Последование часов пасхи во всю светлую седмицу. для домашнего (келейного) совершения

Молитвы на Пасху 2021 что нужно читать

Если вы совершаете молитвенное правило по молитвослову, стоит учесть, что после Пасхи порядок молитв меняется. Молитвы на Пасху читаются в особом порядке. На Светлой седмице не читают утренние и вечерние молитвы, а после некоторые молитвы, привычные до Пасхи, заменяются на другие.

Молитва Ефрема Сирина

Молитва Ефрема Сирина читается перед Пасхой и в Великий пост.

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Христос Воскресе из мертвых

Молитва Христос Воскресе из мертвых читается на Пасху. Праздник Вознесения наступает через 40 дней после Пасхи. В этот период все молитвословия принято начинать с Тропаря Пасхи:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». (Трижды)

«Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному.
Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем».

«Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». (Читается трижды)

До Вознесения не читаются молитва «Царю Небесный», так как она обращена к Святому Духу.

На первой неделе после Пасхи вместо утренних и вечерних молитв читаются часы Пасхи.

Вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник Пасхи.

Задостойник Пасхи

«Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего».

Также до праздника Вознесения Господня вместо молитвы «Отче наш» перед едой читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе из мертвых». После еды вместо «Благодарим Тя» — задостойник «Ангел вопияше».

Часы Пасхи

Тропарь:

Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)

Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (трижды)

Ипакои:

Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Кондак:

Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.

Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.

Господи помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:

Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.

Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (трижды)

Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.

Утреннее и вечернее молитвенное правило

Утреннее правило после Пасхи только одну неделю не читается, а поется, для этого выделяется время перед Литургией, перед началом 3 раза поется «Христос Воскрес!», затем тропарь и канон, 40 раз «Господь, помилуй!» и вновь повторяется «Христос Воскрес!»


Чтения молитв от Пасхи до Вознесения

Со второй недели после Светлого Воскресения возвращается обычное чтение утреннего молитвенного правила.

Приходя к Причастию во время Светлой седмицы, христиане не принимают пищу и воду с полуночи до принятия Святых даров, но освобождаются в это время от поста в течение предыдущего дня. Это не означает вседозволенности в объедении и увеселениях. Перед причастием православные верующие наполняются благоговением, страхом Божьим, ограничивая себя в мирских утешениях.

Христиане, совершившие исповедание перед Светлой Пасхой, и не совершившие тяжких грехов, допускаются к причастию перед Вознесением без церковного исповедания, покаявшись в грехах во время домашней молитвы. Для полного спокойствия вопрос принятия причастия без исповедания предварительно обговаривается с духовным наставником.


Важнейшим таинством православной церкви является причастие

Ежедневная келейная вечерняя молитва является православной традицией, после Воскрешения Господнего читаются часы Пасхи, идентичные утренним чтениям с одним отличием, вместо «Царю Небесный» произносится «Христос Воскрес!»

40 дней православный народ празднует Светлую Пасху, перед Вознесением Господним служится утреня, вечерня и Литургия, при этом царские врата открыты. Перед праздником Вознесения в храмах совершаются последние крестные ходы, завершающие пасхальные празднования.

Важно! Пребывание в молитвенном состоянии от Пасхи к Вознесению подобно сеянию, Во время пасхальных утрени и вечерни христиане сеют в будущее радость, покой, мир и благополучие, дарованные нам Богом Отцом, Святым Духом через жертву и Кровь Иисуса Христа. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Утренние молитвы от Пасхи до Вознесения

Соблюдаем церковные каноны

Самостоятельно молиться от светлой Пасхи до Вознесения необходимо, пребывая в праздничном настроении. Верующие почитают факт победы Господа над силами зла. Пройдя через строгий Великий Пост, человек соблюдает в дома и в церкви на Пасху некоторые правила. Первое говорит, что больше не действуют ограничения в плане приема пищи. Единственная оговорка касается среды и пятницы, когда на столе преобладают постные яства. Второе правило напоминает, что духовная жизнь становится более насыщенной. В храме и дома утром и поздним вечером преобладает торжественность.

В течение 40 дней, начиная от Христова Воскресенья, верующие приветствуют друг-друга, возвещая о радостном событии. Тексты праздничных молитв, зафиксированных в Триоди, предваряются «Христос Воскрес!». Одна из главных особенностей праздничной недели заключается в том, что вместо утренних и вечерних православных молитв читают специальные тексты. В православной традиции зафиксированы не только сами молитвы, но и порядок их следования. Начинают со священного тропаря, за которым следует Кондак. Оба священных текста произносят лишь в стенах храма.

На заметку! 

На протяжении временного отрезка от Пасхи до Вознесения не только традиционные молитвы в храме не читаются, но и не озвучиваются тексты Псалтиря.

Самостоятельно читать утренние и вечерние молитвы от Пасхи до Вознесения нужно с учетом перечисленных ниже правил. Во время подготовки к причастию читают только Канон и Последование. Вначале обязательно читают тропарь и только потом приступают к молитве. Верующие воздерживаются на праздничной пасхальной неделе от земных поклонов дома и в храме. Традиционные утренние и вечерние молитвы можно читать, начиная с первого дня второй недели после Христова Воскресения.

Рассказ О Пасхе

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление».

В этот день мы празднуем избавление через Христа Спасителя всего человечества и дарование нам жизни и вечного блаженства.

Праздником Пасхи завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.

В течение всей Страстной недели, предшествующей празднику, совершают основные приготовления к празднику — уборка домов, приготовление специального пасхального хлеба (куличей), расписывание яиц. Пасхальные блюда освящают в церкви обычно накануне праздника или в первый его день.

История праздника Пасхи

История Пасхи уходит своими корнями в глубокую древность. Примерно 5 тысяч лет назад иудейские племена отмечали ее весной как праздник отела скота, затем Пасху связывали с началом жатвы, позднее — с уходом евреев из Египта. Христиане же вложили в этот день иной смысл и отмечают его в связи с воскресением Христа.

На первом Вселенском соборе христианских церквей в Никее (325 г.) было решено перенести православный праздник на неделю позже еврейского. Постановлением этого же собора Пасха должна отмечаться в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник «кочует» во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю.

Придя на Русь из Византии, христианство принесло и ритуал празднования Пасхи. Всю неделю, предшествующую этому дню, принято называть Великой, или Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной Недели: Великий четверг — как день духовного очищения, принятия таинства, Страстная пятница — как еще одно напоминание о страданиях Иисуса Христа, Великая суббота — день печали, и наконец, Светлое Воскресение Христово.

У православных славян существовало множество обычаев, ритуалов, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый четверг был широко распространен народный обычай очищения водой — купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, все тщательно мыли и чистили.

Начиная с Чистого четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции, крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы, а иногда — на нежно-зеленые крошечные листочки кресс-салата, которые специально заранее проращивали для праздника. С Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, мелкие изделия из лучшей пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, петушков, курочек, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Пасхальные пряники отличались от обычных тем, что имели силуэты барашка, зайчика, петушка, голубка, жаворонка и яйца.

Пасхальный стол отличался праздничным великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд — по числу дней истекшего поста. Куличи и пасхи украшали самодельными цветами. Изготовление цветов для праздника, как и расписывание яиц, некогда было увлекательнейшим занятием. Дети и взрослые вырезали цветы из яркой цветной бумаги, ими же украшали стол, иконы, дом. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также — битье крашеными яйцами. Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.

Светлое Христово Воскресенье — это самый большой праздник православных христиан. На Пасху все христосуются — трижды целуют друг друга в щеки со словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!». Дарят друг другу крашеные яйца, относят их на могилы умерших. Считается, что праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Яйцо — главный пасхальный символ воскресения, так как из яйца рождается новое существо. Окрашенное в красный цвет яйцо называли «крашенка», расписное — «писанка», а деревянные яйца — «яйчата». Красное яйцо знаменует для людей возрождение кровью Христовой. Существует даже примета, что если умыться водой, в которую опускали крашенку (расписное яйцо), то будешь здоровым и красивым.

Как подготовиться к причастию в Светлую Седмицу

Канон, который регулирует правила причастия во время Антипасхи был создан более 13 веков назад. Это произошло во время Трулльского собора в 691 году. Именно там было создано правило 66, согласно которому:


«От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся ».

При этом подготовка к причастию после пасхальных праздников в период Светлой Седмицы требуется минимальная.

  1. Пост соблюдать не нужно. Еще Иисус Христос после преумножения хлебов сказал: «Отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге» (Мф.15:32). Христиане после завершения Великого поста уже не нуждаются в дополнительных ограничениях. Они и так уже проявили свою стойкость на пути к Богу. Поэтому не нужно себя излишне истязать и соблюдать пост накануне.
  2. Мясо разрешено. Более того, согласно все тому же 66 правилу, отказ от скоромной пищи в Светлую Седмицу – это настоящая ересь. Согласно церковным канонам, священнику и мирянам, отказывающимся от мяса из-за предрассудков, положена анафема. Но это правило не касается тех, кто просто следует вегетарианству или не может употреблять мясо по состоянию здоровья.
  3. Надо прийти в церковь натощак. Это единственное существенное ограничение. Как указывает протоиерей Валентин Уляхин, в раннем христианстве люди причащались ежедневно. В современном мире для большинства мирян это невозможно. Но именно в Светлую Седмицу желательно найти время на каждодневное причастие с понедельника по воскресенье.

Причастие разрешено для всех. Существует два в равной степени ошибочных мнения. Одни считают, что перед Пасхой и после праздника причащаются только миряне, находящиеся под епитимьей, а также греховные люди, которые пытаются замолить свои прегрешения.

С одной стороны, это верно, ведь именно в пасхальную неделю и Антипасху они могут читать молитвы, пройти причастие и очиститься в церкви перед лицом Бога, хоть в другое время путь в храм для них закрыт. Но это не значит, что остальным мирянам стоит отказываться от приобщения к таинству.

Также читайте: Можно ли пить на Пасху алкоголь

Есть и другое мнение, что в Светлую седмицу требуется какая-то особая подготовка к причастию. Что человек должен быть по-особенному чист прежде тем, как читать молитвы.

Однако протоиерей Димитрий Смирнов на подобные заявления указывает, что миряне должны ориентироваться на священнослужителей. Ведь им положено показывать путь остальным христианам и соблюдать церковные правила намного строже, чем людям, которые живут обычной жизнь и не могут посвятить всего себя Богу.

В то же время он сам после Великого поста не отказывается от мяса и не проходит специальной подготовки перед причастием. И к этому же призывает людей из своего прихода.

Что касается исповеди, то в Светлую Седмицу она считается необязательной, если человек исповедовался не ранее Лазаревой Субботы. В таком случае по благословению священника мирянин сразу допускается к причастию. Это правило, как и отказ от предварительного поста, связано с только что закончившейся Четыредесятницей.

Считается, что человек, соблюдавший Великий пост, и так шел по пути покаяния. Поэтому в светлый и радостный период Антипасхи праздник не стоит омрачать воспоминаниями о своих прегрешениях. Но только в том случае, если на душе нет более тяжелого греха.

Молитва на Пасху на удачу перед застольем

Испокон веков на Пасху читаются традиционные молитвы в течение дня и перед застольем с просьбой о здоровье, удаче. Вообще, понятия «удача», «судьба» к христианству отношения не имеют. Священнослужители советуют понимать эти слова как результат целенаправленного труда и свободного выбора, а не как явление, возникшее само по себе и от человека независящее. Молитва на Пасху на удачу перед застольем приведена ниже.

Текст молитвы, которую читают за столом в день Пасхи на удачу

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Все знают, что Пресвятая Богородица, Дева Мария, как мать Иисуса Христа носила. Она родила, словом святым крестила, кормила и поила. Она Сына Божьего искренне молиться учила, всеми своими силами оберегала и спасала. А после подвига Его великого у Святого Креста рыдала, слезы горькие лила, по-матерински причитала. Вместе с сыном своим пресвятая Богородица страдала. В Святое Воскресенье Иисус Христос воскрес, людям всем великую надежду и радость даровав. Отныне, Господа нашего все христиане прославляют, слава о нем ширится от земли до небес. Силою своею и милостью своей неизмеримой Он сегодня нас рабов Божьих оберегает и опекает. Слышит Он наши молитвы и все их принимает, от всяких бед спасает. Услышь и меня, Господи, помоги мне, спаси меня и защити меня от невзгод и бед отныне и во веки веков. Аминь»

Какую молитву читать на Пасху дома перед застольем

Совсем скоро православные христиане отметят самый главный религиозный праздник – Пасху Христову. В день Пасхи традиционные утренние и вечерние молитвы заменяются пасхальными часами – молитвословиями, включающими особые священные тексты. Если внимательно прочесть пасхальный час, это займёт около семи минут. Но если прочесть молитвы на ночь, сон будет сладкий и благодатный. Какую молитву читать на Пасху дома перед застольем тоже можно выбрать самостоятельно. Молитвенное правило, которое используется ныне, было составлено в Средневековье. Туда вошли молитвы из разных сборников. Священники советуют относиться к нему как к рекомендации – творчески и свободно. Пасхальные правила сравнивают с самыми лучшими луговыми цветами, которые собрали в венок. Их можно «разбавлять» текстами из других сборников

Даже если вы добавляете к ним другие молитвы, самое важное то, что во время чтения происходит искренняя беседа с Отцом небесным. Поэтому молитвослов сравнивают с букварём, который учит произносить просьбы Богу, даёт возможность сосредоточиться на главном

Священнослужители утверждают, что самое главное — чтобы день не проходил без обращения к Богу. Дома перед застольем на Пасху необходимо прочитать молитву, потому что еда – это наше бытие. После еды необходимо поблагодарить Отца небесного за то, что он дал нам возможность пользоваться благами.

Текст молитвы Христу, которую читают за столом в день Пасхи

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие).
Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Вечернее молитвенное правило

Келейную вечернюю молитву читают каждый день, начиная от дня Христова Воскресенья. Другие вечерние православные молитвы, перечисленные в Триоди, идут следом

Батюшка обратит внимание прихожан на часы Пасхи. Священнослужитель расскажет, как правильно самостоятельно ее читать

Отличие утреннего текста от вечернего кроется в двух словах. Прихожане произносят «Христос Воскрес!» вместо «Царю Небесный».

По мере приближение Вознесения в церквях совершают финальные крестных ходы. Постепенно снимают праздничное убранство в домах и в храмах. В последний раз читается утреннее правило после светлой Пасхи и заканчивают читать практически все тексты, перечисленные в Триоди. Как говорили Оптинские монахи, православный верующий пребывает в торжественном состоянии. Человек верит в победу Господа над смертью

Важно не потерять духовную составляющую торжественного периода. Важно слушать голос церкви, воздерживаясь от плотских радостей

На заметку! 

Перечень молитв, перечисленный выше, не воспринимают в качестве истины в последней инстанции. Православная традиция менее строго относится к погрешностям, связанным с выбором священного текста. Акцент смещен на праведные помыслы и поступки. Христианин должен посвятить себя Господу в течение всей седмицы.

Православное вечернее и утреннее молитвенное правило после Пасхи до Вознесения зафиксировано в Триоди. Верующие и служители церкви в течение праздничного периода меняют перечень молитв и отказываются от земных поклонов

Важно наполнить душу светом и христианской верой. Человек проходит через таинство исповеди и причастия, которое предшествует Вознесению

На протяжении седмицы важно воздержаться от греховных мыслей и поступков.

Утреннее молитвенное правило

От Христова Воскресенья и до Вознесения господня не читают дома утреннее правило, а поют. Специально для этого священник выделяет время непосредственно перед литургией. Канонический порядок выглядит следующим образом:

  • трижды поют «Христос Воскрес!»;
  • тропарь;
  • канон;
  • 40 раз произносят «Господь, помилуй»;
  • трижды поют «Христос Воскрес!».

Прочитав канон и тропарь святой Пасхи, переходят к причастию. В Триоди перечислены соответствующие молитвенные правила. Верующие воздерживаются от еды и от питья, начиная с полуночи и до момента принятия Святых даров на службе в Храме. Менее строгие ограничения действуют в отношении детей, больных и пожилых людей. Это не значит, что после светлой Пасхи и до Вознесения разрешена вседозволенность. Под запретом увеселительные мероприятия и чревоугодие.

На заметку!

Дома готовиться к церковному причастию, читают молитвы, перечисленные для подобных целей в Триоди. Дополнительную информацию предоставит батюшка.

Молитва после Акафиста Святой Пасхи

«О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный день Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь».

Христианская Пасха и Песах у иудеев (Еврейская Пасха)

В 2021 году православные празднуют Пасху 2 мая, а иудейский праздник Песах (Еврейская Пасха) в этом году прилучается на 27 марта–4 апреля. Таким образом, многие внимательные христиане задаются вопросом: «Почему в 2017 году православные празднут Пасху вместе с иудеями?». Такой вопрос исходит из 7-го правила святых апостол, которое дословно звучит так:

Получается, что якобы в этом году все православные будут нарушать 7-е апостольское правило? В сознании некоторых христиан получается целый «экуменический клубок», когда в 2017 году православные, католики и иудеи празднуют Пасху в один день. Как же быть?

Для разрешения этого вопроса следует знать, что споры о вычислении дня Пасхи в Православной церкви, по сути, закончились с утверждением православной Пасхалии на Первом Вселенском соборе. Таблицы Пасхалии позволяют вычислять день Пасхи календарно, то есть не глядя на небо, а с помощью календарных таблиц, циклически повторяющихся каждые 532 года. Эти таблицы были составлены так, чтобы Пасха удовлетворяла двум апостольским правилам о Пасхе:

  • Праздновать Пасху после первого весеннего полнолуния (то есть после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия);
  • не сопраздновать Пасху с иудеями.

Поскольку эти два правила не определяют день Пасхи однозначно, к ним были добавлены еще два вспомогательных правила, которые совместно с апостольскими (главными) правилами позволили определить Пасху однозначно и составить календарные таблицы православной Пасхалии. Вспомогательные правила не так важны, как апостольские, и к тому же одно из них со временем начало нарушаться, поскольку календарный способ вычисления первого весеннего полнолуния, заложенный в Пасхалию, давал небольшую ошибку — 1 сутки за 300 лет. Это было замечено и подробно обсуждалось, например, в Собрании святоотеческих правил Матфея Властаря. Однако поскольку данная ошибка не затрагивала соблюдения апостольских правил, а лишь усиливала их, сдвигая день празднования Пасхи немного вперед по датам календаря, в Православной церкви было принято решение не менять Пасхалию, утвержденную отцами Вселенского собора. В Католической же церкви Пасхалия была изменена в 1582 году таким образом, что потерявшее силу вспомогательное правило стало вновь выполняться, зато апостольское правило о несопраздновании с иудеями начало нарушаться. В итоге Православная и Католическая Пасхи разошлись во времени, хотя иногда они могут совпадать.

Если посмотреть на два апостольских правила, приведенных выше, бросается в глаза, что одно из них — о несопраздновании с иудеями — изложено не совсем строго и требует толкования. Дело в том, что празднование иудейской Пасхи продолжается 7 дней. Православная Пасха, по сути, тоже празднуется 7 дней, в течение всей Светлой седмицы. Возникает вопрос: что значит «не сопраздновать с иудеями»? Не допускать совпадения Светлого воскресения с первым днем иудейской Пасхи? Или же подойти более строго и не допускать наложения Светлого воскресения ни на один из 7 дней иудейского праздника? 

На самом деле, внимательно изучая Пасхалию, можно заподозрить, что ранее Первого Вселенского собора христиане пользовались как первым (слабым), так и вторым (сильным) толкованием апостольского правила. Однако отцы Первого Вселенского собора при составлении Пасхалии совершенно определенно остановились именно на первом толковании: Светлое воскресение не должно совпадать лишь с первым, основным днем иудейской Пасхи, а с последующими 6-ю днями иудейского праздника оно совпадать может. Таково было ясно выраженное в Пасхалии мнение Первого Вселенского собора, которому до сих пор следует Православная Церковь. Таким образом, в 2017 году православные не нарушают 7-е правило святых апостол о праздновании Пасхи с иудеями, потому как христианская Пасха не совпадает с первым днем еврейской Пасхи, а в остальные дни такие «наложения» не возбраняются, тем более, что подобные случаи были и ранее.

Особенности богослужения, молитвы в Светлую седмицу

После длительного пути Великого поста Святая Церковь предлагает своим чадам менее строгий устав. В Светлую седмицу положено радоваться тому событию, которое легло в основу христианской веры — Воскресению Господа Иисуса Христа. Поэтому в течение последующих 7 дней все посты отменяются, а значит, в среду и пятницу нет никаких ограничений в пище. Послабление распространяется также и на молитвенное правило.

В Светлую седмицу положено читать пасхальные часы вместо привычных нам утренних и вечерних молитв.

Особыми являются и богослужения Светлой седмицы. Все семь дней — это как бы один непрекращающийся день: повторяется одна и та же служба, причем она целиком поется и ничего не читается. Во время каждой Божественной литургии совершается Крестный ход, символизируя собой шествие жен-мироносиц ко гробу Христа.

Царские врата в храмах открыты в знак того, что Гроб Господень пуст, камень от дверей его отворил Ангел.

В это время все прихожане могут наблюдать за происходящим в алтаре. Богослужения этих дней выстроены так, чтобы человек мог во все дни бывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин.

Перед Причастием в эти дни читается последование ко Причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов.

В Светлую субботу прихожанам будет раздаваться великая святыня — артос, освященный в Пасхальную ночь. Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от болезней и немощей. Он употребляется всегда со словами «Христос воскресе!».

Не совершаются на Светлой седмице Таинство венчания и чтение заупокойных молитв. Даже отпевание усопших более чем наполовину состоит из песнопений Пасхи.

Воскресение Христово. Иконы

В старообрядческой иконографии нет отдельной иконы Воскресения Христова, потому что момент воскресения Исуса не видели не только люди, но даже ангелы. Этим подчёркивается непостижимость тайны Христа. Знакомое нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, — это позднейшая католическая версия, лишь в послепетровское время появившаяся в храмах РПЦ.

В православной иконографии на иконе Воскресения Христова, как правило, изображается момент схождения Спасителя в ад и изведения из ада душ ветхозаветных праведников. Также иногда изображается воскресший Христос в сиянии, ангел, благовествующий Женам-мироносицам, и другие сюжеты, связанные с Воскресением. Сюжет «Воскресение Христово — Сошествие во ад» является одним из наиболее распространенных иконографических сюжетов.

Воскресение Христово — Сошествие во ад. Россия, XIX в.

Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Как некогда Моисей освободил евреев от рабства, так и Христос исходит в преисподнюю и освобождает томящиеся там души. И не просто освобождает, а переводит их в царство Правды и Света.

Сошествие во ад. Средиземноморье, сер. XVI в.Сошествие во ад. Андрей Рублев, 1408-1410Дионисий. Икона «Сошествие во ад» (конец XV в., ГРМ).Воскресение со Страстями Господними. Великий Устюг, XVI в.Воскресение Христово и Сошествие во ад. Палехские письма, кон. ХVIII в.Воскресение и сошествие во ад cо Страстями и с праздниками. XIX век. Музей истории религии, Санкт-Петербург

Храмы Воскресения Христова

Самым известным храмом Воскресения Христова является Храм Гроба Господня (Иерусалимский храм Воскресения Христова).

Иерусалимский храм Воскресения Христова. 325-326 гг.

Храмы Воскресения Христова на Руси строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления Храма Гроба Господня, совершенного в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.  

В Москве сохранились несколько храмов в честь этого праздника, один из них — храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Первое упоминание о храме датируется 1548 годом. Это была деревянная церковь, которая сгорела в большой московский пожар 10 апреля 1629 года. На её месте к 1634 году был построен существующий каменный храм. Почти два века храм простоял без изменений, в 1816—1820 годах были перестроены трапезная и колокольня.

Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке (РПЦ). Москва

Один из древнейших храмов в г. Коломне освящен в честь Воскресения Словущего. 18 января 1366 года в этом храме венчались святой благоверный князь Дмитрий Донской и святая княгиня Евдокия (в иночестве Евфросиния) Московская. Храм неоднократно перестраивался. В 1990-х гг. он возвращен приходу Успенского собора РПЦ.

Храм Воскресения Словущего (РПЦ). Коломна

Во времена Золотой Орды в Коломенском посаде был воздвигнут , упомянутый в писцовых книгах 1577—1578 годах. В начале ХVIII века на его месте построен храм с главным престолом в честь Воскресения Словущего и придельным храмом во имя святителя Николы. В начале 1990-х годов этот один из старейших и красивейших храмов города Коломны администрация передала общине Русской Православной старообрядческой Церкви. Главный храмовой праздник теперь отмечается 19 декабря, в честь св. Николы «зимнего», а в народе этот храм до сих пор многие знают как храм Воскресения Христова.

Храм св. Николы РПсЦ в г. Коломне

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector