление грузности и массивности здания. Это обусловлено его исключительной древностью.

До XIX в. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была отделана тесовыми досками. Главы покрывала окрашенная чешуя. Справа от алтарной колонны находилась дверь из железа. За ней скрывался узкий ход до каменного крыльца. В наши дни оно не сохранилось. Церковный иконостас состоял из четырех поясов, тумб и карнизов. На поясе верхнем – крест с позолоченными изображениями.

Церкви древности возводили с учетом возможного вторжения, осады и длительной обороны. Потому строительство начиналось с нижнего этажа и погреба. Под Храмом Рождества Иоанна Предтечи в Пскове также присутствует обширный сводчатый погреб. Он выложен камнем. В нем есть подземный ход.

Массивные двери из дерева, ведущие в притвор, украшены росписью и покрыты железными полосами с навесными замками и внутренними личинами. С юга установлена двойная дверь. Хоры для певчих, находящиеся в западном секторе, деревянные. Для инсоляции существуют 5 широких окон, забранных решетками. Также две пары небольших окошек присутствуют в куполе. Когда-то рядом с церковной колокольней располагался теплый придел об одной главе, посвященный святому апостолу Андрею. В 1805 г. Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Пскове обнесли надежной оградой из камня. А в 82 г. 19-го столетия на ней же воздвигли новую каменную звонницу. Придел в честь апостола Андрея пришел в негодность и был разобран в 1845 г. А на освободившемся месте возвели новый. В 85 г. 19-го века свершилось строительство 2-этажных палат настоятеля. Однако они простояли совсем недолго, до 1899 года. Тогда же на их месте возвели храмовую просфорную.

Храм Рождества Иоанна Предтечи в Пскове в наши дни является действующей приходской церковью. Здесь же располагается мастерская иконописи. В 2007 г. церковь стала принадлежать обители Иоанна Богослова. До сегодняшнего дня церковная территория считается монастырским подворьем.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

История

По благословению архиепископе Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник), после возвращения из российского плена, основал в 1925 году мужской скит в урочище «Вишний Дубовец» возле села Дубового.

Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство.

Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками.

В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита.

В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства.

Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля.

Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище «Горби». Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.

В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского,архимандрит Боголеп «(Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.

В советский период монастырь был закрыт. Храм частично был разрушен и разобран на строительные материалы.

В 1992 году обитель стала возрождаться. Ей вернули восемь гектаров исторической земли.

В 1993 году на средства православных прихожан был построен новый храм в честь «Почаевской» иконы Божией Матери, а также началось строительство большого каменного собора во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, по проекту архитектора В.А.Цуберы, который был построен в 1999 году. Главным строителем строительства был назначен архидиакон Артемий (Пацкан), который в 1955 году строил храм в Городиловском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре. Также много труда приложили игумен Митрофан (Шимон) и эконом обители Силуан, которые вместе с схимонахом Афанасием построили в 1998 году колокольню. Трехярусный деревянный иконостас сделал житель села Дубового Петр Брай, а иконы написал Михаил Ковач из села Копашнева.

Святыни церкви Иоанна Предтечи под Бором

В храме находится частица мощей Николая Миркилийского, переданная в дар храму в 2008 г., и рака с мощами других святых. В иконостасе присутствует образ Иоанна Крестителя, перед которым находится неугасающая лампада.

Казанская икона Пресвятой Богородицы XVII в. появилась в храме около 20 лет назад. В 2016-м, после начала регулярных богослужений, она начала мироточить. В дальнейшем чудесное явление повторялось не раз. По словам настоятеля, в разное время в стенах церкви мироточили и другие иконы.

Иконостас, ОЦАД в fb

В 2020 г. новоосвященному храму была передана точная копия чудотворного образа Феодоровской иконы Богоматери. Оригиналом благословляли на царствование первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича.

Главный престол освящен во имя Усекновения главы пророка, проповедника и крестителя Иисуса Христа — Иоанна Предтечи. Его обезглавили по распоряжению Ирода Антипы, откликнувшегося на просьбу падчерицы Саломеи, которая затем преподнесла голову Иоанна на блюде своей матери Иродиаде. Последняя ненавидела Крестителя за обличение ее брака с Иродом, отнявшим жену у своего брата и женившимся на ней вопреки соблюдаемым обычаям. Памятная дата 11 сентября отмечена в церковном календаре, она же является престольным праздником.

Другие два престола освящены в честь Николая Угодника, а также святых-бессребреников, братьев Космы и Дамиана Асийских.

Внутреннее убранство, ОЦАД в fb

Отели у храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

Правила посещения обители

Как положено входить в храм святой, зная или нет, что когда-то здесь был женский монастырь:

  1. Женщины должны быть в юбках и платках. Вход в брюках запрещается. Чем длиннее одеяние, тем лучше. Про мини-юбчонку придется позабыть, собираясь в храм. Платок любой, на вкус носительницы.
  2. Косметика на лице не приветствуется. Особенно помада. С накрашенными губами нельзя прикладываться к иконам. Да и если женщина собралась причащаться, то подходить к Чаше с помадой на губах — это абсолютно неверное решение.
  3. Что касается мужчин, то для них форма одежды — брюки и рубашка (свитер) с длинным рукавом. Никаких футболок и шортиков быть не должно.
  4. На службу приходят заранее, минут за 10-15 до начала. Успеете записки написать, поставить свечки, приложиться к иконам.
  5. На территории собора нельзя громко разговаривать, смеяться во весь голос, курить и распивать спиртные напитки.
  6. Категорически запрещено плевать на землю, лузгать семечки.
  7. Уточните у прихожан или служителей церкви заранее, во сколько начинается служба.
  8. Помните, что это – подворье мужского монастыря. И вести себя нужно соответствующим образом.

Внутреннее оформление храма

Интерьер этого религиозного заведения не будет восхищать своим богатым внутренним обрамлением. Наоборот, здесь все также скромно и скудно. Стены церкви не имеют росписи, а просто задекорированы белым цветом. Над потолком имеются дополнительные деревянные балки, которые скорее играют роль матрицы и опоры, чем декоративного элемента.

Не примечателен и иконостас, который установлен на небольшом пьедестале. Двери, ведущие в алтарь, представлены двумя распашными створками, на которых изображены лики Святых. Установлены несколько картин и по бокам от входа в алтарь. Но, несмотря на подобную «бедность» интерьера, собор Иоанна Предтечи является уютным местом, которое влюбляет в себя всех без исключения туристов.

История

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города).

В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).

В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.

Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).

В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки.

В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры.

Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно — чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.

В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.

Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.

Советское время

В 1917 году в Ивановском женском монастыре проживало более трехсот насельниц, которые во время Первой мировой войны обшивали бойцов русской армии, а после революции и красноармейцев обмундированием.

Но продолжается это недолго: обитель закрывают в числе самых первых, и уже к середине 1918 года превращают в «Ивановский исправительный дом на Солянке», а сестры сменяются заключенными концлагеря, число которых в 20-е годы достигало четырехсот. Большая часть зданий и территории отдается в ведение МВД. Многие служители и монахини арестованы и сосланы.

Главные церкви продолжали быть действующими как приходские до 1927 года, после чего отбирают и их. В этих зданиях разместились государственный архив и лагерный красный уголок.

История

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в 1240 году княгиней Ефросиньей Рогволдовной — теткой известного псковского князя Довмонта. Под именем Евпраксиньи она стала первой игуменьей монастыря; погребена здесь же, в Иоанновском соборе, который с того времени стал усыпальницей псковских княгинь, (а много позднее, в XIX в., и губернаторов города).

В 1921 г. монастырь был закрыт. Богослужения возобновились через 70 лет, в 1991 году. Реставрации: 1948-1949 гг. (архитектор П. Н. Максимов), 1978-1991 гг. (С. П. Михайлов, открывший фрагменты живописи 12 века).

В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам.

Позакомарное покрытие, три главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую домонгольскую школу (псковские — двухпролетная звонница и притвор — появились позднее).

В интерьере — также редкие для псковской традиции — 6 столпов и пониженные подпружные арки.

В декоре используется аркатурный пояс на барабане; загадочны круглые (!) окна в восточной части четверика — таинственные иллюминаторы на этом древнем корабле веры.

Он построен с небольшим отступом от берега реки Великой, против впадения в неё Псковы. По преданию монастырь основан около 1240 года местно — чтимою княгиней Ефросиньей, в иночестве Евпраксией. Благоверная княгиня, дочь полоцкого князя Рогволда Борисовича и тётка князя Довмонта, была в супружестве за князем — авантюристом Ярославом Владимировичем, который являлся сыном Псковского князя Владимира Мстиславовича. Ефросинья была отвергнута злым супругом, который то воевал против немцев, то дружил с ними, наконец ушёл к рыцарям и там женился на Лифляндке. Жизнь её была трагической, видимо не от большого счастья она постриглась в монахини, построив во Пскове Ивановскую обитель она стала и первой его настоятельницей.

Позже, Ярослав вызвал её на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежью голову), где она была убита своим пасынком-полунемцем, сыном Ярослава от немки. Её погребли в Пскове, в соборе Ивановского монастыря и с тех пор он сделался усыпальницей псковских княгинь. Здесь были погребены княгиня Мария, жена псковского князя Довмонта — внучка Александра Невского. Также и княгиня Наталья — невестка князя Довмонта, жена его сына Давида. В 1487 году здесь были похоронены умершие от мора жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского. В 1811 году в приделе собора, снесённом при реставрации, был погребён псковский вице-губернатор Самуил Самуилович Фигнер — отец знаменитого героя Александра Фигнера — командира «Мстительного легиона» партизанского отряда времён Отечественной войны 1812 года. Младший брат знаменитого партизана ушёл из Пскова в действующую армию, когда ему было 16 лет. Он отличился в сражении при Бородино, а позже вступил в партизанский отряд своего брата.

В музее Пскова хранится потир (высокая украшенная эмалью чаша) из Ивановского монастыря — дар вдовы Александра Фигнера в память своего мужа.

Как Мирожский, Ивановский монастырь часто страдал от вражеских нашествий, особенно в 1615 году, когда он находился в руках шведского короля Густава-Адольфа. Они приспособили собор под склад. Однажды в нём произошёл взрыв, но собор сохранился.

Достопримечательности Свияжска

Что посмотреть в Свияжске? Не знаю, какие силы нас тянут начать каждую прогулку по острову по правой стороне от входа, но вас я поведу также!

Конный двор — сувениры, гончарная и кузнечная мастерские, возможность прокатиться на лошадке (при желании и силах можно проехаться по всему острову), трактир, общественный туалет… Здесь лучше разгрузиться после историческо-познавательно-паломнической программы.

Иоанно-Предтеченский монастырь — по сути, это комплекс, который состоит из трех храмов:

  • — Церковь Пресвятой Троицы (Троицкая церковь): считается старейшей церковью в Поволжье. Это та самая, где можно увидеть зарубки на бревнах. Церковь построена без единого гвоздя! Говорят, что ее всегда обходили пожары… Для меня – это мощнейшее по энергетике и самое приятное для взгляда место, несмотря на самое простое и скромное убранство внутри. Такое редкое сейчас, старообрядческое. — Храм преподобного Сергия Радонежского: примечателен фреской – точной копией Троицы Андрея Рублева. В храме размещена трапезная, если вам повезет, милые монахини угостят вас монастырским киселем.
  • Руины Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы — если вы не археолог, то просто отметьте это место на карте, как ориентир смотровой площадки, откуда открываются великолепные виды на Волгу и соседние земли!
  • Ленивый Торжок — что-то вроде ярмарочной площади, где можно отведать медовухи, чай из самовара, блинов, купить сувениры у местных ремесленников. Еще пострелять из лука, подраться на мечах, окунуться в гончарное дело. Для детей проводят интерактивные экскурсии. Очень атмосферно там в праздники (масленичные гуляния проверены на себе – огонь!).

Музей археологического дерева — очень достойное современное технологическое пространство, размещающее не только деревянные балки и другие формы дерева (да простят меня археологи), но и мониторы и технические штуки, которые воссоздают быт и жизнь города 17 века. Все предметы быта в музее – оригинальные археологические находки. Единственный по данной тематике музей в России! Связано это с тем, что именно здесь какой-то особый археологический слой, обогащенный влагой и с дефицитом кислорода, очень уж подходящий дереву. Билет в музей стоит 250 рублей.

  • Храм святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены (Церковь Константина и Елены) — храм стоит на берегу, и не все туристы спускаются к нему, возможно, потому что он не так примечателен. Но все паломники говорят, что это очень намоленное место, со старинными иконами. От себя скажу – храм невероятно красив на закатном солнце!
  • Музей гражданской войны — почему именно здесь? Потому что здесь остановили наступление белых. Почему точно стоит пройти рядом? Потому что расположен в красивом и интересном с точки зрения архитектуры здании. Стоит ли зайти? Да, если вам интересна военная тема, Троцкий, советское время… Стоимость билета 120 рублей.
  • Музей истории Свияжска — в целом, свое предназначение полностью оправдывает и для знакомства с биографией острова подходит, но чего-то необычного и отличающего его от музеев истории города N вы там не найдете. Любознательности ради и круга своего обзора, конечно, посетите. Стоимость билета 200 рублей. Билеты в музеи можно купить на месте.

Богородице-Успенский мужской монастырь — главная достопримечательность Свияжска. На территории которого расположены две важные достопримечательности в Свияжске: Никольская церковь и Успенская церковь. С храмом связан не очень приятный, но интересный факт – в советское время здесь располагалась психбольница, исправительная колония, ГУЛАГ. Сегодня комплекс монастыря внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В Успенском соборе сохранились фрески 16 века! А в Никольском соборе есть кинозал.

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector