Псалом 25
Содержание:
История написания и авторство
Авторство и история составления во многом определяется благодаря надписанию псалма. Текст 142-го псалма имеет свое надписание «Псалом Давиду». А добавленное к нему выражение «Егда гоняше его Авессалом, сын его» является свидетельством святых отцов. Так, Феодорит, Иоанн Златоустый и другие отцы соглашались с тем, что автором текста является пророк Давид, а также с тем, что в древние времена, кроме первого надписания, псалом не имел других. Блаженный Феодорит отмечал, что ему приходилось лишь на некоторых письменах находить слова о преследовании царя сыном. И в еврейских письменах, и у переводчиков подобного надписания не было.
Текст 142-го псалма имеет надписание «Псалом Давиду»
Но слова о гонении близки к правде, ведь сам текст говорит именно об этом. Псалом является молитвой Давида к Господу, мольбой о помощи в тяжелое время, когда сын восстал против него. В то время на сторону Авессалома перешла большая часть израильтян, поэтому царь Давид в сопровождении немногих людей, оставшихся ему верными, был вынужден покинуть Иерусалим и прятаться в пустыне. Над ним нависла угроза потерять царский престол и собственную жизнь. И в таком сложном положении он уповал на Бога и молился.
Трехпсалмия
Во многих случаях используют трехпсалмия, сочетания псалмов, которые, как правило, действуют быстрей и эффективней. Вариантов трехпсалмий много и в каждом конкретном случае следует подбирать подходящие сочетания.
Для примера приведу несколько устоявшихся трехпсалмий, которые используются для решения конкретных проблем.
- Псалмы 78, 60 11 — читаются при болезнях детей.
- Псалмы 90, 60, 80 — универсальная чистка использующаяся для снятия не очень сильного негатива.
- Псалмы 71, 59, 132 — снятие негативных воздействий на семью (легкие оморочки и рассорки).
- Псалмы 89, 131, 9 — для удачи и успеха.
- Псалмы 73, 51, 62 — для поиска и получения хорошей работы.
- Псалмы 50, 3, 17 — для зачатия ребенка.
- Псалмы 71, 9, 132 — для прилежания в учебе.
- Псалмы 6, 22, 34 — наказание врагам.
Кроме того существуют и другие сочетания псалмов (4, 6 и более) о которых следует говорить отдельно.
Толкование
Текст песни насыщен сравнениями и аллегориями, поэтому хорошо читать псалом 21 на русском языке и разобрать толкование святых отцов.
- Стих 1: Древние исследователи псалтыри, святые Феодорит и Григорий Богослов, дают толкование псалма 21 как предсказание о Христе. Слова «на заступление» означают просьбу о защите. В некоторых стихах 21 псалом Давида написан от лица Христа, который просит Отца о помощи и укреплении в предстоящих страданиях. По мнению некоторых толкователей, прибавление «утреннем» здесь означает «Христовом», потому что именно Христос – образ рассвета, солнца правды и познания. Автор дает и нам пример молитвы в минуты бед и страшных испытаний.
- Стих 2: Господь слышит нас всегда. Но здесь псалом 21 показывает, что и Иисус Христос смутился, как и свойственно человеку, перед лицом испытаний. Тем более, что Он не был ни в чем виноват, но несет наказание для искупления тех, кто согрешил. Потому и нам нужно помнить, что Бог не помогает тем, кто живет в постоянных грехах.
- Стих 3: Здесь пророк показывает, почему даже в самый тяжелый момент молитвы бывают безответны. Иисус Христос молился в шестом и девятом часу – «во дни и в нощи», и не был услышан, так как таков был замысел Божий ради спасения людей.
- Стихи 4-6: Давид здесь образно обозначает принадлежность Христа к Единой Троице и подчеркивает одно желание Отца и Сына – спасение человечества. На это надеялись и «отцы» израильские, поэтому и могут быть уверены в помощи Божией современные христиане.
- Стих 7: Несмотря на эти уничижительные слова, здесь Давид намекает на большую силу. Как незаметный червь может принести вред, так и человек, признающий себя незначительным, смиренным, может уклониться от злых козней демонов и достичь спасения. Так и поношения, бесчестия, которые перенес Господь перед смертью, никак не повлияли на Его Божественную славу.
- Стихи 8-9: Все насмешки и злые слова Господь перетерпел, надеясь на помощь Небесного Отца.
- Стихи 10-12: Потому что по Божьему замыслу было сверхъестественное зачатие Христа Спасителя и от рождения Он был наставляем от Бога. И человеческая душа рождается от Бога и направляется Им в жизни.
- Стихи 13-18: В то время, как влиятельные иудейские старейшины и учителя искали, в чем уличить Христа, апостолы (образ которых здесь – кости), смутились и разбежались. Далее пророк описывает, как Спаситель страдал на кресте от физических мучений, жажды, душевной скорби, как издевались над Ним бесстыдные и жестокосердные иудеи и язычники.
- Стих 19: Эти слова употребляются на службах Страстной седмицы. Богословы и историки дают следующее толкование: когда Спасителя распяли, воины бросили жребий, чтобы выбрать, кто из них возьмет цельнотканую одежду Христа, и разделили ризы.
- Стихи 20-21: Здесь снова – просьба о помощи, чтобы Бог воскресил Своего Сына на третий день.
- Стих 22: В этом стихе Давид под «рогом» подразумевает фарисейскую гордыню и просит Бога избавить «единородную», то есть душу, от нападок гордых людей.
- Стих 23: Толкователи говорят, что под «именем» здесь значится вочеловечившийся Иисус Христос как лицо Святой Троицы. Именно это возвещает Спаситель братии – апостолам, и о чем призваны говорить и все христиане, и вся Церковь.
- Стих 24: Пророк, предвидя победу Мессии и Воскресение Христа, призывает всех, в том числе язычников и иудеев, распространить это известие по миру, славить Спасителя.
- Стихи 25-26: Нищим здесь Господь называет Себя в человеческом образе, победившего с помощью Бога дьявола. Не смотря на то, что Христос принял человеческую немощь, Бог Отец услышал Его молитву. Так основалась Церковь как дом Божий, в которой все соборно прославляют Бога.
- Стихи 27-29: Псалмопевец указывает, что в новой созданной Церкви верующие насытятся духовной пищей – в молитве и таинствах, найдут источник вечной жизни, освободятся от рабства идолам, страстям и порокам.
- Стихи 30-32: Христиане станут богатыми добрыми делами и благочестием, будут жить надеждой на освобождение от греха, своим примером возвещать правду о Христе, — таким уверением завершается псалом 21.
Богословский разбор
Чтобы глубже понять текст, верующим рекомендуется читать толкования на Псалом 25, написанные опытными духовниками. Например, подробно разбирает каждую строку Евфимий Зигабен. Неопытным в чтении Библии лучше поначалу опираться на исследования святых отцов.
1-5 стихи
Духовное состояние гонимого Давида можно ясно увидеть во второй строке, где он просит Бога исследовать его сердце и разум (в славянском переводе — почки и сердце). Это должно показать Творцу, что в самой глубине существования даже мысли не зародилось о том, чтобы занять трон Саула или причинить ему какой-либо урон. Такое поведение объясняется тем, что праведник ощущает заботу и расположение Господа по отношению к себе. Поэтому он должен подражать Ему и в собственной жизни.
Источник своей безгрешной жизни автор видит не в себе. Он приписывает все достоинства одному лишь Создателю. Каждое действие, совершаемое на протяжении дня, человек должен обдумать с позиций грядущей вечности. Не расстроит ли он этим Творца, не нарушит ли какую-либо заповедь? Современному человеку кажется непонятным, что даже сидеть за одним столом с неправедными людьми считалось плохим поступком. Об этом можно судить по 5 строке.
Каждому время от времени приходится общаться с недобрыми людьми. Благочестивые христиане не должны продолжать с ними видеться, иметь совместные дела, тем более дружить. Ведь если положительное окружение приносит пользу, так и плохое способно причинить вред.
6-12 стихи
Псалом 25 на русском языке довольно сильно отличается от славянского текста. Для полноценного изучения следует внимательно прочесть оба варианта, сравнить их. Перед тем, как просмотреть построчный перевод, следует помолиться Христу, чтобы Он открыл разум для усвоения послания, которые Дух Святой вложил в строки.
Исполнять повеления Бога могут не только истинно верующие люди, но и лицемеры. Разница в том, что первые получают от этого настоящую духовную радость, а вторые надеются лишь откупиться от грозного Владыки. Но Давид был не таков.
- Он относился с полной серьезностью ко всему, что завещал Господь. Имел твердое намерение исполнять Его волю («омывал руки в невинности»).
- В псалме мы видим пример из повседневных обрядов священнослужителей древности. Они перед входом в алтарь совершали омовение рук. Даже не будучи духовным лицом, каждому подобает очистить свою совесть покаянием.
Давид, являясь высокопоставленным человеком, не считал для себя зазорным исполнять надлежащие обряды вместе с простыми людьми. У евреев было принято обходить жертвенник, на котором горела туша забитого животного. Очевидно, что на это требовалось время. Не забывал праведник и возносить хвалу. Обязанность каждого верующего — благодарить и славить милосердного Спасителя.
Текст псалма 16 на русском языке
1 Услышь, Господи, правду , внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашел; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня,- от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своем, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Для верующего человека совершенно не нужен какой-то особый случай, условия или ситуация. Вы можете читать псалом, когда захочет ваше сердце, тогда Бог услышит вашу молитву, силу веры и обязательно поможет и поддержит.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Литературные особенности Псалтыри.
Два первых псалма задают тон всей книге. Они являются великолепными образцами еврейской библейской поэзии. Поэтическая сила Псалтири основана на синтаксическом параллелизме текстов, когда мысль выражается посредством синонимии, либо параллельно высказываются противоположные точки зрения.
Велико и жанровое разнообразие псалмов. По жанру псалмы Псалтири можно разделить на:
- Прославления Бога,
- Мольбы (псалмы 6, 50),
- Жалобы (псалмы 43, 101),
- Проклятья (псалмы 57, 108),
- Исторические псалмы (105),
- Брачная песня (44),
- Философские псалмы (8),
- Гимны (103) и пр.
Несмотря на деление книги на псалмы и их жанровое разнообразие Псалтирь представляет собой цельное произведение, основной мыслью которого является возможность человека обратиться к Богу и раскрыть ему глубину своей души.
Многие псалмы были переложены на стихи. Практически в каждом каноне есть своя стихотворная Псалтирь. Только Лютеране не используют в службе стихотворную Псалтырь.
В русской поэзии к стихотворным переводам и парафразам отдельных псалмов обращались:
- Ломоносов,
- Сумароков,
- Державин,
- Глинка и др.
Особенности языка Псалтири.
- Ассоциативность,
- Образность,
- Символизм,
- Иносказательность,
- Эмоциональность.
Псалтырь в Иудаизме.
Псалмы играют важную роль в Иудаизме. Их используют в качестве личных молитв и для службе в синагоге. Некоторые псалмы читаются здесь ежедневно (к примеру, 144 – 150 псалмы). Псалмы 112—117 читают в праздники. Есть определенные псалмы, соответствующие дню недели.
День недели | Псалом |
Понедельник | 47 |
Вторник | 81 |
Среда | 93 |
Четверг | 80 |
Пятница | 92 |
Суббота | 91 |
Воскресенье | 23 |
Псалтирь в православии
В православной Церкви многие псалмы читаются на службе ежедневно и закреплены за отдельными богослужениями. Во время вечерни читаются псалмы 103, 140, 141, 129, 116 и 33. В начале утрени читаются псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142. Перед чтением канона читается псалом 50. В заупокойное богослужение входит 118-й псалом. Его же читают накануне родительских суббот. Различные псалмы используются на Литургии, молебнах и в обрядах.
Монахи читают Псалтирь в течение недели. В Великий пост Псалтирь прочитывается в монастырях, придерживающихся уставу, два раза. Псалтирь используется для келейной молитвы.
Псалтирь у католиков.
В католической традиции псалмы являются частью ежедневного богослужения в своем «чистом» виде, в отличии от православной церкви, где в большей степени используются стихиры и тропари. В основном практикуется четырехнедельный цикл прочтения Псалтири. Используется Псалтырь и в домашней личной молитве. К примеру, в Пост читается семь псалмов покаяния.
Псалтирь в исламской традиции.
В Коране указано, что Аллах Давиду, книгу Забур, которая отождествляется с Псалтирью. Однако, в исламской традиции считается, что псалтирь дошла до наших дней в искаженном виде. Псалтирь в исламе считается пророческой книгой.
Без преувеличения можно сказать, что Псалтирь является для многих самой важной книгой Ветхого Завета. Псалтирь —книга молитв
Читать Псалтирь можно в любых случаях – в горе и в радости.
В каких случаях и как читают 38-ой псалом?
В церкви во время богослужения псалом 38 исполняют на старославянском языке, но верующему важно понимать смысл молитвы, поэтому многие в домашних условиях используют русский текст. Таковой рекомендован к прочтению:
- когда сложная ситуация кажется неразрешимой;
- когда в душе поселились отчаяние и уныние;
- для покаяния;
- для укрепления надежды и веры в лучшее;
- для того чтобы быстрее устроиться на работу в случае ее потери.
Читая хвалебную песнь, праведный должен сосредоточиться на ее строчках, сконцентрировать на собственном прошении, адресованном Господу. Произносят псалом 38 перед святым ликом, зажженной лампадкой или церковной свечой. Каждое слово пропускают через сердце, только тогда оно будет искренним. Запрещено использовать молитву тогда, когда она неуместна с учетом жизненной ситуации, когда содержание ее не близко по духу верующему.
Об устроении семейной жизни
1. О долголетии хозяина семьи и тех членов семьи, без которых не могут обойтись другие:
Пс. 86
2. Чтобы благословил Господь имущество людей, чтобы не впадали они в уныние, но прославляли Бога:
Пс. 103
3. Да сохранится в семье любовь и да прославят Бога:
Пс.116
4. Когда нет взаимопонимания между родителями и детьми, да просветит их Господь, чтобы дети слушались родителей, а родители любили детей:
Пс. 76
5. Да принесет Господь мир в семью, если возникла ссора:
Пс.126
6. Чтобы младшие уважали старших:
Пс. 109
7. Об усмирении непослушных детей, чтобы не огорчали они родителей:
Пс. 22
8. О матери, страшащейся во время родов, да укрепит и защитит ее Господь:
Пс. 75
9. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потере ей плод:
Пс. 142
10. Молодым, когда страдают от несчастной любви:
Пс. 41
11. Бесплодным супругам, чтобы Господь исцелил их и они не развелись:
Пс. 19
Значение в Православии
Значение этой Священной Книги в Православии весьма велико. Она широко применяется в богослужении, а пение или чтение ее – это одно из основных аскетических упражнений православных христиан наряду с молитвой Иисусовой. Правда, святые отцы говорили, что последняя подобна доброму вину, а вот Псалтирь – это нечто вроде тех виноградных отжимок, которые бывают после выделывания вина. Впрочем, и они также вполне съедобны и вполне способны удовлетворить духовный голод христианина. Однако, чтобы научиться правильно и с пользой молиться по Псалтири, необходимо сначала иметь некоторые, хотя бы самые предварительные сведения о ней.
Святой царь и пророк Давид
Что означает слово «псалтирь» и как из него возникла Псалтирь
В древности так назывался музыкальный инструмент, не дошедший до нас, но вне всякого сомнения – струнный, наподобие нынешней арфы. Музыкант играл на нем, перебирая пальцами струны. Как известно из Библии, царь, пророк и псалмопевец Давид умел великолепно играть на этом инструменте. Но этим его духовно-творческая энергия не ограничивалась. Ибо из его преданной Богу, благородной души изливались в стихотворной форме особые священные песнопения, которые он и пел под аккомпанемент псалтири.
Поэтому эти песнопения и стали называться псалмами, а Священная Книга, в которой они собраны, посему стала называться Псалтирью. Впрочем, по этому поводу предоставим слово самому Давиду:
В этих словах видна надежда на Бога благочестивого юноши, который был умален от людей: он меньший из всех братий, простой пастух овец не мог получить от других удостоверения священной высоты своего духовно-поэтического творчества. И поэтому ожидал оного от Господа, и не ошибся! Господь не только явно показал, что Ему угодны псалмы Давида, послав к нему своего Ангела, под коим можно понимать и действительно посланного с неба ангела, и пророка Самуила, но еще и руками последнего помазал младшего из братий в царя Израиля. Ибо Бог смотрит не на лице, рост, возраст и внешнюю красоту человека, а на его сердце!
Когда была написана книга и кто ее автор(ы)
В отношении авторства этой Священной Книги существует два мнения. Большинство святых отцов считают, что все псалмы были написаны царем и псалмопевцем Давидом. Но некоторые думают, что все же часть их составили другие авторы. В подтверждение сего своего мнения они, в частности, указывают на тот факт, что в Псалтири упоминаются те события, которые произошли уже после смерти сего царя – например, строительство, а затем и восстановление храма Иерусалимского. Но в ответ им другие резонно замечают, что Давид был пророком, поэтому мог пророчески предвидеть и то, что было после его жизни.
Однако, наиболее мудрые из святых отцов говорят следующее. Какое значение для спасения моей души имеет то, кто написал псалмы?! Главное, что все они богодухновенны и душеполезны и спасительны. А вопрос их авторства в этом важнейшем для нас предмете имеет второстепенное значение. Поэтому и мы, исходя из сего, в заглавии данного раздела написали на первый взгляд несколько странно: «автор(ы), — но, исходя из вышесказанного, вполне целесообразно. Пусть каждый выбирает какого мнения придерживаться, лишь бы это не повредило его душе.
Однако в любом случае несомненным является то, что, по крайней мере, основание Псалтири положил именно псалмопевец Давид, который жил и царствовал за тысячу лет до Рождества Христова. Именно в это время и, возможно, несколько позже и была написана сия Священная Книга.
Псалом 22
Учение Господа Иисуса – это великий призыв к покаянию, к любви всех людей ко всем людям, состраданию и жалости даже к страшным грешникам. В ответ на искреннюю молитву, в первую очередь, в душе появится святой мир, ясность и спокойствие, по свидетельству многих людей — и это поистине чудо, которое случается с каждым верующим человеком. Постарайтесь также побеседовать со священником, если у вас есть жизненные сложности и душевная тревога. Стоит только помолиться от души, слушать или читать псалом 22 Давида, и, конечно, исповедоваться и причаститься в православной церкви — тоска исчезнет. Читать псалом 22 и текст сильной молитвы на русском языке его помогает бороться с депрессией, любить Господа и уповать на Его помощь — ведь особенно сложно, когда человека никто не поддерживает при нападении злой силы. Не надо желать другим зла, читайте текст молитвы на русском, можно его слушать или можно написать Богу письмо от души, это поможет успокоиться. Но и мы сами должны стремиться к угодной Богу жизни, посещать храм, пить святую воду, исповедоваться и причащаться, молиться за богослужением, помогать людям, прощать грехи и ошибки наших ближних, спокойно вести себя в конфликтах. Божия благодать дается нам лишь через смирение, принятие воли Божией о нас, чтение молитв, исполнение заповедей Божиих, посещение церковных богослужений. Нужно слушать Бога через Евангелие и молитву.
Самое главное — помнить, что «сила Божия в немощи (слабости) совершается», как говорит апостол Павел в Послании к Коринфянам. Читайте псалом Давида 22 и помните, что слабость человеческая выражается в том, что он отдает себя в руки Божии, становясь гибким, давая Богу действовать и помогая Ему человеческими силами, но не гордясь и надеясь на помощь Божию, слушая Его. Человек смиренный действует, но не ропщет перед трудностями, молится и ждет воли Божией о себе, слушает священника-духовника.
Толкование
Толкователи находят схожесть между 25 и 7 псалмами, где Давид так просит Бога о защите против клеветы завистников, когда он был обвинен в том, что претендует на трон Саула. Псалом начинается с обычного надписания «Псалом Давиду». Составляя этот псалом, Давид просит праведного суда у Бога и помощь в избавлении его от нападок врагов и клеветников. Каждый стих псалма наполнен своим чудодейственным смыслом.
- Стих 1: Давид говорит, что не на кого ему положиться, кроме Господа Бога, только его справедливый суд может помочь ему в этой сложной ситуации. Однажды молитва уже помогла ему, разрешив проблемы с царем Саулом.
- Стих 2: автор просит искусить, испытать его, разжечь его словно металл, чтобы понять прочность, на которую он способен. Таким образом, Давид предлагает проверить самые сокровенные и внутренние помыслы и чувства его души. Только Бог по своему решению может открыть невинность праведника перед народом.
- Стих 3: в этом стихе открывается причина, почему Давид так уповает на Бога. Он находится под милостью Божьей, которую получал не единожды в различных ситуациях мирской жизни, считая ее наградой за свое праведное служение и доброту. Так же автор признает, что всегда живет по заветам и не верит в непреложную истину Божью, что так же дает ему силу и уверенность в успехе.
- Стих 4-5: Давид говорит о язычниках, чьи сборища он наблюдал на капищах, будучи там в изгнании в земле Филистимской. Служение этим идолам он считает неправильным и нечестивым, словно нарушающим закон. Он высказывает презрение к этой псевдорелигии и утверждает, что не общался с ними и не имел ничего общего, хоть и был вынужден находиться рядом.
- Стих 6-7: среди древних верующих был обычай омовения рук и других частей тела, дабы очиститься от негативного, преступного и заявить о своей чистоте и невиновности. Именно об этом пишет Давид, обращаясь к Богу и словно смывая с себя все воспоминания о язычниках, у которых он томился в изгнании. Певцы скинии во время чтения Моисеевых книг приносили жертву и обходя вокруг места для жертвоприношения, об этом и говорит автор, обещая умилостивить Всевышнего и отмолить свой недостойный поступок.
- Стих 8: насколько ненавистны для Давида идолы и капища язычников, настолько сильна его любовь и тоска по дому Божьему. Под именем дома Господа автор имеет в виду скинию, в которой особым образом являлась слава Создателя и он открывал народу своему свои заветы.
- Стих 9-10: при толковании этого стиха у историков возникают противоречия. Согласно первому мнению, под нечестивыми автор представляет своих обидчиков – царя Саула и его подданных, а вот во втором варианте так он называет все тех же язычников, у которых жил Давид во время своего изгнания. Праведник просит Бога уберечь его от судьбы этих нечестивых, а также мужей крови (убийц), так как он всегда благочестив и верен своему Создателю.
- Стих 11: здесь вновь просматривается смысл, заложенный в начале псалма. Давид уже поведал о своих поступках и возможных прегрешениях Богу и теперь ждет, что он проведет свой праведный суд и примет верное решение, наградив его милостью. Праведник говорит, что он беззлобен и добр в своей жизни, а потому просит избавить его от бед и несчастий.
- Стих 12: в заключении Давид говорит, что, несмотря на все его несчастья, он не свернул с истинного пути и сохранил свою веру. Псалмопевец утверждает, что он всегда будет чувствовать благодарность и любовь к Богу, а потому не устанет прославлять его, словно создавая пророчество о том, насколько будет востребован Псалтырь во время богослужений.
Толкование
Толкователи находят схожесть между 25 и 7 псалмами, где Давид так просит Бога о защите против клеветы завистников, когда он был обвинен в том, что претендует на трон Саула. Псалом начинается с обычного надписания «Псалом Давиду». Составляя этот псалом, Давид просит праведного суда у Бога и помощь в избавлении его от нападок врагов и клеветников. Каждый стих псалма наполнен своим чудодейственным смыслом.
- Стих 1: Давид говорит, что не на кого ему положиться, кроме Господа Бога, только его справедливый суд может помочь ему в этой сложной ситуации. Однажды молитва уже помогла ему, разрешив проблемы с царем Саулом.
- Стих 2: автор просит искусить, испытать его, разжечь его словно металл, чтобы понять прочность, на которую он способен. Таким образом, Давид предлагает проверить самые сокровенные и внутренние помыслы и чувства его души. Только Бог по своему решению может открыть невинность праведника перед народом.
- Стих 3: в этом стихе открывается причина, почему Давид так уповает на Бога. Он находится под милостью Божьей, которую получал не единожды в различных ситуациях мирской жизни, считая ее наградой за свое праведное служение и доброту. Так же автор признает, что всегда живет по заветам и не верит в непреложную истину Божью, что так же дает ему силу и уверенность в успехе.
- Стих 4-5: Давид говорит о язычниках, чьи сборища он наблюдал на капищах, будучи там в изгнании в земле Филистимской. Служение этим идолам он считает неправильным и нечестивым, словно нарушающим закон. Он высказывает презрение к этой псевдорелигии и утверждает, что не общался с ними и не имел ничего общего, хоть и был вынужден находиться рядом.
- Стих 6-7: среди древних верующих был обычай омовения рук и других частей тела, дабы очиститься от негативного, преступного и заявить о своей чистоте и невиновности. Именно об этом пишет Давид, обращаясь к Богу и словно смывая с себя все воспоминания о язычниках, у которых он томился в изгнании. Певцы скинии во время чтения Моисеевых книг приносили жертву и обходя вокруг места для жертвоприношения, об этом и говорит автор, обещая умилостивить Всевышнего и отмолить свой недостойный поступок.
- Стих 8: насколько ненавистны для Давида идолы и капища язычников, настолько сильна его любовь и тоска по дому Божьему. Под именем дома Господа автор имеет в виду скинию, в которой особым образом являлась слава Создателя и он открывал народу своему свои заветы.
- Стих 9-10: при толковании этого стиха у историков возникают противоречия. Согласно первому мнению, под нечестивыми автор представляет своих обидчиков – царя Саула и его подданных, а вот во втором варианте так он называет все тех же язычников, у которых жил Давид во время своего изгнания. Праведник просит Бога уберечь его от судьбы этих нечестивых, а также мужей крови (убийц), так как он всегда благочестив и верен своему Создателю.
- Стих 11: здесь вновь просматривается смысл, заложенный в начале псалма. Давид уже поведал о своих поступках и возможных прегрешениях Богу и теперь ждет, что он проведет свой праведный суд и примет верное решение, наградив его милостью. Праведник говорит, что он беззлобен и добр в своей жизни, а потому просит избавить его от бед и несчастий.
- Стих 12: в заключении Давид говорит, что, несмотря на все его несчастья, он не свернул с истинного пути и сохранил свою веру. Псалмопевец утверждает, что он всегда будет чувствовать благодарность и любовь к Богу, а потому не устанет прославлять его, словно создавая пророчество о том, насколько будет востребован Псалтырь во время богослужений.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)