Петропавловский собор

Святыни собора

Так длилось примерно 50 лет. В конце 80-х годов 20 века собор вернули Епархии Казани. Его освящение состоялось в 1989 году.


Сразу же, в первую очередь была восстановлена резьба семиярусного иконостаса — главного 25 метрового украшения храма, обновлены царские врата и, насколько это было возможно, восстановлены кровля и фасад.

Чуть позже возвели 50-метровую, шестиярусную колокольню, украшенную изразцами в форме звёзд и белокаменными кокошниками. В 5 ярусе установили новые часы.

Чтобы попасть в 52-метровый собор нужно пройти по высокой широченной лестнице. Очень красиво, величественно, сразу появляется предчувствие какого-то праздничного торжества.

Очутившись на втором этаже создается ощущение, что ты уже возвышаешься над миром, отрываешься от всех мирских забот.

Гордостью храма является 25-метровый иконостас, состоящий из 7 ярусов.

Иконы в нём имеют золотой фон. После нескольких пожаров за время существования Образы восстанавливались. И только одна — храмовая икона святых Петра и Павла — сохранилась в изначальном виде.

В храме собора, освящённого во имя Сретения Господня хранятся мощи святителя Ефрема. В своё время именно он благословил Минина и Пожарского на поход в Москву, положивший начало изгнанию иноземцев с земли русской. Также он венчал на царствование Михаила Романова, первого царя из этой знаменитой династии.

Здесь же верующие могут помолиться мироточивой Иверской иконе Богородицы.

В Петропавловской церкви, его верхнем храме, размещены для поклонения прихожан мощи отца и сына: преподобных Ионы и Нектария Казанских. Также в соборе хранятся мощи почитаемого епископа Иерусалимского — Арсения и чтимая чудотворная Смоленско-Седмиозёрная икона Божией Матери спасшая, по преданию, жителей Казани от чумы в 17 веке.

Святыни, которые находятся здесь, в общем, немногочисленны, но зато очень почитаются верующими.

Бывает и так!

В эти дни Петру 1 исполнялось 50 лет. И этот праздник он отметил в Казани. На память о таком знаменательном событии и выражая признательность царю за оказанное доверие, так как он отдал купцу в управление убыточные производства, фабрикант и задумал возвести роскошный каменный собор во имя святых Петра и Павла.

Используя все возможные местные силы, храм возводили четыре года. Но при строительстве неправильно были учтены пропорции высотного здания, и в итоге, однажды ночью купол церкви, которую строили несколько лет, попросту обрушился. Конечно, это ужасное событие стало для строителей полнейшей неожиданностью.

Но нет худа без добра. Прослышав о таких неприятностях, связанных со строительством храма в Казани, Пётр 1, долго не раздумывая, отдал свой царский приказ. И на помощь к Казанским строителям прибыли Московские умельцы, прихватив с собой, опять же, по царскому указу, и флорентийских зодчих.

И вот уже в 1726 году состоялась торжественная церемония освящения нового Петропавловского собора. Об этом значимом для всех событии была сделана памятная надпись на кресте, который до революции, сохранялся в обширной ризнице православного собора.

Примечания

  1. Сильвестр (Холмский) епископ Казанский и Свияжский с 25 июля 1725 года (с 1727 года митрополит) по 2 марта 1732 года//Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555—2007
  2. Малов Е. А. Исторические описания церквей г. Казани. Казань, 1884. — Вып. 1. — С. 20.
  3. Летопись Петропавловского собора г. Казани
  4. М. Фехнер Великие Булгары, Казань, Свияжск. — М.: Искусство, 1978
  5. Протоиерей Владимир Мухин История закрытия храмов и монастырей г. Казани в 20-е — 30-е годы XX столетия. Часть 1
  6. 12 НА РТ, ф. Р-732, оп.6, д.25, л.78
  7. НА РТ, ф. Р-732, оп.6, д.70, л.56
  8. НА РТ, ф. Р-732, оп.6, д.133, л.103
  9. Летопись Петропавловского собора г. Казани. стр. 21-22
  10. Летопись Петропавловского собора г. Казани. стр. 25
  11. Клировая ведомость за 1900год. Ф. 4, оп. 132, дело 59
  12. Святитель Ефрем митрополит Казанский и Свияжский с июля 1606 года по 26 декабря 1613 года.//Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555—2007

Возрождение святынь — дело народное

За годы своего существования храм пережил 4 страшнейших пожара, а в 1774 году он был почти полностью разграблен в дни восстания Пугачёва. Всё это наносило ему огромный урон, но каждый раз усилиями и пожертвованиями прихожан собор Петра и Павла в Казани восстанавливали.

Так, в 1815 году случился сильнейший пожар. Огонь уничтожил нижний храм весь и приделы на двух первых этажах, а огромный иконостас основного храма, сохранился только чудом.

Возрождение святынь происходило в основном на деньги богатых прихожан. После бедствия 1815 года большую денежную сумму на восстановление пожертвовал купец Зайцев, а в 1824 году после ещё одного такого же бедствия благодетелем стал купец Унженин.

На протяжении всего 19-го столетия потом его потомки заботились о благополучии значимого городского храма и, одновременно, исторического памятника.

Постоянно проходил сбор пожертвований на поддержание собора в приглядном виде, и к 1864 году для этого набралась приличная сумма.

На эти деньги был воссоздан в первоначальном виде иконостас: это стоило 11000 серебряных рублей. Алтарь тоже переродился: в нём были возрождены престол, жертвенник и прекрасная резная сень, покрытая золотом. Она возвышалась над стоящим в середине алтаря престолом и поддерживалась четырьмя колоннами.

Стенные изображения, украшенные лепниной, как сильно пострадавшие от времени и страшных пожаров, тоже были обновлены. Эти работы стоили 1225 рублей.

Но восстановление коснулось лишь внутреннего убранства собора. В то же время его стены так обветшали, что в любой час и миг могли просто рухнуть, и тогда на месте Казанского храма Петра и Павла остались бы только руины.

Настоятель Петропавловского собора по крупицам собирал деньги для внешних работ по восстановлению храма. Он лично отдал на это 18000 рублей собственных денег.

И в 1889 году началось грандиозное возрождение Казанской святыни по проекту, предложенному архитектором М.Литвиновым. Известно, что в дальнейшем он стал смотрителем Московского здания Храма Христа Спасителя.

Подарок, переживший столетия

В это же время полностью разобрали и снова сложили из кирпича двухэтажный придел с севера, перестроена открытая западная галерея. Самой главной задачей строителей было аккуратное подведение под ветхие стены обновляемой колокольни и самого храма совершенно нового основания — фундамента.

Попутно были устранены все трещинки в старых стенах, а ветхие, начавшие уже крошиться от времени камни, были заменены на новые. Благодаря этой ювелирной работе мастеров-строителей, Казанский собор Первоверховных апостолов Петра и Павла вот уже несколько веков является одной из главных достопримечательностей города.

В это же время мастера обновили всю внешнюю лепнину и все иконы, а их 87, на фасаде здания и ещё 4 украшало колокольню.

Также была обновлена позолота на крестах, а кровлю окрасили двумя цветами в шахматном порядке.

Под полом самого нижнего этажа поместили печь, которая давала по трубам тепло в верхний храм. В окнах появились цветные стёкла, они повторяли форму креста.

Под колокольней внизу находилась часовня, служившая фамильным склепом Михляева — создателя собора святых Петра и Павла. Там всё обновили, и выглядеть она стала, примерно так, как и раньше.

На колокольне с давних пор размещались часы. Со временем от них остался только неработающий циферблат. Поэтому на это место поместили новые, отсчитывающее время куранты.

Вход на колокольню был отдельный. Улицу перед собором выложили булыжником, а кованая ограда была красиво украшена иконами.

Архитектура

Все мы знаем, что не каждый памятник моментально приобретает законченный внешний вид. Подчас требуется проведение многовековых перестроек, чтобы получить желаемый образ. Преимущественно окончательный вид образуется посредством плодотворной работы опытной команды умельцев. Периодически в данный процесс могут вмешиваться реставраторы, так как со временем деятельность человека оставляет свой след. Именно такая обстановка сложилась и с Петропавловским собором.

Он приобрел свое величие и красоту не сразу. Более того, сам процесс возведения начался неудачно. Скорее всего, были не соблюдены пропорциональные особенности. При большой высоте конструкции не справились с нагрузкой и рухнули. Местные зодчие не имели достаточного опыта. На благо из Москвы приехали специалисты с опытом, которые сделали правильные расчеты.


Обитель отличается наличием пышного барочного одеяния. Оно богато украшено. Она нередко ненароком сравнивается с церковью в Филях и Строгановской. Декоративное убранство поражает воображение наблюдателей.


Архитектура отличается особой композицией. Объект построен по схеме ярус на четверике. Он монтирован на достаточно высоком подклете и обладает четырёхгранником с восьмериком. Общую композицию завершает барочный свод, оснащенный двумя главками. В строении умело переплетается два направления – русский и «нарышкинский» барокко. Данное решение пользовалось повышенным спросом в 17-18 веке. С западной стороны организована трапезная.

Общая высота конструкции составляет 52 метра. С запада вы сможете рассмотреть великолепие аркады, кровля которой выступает в роли гульбища с двумя подъемами. На востоке есть пределы, которые сделаны в 1890 гг.


Оформление фасадов отличается наличием одинарных и спаренных лопаток, пилястр, наличников, карнизов, лепнины. В качестве ведущего декоративного мотива выступают разнообразные красивые цветы, листья, ветки с персиками, груши, сливы. Они эффектно обрамляют обе стороны проема.


Фасад с восточной части оснащен одним окном. Тут когда-то находилась крупная икона — Богоматерь на троне в окружении святых». Оба ряда проемов монтированы в резных рамках. Купол и кровля отличаются наличием покрытия шахматного оформления. Пышное оформление удачно гармонирует с полихромной цветовой гаммой. По сравнению с таким величием колокольня отличается более сдержанным декором. Она украшена элегантными раскрепованными профилированными карнизами.


Отдельного внимания заслуживает роскошная колокольня. Эффектная многоярусная башня строилась практически одновременно. Всем процессом занимались те же специалисты. Декорированная колокольня усиленно устремляется ввысь. На втором ярусе здания находятся глубокие зоны для статуй.

Петропавловский собор Казани

Строительство нового каменного здания вместо небольшой деревянной церкви начал известный в городе меценат, купец, хозяин суконной мануфактуры Иван Афанасьевич Микляев. На такое масштабное строительство его сподвигло решение Петра Великого отдать ему приносящие императорской казне убытки государственные мастерские по изготовлению сукна. В 1722 году, собираясь в очередной военный поход, Петр останавливался у Микляевых, чтобы отметить свое пятидесятилетие.

В ответ на столь величественный жест Иван Афанасьевич начал строительство каменной церкви, посвященной святым Петру и Павлу, невиданной для всего поволжского региона высоты и великолепия. Однако отсутствие опыта в возведении высотных сооружений не замедлило дать знать о себе. Через четыре года масштабных работ по его возведению свод практически готового сооружения не выдержал высоты и рухнул. Император прислал на помощь местным зодчим архитекторов и строителей из Петербурга. Общими усилиями работы по возведению церкви были завершены и в 1726 году там состоялась служба, освящающая собор, которую проводил митрополит Казанский и Свияжский Сильвестр.

Общие сведения

Церковь находится на возвышенности, поэтому она отчетливо заметно с различных точек. Она имеет красивый, величественный облик и привлекает множество восторженных взглядов. Эффектный архитектурный ансамбль включает в себя сам собор, колокольню в 49 метров, дом Михляева и Притча. За все время своего существования сооружение нередко подвергалось возгоранию. Оно было разгромлено пугачевцами. Но каждый раз восстанавливалось.


1917 год знаменателен тем, что храм находился под руководством Центрального музея ТАССР с целью размещения экспозиций антирелигиозного музея и лектория. Позднее здесь стал функционировать Партархив, планетарий, мастерские для реставраций. В конце 1980 гг. святыня возвращена Православию. Был проведен большой спектр реставрационных работ. 1997, 2005 гг. – это периоды богослужения Патриарха Алексий II.

С чего все началось

Ещё в 1565 году (вдумайтесь в эту дату!) в городе была построена деревянная церковь Петра и Павла, в которой проходили службы для верующих христиан.

Амбициозный царь Пётр 1, расширяя территорию Русского государства, трижды побывал в Казани: первый визит произошёл в 1695 году, когда Петром 1 совершался Азовский поход.

Позже был второй — в 1708 году — на открытии в Казани на Волге крупного адмиралтейства.

И в третий раз, осуществляя свой поход в Персию или, как его ещё называют историки, Каспийский поход, император Пётр 1 опять побывал в Казани.

В этот раз он гостил в доме известного в городе благотворителя, купца Ивана Михляева, знаменитого владельца суконной фабрики. Его двухэтажный дом располагался прямо около древней небольшой Петропавловской церкви.

Достопримечательности поблизости

Рядом с собором стоит старейшее строение Казани — это дом купца Михляева, построенный в 17 веке. Стены именно этого дома видели русского императора Петра 1, именно здесь он провёл несколько дней, когда гостил в Казани.

Представляете, сколько войн, радостных и трагических событий происходило здесь за годы существования этого строения, сколько природных катаклизмов он пережил и всё же стоит, не упал и не рухнул. Да, старый, ветхий, но вся история Казани прошла перед ним!

Раньше дом имел непосредственный ход в храм. С другой стороны к нему примыкала церковь Косьмы и Дамиана. После своей смерти Михляев назвал собор владельцем его дома. Но впоследствии выяснилось, что неправильно оформлено завещание. По этой причине домом стали управлять потомки купца.

А еще в шаговой доступности от Петропавловской церкви находится главная достопримечательность Казани — Казанский Кремль, а также легендарная пешеходная улица Баумана.

Вот сколько всего красивого, удивительного и познавательного можно увидеть в столице Татарстана — Казани. Конечно, это не всё, что есть в богатом историческими событиями городе. В нашей России, и в частности, в Казани много достопримечательностей, тесно связанных с насыщенной событиями историей страны.

Настал 1917 — год переворота

Начиная с Екатерины 2, в своё время в Петропавловский собор Казани нанесли визит почти все императоры государства Российского, кроме Николая 2. Там побывали многие известные люди прошлых лет независимо от того, к какой вере они привержены. Это и Александр Дюма, описавший Петропавловский храм в одном из своих романов, и Александр Пушкин, а в церковном хоре пел сам Фёдор Шаляпин!

Сразу после произошедшей в России революции храм оставался открытым для верующих. Но в 1930 году произошло событие, повлекшее за собой катастрофические последствия. За антисоветскую деятельность арестовали настоятеля собора. Эта «деятельность» состояла в том, что протоиерей попросил материальной помощи у бывшего гражданина Казани Унженина, который после революции перебрался жить в Китай.

Унженин прислал денег, община получила помощь, но священнослужителя отправили за это в исправительный лагерь. И тут началось! Вдруг решено было храм срочно закрыть, так как нужны были дополнительные жилплощади, а также помещения для организаций.

На первом этаже огромного здания планировалось устроить антирелигиозный музей, а на втором — установить астрономический маятник Фуко и проводить лекции и другие мероприятия. В это же время шло постепенное закрытие всех окрестных монастырей и храмов, поэтому все святыни, иконы, всю утварь приносили сюда, в ещё работающий Петропавловский собор.

В 1939 году храм прекратил свою работу. В здании разместился архив партии, позже — планетарий. Религиозную общину перевели в Кладбищенскую церковь, которая до этого пустовала. В верхнем храме установили бильярд, а там, где был алтарь, теперь находился зал для собраний.

Что здесь было раньше

До революции 10 колоколов созывали верующих на Службы в храм. На некоторых были памятные надписи с указанием мастера и веса колокола. В ризнице церкви хранились многочисленные святыни из закрытых в те годы религиозных строений.

Это были, например, 3 напрестольных креста с вставками из жемчуга, богато украшенные многочисленными изумрудами и другими драгоценными камнями; Евангелие существующее с 1681 года с пятью дробницами. Так называются миниатюрные вставки, украшающие переплёт книги. Это Евангелие было украшено синим яхонтом и другими камнями-самоцветами.

Михляев тогда пожертвовал своему творению серебряное изящное кадило, по форме своей повторяющее собор и другую богато украшенную церковную утварь, великолепные произведения искусства.

Значимой ценностью Петропавловской церкви считается лжица Петра 1. Лжица — это специальная ложка из золота, серебра, олова или другого металла с крестом на конце. Чаще всего она использовалась при проведении причастия в наших храмах. Эту лжицу лично Пётр 1 подарил купцу Михляеву как хозяину, принимавшему его в своём доме.

Аналойная икона святых Петра и Павла, огромное паникадило, состоявшее из 5 ярусов и весившее 800 килограмм, оно освещало церковь своими 40 свечами — все эти вещи пожертвовал купец Михляев.

Конечно же, в храме торжественно сохранялись и почитались верующими многие древние иконы. В настоящее время судьба многих реликвий не известна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector