Царскосельский лицей. школа, воспетая а. с. пушкиным
Содержание:
- Первый раз в лицейский класс
- Интересные факты о детстве и лицейских годах Пушкина. Самые интересные факты о детстве Пушкина Александра Сергеевича
- Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»
- Стихи
- Факты о лицее Пушкина. Лицейские годы Пушкина — интересные факты
- Вольнолюбивая лирика Пушкина
- Была пора: наш праздник молодой…
- Павел Михайлович Юдин
- Лицейские друзья Пушкина. Лицейские друзья. Друзья навеки…
- Первый директор — Малиновский
- Поцелуй
- Учеба
- Лицейское братство Пушкина. Лицейское братство. Пушкин
- Дельвиг
- Родители
Первый раз в лицейский класс
12 августа 1810 года Александр I подписал указ об учреждении лицея для образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной, а 31 октября 1811 года были открыты двери Императорского Царскосельского лицея. Как и было положено в те времена, все началось с молебна, а уж потом начались протокольные мероприятия. На открытии присутствовал император с супругой и матерью, высшие сановники государства. Сегодня спросите любого гражданина, вряд ли кто-то вспомнит, что открывал лицей Александр I, зато всякий помнит, что там учился Александр Пушкин. В памяти народной Лицей так и остался «пушкинским».
Так вот, лицеисты вставали в шесть утра и шли на молитву. Евангелие читали по очереди. До завтрака, который начинался в девять утра, проходили уроки. И как нам не вспомнить старую русскую поговорку: «Сытое брюхо к учебе глухо». Да и завтрак, состоящий из белой булки с чаем, не очень отвлекал от занятий. После завтрака обязательной была прогулка в любую погоду. Погуляли – и снова за учебу, пообедали – и снова на занятия. Отдельный час был выделен на чистописание и рисование. Никакого тихого часа – до 17 часов вновь усвоение наук в классах. После полдника и прогулки – повторение уроков. В 20.30 – ужин, а в десять – вновь молитва и отход ко сну. Четкого расписания лицеисты придерживались каждый день. Главные развлечения – по средам и субботам, в эти дни можно было заняться танцами и фехтованием. А еще все должны были посещать занятия по духовному пению. По-моему, все очень симпатично и понятно, но, боюсь, не все со мной согласятся.
Для нормального существования лицей был укомплектован специальным штатом преподавателей и обслуживающего персонала. За образование отвечали семь профессоров, два адъюнкта, священник, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, три надзирателя и три гувернера. А к организации жизнеобеспечения был приставлены бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, сторожа, кухарки и прачки. То, что образование ставилось во главу угла, подтверждает тот факт, что профессорами становились только известные отечественные и зарубежные ученые. Лицеисты должны были читать литературу в подлинниках, а между собой и с преподавателями общаться на французском языке. Известно, что за свое знание французского языка Пушкин получил прозвище Француз, правда, он имел еще одно прозвище – Сверчок, но это другая история, и мы рассказывали вам о ней в нашей ранней публикации. На последнем курсе обучения в программу образования ввели верховую езду и плавание. Плаванию обучали в большой купальне в царском саду, занятия проводили матросы. И каждую субботу лицеисты ходили в баню.
Рассказ был бы неполным, если мы не упомянем замечательную библиотеку, основу которой составили книги из юношеской библиотеки Александра Первого. В лицей поступали все новые отечественные и зарубежные издания, осуществлялась подписка на газеты и журналы. Сегодня мы остановились на том, как создавался Царскосельский лицей, какие организационные меры принимались, чтобы он стал одним из лучших вузов и мог готовить нужных специалистов. К сожалению, в одной статье мы не можем рассказать обо всех людях, о событиях, происходящих в лицее. Это тема наших будущих публикаций.
Интересные факты о детстве и лицейских годах Пушкина. Самые интересные факты о детстве Пушкина Александра Сергеевича
Кажется, о жизни великого Александра Пушкина известно все. Но рассказы о нем начинаются в основном с лицейских лет, а между тем незаурядное чувство юмора и другие таланты он проявлял еще в детстве. И поэтому сегодня мы расскажем вам самые интересные факты о детстве Пушкина Александра Сергеевича.
1. Так, когда писатель Иван Дмитриев решил пошутить над десятилетним Сашей (чей дед Ганнибал, как известно, был чернокожим), он воскликнул: “Какой арабчик!”. И Пушкин, вместо того, чтобы заплакать, быстро отбрил наглеца: “Зато не рябчик!”. Так действительно безобразно рябой шутник получил по заслугам от ребенка.
2. Когда будущему солнцу русской поэзии было всего четыре годика, его едва не растоптал императорский конь. Благо, Александр Первый придержал своего скакуна — литература могла бы лишиться великого человека. А так даже няня отделалась легким испугом.
3. Будучи уже взрослым, Пушкин утверждал, что помнит землетрясение 1803 года — по его словам, тогда колыхалась земля и дрожали колонны. Произошло это примерно в то же время, когда и его первая встреча с императором.
4. По воспоминаниям родных, первую свою рифмованную эпиграмму Александр Сергеевич написал а восемь лет и не на русском языке , а на французском. Интересно, что Пушкин этот факт опровергал, утверждая, что писать начал уже подростком. Подтвердить версию о раннем начале творчества невозможно, так как его стихам не придавали значения и все было выброшено.
5. Маленький Саша звал мамой свою Няню Арину Родионовну, которая в детстве, да и в более зрелом возрасте, была его самым близким человеком. По утверждению самого поэта, когда он был ребенком, то не любил никого, кроме нее. а наняла эту чудесную женщину бабушка мальчика, когда он гостил в ее поместье летом.
6. Вероятно, это было сделано для того, чтобы как-то повлиять на ребенка, у которого “не было середины”, по утверждению бабушки, которая сокрушалась об отсутствии у внука воспитания.
7. Однажды порывистая и склонная к изобретению странных наказаний мать поэта на целый год лишила своего старшего сына общения: именно столько она игнорировала Александра Сергеевича. причем повод, по которому это произошло, был так незначителен, что к нынешнему времени уже забыт.
8. Мать же подозревала у собственного ребенка умственные отклонения из-за того, что он рос молчаливым, неловким, не любил общество сверстников и подвижные игры. Возможно, именно из-за этого мать и не любила Пушкина, даже после того, как он стал шаловливым и резвым.
9. Любимым местом прогулок Пушкина-ребенка был Юсуповский парк, который называли “Версалем в Москве”.
10. Александр Сергеевич не любил учиться, зато обожал читать — благодаря этому и своей необыкновенной памяти он уже в одиннадцать лет цитировал классику на французском.
На сегодня это все. Но мы надеемся, что эта подборка вам понравилась. Поэтому ждем вас снова на нашем сайте.
Общность природы и состояния души человека в стихотворении «Зимнее утро»
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина занимает значительное место. Одно из самых живописных стихотворений «Зимнее утро»было создано Пушкиным 3 ноября 1829 г.в усадьбе друзей поэта Вульфов в Тверской губернии. Опубликовано оно было в альманахе «Царское село» в 1830 г. В стихотворении личные переживания поэта тесно переплетены с описаниями окружающей природы. В стихотворении два героя: лирический герой и его красавица. Чтобы усилить впечатление от красоты зимнего солнечного морозного утра автором использована антитеза: картины природы показаны «нынче» и «вечор».На смену вчерашней вьюге пришел ясный чудесный день, наполненный завораживающей красотой: «голубыми небесами», «великолепными коврами» блестящих на солнце снежных покровов, «прозрачным лесом», зеленеющей «сквозь иней» елью, блестящей«подо льдом речкой». Как бы не было уютно и тепло в комнате, озаренной «янтарным светом» с потрескивающей печкой, душа поэта стремится на природу, он призывает отправиться на прогулку, чтобы разделить вместе с ним переполняющие чувства к красоте родного края. В стихотворении «Зимнее утро»много выразительных эпитетов и сравнений, олицетворений, использованы метафоры в обращении к красавице: «сомкнуты негой взоры», «звездою севера». Стихотворение наполнено оптимизмом, верой в личное счастье. Считается, что оно посвящено будущей жене поэта. Пушкин в 1829 г. сделал предложение Наталье Гончаровой, в мае 1930 г. получил согласие от ее родителей на брак.
Стихи
В лицее Пушкин писал стихи. За 6 лет им было создано более 130 произведений.
Но он не был единственным в лицее, кто увлекался стихотворством. Многие из его однокурсников сочиняли стихи, и многие делали это даже лучше чем он.
Но у Пушкина несомненно был талант, и этого никто не отрицал: ни однокурсники, ни учителя. Он был увлечен этим. И его друзья с интересом наблюдали, как молодой поэт погружался в задумчивость, грыз перо и быстро набрасывал строчки новых стихов.
Надзиратели сначала пытались запретить ученикам писать стихи, пробовали забирать у них бумагу. Считалось, что это отвлекает учащихся от важных наук.
Тогда Пушкин начал писать прямо на уроках, совершенно не вникая в преподаваемый материал. Пришлось разрешить лицеистам писать стихи, а для контроля выпустить газету с произведениями учеников.
Факты о лицее Пушкина. Лицейские годы Пушкина — интересные факты
Летом 1811 года в Царском селе открылось новое элитное учебное заведение, обучение в котором приравнивалось к университетскому. Среди первых лицеистов был и двенадцатилетний Александр Пушкин, который позже называл лицей «отчизной для его души». На церемонии открытия присутствовала царская семья. Нравственным ориентиром на все время обучения стала речь профессора нравственных наук Куницына А.П., который в напутственной речи молодым дворянам призывал их чтить законы, любить свободу, славу и отечество. Представляем интересные факты о лицейских годах Пушкина.
Учеба
Юный Александр Пушкин приехал поступать в лицей вместе со своим дядей, который, чтобы обеспечить мальчику место в элитном заведении воспользовался своими связями с основателем лицея министром Сперанским, с которым Василий Львович был хорошо знаком. Тетка будущего лицеиста собрала ему на дорогу 100 рублей, которые для сохранности вручила Василию Львовичу. Однако из этих денег Пушкину вернулось всего 3 рубля.
Чтобы лицеисты не отвлекались от занятий, в первое время им запрещено было писать стихи. Однако Пушкин продолжал писать даже во время уроков
Позже, когда воспитатели поняли, что запрет не дал результата, они организовали литературный журнал, где юные дарования могли публиковать свои произведения.
Пушкин уделял внимание только тем предметам, которые ему нравились, поэтому числился среди плохо успевающих лицеистов. Преподаватели отмечали, что юноша обладает острым умом при полном отсутствии каких-либо признаков старательности
Так, например, прозвище «француз» Александр получил за владение в совершенстве французским языком. Язык Пушкин выучил еще в девятилетнем возрасте. Тогда же он пристрастился к французской литературе. Любимыми предметами в годы учебы стали русская и французская словесность, история. Преподаватели отмечали гибкий острый ум юноши при полном отсутствии прилежания.
При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности.
Вольнолюбивая лирика Пушкина
Образы стихотворения «Узник»
После окончания Лицея Пушкин поселился в Петербурге. Поэта увлекла столичная жизнь, насыщенная балами, театральными спектаклями, спорами в литературных обществах. Он посещал собрания обществ «Арзамас» и «Зеленая лампа», где читал свои произведения. Пушкин сблизился с передовыми людьми своего времени. В столичном обществе стали распространяться дерзкие стихи и едкие эпиграммы молодого поэта, их переписывали, заучивали наизусть. Пушкин стал голосом прогрессивной дворянской молодежи. С особой силой мятежное свободолюбие отразилось в стихотворениях «К Чаадаеву», «Деревня»,оде «Вольность» др.Вольнолюбивая лирика Пушкина дошла и до Александра I. Император назвал стихи настолько «возмутительными», что за них полагалась ссылка в Сибирь. Пушкин был вызван к генерал-губернатору М.А. Милорадовичу, на квартире поэта предполагался обыск, чтобы опечатать рукописи. Пушкин признался, что дома нет рукописей, потому что он все сжег. Но предложил записать все заново и написал по памяти целую тетрадь. Милорадович, покоренный чистосердечным признанием и благородством поэта, пообещал похлопотать о снисхождении государя. За Пушкина вступились В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин. Пушкина сослали не в Сибирь, а в южные губернии.
После приезда в Екатеринослав, Пушкин серьезно заболел. Направлявшийся на Кавказ генерал Николай Раевский выхлопотал разрешение выехать Пушкину для лечения на Кавказские минеральные воды в его сопровождении. После двух месяцев пребывания на Кавказе Пушкин, Раевский и члены семьи генерала путешествовали по Крыму.
После Крыма с его прекрасной природой морского побережья, в 1820 г. Пушкин был определенна службу чиновником в Кишиневе, провинциальном городе посреди однообразной степи. Оказавшись в глухой провинции вдалеке от друзей, Пушкин, испытывая чувство одиночества и внутренней несвободы, записал: «Теперь я один в пустынной для меня Молдавии». Вынужденная разлука с близкими людьми, монотонная жизнь в глуши,однообразная и скучная служба, нежелание находиться под надзором начальства заставляли чувствовать себя невольником. Кишинев был застроен одноэтажными домишками, над ними мрачно возвышалось здание острога из серого камня с узкими окошками, выходящими в тюремный двор. Во дворе были прикованы к столбу цепями два орла с подрезанными крыльями. В неволе гордые птицы не стали ручными, но на свободу улететь не могли, разделив участь узников. Пушкину довелось посетить острог, беседовать с арестантами, наблюдать за орлами. Эта трагичная картина изображена в стихотворении «Узник», написанном в 1822 г. и отражающем настроение самого поэта.
Главная тема стихотворения – свобода. В каждой строчке говорится о свободе, хотя само слово не употребляется поэтом ни разу. Композиция стихотворения состоит из двух частей, которые противопоставлены по настроению и интонации. Начало стихотворения передает тяжесть переживаний лирического героя, оказавшегося «за решеткой в темнице сырой». Каждое слово первой строки создает образ неволи: движение отсутствует, пространство ограничено, нет света и тепла. Далее в описании действий орла усиливается ощущение неволи: «Клюет, и бросает, и смотрит в окно…» Герой чувствует общность их судеб, видя, как его «грустный товарищ» обреченно клюет свою пищу, словно с ним «задумал одно». Гордой птице, как и лирическому герою присущи свободолюбивые порывы.
Описания, наполненные мраком и тоской, сменяются красочными картинами, в которых преобладают белый и синий цвета, много света, простора и надежды. Атмосфера сырого каземата отходит на второй план, уступая место мысленному полету лирического героя к морским просторам и горным вершинам. Образы природной стихии: море, горы, ветер являются символами свободы. Начавшееся унылым рассказом повествование сменяется страстным свободолюбивым призывом: «Давай улетим!» Авторская идея заключена о том, что свобода является врожденной потребностью любого живого существа. Человек, словно птица, создан для свободы.Вольнолюбивые мотивы были центральными в ранней лирике Пушкина.
Была пора: наш праздник молодой…
Была пора: наш праздник молодойСиял, шумел и розгами венчался,И с песнями бокалов звон мешался,И тесною сидели мы толпой.Тогда, душой беспечные невежды,Мы жили все и легче и смелей,Мы пили все за здравие надеждыИ юности и всех ее затей.
Теперь не то: разгульный праздник нашС приходом лет, как мы, перебесился,Он присмирел, утих, остепенился,Стал глуше звон его заздравных чаш;Меж нами речь не так игриво льется,Просторнее, грустнее мы сидим,И реже смех средь песен раздается,И чаще мы вздыхаем и молчим.
Всему пора: уж двадцать пятый разМы празднуем Лицея день заветный.Прошли года чредою незаметной,И как они переменили нас!Недаром — нет — промчалась четверть векаНе сетуйте: таков судьбы закон;Вращается весь мир вкруг человека,—Ужель один недвижим будет он?
Припомните, о други, с той поры,Когда наш круг судьбы соединили,Чему, чему свидетели мы были!Игралища таинственной игры,Металися смущенные народы;И высились и падали цари;И кровь людей то славы, то свободы,То гордости багрила алтари.
Вы помните: когда возник Лицей,Как царь для нас открыл чертог царицын,И мы пришли. И встретил нас КуницынПриветствием меж царственных гостей.Тогда гроза двенадцатого годаЕще спала. Еще НаполеонНе испытал великого народа —Еще грозил и колебался он.
Вы помните: текла за ратью рать,Со старшими мы братьями прощалисьИ в сень наук с досадой возвращались,Завидуя тому, кто умиратьШел мимо нас… и племена сразились,Русь обняла кичливого врага,И заревом московским озарилисьЕго полкам готовые снега.
Вы помните, как наш АгамемнонИз пленного Парижа к нам примчался.Какой восторг тогда пред ним раздался!Как был велик, как был прекрасен он,Народов друг, спаситель их свободы!Вы помните — как оживились вдругСии сады, сии живые воды,Где проводил он славный свой досуг.
И нет его — и Русь оставил он,Взнесенну им над миром изумленным,И на скале изгнанником забвенным,Всему чужой, угас Наполеон.И новый царь, суровый и могучий,На рубеже Европы бодро стал,И над землей сошлися новы тучи,И ураган их . . . . . . . . . . .
Павел Михайлович Юдин
Прозвища: «Чёрт», «Кис».
Юдин не отличался особенными талантами. Но учился он прилежно и из лицея вынес для себя много полезного.
Павел был нелюдим, он любил уединение, не принимал активного участия в общих затеях. С Пушкиным они не были особо близки. Однако поэт посвятил ему стихотворение «К Юдину»:
«Ты хочешь, милый друг, узнатьМои мечты, желанья, целиИ тихий глас простой свирелиС улыбкой дружества внимать…
…Мой друг, я для тебя воспелМечту, младых певцов удел…»
После лицея Павел поступил в Коллегию иностранных дел вместе с Пушкиным.
В первом потоке вместе с Александром Сергеевичем Пушкиным училось всего 30 человек. Мы перечислили только тех, кто был наиболее близок к поэту.
Лицейские друзья Пушкина. Лицейские друзья. Друзья навеки…
Мой первый друг, мой друг бесценный
Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! «И. И. Пущину», 1826 Иван Иванович Пущин в первый раз встретился с Пушкиным при поступлении в Лицей, на приемном экзамене, 12 августа 1811 года.
Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчётную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда.
Иван Иванович Пущин — «Жанно», как его называли товарищи, был на год старше Пушкина .
Родился И.И .Пущин 4 мая 1798 года. Отцом его был И.П.Пущин , генерал-лейтенант, генерал-интендант и сенатор, а матерью — Александра Михайловна , урождённая Рябинина. В Лицей его привёз его дед адмирал П.И.Пущин.
Главным его свойством была рассудительность. В отчёте о поведении воспитанников за 1812 год о нём говорилось: «С весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведёт себя благоразумно; благородство, воспитанность, добродушие и скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность суть отличные его свойства».
Среди товарищей Пущин всегда пользовался общей любовью. Юный Пушкин , с его пылкой, любящей душой, привязался к Пущину. Прямой и открытый характер Пущина ,его спокойная рассудительность внушали его другу-поэту не только любовь но и уважение. У Пушкина было много друзей, но дружба с Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений выделялась особой серьёзностью . В Пущине с ранних лет чувствовался уже будущей общественный деятель. Его ровный характер и благоразумие давали ему возможность играть роль старшего, и юный поэт часто поверял ему в ночных беседах через перегородку, разделявшую их комнатки, свои огорчения, тайны, а тот понимал и успокаивал своего впечатлительного друга. Однако не подумайте, что Пущин был этакой молодой старичок . Нет, это был живой мальчик, который умел и повеселиться и пошалить. Сколько проделок стоит за спинами лицейских друзей. Пущин со смехом вспоминает историю с гогелем-могелем. Пущин, Пушкин и Малиновский, затеяли выпить этого чудного напитку. Достали всё необходимое, и началась работа у самовара…Конечно, в этом участвовали не только они, но Тырков, на которого чересчур подействовал ром, и стал причиной их разоблачения. Слишком веселым и резвым показался он гувернёру, и тот доложил инспектору. Тут же начались спросы, розыски…Но трио, явившись, объявило, что это их дело и что они одни виноваты. Конечно, последовали наказания, но этот случай навсегда остался в памяти Пущина.
Первый директор — Малиновский
Первым директором лицея был Василий Фёдорович Малиновский — русский просветитель.
Он был отцом одного из учеников и друзей Александра Пушкина — Ивана Малиновского.
Во время войны с Наполеоном, когда французские войска взяли Москву и город исчезал в пожарах, утешал всеми силами Александра Пушкина, у которого в той стороне осталась семья.
Хотя война Василию Фёдоровичу далась очень тяжело. Вести о приближающихся вражеских войсках заставили готовиться учеников и весь персонал к отъезду. Директор же хотел оставаться в Царском селе до последнего.
Малиновский был директором лицея с первого дня его открытия до дня своей смерти — 4 апреля 1814 года.
Поцелуй
По соседству с лицеем жила пожилая графиня Волконская, при которой всегда была прекрасная горничная Наташа, помогавшая ей и сопровождавшая ее на прогулках.
Пушкин в то время ухаживал за Наташей.
Оказалось, что это была сама княжна Волконская. Пушкин, поняв, что произошла глупая ошибка, убежал.
Ситуация могла стать серьезной, ведь графиня была приближена к императрице. Александр отправился к директору Энгельгардту и во всем признался.
Княгиня же нажаловалась на лицеиста своему брату, а тот — самому государю. Когда царь встретился с директором для обсуждения ситуации, тот заверил, что уже наказал Пушкина самым серьезным образом и подобного не повторится.
Молодой поэт снова вышел сухим из воды.
Учеба
К сожалению, Пушкин не был прилежным учеником. Казалось, что кроме сочинения стихов его ничто не увлекало. Иногда его даже выгоняли с уроков за то что вместо изучения предмета он писал стихи и совершенно не слушал учителя.
Он с удовольствием занимался французским, русской словесностью и латынью. С радостью посещал спортивные мероприятия (фехтование, верховая езда, танцы).
Но другими предметами он заниматься не желал: математика, логика — это давалось ему с большим трудом. Немецкий язык он считал уродливым.
Прочими предметами: географией, историей, правом, каллиграфией и рисованием он занимался неохотно и без прилежания. Но, несмотря на это, от занятий был некоторый толк. Например, позже он сделает большое количество набросков и рисунков к своим стихам.
Лицейское братство Пушкина. Лицейское братство. Пушкин
19 октября 1811 года открылся Императорский Царскосельский Лицей, воспитавший многих выдающихся деятелей России.Имя самого известного ученика — Александр Сергеевич Пушкин.Кудрявый юный чародей -Пленительный и светлый гений.Как важен Пушкин для друзей!И как для каждого он ценен…Пенаты* — мальчикам лицей,**Они его сыны родные…Сдружились здесь в тени аллей -Горячие и озорные…И как ни сложится судьба,Они друг друга помнить будут,Открыты чистые сердца -Не предадут и не забудут!А Пушкин всех друзей смелейИ бесшабашней, и бойчее…Как он гарцует на коне,А в скачке нет его резвее!И в танцах Саша — чародей!Так всех чарует на паркете!И, как пловец, он всех быстрей.Нет равного ему на свете!Он фехтовальщик хоть куда!Друзья поэта обожают…И кличкой ласковой «француз»Его с улыбкой нарекают…»Нет в мире ярче, чем его,Божественного дарованья!»-Так верный говорит Жано,***Друг с детства в счастье и страданьях.Как много дружба им дала — Воспитанникам стен лицея.Не погасить в груди огня — Горит лишь ярче и мощнее…Товарищей предать нельзя!Так важно лицеистам братство.****Ведёт их юности звезда.Им чужды зависть и коварство!Они здесь все за одногоВ минуты радости и горя.Бушует жизненное море.Как им с друзьями повезло!*Пенаты — Домашний очаг, родной кров (от имени пенатов — древнеримских богов, покровителей домашнего очага)** Лицей — Императорский Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи. В русской истории известно, в первую очередь, как школа, воспитавшая А
С. Пушкина и воспетая им.***Жано — Иван Иванович Пущин, близкий друг Пушкина.****Лицейские годы – это самый радостный и беззаботный период в жизни великого русского поэта… Именно в лицее он раскрыл свой уникальный талант, ведь он начал сочинять стихотворения с детских лет.Явными лидерами в лицеи были Алексей Илличевский ( Алексей Демьянович Илличевский -русский поэт, будущий статский советник, один из самых ярких воспитанников Царскосельского лицея) и Александр Пушкин.Самыми близкими товарищами Пушкина в лицеи были: Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Антон Дельвиг…В последние годы учебы Александр сдружился со многими ровесниками и старшими юношами, но больше всего времени в учебном заведении он провел именно с этими тремя сокурсниками.Иллюстрация — Рисунок замечательной художницы (графика) Нади Рушевой.
Дельвиг
Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.
Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.
Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.
«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.
Родители
Удивительно, но Александр совсем не скучал по родным, и редко писал им письма.
Единственной ниточкой, которая связывала его с домом, были книги, которые он взял с собой в лицей из родительской библиотеки. Но и их вскоре отобрали надзиратели, так что от родных вещей у Пушкина ничего не осталось.
Уже во время учебы лицеистам сообщили, что домой их не будут отпускать до окончания учебы, исключением могут стать только каникулы. Когда товарищи Пушкина узнали об этом, они очень расстроились, а Александр — нет.
Но, несмотря на это, он любил своих родных, и приходил в ярость, если кто-то неучтиво отзывался о его родителях.