Петропавловский собор и великокняжеская усыпальница, санкт-петербург

Кого хоронили под видом Александра I

Известный писатель Натан Эйдельман, автор многих популярных книг по истории России 18-19 столетий, в книге «Первый декабрист» (1990) о Владимире Раевском подробно коснулся этой темы

Прежде всего, писатель обратил внимание на обстоятельства погребения Александра I. Свидетелями его кончины в Таганроге было всего четыре человека: 1) его жена, императрица Елизавета Алексеевна, которая умерла через несколько месяцев (про неё тоже ходила легенда, что она вслед за мужем ушла в монастырь); 2) лейб-медик Вилье, «который (в своих интересах, конечно) не скажет ничего лишнего»; 3) генерал Пётр Волконский, «про которого говорили, будто он произносит за год в среднем одно слово, и это слово – “нет”»; 4) генерал Иван Дибич, который умер пять лет спустя

Только в марте 1826 года гроб с телом императора привезли в Петербург, и состоялись похороны. «Гроб открывают на короткое время для избранного круга – царской семьи, европейских родственников и дипломатов». Один из дипломатов писал, будто императрица-мать Мария Фёдоровна воскликнула: «Нет, это не мой сын!». Другой – что она якобы произнесла: «Да, это мой милый сын, мой дорогой Александр».

Поди разберись с этим! Эйдельман пишет, что даже реплика «это мой сын» как будто предполагает спор с кем-то, кто отрицал тождество покойника с Александром I. Он напомнил, что мать убитого царевича Дмитрия признала своего сына в Григории Отрепьеве. Так что случаи, как говорится, разные бывают. С другой стороны, можно возразить писателю: спонтанные реплики «это не мой ребёнок» нередко срываются с уст матерей, не желающих верить в смерть своего дитя. Таким образом, свидетельства о похоронах Александра I ничего не проясняют.

Протоколы, которых нет

И все же вскрывали или нет большевики могилы российских императоров? Нетрудно заметить, что у всех приведенных выше свидетельств есть один существенный недостаток: информация получена даже не из вторых, а из третьих уст. Согласитесь, сведения из серии «сын маминой подруги рассказывал» не могут считаться достоверными. Ни одна из историй не была рассказана прямым участником событий в Петропавловском соборе.

Более того, советская власть всегда скрупулезно документировала свои действия. Многим известны протоколы вскрытия мощей с подробным описанием найденных в раках предметов (порой весьма неожиданных)

Большевики просто не могли оставить без подробного освещения столь важное событие. Ведь отношение к Романовым в начале XX века среди большей части населения страны было далеко не самым теплым

Поэтому публичная эксгумация имела бы важное идеологическое значение. Высказывался по поводу отсутствия протоколов и советский историк и Н. Эйдельман, много лет безуспешно искавший эти документы в архивах.

Окончательную точку в вопросе о вскрытии могил поставили в 2015 году российские ученые и криминалисты. В рамках расследования о подлинности останков последнего императора, Николая Второго, было принято решение об эксгумации останков его отца для взятия образца ДНК. При вскрытии гробницы были обнаружены повреждения крышки надгробия, что говорит о том, что ее все-таки пытались сдвинуть. Тем не менее, внутренний кирпичный свод не был поврежден, как и запертый медный ковчег с останками царя. Иными словами, даже если и были неудавшиеся попытки вандализма, слухи о массовом вскрытии императорских могил большевиками — не более, чем городские легенды, помноженные на антисоветскую пропаганду.

История постройки Архангельского собора

В 1333 году по приказу великого князя московского Ивана Калиты на месте, где сейчас стоит Архангельский собор, была возведена Архангельская церковь. В тот год России грозил голод. Урожай погиб ещё в августе, но беды не случилось. И, как предполагают, по обету в благодарность он воздвиг этот храм. Точных изображений храма не сохранилось. Историки предполагают, что он был небольшой по размеру и однокупольный. (А веком ранее на этом месте был воздвигнут прежний, деревянный храм в честь Архангела Михаила. Строили его по велению брата Александра Невского, князя Михаила Хоробрита).

В те времена Россия ещё была раздроблена на множество княжеств, главным из которых было Великое Владимирское. Иван Калита, младший из князей по рождению, не имел шансов на великое княжение. Но благодаря уму и хитрости смог возвыситься и получить престол. Всю жизнь он стремился к упрочению власти своего удела, Москвы, возвышения над другими княжествами. Вся политика Ивана Калиты была направлена на усиление Москвы. Он ещё пока не общий русский лидер, он московский лидер, и он заложил ту основу, которая создала платформу величия Москвы.

Он закладывает Архангельский, великокняжеский храм. С этого момента соборная площадь представляет собой зримую модель централизованного государства. В одном месте сосредоточены власть церковная и светская и это место — Москва.

Иван Калита заложил традицию хоронить московских князей в Архангельском храме. Но в начале 16 века построенная им церковь начала разрушаться. Кроме того, в небольшом внутреннем помещении уже не оставалось места для будущих захоронений. Поэтому при Иване III было принято решение перестроить её. Для реализации плана был приглашён архитектор из Италии Алевиз Новый.

В 1505 году старый храм был разобран, в 1508 году построили тот Архангельский собор, который дошёл до наших дней. Алевиз спроектировал его по традиционной для того времени крестово-купольной схеме. То есть собор имеет главный купол, который обрамляют ещё четыре купола, образующие крест.

Усыпальница Архангельского собора

Как и любой древний некрополь, усыпальница в Архангельском соборе хранит немало тайн. Погребения в храме делали ещё тогда, когда он был деревянным. Но кого именно хоронили в первой церкви, неизвестно. Сегодня в соборе насчитывается 56 погребений.

Первым в каменном соборе похоронили его основателя — князя Московского Иоанна Калиту. В 1505 году, когда старый собор разобрали, старые склепы вынесли и поместили в храм Иоанна Лествичника. Саркофаги вернули обратно только осенью 1507 года, и с этого времени все погребения в соборе стали делать по строгим правилам.

Вдоль южных стен расположена царская усыпальница — надгробья, под которыми лежат великие князья и цари. У алтаря покоятся Василий II Тёмный, его сын — Иоанн III и внук — Василий III. Здесь же находятся погребения Иоанна IV Грозного, умершего в 1581 году царевича Иоанна Иоанновича, царя Фёдора Иоанновича, князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского и место, на котором первоначально захоронили Бориса Годунова. Рядом стоит серебряная рака младшего сына Иоанна IV Грозного — царевича Дмитрия, погибшего в детском возрасте в Угличе.

С западной стороны собора можно увидеть захоронения близких родственников московских правителей — удельных князей. Усыпальница выполняла роль места, где «примирялись» враждующие кланы, поэтому вдоль северных стен хоронили опальных князей, с которыми враждовали московские князья. На северо-западе и юго-западе усыпальницы находятся саркофаги представителей татарской знати, принявших православную веру и служивших при царском дворе.

В центре алтаря, отдельно от других, стоит рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного Православной Церковью к лику святых. В 1246 году он отправился в Орду, чтобы получить разрешение на княжение. Князь отказался выполнить требования ордынцев и не стал кланяться идолам, поэтому ему отсекли голову. В 1570 году во время правления Иоанна IV Грозного мощи князя перевезли из Чернигова и похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Представители рода Романовых лежат возле центрального столпа храма. Здесь находятся захоронения царей Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича и родных братьев Петра I — Фёдора и Иоанна. После Петра I всех представителей правящей династии стали погребать в новой российской столице — Санкт-Петербурге. Исключение было сделано лишь для Петра II, который заболел чёрной оспой и скончался в 1730 году.

В начале XX века Россия готовилась отпраздновать 300-летнюю годовщину династии Романовых. Старинный некрополь, как и весь собор, переделали и тщательно отреставрировали. Однако, при реконструкции было допущено несколько ошибок. В надписях над склепами некоторых удельных князей назвали великими, а на ряде надгробий надписали неверные даты смерти.

Традиционно женщин, принадлежавших династиям Рюриковичей и Романовых, хоронили в некрополе Вознесенской обители. Но при советской власти было принято решение уничтожить древний монастырь. В 1928 году, перед разрушением обители, останки великих княгинь и цариц перенесли в крипту южной пристройки собора.

Посещение собора

Храм стоит на Соборной площади. Попасть сюда можно по билетам, которые продают в кассах у выхода из станции метро «Александровский сад». Кассы открыты во все дни, кроме четверга: с октября по середину мая — с 9:30 до 16:30, и с середины мая по сентябрь — с 9:00 до 17:00.

«Единый билет на посещение ансамбля Соборной площади», кроме Архангельского собора, позволяет осмотреть Патриаршие палаты, храм Ризоположения, а также Успенский и Благовещенский соборы. Кроме того, в субботние дни по этому билету можно поприсутствовать на зрелищном разводе караулов Президентского полка. Билеты стоят 500 рублей для взрослых и 250 рублей для студентов и пенсионеров.

История Петропавловского Собора

По окончании строительства Петропавловский собор был объявлен главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга. В этом качестве он прослужил вплоть до середины XIX века. На смену ему пришел Исаакиевский собор, а Петропавловский стал придворным. Продолжая традицию Архангельского собора Московского Кремля, где покоится прах русских царей, Петропавловский собор тоже стал усыпальницей российских самодержцев – но уже императоров и императриц. Первым в 1725 году здесь был погребен сам Петр I, а затем еще десять правивших в России на протяжении XVIII – XIX веков монархов. В нем нет только останков Петра II, похороненного в Москве, и Николая II, чей прах до сих пор не нашел упокоения.

Петропавловский собор не случайно стал символом Петербурга – в нем заложены основы архитектурного стиля новой столицы, отличающиеся своеобразием и неизменно очаровывающие зрителя.

Поделились с друзьями!

Первые 42 дня

Как пишет Михаил Пазин в своей книге «Неофициальная жизнь Романовых», Петр I скончался в ужасных мучениях 28 января 1725 года. Уже в наши дни медики определили, что причиной смерти императора стала мочекаменная болезнь, осложненная последствиями плохо вылеченного венерического заболевания (по одной из версий, это был сифилис). Впрочем, споры о кончине Петра ведутся до сих пор. Как бы то ни было, монарх умер в тесной конторке Зимнего дворца, куда с трудом протиснули гигантский гроб размером в косую сажень (косая сажень равнялась 216 см.). Там же, в Зимнем дворце, было организовано и прощание с усопшим государем.

По словам Е. А. Моршаковой, автора издания «Российские императоры и Оружейная палата», открытый гроб с телом Петра был выставлен на всеобщее обозрение в парадном зале Зимнего дворца, превращенном в «каструм долорес, или печальную салу». Прощание с императором длилось больше месяца, а если точнее – 42 дня. Примечательно, что такой порядок похорон был сохранен в традиции Романовых до ее предпоследнего представителя на российском престоле. 8 марта 1725 году похоронный кортеж направился в собор Петропавловской крепости. Несмотря на сильный мороз и снег, жена Петра, императрица Екатерина I преодолела весь путь пешком.

Настоятели, ключари

  • Иоанн Яковлев
  • Георгий
  • Анастасий Кондоиди (? — 1721)
  • Пётр Григорьев (1721 — 1736)
  • Михаил Слонский (1736 — 16 мая 1754)
  • Алексей Фролов (1740-е)
  • Петр Гребневский (1740-е -1754)

Петр Гребневский (1754 — 1762)

Пётр Гусь (1757 — 1762)

Пётр Гусь (1762 — 1772)

  • Стефан Левицкий (1762 — 27 января 1763)
  • Сергий Никитин (1763 — упом. 11 июля 1764 )
  • Александр Михайлов (1764 — 6 апреля 1769)

Василий Алексеев (1772 — 1800)

Сергий Коноплёв (1779 — 20 января 1800)

Иоанн Клепецкий (1800 — 21 февраля 1809)

Пётр Виноградов (1800-е)

Стахий Колосов (28 февраля 1809 — 17 ноября 1831)
Тимофей Вещезеров (1 декабря 1831 — 12 ноября 1832)
Иоаким Кочетов (22 ноября 1832 — 16 марта 1854)

Григорий Добротворский (? — 1855)

Николай Раевский (22 марта 1854 — 4 февраля 1857)

Александр Благовещенский (1855 — 1856)

Андрей Окунев (и. д. 4 февраля) 12 февраля 1857 — 21 марта 1858)
Василий Полисадов (1858 — 1871)

Дмитрий Флоринский (упом. 1867 — 1888)

Владимир Виноградов (1871 — апрель 1875)
Александр Братолюбов (28 апреля 1875 — нач. 1894 )

  • Иоанн Нечаев (упом. 29 июля 1892)
  • Сергий Преображенский (? — 1895)

Иоанн Нечаев (1895 — 1897)

Александр Дернов (1897 — 1 июня 1899)

Александр Дернов (1 июня 1899 — 17 февраля 1915)

Константин Велтистов (1901 — 1916)

Федор Боголюбов (1915 — 1922)

1922 — 1996

Борис Глебов (1996 — 2001)
Александр (Федоров) (с 6 сентября 2001)

Архангельский собор в XVI веке и до наших дней

Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.

Архангельская церковь

Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова

Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет

Росписи Архангельского собора Кремля

Внутри Архангельского собора

Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.

Вход в Архангельский собор Московского кремля

Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.

Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.

Внутри Архангельского собора

К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.

Архангельский собор в Кремле

Усыпальница французских королей (Сен-Дени)

Место, на котором сегодня находится базилика Сен-Дени, с III века считалось святым. По легенде, именно здесь умер Святой Дионисий. Первую часовню на этом месте возвели в V веке, а в 630 году король Дагобер I основал вокруг церкви бенедиктинский монастырь, ставший одним из богатейших во Франции.

Первые погребения знатных дворян в Сен-Дени относятся к V веку. Так, на территории базилики обнаружили могилу королевы Арнегунды, умершей примерно в 580 году. Здесь же в 639 году был похоронен и Дагобер I.


Базилика Сен-Дени. (Wikimedia Commons)

Саму базилику Сен-Дени построили и освятили в 1281 году. В начале XIII века Людовик IX Святой приказал перенести сюда прах своих предшественников и создать для них скульптурные надгробия, 14 из которых сохранились до наших дней. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. К концу XVIII века здесь покоились 35 французских монархов, а также принцы и принцессы.

Во время Великой французской революции аббатство было разграблено и закрыто, а останки погребённых выбросили в ров. В 1814 году при реставрации Сен-Дени кости королей и членов их семейств собрали в оссуарий. В крипте здания перезахоронили казненных во время революции Людовика XVI и Марию-Антуанетту, а также умерших в эмиграции принцев и принцесс. В 1820 году здесь же был погребен убитый герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. Он стал последним монархом, похороненным в базилике.

Гробница Генриха II и его жены Екатерины Медичи. (Wikimedia Commons)

К практике погребений в базилике вернулись в 2004 году, когда в церкви похоронили сердце Людовика XVII — малолетнего короля Франции, сына Людовика XVI. Его признали королем многие европейские государства, однако фактически на престол он так и не взошел.

Сейчас в Сен-Дени покоятся 42 короля, 32 королевы, 63 принца и принцессы и 10 дворян.

История

Идея построить город на берегах Невы появилась у императора Петра I не сразу, вначале речь шла лишь о военных укреплениях на Заячьем острове, призванных защитить границы государства от шведов. Так в 1703 году была заложена Петропавловская крепость — первая серьезная постройка на этой территории. Дата ее основания — 27 мая, с тех пор отмечается как День города в Санкт-Петербурге. Ведь именно отсюда и берет свои истоки Северная столица.

На гравюре 18 века изображено строительство Санкт-Петербурга

План масштабного сооружения с 6-тью бастионами, соединенными между собой земляными валами, был разработан самим Петром вместе с инженером Жозефом Ламбером де Гереном. В проектировании многих зданий также принимал активное участие архитектор Доменико Трезини. С той эпохи и до наших дней сохранились характерные очертания постройки с укреплениями-«коронами» — так называемыми кронверками. Первоначально они были преимущественно земляными, а с 1730-х годов стали обкладываться камнем.


План крепости был разработан при участии императора Петра 1 (картина 18 века)

Практически сразу после начала строительства на Петроградскую сторону с острова был проложен наплавной Иоанновский мост (сейчас на его месте стоит каменный). Активно шло возведение башен, а в 1732 году Петропавловская крепость обзавелась и собственным собором. Впоследствии он стал последним приютом для нескольких российских правителей — в нем находятся могилы царей от Петра I до Александра III.


Иоанновский мост, соединяющий Петроградскую сторону и Заячий остров, изначально был наплавным

Несмотря на свое военное предназначение, крепость на самом деле никогда не воевала — с самого начала она стала выполнять функции тюрьмы. Первым знаменитым узником стал царевич Алексей — один из сыновей Петра I, заключенный в темницу за связи с австрийскими властями и попытку с их помощью добиться престола. Позже, во времена Екатерины II, среди заключенных была княжна Тараканова, также претендовавшая на престол и выдающая себя за дочь царицы Елизаветы Петровны. Наконец, в 19-м веке здесь же отбывали заключение известные декабристы и первые революционеры — специально для них была построена тюрьма Трубецкого бастиона.


С самого начала крепость начала выполнять роль тюрьмы. На рисунке декабриста Василия Ивашева изображена его камера в Трубецком бастионе Петропавлоской крепости

В 1917 году военные части на Заячьем острове поддержали революционеров, и в крепости-тюрьме оказалось Временное правительство. Последними же знаменитыми узниками стали внуки Николая I: Дмитрий, Павел и Николай, а также сын предыдущего императора Павел. Все они были расстреляны вблизи Головкина бастиона, и в этом месте при археологических раскопках обнаружили многочисленные останки жертв революции.

data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″>


В окрестностях сооружения проводились археологическое раскопки — здесь было убито много известных революционеров


Фото найденных останков 100-летней давности

В 1924 году тюремное прошлое Петропавловской крепости осталось позади — она превратилась в музей. Некоторое время здесь также существовала Газодинамическая лаборатория, занимавшаяся разработкой ракетных снарядов. Она стала основой для Музея космонавтики, который существует и в наше время.


Во времена СССР в Петропавловской крепости функционировала Газодинамическая лаборатория

Интересно: считается, что знаменитое пророчество «Петербургу пусту быть» произнесла Евдокия Лопухина — первая жена императора Петра и мать арестованного царевича Алексея. О нем рассказал якобы сам арестованный царевич.

Потерна Государева бастиона Петропавловской крепости

Потерна это подземный коридор, сообщающийся между внутренними сооружениями форта и его внешними укреплениями. Таким образом через потерну Государева бастиона можно было попасть во внутренний двор крепости, минуя Петровские ворота.

Вход в потерну осуществляется с внешней стороны Государева бастиона, со стороны Иоанновского равелина. Вход платный, а сама галерея не очень велика, заканчивается она небольшой художественной выставкой.

На этом осмотренные нами достопримечательности закончились. Конечно нами осмотрены не все объекты крепости и посещены не все выставки и музейные экспозиции, но и того, что мы охватили вполне достаточно для 4-5 часового знакомства с Петропавловской крепостью. А сходить сюда обязательно стоит. Ведь Петропавловская крепость первое сооружение Северной столицы, да еще и военное. Получается что в Петропавловской крепости присутствует очарование Кронштадта и близость Санкт-Петербургских достопримечательностей.

Литература

  • Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862;
  • Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880;
  • Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916.
  • Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле // Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132;
  • Воробьев А. В., Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля) // Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181;
  • Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор? // Там же. С. 176-177;
  • Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.) // ДРИ: XVII век. М., 1964. С. 138-159;
  • Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Московского Кремля и историческая основа нек-рых ее сюжетов // Там же. С. 160-174;
  • он же. Еще раз о трех неизвестных гробницах Архангельского собора // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 86-94;
  • он же. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 62-97;
  • Кучкин В. А. Захоронение Ивана Грозного и русский средневековый погребальный обряд // Сов. Арх. 1967. № 1. С. 289-295;
  • Федоров В. И. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // Мат-лы и исследования / ГММК. М., 1973. Вып. 1. С. 46-49;
  • Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры Московского Архангельского собора // ДРИ: Зарубежные связи. М., 1975. С. 252-279. ;
  • Свирин А. Н. Малоизученное произведение Алевиза Нового // Там же. С. 280-281;
  • Меркелова В. Н. Северо-восточный придел Архангельского собора Московского Кремля // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 45-50. ;
  • Брюсова В. Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1976. Вып. 2. С. 181-191;
  • Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // ДРИ: Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 405-420;
  • Сперанский М. Н. Описание рукописей Архангельского собора / Подгот. И. В. Левочкин // АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 324-330;
  • Вятчанина Т. Н. Архангельский собор Московского Кремля как образец в русском зодчестве XVI века // Архитектурное наследство. М., 1986. Вып. 34. С. 215-223;
  • Панова Т. Д. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Сов. Арх. 1987. № 4. С. 110-122;
  • Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6: История и реставрация памятников Моск. Кремля. С. 84-89;
  • Рыков Ю. Д. Малоизвестный рукописный синодик московского кремлевского Архангельского собора нач. XVII в. с позднейшими дополнениями // Россия в Х-XVIII вв.: Пробл. истории и источниковедения. М., 1995. С. 497-505;
  • Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. М., 1995. С. 21;
  • Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997. С. 93-138;
  • Горматюк А. А. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника // Искусство христианского мира. М., 1998. Вып. 2. С. 131-138;
  • Самойлова Т. Е. Княжеские портреты и роспись Архангельского собора Московского Кремля XVI в. // Ист. вестн. 1999. № 3/4. С. 153-219.

Музей в Петропавловском соборе

Помимо архитектуры и внутреннего убранства собора, захоронений монарших особ посетители могут увидеть несколько экспозиций, которые дают представление об истории достопримечательности. В галерее, соединяющей собор и усыпальницу, находятся царские комнаты с отреставрированными интерьерами. Они строились параллельно с возведением усыпальницы, в них члены императорской семьи отдыхали во время посещения собора. Царские комнаты созданы по проекту архитектора Леонтия Бенуа, они состояли из приемной, гостиной, курительной и комнаты отдыха для дам. Для обстановки комнат была использована мебель, изготовленная на известной фабрике Мельцера.

К сожалению, в советское время отделка стен и обстановка были утрачены, частично восстановить интерьеры удалось благодаря сохранившемуся проекту архитектора. В наши дни экспозиция состоит из двух комнат, в которых размещены портреты монарших особ, живописные виды города в XIX веке. Также представлены религиозные экспонаты — предметы облачения священнослужителей, церковная утварь, икона на ткани. Есть экспонаты, связанные с традициями захоронения и почитания памяти членов императорской семьи.

Разработана также экскурсионная программа с осмотром экспозиции, находящейся в колокольне. Она рассказывает об истории ее строительства и реставрации, демонстрирует чертежи и фотографии. Посетителей знакомят с коллекцией колоколов, уникальным колокольным инструментом, рассказывают о знаковых деталях архитектуры колокольни — ангеле на шпиле и курантах. Кроме того, с колокольни открывается прекрасный вид на город.

Константин

В духе нового времени

Строительство Петропавловской колокольни продолжалось 8 лет. Всё это время богослужения проводились в деревянной церкви. Неповторимость сооружения проявлялась не только в огромной высоте, но и в особом символизме, утверждающем царское могущество на Балтике, а, так же, в его форме с чертами, присущими европейским светским зданиям.

Выполненная в 3 яруса, она, как бы устремляется ввысь, врезаясь в небеса высоченным двадцати пяти метровым шпилем, сверкающим позолотой. А на вершине огромная фигура Ангела Хранителя высотой более 3-х метров, размахнула огромные, в 3, 8 метра шириной, крылья.

Путешествуя по Европе, царь был потрясён часами с курантами, увиденными им на стенах голландского костёла. Новаторский дух не позволил ему остаться безучастным. Не торгуясь, он заказал 3 экземпляра подобных механизмов. В 1720 году в уже Петербурге куранты стали отбивать время. Удивительные часы с боем были доставлены Россию и водружены на колокольню, на которой ещё предстояло позолотить каркас шпиля 25 метровой высоты. Часы были очень важны для Петра. Он предавал им символическое значение, вывода страны из унизительного запустения к европейскому уровню.

Архангельский собор

Собор Архистратига Михаила на территории Московского Кремля был возведен в течение четырех лет – с 1505 по 1508 гг. Он строился на месте бывшей белокаменной церкви 14 века. Именно в ней Иван Калита устроил княжескую усыпальницу и был сам там захоронен.

Здание собора выполнено в традициях как русской, так и итальянской архитектуры. Оно имеет купол высотой 21 метр. Его своды опираются на 6 столпов, которые венчают 5 глав. Внешнее оформление богато украшено резьбой, которая сделана по примеру зданий эпохи Ренессанса. Внутренний интерьер украшен росписями.

Архангельский собор, где похоронен Иван Грозный, стал традиционным местом, где продолжали хоронить русских царей. В соборе установлены саркофаги многих умерших великих князей и властителей.

Царский некрополь сейчас насчитывает 56 погребений, куда были перенесены захоронения и из других соборов и монастырей России в 1929 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector