Портрет дориана грея. оскар уайльд
Содержание:
Библиография
Избранный список редакций
- Изображение Дориана Грея ( Oxford : Oxford World’s Classics , 2008) ISBN . Отредактировано с введением и примечаниями Джозефа Бристоу . По книжному изданию 1891 года.
- Изображение Дориана Грея без цензуры ( Belknap Press , 2011) ISBN . Отредактировано с введением Николаса Франкеля. В этом выпуске представлен не прошедший цензуру машинописный текст версии журнала 1890 года.
- Изображение Дориана Грея ( Нью-Йорк : Norton Critical Editions , 2006) ISBN . Отредактировано с введением и примечаниями Майкла Патрика Гиллеспи. Представляет рядом журнальное издание 1890 года и книжное издание 1891 года.
- Изображение Дориана Грея ( Harmondsworth : Penguin Classics , 2006), ISBN . Отредактировано с введением и примечаниями Роберта Мигхолла. В качестве приложения включено введение Питера Экройда к изданию Penguin Classics 1986 года. Воспроизводит книжное издание 1891 года.
- Изображение Дориана Грея (Broadview Press, 1998) ISBN 978-1-55111-126-1 . Отредактировано с введением и примечаниями Нормана Пейджа. По книжному изданию 1891 года.
Тема
Самой интересной для писателя была тема искусства. О нем он рассуждал в диалогах главных героев, ему же посвятил финал романа, где человек погиб, а его портрет остался вечной памятью о нем. Незримая власть картины — показатель того, что самое весомое из созданного людьми – искусство, оно затмевает и переживает своего создателя, увековечивая его имя и мастерство. Оно же делает его по-настоящему притягательным. Дориана восхищали творческий гений Бэзила, необыкновенное дарование Сибилы, ораторская сила Генри. Его неиспорченная душа тянулась к свету созидательного начала, и отвернулась от него, приняв распущенность и низость за жизненные ориентиры.
Кроме того, темой произведения можно назвать драматическое столкновение идей гедонизма (этическое учение, где наслаждение есть как высшее благо и цель жизни) и эстетизма (движение в европейской литературе и в искусстве, в основу которого легло преобладание эстетических ценностей — поклонение искусству, изящному). Бэзил Холлуорд был влюблен в прекрасное, искусство и красота для него были неразделимы. Искусство — это и есть красота. Он стремился обессмертить ее черты с помощью кисти и исключительного таланта. Но поклонение прекрасному погубило художника, его любовь и преданность красоте были растоптаны безумием развращенной души. Герой избрал путь наслаждения, в центре которого был он сам. Он упивался своей безнаказанностью и нравственным падением, ведь никто не сможет лишить его богатства — вечной молодости. Такой образ жизни не приводит к истинному счастью, а лишь создает его иллюзию. Дориан под конец начинает жалеть об утраченной невинности, о прежней чистоте своей души, но уже слишком поздно; искренние чувства, сострадание, настоящая любовь навсегда потеряли для него значение.
Критика
Современники писателя не просто не приняли роман Уайльда, но обрушились на него с гневной критикой. Главным противником автора стал литературный критик Генлэй, который, приводя в пример скандальные подробности жизни Уайльда, который в действительности был весьма спорной личностью, пришёл к выводу, что роман призван не осуждать разврат, а призывать к нему. В итоге из-за своего творчества и непорядочного образа жизни Оскар Уайльд предстал перед судом и был приговорён к тюремному строку.
В ответ на 216 печатных откликов на «Портрет Дориана Грея» Уайльд написал более 10 открытых писем в редакции британских газет и журналов, объясняя, что искусство не зависит от морали.
Только после смерти писателя публика смогла по-новому взглянуть на роман, увидев в нём не растлевающее умы молодёжи чтиво, а один из самых нравственных и остроумных английских романов.
Источник.
Главные персонажи
- Дориан Грей — юноша, наделённый невероятной красотой. Попадая под влияние идей нового гедонизма, проповедуемых лордом Генри, посвящает свою жизнь жажде наслаждений и порока. В нём сочетаются тонкий эстет, даже романтик и порочный развратник, способный на преступление. Эти две противоположные стороны его характера находятся в постоянной борьбе друг с другом. Данная двойственность героя характерна для многих готических романов.
- Бэ́зил Хо́ллуорд — художник, написавший портрет Дориана Грея. От других героев его отличает крайняя привязанность к Дориану Грею, в котором он видит идеал красоты и человека. Другими словами, он является проигравшим ангелом-хранителем Дориана.
- Лорд Ге́нри Уо́ттон — аристократ, проповедник идей нового гедонизма, «принц Парадоксов». Его парадоксальное, противоречивое мышление проникнуто критикой на всё викторианское английское общество. Выступает в роли своеобразного Мефистофеля для Дориана Грея.
- Сиби́ла Вэйн — актриса. До встречи с Дорианом жила в своём выдуманном мире, мире театра, была талантливой актрисой. Любовь показала ей всю искусственность её мира, где она не жила, а только играла. С любовью в её душе пропадает талант, так как она пытается вырваться из мира иллюзий в мир настоящий, что приводит к её гибели.
- Джеймс Вэйн — брат Сибилы, моряк. Человек военной выправки, после самоубийства сестры практически потерявший смысл жизни и живущий лишь желанием мести.
Глава VIII: Самоубийство
Слуга зашел в комнату Дориана с фарфоровым подносом, на котором была чашка чаю и пачка писем. Юноша проснулся в хорошем настроении. Постепенно он вспомнил события вечера и захотел взглянуть на портрет. Лакей вышел. Дориан запер дверь на ключ. Перемена налицо, портрет изменился. Он несколько часов стоял перед портретом, и обдумывал дальнейшие шаги. Затем стал писать письмо Сибилле с мольбой о прощении. Пока он писал письмо, уже сам себя простил.
Пришел лорд Генри и сообщил о смерти Сибиллы Вейн. Дориан не поверил своему другу. Актриса проглотила ядовитое снадобье в театральной гримерке. Лорд Генри стал успокаивать юношу, говоря, что брак с актрисой стал бы унизительным и неравным для Дориана. Он называет благие намерения чеками из банка, в котором не открыт счет. Дориан не чувствует большой скорби. Он удивлен собственной холодностью. Он радуется, что все удары судьбы будут отражаться на его двойнике на портрете. А сам Дориан останется волнующе-прекрасным. Вечером он собирается в оперу.
Во все тяжкие
В отзывах о книге «Портрет Дориана Грея» часто упоминается, что, после того, как юноша увидел первые изменения в портрете, он пускается, как говорится, во все тяжкие. Хотя на деле причиной стала книга, которую посоветовал лорд Генри. В ней было написано о человеке, что хотел испытать на себе все крайности человеческой жизни.
Дориан увлечен этой идеей, ему уже давно наскучили изысканные вещи и светская жизнь. Он начинает проводить время в опиумных курильнях и грязных притонах. Десятки раз он влюблялся в различных женщин, но никогда по-настоящему не любил. Златокудрый красавец и бездушный совратитель. Именно таким он стал за последние 20 лет, не постарев ни на день.
Критика
Современники писателя яро ополчились против «Дориана Грея» за высмеивание чопорного пуританского общества того периода. Кроме того, Уайльд в красках описал безнравственное поведение главного героя, которое было не прилично видеть даже на страницах книги. В тайных похождениях светского льва особо добродетельные читатели усмотрели пропаганду гедонистической позиции и порочного досуга. Просвещенная и взыскательная публика не заметила изящно скрытого осуждения, ведь соревнования в показном благочестии никто не отменял.
За поругание морали писателя даже осудили, причем на реальный тюремный срок. Хотя его речь на защите и произвела фурор среди людей здравомыслящих, всех остальных ею переубедить не удалось. Однако позже это произведение оценили по достоинству, и на сегодняшний день оно – одно из самых значимых не только в английской, но и в мировой литературе.
Главные герои
- Дориан Грей – наивный и прекрасный юноша, превратившийся в развратного и бесчувственного эгоиста под влиянием лорда Генри. Он дворянин, потомок знатного рода. Его душа жадно искала наставника в новом для него светском мире. Выбрав искушенный и порочный пример для подражания, герой, будучи слабовольным и ведомым, спешит опробовать на себе все циничные советы старшего товарища. С самого начала ясно, что он – чувственный, но трусливый себялюбец, ведь мысль о потере собственной красоты (единственного отличия от других мужчин его круга) порабощает его ум, не успевший еще развиться. Он с легкостью предает любовь к другим людям, это говорит о мелочности его натуры и скупости сердца. На его примере автор проводит параллель между внутренним и внешним богатствами, которые вовсе не тождественны друг другу. Образ Дориана Грея писатель уже воплощал в сказке «Мальчик-звезда». Того героя Уайльд превращает в уродца, не давая возможности скрыть безобразие. Поэтому он быстро перевоплощается в хорошего и высоконравственного молодого человека, осознающего свою вину. Однако роман – не сказочная притча, в нем творец правдиво рассказал о том, что ждет зазнавшегося и помешанного на себе персонажа.
- Лорд Генри – богатый и изысканный дворянин, хорошо принятый в высшем обществе. Его саркастические реплики и казуистическое мировоззрение (он исповедует гедонизм) нравятся окружающим людям, которые наслаждаются его остроумием. Каждая вторая его цитата – афоризм. Однако сам он никогда не следует за своей смелой мыслью. Он напутствует, хитро, исподволь развращает душу Дориана, но сам ничего подобного не делает. Его образ традиционно сравнивается с архетипом дьявола в литературе. Уоттон подобен Мефистофелю из «Фауста» Гете: он лишь направляет человека, умело тасуя гедонистические идеи, тонкий юмор и высокомерный цинизм. Дух порочности, исходящий от этого героя, притягателен. Он обладает утонченностью и возвышенностью, но это лишь внешняя красота, которая, подобно прелести лица, является лишь хрупкой вуалью прогнившей греховной сущности.
- Сибила Вэйн – возлюбленная Дориана, актриса. Девушка редкой красоты была еще и очень талантлива. Своим дарованием она поразила Грея. Он полюбил ее за него, ведь артистка никогда не могла наскучить: она перевоплощалась в другие образы каждый день. Настоящая же Сибила готова была пожертвовать карьерой, успехом, самим творчеством ради любви, и, почувствовав это, юноша быстро пресытился обожанием. Ему нравилась сценическая, надуманная дама сердца, такая же свободная и непостижимая, как он сам. Но молодая женщина была всего лишь добра, мечтательна, наивна и ранима. Поэтому первое разочарование в людях заставило ее покончить с собой. Ни мать, ни брат не смогли вовремя разуверить ее в радужных надеждах.
- Бэзил Холлуорд – живописец, друг Дориана и лорда Генри, который их знакомит. Именно он написал роковой портрет. Художник искренне восхищался натурщиком и его красотой, и именно он чутко воспринял перемены, произошедшие в юноше. Он увидел в нем зарождающуюся порочность и забил тревогу, но Грей лишь отдалился от него в ответ. Бэзил был гуманистом и моралистом, его нравственные принципы контрастируют с изысканной безнравственностью Генри, поэтому раздражают главного героя. Холлуорд ценит уединение, любит поразмышлять и пофилософствовать, является носителем авторской точки зрения в романе. Его натурщик винит в своем падении, и затем убивает, желая снять заклятие. Ему невдомек, что друг все это время отчаянно пытался воспрепятствовать его развращению.
- Джеймс Вэйн – брат Сибилы, моряк. Здравомыслящий и волевой юноша. Он с самого начала скептически относится к намерениям богатого дворянина относительно сестры. Мужчина привык во всем полагаться на себя, а не искать легкие пути наверх, поэтому предостерегает мать от излишнего доверия незнакомцу из знати. Он – типичный представитель викторианской эпохи, его социальные предрассудки непоколебимы. Когда Вэйн узнает о гибели обманутой сестры, в его сердце просыпается отчаянное желание мстить бессердечному богачу. С тех пор твердый в своих убеждениях и целеустремленный моряк гонится за обидчиком, но встречает свою смерть раньше, чем успевает преподнести ее Грею.
Спектакли и мюзиклы
- Театрализованная постановка «Дориана Грея» была поставлена Джоном Осборном в лондонском Гринвичском театре в 1975 году.
- Венгерский мюзикл по роману написал Матьяш Варконьи , а его либретто написали Гунар Браунке и Янош Ач. Премьера мюзикла на английском языке (перевод Дункана Шилса) состоялась в Лондоне в 1995 году. Немецкая версия Дориана Грея (Майкл Кунце, Гунар Браунке) много лет гастролировала по Германии, а также в Германии. Нидерланды, Франция и Швейцария.
- В 2000 году в оперном театре Гудспид состоялась премьера мюзикла « Дориан» с книгой, музыкой и текстами Ричарда Гливза с Томом Стюартом и Саттон Фостер в главных ролях (как придуманный персонаж Сестры Клэр).
- Канадский драматург Тед Дайкстра вместе с поэтом Стивеном Мэйоффом написал на основе книги мюзикл под названием « Дориан» . Премьера мюзикла состоялась в 2002 году, а действие разворачивается в конце 1900-х годов, когда Дориан превратился из члена бездельника в начинающую молодую модель.
- В 2006 году в Праге состоялась премьера чешского мюзикла по одноименному роману.
- В 2007 году австралийский продюсерский дом Diatomic Productions поручил драматургам Грегу Элдриджу и Лиаму Саклингу преобразовать роман в трехактную пьесу. Билеты на мировую премьеру этой работы (состоявшуюся 22 мая 2008 г.) были распроданы до открытия и вернулись ко второму сезону аншлаговых шоу в рамках фестиваля Melbourne Fringe в октябре 2008 года.
- Хореограф Мэтью Борна «s современный танец адаптация истории, под названием Дориан Грей сделала свой дебют на Международном Эдинбургском фестивале в августе 2008 года.
- В 2008 году канадский драматург Ян Case приспособили историю как сайт-специфичного 90-минутный внучатая Гиньоль производства стиле, на сцене Роберт Dunsmuir «s Craigdarroch Замок в Виктории, Британская Колумбия , самым последним в серии Хэллоуин производств , которая началась в 2000 году .
- Музыкальная адаптация книги молодой театральной труппы Kangaroo Court была показана в театре Tabard в Чизуике в 2008 году. Обновленная версия сосредоточена на одержимости и эксцессах знаменитостей.
- «Дориан, замечательный мистер Грей: портрет в музыке» — это новая сценическая музыкальная версия произведения Рэнди Баузера с музыкой, текстами и книгой. Премьера картины состоялась в 2008 году в театре «Пентакль» в Салеме, штат Орегон. Российская версия проходит в Москве, в Центре Стаса Намина. Шоу эксклюзивно представляет Майкл Батлер , оригинальный продюсер фильма « Волосы на Бродвее».
- В январе 2009 года Дориан Грей был адаптирован и поставлен Линни Ридман на музыку Джо Эванса. Спродюсированный Ruby In The Dust, шоу вернулось в театр Лестер-сквер 26 июня 2009 года в составе звездного состава, а в марте 2010 года снова было поставлено заново под названием «Необыкновенное кабаре Дориана Грея» .
- Оперная версия из Портрета Дориана Грея была поставлена Lowell Либерман . Либерманн хотел создать пьесу на основе «Портрета Дориана Грея», потому что «книга произвела на такое впечатление, как никакая другая книга». Премьера состоялась в Опере Монте-Карло в 1996 году.
- В январе 2010 года « Дориан Грей» был адаптирован Даниэлем Митурой и поставлен Хеннингом Хегландом. Музыка Майкла Наймана . Премьера спектакля состоялась в театре Кирка на 42-й улице в Нью-Йорке.
- 7 марта 2011 года Уэсли Тейлор сыграл главную роль в чтении для сценической адаптации драматурга Майкла Рэйвера . Режиссер Квинтен Гордон и Лорен Молина в главной роли .
- В феврале 2013 года Дориан Грей был адаптирован в мюзикл Каллумом Николлсом, композитором-аспирантом Музыкальной школы Кардиффского университета , и был исполнен студентами школы в Концертном зале Кардиффского университета.
- В августе 2014 года картина (Дориана Грея) , современная адаптация, созданная и исполненная Gravity Partners из колледжа Джуниата в Хантингдоне, штат Пенсильвания, была показана на Международном фестивале Fringe в Нью-Йорке .
- В 2016 году CJeS Culture представили корейскую музыкальную адаптацию по сценарию Чо Ён Син и написанную Ким Мун Чжон, в которой Ким Джунсу играет главную роль.
- Летом 2017 года экранизация Кристофера Дайетта и Кевина Муккетти дебютировала на Нью-Йоркском фестивале музыкальных театров .
- В июле 2020 года, в разгар пандемии COVID-19 , Билли Кристофер Мопин провел персональное шоу по книге с ограниченной аудиторией, которое транслировалось в прямом эфире на YouTube в Firehouse Theater в Ричмонде, штат Вирджиния .
Глава II
Встретив юношу, Генри моментально проникся его необыкновенной красотой. Дориан же, в свою очередь, вслушивался в столь привлекательные, но искушающие, столь красивые, но парадоксальные речи лорда, которыми Уоттон расположил к себе душу натурщика
Он показал Дориану важность красоты и юности, а также их прискорбную недолговечность
Закончив портрет, художник показывает его Грею. Но единственное чувство, которое возникает у Дориана, — это зависть к портрету, ведь его герой будет вечно молодым. Дориан тоже хочет сохранить вечную молодость. Безил дарит портрет юноше. Сам молодой красавец соглашается на приглашение лорда Генри отправиться в театр и уходит с ним.
О чем книга «Портрет Дориана Грея»
Размышляя, о чем книга «Портрет Дориана Грея»необходимо рассматривать произведение с разных сторон. Нужно видеть, как Дориан меняется, воспринимая сказанное лордом Генри за чистую монету. Все, что говорит лорд Генри, Дориан мечтает воплотить в жизнь. Они искренне восхищается своим новым другом, не понимая, что некоторые высказывания носят ироничный характер.
Однажды Дориан влюбляется в красивую и прелестную актрису, которую зовут Сибила. Девушка юна, чиста и наивна. Она одаривает молодого человека своей искренней любовью. Молодые люди заводят страстный роман. Однако, Дориан начинает играть чувствами своей возлюбленной, чем доводит девушку до самоубийства. Некоторое время Дориан переживает на счет смерти девушки, ведь он ее искренне любил, но вскоре лорд Генри успокаивает героя, и Дориан забывает о своем горе.
Дориан начинает вести развязную жизнь, он имеет беспорядочные любовные связи, устраивает непотребства. О Дориане ходят по городу различные противоречивые слухи, которые шокируют людей, знавших Дориана прежде. Моральный облик главного героя резко падает, но на его лице это никак не отражается, зато портрет героя начал изменяться, начиная со смерти Сибилы.
Портрет искажается, на нем появляется злая усмешка и следы употребления вредных веществ и ведения разгульного образа жизни. Каждый опрометчивый шаг и дурной поступок запечатлевает на себе портрет.
Художник, нарисовавший портрет, Бэзил приходит в гости к Дориану, чтобы поговорить с ним, помочь герою разобраться в себе. Бэзил не верит, что Дориан, тот светлый и добрый юноша, которого помнил художник, стал злым и опасным человеком. Герой показывает художнику его портрет и упрекает Бэзила в своих грехах. Поведав Бэзилу правду про портрет, Дориан решает убить художника. Воплотив свое решение в жизнь, Дориан избавляется от трупа.
Главного героя постоянно преследует паранойя, он начинает опасаться всего вокруг и постепенно сходить с ума. Дориан со временем понимает, что устал от разгульной жизни. Он пытается сделать доброе дело, чтобы оно отразилось на портрете, возродило его душу. Однако, у Дориана ничего не получается. Им движут не искренние побуждения, а собственно тщеславие.
Обозлившись на себя самого и на свою злую судьбу, Дориан решает уничтожить свой портрет, так как именно он, по мнению героя, является единственным свидетельством разгульной и злой жизни. Когда герой вонзает нож в портрет, то с ужасом понимает, что портрет приобретает изначальные черты, а он, Дориан, умирает и превращается в старого, гнилого человека, на котором запечатлены все его пороки.
Рецензии на книгу Портрет Дориана Грея
Оскар Уайльд является для меня единственным английским писателем, чьё творчество я всегда буду смаковать, и перечитывать, с каждым новым разом открывая для себя всё новые идеи и мысли. Темы, которые он затрагивает, были и остаются актуальными, а его неповторимый стиль, многогранность и остроумие прибавляют его произведениям особую привлекательность.
«Портрет Дориана Грея» — единственный роман писателя, написанный всего за три недели, стал причиной множественных скандалов со стороны критиков и восторженных отзывов обычных читателей. В небольшом объёме автору удалось затронуть множество проблем, касающихся добра и зла, искусства, человеческих пороков, и, конечно же, любви. Структуру романа нельзя назвать классической, поскольку история раскрывается постепенно с помощью эпизодов от лица разных персонажей. Сами герои постоянно подвержены самоанализу, их идеи и мировоззрение выражаются посредством глубоких философских рассуждений.
Сюжет завязан на жизни молодого человека, который обладает уникальной красотой. В один из дней, позируя для своего друга-художника, он знакомится с Генри Уоттоном, с человеком, который впоследствии оказывает на него сильное влияние. В разговоре Генри выказывает сожаление о том, что красота не вечна, а молодость — единственное богатство, которое стоит беречь. Данное изречение вызывает бурю в юной голове главного героя и он, стоя перед завершённым портретом, говорит фразу, навсегда изменившую его жизнь: «Если бы я всегда оставался молодым, а старился этот портрет! За это… за это я отдал бы все на свете! Ничего бы не пожалел! Я готов был бы душу отдать за это!». Мистическим образом желание Дориана исполняется, и он, пользуясь великолепием своего положения, начинает вести противозаконный образ жизни, полностью отдавая себя нескончаемым наслаждениям и порокам.
После прочтения все читатели найдут в романе свою мораль, и, какой бы она не была, она будет соответствовать истине, ведь Уайльд вложил в своё произведение множество смыслов. Одна из главных идей состоит в том, чтобы сопоставить красоту внешнюю и внутреннюю, и доказать что безобразие души невозможно скрыть под красивой оболочкой. Второй, более провокационный, предпосыл заключается в том, чтобы показать безнаказанность людей из высшего общества. Критики обвиняли Оскара Уайльда за клевету на высший свет викторианской Англии, при этом сам писатель уверял, что каждый человек увидит в его произведении лишь то, что ближе ему самому.
#БК_2020 (8. Книга, в названии которой есть фамилия)
«Парадоксы и проблематика романа «Портрет Дориана Грея»»
В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд освещает важные проблемы, связанные с культурными, социальными и межличностными аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Уайльд через созданные им художественные образы раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Бэзила, искусство — это определенное зеркало человеческой души, оно отображает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном мире изображаемых людей. Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всей грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой возвратилась к первоначальному виду. В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом — творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное злом сердце.
Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не особо проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибиллы Вейн он с большим бременем на сердце размышляет о своем отношении к девушке, которое привело к трагическому концу. Тем не менее, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь исполнила свою последнюю роль актрисы.
Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошее и чистое сердце, в эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Уайльд подчеркивает мысль, что только совесть способна контролировать жизнь человека, его поступки и хоть даже не исправлять их, но ставить в укор. Человек живет до тех пор, пока жива его совесть, которую способен уничтожить только он сам.Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенен уже тем, что похож на реалистический, но не является таким. Это произведение — воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления.
О чем же роман? Прежде всего, о том, какая связь между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через саму манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятия. Каждый из героев — воплощение какой-то стороны искусства, прекрасного. Бэзил — воплощение служения искусству, лорд Генри — воплощение философии наслаждения, а Дориан — человек, который решил сделать свою жизнь прекрасной, как само искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои совершают поступки, которые нельзя считать прекрасными. Ярчайший пример лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума.
Так раскрывает Уайльд идею о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может привести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего иного, кроме как самой игры. Ведь цель лорда Генри — не истина и красота, а утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс — это гибель. Это область морали. Есть моральные основы, на которых держится человечество, и парадокс здесь неуместен, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимо. Именно об этом рассказывает произведение искусства — портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, т.е. не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дориану.
О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимо искупление человеческих грехов, так как мораль и красота составляют гармонию?