«пикник на обочине»: анализ и краткое содержание. «пикник на обочине»: авторы
Содержание:
- Введение и постановка сюжета
- Зона
- История Рэдрика
- Аномалии и артефакты
- О братьях Стругацких
- История
- Копирайт
- Интересные факты[]
- Конспект Стругацкие. «Пикник на обочине»
- Обзор[]
- «Пикник на обочине» — сюжет
- «Пикник на обочине» и S.T.A.L.K.E.R.
- Знакомство с Зоной Посещения
- Снова в сталкеры
- Описание книги «Пикник на обочине»
- Сюжет и идея произведения
Введение и постановка сюжета
«Пикник на обочине» — это художественное произведение, основанное на последствиях внеземного события под названием «Посещение», которое одновременно произошло в полдюжине разных мест по всей Земле в течение двух дней. Ни сами посетители, ни способы их прибытия или отъезда никогда не были замечены местным населением, которое проживало внутри относительно небольших участков, каждая по несколько квадратных километров, из шести зон посещения. Зоны демонстрируют странные и опасные явления, не понятые людям, и содержат артефакты с необъяснимыми, на первый взгляд сверхъестественными свойствами. Название романа происходит от аналогии, предложенной персонажем д-ром Валентином Пильманом, который сравнивает Посещение с пикником:
В этой аналогии нервные животные — это люди, которые решаются вперед после ухода Посетителей, обнаруживая предметы и аномалии, которые обычны для тех, кто их выбросил, но непонятны или смертельны для тех, кто их находит.
Это объяснение подразумевает, что Посетители, возможно, не обратили никакого внимания или даже не заметили человеческих жителей планеты во время своего визита, точно так же, как люди не замечают и не обращают внимания на кузнечиков или божьих коровок во время пикника. Артефакты и явления, оставленные Посетителями в Зонах, были отброшены и забыты без какого-либо заранее продуманного плана по продвижению или нанесению вреда человечеству. Вероятность того, что Посетители вернутся снова, очень мала, потому что для них это была короткая остановка по неизвестным причинам на пути к их фактическому месту назначения.
Зона
У Рэда с Кириллом хорошие отношения, и он предлагает ученому сходить вместе в Зону, чтобы добыть «пустышку», у которой внутри нечто синее. Рэд видел ее во время предыдущих вылазок. Облачившись в спец костюмы, исследователи отправляются в Зону.
Во время исследования Кирилл случайно задевает какую-то серебряную паутинку. Сам ученый этого не замечает, зато Рэд начинает беспокоиться. Однако экспедиция успешно завершилась, и ученые вернулись из Зоны целыми. Правда, через несколько часов ученый умирает из-за сердечного приступа.
Рэд винит себя в смерти коллеги. Он, опытный сталкер, не досмотрел! Он же знал, что в Зоне не может быть мелочей — каждый пустяк может иметь серьезные последствия.
История Рэдрика
За тринадцать лет до момента, происходящего в повести, на Землю высадились инопланетяне. После их визита образовались аномальные области, которые назвали Зонами. Они были непригодными для жизни, поэтому людей эвакуировали. После этого области начали изучать. Вскоре ученым удалось обнаружить, что инопланетяне оставили после себя много предметов, наделенных необычными свойствами.
В городе Хармонт жил парень по имени Рэдрик. Ему было 23 года и он решил завязать со сталкерством. Он устроился лаборантом в институт и помогал профессору изучать артефакты. Как-то раз Кириллу удалось уговорить Рэда на вылазку. Они искали предмет «пустышка». Профессор в Зоне дотронулся до серебряной паутины, после чего скончался. Рэдрик винил себя в случившемся. От депрессии его спасла только новость о беременности Гуты.
Спустя шесть лет Рэдрик снова стал сталкером. Ему нужно было кормить семью, а продажа артефактов приносила неплохой доход. Во время одной из вылазок он сопровождает Стервятника. Стервятник попал ногами в какое-то вещество и это привело к тому, что его конечности стали резиновыми. Барбридж умолял Шухарта о помощи. Рэдрик вытаскивает старика и отправляет его к Мяснику. Сталкер продает артефакты, отдает часть денег детям Стервятника, после чего возвращается домой.
Аномалии и артефакты
Внимание! В данном разделе описаны только аномалии и артефакты, перенесённые затем в игровую вселенную. Описание всех аномалий и артефактов можно найти в статье на Википедии.
- «Ведьмин студень» (в играх — «Кисель»), науч. «коллоидный газ» — аномалия; некая текучая субстанция. Хорошо проникает сквозь кожу и любую другую органику, пластик, металл, бетон; может храниться только в специальных фарфоровых сосудах. Почти всё, с чем реагирует, превращает опять же в «ведьмин студень». В книге описывается, как Стервятник Барбридж, наступив в «ведьмин студень», получает серьёзную травму ног: на коже появились «ожоги» , а кости превратились в резиноподобную массу. Поражение распространялось далее, на здоровые участки. Единственное средство спасения — срочная ампутация пораженных конечностей.
- «Комариная плешь» (отменена) — аномалия; область с аномально высокой (в тысячи g) гравитацией, в научном кругу известная как «гравиконцентрат». В книге упоминается попавший в «комариную плешь» вертолёт, сплющенный аномалией в тонкий «блин». Сталкеры обнаруживают их, бросая гайки.
- «Мясорубка» (в играх — «Воронка») — смертельно опасная аномалия. При попадании в её поле действия предмет или существо моментально скручивает, деформирует и разрывает на части. Внешне почти незаметна. «Мясорубка» находится непосредственно на подходе к «Золотому шару». По наблюдениям сталкеров, после «срабатывания» «мясорубка» на некоторое время становится неактивной.
- Ржавое мочало (в играх — «Жгучий пух») — аномалия; нечто напоминающее рваную тряпку, «растёт» на телевизионных антеннах в Чумном квартале (некогда жилой квартал, оказавшийся в Зоне Посещения). При соприкосновении с металлом моментально вызывает сильную коррозию и постепенно переходит на него.
- «Пустышка» (в играх), науч. «гидромагнитная ловушка», «объект 77-Б» — артефакт; два металлических диска, пространство между которыми ничем, кроме воздуха, не заполнено, но которые при этом сохраняют взаимное расположение при произвольных нагрузках. Была найдена и отправлена на исследование как минимум одна «пустышка» с содержимым — вязкой жидкостью синего цвета.
О братьях Стругацких
Братья Стругацкие – не только великолепные фантасты, но и талантливые прозаики, драматурги. Зарубежные читатели стали с уважением относиться к советской научной фантастике именно благодаря их неординарному творчеству. Оба брата изначально пробовали себя в других направлениях работы, не связанной с литературой. Аркадий Натанович по специальности переводчик с английского и японского. Он успел поработать в школе военных переводчиков и на дальнем Востоке, прежде чем связал жизнь с литературным творчеством, и стать редактором журнала. Борис Натанович получил специальность астронома, и только в 60-х стал профессиональным писателем.
Несмотря на позднюю карьеру, братья Стругацкие смогли создать невероятно увлекательный мир будущего и неоднозначные моменты прошлого в своих произведениях. Чего стоят их: «Понедельник начинается в субботу», «Полдень 21 век», «Пикник на обочине», «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике». Список можно дополнять долго. В книгах Стругацких читатель найдет для себя интересные философские размышления, легкий юмор, самоиронию. А конец каждой повести, романа оставит легкое послевкусие интриги, недосказанности, желания опять погрузиться в такие интересные, порою совсем невеселые фантастические миры.
Скачать книги Аркадия и Бориса Стругацких
История
Повесть написана братьями Стругацкими в 1971 году. Первые наброски были написаны 18–27 января в Ленинграде , а окончательный вариант — между 28 октября и 3 ноября в Комарово . Впервые он был опубликован в литературном журнале « Аврора» в 1972 г., номера 7–10. Его части (Раздел 1) были опубликованы в 25-м томе Библиотеки современной научной фантастики в 1973 году. Пикнику на обочине было отказано в публикации в виде книги в Советском Союзе в течение восьми лет из-за государственной цензуры и многочисленных задержек. Версии с жесткой цензурой, опубликованные между 1980 и 1990 годами, значительно отличались от оригинальной версии. Русскоязычная версия, одобренная братьями Стругацкими как оригинал, была опубликована в 1970-х годах.
К 1998 году в 20 странах мира вышло 38 изданий романа. Роман был впервые переведен на английский язык Антониной В. Буис . Предисловие к первому американскому изданию романа ( Macmillan ., New York, 1977) было написано Теодором Стердженом .
Копирайт
Несмотря на явные заимствования из «Пикника» (и некоторых других произведений А. и Б. Стругацких) компания GSC не вставила в титры игр ни одного упоминания фантастов или их повести. Более того, пришлось менять название игры: слово «Сталкер» оказалось защищено копирайтом, так появился «STALKER с точками». По имеющимся данным, права на «Пикник» Стругацкие продали другой компании, с которой GSC не сошлась в цене.
В аудиоподкасте с Сергеем Галёнкиным Андрей Прохоров согласился, что в случае с «Пикником на обочине», они поступили очень некрасиво в отношении авторских прав. Помимо этого, он упоминает тот факт, что в случае с другой игрой, «Venom, Codename: Outbrake», им тоже пришлось «немного» изменить название проекта.
Интересные факты[]
- Повесть лидирует среди прочих произведений авторов по количеству переводов на иностранные языки и изданиям за пределами бывшего СССР. По состоянию на 2003 год Борис Стругацкий насчитал 55 изданий «Пикника» в 22 странах.
- Начиная именно с этой книге зародился популярный термин «Сталкер» . Он устойчиво вошёл в русский язык и, по признанию авторов, стал самым популярным из созданных ими неологизмов. В контексте книги сталкер — это человек, который, нарушая запреты, проникает в зону аномальной активности и выносит из неё различные артефакты, которые впоследствии обычно продаёт и тем самым зарабатывает на жизнь. В русском языке после фильма Тарковского этот термин приобрёл смысл проводника, ориентирующегося в различных запретных и малоизвестных другим местах и территориях, позднее сталкерами также стали называть любителей индустриального туризма, особенно посещающих заброшенные объекты и города-призраки.
- Это произведения породило такой популярный в странах СНГ сценарий апокалипсиса как «Аномальный катаклизм», который в будущем нашел свое отражение в массе самых разных художественных произведений в том или ином виде, как в книгах так и играх.
Самое первое книжное издание
Другой вариант книжной обложки
Конспект Стругацкие. «Пикник на обочине»
Краткое содержание эпизода Дмитрия Быкова из курса «Русская литература XX века. Сезон 2»
Судьбы произведений Стругацких столь же таинственны, сколь и судьбы их героев. Например, вопиюще антисоветская «Улитка на склоне» была, в общем, доступна читателям, а «Пикник на обочине», в котором нет ни единой советской реалии, еле-еле продрался через цензуру и очень долго не переиздавался. Это лишний раз доказывает, что советская цензура обладала сверхъестественным нюхом и раньше самих Стругацких угадала, о чем же на самом деле «Пикник». История Рэдрика Шухарта, его семьи и друзей — это предсказание Стругацких о советском проекте, которое стало сбываться спустя 30 лет.
Зона забытого эксперимента очень точно транслирует всю советскую реальность. Это грязное, захламленное место, где вперемешку валяются следы великих побед, великих завоеваний, грандиозных неосуществленных замыслов. В Зоне находится кладбище, а главные герои советского проекта — мертвые. В книге есть страшная сцена обретения мертвецами плоти — но ведь такой страной оживших мертвецов был и Советский Союз и точно такие же фантомы былых великих идей расхаживали по нему и пытались как-то напомнить о великом прошлом. Одно из жутких изобретений Зоны — «ведьмин студень», который проникает в кожу и плоть, и нога остается ногой уже без кости. И это тоже советское изобретение, потому что бескостные жители — это огромное большинство тех, кто побывал в советском опыте.
В Зоне есть и главная обманка — Золотой Шар, исполняющий желания. Это вечная мечта о том, что грандиозная социальная перетасовка в России принесет всем счастье. Герой книги просит Шар именно о коммунизме: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!» Но за это счастье надо платить чужой жизнью, ведь к Золотому Шару ведет «мясорубка» — невидимый агрегат, который выкручивает человека в воздухе, как белье, и только какие-то черные капли проливаются на землю.
Обзор[]
Культовое фантастическое произведение, широко известное в массовой культуре на постсоветском пространстве (отчасти даже за его пределами) и до сих пор популярное в некоторых кругах. И не зря: данная книга действительно была шедевром своего времени, удостоившись множества номинаций и наград, удостоившись внимания даже зарубежных читателей и вскоре было выпущено несколько изданий, переведённых на иностранные языки. Книге удается затягивать своего читателя своей атмосферой, увлекательностью, интересным сюжетом и мрачным, местами даже пугающим, подробно расписанном миром. Она не топит читателя в нескончаемом экшене, не имеет постоянно динамики и берет прежде всего своей атмосферой, то и дело поднимая разные философские вопросы, а также рассказывая необычные и интересные истории. Но это не значит что в книге вовсе отсутствует какая-либо динамика, ей было уделено достаточное количество внимания, органично вписав в книжный мир в самые удачные и логичные моменты. Любителям фантастики, атмосферы постапокалипсиса, исследования нечто потустороннего, необъяснимого однозначно рекомендуется к прочтению. Следует учесть что прежде всего она была нацелена на взрослую аудиторию, поэтому молодому поколению может оказаться не интересным это творение. Дабы не был потерян интерес к книге, его сюжета и книжного мира коснемся лишь мельком: согласно сюжету в мире внезапно произошла некая аномальная катастрофа, причина которого дословно неизвестна но многие сходятся во мнение что это как то связано с неизвестной инопланетной цивилизацией. Непонятно состоялся ли с ним контакт, удался ли он, что вообще произошло и как это повлияет на дальнейшую жизнь планете. Катаклизм привел к созданию крайне нестабильной аномальной зоне, полной множества разнообразных локальных аномалий, размеры которой точно определить не удается, её исследования оборачиваются полным фиаско и поэтому о ней почти ничего неизвестно. Но известно одно: она крайне опасна и способна уничтожить любого находящегося в ней в любой момент, не оставив и следа от бедолаги, либо обратить того в жуткое нечто. Между тем на её территории находят так называемые артефакты — таинственные аномальные образования, обладающие самыми разными свойствами и очень ценящиеся на рынке. За ними в свою очередь охотятся ученые, военные и так называемые «темные искатели» — сталкеры, незаконно проникающие в аномальную зону ради приключений, наживы или жажды исследования, выносящие оттуда всё что может представлять ценность. Поскольку зону оцепили военные, постольку пребывание в её пределах является абсолютно нелегальным, поэтому сталкерам приходится идти на всевозможные ухищрения дабы избежать военных патрулей, желающих поживиться бандитов и конечно же смертоносных аномалий, попавших под аномальное воздействие но не потерявших жизнь людей.
«Пикник на обочине» — сюжет
Действие повести происходит на Земле предположительно в 70-е годы XX века в городке Хармонт, в выдуманной англоязычной стране.
Примерно за 20 лет до начала описываемых в книге событий в нескольких местах на земном шаре возникают «зоны» — области, в которых начинают происходить странные явления, нарушающие известные законы физики. Зоны расположены вдоль плавной линии на поверхности Земли, проекции так называемого радианта Пильмана — точки, лежащей на прямой, соединяющей Землю и Денеб. Быстро выяснилось, что люди и животные проживать в Зонах не могут, и всё население было из них срочно эвакуировано
Территории Зон были обнесены ограждением, взяты под строгую охрану и официально стали предметом осторожного научного изучения. Также очень быстро обнаруживается, что в Зонах много артефактов непонятного предназначения
Некоторые из них весьма полезны — например, могут лечить болезни, некоторые просто странные игрушки, а некоторые — крайне опасны.
Предполагается, что Зоны созданы представителями внеземной цивилизации, и строится множество гипотез, по-разному объясняющих, что они из себя представляют и каким образом нужны инопланетянам для контакта с жителями Земли. Один из героев книги, доктор Валентин Пильман, образно предполагает, что все артефакты — «пустышки», «этаки», «браслеты» — это всего лишь космический мусор, оставленный инопланетянами на планете Земля во время случайного посещения, сродни пустым банкам и бутылкам, забытым после человеческого пикника на обочине дороги.
Одна из основных тем — нравственный выбор тех, в чьи руки попадают артефакты Зоны, то, как ими воспользуется человечество, которое, строго говоря, плохо понимает, в чём предназначение этих опасных игрушек, неизвестно зачем оставленных пришельцами.
Одна из Зон оказалась невдалеке от города Хармонта. Главный герой книги Рэдрик Шухарт, житель Хармонта, становится сталкером, то есть зарабатывает на жизнь, вынося из Зоны артефакты, обладающие необычными свойствами и продающиеся за большие деньги. Сюжет произведения построен как описание жизни Шухарта от 23 лет до 31 года. Большую часть жизни он был нелегальным сталкером, преступником, сидел в тюрьме, в молодости был официальным сотрудником Института внеземных культур.
У сталкеров, как правило, рождаются дети с многочисленными физическими и биологическими отклонениями от нормы, причём причины этого медицина найти не может (в частности, радиации и химических примесей в атмосфере Зоны нет). Та же участь постигла и единственную дочь Шухарта — Марию (Мартышку). Рэдрик любит жену и дочь, но периодически теряет контакт с семьёй из-за тюремных сроков. Тем не менее он не может отказаться от походов в Зону, разрушившую его жизнь — отчасти из-за желания получать большие деньги и не считать их, но главным образом — из-за магнетического притяжения Зоны, понятного только настоящему сталкеру. В Зоне он чувствует себя на своём месте и без неё уже не может.
В конце книги Шухарт планирует и осуществляет свою заключительную миссию в Зоне: он решает найти «Золотой Шар» — артефакт, который согласно легенде может выполнить самое сокровенное желание того, кто его обнаружит. Шухарт идёт к Шару, будучи совершенно разочарованным в своей жизни и в людях, как к последней надежде. Сложность миссии состоит не только в том, что дорога к Шару смертельно опасна, но и в том, что последняя ловушка на пути к нему требует жертвы — одной человеческой жизни. И Шухарт приносит эту жертву в виде своего спутника, юноши, который напросился к нему в ученики — Артура Барбриджа.
Отец Артура — старейший сталкер по прозвищу Стервятник, известный тем, что ходившие с ним в Зону часто не возвращались. У Барбриджа двое нормальных здоровых детей — исключение среди сталкеров. Барбридж по секрету сообщил Шухарту, что вымолил себе детей у Золотого Шара. Сам он больше не может дойти до места, где находится артефакт, потеряв в Зоне обе ноги — тогда его вытащил на себе Рэдрик. Стервятник раскрыл Шухарту местонахождение Шара и расставленные на пути к нему ловушки, одна из которых требует «жертвоприношения» («мясорубка»), не только из благодарности — он надеется, что Шухарт сможет вернуть ему ноги. Барбридж не знает, что Рэдрик взял Артура с собой.
Финал книги остаётся открытым — Артур погибает в «мясорубке», Рэдрик подползает к Шару, тщетно пытаясь сформулировать своё самое сокровенное желание. Он вспоминает всю свою искалеченную жизнь, пытается вспомнить что-то светлое, но не получается. В итоге он не может придумать ничего, кроме того, что воскликнул Артур за несколько секунд до своей смерти: «СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»
«Пикник на обочине» и S.T.A.L.K.E.R.
Обложка современного издания
Основные принципы мира S.T.A.L.K.E.R., очевидно, созданы под влиянием «Пикника»: загадочная Зона, аномалии и артефакты, сталкеры, которые за ними охотятся.
В то же время Зона вокруг ЧАЭС имеет другую природу происхождения. Зона Стругацких не заселена, даже отлично экипированные сталкеры не могут находиться там долго; отсутствуют любые животные. Поэтому Шухарт и его коллеги ходят в Зону без оружия — там некого бояться. В то время как в окрестностях АЭС бродят несколько тысяч человек и огромное число мутантов. Зона в районе Хармонта имеет чёткие границы, в игре же Зона несколько раз меняла размеры. В Зоне Стругацких земные приборы не зашкаливают — нет ни радиации, ни каких-либо других излучений или химически активных веществ. Окрестности аварийной станции «пропитаны» как минимум радиацией.
Знакомство с Зоной Посещения
«Пикник на обочине», краткое содержание которого мы расскажем в статье, повествует о событих, которые разворачиваются в конце 20 века. Место действия – городок Хармонт, расположенный рядом с Зоной Посещения. Так называются места на Земле, где незадолго до описываемой истории приземлилось несколько кораблей пришельцев. Они пробыли на Земле недолго, но оставили после себя множество непонятных для человека вещей. Всего насчитывается шесть Зон.
Территория, посещенная инопланетянами, была огорожена, а вход на нее разрешен только для сотрудников Международного института внеземных культур. Но существуют те, кто незаконно проникает на территорию Зоны, чтобы добыть различные инопланетные предметы и продать их. Таких людей называют сталкеры.
Ученые предложили несколько гипотез происхождения Зон: внеземной разум поместил на Землю образцы свой культуры; пришельцы поселились на территории Зон, откуда изучают людей; а может быть пришельцы просто остановились передохнуть по дороге к другой цели, как люди останавливаются на пикник, а то, что от них осталось эквивалентно человеческим оберткам от конфет, следов от кострища, консервным банкам, бензиновым пятнам и т. д.
Снова в сталкеры
Мир Зоны – самый популярный из всех, что создали браться Стругацкие. «Пикник на обочине», краткое содержание которого мы рассматриваем, переносит читателя в мрачную, непонятную и смертельно опасную действительность. И жизнь главного героя не отличается радостью и беззаботностью.
Черз несколько лет после смерти Кирилла Рэдрик уходит из Института, возвращаясь к профессии сталкера. У Рэда есть жена Гута, у них дочь – Мария, которую они называют Мартышка. Давно замечено, что дети сталкеров немного отличаются от других людей. Мария не исключение – ее лицо и тело покрыто шерстью. В остальном же она — обычный ребенок.
О новых приключениях Рэда в Зоне лишь поверхностно может рассказать краткое содержание. «Пикник на обочине», автор которого не жалеет красок, описывает вылазку в Зону Рэдрика со Стервятником Барбриджем. Он прославился жестокостью по отношению к другим сталкерам. Однако на этот раз в опасности оказалась жизнь самого Барбриджа – он наступил в «ведьмин студень», и теперь ниже колен его ноги стали подобно резиновым. Стервятник просит ему помочь, взамен обещая помочь Рэду найти Золотой шар.
Золотой шар – мифический артефакт, которому приписывается сила исполнять желания. Барбридж уверяет, что нашел его, и даже артефакт исполнил его желание. Рэдрик не принял его слова всерьез, однако помогает товарищу.
В тот же день Рэд идет с добычей к скупщику артефактов, где его арестовывают и сажают в тюрьму.
Описание книги «Пикник на обочине»
…После посещения Земли пришельцами на планете появились Зоны – загадочные места, полные опасностей и смертельных ловушек. Здесь немало артефактов – непонятных устройств и предметов, обладающих необычными свойствами. Несмотря на двадцать лет изучения, их предназначение остается неизвестным. Что это? Опасное оружие, диковинные игрушки или всего лишь космический мусор, оставленный после чужого пикника на обочине Вселенной? Люди, занимающиеся незаконным промыслом – поиском и выносом из Зоны этих предметов, называются сталкерами. Один из них, главный герой повести Рэдрик Шухарт – человек с исковерканной судьбой, разочаровавшийся в жизни и в людях, мечтает добраться до Золотого шара – места в глубине Зоны, где, по слухам, исполняются самые сокровенные желания…
Сюжет и идея произведения
Цепляющим небанальным сюжетом обладает «Пикник на обочине» – обычное на первый критический взгляд произведение. Существует шесть запретных Зон, которые появились по непонятной причине вдоль одной линии. Якобы их создали пришельцы. Области насыщены непонятными предметами, которые обладают неведомой людям силой. Жить в таинственных областях люди не могут, однако некоторые артефакты, добытые из Зон, могут быть весьма полезны человеку. Немногие отваживаются зайти за границу Зоны, тем более что они находятся под охраной. Туда не боятся зайти только сталкеры – проводники по пустынной земле и охотники за артефактами. Именно так начинается «Пикник на обочине» – заставляющая задуматься повесть братьев Стругацких, которую можно скачать у партнеров VilingStore.
Знаем ли мы, чего действительно хотим? Если бы была возможность исполнить самое сокровенное желание, какое бы оно было? Быть может и нет его, заветного, а смысл жизни в множестве незаменимых мелочей? «Пикник на обочине» полезно прочитать для переосмысления ценностей. Сталкер Рэдрик Шухарт постоянно бывает в Зоне, она притягивает его несмотря на опасности. Есть некая магия в опустошенной земле со множеством странных вещей. Отправившись в путешествие ради исполнения главного желания в своей жизни, которая потеряла смысл, он не задумывается, что может и нет у него, этого желания… Внутренняя опустошенность может сослужить плохую службу, если не понимать, что тебе действительно нужно.
Проблема морального выбора – одна из главных тем, которую поднимает «Пикник на обочине». Научная фантастика братьев Стругацких нередко переходит в социальную, поднимающую множество важных для жизни общества неразрешенных проблем. В этом и состоит неуловимое очарование вроде бы научных повестей, заставляющих задуматься над многими прозаичными, но архиважными вопросами. Здесь присутствует и психология масс, и личное Я, и тема творческого самоопределения, и человеческие взаимоотношения. Что было бы, если человечество пошло по другому пути? Как поступил бы человек, имея таинственные могущественные артефакты, – «Пикник на обочине» подогревает интерес к этой неоднозначной проблеме. Писатели говорят также о более важных проблемах человечества в целом, его роли во вселенной. Непосредственно, пришельцы сравниваются с туристами, устроившими пикник на обочине, а человечество – с муравейником.