Психологическая помощь и поддержка

Проблематика

Православная психология помогает:

  1. Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
  2. Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
  3. Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
  4. Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
  5. Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.

Наука старается разрешить каждую из проблем. При этом человека медленно приобщают к вере, если он не противится этому.

Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.

Детская психология:

  • Психология подросткового возраста: проблема буллинга – Кирилл Хломов

  • Ни одна травля в школе не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые
    – Наталья Цимбаленко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? – Людмила Петрановская
  • Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия – Марина Мелия
  • Привет, Чучело. Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее? – Мария Новикова
  • Подросток попался в сеть – Наталья Крамаренко, Марина Тылкина
  • Не погружайте детей в болото претензий – Катерина Мурашова
  • Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться – Александр Лобок
  • Воровство в детском возрасте – Med o’key
  • Мама, купи мне монстра – коррекционный педагог Анастасия Дуброва
  • Когда вы разговариваете с ребенком – помолчите – Юлия Гиппенрейтер
  • Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) – Катерина Мурашова
  • Пограничные психические состояния у детей – семинар психолога Ирины Медведевой
  • Больше доминант, хороших и разных. Детские зависимости и способы их преодоления – иерей Владимиром Сергачевым
  • Когда дети хамят – Анна Сапрыкина
  • Детские коллективы для ребенка вредны или Как пережить каникулы – Александр Колмановский
  • Как прогнать бабайку? – Оксана Головко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? – Людмила Петрановская
  • Детская болезнь – Дмитрий Соколов-Митрич
  • Ябеда-карябеда – Инна Карпова
  • Гиперактивный ребенок – Галина Козловская
  • Почему не хочется хвалить ребенка? – Татьяна Шишова
  • Как стать моральным уродом? – интервью с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Марковой
  • Читая Спока – Владимир Ошеров
  • Я сердита, я сердита! – Ирина Лукьянова
  • Подросток: одиночество в сети? – Мария Руднева
  • Психофизиологические особенности десятиклассников – Наталия Суворова

Труд пастыря перекладывается на психолога

Некоторые «задачи» с первого взгляда вызывают недоумение: Бывает, что у священника нет сил и времени объяснить человеку, что тот сам себе лжет. Он приходит на исповедь и говорит то, что не соответствует правде. А я вижу, что он сам себя обманывает. И, стало быть, лжет и Богу. Я хотел бы, чтобы ему психолог помог себя понять, найти свою правду, увидеть, кто он есть на самом деле. Потому что на исповеди очень часто люди уклоняются от правды. Уклоняются не потому, что они хотят обмануть, а потому, что они не обладают нужным механизмом самоанализа.

То есть труд пастыря перекладывается на психолога. Однако пастыри прошлых веков не прибегали к помощи каких-нибудь «психологов» того времени, даже в лице упоминавшихся выше «бабушек и тетушек». Не его ли это прямая задача – приводить человека к покаянию? Кажутся странными слова о том, что люди на исповеди лгут потому, что «не обладают механизмом самоанализа». Чтобы знать заповеди Божии и виды их нарушений, не надо быть семи пядей во лбу. Надо лишь знать учение церковное, хотя бы на уровне Катехизиса. Если человек настолько страдает слабоумием, что не может осознавать значение своих действий, то он невменяем. Вряд ли этих людей имел в виду о. Андрей. Если же человек не хочет каяться и придумывает отговорки, то насильно его никто не исправит.

Возвращение в реальность

«Прежде чем покончить с собой, я решила привести свои дела в порядок, — рассказывает Анна (имя изменено по просьбе героини). — Я представила, что вот я умру, родственники приедут заниматься похоронами и скажут: „Сдохла, а за квартиру не заплатила, кучу хлама оставила“. Я начала разбирать полки, экономить, чтобы заплатить за жилье на месяц вперед».

Все началось за несколько лет до этого, когда Анна вышла замуж. Брак длился три года, и все это время Анна с мужем постоянно ссорились и дрались. Он приходил домой «под кайфом», Анна выгоняла его из дома, но, когда он уходил на несколько дней, не спала ночами и пыталась до него дозвониться. «Когда я выходила замуж, знала, что он покуривает травку, — говорит женщина. — Но это ведь многие делают, и я не думала, что наркотики скоро окажутся для него на первом месте. Мне хотелось сделать ремонт, может, завести детей. Но в нашей жизни был сплошной хаос».

Однажды у них произошла серьезная драка — муж, по словам Анны, «прыгал у нее на голове». В травмпункте выяснилось, что у женщины сотрясение мозга и сломаны два ребра. Анна собрала вещи и позвонила друзьям, чтобы они ее забрали. «У меня есть собственная однокомнатная квартира, я поехала туда и две недели никуда не выходила. Просто лежала и смотрела в одну точку. Могла целый день не есть, а потом вспомнить, что голодна, и опустошить холодильник», — вспоминает Анна. Ей казалось, что она совершила предательство по отношению к самой себе — вышла замуж за человека, который ее бил, и позволила ситуации зайти так далеко. Она постоянно корила себя, напивалась и плакала.

Когда жить стало не на что, Анна устроилась работать в транспортную компанию. Но работа не отвлекала от проблем. Иногда посреди дня она осознавала, что уже час сидит и ничего не делает: «Я не могла понять, куда делся этот час, о чем я думала, что я делала. Он как бы съедался. Это стало меня пугать». Так прошло около трех месяцев. Периоды «зависания» становились все длиннее — теперь Анна не всегда могла вспомнить, как прошли последние три-четыре часа.

Все это время за Анну очень переживала ее сводная сестра: постоянно звонила, пыталась развлечь, вытащить из дома — и в какой-то момент уговорила женщину сходить к психологу при храме. «Я к тому моменту уже твердо решила, что уйду из жизни, и не хотела принимать никакую помощь. Но сестра так уговаривала, что я уступила. В конце концов, что мне было терять?», — вспоминает Анна. У нее было много предубеждений против психологов: она думала, что специалист будет «внедряться к ней в мозг», применять что-то вроде гипноза. Она была совершенно не настроена что-либо ему рассказывать — собиралась прийти, сказать, что у нее все в порядке, и вернуться домой.

«Когда я заявила, что у меня нет проблем и психолог все равно не сможет мне помочь, он сказал: „Все ясно“. И предложил прогуляться по парку, — говорит Анна. — Я все ждала, когда он уже начнет свои манипуляции с моим мозгом, но вместо этого он предложил мне съесть мороженого и начал беседовать на какие-то повседневные темы, как будто мы тысячу лет знакомы. Постепенно я расслабилась и втянулась в беседу. Он уже не вызывал такой настороженности». Анна решила, что придет в храм еще раз: на следующей встрече она рассказала психологу про расставание с мужем и побои.

«Он сказал: „Ну, мать, ты даешь. Ты же мазохистка!“ — вспоминает Анна. — Мы много говорили, он давал задания. Однажды попросил отвезти посылку в храм на другом конце Москвы и там заодно предложил исповедаться. Я приехала, встала перед батюшкой и разрыдалась на весь храм. Но потом мне стало легче».

Постепенно Анна перестала думать о смерти, она больше не «выпадала» из реальности. В итоге решила вернуться к мужу — ей казалось, что она все еще его любит. Когда женщина призналась в этом психологу, он сказал, что у нее созависимость и помог найти психотерапевта, который специализируется именно на этой проблеме. Именно с ним Анна и продолжила свою терапию. «Раньше я даже не знала, что такое созависимость, — говорит женщина. — А теперь поняла, что для меня такие отношения были зоной комфорта, потому что я выросла в пьющей семье. Я узнала про треугольник Карпмана и научилась останавливать себя прежде, чем в него попаду».

Статьи по теме свернуть ↑

О чём плачут мужчины в душе? 


Ирена Юрьевна Голикова

Все мы знаем, что продолжительность жизни мужчин короче, чем женщин. Подумаешь, короче! Вроде бы, ничего страшного. До тех пор не страшно, пока не столкнёшься с реальными статистическими цифрами. В 2015 году в России средняя продолжительность жизни — 71,4 года: для мужчин — 65,9 лет, для женщин —… Читать дальше

3

Женщине-владычице 


Иван Иванов

Это эссе продиктовано обилием упрёков в адрес женщин с так называемым “сильным характером”, что они как мужчины, “много в таких мужских энергий”. Я не адресую никому конкретно это эссе, это размышление вслух, которое несёт свой здравый смысл. Приглашаю узнать мою точку зрения на этот вопрос.

Часто… Читать дальше

4

ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ православных психологов

   В дополнении к сказанному выше, хочу отметить, что наша Служба ведет активную духовно-просветительскую и миссионерскую деятельность, а также оказывает поддержку социально-незащищенным людям, проживающим на территории района Царицыно. Наши специалисты считают необходимым заниматься этим служением, т.к. распад семьи, супружеская неверность, утрата заботы о воспитании детей и связи между поколениями, — во многом обусловлены тем, что современное российское общество предало забвению традиционные христианские семейные ценности.

   По учению Православной Церкви, если в человеческой душе нет веры во Христа, внутри и вокруг него всегда начинаются конфликты, неурядицы и раздоры. Если нет в нас христианской любви к ближним, — значит, мы всегда будем заряжены обидами, ревностью, завистью и гневом, которые делают врагами даже самих близких людей. Таким образом, духовное просвещение на тему о смысле человеческой жизни, семье, браке, рождении и воспитании детей дает нам шанс вовремя исправить допущенные ошибки и сделать более гармоничными наши межличностные отношения.

  Для того, чтобы помочь людям сохранить целостность семьи, в 2008 г. мы разработали инновационную программу «Духовное здоровье семьи и личности», которая получила поддержку Патриархии РПЦ, Общественного Совета ЦФО, Департамента социальной защиты населения г. Москвы, Префекта ЮАО г. Москвы, Управления социальной защиты населения ЮАО г. Москвы, управы и муниципалитета района Царицыно. Данная программа предусматривает несколько направлений деятельности. Подробную информацию об этом смотрите в разделах О компании и Проекты.

   Мы просим Вас учесть тот факт, что Психологическая служба «Семейное благо» является некоммерческой организацией, поэтому мы существуем на пожертвования посетителей. К сожалению, в данное время у нас нет стабильного источника финансирования, поэтому мы будем очень признательны тем, кто увидит в нашей деятельности полезное начинание и пожелает материально поддержать работу нашей организации. Ваша поддержка поможет нам открыть новые направления работы, увеличить штат квалифицированных специалистов и оказать помощь социально-незащищенным людям, многие из которых находятся сейчас в большой беде. 

   Приглашаем Вас посетить наши семинары и консультации! Наши специалисты окажут Вам необходимую психологическую помощь, которая укрепит Ваши душевные силы и поможет Вам найти правильное решение непростых семейных проблем.

История развития и становления науки

Психология и православие изначально развивались отдельно друг от друга, но в некоторых моментах учения, теоретические знания совпадали. У психологической науки нет единого мнения о человеческой природе.

Относительно этого вопроса существуют разные представления, среди которых одной из самых значимых является христианская.

Несмотря на отсутствие точной трактовки человеческой природы психологи смогли накопить огромное количество эмпирических фактов.

На основе теоретических знаний и утверждений была сформирована психотерапия. С ее помощью первые психологи помогали справиться с психическими заболеваниями.

В 1882 году Фридрих Ницше написал — «Бог умер». Это пошатнуло доверие к христианству, но позже началось соединение учений веры и психотерапии.

Например, во время Второй мировой войны австрийский психотерапевт Виктор Франкл работал в Освенциме и длительное время наблюдал за узниками. Психотерапевт утверждал, что люди с крепкой верой не теряли внутренней силы, преодолевали все сложности, выживали в немыслимых условиях. Он написал об этом в своих работах, которые продолжили развивать другие ученые.

Методы исследования

Методики для обследования прихожан, которыми пользуются православные психологи практически не отличаются от стандартных методов исследования официальной психологической науки. Основные способы исследования:

  1. Самонаблюдение — человек должен самостоятельно наблюдать за собой, своим поведением, проявлением эмоций, поступками в разных ситуациях. Нужно отмечать любые изменения, которые происходят с сознанием, физическим состоянием под воздействием посторонних раздражителей. Задача Святого Отца в этом процессе — оживить интерес к наблюдению за собой. Он должен научиться понимать свое внутреннее Я, чтобы появилась возможность к покаянию, дальнейшему просвещению.
  2. Диалог — психолог расспрашивает пациента о его состоянии, насущных проблемах, скрытых переживаниях, страхах. Он может приводить примеры из жизни, спрашивать, как бы человек поступил в разных ситуациях. Собрав интересующую информацию, специалист подбирает подход к человеку, чтобы привести его в веру, помочь найти себя, разрешить межличностный конфликт.

При рассмотрении методики православной психологии нельзя забывать о метанойи — покаянии, с помощью которого человек может закрепить результат проведенных методов, полностью очиститься от оскверненной натуры, вернуть себе нарушенную целостность. Проводится в лоне Церкви Святым Духом.

Помощь психолога

У нас работают православные специалисты, имеющие большой практический опыт работы. С  помощью Божией мы помогли уже сотням и тысячам людей разобраться в себе, своей жизни и семейных проблемах. Более подробно о нашем коллективе вы можете прочитать здесь.

В данный момент нашими основными направлениями деятельности являются:

  • Проведение индивидуальных и семейных психологических консультаций(психологическая поддержка, психологическая помощь детям, социально психологическая помощь);
  • Проведение индивидуальных и групповых коррекционных и психотерапевтических занятий;
  • Организация и проведение тематических семинаров для родителей;
  • Организация и проведение семинаров для специалистов (психологов, педагогов, работающих в сфере социального обслуживания и системе образования).

Предмет и задачи направления

Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.

Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:

  1. Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
  2. Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
  3. Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
  4. Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.

Основы православной психологии:

Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души

Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.. Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

К первым относится:

Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

  1. Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
  2. Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.

Практические задачи:

  1. Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
  2. Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
  3. Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
  4. Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
  5. Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.

Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.

Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.

Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.

Требования к православному психологу

По мнению священнослужителей, любой невоцерковленный человек, который занимается изучением психологии в сознании представляет нарушенную систему ценностей. У него нет базовых представлений о связи тела, духа и души.

Заболевания и проблемы он связывает с чем угодно, кроме душевных нарушений. Он не может осознавать в полной степени свои чувства, мысли, ничего не знает о духовной сфере.

Любой православный психолог должен осознать свои слабости, немощи, греховности. Благодаря этому человек может уповать на то, что Богу все доступно, он все может. Это придает силы для проведения таинств, христианских психологических методик.

Одновременно с этим психолог не является ключевой фигурой. Он проводник воли Божьей, который сопровождает человека на пути духовного роста, помогает преодолеть препятствия.

Цели православной психологии

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Неопределенность задач православной психологии

Похоже, зыбкость и неопределенность задач «православной психологии» понимает и сам о. Андрей: Возникает вопрос: где проходит черта, разделяющая представления о двух служениях? В чем их самобытность и необходимость для современной церковной жизни? Кто может сказать: “Вот эта линия! Здесь, пожалуйста, работайте психологи, а здесь – место пастыря”. Для меня этот вопрос остается безответным пока.

Итак, получается, что нет никакой нужды в “православном психологе” как таковом, так как он по сути дублирует задачи духовника (или другого собеседника в духовных вопросах), психиатра или просто душевного собеседника.

Конечно, “православный психолог” может принести и определенную пользу в духовном плане, но просто как православный человек. Для этого нет смысла становиться психологом. Чтобы вести благочестивые беседы на духовные темы, достаточно быть православным верующим, знающим хотя бы основы веры.

Может “православный психолог” принести пользу и тем, что просто по-человечески выслушает и утешит кого-то. Опять-таки, для этого не требуется специального образования. И еще. Заподозрить душевную болезнь и рекомендовать сходить к психиатру сможет и “неправославный” психолог.

Все это говорилось о практической стороне. Но есть также и опасения насчет «теоретических обоснований».

Православный психолог

Психолог в православии является профессиональным собеседником, сопровождающим человека в трудные моменты жизни. При этом психолог не решает духовных проблем человека, а остается в области обыденной жизни и психологических проблем. К ним относятся проблемы взаимоотношений в семье, вопросы по воспитанию детей, проблем с детьми, вопрос личных границ.

Если психологу удается помочь человеку решить его психологические проблемы, то на пути духовного возрастания человека становиться гораздо меньше препятствий. Следует учитывать, что психолог играет вспомогательную, сопровождающую роль для христианина на пути его духовного роста.

Православная психология ставит перед собой задачу не просто помочь индивиду обрести целостность, но они и помогают ему осознать необходимость в служении миру полнотой себя, полученной в результате терапии. Обретение человеком себя происходит только тогда, когда он преодолевает себя, перестает вращаться вокруг собственной оси и воспринимать себя как основную ценность своей жизни. Только при достижении этого результата можно говорить о истинном духовном и психологическом здоровье.

можно по телефону: 8-968-707-65-69

 Рахимова Ирина Анатольевна

Директор Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
• Семейная психология и личностная психология, психология добрачного периода
• супружеские взаимоотношения;
• родительско-детские отношения;
• разрешение внутриличностных конфликтов;
• авторский курс группа общения «Как найти вторую половинку»- все нюансы добрачного периода.

 
 

 Дорина Ольга Сергеевна

Психолог Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
• индивидуальное консультирование взрослых и подростков;
• экзистенциальная терапия;

• психологическая помощь в кризисных состояниях и трудных жизненных ситуациях;
• религия в семейных отношениях;
• сильные чувства страха, гнева, вины и т.п.;
• консультирование родителей по особенностям возрастного развития детей.

 

 Трифонова Татьяна Николаевна

Ведущий специалист центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
Психологическая помощь по двум направлениям:
1. Психотерапевтическое направление:
• контакт и взаимопонимание с близкими людьми, детьми, родителями;
• нахождение выхода из кризисных ситуаций.
2. Перинатальное направление:
• подготовка к родам и родительству (индивидуально и в группе — «Мамина школа»).

 

 Жданова Маргарита

Психолог Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
• личностная психология: границы и ядро личности, самооценка, устойчивость личности
• (индивидуальное консультирование и работа в группе «Счастливая личность — сильная личность»);
• психология отношений: проработка конфликтов, работа с негативными эмоциями, с чувством обиды, вины, тревоги, страха, агрессии;

• психологическая помощь в стрессовых ситуациях

 

 Борисова Наталия Михайловна

Психолог Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
• психодиагностика;
• индивидуальное консультирование взрослых;
• работа с психологической травмой и травмами развития;
• работа с внутриличностными конфликтами;
• работа со сложными эмоциональными состояниями (страх, вина, печаль, обида, тревога…).

 

 Планкина Светлана Николаевна

Психолог Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
Моя работа ориентирована

• на психологическую помощь в консультировании семейный пар,

• на оказание содействия в отношениях «дети-родители»,

• на обеспечение здоровья созависимым.

• на работу по проблемам межличностного характера, преодоление «тупиковых» ситуаций.

• на оказание психологической поддержки людям с онкозаболеваниями.

• на психологическую поддержку в 

• личностные проблемы;

 

 Сажина Наталья Александровна

Психолог Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
• индивидуальное консультирование взрослых и подростков;
• психологическая помощь беременным женщинам в кризисной ситуации;
• психологическая помощь при потере близкого человека;
• разрешение конфликтов;
• профориентация, нахождение себя в профессии

 

 Галиева Людмила Георгиевна

Психолог Центра «Православная семья»

Специализация, направления работы:
 

• помощь людям с проблемами повышенной тревожности,

• работа с различной проблематикой,

• психологическое консультирование,

• арт -терапия,

• психодиагностика,

• методы гештальт подхода и психодрамы

   
 
 

Православная и светская психология

Определение 1

Православная психология одно из направлений психологии, которое ориентировано на взгляды и ценности, данные христианством.

Отличие светской психологии от христианской заключается в целях. Главной целью светской психологии является изучение и объяснение природы поведения человека и его психики. Основную цель православная психология видит в способствовании спасению человеческой души для вечной жизни посредством воспитания и развития.

Отличие православной от светской психологии также заключается в масштабе объекта исследования. Светская психология изучает человека в промежутке от рождения до смерти, то есть только в онтогенезе. Психология не решает вопросы происхождения человека и не ставит своей задачей объяснить смысл жизни и смерти. Для православной психологии основополагающими вопросами, определяющими цель, принципы, методы исследования, являются божественное происхождение человека, его воцерковление и обожение, спасение человеческой души.

Различаются эти направления психологии и способом получения знаний. Светская психология раскрывает существующие законы природы при помощи человеческого интеллекта и научно-технических средств. С этой целью она раскладывает, измеряет, анализирует объект исследования, то есть человека.
Православная психология берет знания о человеке из священного Предания, святоотеческих трудов, из священного Писания, православного богословия и опыта Православной Церкви.

Принципы

Фундамент православной психологии состоит из нескольких основополагающих принципов:

  1. Антропоцентричность — определение отношения к человеку. За любыми слабостями, человеческими грехами в личности можно рассмотреть образ Божий. Для оказания помощи между психотерапевтом и пациентом должно установиться взаимное понимание. Достичь единодушия можно только при содействии Божественной благодати. Психотерапевт и пациент должны быть верующими, регулярно посещать церковь, участвовать в проведении таинств.
  2. Экклезиоцентричность — определение отношения к Церкви. Человек может воссоединиться с Христом только в Богочеловеческом теле Храма. Исцелиться от душевных болезней, избавиться от слабостей, соблазнов, побороть чертей можно только в лоне Церкви. При этом человек должен иметь крепкую веру, отдавать себе отчет в том, чего он хочет добиться.
  3. Христоцентричность — определение отношения к Богу. Считается главным целе- и смыслообразующим принципом среди всех.

Общая информация о факультете православной психологии

Профессорско-преподавательский состав:

Декан факультета  Психологии Проректор РПИК по учебной работе —                                              кандидат психологических наук, профессор Евдокимова Ольга Григорьевна.Заведующая кафедрой психологии религии —      кандидат исторических наук, доцент факультета  Психологии Метелица Анна Сергеевна,

 практикующий психолог, психотерапевт, религиовед, Сертифицированный травматерапевт (ISPI, США; МИПИТ), системный психотерапевт (WISL, Германия; APSYS, Австрия), телесно-ориентированный терапевт (институт танатотерапии), психолог-консультант по позитивной психотерапии (ИППТ).

Интересы: исцеление человека после шоковой и множественной травматизации, пограничные личностные расстройства, влияние ПТСР на процесс индивидуации и религиозный опыт. История раннего христианства, древневосточных церквей, религиозно-философские системы Индии.

Ректор РПИК   —                                                      преподаватель теологии,философии и психологии,Бондарчук Вадим Алексеевич.Старший преподаватель —                                       преподаватель психологии,бизнес тренер,
Новотроицкая Мария Юрьевна.Преподаватель психологии —                                  Гоголева Елена Александровна.

В настоящее время в состав факультета психологии входят 7 кафедр:

  1. Православной антропологии;
  2. Психологии религии.
  3. Православной и Социальной психологии;
  4. Приходского Психологического консультирования и психотерапии;
  5. Методологии психологии;
  6. Клинической Психологии;
  7. Возрастной и Педагогической психологии                

Кроме того, при факультете действуют:

Научно-Методический Центр Православной Психологии и психотерапии «ПРОСОПОН»Курсы повышения квалификации
Православная психологическая школа «Основы православной практической психологии»;
Православно-психологический лекторий «Святоотеческая психология и духовно-нравственное воспитание».

 Организация учебной деятельности на факультете строится на основе требований Государственного стандарта профессионального образования, в учебных планах учтен опыт работы отечественных психологических центров, используется информация о работе зарубежных университетов, прежде всего Англии, США, Германии.

Ежегодно в январе на факультете  проводится Ежегодная Рождественская Научно-практическая Конференция, на которую собираются ведущие психологи нашей страны, а также ученые из-за рубежа. По результатам проведения конференции издается Сборник Института РПИК.

Обращаем внимание слушателей!
Длительность курсов:

  • от 18 до 200 ч. — это повышение квалификации с целью освоить новую компетенцию или ряд компетенций;
  • от 500 до 1000 ч. — это профессиональная переподготовка с целью освоить новый вид деятельности, но в рамках имеющейся квалификации;
  • свыше 1000 ч. — освоение нового вида деятельности с присвоением новой квалификации.

Антиюридизм

Также в некоторых цитатах виден «антиюридизм»: Прежде всего, самый широко распространенный иудео-ветхозаветный образ Божий как образ праведного судии, который справедлив в своем суде, то есть, безусловно, карает грешника и награждает праведника. Именно такое отношение чаще всего встречается среди верующих, но не глубоко знающих православное богословие и православное вероучение.

С учетом всего этого возникают опасения, что «православная психология» станет вывеской для различных модернистских идей, которые будут выдаваться за «научные открытия» и таким способом выводиться из-под богословской догматической оценки, будет происходить вторжение в область пастырского душепопечения, перекладывание пастырских обязанностей на психологов.

Воздержусь от того, чтобы обвинять о. Андрея в сознательном построении модернистской системы. Думаю, что он этим занимается для того, чтобы найти применение своему светскому образованию, чтобы принести Церкви какую-то пользу. Вот только делать это надо, видимо, как-то по-другому.

Основания православной психологии

Для обоснования «православной психологии» берутся зачастую модернистские писания, появляются высказывания о возможности каких-то «открытий» в аскетической области. Слова о. Андрея Лоргуса: Современная психология, вся целиком, во всем видимом многообразии и многоцветии, вырвалась гораздо далее, в понимании внутренних механизмов психики и личности, чем богословское понимание личности. Нужно было дождаться учения В.Н. Лосского, Х. Яннараса, вл. Каллиста (Уэра), чтобы осмыслить путь, пройденный психологией в ХХ веке. Да, психология забежала вперед, как когда- то астрономия, в лице Джордано Бруно и Галилео Галилея .

Его слова оттуда же: Действительно, учение о молитве (например) разработано в православии так глубоко и достоверно, что едва ли кто будет искать иного, однако оно чаще всего касается высот духа. Начальная же практика удержания внимания, смысла внутренней речи, условий внутренней тишины, значения смысла и работы сознания в молитве – святоотеческие тексты практически не касались… Однако, самые глубины человеческой психики, в которых скрываются обиды, раздражение, зависть, гнев – в аскетике не поднимались.

В первой цитате, по сути, говорится о возможности каких-то «открытий» в аскетике и о том, что психология якобы как-то «дополнила» или «исправила» аскетику, а поняли это только авторы модернистских концепций. Уже не говорю о примере с Джордано Бруно, который никакого вклада в науку не сделал и был казнен латинянами за откровенно еретические взгляды. Во второй цитате также говорится о том, что психология может что-то дополнить в аскетике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector