Создание «русской правды»

Краткое содержание и главные положения

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.

Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:

  • административных;
  • процессуальных;
  • правовых;
  • уголовных;
  • семейных;
  • гражданских.

После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».

Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.

Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:

  • о разделении общества на социальные слои;
  • о привилегиях землевладельцев;
  • об общих положениях холопов;
  • о наследственном праве собственности.

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Общее содержание «Русской Правды»

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ содержал также немало сведений о процессе судопроизводства. «Русская Правда» определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. «Русская Правда» предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в «Русской Правде», — социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди — крестьяне, смерды, холопы и многие другие, находящиеся во власти феодалов или князя.

Значение «Русской правды»

Существовавшие в разных землях Руси законы и указы не могли обеспечить равномерного урегулирования общественного порядка. Благодаря «Русской правде» этот недостаток был исправлен. Единые, писанные законы предоставили возможность формирования единой правовой и судебной системы. Теперь суды имели постоянную основу для своей деятельности, что существенно изменило порядок назначения наказания. «Русская правда» — это важный источник, дающий представления о правовой, социальной и экономической сферах жизни общества Киевской Руси, о формировании феодальной системы. Является значимым памятником культуры и письменности Киевской Руси на ее начальном пути развития. Все последующие правовые и судебные документы формировались на основе этого сборника правовых норм. «Русская правда» имела огромное значение на этапе формирования государственности Древнерусского государства и ее дальнейшем развитии.

Краткое содержание и главные положения

Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.

Историкам не удалось в точности воссоздать свод законов Русской правды в первоначальном виде, так как до наших дней документ не сохранился. Но записи, сделанные в более поздних источниках, принимаются как варианты древнего кодекса. Книга Ярослава Владимировича состояла из нескольких глав законодательных норм:

  • административных;
  • процессуальных;
  • правовых;
  • уголовных;
  • семейных;
  • гражданских.

После принятия документа стал недопустимым принцип разбирательств с врагом «у кого острее меч, тот и берет верх».

Краткая книга была сборником из двух частей. Первые 10 норм называются Правдой Ярослава, а последующие — Правдой Ярославичей (сыновей великого князя). Основные статьи здесь посвящены вопросам кровной мести, наказанию за совершение убийств и регулированию штрафов. По поводу того, в каком году вышел сборник, до сих пор существует много споров. Однозначно установлено, что он был издан в X—XI вв. , а первый экземпляр, попавший в руки современных историков, датирован 1280 годом. Более древней копии найдено не было.

Пространная Правда представляет собой обновленное изложение и дополнение древнего источника. Она состоит из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Эти статьи были кардинально изменены с момента первого издания. Книга датируется XII веком и содержит 121 статью. Отличием от первоначальной версии стало добавление пунктов:

  • о разделении общества на социальные слои;
  • о привилегиях землевладельцев;
  • об общих положениях холопов;
  • о наследственном праве собственности.

https://youtube.com/watch?v=5v_BGzXfQ5c

Причины принятия «Русской Правды»

До принятия системы законов все древнерусское судопроизводство основывалось на языческих традициях ,обычаях( «око за око, зуб за зуб») и житейской морали. Было принято вершить суд самостоятельно. Принятие христианства в 988 году Владимиром Великим стало одним из факторов появление единых законов. Ведь языческие представления о справедливости и наказании претерпевали изменений на христианские догмы. Еще одной причиной появления «Русской правды» считается рост авторитета Киевской Руси среди других государств. Равняясь на государственные устои европейских держав , систематизация документов и формирование законодательной системы на Руси становились необходимыми. Система законов также способствовала усилению и централизации княжеской власти. Создание письменных законов в любом государстве — это большой шаг вперед к установлению общественного порядка. К единому мнению о месте появления свода законов ученые не пришли до сих пор. Более вероятно, что это были крупные города государственной значимости : Киев или Новгород. Первозданный вид этого документа не сохранился до наших дней. Самой поздней копией считается документ 1280 года.

Это интересно: Призвание варягов на Русь — рассмотрим по порядку

Причины переработки положений «Русской Правды»

Ярославичи правили во времена, сопровождавшиеся укреплением феодальной системы. Ответной реакцией народа стали протестные выступления и бунты. А поражение Ярославичей в сражении с половцами на реке Альте послужило поводом для мощного народного возмущения в Киеве в 1068 году. Народные восстания происходили и в других городах и землях Руси.

После подавления народных движений все три брата встретились на съезде в Вышгороде, где ими и был принят новый общерусский кодекс. По некоторым версиям историков для принятия свода законов братьям пришлось собираться дважды.

Изменения законов должны были официально закрепить развивающиеся феодальные отношения. Но переработка положений существующего кодекса должна была устроить оба класса – богатых и бедных. Народ получал определенную защиту своей жизни и имущества, а феодалы и все состоятельные люди становились еще более могущественными.

Источники Русской Правды

Русская правда представлена в двух вариантах – кратком и пространном. В краткий вариант входят следующие документы:

  • Правда Ярослава, 1016 или 1030-е годы;
  • Правда Ярославичей (Изяслава, Всеволода,Святослава;
  • Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е годы;
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда мостников — строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов — 1020-е или 1030-е годы.

В краткой редакции содержится 43 статьи, она описывает новые государственные традиции, а также сохраняет некоторые старые обычаи вроде кровной мести. Во второй части описаны некоторые правила взимания штрафов и типы нарушений. В обоих частях правосудие строится на сословном понятии – тяжесть преступления зависит от сословия преступника.

Более полный вариант включает в себя устав Ярослава Владимировича и устав Владимира Мономаха. Число статей около 121, Русская Правда в расширенной редакции использовалась в гражданском и церковном суде для определения наказаний для преступников, а также регулировала некоторые товарно-денежные отношения.

Это интересно: 1,»Золотой век» русской культуры

Основные положения «Правды Ярославичей»

Новая редакция законов содержала следующие позиции:

  • защиту элитарной верхушки общества;
  • защиту жизни каждого человека, а также его имущества. Даже за нанесение оскорбления предусматривался штраф, и уплачивал его зачинщик скандала. Если оскорбление наносилось холопом, ответственность нес его хозяин;
  • закрепление неравноправного положения людей. За насильственную смерть привилегированного княжеского слуги или управляющего княжеским хозяйством предусматривалось наказание в виде уплаты 80 гривен, в то время как за убийство княжеского старосты налагался штраф всего в 12 гривен. Однако, по сравнению с кодексом законов Ярослава Мудрого размер виры, то есть денежного возмещения, значительно возрос;
  • отмену кровной мести, которая признавалась пережитком язычества. Это положение считалось главным нововведением данного кодекса;
  • определение противоправных действий, относящихся к преступлениям. Основными нарушениями закона считались убийство, надругательство над женщиной, воровство, повреждение имущества.
  • «Правда Ярославичей» пересмотрела требования к судебному разбирательству дел. Отныне для установления истины требовались показания свидетелей. Если таковых людей у пострадавшей стороны не было, и истец не мог предъявить следы телесных повреждений, судебный процесс прекращался из-за отсутствия улик.

Кроме того, новый сборник законов устанавливал порядок выплаты жалованья княжеской прислуге.

Учреждения

«Правда Ярославичей» повысила ответственность данной общины за убийство князей , воинов, тиунов (« тиун », привилегированный слуга князей или бояр ), староста (« староста », представителя низовой администрации князя) , отрокс (« отрок », низший воин в армии князя) и другие слуги на своей территории. «Правда Ярославичей» предусматривала суровое наказание за поджоги , умышленное калечение скота и коллективное посягательство на имущество богатых людей . После бунта 1113 года в Киеве был введен закон о непомерных процентах , ограничивающий финансовые операции ростовщиков .

Отправление правосудия в Киевской Руси — Иван Билибин

«Правда» стабилизировала систему феодальных отношений и социального неравенства. В XI-XIII вв. Он издал новые законы для смердов («смерд» — феодально-зависимый крестьянин), закупов (« закуп » — феодально-зависимого крестьянина, который мог стать свободным после уплаты своего « закупа », феодального крестьянина. ссуды ), холопов (« холоп » — феодально-зависимый крестьянин, которого можно было убить или продать как раба) и т. д. В «Обширном издании Правды» есть особые положения о статусе закупов и холопов . Он также отражает роль княжеского двора, увеличивая и устанавливая различные виды наказаний и наказаний. Он наложил штрафы, которые пошли на пользу князю или его администрации с уменьшенной компенсацией потерпевшим.

Пытаясь отменить кровную месть (что было довольно распространено в то время), «Правда» сузила ее «использование» и ограничила число мстителей ближайшими родственниками погибших. Если на стороне жертвы не было мстителей, убийца должен был выплатить штраф (так называемый «выра») в пользу князя и частичную компенсацию родственникам жертвы (сообщество убийцы должно было помочь ему оплатить штраф). . Если убивали женщину, приходилось платить половину обычного штрафа (так называемое «полувирьье», половина «выра»). «Правда» также защищала здоровье и честь свободных членов феодального общества и обеспечивала денежную компенсацию за нанесение увечий или оскорбление словом или делом. «Правда» имела комплексную систему наказаний и наказаний за кражи в городе или сельской местности, умышленное повреждение лесов, охотничьих угодий или земель, незаконное проникновение и т. Д. Она также регулировала задолженность между физическими лицами и содержала статьи об ответственности и наследственном праве. «Правда» использовала свидетелей , клятвы и « ордалий » (лат. Ordalium , или «испытание» на английском языке ), своего рода крайний критерий, используемый для доказательства невиновности или виновности подсудимого в ходе судебного разбирательства. Судебный процесс также включал показания свидетелей, доказательства , сбор или преследование по горячим следам . Следователям также пришлось проверить ложные обвинения. Это были первые шаги к судебной медицине .

Предыстория возникновения закона

Причины создания такого акта диктовало само время. До появления Правды прописанного свода законов не существовало вообще. Жизнь в государстве регламентировалась морально-этическими христианскими нормами, которые были отражены в церковной литературе.

Русская Правда во многом опирается на христианские прописные истины, но такой свод правил более усовершенствован и детализирован.

До прихода христианства на Русь, до ее крещения в обществе господствовал языческий закон. Конечно, он был диким и варварским. Но такие вековые устои тяжело было искоренить одной только новой церковной литературой. Ведь языческое право шло в полный разрез с новой христианской религией.

Кроме того, в Древней Руси судьями были в основном выходцы из других стран, которые не владели в совершенстве всеми традициями и обычаями Киевской Руси и многих нюансов просто не могли понять. Главным толчком для возникновения свода законов был приход христианства с его высокими моральными ценностями, главной из которых была и есть жизнь человека, независимо от его статуса и положения в обществе.

Уголовное право «Русской Правды»

Кровную месть закон Ярослава не отменял, однако ввёл её в твёрдые рамки: за что и каким образом дозволяется мстить. С убийцей родственники убитого по-прежнему имели право расправиться самостоятельно. Если отомстить убийце было некому, то он должен был уплатить в казну крупный штраф – виру.

Её размер зависел от сословной принадлежности убитого. Вира за княжеского дружинника или тиуна составляла 80 гривен, за свободного мужчину – 40 гривен, за свободную женщину – 20 гривен, за раба (смерда и холопа) – 5 гривен.

За нанесение тяжких телесных повреждений было установлено «полувирье» – штраф в размере 50% от виры. Подданным предоставлялось право обороняться от разбойников, однако запрещалось вершить самосуд – убивать пойманных злодеев без суда государственного.

Важная деталь: за убийство или нанесение увечья во время ссоры на половину виры за виновного должна была сброситься вся деревня. Это делалось для того, чтобы всякий односельчанин, видящий далеко зашедшую ссору (например, разразившуюся в пьяном виде), хотел её прекратить – ведь и он мог материально пострадать от её итога.

До наших времён «Русская Правда» сохранилась не в оригинале, а в нескольких списках.

Материальные наказания устанавливались и за другие преступления, в том числе и за кражи. Отдельные суммы штрафа устанавливались за воровство «клетное» (с проникновением в жилище потерпевшего), «житное» (кражи зерна) и т.д., вплоть до «бортного» (кражи мёда). К воровству приравнивалось и укрывательство беглых холопов. Таким образом, разнотипные преступления против собственности впервые на Руси подвергались детальной классификации.

Наиболее тяжкими уголовными деяниями объявлялись разбой, поджигательство и конокрадство. Уличённые в этих преступлениях подвергались «потоку и разграблению». То есть, их имущество конфисковывалось, семья выгонялась из дому, а самого преступника отдавали в рабство.

Не всегда штраф взимался лишь в казну. Предусматривалось и возмещение ущерба потерпевшему – за физическое увечье, «за обиду», за порчу имущества (равнозначно – за увечье чужого холопа).

История создания и авторы

Согласно традиционной точке зрения, документ был создан в период между 1054 и 1073 годами. Это время триумвирата – совместного правления троих сыновей Ярослава Мудрого:

  • Изяслав (годы жизни – 1024-1078).
  • Святослав (1027-1076).
  • Всеволод (1030-1093).

Анализируя имена, содержащиеся в тексте Правды Ярославичей и проводя параллели с историческими событиями, ряд исследователей конкретизирует время создания документа еще более точно: 1068-1072.

Многие историки допускают возможность позднейших вставок к основному тексту.

В советской историографии утвердилось мнение, что создание «Правды Ярославичей» было напрямую обусловлено народными восстаниями 1068-1071 годов, связанными с поражениями братьев в битве на реке Альта от половцев в 1068 году.

Современные исследователи указывают на закономерность появления изменений в «Русской Правде», которая была утверждена еще в 1016 году Ярославом Мудрым и требовала обновлений. Они видят в появлении новой редакции «Русской правды» в первую очередь эволюцию феодальных отношений.

В самом тексте «Правды Ярославичей» в качестве ее создателей указаны 8 имен. Помимо трех вышеупомянутых сыновей Ярослава Мудрого это:

  • Чюдин;
  • Микула;
  • Микифор Кыянин;
  • Коснячко;
  • Перенег.

Чюдин и Микула упоминаются в других летописях как знатные «мужи» из Вышгорода (город возле Киева). В некоторых источниках их ошибочно объединяют в одно лицо «Чюдин Микула».

Микифор – обладатель имения в Киеве, приближенный к княжескому двору.

Коснячко – воевода при князе Изяславе во время восстания 1068 года.

Перенег – одна из наиболее спорных фигур. Татищев полагал, что это не имя, а прозвище, указывающее на этническую принадлежность – «печенег». Советский историк-славист Михаил Тихомиров категорически был не согласен с этой точкой зрения, доказывая, что Перенег – это имя одного из славянских «мужей» при княжеском дворе.

Коснячко упоминается в других летописях под 1068 годом, Чудин – под 1072 годом, что доказывает реальность этих исторических персонажей и правильность датировки Правды Ярославичей.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector