Анализ стихотворения «быть знаменитым некрасиво»

В чем узнаваемость пастернаковской поэзии?

Кроме классических, традиционных средств выразительности, автор прибегает к легким литературным экспериментам. Глаголы позволяют автору передавать экспрессию, динамику, энергию, движение в поэзии. Произведение отличается обилием деепричастных оборотов.

Писатель гармонично подбирает тропы: этот выбор служит единой цели – раскрытию темы стиха. Пастернаковское творение демонстрирует идеальный баланс композиции и содержания, формы и сути. Особенность поэзии – отсутствие внешнего сюжета. Автор строит композицию исключительно на внутреннем сюжете. Мысль писателя движется от позиции отрицания славы и признания до утверждения силы творческого дарования.

В целом пастернаковское творчество отличается парадоксальностью мировосприятия. Автор любит каламбуры, наполняет строки философским содержанием

Даже абстрактные стихи включают мотивы любования окружающим миром, внимание к природным деталям. Писатель подчеркивает, что человек живет в огромном, целостном, одухотворенном универсуме

Люди и мир – единое целое, поэтому события истории и судьба отдельного человека неразрывно связаны.

Характеристика содержания произведения

Судьба распорядилась так, что пастернаковский стих оказался не менее знаменитым, чем сам автор. Название произведения (первая строка поэзии) давно превратилось в афоризм

Это доказывает, что начало литературного шедевра уже с первой строки должно захватить внимание читателя, заинтриговать, заставить читать дальше

О ключевой антитезе стиха

В первом фрагменте программной поэзии автор сразу же представил свою позицию. Это художественная и личностная точка зрения. Борис Леонидович всегда отличался небанальными, нестандартными взглядами на творчество.

Но Пастернак различает понятие «шумихи» и «любви пространства». Последняя фраза для писателя означает «будущего зов». Именно в этом противопоставлении и кроется ключевая антитеза поэзии. Перекрестная рифма лишь интонационно подкрепляет эту антитезу.

О нравственной сути поэзии

Пастернаковское произведение несет сильную моральную нагрузку. Автор подчеркивает, что признание – это естественное следствие «самоотдачи» творческого человека.

Талантливые люди не должны исходить из лжи и самозванства. Для поэта важен знак судьбы. Способность создавать прекрасные вещи – это дар, поэтому истинный человек творчества не различает поражения и победы, а воспринимает события как судьбоносные знаки.


Творческие люди отличаются скромностью и достоинством. Пастернак пишет послание одновременно и читателям, и самому себе. Писатель борется с собственными внутренними порывами и честолюбием. На такой вывод наталкивают условия, которые подвигли автора к написанию анализируемой поэзии.

Пастернак VS Маяковский

По общему мнению литературных критиков, произведение Пастернака демонстрирует отречение от выбора, который делают коллеги писателя по литературе. В строках поэзии особенно прослеживается желание отмежеваться от творческого рока Маяковского. Некогда Владимир Маяковский и Борис Пастернак были единомышленниками. Но теперь Пастернак не разделяет пути своего бывшего товарища. В то время Маяковского восхваляли, превозносили до небес, называя «лучшим поэтом современности». Таковым было мнение прежде всего Сталина. Симпатия «вождя народов» надолго подарила Маяковскому «неприкосновенность», возвела его фигуру до уровня культа. Борис Леонидович считал Маяковского «придворным поэтом». Такой путь, как считал Пастернак, – ошибка для творческого человека. Однако в словах лирического героя отсутствует антипатия, зависть или злословие. Автор не таит обиды на общество и мир из-за непризнанности и отверженности. Каждая фраза несет осознанную и выстраданную истину. Критики называют пастернаковскую поэзию «строгой проповедью», обращенной к талантливым людям, гениям. Творческий человек обладает страшной силой: вдохновлять людей, «поднимать ввысь». Поэтому такие люди не должны забывать о собственном предназначении.

Творческая судьба автора

Творческую судьбу и жизнь Бориса Леонидовича не назовешь простой. Советская идеология не вырабатывала стандартов, подходящих для пастернаковских произведений. Разгромная критика, непонимание публики постоянно преследовали литератора. На определенном этапе на пастернаковское творчество наложили негласный запрет.

Трудности не заставили автора отказаться от своих убеждений. Пастернак не желал подстраиваться под формальные требования, унижаться перед официозом. Писатель придерживался мнения, что обязанность истинного человека творчества – предельная искренность и правдивость перед читателем.

Литератор противился навязанным мыслям и насилию цензуры в литературной среде. Убеждения Бориса Леонидовича долгое время оставались непопулярными среди его коллег. Литераторы создавали бездарные, но лояльные к властям тексты.

Тематика стиха

Пастернак рассуждает о сущности творчества. Автор создает своеобразный кодекс жизни литератора. Борис Леонидович – разносторонняя личность: автор поэтических произведений и прозы, переводчик и критик. В центре поэзии стоит абстрактная тема – размышления о смысле литературы и пути талантливых людей. Автор пишет о предназначении писателя, о проблемах бытия, о фатуме. Поэт также поднимает тему целей творчества.

Жанр и композиционные детали поэзии

Далее проанализируем специфику жанра и композиции пастернаковского произведения. Критики называют Бориса Леонидовича новатором. С одной стороны, произведения русского автора напоминают футуризм, с другой – продолжают традицию.

Так, творчество Пастернака отличается сложным языком, неологизмами, многозначительностью (лексической и синтаксической). По стилистике пастернаковские стихи похожи на поэзии Маяковского. Это типичные черты футуризма. Однако автор никогда демонстративно не отказывался от традиции. В пастернаковской лирике просматриваются элементы творчества Пушкина, Блока, Лермонтова, Верлена, Рильке и т. д.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Быть знаменитым…» является сам автор. Его отличительной чертой является искренность, причём эта искренность направленна и к нему самому, он не придаёт своих принципов, даже если это может как-то негативно отразиться на его судьбе.

  • Лирический герой Пастернака рассудительный, размышляющий, но не потерявший своей непосредственности, простоты.
  • В начале произведения перед читателем вырисовывается образ поэта приземленного, «трясущегося над рукописями». Затем автор рисует образ «настоящего» поэта, смелого, который «слышит будущего зов».
  • Также в произведении присутствует ещё один интересный образ — образ пространства. Автор пишет, что нужно жить так, «чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства».
  • Пространство – это место, которое способно вместить всё, что угодно, в любом количестве. Это понятие вне времени. Рассуждая данным образом, можно предположить, что автор хотел сказать об обязанности поэта, заключающейся в необходимости быть вне времени, быть всегда актуальным.
  • Туман в произведении – символ неизвестного, неопределенного. Также он является чем-то средним, между реальностью и воображаемым, что очень похоже на определение, восприятие поэзии, соединяющей в себе эти два измерения.
  • Шаги можно сравнить с творческими исканиями поэта, с его нововведениями, открытиями. Эти шаги, оставляющие следы, протопчут тропинку, путь, по которому пройдут последователи поэта.

Построенная поэтом система образов позволяет наиболее полно прочувствовать тему произведения, понять авторское виденье, его замысел.

Жанровые особенности стиха

«Быть знаменитым некрасиво» – классический пример философской лирики. Пастернак пишет послание для своих современников, коллег и потомков. Этот факт обуславливает философский характер поэзии. Борис Леонидович рассуждает о пути, который является истинным. Цель такого пути – не достижения признания от современников, а познание вечных и далеких истин.

Композиция произведения

Поэзия трехчастная. Формально произведение состоит из семи четверостиший. Пастернаковский стих условно делится на несколько тематических частей: Рассуждение поэта о роли творца. Борис Леонидович подчеркивает, что автору не следует стремиться к славе или желать признания публики. Цель творчества – не известность. Эта часть произведения отличается резкостью. Автор словно обливает читателей ледяной водой, заявляя, что часто самые громкие имена ничего не значат. Высказывание автором мнения о жизни, которую надлежит вести поэту. Как Борис Леонидович представляет творческого человека? Такой человек живет открыто и искренне. Настоящий гений – не самозванец, не лжец. Творческие люди живут исключительно для вечности и ради нее. Великий человек оставляет свои личные проблемы «за кадром». Людям творчества следует показывать только результаты своей деятельности. Подведение литератором итогов: следовать жизненному кодексу – значить идти к бессмертию в литературе. В этой части писатель дает назидания своим коллегам-литераторам. Опасность для творческого человека – это желание сиюминутной славы, из-за которой вечность отходит на второй план. Пастернак поднимает важную и сложную проблему: некоторые люди умирают душой, будучи живыми телом. Этого допустить нельзя. Поэт призывает людей хранить свой внутренний огонь жизни. Наставления Бориса Леонидовича нельзя назвать высокомерными: поэт и сам выступал против такого рода советов. Литератор лишь призывает творческих людей познавать и искать себя.

Художественные особенности стихотворения

Стиль Бориса Леонидовича предполагает выбор сложных стихотворных размеров. В анализируемой поэзии размеры переходят один в другой. Эти переходы можно отобразить с помощью такой схемы: спондей –> пиррихий –> ямб. Смена спондея пиррихием, а пиррихия – ямбом позволила поэту свободно выразить свою мысль. Философские рассуждения Пастернака не сковываются формой. На протяжении всего текста автор использует одинаковую рифмовку – перекрестную. Пастернак использовал следующие средства выразительности:

Метафора («быть притчей на устах у всех», «и надо оставлять пробелы в судьбе, а не среди бумаг»: метафора пробела выражает недосказанность, мотив к познанию, стремление найти себя);

Эпитеты («живому следу», «жизни целой», «единой долькой»);

Сравнение («как прячется в тумане местность»);

Антитеза (противопоставление поражения и победы, «шумихи» и «любви пространства»);

Лексический повтор (автор неоднократно повторяет слово «живой»: цель – убедить читателей в важности духовного развития).

Позиция Пастернака в творчестве

Без самоотдачи знаменитость растает, как лёд под июльским солнцем – разовые лавры нельзя примерять долго, а лучше вообще пройти мимо них. Стихи написаны в 1956 году, за два года до Нобелевской премии, не столько для читателей, сколько для коллег по цеху. Многие из них гонятся за известностью, как кот за мышью, теряя в этой беготне идеалы и размазывая себя во времени. Скорое вручение премии подтверждает правоту поэта.

Пастернак жил сложной жизнью, стараясь не поступаться идеалами и не закрываться в раковину самодостаточности. Именно Пастернак заступился за мужа Ахматовой, когда тот был арестован и никто не подавал голоса в его защиту. Борис Леонидович написал несколько стихотворение Сталину, а после попал в опалу, которая отразилась на стилистике творчества.

Эти моменты  важны для глубокого анализа строк, так как помогают понять жизнь Пастернака и те условия, в которых строки пишутся. В стихотворении «Быть знаменитым» поэт выражает своё мнение насчёт знаменитости и делится им с коллегами по поэтическому цеху. Он не обвиняет их, не указывает путь, а просто выражает своё мнение, которое он перенёс на свою жизнь. Автор призывает жить честно, работать на максимуме самоотдачи и не почивать на лаврах. По мнению Бориса Леонидовича, жизнь и творчество неразрывны – нельзя поступать подло, но быть великим поэтом!

Вызывают интерес строки:

Много будет тех, кто попытается скопировать путь знаменитости, взять её мысли и идеи, изложив их в своей форме. Это плагиат и не надо на него обращать внимания, выиграл ты или проиграл в битве творчества, решит будущее. Не стоит самому относить себя к лику гениальных людей – суд свершит день завтрашний.

История создания

Стихотворение «Быть знаменитым…» включено в цикл стихов автора «Когда разгуляется». Данный цикл содержит 44 стихотворения, написанных в период с 1956 по 1959 годы.

Цикл «Когда разгуляется» — это отклик души поэта на драматические события в жизни, связанные с нежеланием властей издавать на Родине роман «Доктор Живаго», связанные с вынужденным отказом от Нобелевской премии, присвоение которой послужило причиной травли писателя в родной стране.

Стихотворение «Быть знаменитым…» написано в 1956 году. Адресовано оно всем поэтам и писателям, коллегам Пастернака, а также можно предположить, что автор обращается и к себе.

После того, как стихотворение «Быть знаменитым…» увидело свет, многие поэты перестали здороваться с Борисом Леонидовичем, оскорбились, посчитав, что произведение обращено именно к ним и ни к кому другому. Также существует предположение, что Пастернак написал данное стихотворение, обращаясь в Владимиру Маяковскому, чью творческую направленность он не принимал, хотя тоже был футуристом, но не таким радикальным, как Владимир Владимирович.

Художественные приемы

Первые строчки текста «Быть знаменитым некрасиво. Не это поднимает ввысь» позволяют сделать вывод — жанр стихотворения — философская лирика. В работе Пастернак размышляет о сути творчества, задачах поэта и его обязательствами перед обществом. Он выступает в роли наставника, но не поучает, а показывает лишь свой путь. У Пастернака целью творчества становится нечто вечное, нематериальное.

Поэт использовал следующие средства выразительности:

  • метафоры — у Пастернака судьба оставляет пробелы, а герой становится притчей на устах;
  • эпитеты — автор представляет жизнь целой, след живым, а долька единой;
  • антитеза — в тексте поражение противопоставляется победе;
  • сравнение — у автора герой прячется в неизвестности как местность в тумане.

Текст стихотворения можно условно разделить на 3 части. В первой автор рассказывает о поэтах, которые очень популярны, но они ничего не значат. Во второй размышляет над тем, кем же должен быть творец. По его мнению — это человек, который стремится остаться в вечности. В третьей части автор рассказывает, как добиться вечности. Для этого нужно не отдаваться другим делам, полностью заниматься творчеством и не преследовать корыстных целей.

Многие работы Пастернака изучаются на уроках литературы в школе. Его лирика не только является классикой поэзии XX века, она позволяет ученикам познакомиться с философскими стихотворениями. В них они могут найти ответы на свои вопросы. Ведь если внимательно изучить текст «Быть знаменитым некрасиво», можно увидеть более широкую тему — поиск предназначения человека и его роль в обществе.

Для чего живет поэт?

Предназначение художника слова отличается от задач большинства людей. Всякая творческая личность обладает позволяющей ей чувствовать и воспринимать такие вещи, на которые простой обыватель просто не обратил бы своего внимания. Творец всегда чувствителен к происходящему, для него не существует ненужных мелочей. Поэт не должен постоянно заниматься чересчур обыденными вещами, иначе он потеряет самого себя. Ему требуется больше времени для того, чтобы находиться наедине со своей собственной бесконечной сущностью и осознавать значимость всего происходящего. В противном случае любой художник обречен на бесчисленные муки и страдания.

Истина представляет для него высшую ценность. Ради правды он готов терпеть временные лишения, идти к своей цели. Свобода представляет собой путеводитель поэта. Без нее никак нельзя обойтись. Только оставаясь свободным, поэт может творить и двигаться вперед к новым достижениям. Анализ «Быть знаменитым некрасиво» показывает, насколько непрост и необычен творческой личности.

Темы и настроения

Настроение стихотворения – торжественное. Автор изрекает истины, определяющие суть его мировоззрения.

Основная тема – поэт и поэзия . Автор рассуждает о творческого пути и предназначении творческого человека. Он видит его не в славе, а в том, чтобы открыть для читателей что-то новое, то, чего еще не было. Необходимо оставить значимый след в той области, где ты реализуешь свой потенциал.
Пастернак затрагивает проблему самоотдачи. Не каждый из нас способен принести в жертву идеалам и стремлениям часть себя. Люди хотят легкого успеха, ничего не давая взамен, но это достижение позорно, по мнению автора.
Также автор говорит о подлинном и ложном признании . Поэт должен творить «без самозванства», его место оценит история, а не он сам. Не стоит приписывать себе значимость, которой нет на самом деле, ведь бессмысленно оставлять за собой кипу бумаг, если ты так ни кем и не отозвался в памяти людей.
В стихотворении можно проследить тему поиска себя , своего стиля, своего направления. Только шагая в неизвестность, в новые просторы по зову будущего, можно сотворить что-то по-настоящему значимое.
Также важна тема скромности: нужно относиться к себе и окружающим без тщеславного желания пустить пыль в глаза. Даже неоспоримые достоинства необходимо признавать без лишнего бахвальства.
Кроме того, в стихотворении важную роль играет проблема славы

Многих художники не выдерживают испытания успехом и признанием, а ведь так важно всегда оставаться собой, не придавая значения легковесной и непостоянной любви толпы.

История создания

Стихотворение известного русского поэта Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво» создано в 1956 году. Оно находится среди его творческих работ из поэтического сборника «Когда разгуляется». Тогда на автора были совершены многочисленные нападки в прессе, и его не радовала такая слава. Поэтому он и предостерегает своих потомков: известность кажется красивой лишь тогда, когда ее нет. На деле же она отвратительна.

Автор в своих стихотворениях затрагивал множество различных тем: любовь, общество, время, философия. На данном этапе своей жизни, Пастернак много рассуждал о том, в чем суть творчества в жизни каждого поэта.

«Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака

Лирическое стихотворение Бориса Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…». по иронии судьбы, знаменито, как и сам её автор

Давно ставшая афоризмом первая строчка является примером, доказывающим, как важно, чтобы начало литературного произведения мгновенно захватывало читателя и заставляло с жадностью читать текст дальше до самого конца. По сути, уже в первой строке своего программного стихотворения автор формулирует художественную и личностную позицию, весьма небанальную для поэта

Ведь известно, что люди творчества во все времена остро нуждались в понимании и успехе. Часто во всём сомневающиеся, именно благодаря восторженному отношению к себе они понимают, что творят не напрасно. Однако Пастернак чётко разграничивает понятия «шумиха» и «любовь пространства» («будущего зов» ). Это основная антитеза стихотворения, и она интонационно подкрепляется перекрёстной рифмой.

Поэт подчёркивает: признание, если уж оно и пришло, должно быть естественным следствием «самоотдачи» в искусстве, а не «самозванства». Он словно предвидит грядущую славу настоящего творца:

Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь,

— и тут же настаивает на том, что человек «не должен отличать»«пораженья от победы». Ему необходимо полное принятия всего, что с ним происходит как знака судьбы.

Скромность и достоинство — вот чему учит своего читателя Борис Пастернак. И кажется, что одновременно он обращается и к самому себе, своему внутреннему голосу и возможным порывам честолюбия в собственной душе. Так ли это? … Посмотрим, в какое время и при каких обстоятельствах жизни поэта создавалось это стихотворение.

Датированное 1956 годом, произведение появилось на свет в поздний период жизни и творчества Бориса Пастернака. К этому моменту уже ушёл из жизни «великий вождь советского народа» И. Сталин, которого ещё несколько лет назад прославлял романтически настроенный поэт. Уже остался позади недолгий период общественного признания Пастернака в Советском Союзе и членства в Союзе писателей. Поэт отошёл от общей окололитературной суеты и всё чаще посвящал себя переводам произведений зарубежных авторов и рискованной деятельности по защите и поддержке опальных друзей, среди которых были и Ахматова с её сыном. В жизнь писателя вошло переосмысление событий прошлых лет и своего пути, и в этом смысле, не было бы ошибочным предположить, что «Быть знаменитым некрасиво…» — напоминание и самому себе, и своим собратьями по перу об истинных ценностях и, безусловно, читателям, которые, собственно, и создают губительную шумиху вокруг своих кумиров.

Литературные критики предполагают, что в этом стихотворении Борис Пастернак откровенно отмежёвывается от творческого пути другого знаменитого своего современника и в прошлом единомышленника — Владимира Маяковского. Его к тому времени было принято восхвалять, не зная меры, как «лучшего поэта современности». Слова принадлежали Сталину, что надолго определило «неприкосновенность» Маяковского, ставшего в глазах народа уже культовым поэтом. В этом «придворном пути» Пастернак видел страшную опасность для творческого человека. И всё же лирический герой его стихотворения вовсе не истекает слюной злословия и не утаивает в своих словах и интонациях обиды на весь мир за собственную непризнанность.

В каждой фразе слышится осознанная и выстраданная истина. Это строгая проповедь, обращённая к тем, кто владеет божественным даром вдохновлять и «поднимать ввысь» и кто забыл или может забыть своё предназначение на земле. «Не надо заводить архива. — пишет автор, — Над рукописями трястись». И открыто выносит приговор

Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Некоторое утрирование отрицания дара в данном случае должно сработать как ушат холодной воды. Это начало пробуждение от сна, и оно композиционно выражено в первых двух строфах. Далее автор всё-таки переходит к рассуждениям о том, каким всё-таки должно быть поэту (и в узком, и в широком смысле этого слова).

Стихотворение, написанное сложным, постоянно меняющимся стихотворным размером (спондей — пиррихий — пиррихий — ямб), не имеет внешнего сюжета — лишь внутренний. Это движение мысли поэта-философа от отрицания славы к утверждению великой силы дара

…оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг.

Метафора «пробелы» здесь обретает смысл недосказанности, мотива к познанию и поиску себя, а лексический повтор слова «живой» убеждает читателя в необходимости стремиться к духовной жизни — «и только» !

Основная идея

Главная мысль стихотворения в том, что значимость творца зависит не от количества написанных им произведений, не от криков и лести толпы, не от признания власти, а от того, какой он вносит вклад в вечность, насколько его творения ценны в масштабах истории. Только первопроходцам должны принадлежать лавры гения, ведь по их следам движется человечество.

Будучи наставником, Пастернак призывает писать не для известности и богатства, а для общества, для своего слушателя, для будущего. Поэт протаптывает дорогу в неизвестность, чтобы вести людей за собой – вот смысл его миссии. Но даже если ему удается это делать, нельзя забывать о скромности. И к победам, и к любви аудитории, и к славе нужно относиться адекватно. Этим не надо упиваться, ведь поэт – это художник слова, призванный сами будущим, а не самозванец, делающий все для своей выгоды.

Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака

Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.

Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.

Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.

В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.

Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.

В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.

Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.

Композиция

Композиционное строение стиха достаточно несложное – он трехчастный. В первой части поэт как будто выливает на читателя ушат ледяной воды, говоря о творцах, которые являются притчей у всех на устах, ничего при этом не знача.

Вторая часть представляет собой рразмышления о том, каким все-таки должно быть человеку. занимающемуся творчеством, – Пастернак видит его человеком, живущим без самозванства, но ради вечности. Он должен оставлять свою жизнь как будто за кадром, показывая только результат своего творчества, а не свою личность.

И третья часть – это указания другим поэтам, что нужно сделать для того, чтобы остаться в вечности, а не приобрести только сиюминутную славу. По мнению Пастернака, для этого необходимо обязательно быть живым до самого конца. При этом его наставления нельзя воспринимать высокомерные нравоучения – поэт сам всегда следовал тем заповедям, которые изложены в “Быть знаменитым некрасиво”.

Основной мотив произведения – познание и поиск себя.

«Быть знаменитым некрасиво»: анализ

В данном лирическом произведении автор затрагивает несколько тем, касающихся процесса творчества и человеческого существования в целом. Успех и слава, по его мнению, преходящи. Недопустимо ставить эти составляющие в качестве цели, иначе настоящее творчество померкнет, превратится в простое зарабатывание денег. Художнику нельзя взращивать в себе жадность и корысть, он должен быть искренним и правдивым.

Если простому обывателю в чем-то простительно иметь определенную склонность к наживе, то для поэта подобное «увлечение» может оказаться пагубным. У любого творческого человека очень ранимая душа. Ложь и обман разрушают ее, лишают чувства самодостаточности и покоя. Какие выводы позволяет нам сделать анализ?

«Быть знаменитым некрасиво» подчеркивает большую роль поэта в общественной жизни, определяет его место в мироздании. Художник всегда прокладывает путь к будущему, он не живет настоящим, а потому никогда не бывает доволен, удовлетворен полностью. Это главная мысль, которую подчеркивает в стихотворении Пастернак «Быть знаменитым некрасиво». Анализ данного лирического произведения направлен на раскрытие сути творчества.

«Быть знаменитым некрасиво…»

«В области слова я более всего люблю прозу, а вот писал больше всего стихи. Стихотворение относительно прозы — это тоже что этюд относительно картины. Поэзия мне представляется большим литературным этюдником». Б.Л. Пастернак Творчество Бориса Леонидовича Пастернака стоит особняком в истории русской литературы. Он жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы… И посреди всего этого — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Рожденный на изломе судеб, Борис Пастернак сумел стать одним из символов своего века. Стихи занимают отдельное место в его творчестве. Из-под его пера вышло множество замечательных строчек. Последний, так и не напечатанный при жизни Пастернака сборник стихов под названием «Когда разгуляется», вобрал в себя избранные работы автора. В книге отчетливо слышна тема обновления, надежды, что стало отражением происходящих в стране перемен. Именно в этом сборнике было напечатано стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…», которое можно назвать своеобразным сводом правил настоящего поэта. Именно в этом произведении Пастернак раскрывает свое отношение к творчеству.

Стихотворение имеет программный смысл, как бы продолжая пушкинское обращение к «Поэту». Лирический герой, продолжая мысль великого поэта о независимости художника от «любви народной», вносит в свое суждение нравственную оценку: Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Говоря о правилах истинного поэта, автор осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что это мешает стремлению «ввысь». Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу:. Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех

Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Мы видим, что Пастернак не приемлет пустой, незаслуженной славы, ему проще кануть в неизвестность, чем быть на устах у всех, ничего для этого не сделав. Такая позиция заслуживает только уважения. Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие». Неповторимая судьба поэта понимается Пастернаком как связующее звено между прошлым и будущим в единой цепи искусства, верность призванию:

И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца.

Однажды выбрав этот путь, поэт не должен отступаться от него никогда. Также важным произведением для раскрытия образа поэта в представлении Пастернака может служить стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», написанным в тот же год, что и первое, и вошедшее в один и тот же сборник.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

Из данного четверостишия следует стремление лирического героя, который условно может быть приравнен к самому Пастернаку. Стремление к жизни, к познанию ее тайн и загадок, жажда деятельности и чувства. В этом стихотворении лирический герой ставит перед собой практически непосильную задачу — проникнуть в тайную суть жизни, вывести ее законы, разгадать ее секреты… Он пытается схватить «нить судеб, событий». Но задача осложняется тем, что он стремится не просто понять, но и выразить словами общий закон бытия:

О, если бы я только мог Хотя отчасти, Я написал бы восемь строк О свойствах страсти.

Отбрасывая пустые слова, он ищет главные, основные. Не в этом ли заключается задача и цель поэзии в целом и каждого поэта в частности?.. Пастернак всегда считал, что значимое не обязательно должно быть сложным. Истинность вещей и явлений заключается именно в их простоте. Отсюда желание поэта выразить в восьми строках свойства страсти, которая для Пастернака и есть жизнь, потому что только, когда человек чувствует, он живет на самом деле. Это и есть рецепт проникновения в тайну жизни.

Интересна роль природы в творчестве Пастернака в целом и в этом стихотворении в частности. Она чудесным образом оживает, но не как скопление живых и неживых объектов окружающего нас мира, а как воплощенная поэзия: Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.

Мир поэзии и мир природы переплетаются, и не вполне понятно, где кончается один и начинается другой, и липы выстраиваются у поэта в стройные ряды, подобно словам в строчке…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector