Игумен никон (воробьев)

Наследие

После кончины игумен Никон оставил множество писем, которые раскрывают истинную суть покаяния, смирения. На протяжении всей жизни он наставлял молодых монахов и написал немало текстов, в которых излагал основные положения своих взглядов.

Стилевые особенности автора

Никон писал ученикам и близким людям с целью помочь, наставить, дать совет. Современники отмечают, что батюшка никогда не переходил границ личного пространства, его советы не были приказами. Он постоянно подчеркивал, что свои рекомендации он дает от души, но последнее слово остается за самим учеником. Письма всегда отличал стройный и деликатный слог. Собственные советы батюшка любил подкреплять историями из жизни, примерами и наблюдениями.

Кроме того, Никон владел латинским и древнегреческим языком, мог позволить себе процитировать первоисточники и трактовал многочисленные высказывания философов о смысле жизни и бытии.

Письма о духовной жизни

Никон написал множество писем, наполненных размышлениями о вере, предназначении человека и роли Бога во Вселенной. Из этих писем был составлен сборник, где они расположены по датам написания. Игумен Никон много писал о покаянии, он считал эту добродетель одной из главных среди других черт верующего человека. Эти письма – не просто ответы на вопросы самого игумена – это научный труд священнослужителя, в котором собраны различные мысли преподобных отцов, живших до него, оставивших после себя культурное наследие. Ссылки на слова преподобных батюшек подкреплены собственными рассуждениями Никона о вере, о смирении, об основах, которые порождают грехи и духовное разложение.

Как жить сегодня

Это сборник наставлений, которые составляют основу мировоззрения игумена Никона:

  • он пишет о беспрекословном соблюдении заповедей Господа;
  • повествует о собственном смирении, которое открыло в нем новые стороны личности;
  • батюшка сообщает, что божественная благодать дается далеко не сразу, но нельзя отпускать руки, переставать ждать ее;
  • главными условиями жизненного бытия он считает покаяние и смирение – эти два явления способны возродить свет души, вернуть самого падшего человека на истинный путь;
  • батюшка призывает отбросить уныние, отчаяние, утверждает, что не существует безвыходных ситуаций.

«Нам оставлено покаяние»

Книга Никона посвящена рассуждениям об оскудении современной духовной жизни и о том, что можно сделать, чтобы возродить истинные традиции почитания Бога. Никон считал, что вера православных людей пошатнулась из-за отсутствия постоянного примера аскетической жизни перед глазами, он обвинял современников в том, что они стали больше служить бренным вещам, чем источникам духовного насыщения.

Никон подчеркивал, что единственный путь, который может вернуть людей к Богу, – это постоянное покаяние, раскаяние, признание грехов, регулярное воспитание своего духа и тела.

Другие произведения

Никон был блестящим проповедником, он умел владеть словом, его проповеди приходили слушать издалека. Те письма, что он оставил после кончины, были собраны в сборники, которые читают на занятиях в Духовной семинарии, разбирают по тезисам, ставят, как пример православного письма.  Распространены его письма «к жене пьющего мужа», он писал о том, «как принимать скорби», составлены письма с общими положениями, в которых он обращается к «своим духовным чадам».

Путь настоятеля

Нападение немцев, страх, неуверенность в будущем вновь поворачивают сердца людей к Богу, в молитвах они ищут спасения, освобождения и поддержку. Советское правительство разрешает открыть некоторые храмы. Отец Никон возвращается к священнослужению.

В 1944 году архиепископ Калининский и Смоленский Василий назначает священнослужителя Никона настоятелем Козельской церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, после этого в 1948 году следует перевод в Белев, после него — Ефремов, а далее следует Смоленская епархия, Смоленск, Гжатск.

Жизнь игумена Воробьева продолжается в тяжелых условиях, гжатский приход находится в полном запустении и нуждается в реставрации. Слабый здоровьем, потерянным в лагерях, батюшка принимается за работу по восстановлению храма и обустройству своей жизни.

В 1956 году на праздник Воскресения Иисуса Христа преосвященный Михаил (Чуб) награждает отца Никона чином игумена. Несмотря на то, что священнику приходится много физически работать, он не пропускает утренние молитвенные чтения, проводит богослужения, наполненные Божьим рвением.


Книга Никона Воробьева «Письма о духовной жизни»

В свободное время настоятель храма работает в теплице, саду, его урожаи вызывают изумление даже у опытных огородников, и много читает. В письмах отец Воробьев позже напишет, что именно в этот тяжелый период он понял, что такое истинное терпение и смирение.

Почитание памяти игумена Никона

В честь 50 годовщины со дня смерти священника была проведена конференция, где выступали как люди, которые были знакомы с ним, так и те, кому помогли его книги на пути к христианской жизни.

На этом мероприятие профессор Алексей Ильич Осипов также поделился воспоминаниями о своем духовном наставнике.

По словам Алексея Ильича, батюшка Никон в ряду прочего огромное внимание уделял качеству проведения церковной службы. Он строго-настрого запрещал торговлю в лавке, подачу записок, а также всяческие благотворительные сборы во время большей части богослужения

Также игумен решительно боролся с излишне эмоциональным исполнением песнопений церковным хором. Никон Воробьев говорил, что священник обязан постоянно работать над своей дикцией, а темп его речи во время службы не должен быть слишком быстрым.

Писания преподобного батюшки

Как уже упоминалось выше, игумен описал свою жизнь в своих писаниях. Сегодня они объеденные в одной книге. Многие современные священники читают данные писания. К сожалению, читая их не всегда понимают о чем там идет речь. Писания понятны только глубоко верующим людям, которые пытаются найти истину в жизни, как когда то искал ее сам игумен.

Труды Никона Воробева очень популярны среди верян, обучающихся в духовных семинариях. Они дают много ответов на вопросы простого христианина. Здесь каждый может найти объяснение что такое Православие, как жить на основании православных учений и т. д. В содержание книги входят писания :

  • к монахини Марии;
  • к Екатерине;
  • к монахине Евпраксии;
  • духовным чадам и т. д.

Более того в книге также даны ответы на вопросы приходской жизни Игуменом Никоном Воробьевом.

Также нужно выделить то, что батюшка Никон Воробьев вечерние молитвы в храме проводил часто. На них собиралось много людей. Причина была очевидна. На его служениях люди исцелялись. Они находили ответы на многие свои вопросы.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Святой Троицы в чем помогает

Детство Воробьева

Николай (мирское имя Никона Воробьева) родился в многодетной крестьянской семье 4 мая 1894 года в селе Микшино Тверской губернии.

Происхождение и рождение

Поначалу биография Николая Воробьева была самой заурядной, он рос, как все мальчишки, его отец и мать были простыми крестьянами, очень верующими и набожными людьми. К сожалению, в архивах не сохранилось фотографий или описаний самого Николая в детстве, его родителей. Но можно предположить, что жизнь крестьянского ребенка в ту пору была трудной с самого начала.

Семья

Семья, в которой родился Николай, была многочисленной, в ней все умели и любили трудиться. У Коли было еще 6 младших братьев. Мальчик был очень любознательным и подвижным, он ничем не выделялся среди других детей. Единственное отличие — был очень жалостливым и добрым. Еще в Николае с детства сильно было желание докопаться «до сути вещей», в его характере была особая честность и порядочность. Коля очень хорошо учился и с отличием окончил сельскую школу.

Позже игумен Никон вспоминал, что монашество ему было предсказано еще в детстве. В их деревне жил юродивый Ванька, который однажды подошел к маленькому Коле и стал тыкать в него пальцем, повторяя: «Монах, монах».

Образование Николая

Когда Коля подрос, отец отдал его в реальное училище в город Вышний Волочек. Талантливый мальчик с усердием принялся за учебу.

Благодаря врожденной усидчивости и ответственности ему давались даже самые сложные дисциплины:

  • черчение;
  • рисование;
  • математика;
  • пение;
  • танцы;
  • игра на альте.

Все его таланты не прошли незамеченными среди преподавательского состава: за годы учебы в реальном училище Коля удостоился нескольких похвальных листов и грамот.

Родители по мере сил помогали сыну деньгами, однако, когда младшие братья подросли, родительская помощь сократилась: надо было поднимать остальных детей. Николай не отчаивался, учебу он продолжал с прежним рвением. Средства же на оплату жилья и пропитание он добывал тем, что помогал своим отстающим в учебе богатым товарищам.

Вскоре в это же реальное училище поступил его младший брат Михаил, и Коля взял на себя заботу о его содержании. И хотя ему приходилось очень трудно, он не отступал от поставленной цели: закончить учебу и помочь младшему брату.

Николай Воробьев происходил из верующей православной семьи, однако, как это часто бывает, вера эта была «поверхностной», без глубокого понимания и проникновения в душу. Когда Николай с головой окунулся в изучение наук в училище, он подумал, что в этом и есть настоящая истина, он стал атеистом.

Как всякий подрастающий молодой человек, он хотел докопаться до смысла жизни, решил, что найдет его в философии. Стал с увлечением изучать философские труды, на последние деньги мог купить интересную книжку, предпочитая ее ужину. Со временем Николай достиг больших успехов в философии, с ним советовались даже преподаватели училища. Однако, вскоре Николай понял, что нет в этой науке ответов на мучающие его жизненные вопросы.

В 1915 году Никон пришел к Богу

Окончательно наступила полная безысходность, кризис. Однажды летом 1915 года, когда он находился в Вышнем Волочке, у Николая вдруг промелькнула мысль о детских годах веры:  «…а что, если действительно Бог существует? Должен же Он открыться?» и вот Николай, от всей глубины своего существа, почти в отчаянии, воскликнул:


Никон
игумен

По промыслу Божию Николай поступает в Московскую Духовную Академию. Это произошло в 1917 году.

По известным причинам, были совершены две революции, занятия в Академии прекратились, в 1918 году. После таких событий Николай был подавлен. Он прожил несколько лет в Сосновицах, один.

В местной школе он преподавал математику, имея совсем небольшую занятость. Потом Николай принимает решение о переезде в Москву, чтобы служить в церкви. Здесь ему предлагают  место псаломщика в Борисоглебском храме.

Настоятеля Борисоглебского храма Феофана переводят в Минск. Вместе с Николаем они приезжают туда вместе из Москвы.

Духовный сан (с именем Никон) Николай Воробьев принял 23 марта (по старому стилю) 1931 г. от епископа Минского Феофана.

23 марта 1931
в этот день Николай Воробьев принял сан с именем Никон

Уже 25 марта того же года, когда был день Благовещения Пресвятой Богородицы, отец Никон был рукоположен во иеродиаконы.

На следующий год, в декабре 1932 г., (на второй день Рождества Христова) — Никон рукоположен во иеромонахи тем же епископом.

Принятие монашества и ссылка

Епископ Феофан (Семеняко) 5 апреля 1931 года, что пришлось на Вербное воскресение, в Никольском храме Козыревского кладбища в Минске совершил пострижение в монахи Николая Воробьева, дав ему имя Никон.

Через два дня 7 апреля того же года, в праздник Благовещения Пречистой Девы Марии отец Никон принимает посвящение в чин иеродиакона, а 8 января 1933 года он рукополагается в иеромонахи.

1933 год — время зачистки в коммунистической партии и борьбы с «врагами народа», когда в каждом человеке видели вредителя и антисоветского агента, под это веяние попал и иеромонах Воробьев.

7 июня 1933 года согласно постановлению суда он на пять лет отправлен в ссылку в Сибирь.

Тюремное заключение не сломило верного христианина, он выстоял среди допросов, пыток, но никого не оговорил, не дал ложных свидетельств, а только молился, благословляя гонителей, отдавая весь суд Господу.


Старец Никон Воробьев

После освобождение в 1937 году возвращается в родные края, работает помощником в доме доктора, где вся семья была ярыми коммунистами и атеистами. Жена доктора и ее сестра не раз унижали и провоцировали на скандал смиренного и терпеливого батюшку, но взамен раздражения отец Никон показал пример истинной кротости, чем и завоевал их сердце.

Краткое жизнеописание

Священнослужителем русской православной церкви, как правило, становятся в результате мучительных исканий. К вере приходят через преодоление трудностей, через внутренние споры – так было и с Николаем Воробьевым, сыном простого сельского жителя.

Происхождение

Семья, в которой родился Николай, была многодетной. В 1894 году, когда родился будущий игумен, крестьянские села тверской губернии переживали далеко не лучшие времена. Не хватало хлеба, другой провизии.

Детские годы

Воспоминания о детстве у Николая остались самыми светлыми: он любил играть с братьями, часто помогал отцу во дворе и по хозяйству. Несмотря ни на что, он рано проявил тягу к знаниям, ходил к местному священнику, который обучал его грамоте.

Вспоминают особый случай, который стал для Николая пророческим. Село часто посещал юродивый, известный на всю округу. Его любили местные жители, подкармливали, отдавали вещи. Увидев на церковном дворе юного Колю, юродивый подошел к нему и обратился, как к монаху. Это стало символом предопределения дальнейшей судьбы.

Молодость

Николай часто задумывался о философских идеях, хотел понять и осмыслить суть бытия. Отец помог ему поступить в Реальное училище, что было весьма престижно для сына простого крестьянина. Заведение было окончено Николаем блестяще, хотя он полностью разочаровался в философии, так и не найдя ответов на свои вопросы. Этот период был одним из самых тяжелых. По воспоминаниям игумена, к нему приходили мысли о самоубийстве – так тяжело было собственное бессилие. Наконец, он подумал о Боге, начал молиться, тогда к нему пришла благодать.

Монашеский подвиг

В 1931 году в одном из монастырей города Минска он принял монашеское имя, стал называться Никоном. С этих пор начался его нелегкий монашеский путь. На территории Борисоглебского монастыря он вскоре был посвящен в иеродьяконы, проповедовал слово Божье, честно служил на своем месте.

Именно за это был арестован и сослан в Сибирь во второй половине 1933 года. Никон попал в сибирский лагерь Комсомольска-на-Амуре. Условия жизни там были суровыми, приходилось много трудиться физически, но монах не забывал молиться и писал записки, которые позднее стали основой духовных писем.

За прилежное поведение он был отпущен раньше. Вышел на свободу через пять лет заключения вместо семи лет. После этого уехал в Вышний Волчек. Там Никон нашел себе место в семье местного врача, стал работать универсальной прислугой. Первые годы работы были осложнены тем, что женщины, которым он служил, придерживались атеистических взглядов. Они могли позволить себе нелестные высказывания по отношению к церкви, что батюшке Никону приходилось терпеть с великим смирением.

Дождавшись открытия церквей после Отечественной войны, батюшка приступил к службе. На этом пути его поджидали новые трудности. Он обратил к вере многих неверующих людей. Кроме того, батюшка столкнулся с завистью, непониманием. К 1956 году он был переведен на территорию Гжатска, где возглавил один из приходов. На этом месте он стал игуменом. Служба давалась нелегко. Гжатск был для игумена Никона периодом полного смирения и понимания истинной ценности веры. Деятельность игумена Никона всегда имела для окружающих особенные черты:

  • он никогда не торопился при совершении молебнов, треб и других служб;
  • батюшка принимал исповеди, не жалея собственного времени, особенно внимательно выслушивал тех людей, которые приходили редко или исповедовались впервые;
  • установил правило – не находиться за алтарем без крайней надобности, считал это место священным, говорил там очень мало, только то, что было необходимо;
  • после исповеди не сразу допускал к причащению, называя этот ритуал самым важным;
  • был внимателен к маленьким прихожанам, считая, что с самого незрелого возраста необходимо формировать православное мировоззрение.

Главное, что отмечали современники Никона, игумен был строг по отношению к себе. Он рано вставал, много молился, обходился лишь необходимыми для поддерживания жизни вещами.

Смерть

Никон болел несколько месяцев, при этом он оставался на ногах, не жаловался и не выражал никакого недовольства. Окончательно слег Никон за 10 дней до кончины. До последних минут он сохранял твердость разума, разговаривал с близкими людьми, которые его окружали. Никон был готов к смерти до такой степени, что с улыбкой осматривал гроб и одеяния, которые выбрал для себя сам.

В 1944 году он стал настоятелем церкви в Козельске

В годы войны отношение к церкви изменилось в лучшую сторону. Начали открываться церкви. Никон приступил к священнослужению. В 1944 году епископом Калужским Василием он назначается  настоятелем Благовещенской церкви г. Козельска (сейчас он называется г. Гагариным). Здесь он служил до 1948 года.

Никону доверили небольшой храм, который находился на заброшенном кладбище. Благодаря активности священника вокруг церкви был разбит большой сад. Батюшка сам участвовал в высадке деревьев.

Люди, знавшие батюшку, сообщают, что это был очень энергичной и трудолюбивый человек.

В последующие годы он служил в городах  Белёв и Ефремов Тульской области, а затем в г. Смоленск. Из Смоленска впоследствии был направлен на приход города Гжатск.

В 1956 году, к празднику Пасхи, отец Никон был награждён саном игумена Преосвященным Михаилом (Чубом).

Храм в г. Гжатск (Гагарин). Здесь служил Никон Воробьев

Юношеские годы

После окончания реального училища в 1914 году Воробье становится студентом Психоневрологического Петроградского института, много читает и ищет ответ на извечный вопрос о смысле жизни. Порой он деньги, отложенные на последний кусок хлеба, отдает за книгу, увлекаясь особенно философией, где ищет ответы на волнующие его вопросы.

Разочаровавшись в учебе, молодой человек бросает институт. Потерявшийся в своих исследованиях отрок впадает в депрессию, не находя ответа на вопрос о смысле жизни. Взамен приходят мысли о суициде, и в 1915 году он решает уйти из жизни, но перед этим буквально кричит к Богу, прося об откровении.

Даже сам Николай не смог впоследствии объяснить того надлома и просветления, происшедшего в его душе, но именно в самый страшный момент своей жизни он приобрел веру, увидел свое предназначение в служении Всевышнему.

Важно! Чтение Жития Святых Отцов навсегда отвратило Николая от мирской жизни и мирских увлечений, он увидел свое назначение в несении Слова Божьего в мир, для наполнения его любовью, добротой и чистотой. В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции

Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба

В 1917 году юноша становится студентом Московской духовной академии, но обучение прерывается из-за революции. Живя в Вышнем Волочке, работает учителем математики, через несколько лет переезжает в Москву и служит в храме святых Бориса и Глеба.

Работая псаломщиком, живет в полу нищете и холоде, но все свое время проводит в молитвах и постах, наполняясь Божьей благодатью, принимает решение стать монахом.

Игумен скончался в 1963 году

Зимой 1962-1963 годов Никон стал чувствовать постоянное недомогание. Это стало видно по уменьшению аппетита, быстрой усталости от работы, большей общей слабости.

В конце августа 1963 года он в последний раз смог исповедать близких ему людей. Позже он уже не мог самостоятельно ходить в храм. Ему приходилось причащаться у себя дома. До самого последнего дня жизни он сохранял ясное сознание.

Никон наставлял окружающих молиться и сохранять верность заповедям Божьим.  Не терять духовную связь с епископом  Игнатием Брянчаниновым, отказаться от пустой суеты и твердо верить в Бога до конца дней своих.

7 сентября 1963
Игумен Никон скончался

Последние годы

В течение шести лет игумен отдавал все свои силу богослужениям и восстановлению церкви, но его здоровье все чаще давало сбои. В последний год он ел только белый хлеб, молоко и свежие ягоды, слабел на глазах, но всегда находился в ясном состоянии ума, наполняя всех вокруг себя удивительным спокойствием.

Накануне смерти батюшка Никон, уже лежа в постели, причастил духовных детей и дал им наставления:

  • исполнять заповеди;
  • хранить веру;
  • держаться святителя Игнатия (Брянчанинова);
  • оставить суету, опустошающую души.

Игумен Воробьев четко понимал, что его жизненный путь подходит к концу, благодарил Бога за прожитые годы и часто принимал Причащение Святых Таинств. Он говорил о том, что никогда не находил радости в земной жизни, но с радостью уходит к Отцу, что ему жалко остающихся, ибо приходят времена, когда «живые будут завидовать мертвым».

Игумен Николай Воробьев почил 7 сентября 1963 года в возрасте 69 лет. Отпевание состоялось 9 сентября, после чего тело игумена предали земле в Гжатске.


Могила старца Никона Воробьева (Гагарин, Смоленская область)

Игумен Никон учился в Психоневрологическом институте

Вопрос о сущности человеческой жизни продолжает волновать молодого Николая. Изучение наук, философии в реальном училище не дали ответа. Он решает погрузиться в изучение психологии человека и там найти ответ.

Для этого Николай решает поступить в Психоневрологический институт, который находился тогда в Петрограде. Именно там он надеялся найти ответы на свои вопросы.

К сожалению, здесь его ожидало ещё большее разочарование, чем в реальном училище. Коля увидел, что психология изучает совсем не человека, а  скорость процессов, которые протекают в человеческом организме, состояние памяти.

После окончания первого курса института он прекращает учебу.

Передача «Родная душа» про Никона Воробьева. Повествуют его современники и духовные ученики: профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов, протоиерей Владимир Еремин — настоятель храма в честь иконы Божией Матери в Сущеве г. Москвы, иерей Федор Кривонос — клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, Наталья Георгиевна Малинина — староста Свято-Вознесенского храма г. Гжатска (ныне Гагарин).

Предисловие

Широкое, в настоящее время, обращение к вере отцов – Православию – не всегда, к сожалению, увенчивается правильным его пониманием. Очень часто под Православием подразумевают его внешнюю сторону, его «одежду»: богослужения, таинства, обряды, церковную дисциплину, правила и прочее, которые являются лишь его «иконой», необходимыми вспомогательными средствами к усвоению Православия, но не им самим. Ибо исполнение всех этих церковных установлений без понимания сути Православия легко может привести верующего к приобретению не богоподобных свойств смирения и любви, а прямо богопротивных: самомнения, гордыни, фарисейства.

Именно это привело иудеев, видящих сущность своей веры в скрупулезном исполнении внешних предписаний ветхозаветной религии, к отвержению пришедшего Мессии-Христа, сделав их богоборцами. Не случайно Господь множество чудес сотворил в субботу, когда по иудейскому закону ничего нельзя было делать, обличая тем самым этих ревнителей «буквы» и отеческих преданий. Всё это Он делал, чтобы показать, что спасение достигается не обрядоверием, а чистотою сердца, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека (Мф. 15, 19–20). Это научение Спасителя в высшей степени насущно сегодня для православного верующего. Ибо одним из самых больших для него искушений является усмотреть сущность христианства не в исполнении заповедей Христовых, а в приверженности к внешне-обрядовой жизни.

Что же такое Православие?

Ответу на данный вопрос и посвящена эта книга писем одного из замечательных подвижников 20-го века нашей Церкви игумена Никона (Воробьева). Если попытаться кратко выразить основную ее мысль, то можно сказать следующее.

Православие – это правильная духовная жизнь (в отличие от множества ее искажений), основанная на вере в Господа Иисуса Христа и Его Евангелие. Такая жизнь скрыта от посторонних взоров, ибо она представляет собой борьбу в сердце человека, из которого исходят как добрые, так и злые намерения, мысли, желания. Эта жизнь, прежде всего, приводит верующего к познанию глубокой поврежденности человеческой природы, своей личной греховности и, отсюда, необходимости Спасителя. И по вере этого познания она открывает искренно трудящемуся христианину и всю красоту Царства Божия, скрытого внутри каждого человеческого сердца (Лк. 17, 21).

Но как достичь спасительной пристани и войти в Царство Божие – это, по выражению отцов, наука из наук и художество из художеств. Потому так важна та особенность Православия, что оно, в отличие от всех других направлений современного христианства (католицизма, протестантизма, псевдохристианских сект), которые исследуют эту науку по своему разумению, полностью основывается на святоотеческом учении и опыте. Сам личный опыт отдельного верующего и учение любой христианской общины (как православной, так и неправославной) оценивается исключительно через призму соборного опыта отцов – только он для Православия является единственно достоверным критерием истинности в оценке всех истин веры и явлений духовной жизни. Причина такого подхода понятна. Когда святые отцы согласно учат по каким-либо вопросам, то это их согласие свидетельствует, что они высказывают не свое личное мнение, а передают голос того же Духа Божия, которым написано само Священное Писание. Потому их согласное учение по любому вопросу веры и духовной жизни является в Православии гарантом истины, и знание основ этого учения необходимо для каждого христианина.

Хочется надеяться, что предлагаемый очерк о жизни игумена Никона и его письма дадут возможность лучше понять путь духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на нем, – понять, что есть Православие.

Допросы и заключение

Отца Никона неоднократно допрашивали. Протоколы следствия, которые недавно были рассекречены, свидетельствуют о том, что этот человек не отрекался от своей веры даже под страхом тюремного заключения. Также из данных бумаг видно, что священник не оговорил своих собратьев по вере, не делал ложных показаний.

Батюшка Никон не признал своей вины в антисоветской агитации. Он сказал, что все его проповеди были посвящены только проблемам духовной жизни и не содержали в себе никаких политических призывов и манифестов.

Отвечая на вопросы, священник утверждал, что посвящал себя только служению Богу, в которого уверовал и в его существовании нисколько не сомневается.

Несмотря на то что не было найдено никаких серьезных доказательств вины отца Никона, ему все равно вынесли приговор в виде пяти лет лишения свободы. Отбывать срок наказания он отправился в Сибирь. Даже в эти тяжелые моменты жизни батюшка не забывал о Боге и упросил конвоиров позволить ему взять с собой в лагерь Священное Писание на греческом. Охранники, естественно, не знали этого иностранного языка, поэтому не смогли прочитать ни единого слова из предъявленной книги. В итоге им пришлось разрешить отцу Никону читать Евангелие.

Пробыл в заключении священник около 5 лет. Его освободили раньше срока из-за примерного поведения и перевыполнения рабочего плана. Это обстоятельство тоже можно считать чудом, потому что в скором времени правительство страны отменило закон, на основании которого это было сделано.

После освобождения игумен Никон Воробьев поселился в городе Козельске, который теперь называется Гагариным. Там ему доверили небольшой храм, находившийся на заброшенном кладбище.

По инициативе священника вокруг церкви был разбит огромный сад с фруктовыми деревьями. Батюшка сам работал над посадкой растений. Люди, лично знавшие его, вспоминают, что это был очень трудолюбивый человек. Священник ежедневно ложился спать не раньше полуночи, а вставал в пять часов утра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector