Пот, кровь, слёзы и крест

Осада

Источники с обеих сторон заявляли о победе: иудеи (или библейские авторы) в Танахе и Сеннахирим в его призме . Сеннахирим взял на себя осаду и захват многих иудейских городов, но только осаду, а не захват Иерусалима.

Счет на иврите

Внутри туннеля Силоам , 2010 г.

Иерусалим, освобожденный от Сеннахирима , гравюра на дереве Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.

История ассирийской осады рассказана в библейских книгах Исайи (7 век до н. Э.), Вторых царей (середина 6 века до н. Э.) И Хроник (ок. 350–300 до н. Э.). Когда ассирийцы начали вторжение, царь Езекия начал подготовку к защите Иерусалима. Стремясь лишить ассирийцев воды, источники за пределами города были перекрыты. Затем рабочие прорыли 533-метровый туннель к источнику Гихон , обеспечив город пресной водой. Дополнительные приготовления к осаде включали укрепление существующих стен, строительство башен и возведение новой укрепляющей стены. Езекия собрал горожан на площади и ободрил их, напомнив им, что ассирийцы обладали только «мышью плоти», а у иудеев была защита Яхве .

Согласно 4 Царств 18 , когда Сеннахирим осаждал Лахис , он получил послание от Езекии с предложением заплатить дань в обмен на отступление ассирийцев. Согласно еврейской Библии, Езекия заплатил Ассирии 300 талантов серебра и 30 талантов золота — цена настолько высока, что он был вынужден очистить храм и царскую сокровищницу от серебра и снять золото с косяков дверей храма Соломона . Тем не менее Сеннахирим двинулся на Иерусалим с большим войском. Когда прибыли ассирийские войска, их полевой командир Рабсак принес послание от Сеннахирима. Пытаясь деморализовать иудеев, полевой командир объявил людям на городских стенах, что Езекия обманывает их и что Яхве не может освободить Иерусалим от царя Ассирии. Он перечислил богов других народов, побежденных Сеннахирибом, а затем спросил: «Кто из всех богов этих стран смог спасти свою землю от меня?»

Во время осады Езекия оделся во вретище (знак траура), но пророк Исайя заверил его, что город будет освобожден и Сеннахирим потерпит поражение. За ночь ангел убил 185 000 ассирийских солдат. Некоторые ученые считают, что это число было переписано неправильно, и одно исследование показало, что изначально это число было 5180.

Ассирийский счет

Призма Сеннахирима

Призма Сеннахирима , в которой подробно описываются события кампании Сеннахирима против Иудеи, была обнаружена в руинах Ниневии в 1830 году и сейчас хранится в Восточном институте в Чикаго , штат Иллинойс . Отчет датируется примерно 690 годом до нашей эры. Текст призмы может похвастаться тем, как Сеннахирим разрушил 46 городов Иудеи и поймал Езекию в ловушку в Иерусалиме, «как птицу в клетке». Далее в тексте описывается, как «ужасающее великолепие» ассирийской армии заставило арабов и наемников, подкрепляющих город, дезертировать. В нем говорится, что ассирийский царь вернулся в Ассирию, где позже получил от Иуды крупную дань. Это описание неизбежно несколько отличается от еврейской версии Танаха. Массовые потери ассирийцев, упомянутые в Танахе, не упоминаются в ассирийской версии.

После осады Иерусалима Сеннахирим смог передать окружающие города ассирийским вассальным правителям в Экроне , Газе и Ашдоде . Его армия все еще существовала, когда он проводил кампании в 702 г. до н. Э. И с 699 г. до н. Э. До 697 г. до н. Э., Когда он совершил несколько походов в горы к востоку от Ассирии, во время одной из которых он получил дань от мидийцев . В 696 г. до н. Э. И 695 г. до н. Э. Он отправил экспедиции в Анатолию, где несколько вассалов восстали после смерти Саргона II . Около 690 г. до н. Э. Он провел кампанию в северных арабских пустынях, завоевав Думат-аль-Джандал , где укрылась королева арабов.

Другие теории

Геродот писал, что ассирийская армия была захвачена мышами при нападении на Египет. Некоторые исследователи Библии принимают это за намек на то, что ассирийская армия перенесла болезнь, переносимую мышами или крысами, такую ​​как бубонная чума . Даже не полагаясь на это объяснение, Джон Брайт предположил, что Иерусалим спасла некая эпидемия.

В Что если? , сборник эссе по контрфактической истории , историк Виллиан Х. Макнил предполагает, что сообщения о массовой гибели ассирийской армии в Танахе могут быть объяснены вспышкой холеры (или других заболеваний, передающихся через воду) из-за источников за пределами городские стены были заблокированы, что лишило осадные силы безопасного водоснабжения.

Генри Т. Обен пишет в книге «Спасение Иерусалима: Союз между евреями и африканцами в 701 году до нашей эры», что ассирийская армия была разбита египетской армией под кушитским ( нубийским ) командованием.

[править] Ссылки

Осада Иерусалима (66 год) относится к Первой Иудейской войне

Битвы на суше Масада (1) • Антония • Дворец Ирода • Кесария • Месть язычникам • Дельта • Завулон • Иоппия • Асамон • Иерусалим (1) • Скоп • Бет-Хорон • Дамаск • Аскалон • Гамала (1) • Сепфорис • Иодфат (1) • Иодфат (2) • Иафа • Гаризим • Тарихея • Гамала (2) • Итавирион • Гисхала • Гражданская война • Бетеннабрин • Иордан • Гераза • Хеврон • Псефина • Иерусалим (2) • Женские башни • Масада (2) • Египет • Кирена 
Битвы на море Морские сражения • Тивериада • Иоппия (2) • Тивериадское озеро • Мёртвое море 
Еврейские полководцы Иуда Галилеянин • Шимон Бар-Гиора • Иоханан Гискальский • Хизкия • Элазар бен Яир • Менахем бен-Иехуда • Элазар бен Ханания • Монобаз • Кенедай • Нигер • Сила • Иосиф бен-Горион • Элеазар бен Шимон • Иосиф Флавий • Иоанн (ессей) • Ханан бен-Ханан • Иисус бен Сапфий • Иошуа бен Сафат • Иосиф из Гамлы • Харес • Анан бен-Анан • Правительство и командование евреев в Иудейской войне 
Римские полководцы Нерон • (Нерон и евреи) • Гессий Флор • Метилий • Гай Цестий Галл • Тиранний Приск • Антоний • Веспасиан • Тит • Плацид • Траян • Секстий Цереал • Эбуций • Марк Антоний Юлиан • Луций Анний • Тит Фригий 
Коллаборационисты Агриппа II • Дарий • Филипп • Шимон бен Саул • Тиберий Юлий Александр • Анан • Иуда, сын Иуды • Клит

Не сиди на троне императора

Основная армия крестоносцев отправилась на восток в августе 1096 года. Разными отрядами руководили знатные дворяне, в том числе королевских кровей.

Четыре армии крестоносцев двинулись к Константинополю разными маршрутами. Первой пришла армия под предводительством Готфрида Бульонского и Боэмунда Тарентского. Остальные подошли чуть позже. Из-за большого количества графов и принцев в армии единого руководителя выбрать они не смогли.

По разным данным, у городских стен византийской столицы собрались от 50 до 100 тысяч солдат. Этого власти Константинополя никак не ожидали. Рыцари и византийцы не доверяли друг другу. Эта взаимная подозрительность и в последующих походах вредила христианам. Императора Алексея I не интересовала основная цель крестоносцев — взятие Иерусалима, ему нужна была помощь в отражении нападений сельджуков и отвоевании потерянных земель.

Европейцы же не хотели погибать ради интересов византийцев. В итоге между солдатами из разных лагерей постоянно происходили кровопролитные стычки. Алексей Комнин в итоге решил просто поскорее избавиться от проблемных союзников. Он начал быстро переправлять европейцев на восточный берег Босфора.

С руководителями крестоносцев император заключил договор: гарантировал помощь с провизией в обмен на обещания, что города, которые раньше принадлежали Византии, рыцари вернут под власть императора. Более того, он отправил с ними армию, которая должна была проследить, чтобы европейцы не грабили византийские земли.

Во время переговоров, когда предводители крестового похода согласились с условиями императора, один из них осмелился сесть на императорский трон. Интересно, что Алексей I никак не отреагировал на это. Но Готфрид Бульонский схватил своего рыцаря и столкнул с трона: «Нельзя так поступать, ведь ты обещал служить императору. Тот, кто поклялся ему служить, стал слугой его царственности, должен соблюдать обычаи страны».

Как пишут хронисты, в ответ рыцарь пробормотал на языке франков: «Что за деревенщина! Сидит один, когда вокруг него стоит столько военачальников».

Светлость Сидона

Города Сидон и Кесария Приморская (Кесария) были захвачены крестоносцами между 1101 и 1110 годами. Дворяне Юстас I Гренье , связанный советник Болдуина I Иерусалимского , получил власть над обоими городами. Он основал династию, правившую до 1260-х годов, когда они были потеряны для завоевателей монголов и мамлюков .

Лорды Сидона

Сидон стал частью Иерусалимского королевства после осады Сидона в 1110 году. Владыками Сидона были:

  • Юстас I Гренье , 1110–1123 гг.
  • Жерар Гренье , сын Юстаса I, 1123–1171 гг.
  • Рено Гренье , сын Жерара, 1171–1187 гг.
  • Заселен Айюбидами , 1187–1197 гг.
  • Рено Гренье, светлость восстановлена, 1197–1202 гг.
  • Балиан I Гренье , сын Рено, 1202–1239 гг.
  • Юлиан Гренье , сын Балиана I, 1239–1260 гг.
  • Сидон разрушен Айюбидами в 1249 г. и монголами в 1260 г.
  • Сидон продан тамплиеров , 1260.

Светлость Кесарии

Кесария была захвачена в 1101 году и передана архиепископу Кесарии . Владыками Кеарии были:

  • Юстас I Гренье , 1110–1123 гг.
  • Вальтер I Гренье , сын Юстаса I, 1123–1154 гг.
  • Хью Гренье , сын Вальтера I, 1154–1169 гг.
  • Гай Гренье , сын Хью, эт. 1170-е годы
  • Вальтер II Гренье , брат Гая, ок. 1180–1189 / 1191
  • Кесария, оккупированная Айюбидами , 1187–1191 гг.
  • Юлиана Гренье , сестра Вальтера II, 1189 / 1193–1213 / 1216, с мужьями:

    • Гай Брисебар (возможный лорд), после 1183 г.
    • Аймар де Лайрон , 1189 / 1193–1213 / 1216
  • Вальтер III , сын Юлианы и Гая Брисебарров, 1213 / 1216–1229 гг.
  • Иоанн , сын Вальтера III, 1229–1238 / 1241 гг.
  • Маргарет

    Джон Алеман , 1238 / 1243–1264 / 1265

    , дочь Иоанна, 1238 / 1241–1255 / 1265 со своим мужем:

  • Николас Алеман , сын Джона Алемана (возможный лорд или титулярный лорд), ум. 1277
  • Кесария, захваченная мамлюками , 1265 г.
  • Иоанн Невильский , 1384–?
  • Джон Горап?

Светлость Шуфа

Schuf был создан из Лордства Сидона как суб-вассал вокруг 1170. Это было сосредоточено на Пещере Тайрона. Юлиан Сидонский продал его тевтонским рыцарям в 1256 году.

Древняя Иудея: от Ассирийского ига к Вавилонскому

С VIII века до н. э. Иудея часто попадала под удары могущественных соседей. Страна платила дань Ассирии. В 701 году до н. э. царь Синахерриб повторно подчинил Иудею и разрушил многие города и увел пленных в рабство. Царь Манассия восстал против Ассирии, но провел несколько лет в плену в Вавилоне. В конце VII века до н. э. Ассирия пала, и Иудея смогла вернуть утраченные территории.

В 608 году до н. э. царь Иосия погиб в бою с египетским фараоном Нехо. Правитель Египта обложил иудеев новой данью. Через три года царевич Навуходоносор нанес несколько поражений египтянам и занял территорию Иудеи, а царь Иоаким признал над собой власть Вавилона.
В 601 году до н. э. Навуходоносор, уже унаследовавший трон, потерпел поражение у границ Египта. Иудеи рискнули восстать. Но через три года войска царя Вавилона осадили Иерусалим. Во время осады при неясных обстоятельствах погиб Иоаким, и новым царем был провозглашен его сын Иехония.


Ф. Конти, «Смерть царя Иосии». (Wikimedia.Commons)

Через три месяца Навуходоносор взял Иерусалим. По приказу царя были вывезены сокровища Храма и дворца, а также золотые сосуды, посвященные в Храм еще Соломоном. Царская семья отправилась в Вавилон пленниками. Кроме нее были переселены в Междуречье 10 000 иудеев. Среди них были 7000 воинов и 1000 ремесленников и кузнецов.

Царь Иехония жил в Вавилоне, как почетный пленник. Ему полагалось содержание в 20 раз превосходившее содержание обычных иудеев-переселенцев. Вынужденные покинуть свою родину иудеи и их оставшиеся в Иерусалиме сородичи продолжали считать Иехонию законным царем.

В разных частях Иудеи сохранялись владения царя, доходы с которых он продолжал получать. Возможно, Навуходоносор рассчитывал когда-нибудь вернуть его на трон, но незадолго до осады Вавилона отказался от этой идеи. Поэтому Иехония был отправлен в темницу, где провел почти тридцать лет. Сын Навуходоносора освободил пленника и удостоил почестей, как бывшего царя.

В более позднем искусстве

‘Осада и разрушение Иерусалима’, La Passion de Nostre Seigneur c.1504

Война в Иудее, особенно осада и разрушение Иерусалима, на протяжении веков вдохновляли писателей и художников. Барельеф в арке Тита был влиятельным в создании меноры как наиболее драматический символ разграбления Второго Храма.

  • Осада Иерусалима Среднеанглийское стихотворение четырнадцатого века.
  • Франки ларец . На обратной стороне шкатулки изображена осада.
  • Разрушение Храма в Иерусалиме от Пуссена (1637). Холст, масло. 147 × 198,5. Художественно-исторический музей, Вена. Изображает разрушение и разграбление Второго Храма римской армией во главе с Титом.
  • Разрушение Иерусалима Титом от Каульбах (1846). Холст, масло, 585 × 705 см. Neue Pinakothek, Мюнхен . Аллегорическое изображение разрушения Иерусалима с драматическим акцентом на фигуре Первосвященника с Титом, входящим справа.
  • Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 , Дэвид Робертс (1850). Холст, масло, 136 × 197 см. Частная коллекция. Изображает сожжение и разграбление Иерусалима римской армией при Тите.
  • Разрушение Иерусалимского храма по Айец (1867). Холст, масло.183 × 252 см. Галерея Академии , Венеция . Изображает разрушение и разграбление Второго Храма римской армией.

Примечания[править | править код]

  1. Раймунд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим
  2. Деяния франков и прочих иерусалимцев
  3. Деяния франков и прочих иерусалимцев
  4. Деяния франков и прочих иерусалимцев
  5. Хожение Даниила, игумена Русской Земли
  6. Раймунд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим
  7. Деяния франков и прочих иерусалимцев
  8. Гийом Тирский. История деяний в заморских краях
  9. Раймунд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим
  10. Гийом Тирский. История деяний в заморских краях
  11. Деяния франков и прочих иерусалимцев
  12. Деяния франков и прочих иерусалимцев
  13. Гийом Тирский. История деяний в заморских краях
  14. Письмо крестоносцев папе Пасхалию II
  15. Раймунд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим
  16. Гийом Тирский. История деяний в заморских краях
  17. Гийом Тирский. История деяний в заморских краях
  18. Деяния франков и прочих иерусалимцев

Вавилонский плен: участь побежденных

Навуходоносор не стал заселять территорию Иудеи другими народами. Данные археологии показывают, что страна не была полностью заброшена — поселения к северу от Иерусалима продолжали существовать и в VI веке до н. э. Жители сельских поселений продолжали совершать паломничества в разрушенный Иерусалим и совершать там религиозные обряды.


Фабр, «Навуходоносор приказывает убить сыновей Седекии». (Wikimedia.Commons)

Основную часть пленных иудеев переселили в опустошенные земли на границе Вавилонии и Ассирии, где пленники селились самоуправляющимися общинами.

Переселенцы соблюдали свои традиции и хранили свои родословные и устные традиции. В то же время в повседневной речи место иврита занял арамейский. Переселенцы приняли вавилонские названия месяцев и стали принимать их имена, в том числе, включающие имена вавилонских богов. Через полтора столетия пророк Ездра читал в Иерусалиме Тору на иврите, а жрецы-левиты переводили его слова на арамейский для собравшихся слушателей.

После победы Кира Великого над Вавилонией иудеи-изгнанники смогли вернуться из Вавилонии в Иудею.

Восприятие и историческое наследие

Еврейские Амораим считали разрушение Храма и Иерусалима наказанием от Бога за «беспочвенную» ненависть, которая царила в еврейском обществе в то время. Считается, что многие евреи в отчаянии оставили иудаизм ради какой-то версии язычества, многие другие встали на сторону растущей христианской секты внутри иудаизма.

Разрушение было важным моментом в отделении христианства от его еврейских корней: многие христиане ответили дистанцированием от остального иудаизма, что отражено в Евангелиях , которые изображают Иисуса как антихрама и рассматривают разрушение храма как наказание. за отвержение Иисуса.

Северные штаты

Помимо Иерусалимского королевства, на Ближнем Востоке было еще три крупных государства крестоносцев:

  • Графство Эдесса
  • Графство Триполи
  • Антиохийское княжество

Эти государства номинально находились в зависимости от Иерусалимского королевства. Царь Иерусалима был обязан примирить их в случае споров или между вассальным князем и латинским патриархом Антиохии , и мог претендовать на регентство в случае вакансии или меньшинства в их преемственности.

Эдесса была, пожалуй, наиболее тесно связана с королевством, несмотря на расстояние. Его первые два графа стали королями Иерусалима, и графство было пожаловано в качестве царского подарка Иоселину I Эдесскому .

Графство Триполи, ближайшее из них, иногда считается вассальным господством под сюзеренитетом короля, хотя оно сохраняло исключительную степень суверенитета.

Антиохия была почти независимой, поскольку была основана еще до царствования, и ее первый владелец был соперником царей, первоначальным лидером крестового похода. Позже в своей истории он временами признавал византийский или армянский сюзеренитет или вовсе не признавал его.

Эти государства датировали свои документы временами правления своих правителей, проводили собственную внешнюю политику и отправляли военную помощь королевству по своей собственной воле, а не через феодальные обязательства; поэтому они обычно признаются суверенными и рассматриваются более полно в соответствии с их собственными статьями.

[править] Ход осады Иерусалима

Для захвата столицы, Ирод разбил свой лагерь к северу от Храма, на небольшом расстоянии от перевала, позволяющего получить доступ к стенам Иерусалима (то же место выбрал Помпей 26 лет назад). Под командованием Ирода находилась войско в 30 тысяч воинов, но по современным оценкам у него должно было быть в 2 раза меньше солдат. Силы Ирода возрастали за счёт нескольких римских легионов, 6 тысяч всадников и сирийских вспомогательных войск, которыми командовал Гай Сосий.

С началом весны Ирод стал активно осаждать Иерусалим. Его инженерные части воздвигли укрепления и сторожевые башни, вырубили деревья, окружающие город, и применили осадные орудия и метательную артиллерию. Осаждаемые иерусалимцы страдали от нехватки продовольствия, которая усугублялась дефицитом, вызванным шмитой, но тем не менее были способны эффективно обороняться. Они выходили за стену, устраивали засады на осаждавших и препятствовали попыткам Ирода возводить оборонительные укрепления, и препятствовали попыткам римлян сделать подкоп.

Спустя 40 суток армия Ирода проломила то, что Иосиф Флавий назвал «северной стеной» — видимо, вторую стену Иерусалима. Первая стена пала через 15 дней, и вскоре внешний двор Храма тоже пал, а внешние галереи были сожжены, по-видимому, защитниками. В то время, как Антигон заперся в цитадели «Хасмонейский Барис», защитники обороняли внутренний двор храма и верхний город Иерусалима (юго-западный квартал). Они обратились к Ироду с просьбой пропустить в храм животных и другие дары для жертвоприношений. На протяжении осады Антигон использовал отсутствие у Ирода родословной как пропаганду, называя его простолюдином и уроженцем Идумеи, являющимся евреем лишь наполовину, публично спрашивая Ирода о его правах на трон. Ирод, боящийся за свою легитимность и популярность, тем не менее, отвечал на запросы. Дальнейшие обсуждения доказали бесплодность и армия Ирода напала на Иерусалим.

Взяв город штурмом, несмотря на просьбы Ирода о сдержанности, войска действовали безжалостно, грабя и убивая всё на своём пути, вынуждая Ирода жаловаться Марку Антонию. Ирод пытался не допустить осквернения внутреннего святилища Храма римскими воинами. В результате, ироду пришлось подкупить Сосия и его солдат, чтобы те не оставили его «царём пустыни». Сосий покинул Иерусалим и увёл с собой в оковах Антигона, который вскоре был казнён. Таким образом закончилась война Ирода против Антигона.

После победы


Крестоносцы у найденной священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса

Взятие Иерусалима 15 июля 1099 года отмечено во всех исторических источниках начала XII века, в том числе и в русской «Повести временных лет». После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королём в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня (лат. Advocatus Sancti Sepulchri). 1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского. 5 августа, допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — Животворящего Креста, на котором распяли Иисуса, что вызвало новый религиозный подъём.

В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся египетской армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину. Первый крестовый поход увенчался успехом, в результате чего на Востоке образовались несколько государств крестоносцев. Эти государства представляли собой плацдарм «Западного мира» во враждебном окружении и требовали постоянной помощи извне, что делало неизбежным последующие крестовые походы. Опустошение целых территорий Ближнего Востока в ходе крестового похода, а в особенности резня устроенная после захвата Иерусалима, обусловила многовековую конфронтацию католического Запада с мусульманским Востоком.

Кровавый путь по Европе

Путь крестового воинства до Константинополя отнюдь не был простым. Первыми освобождать Иерусалим спонтанно отправились бедняки. В районе Дуная армия венгров и болгар перебила четверть участников так называемого Крестьянского крестового похода. Остальных уже в Малой Азии разгромили отряды турок-сельджуков.

Рыцарству, которое выдвинулось позже вслед за бедняками и было гораздо лучше снаряжено, не приходилось грабить местных жителей. Но их путь мирным тоже назвать нельзя.

Войско крестоносцев не имело единого командующего

В мае 1096 года французский рыцарь Вальтер Голяк возглавил армию из десяти тысяч человек и отправился не на восток, а на север — в долину Рейна. Там солдаты устроили массовую резню евреев в Майнце, Кёльне, Бамберге и других германских городах. А поскольку многие иудеи были кредиторами, избавившись от них, рыцари ещё и получали возможность не возвращать долги.

Фон

В Совете Пьяченце в 1095 году папа Урбан II получил посланников от византийского императора Алексея I просить западных христиан за помощь в освобождении больших частей Восточной Римской империи от турок — сельджуков , которые завоевали большую часть региона в 1070 Сельжукская Атсыз Ибн Увак отвоевал Иерусалим у Фатимидов в 1073 году, что затруднило паломничество в Иерусалим и подавило восстание города в 1077 году в кровавой бойне. Отвечая на призыв, Урбан произнес проповедь на Клермонском соборе в ноябре 1095 года, которая включала воодушевляющий призыв к оружию для завоевания Святой Земли и возвращения Храма Гроба Господня в Иерусалиме в руки христиан. Его призыв положил начало крестовым походам , священной войне за Бога, в которой он гарантировал участникам место на небесах.

После успешной осады Антиохии в июне 1098 года крестоносцы оставались в этом районе до конца года. Папский легат Адемар Ле Пюи умер, и Боэмунд Таранто утверждал Антиохию для себя. Болдуин Булонский остался в Эдессе , захваченной ранее в 1098 году. Среди князей были разногласия по поводу того, что делать дальше; Расстроенный Раймонд Тулузский покинул Антиохию, чтобы захватить крепость Мааррат ан-Нуман при осаде Маарата . К концу года второстепенные рыцари и пехота угрожали отправиться в Иерусалим без них. В конце концов, 13 января 1099 года Раймонд начал марш на юг, вдоль побережья Средиземного моря , за ним последовали Роберт Нормандский и племянник Богемона Танкред , которые согласились стать его вассалами.

Миниатюра XIII века с изображением осады

По пути крестоносцы осадили Арку, но не смогли захватить ее и бросили осаду 13 мая. Фатимиды попытались заключить мир при условии, что крестоносцы не двинутся в Иерусалим, но это было проигнорировано; Ифтихар ад-Даула , фатимидский наместник Иерусалима, знал о намерениях крестоносцев. Поэтому он изгнал всех христианских жителей Иерусалима. Дальнейший марш к Иерусалиму не встретил сопротивления.

Графство Яффо и Аскалон

Яффа , на побережье Средиземного моря, была укреплена после Первого крестового похода и была отдельным графством до восстания Гуго II Ле Пюизе в 1134 году. Впоследствии он обычно принадлежал непосредственно королевской семье или одному из их родственников. После 1153 года он стал двойным графством Яффо и Аскалон, когда была захвачена фатимидская крепость Аскалон . Он переходил из-под прямого королевского контроля и стал титульным после потери графств мусульманами в 13 веке. Ряд сеньоров были вассалами графа Яффо, в том числе светлость Рамла, светлость Ибелина и светлость Мирабель.

Графы Яффо

Яффа был взят крестоносцами в июне 1099 года во время осады Иерусалима и вскоре после этого стал частью королевства. Графы Яффо были:

  • Королевский домен , 1100–1110 гг.
  • Хью I Яффский , двоюродный брат короля Иерусалима Болдуина II , 1110–1118 гг.
  • Альберт Намюрский, отчим и регент Хью II, 1118–1122 гг.
  • Хью II Яффский , сын Хью I, 1122–1134 гг.
  • Мелисенда Иерусалимская , 1134–1151, со своим мужем Фулком (1131–1143) и сыном Болдуином III (1143–1151)
  • Амальрик I Иерусалимский , сын Мелисенды и Фулька, 1151–1153 гг. (Когда он достиг совершеннолетия).

Яффа объединилась с недавно завоеванным Аскалоном в 1153 году, став графством Яффо и Аскалон.

Графы Яффо и Аскалон

После осады Аскалона в 1153 году пограничная крепость Аскалон присоединилась к Яффо в объединенном уезде. Графы Яффо и Аскалон были:

  • Амальрик I Иерусалимский , 1153–1174 (как король с 1163 г.)
  • Болдуин IV Иерусалимский , 1174–1176 гг.
  • Сибилла Иерусалимская , 1176–1187, со своими мужьями Вильгельмом Монферратским (1176–1177) и Ги де Лузиньян (1180–1187)
  • Яффа и Аскалон, оккупированные Айюбидами , 1187–1191 гг.
  • Джеффри де Лузиньян (1191–1193), брат Гая де Лузиньяна
  • Амальрик II Иерусалимский , брат Ги Лузиньяна, 1193–1197 гг.
  • Амальрик II Иерусалимский, как король, со своей женой Изабеллой I , 1197–1205 гг.
  • Мария Монферратская , 1205–1212 гг., Со своим мужем Иоанном Бриенским (1210–1212 гг.)
  • Изабелла II Иерусалимская при регентстве своего отца Иоанна Бриенского, 1212–1221 гг.
  • Вальтер IV Бриенский (1221–1244), племянник Иоанна Бриенского и муж внучки Амальрика II, 1221–1244 гг.
  • Иоанн Ибелинский , сын Вальтера IV, 1244–1266 гг.
  • Аскалон, оккупированный Айюбидами , 1247 г.
  • Джеймс Ибелин, сын Иоанна, 1266–1268 гг.
  • Яффо оккупирован мамлюками , 1268 год.

Светлость Рамла

Первоначально принадлежавший епископу Рамла-Лидда, в 1126 году Рамла стал частью Яффо, а после восстания Хью II в 1134 году было создано отдельное лордство. Замок Ибелин оказался недалеко от Рамлы. Позже он был частью владычества Ибелина, унаследованного от Хелвиса из Рамлы , дочери Болдуина I из Рамлы и жены Барисана из Ибелина . Владыками Рамлы были:

  • Болдуин I из Рамлы , 1134–1138 гг.
  • Барисан Ибелинский , 1138–1150 гг.
  • Манассия из Иергеса , 1150–1152 гг.)
  • Хью из Ибелина , сын Барисана из Ибелина, 1152–1169 гг.
  • Болдуин Ибелин , брат Хью Ибелина, 1169–1186 гг.
  • Фома Ибелин, сын Болдуина Ибелинского, 1186–1187 гг.
  • Рамла, оккупированный Айюбидами , 1187–1191 гг.
  • Балиан из Ибелина , брат Болдуина из Ибелина, 1191–1193 гг.
  • Иоанн Ибелинский , 1193–1247 гг.
  • После 1247 года владыкой владели графы Яффо и Аскалон .

Светлость Ибелина

Светлость Ибелина также была создана из Яффо (в 1140-х годах или, возможно, уже в 1134 году после восстания Хью II). Светлость была дана в награду барисану из Ибелина, чья жена Хелвис из Рамлы уже владела землями в окрестностях. Замок Рамла , другое наследство семьи, находился поблизости, и вместе эти территории образовали богатое образование. Балиан Ибелин женился на Марии Комнине , вдове Амальрика I Иерусалимского , и Ибелины стали самой могущественной дворянской семьей королевства, позже правившей также и Бейрутом (см. Власть Бейрута ниже). Владыками Ибелина были:

  • Барисан из Ибелина , ок. 1134–1150
  • Хью из Ибелина , сын Барисана из Ибелина, 1150–1170 гг.
  • Балиан из Ибелина , сын Барисана из Ибелина, 1170–1193 гг.
  • Иоанн Ибелинский , 1193–1236 гг.
  • После 1236 года владыкой владели графы Яффо и Аскалон.

Светлость Мирабель

Мирабель была отделена от Яффо после восстания в 1134 году и передана Болдуину Ибелинскому в 1166 году, хотя и была отделена от Ибелина. Ему наследовал его сын Фома Ибелинский, правивший с 1186 по 1188 год.

Сдача Иерусалима


Балиан II Ибелин сдаёт Иерусалим Салах ад-Дину, миниатюра 1490 года.

Балиан Ибелин сдал башню Давида 2 октября. Было объявлено, что каждый житель имеет один месяц, чтобы оплатить свой выкуп. Салах ад-Дин освободил некоторых рабов, как и его брат Сафадин. Балиан и Ираклий выкупили многих жителей за личные деньги. Беженцев выстроили в три колонны: тамплиеры и госпитальеры вели первые две, Балиан и патриарх вели третью. Балиан воссоединился с семьёй в Триполи. Согласно мусульманскому летописцу Имадуддину аль-Исфахани, Ираклий взял с собой церковные сокровища и реликвии.

Некоторые из беженцев пошли сначала в графство Триполи, которое было под контролем крестоносцев. Однако им было отказано во въезде. Другие отправились в Антиохию, Киликию, Византию и Египет. Некоторые сели на итальянские суда, направлявшиеся в Европу.

Те жители, на выкуп которых денег не нашлось, — свыше 15 тысяч человек, из которых 8 тыс. составляли женщины с детьми и 7 тыс. мужчины, — попали в рабство к мусульманам. Имадуддин аль-Исфахани в своей хронике с места событий даёт исчерпывающее описание процесса практически поголовного изнасилования мусульманами захваченных женщин и девочек-христианок, включая монахинь:

Салах ад-Дин разрешил христианские паломничества в Иерусалим и оставил в христианских руках Храм Гроба Господня. Чтобы укрепить мусульманские претензии на Иерусалим, многие святые места, в том числе храм, позже известный как мечеть Аль-Акса, ритуально омывали розовой водой. После этого Салах ад-Дин пошёл на захват ряда замков, которые всё ещё не были в его руках, — Бельвуара, Керака и Монреаля, а затем вернулся к Тиру и вновь его осадил.

Между тем архиепископ Тира Йоския, а также другие паломники и путешественники, привезли в Европу известие о катастрофическом поражении при Хаттине и захвате мусульманами остатков королевства крестоносцев к осени 1187 года. Немедленно созрели планы нового крестового похода. 29 октября папа Григорий VIII выпустил буллу Audita tremendi, ещё не зная о падении Иерусалима. В Англии и Франции была введена «десятина Саладина» для финансирования расходов на поход. Третий крестовый поход начался в 1189 году.

Ситуация в Иерусалиме

В Тире Балиан II Ибелин, который спасся с немногими из своих воинов в Хаттинской битве, попросил Салах ад-Дина разрешить ему безопасный проход в Иерусалим, чтобы забрать свою жену Марию Комнину и семью. Салах ад-Дин согласился удовлетворить его просьбу, при условии, что Балиан не поднимет против него оружия и будет пребывать в Иерусалиме не более одного дня.

Однако по прибытии того в город, патриарх Ираклий Иерусалимский, королева Сибилла и многие жители, напуганные рассказами о зверствах мусульман в захваченных городах, просили Балиана взять на себя ответственность по обороне города от сарацинов.

Ираклий указал ему, что он обязан остаться ради веры, и даже предложил освободить его от клятвы Салах ад-Дину. После тяжёлых раздумий (барон был из противоборствующей патриарху партии), Балиан согласился.

Понимая, что нарушает слово, он предварительно известил о своём решении Салах ад-Дина через депутацию горожан, которые прибыли в уже захваченный мусульманами Аскалон (где находился в то время Саладин) и отвергли предложения о капитуляции Иерусалима.

Несмотря на это, Салах ад-Дин все же проявил царское благородство, и организовал сопровождение Марии Комнины и её детей в Триполи (Ливан), где в спешке приводил в порядок свои дела «товарищ по несчастью» Балиана, тоже бежавший из под Хаттина граф Раймунд III Триполийский.

Поскольку Балиан Ибелин имел самое знатное происхождение и авторитет среди оставшихся в гибнущем королевстве баронов, мусульмане, по словам летописца Ибн аль-Асира, воспринимали его «более или менее равным королю».

Балиан нашёл ситуацию в Иерусалиме плачевной. Город был наполнен беженцами, спасавшимися от мусульманской армии, и их число росло.
В городе оставалось всего 14 рыцарей, поэтому он пошел на невиданный шаг: даровал рыцарские титулы около сотне оруженосцев и слуг. Эти и другие меры, а также вдохновляющие речи и обещания барона горожанам Иерусалима, позволили сколотить немногочисленное но решительно настроенное ополчение, и составить на первых порах серьезную оборону столицы, которая на самом деле то и не была слишком крупным городом.

Балиан готовился к неизбежной осаде, запасал провиант и накапливал ресурсы.
В то же время, собрав воедино свою армию из сирийцев и египтян, уже закалённых в тяжёлых битвах и штурмах, Салах ад-Дин после короткой и неудачной осады Тира прибыл к стенам Иерусалима 20 сентября.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector