Последний старец — архимандрит павел груздев: жизнеописание, творчество

Невыдуманные истории

Много историй из своей жизни отец Павел рассказывал своим друзьям.

Батюшка обладал замечательным даром рассказчика. Его речь полна забавных старорусских словечек и выражений. Хлеб он называл «папошником», вермишель – «мармишелью», испачкали пол грязной обувью – «насляндали» и т.д. Любимым его обращением к прихожанам было «Родные мои». Этими словами он предварял каждый свой рассказ и каждую проповедь, поэтому не случайно, что одной из книг Павла Груздева дали это название. И каждому стоит изучить ее. Много информации о нём есть в сборнике «Архимандрит Павел (Груздев)», изданном в 2010 году.

Некоторые беседы батюшки были записаны на видео и смонтированы в небольшой фильм. Павел Груздев запечатлён в последние годы своей жизни. На склоне лет он уже плохо ходил и был почти слепым, однако доброта этого удивительного старца и простота его характера видны в этом фильме очень отчётливо.

Рассказы Павла Груздева о прошлом проникнуты большим юмором и красочными подробностями, а его истории охватывают всю долгую жизнь архипастыря, начиная с самого детства: родился он 23 января 1910 года в деревне Большой Борок, что располагалась в Мологском уезде Ярославской области, потом была жизнь в Рыбинске, куда семью переселили после затопления, монастырское житьё у тётки, работа в артели, заменившей монастырское подворье, затем вятские лагеря, куда он был сослан, как враг народа, далее — вольное поселение в Казахстане, на целинных землях, ну и, конечно, период священничества в Ярославской области.

Писательская деятельность

Свои наставления батюшка записывал. Он обладал замечательным даром рассказчика. Живительной силой своего слова он мог исцелить собеседника.

Самыми знаменитыми книгами священника были:

  1. Сборник рассказов Самый счастливый день.
  2. Родные мои.

Рассказы Самый счастливый день — это повествование всей жизни священника. Одна из глав книги носит такое же название. В ней святой отец рассказывает об одном своем дне в лагере. К ним привезли молодых девчонок. Несколько дней в дороге их не кормили, а дали хлеб перед самым приездом. Увидел Павел, как одна молодая девушка горько плачет. Оказалось, что весь паек за три дня у нее украли.

У Груздева в казарме был сохранен паек на день. Он принес его девушке, но та не взяла, сказав, что не продаст честь. Сунул он девчонке хлеб и убежал за зону молиться. Всю свою жизнь он вспоминал этот день, как самый счастливый в его жизни.

В сборнике рассказов описываются самые важные события Груздева. Начиная от его рождения, заканчивая последними днями. Никогда не унывал старец, не смотря на все, что ему пришлось перенести в жизни. На все он смотрел с любовью, ко всем относился с состраданием и пониманием.

Биография архимандрита очень тяжелая. Много перенес он бед и лишений, не потеряв веру. Молитва, искренняя доброта и глубокая вера помогли ему выжить и стать духовным наставником для верующих.

Церковное служение

Жизнь при монастыре (вначале на Овчаре, а после в Вуяне) и чудесное выздоровление повлияла на мужчину, и он принял решение посвятить Богу свою жизнь: в 1948 году он принимает постриг в монахи и получает новое имя — Павел.


Отец Павел на богослужении

Насельник Павел служил 1949-1955 гг. в монастыре Рача, параллельно обучаясь в Призренской семинарии (1950-1951гг.). Сан иеромонаха он занял в 1954 году, однако на семинарии Павел не останавливается и в 1955 году становится аспирантом кафедры Литургики факультета Богословия в Афинах и получил там степень доктора богословия.

После завершения обучения его рукополагают в сан архимандрита, при этом он уже тогда был известен своей кротостью и острым умом, а также любовью к людям. Благодаря своему скромному поведению, образованию и мудрости Синод Сербской Православной Церкви принимает решение избрать его епископом Рашко-Призренским, для несения постоянной службы в Косове и Метохии.

Во время этого Павел находился в паломнической поездке в Иерусалим, а после назначения регулярно совершал подобные поездки со своими подопечными на Афон и Святые места. Рукополагал на епископство архимандрита патриарх Викентий в Призрене.

Сразу начав работу, епископ занялся возведением новых храмов, реконструкциями уже имеющихся и стремился сохранить и вернуть былой почет православным святыням своей епархии. Прихожане храмов Косово и Метохии с теплом отзывались о своем епископе, отмечая постоянную и кропотливую работу, заботу о верующих.

Епископа занимало все — он мог самостоятельно чинить замки в храмах, не гнушаясь обычной работой, а мог вести лекции в Призренской семинарии по пению, писал научные работы. Постоянно посещал разные приходы, не пользуясь автомобилем — священника часто встречали прихожане в обычном городском транспорте или на улицах.


Отец Павел отличался кротостью и скромностью

Живя в смешанном районе, где постоянно шла борьба между сербами и хорватам, епископ часто выступал в ООН по вопросу о межэтнических проблемах и отношениях, прося повлиять и решить эти проблемы. Многочисленные свидетели утверждают, что постоянная борьба за национальные права жителей и стремление епископа их прекратить привела к угрозам ему лично от албанцев.

Важно! Сам Павел никогда не жаловался и не доносил об угрозах в государственные органы, хотя обращения близких также не возымели никакого действия. Просьбы в ООН о вмешательстве также не были услышаны

Все долгие 34 года, которые епископ Рашко-Призренский провел в многострадальных Косове и Метохии, он стремился возродить там истинную православную веру, которая серьезно пострадала от двух мировых войн, многочисленных оккупаций и безбожной пропаганды коммунистов. Аскетизм епископа, безграничная любовь к людям и миру сделал его одним из самых известных и уважаемых священников Сербской православной церкви.

Посмертное почитание

По настоянию и благословению протоиерея Георгия Митрофанова, известного историки и деятеля РПЦ были записаны программы, посвященные жизни батюшки Павла Груздева, его рассказам, специально для радио «Град Петровых» в Санкт-Петербурге, которые транслировались в августе 2010 года.

После этого в течение трех лет в Беларуси создается фильм «Притчи», основанный на проповедях и жизнеописании Павла Груздева, в котором показано с каким удивительным вниманием, без мелочной суеты относился старец ко всем нуждающимся, молящемуся за больного ребенка и за больную скотину, понимая каждого пришедшего с нуждой. Для него не было мелочей в человеческой жизни, ибо тюрьма и лагеря оставили одну науку — ценить жизнь и спасение в Боге

Для него не было мелочей в человеческой жизни, ибо тюрьма и лагеря оставили одну науку — ценить жизнь и спасение в Боге.

Православную веру старец отделяет от РПЦ, порой указывая, что именно церковь убивает свободу мертвой буквой закона, а нужно просто радоваться и любить ближнего с верой в спасение от Христа.

365 раз в Библии говорится «Радуйтесь!», эти слова оставляет потомкам и архимандрит Павел Груздев, любимый многими старец, почитаемый христианский посланник слова Божьего.

https://youtube.com/watch?v=lywSY_sBWpw

Архимандрит Павел Груздев

Мёд

В своей книге «Родные мои» батюшка вспоминает один случай. Было ему тогда лет 10. Захотел он поесть мёда, а матушка игуменья, настоятельница монастыря, не разрешает. Взял мальчик крысу из капкана, нашёл кусок ветоши, обмакнул его в кадушку с мёдом и обмазал им пойманное животное. Взяв крысу за хвост, он принёс её игуменье, показал и сообщил, что он выловил животное в кадушке с мёдом. Матушка запричитала – продукт, ведь, теперь осквернённым считается и в пищу не пригоден. Велела она мальчику взять кадушку и вынести вон, за пределы монастыря. А он и рад – крыса-то мёд не портила. Сам наелся и сестёр монахинь угостил.

Пришло время идти к исповеди. Маленький Павлуша боится, плачет, а утаить правду не может – покаялся батюшке, пообещал, что больше так делать не будет. Священник грех ему отпустил, но спросил, всё ли они съели? Если нет, то пусть Павлуша и ему нацедит бидончик, а он за него Богу помолится. Сказано-сделано. Принёс и ему мёда.

Юношеские годы и молодость

Восстановить свое хозяйство семья так и не смогла. Мальчик вместе с матерью переехал жить к тетке в монастырь.

Жизнь в монастыре

Этот период своей жизни он вспоминал с особой любовью. В монастыре работал на пасеке, осваивал пчеловодство. Мальчик пас коров и лошадей, пел.

3 января 1930 года монастырь был закрыт. Павлуша перебрался в Хутынский монастырь, который расположен под Новгородом. Здесь он был облачен в рясофор и получил благословение епископа Алексия.

Находясь в монастыре, юноша был работником на Деревяницкой верфи, занимающейся строительством судов. После работы он пел в монастыре и звонил в колокола.

Работа в деревне

В 1932 году закрылся и Хутынский монастырь. Павел вернулся на свою родину к родителям. Здесь он стал работать на скотном дворе Государственной селекционной станции.

В это время произошла авария на Рыбинском водохранилище. Деревня попала в зону затопления. В 1938 году Павел вместе с отцом разобрали сруб дома и сплавили его по реке до Тутаева. Там они поставили новый дом. Юноша стал рабочим на базе «Заготскот», ходил в Леонтьевскую церковь. Так прожил он до 1941 года.

Арест и ссылка

В мае 1941 года Павла арестовали. Перед арестом к нему в дом пришел незнакомый молодой человек, который попросился на ночлег. Его радушно приняли, но постоялец оказался сотрудником НКВД. Ему нужна была информация о религиозных взглядах хозяина дома.

Уже на следующий день Груздева забрали в тюрьму. Его подвергли жестоким издевательствам. Следователь выбил ему все зубы. Но от своей веры Груздев не отказался даже под страшными пытками.

Долгие годы он провел в трудовом лагере под Вяткой. Во время отбывания наказания носил номер 513. Вера помогла настроить быт и в тюрьме. Павел входил в разряд политических заключенных. Они держались в стороне от отбывающих наказание по уголовной статье.

В период заключения работал путеобходчиком. В его обязанности входило следить за состоянием железнодорожных путей. Основным его участком была дорога от лесоповала до лагеря. Работу Груздев выполнял очень ответственно. Благодаря своей должности у него была возможность выходить за пределы лагеря и собирать грибы и ягоды. Заключенные очень страдали от нехватки витаминов, Павел приносил своим товарищам ягоды, чтобы поддержать здоровье. Он сам собирать и сушил лекарственные травы.

Однажды случилась история, которая спасла ему жизнь. Осенью он отправился со своим начальником проверять пути. Был сильный туман, и дорогу не было видно. В один момент что-то попало под колесо машины. Начальник стал кричать на Груздева, обвиняя его в обмане, недобросовестной работе.

Вернувшись в лагерь, Павел решил проверить, что произошло на рельсах. На путях он обнаружил лошадь, которую сбил поезд. Заключенный перетащил ее в канаву. Недалеко он увидел парня, который должен был везти лошадей, повешенным. Павлу никак не удавалось развязать веревку. Тогда он стал молиться, и удавка поддалась. Груздев сделал парню массаж сердца и искусственное дыхание. В результате повешенного удалось спасти.

Спасенный молодой человек оказался немцем. Долгое время он помогал Павлу в заключении. Он каждый день делился с ним хлебом.

В лагере отбывали срок много священников. Они очень хотели организовать Литургию, но в тюрьме это было невозможно. Провести службу помогла жена начальника выдачи пропусков. Она была очень верующей. Женщина уговорила мужа дать возможность заключенным уйти в лес и провести служение. После проведения Литургии вернулись все заключенные.

Последние годы отбывания наказания Павел провел в Северном Казахстане. Там он должен был заниматься освоением целинных земель. Благодаря своим навыкам работы на земле, юноша смог вырастить не только овощи и злаки, но и арбузы с дынями.

Освобождение и возвращение в Тутаев

В 1953 году Груздев попадает под амнистию. Свободно передвигаться по стране заключенным было запрещено. Сестра Павла прислала телеграмму, что их мать находится при смерти. Это дало возможность получить разрешение на возвращение в Тутаев.

Биография

Кирилл (Иван) Павлов – архимандрит, духовник патриарха Алексия II и Троице-Сергиевой лавры. Старец почитаем Русской православной церковью и обществом.


Кирилл Павлов в 2017 году

Осенью 1919 года родился Иван Дмитриевич Павлов. Мужчину сейчас знают как архимандрита Кирилла. Родители священнослужителя происходили из крестьян. Павловы проживали в небольшой деревушке Маковские Выселки, расположенной на территории Рязанской губернии. С детства юноше прививали любовь к вере, к Богу.

В 12 лет родители решили отправить парня в город Касимов, для завершения образования. Все дело в том, что в деревне, где проживали Павловы, отсутствовала семилетняя школа. С Иваном Дмитриевичем поехал и брат, который негативно отзывался о религии. Атеизм в те годы распространялся среди жителей больших городов.


Портрет Кирилла Павлова

В 1934 году Иван Павлов поступил в Касимовский индустриальный техникум. После получения диплома, в 1938 году молодого мужчину принимают на работу на металлургический комбинат, расположенный в городе Катав-Ивановске. Но долго трудиться на предприятии не получилось. Ивана Дмитриевича призвали в армию.

Деревенского парня отправили на Дальний Восток. Армейская служба оказалась непростой для Павлова. Молодой человек прошел Великую Отечественную войну, защищал Сталинград в качестве командующего взвода, вел бои рядом с венгерским озером Балатон. Победу встретил в Австрии. Документы о демобилизации лейтенанта пришли в 1946 году.


Кирилл Павлов

Биографию Ивана (Кирилла) Павлова следует делить на два этапа: до и после войны. Во время военных действий молодой человек вновь вернулся к вере. По возвращении домой парень принял монашеский постриг. О семье Павлов не забывал. Каждый год приезжал к родственникам в деревню, а позже — в село Маково, где похоронили родителей, сестер и брата.

Новый поворот в жизни

Жизненный путь Ивана (Кирилла) Павлова можно поделить на два периода: до и после войны. Однажды на войне в разрушенном доме он случайно нашел Евангелие, которое обгорело, листочки были все оборваны. Чтение этой книги изменило его жизнь, перевернуло душу. С этого момента начался новый виток в биографии архимандрита Кирилла Павлова.

Батюшка говорил, что словно живительный бальзам получил: «Мне все стало понятно тогда. Война была следствием нашего богоотступничества». Большое наслаждение испытывал он при чтении этой священной книги в перерывах, во время отдыха. Однажды, находясь на проповеди в церкви Тамбова, он твердо решил стать священником.

Молодой мужчина вновь обратился к вере в Бога. После возвращения на родную землю Иван Павлов принял монашеский постриг. Свою семью молодой человек очень любил, всегда помнил и молился за них. Регулярно навещал семью, проживающую в родной деревушке. И позднее навещал село Маково, где были могилы близких людей.

После увольнения из рядов советской армии Иван Павлов направился в семинарию. В столице нашей родины, в Москве, он обратился к служителям Елоховского собора, чтобы уточнить адрес духовного заведения. Оказывается, объект, который располагался ближе всех, был в Новодевичьем монастыре.

В семинарию Иван Павлов вошел в военной форме. С превеликим удовольствием и большой радостью принял новоиспеченного служителя отец Сергей Савинских. После окончания обучения в Московской духовной семинарии начался учебный процесс в Московской духовной академии. Согласно официальным источникам, архимандрит Кирилл Павлов закончил учебу в 1954 году.

Затем был постриг, который Павлов принял в августе этого же 1954 года в Троице-Сергиевой лавре и служил пономарем.

После шестнадцатилетней службы принял пост казначея. А через год (в 1956-м) стал духовником монашеской братии. В тот же период его возвели в сан архимандрита.

История про Пришествие

Отец Павел Груздев считал, что в каждом человеке нужно стараться увидеть отражение Христа. Он рассказывал такую притчу. Жила в некоем селении женщина. Она была глубоко верующей, соблюдала все православные традиции – регулярно постилась, постоянно творила молитву и часто ходила в церковь.

Однажды приснился ей сон, в котором ей было сказано, что на следующий день по пробуждении, к ней в гости придёт Сам Господь Иисус Христос.

С раннего утра она навела в избе порядок, наготовила вкусной еды – сварила «мармишель», поджарила яичницу, испекла пирог и села у окна ждать Спасителя.

Пришёл к ней соседский мальчик и говорит:

— Мамка моя заболела, упала, встать не может. Пойдём, поможешь, — а женщина ему отвечает:

— Не могу, ко мне Иисус Христос обещался прийти, — ушёл мальчик ни с чем.

Снова сидит женщина у окна. Ждёт. Приходит к ней односельчанин и просит:

— У меня корова рожает. Ты лучше всех в этом деле разбираешься. Пойдём, поможешь, — а женщина ему:

— Не могу, ко мне Иисус Христос должен прийти, — ушёл и мужик.

Дело к вечеру, а Господь всё не появляется. Завернул в её двор странник, попросился на ночлег, но и ему она отказала:

— Я хату вычистила, еды наготовила не для тебя – Христос обещался меня посетить.

День закончился, а Бог к ней так и не пришёл. Легла она спать, и приснился ей ангел. Она его спрашивает, почему Бог к ней исполнил обещания, а ангел ответил:

— Так Он к тебе три раза приходил, а ты Его отвергла.

— Когда же?

— Когда мальчик пришёл за маму просить, когда мужик пришёл, у которого корова рожала, и когда странник попросился на ночлег.

Биография

Родился Гойко Стойчевич в начале Первой мировой войны — 11 сентября 1914 года в селе Кучанцы, которое в то время было частью Австро-Венгерской империи. Родители его были простыми крестьянами — отец, серб по национальности, отправился на заработки в Америку, но вернулся оттуда с туберкулезом и умер, когда мальчику едва исполнилось три года.

Мать была хорваткой и, оставшись после смерти мужа с двумя маленькими детьми, вышла замуж во второй раз, но во время третьих своих родов скончалась. Воспитывали Гойко и его брата родная тетка и бабушка, впоследствии он будет вспоминать свою любовь к тетке как любовь к матери, та любила племянника безмерно.


Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

Мальчик рос крайне болезненным, поэтому ему разрешили получать образование, в отличие от брака, который с детства выполнял тяжелые крестьянские обязанности. Семья была крайне религиозная, поэтому дети сызмальства посещали воскресную школу, учили Закон Божий. Позже он говорил, что именно сиротство помогло ему с раннего детства обратится к Своему Отцу Небесному.

Успехи Гойко в начальных классах и средних (город Тузла) подтвердили способности ребенка к наукам, поэтому он был отправлен учится дальше — следующей ступенью стала гимназия города Белграда. Именно там открылись способности будущего пастыря к точным техническим наукам, но несмотря на них, семья настояла на духовном образовании и после окончания школы он поступает в семинарию в Сараево, где постигает Закон Божий полных шесть лет.

Желание Гойко стать богословом и священником было не твердое, он плохо запоминал информацию наизусть, поэтому обучение Катехизису было сложное и тяжелое. В итоге, не определившись с дальнейшим выбором, он поступает на медицинский факультет в Белгородском университете, но через время, осознав свои желания, все же переводится на богословский, где вскоре успехи позволяют занять должность старосты.

Вторая мировая война

Гойко заканчивает университет уже во время войны в 1940 году и работает секретарём Воислава Янича (министра церковных дел). Как только немцы начали наступление, он оставляет работу секретаря и устраивается военным медиком, однако наступление немцев и хорватских усташей заставляет бежать юношу из Славонии в Белград, как и других сербов.

В этот период он теряет брата — того убивают в родной деревне усташи. Приехав в столицу, Гойко устраивается прорабом на стройку — расчищает вместе с другими завалы и руины города. Слабое здоровье и бесконечные оккупации приводят Гойко в Овчарско-Кабларское ущелье, где располагался монастырь Святой Троицы, принимавший всех беженцев.

Врачи, осмотревшие мужчину там, обнаружили туберкулез и предположили скорую смерть в течение 3 месяцев. Однако у Господа были другие планы — Гойко выздоравливает и вскоре начинает давать уроки Закона Божьего детям и взрослым.

Жизнь до ареста

Родители будущего архимандрита Павла Груздева были обычными крестьянами – до революции жили богато, имели крепкий дом, скотины полный двор, большой участок земли. С самого детства Павел постиг все сельские премудрости – умел землю обрабатывать, знал, как обращаться с домашними животными – мог у коровы роды принять, лошадей водил, ухаживал за домашней птицей, разбирался в пчеловодстве, хорошо разбирался в свойствах растений, которыми славились пойменные луга Мологи и её притоков.

Так бы и жил он, как прежде, до него, жили многие поколения его предков, но пришла революция, начались перемены, а в 20 годах построили плотину и затопили его родное село Большой Борок, как и много других окрестных поселений. Все жители переехали, кто куда. Разрушился привычный быт. Многие разорились, да так и не восстановили своё хозяйство. Маленького Павлушу отец с матерью отправили к его тётке в монастырь, где он стал работать на пасеке, а заодно следить за цыплятами и утятами. С любовью и нежностью вспоминал те годы архимандрит Павел Груздев.

Последние годы

К лету 1992 года старец практически ослеп, сказались тюремные пытки, переехав в Тутаев, где поселился за неимением средств в келье Воскресенского собора. Слепой, страдающий болями, служит, принимает людей, едущих со всех уголков страны.

Бессребреник, умеющий довольствоваться малым, больной священник порой не имеет денег на лекарства, но никому об этом не жалуется. Много времени пастырь размышлял над понятием совести, без нее, по словам старца, «люди грызут друга, даже не имея зубов».

Важно! Пост, молитва, праведность — вот основные послания батюшки Груздева, говорящего о том, что все перед Богом нужно вершить тайно. Все свои воспоминания и соображения обладающий прекрасным даром рассказчика Павел Груздев оставил в сборниках «Самый счастливый день» и «Родные мои», где простым, народным, живительным языком изложил события собственной жизни, лагерных товарищей и надзирателей, а также России

Все свои воспоминания и соображения обладающий прекрасным даром рассказчика Павел Груздев оставил в сборниках «Самый счастливый день» и «Родные мои», где простым, народным, живительным языком изложил события собственной жизни, лагерных товарищей и надзирателей, а также России.

Перенесенные в жизни страдания только укрепили волю к жизни и любовь к Творцу, воспитав настоящего духовного настоятеля для всех, к нему приходящих.

После Рождества Христова, 13 января 1996 года архимандрит Павел (Груздев) отошел к Господу, оставив будущим поколениям свои книги, притчи и наставления. Похороны проходили под благословением архиепископа Ярославского Ростовского Михея, в присутствии 38 священнослужителей и семи дьяконов, большое стечение народа проводило любимого старца-простака на Тутаевское кладбище.


Могила старца Павла Груздева

Похоронили отца Павла около родителей, на его могиле служатся заупокойные панихиды и постоянно лежат цветы, от паломников, приезжающих и после смерти старца за его наставлениями.

Советы Груздева

Общение с отцом Павлом возвращало у жизни даже самых убитых горем людей, они становились жизнерадостными, веселыми. Он всегда разговаривал с приходящими к нему просто, используя в своей речи афоризмы, краткие полные образности высказывания, русские поговорки.

Одним из самых важных наставлений считается:

Самое страшное, по словам священника, потерять совесть. Он всегда говорил о том, что человек без молитвы — это птица без крыльев. Нужно ежедневно обращаться к Богу шепотом.

Он умел жить, любить и учил этому окружающих. Наставления всегда были простые на старорусский манер. Своих прихожан он учил жить без гордыни, в любви к близким.

Поститься и молиться святой отец призывал скромно и тихо, чтобы никто не видел. При этом пост нужно соблюдать не только в ограничения еды, но и духовно.

Батюшка говорил о том, что нужно стараться не казаться праведным перед людьми. Это нужно делать тайно, и тогда Господь воздаст и отблагодарит за все.

В ленинградской столовой

В своих рассказах отец Павел не боялся выглядеть смешным и нелепым. Так, любил он повеселить товарищей историей о том, как пообедал в одной ленинградской столовой. В этом городе он гостил часто – там у него было много друзей и знакомых.

Приехал он как-то раз в Ленинград, в гости к владыке Никодиму. Тот спешил по делам, и предложил отцу Павлу, пока сам в отлучке, сходить в какую-нибудь столовую и там пообедать. Дал батюшке 25 рублей и уехал.

Отправился старик искать столовую. В одни его не пускали, потому что он был в валенках, в другие, потому что галстук не соответствовал требованиям. В конце концов, нашёл батюшка столовую, где кормили комплексными обедами. Заплатил он деньги, взял поднос с едой, сел за стол, поставил чемодан под стул и приготовился обедать, а ложку прихватить забыл. Делать нечего – вернулся в буфет, где столовые приборы выдавали. Взял ложку, а заодно и стопочку выпил. Подошёл к своему столу и видит, что там уже какой-то мужчина сидит и его суп ест. Что делать? Придвинул к себе батюшка второе, котлету пополам разломил, картофельное пюре разделил. Стакан компота на два разлил, и стал свою половину есть. А мужчина всё это время молча на него смотрел. Закончив трапезу, незнакомец поднялся и ушёл. Отец Павел тоже пообедал и собрался уходить. Хвать, а чемодана-то и нет. Украли?! Огляделся он по сторонам, к кому обратиться, и под соседним столом увидел свою поклажу. Понял старый священник, что чужой обед съел. Испугался он, стыдно стало — схватил свои пожитки, и бежать – через дорогу, в валенках, в длинной рясе, с чемоданом в руке и прямо на красный сигнал светофора.

Время испытаний, 1941-1947 года

6 лет отец Груздев прожил без имени под номером 513 в лагере «Волосница», находящемся в Вятлаге Кировской области. Только по провидению Божьему заключенный выжил в условиях жесточайшего холода, голода, непосильной работы и издевательств надзирателей. Смиренность и терпеливость поклонника Божьего раздражала руководство лагеря, они потакали уголовниками, чинившими расправы над христианами.


Книга Павла Груздева «Родные мои»

Не остановили надзиратели уголовников, когда у священника были отобраны валенки и верхняя одежда, его босого и полуголого привязали к дереву и оставили умирать в морозную ночь. Господь был со страдальцем, спас и вернул в барак.

Второй раз, вспоминает старец, его избили до полусмерти так, что при кашле кровь шла горлом, только за то, что попросил разрешения не работать в Рождество Христово с обещанием дать три нормы в другой день. Святошу, так называют священника в лагере, назначают на новую работу, как обходчик узкоколейки, по которой вывозили лес, он имеет право без охраны выходить из лагеря.

Во время обхода железной дороги Павел собирает ягоды, грибы, травы, ними поддерживает голодающих товарищей, отдавая часть охране. Однажды во время проверки дороги с начальником, батюшка заметил убитую поездом лошадь, а неподалеку висел человек. Бросился обходчик спасать висельника, молился над ним, спас жизнь молодого немца.

Пленный немец не усмотрел за лошадью, ту сбил поезд, и боящийся наказания пленник полез в петлю. Павел спас немца, потом не раз спасающего самого старца от голода, приносил обходчику продукты питания, которыми тот делился с товарищами в лагере.

Война окончилась, время высылки подошло к концу, освобожденный поклонник Бога возвращается в родной дом, но его дело поднимают, новый арест в 1949 году и ссылка в Казахстан. Живя у престарелой четы, отец Павел работает чернорабочим, служит уставщиком и чтецом при Петро-Павловском соборе долгие пять лет, после чего пришел указ об оправдании священника.

Осенью 1954 года возвращается в Тутаев, работает в хозяйстве по благоустройству селения, поет и пономарит в храме Воскресения Господня, дважды подает прошение о рукоположении в священники, но приходит отказ. Причина — наличие судимости, которая была снята только в 1958 году.

Детство в монастыре

Появился на свет преподобный у простой деревенской пары. День рождения точно не известен. Одни источники говорят, что настоящая дата — 3 августа 1911 года, другие называют январь 1910-го. Однако сам мужчина праздновал свои именины в день памяти Павла Обнорского, в честь которого был назван. Сейчас днем ??рождения батюшки считают 23 января 1910 года.

Его семья была очень бедной. Кроме мальчика, родители еще воспитывали двух меньших девочек. Отец работал в мясной лавке, поэтому они еще как-то выживали. Однако в 1914 г. кормильца забрали в армию, и долгие годы он провел на Первой мировой войне.

Маме не было чем прокормить детей, поэтому маленький Павел Груздев и его сестренка попрошайничали. Они ходили от дома к дому и просили еду. Хорошие и бедные крестьяне помогали, чем могли: картофелем, хлебом, овощами. Так малыши пришли к Афанасьевскому монастырю. Их узнали родные тетки, служившие там монахинями. Женщины решили, что смогут позаботиться о детях, поэтому забрали их к себе. Так, будущий отец Павел познакомился с духовной жизнью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector