«вся церковь

Что означают названия служителей церкви

В церковной среде можно услышать самые разные обращения к служителям храма. Главное действующее лицо любого богослужения — это священник. Это человек, которых находится в алтаре и совершает все чинопоследование службы.

Важно! Быть священником может только мужчина, который прошел специальное обучение и рукоположен правящим архиереем. Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей»

Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину. В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея

Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей». Только рукоположенные иереи имеют право совершать Таинства церкви, согласно определенному чину. В официальных документах православной церкви также употребляется слово «священник» для обозначения того или иного иерея.

Среди мирян и простых прихожан храмов часто можно услышать обращение «батюшка» по отношению к тому или иному иерею. Это обиходное, более простое значение, оно указывает на отношения к прихожанам как к духовным детям.

Если открыть Библию, а именно Деяния или Послания апостолов, то мы увидим, что очень часто к народу они использовали обращение «Дети мои». Еще с Библейский времен любовь апостолов к своим ученикам и уверовавшему народу была сравнима с отцовской любовью. Также и сейчас — прихожане храмов получают наставления от своих священников в духе отцовской любви, поэтому в обиход и вошло такое слово, как «батюшка».


Батюшка — это простонародное обращение к женатому священнику

Миф № 4. Жена не успела получить образование и малограмотна, в отличие от мужа. Её удел — только дом, дети и храм

Если священник служит в селе, где нет возможности нанять свечницу, просфорницу, эти обязанности на себя вынужденно берёт его супруга, которой приходится быть и регентом, и свечницей, и садовником одновременно. На городских приходах ситуация другая. Супруги священников образованны и очень часто трудятся на светских работах. В нашей епархии есть матушки-медсёстры, учителя…

Я вообще против, когда на приходе трудятся только члены одной семьи: муж служит, жена за свечной лавкой, тётя казначей, дядя охранник… С одной стороны, конечно, хорошо, когда вся семья вместе, но зачастую это превращает приходскую жизнь в какой-то закрытый мир, куда нет доступа остальным. Однако я за то, чтобы супруга помогала священнику, в идеале — имела музыкальное образование и руководила хором, потому что тогда возможно обсудить какие-то тонкости службы.

Как обращались к священникам до XX века

Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.

После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.

Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.

Как обращались к священникам до XX века

Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.

После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.

Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»

Антирелигиозная пропаганда

Наибольший удар по слову «попы» нанесла советская идеологическая кампания. Антирелигиозная пропаганда не только не запрещалась, но и поощрялась. Конституцией 1936 года была запрещена какая-либо миссионерская деятельность.

Образ священнослужителя высмеивался в газетах, книгах, на радио. Практически везде священнослужитель изображался как алчный, безнравственный, отталкивающий персонаж. И называли его исключительно «поп». Советское руководство прекрасно понимало, кто является целевой аудиторией: рабочие и крестьяне вряд ли называли священников «иереями».

Сохранились многие документальные свидетельства гонения на Православную Церковь: это и гротескные пропагандистские карикатуры, язвительные, циничные пасквили, выступления «Союза Безбожников» и так далее. Последствия воинствующего атеизма проявляются и сегодня.

Некоторые современные последователи вероборцев переходят грань критики религии и не способны к конструктивной дискуссии. Слово «поп» используется ими как оскорбление.

Как обращались к священникам до XX века

Попами в Российской Империи называли до XVIII века белое духовенство (в отличие от чёрного священства – монашествующих, попы могли жениться). Распространялось это название и на семью священника, например, супругу батюшки называли попадьёй, дочь – поповной и так далее.

После реформы Никона, слово «поп» широко использовалось в народе, наравне с отцом, батюшкой и иереем. Миряне обычно звали пастыря не по чину, а по имени-отчеству.

Максимально негативную окраску слово «поп» приобрело с 1917 года, после прихода к власти большевиков. Планомерная антирелигиозная политика советской России сказывается до сих пор: как на верующих, так и на духовенстве.

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Интересно! В годы советской власти, когда были сильные притеснения церкви, попами называли всех подряд церковнослужителей. Именно тогда это слово приобрело особое негативное значение, сравнимое с врагом народа.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла. Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника. Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Пастор,священник-кто это

Священство Церкви имеет основание еще в Ветхом Завете. Они идут по возрастанию и не могут быть пропущены, то есть архиерей должен сначала побыть диаконом, потом священником. Во все степени священства рукополагает (иначе называя, совершает хиротонию) архиерей.

Диакон

К низшей ступени священства относят диаконов. Через рукоположение в диаконы человек обретает благодать, необходимую для участия в Литургии и других богослужениях. Диакон не может в одиночку проводить Таинства и богослужения, он лишь помощник священнику. Люди, которые хорошо служат в сане диакона долгое время, получают звания:

  • белое священство – протодиаконов,
  • черное священство – архидиаконов, которые чаще всего сопровождают архиерея.

Часто на бедных, сельских приходах диакона нет, и его функции исполняет священник. Также при необходимости обязанности диакона может исполнять и архиерей.

Священник

Человек в духовном сане священника также называется пресвитером, иереем, в монашестве – иеромонахом. Священники совершают все Таинства Церкви, кроме хиротонии (рукоположения), освящения мира (его совершает Патриарх — миро необходимо для полноты Таинства Крещения каждого человека) и антиминса (платка с зашитой частичкой святых мощей, который кладется на престол каждого храма). Священник, который руководит жизнью прихода называется настоятелем, а его подчиненные, рядовые священники — штатные клирики. В деревне или поселке настоятельствует обычно иерей, а в городе — протоиерей.

Настоятели храмов и монастырей подчиняются непосредственно архиерею.

Звание протоиерея — обычно поощрение за выслугу лет и хорошее служение. Иеромонаха обычно награждают саном игумена. Также сан игумена зачастую получает настоятель монастыря (священноигумен). Настоятель Лавры (большого, древнего монастыря, которых не так много в мире) получает архимандрита. Чаще всего за наградой этим саном следует сан епископа.

Архиереи: епископы, архиепископы, митрополиты, Патриархи.

  • Архиерей, в переводе с греческого — начальник иереев. Они совершают все Таинства без исключения. Архиереи рукополагают людей в диаконов и священников, однако в архиереи может рукоположить только Патриарх в сослужении нескольких епископов.
  • Епископов, которые отличились в служении и служили долго, называют архиепископами. Также за еще большие заслуги возвышают в сан митрополитов. Они имеют более высокий сан за заслуги перед Церковью, также только митрополиты могут управлять митрополиями — большими епархиями, в составе которых есть несколько малых. Можно провести аналогию: епархия — область, митрополия — город с областью (Петербург и Ленинградская область) или целый Федеральный округ.
  • Часто в помощь митрополиту или архиепископу назначают других епископов, которых именуют викарными архиереями или короче — викариями.
  • Высший духовный чин в Православной Церкви — Патриарх. Этот сан является выборным, причем выбирает Архиерейский Собор (собрание епископов всей региональной Церкви). Чаще всего он руководит Церковью вместе со Священным Синодом (Кинодом, в разных транскрипциях, в разных Церквях) руководит Церковью. Сан Предстоятеля (главы) Церкви является пожизненным, однако при совершении тяжких прегрешений Архиерейский суд может отстранить Патриарха от служения. Также по прошению Патриарх может быть отправлен на покой из-за болезни или преклонных лет. До созыва Архиерейского Собора назначается Местоблюститель (временно исполняющий обязанности руководства Церковью).

От «батюшки» до «Вашего Святейшества»

Как указывает в статье «К вопросу об именовании римского епископа святым отцом» психолог Виталий Дмитриевич Спасов, первые века христианства греческим словом πάππας – «отец» именовались все священнослужители – церковь была одна. Католики отпали от Ортодоксальной церкви только в 1054 году. Позднее «папами» стали называть только архиереев, а после раскола церквей, в XII веке титул закрепился за двумя епископами – александрийским и римским. И вскоре римский лидер стал не просто «папой» или «отцом», но и присвоил себе право еще при жизни называться «святым».

В отличие от него православные священники считают, что святость человека – то есть судьба его души, которую решает Христос, может стать очевидной только после его смерти, и то далеко не сразу. Обычно между смертью и прославлением святого на Руси проходило не менее ста лет. Признаками святости становилось народное почитание и чудеса, происходящие от мощей святого, от его могилы или даже от его вещей.

В русской традиции название «отец» закрепилось не только за духовными, но и за светскими лидерами – князьями и царями.

Духов­ник – кто это?

Люди, недо­ста­точно зна­ко­мые с жизнью Пра­во­слав­ной Церкви, но име­ю­щие зна­ко­мых пра­во­слав­ных, могут часто услы­шать в их речи слово «духов­ник». Напри­мер, «мой духов­ник сказал…», «мне духов­ник посо­ве­то­вал…» и т. д. Нецер­ков­ные люди, услы­шав это, могут поду­мать, что в Церкви суще­ствует еще одна особая сту­пень свя­щен­ства. Это не так. Духов­ник – тот же самый свя­щен­ник или епи­скоп (что бывает зна­чи­тельно реже ввиду их огром­ной адми­ни­стра­тив­ной нагрузки). Един­ствен­ная осо­бен­ность духов­ника заклю­ча­ется в харак­тере отно­ше­ний между ним и кон­крет­ным при­хо­жа­ни­ном пра­во­слав­ного храма. К при­меру, для испо­веди чело­век может подойти к любому свя­щен­нику в любом храме.

Однако если речь идет не только о совер­ше­нии Таин­ства Испо­веди (про­ще­ния грехов от имени Бога), но также о полу­че­нии совета, о допол­ни­тель­ной беседе, помощи в реше­нии раз­лич­ных вопро­сов и труд­но­стей в жизни хри­сти­а­нина – при­хо­жа­нин, есте­ственно, стре­мится найти такого свя­щен­ника, с кото­рым в даль­ней­шем будет свя­зана его цер­ков­ная жизнь. Если свя­щен­ник, в свою оче­редь, вни­кает и знает все про­блемы этого чело­века и помо­гает раз­ре­шать их с духов­ной точки зрения, делится с ним духов­ным опытом жизни в Церкви, то он назы­ва­ется духов­ным отцом или духов­ни­ком, а при­хо­жа­нин, соот­вет­ственно, духов­ным сыном или духов­ной доче­рью. Само назва­ние «духов­ный отец» свя­зано с тем, что именно он помо­гает чело­веку духовно родиться, т. е. самому ощу­тить, что такое насто­я­щая духов­ная жизнь и как ею жить.

Нали­чие духов­ника не явля­ется обя­за­тель­ным усло­вием пре­бы­ва­ния чело­века в Церкви. Однако без духов­ника пере­нять живой опыт духов­ной жизни очень трудно. Вли­я­ние духов­ника осно­вы­ва­ется исклю­чи­тельно на его авто­ри­тете у духов­ного сына (или дочери) и не имеет каких-либо фор­маль­ных послед­ствий для спа­се­ния чело­века.

журнал «Фома», 16.07.05

От «батюшки» до «Вашего Святейшества»

Как указывает в статье «К вопросу об именовании римского епископа святым отцом» психолог Виталий Дмитриевич Спасов, первые века христианства греческим словом πάππας – «отец» именовались все священнослужители – церковь была одна. Католики отпали от Ортодоксальной церкви только в 1054 году. Позднее «папами» стали называть только архиереев, а после раскола церквей, в XII веке титул закрепился за двумя епископами – александрийским и римским. И вскоре римский лидер стал не просто «папой» или «отцом», но и присвоил себе право еще при жизни называться «святым».

В отличие от него православные священники считают, что святость человека – то есть судьба его души, которую решает Христос, может стать очевидной только после его смерти, и то далеко не сразу. Обычно между смертью и прославлением святого на Руси проходило не менее ста лет. Признаками святости становилось народное почитание и чудеса, происходящие от мощей святого, от его могилы или даже от его вещей.

В русской традиции название «отец» закрепилось не только за духовными, но и за светскими лидерами – князьями и царями.

Память Отцов Предавший

Крещение Руси в 988 году не могло в одночасье уничтожить языческое влияние на умонастроения в народе. Не всегда и не везде христианских миссионеров встречали с распростёртыми объятиями.

Неоязычники полагают, что из-за неприязни к новым пастырям и пошло нарицательное название для христианских проповедников – поп, т.е. память отцов предавший.

Но эта гипотеза не имеет ничего общего с исторической реальностью. Источники подтверждают, что языческая вера, хоть и считалась ошибочной, но все относились к обычаям предков на Руси уважительно. В «Слове о полку Игореве», русичи называются Даждьбожьими внуками, не смотря на то, что автор являлся христианином.

Священник — посредник между Богом и людьми

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia — хиротония).

Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Ислам

Основная статья: Исламское духовенствоМуфтий-матурид

Исламское духовенство — условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В исламе (за исключением шиизма) нет института церкви, служащего посредником между верующими и Богом и особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью. Поэтому среди мусульман теоретически любой совершеннолетний мужчина, обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан, не приобретая при этом никаких социальных привилегий. Чаще всего под термином «исламское духовенство» обозначаются «учёные» (араб. улама) — знатоки богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама. В понятие «улама» включают богословов (улемы, муджтахид), правоведов (факих), а также практических деятелей, специализирующихся на религиозно-общественных функциях — мулла, муэдзин, кади, преподаватели мектебов, медресе и т. д..

Корпоративный дух улама получил развитие лишь в пределах Османского государства и державы Сафавидов. Здесь в XVI—XVIII веках при поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал ад-дин), тесно взаимодействующий с государственным аппаратом.

Подрабатывать

В свободное время, если в этом есть нужда, священник вправе подрабатывать. При этом он не может:

  • занимать должности в органах власти и судебной системы;
  • служить в армии или других силовых структурах;
  • лечить людей;
  • быть сотрудником кредитной организации;
  • получать зарплату в казино, питейном заведении, ночном клубе;
  • стать егерем.

Все остальные виды деятельности, не противоречащие заповедям, разрешены.

И хотя русские попы не вправе заниматься бизнесом, направленным на получение прибыли, батюшка может, например, продавать изделия декоративно-прикладного творчества, сделанные своими руками.

Почему батюшка, а не «папа»

Потому что «батюшка» – слово русское. Согласно словарю Макса Фасмера, оно происходит от праславянского слова batę, bat’a. На территории Великороссии и Малороссии издревле отца называли батюшкой, батей (от слова батѦ), в Белоруссии – батькой, бацькой, причем в древности так называли не только отца, но и сродников – дядей и братьев. Позже «батей», «батюшкой» стали называть только главу рода, отца семейства. А в средние века это название перешло к главе общины, селения и даже к атаману. Распространилось оно и на священников.

В случае со священнослужителями РПЦ уважительное обращение «батюшка» как бы включает их в круг близких духовных родственников, но при этом подчеркивает их главенство. По сути, в крестьянской общине даже молодой священник мог быть за старшего – он обладал знаниями, был грамотным, мог разъяснить Священное писание и оценить поступок или поведение прихожанина. С ним советовались в трудных ситуациях, к нему прислушивались, ему верили. Хороший, добросовестный священник действительно становился отцом своим духовным чадам.

Миф № 2. Муж должен быть главным и всё решать за жену, а она — во всём подчиняться

Образ мужа-тирана, который ходит по дому и рычит, забитой жены в платочке, которая боится глаза поднять и слово вопреки сказать, — очередной миф. У священников и вообще православных людей в большинстве абсолютно нормальные семьи. Отличие православной семьи от неправославной в другом: в верующей семье на первом месте всегда Господь Бог и заповеди, которые нам оставил Христос.

Когда мы смотрим «Тихий Дон» и другие фильмы о старине, мы зачастую видим там сурового главу семьи, которого все боятся. Мы живём уже в другое время. Каждый в семье священника занят своими делами. Супруга работает, воспитывает детей, заботится о доме. Задача детей — хорошо учиться. Они могут и побаловаться. Вообще, глядя на то, как знакомые мне священники умиляются, встречая своих детей, мне очень тяжело представить их в образе суровых семейных деспотов.

Чем отличается поп от священника

Что же касается понятия «поп», то в современной церковной практике оно имеет некоторую пренебрежительную и даже оскорбительную окраску. Сейчас попами не принято называть священство, а если и называют, то больше в негативном ключе.

Но еще в середине XVIII века термин «поп» был общеупотребимым и не носил никакого нехорошего смысла. Попами называли в основном только мирских иереев, а не монашествующих. Относят это слово к новогреческому языку, где есть термин «папас». Отсюда пошло и название католического священника «папа». Производным является и термин «попадья» — это жена мирского священника. Особенно часто попами называют пресвитеров среди русской братии на горе Афон.

Для того, чтобы не попасть в неловкое положение, стоит помнить, что сейчас термин «поп» практически вышел из словарного обихода верующих. Обращаясь к священнику, можно сказать «Отец Владимир», или просто «Батюшка». К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка».

Для верующего человека не играет особой роли, какими словами он обращается к священнослужителю. Однако традиции и практика церковной жизни вырабатывают определенные формы общения, которые желательно знать.

Администратор

Светлана (вероисповедание не указано):

Скажите пожалуйста где в БИБЛИИ написано,что Священника надо называть батюшкой.Надеюсь,что ответите.

Священник Андрей Гупало:

В Библии, Светлана, прямо не сказано, что священника надо называть батюшкой. Поэтому никакой священник сам себя так не называет, а когда представляется, то говорит: «Священник Н-й». Батюшкой же его называют его духовные дети, которые были еще и у самих апостолов. Вспомните, как обращаются к христианам юной апостольской церкви Апостолы Иоанн и Павел: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника»(1Иоан.2:1), «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19) В первой цитате мы ясно видим двух отцов: отца духовного — Ап. Иоанна, и Отца Небесного — Бога. Во второй апостол сам себя даже сравнивает с роженицей, потому что мужчина, если он мужчина, по понятным причинам родовых мук испытывать не может. Эти апостольские выражения свидетельствуют об их великой любви, которую они имели к членам тех церквей, которые они основали, которые окормляли и которые поэтому были близки их сердцу. Понятно, что и христиане отвечали им такою же любовью, и если апостолы называли их детьми, то от своих детей естественно удостаивались и звания отцов, о чем и говорит апостол Павел в послании к коринфским христианам: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). И это несмотря на то, что в Евангелии мы находим положительный запрет Самого Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Матф.23:9).

Получается, что Апостолы дерзнули отменить эту заповедь? Поверить в это трудно, и даже невозможно. Иначе вышепреведенные стихи Церковь давно бы вычеркнула из Священного Писания. Просто, надо понимать разницу, которая существует в понимании этого имени у ветхозаветных иудеев и в христианской церкви. А оно, по моему мнению, таково: иудейские раввины (учителя) тоже назывались духовными отцами, но «рожали» детей по своему образу и подобию.

Кто такой «архиерей»

С греческого языка слово «архиерей» переводится как «старший священник». Это сан высшей церковной иерархии. В настоящее время существует 4 архиерейских титула: патриарх (предстоятель поместной Церкви), митрополит, архиепископ и епископ. Эти титулы (кроме титула патриарха) не связаны с различными священными полномочиями. Они свидетельствуют лишь о личных почетных отличиях.

В Православной Церкви все архиереи относятся к черному духовенству. Архиереи могут совершать все богослужения, освящать миро, антиминсы, церкви. В их ведении управление церковными делами в пределах вверенных епархий.

Работа и обязанности священника

Человек способный занять пост священнослужителя, должен соответствовать ряду жестких требований:

  • быть старше 30 лет;
  • быть женатым 1 раз и не разведенным;
  • иметь высшее духовное образование;
  • знать и уметь проводить церковные обряды;
  • не иметь грехов и проступков, запрещающих занимать должность.

Для вступления на должность кандидата должно одобрить высшее церковное руководство региона. Кандидат должен иметь соответствующую репутацию, рекомендации, опыт и знания. Это обусловлено большой ответственностью, приходящей вместе с саном и должностью.

По роду своей деятельности священник должен проводить церковные обряды и таинства, вести ежедневные и еженедельные службы, выполнять другие положенные обязанности. Также необходимо следить за деятельностью прихода, находиться в курсе всех дел, быть готовым прийти на помощь кому-либо из прихожан при необходимости. На практике священник должен проводить следующие религиозные таинства:

  • исповедь;
  • крещение;
  • соборование;
  • помазание;
  • венчание;
  • причащение.

Каждое из таинств имеет свой ход и правила, служитель должен знать их в точности и проводить без отклонений.

Помимо непосредственной работы, сотрудник должен следить за исправностью и целостностью церковного инвентаря, доходами и отчислениями прихода, подсобным хозяйством, если таковое имеется. Помимо непосредственных духовных дел, в задачи старшего служителя входит решение широкого спектра административных и хозяйственных задач.

Как обучают профессии

Для того чтоб стать священником, необходимо получить соответствующее образование. Сделать это можно в духовной семинарии или православном университете. При приеме в подобные учебные заведения действуют те же правила что и в других высших учебных заведениях. Более того, полученный диплом семинарии имеет тот же статус, что и любой другой диплом вуза.

Срок обучения составляет 5 лет. Перечень изучаемых дисциплин включает в себя богословие, ряд гуманитарных и общих для изучения дисциплин, входящих в стандартную программу высшего учебного заведения. Для получения диплома потребуется сдать экзамен по ряду основных предметов.

После получения диплома выпускник направляется в храм для продолжения практической части обучения помощи настоятелю и другим сотрудникам. Практика не имеет крайнего срока, завершается она по факту принятия такого решения старшим наставником. Более того, от рекомендации настоятеля и того, как выпускник проявил себя за время практики, зависит дальнейшее будущее. Будет ли выделен священнику приход или иная должность при семинарии и других духовных и религиозных учреждениях РПЦ.

На очное отделение принимаются желающие пройти обучение возрастом от 18 лет. Но если в человеке более зрелого возраста (старше 30 и более) возникло желание посвятить себя служению, он может быть принят на заочное отделение. Окончив учебное заведение заочно, также можно претендовать на пост священника, главное – соответствовать другим обязательным требованиям, предъявляемым к соискателям.

Творить

Одним из путей самосовершенствования души является творчество. В свободное от церковной службы время русский поп может заниматься искусством, но только в качестве хобби. Например, никто не запретит батюшке фотографировать пейзажи или сочинять рассказы для детей.

В идеале талант служителя церкви должен быть направлен на богоугодное дело. Например, музыкант или певец может реализовать свои способности в церковном хоре, художник – писать картины на поучительные библейские сюжеты, декоратор – участвовать в реставрации храмов.

Но есть и ограничения. Священник не может заниматься сценическим искусством, эстрадным вокалом, танцевать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector