анализ стихотворения б. л. пастернака «снег идет»

Стихотворение Б.Л. Пастернака «Снег идет» (восприятие, истолкование, оценка)

Бориса Леонидовича Пастернака по праву называют одним из наиболее значимых поэтов двадцатого века. Он является великим мастером слова и философом в поэзии. Философичность в целом присуща писателям этого неоднозначного столетия, но творчество Пастернака отличается особой глубиной мысли и чувства, тонким и точным анализом человеческой души. Мотивы глобального размышления о смысле бытия и роли человека в нем прослеживаются во многих его произведениях. Особенно же отчетливо они видны в последнем сборнике избранных стихов, так и не увидевшем свет при жизни автора. И одним из важнейших стихотворений в этой книге является «Снег идет».

Читая произведение в первый раз, сразу бросается в глаза тот факт, что оно до странности похоже на детскую считалку:

Снег идет, снег идет,

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Повторы, четкая и отрывистая ритмика стихотворения сперва настраивают нас на несерьезность, легковесность. И первая картина, которую мы наблюдаем, это картина зимы, снега, падающего за окном. Надо сказать, что описание зимы и снегопада достаточно часта в творчестве Пастернака.

Обращаясь к композиции и стихотворному размеру произведения, стоит отметить, что они также создают впечатление детской считалки. Размер рваный, кольцевая рифма чередуется с перекрестной, сама композиция выглядит хаотичной, неопределенной. Но надо заметить, что по ходу произведения строфы становятся длиннее и напряжение, динамика текста возрастает. Такой композиционный выбор неслучаен. Замысел автора раскрывается постепенно. Сперва нам кажется, что речь идет о вещах обыденных – снегопаде за окном, лестнице, перекрестке… Но читая дальше мы начинаем задумываться, так ли проста задумка поэта?

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Развернутая метафора, в которой небо сравнивается с неким человеком «в заплатанном салопе», навевает нам библейские мотивы, которые нередки с стихах Пастернака. В этом момент начинает ощущаться присутствие чего-то высокого, не вполне земного… Чувствуется предвкушение чего-то мистического. Вот что мы видим далее:

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Сразу бросается в глаза несоответствие великого и повседневного: абстрактное небо, воплощенное в образе «чудака», «играющего в прятки» с самим собой. Налицо ярко выраженный контраст. Надо сказать, что на контрасте построено все произведение. Большое и малое, простое и великое, повседневное и необычное, наконец, даже черное и белое (белый снег и черная лестница) сосуществуют бок о бок в этом удивительном стихотворении.

Цветопись очень красноречива: черное и белое, цвета тревожные и мистические. Невольно создается возвышенно-трагическое настроение. Что же на самом деле хотел сказать нам автор, описывая эту картину? Следующие строки дают нам ключ к пониманию:

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься, и – святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

С годами человеческой жизни сравнивает автор падающий снег и напоминает о мимолетности нашего существования. Далее следует удивительная по силе образа и новизне метафора:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

В этих строках ясно ощущается фатализм поэта. Он уподобляет человеческую жизнь густому потоку снежинок, где каждая – это один из нас:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятеньи…

Так же, как и снежинки, мы неотвратимо падаем вниз, к старению и умиранию, и не в силах изменить или замедлить свой полет. И жизнь наша подобна черной лестнице, и никто не знает, что ждет его на следующей ступени, за поворотом перекрестка. Жизнь наша – смесь простого и великого, нелепого и почти божественного.

И вот уже «убеленный (годами ли, снегом ли) пешеход» приближается к повороту перекрестка. Что дальше? Кто знает. Лишь глядят на нас «удивленные растения». Природа – великий и молчаливый наблюдатель в творчестве Пастернака.

Но как ни странно, фатализм у поэта переходит в тему надежды, тему непрерывности жизни, ведь «снег идет». А это значит, что все продлится, все повторится, будут новые годы, новые люди и снежинки…

«Снег идет» анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его Тему — снегопад. Однако, кроме Пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит Философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к Пейзажно-философской лирике. В центр

произведения Пастернак помещает Проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли.

Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение

в душе — ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время.

Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени — относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое Динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели , и есть вечное движение времени — «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное и бесконечное . Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф — четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк

Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени

Для создания произведения Пастернак использовал Четырехстопный хорей и сочетание различных видов Рифмовки — Охватной и Перекрестной . Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых Изобразительных средств : Метафор , Сравнений , олицетворений , Эпитетов .

Стихотворение насыщено Фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные Анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как Инверсию и Антитезу .

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Финал произведения

Заканчивается стихотворение строками, что под снегом всё в смятенье:

Возможно, под убелёнными растениями Пастернак понимает себя и своих почитателей, а под удивлёнными растениями недоброжелателей, которые неприятно удивлены успехом автора в Европе в связи с выходом романа. Поворот перекрёстка – это ожидаемый зигзаг судьбы, когда за данный Богом талант и человеческое усердие автор ожидает сегодняшнего порицания, презрения на Родине… и бессмертия в вечности.

Это моё видение стихотворения, каждый сам может заглянуть в глубину его строк и найти там свою истину. В любом случае стихи мелодичны, красивы и вызывают положительные ассоциации, несмотря на то, что они написаны в непростое для поэта время.

Историко-биографический контекст

Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей?

Эти строки Пастернак написал в связи с травлей, которая обрушилась на него в 1958 году после присуждения писателю Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго».

Правительство СССР изначально не одобряло кандидатуру Пастернака. Узнав, что рукопись романа находится за границей и готовится ее издание на итальянском языке, власть организовала кампанию против автора. А в октябре 1958 года Шведская академия вручила Пастернаку премию с формулировкой «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение традиций великой русской прозы».

23 октября 1958 года, кадры кинохроники Reuters снятые на даче в Переделкино. Борис Пастернак получил известие о присуждении ему Нобелевской премии

В советской печати расценивали престижную награду как плату за предательство, то есть публикацию «Доктора Живаго» за границей. Давлением и угрозами Пастернака заставили отказаться от премии. В «Литературной газете» писали: «Присуждение награды… за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение — это враждебный политический акт, направленный против советского государства, против советского строя…». О Пастернака. Вскоре «предателя» лишили звания советского писателя и исключили из членов Союза писателей СССР.


Борис Пастернак. Переделкино. 23 октября 1958 год

В одном из стихотворений Пастернак пишет:

Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.

Все это подорвало писателя и физически, и душевно. Тяжелая болезнь, гонения и унижения — все самое страшное, что случилось с Пастернаком, случилось в 1950-х годах: в мае 1960 года семидесятилетний писатель умрет от рака легких в подмосковном Переделкине.

Однако во всей этой удушающей обстановке испытаний, страданий и боли, в конце 1950-х Пастернак готовит к изданию свой последний и самый яркий поэтический сборник.

Мотив стихотворения

Сложность момента дала возможность автору стихов вложить в них основной и скрытый смысл. Основной мотив понятен без анализа – поэт описывает красоту мира во время снегопада, когда:

Сложнее понять, что спрятал Пастернак между строками, ведь сложно представить, что в этом момент он не испытывает в душе смятенья и не хочет им поделиться. Снег всегда олицетворял мимолётность – только что с неба шёл дождь, и уже сыплются снежинки. Разницы всего пару градусов и вода превращается в снег.

Так и жизнь Пастернака – он отлично понимает художественную силу романа «Доктор Живаго», но не может не понимать, что в Советском Союзе дифирамбов произведению не будет. Это и есть состояние снегопада, когда вода превращается в снег и наоборот.

Вместе с тем автор понимает:

Работа сделана, ей отдана часть жизни, а вместо признания на Родине автор может увидеть только неприятности. В 1957 году остаётся смотреть на пасмурное небо и ожидать, что пойдёт с него – ливень или снегопад. От того, кто ожидает, не зависит ничего, всё отдано во власть высших сил, остаётся смириться и ждать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector