Образцы правильных записок об упокоении человека
Содержание:
- В чем отличие простой записки от заказной
- Что такое панихида
- Имена в записках
- Когда подают записки: о здравии и упокоении
- Записки о здравии
- Что такое сорокоуст
- Как правильно составить церковную записку
- Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?
- Условия отпевания самоубиенных
- Святитель Божий Лука
- Где проводится служба по усопшему
- Кого нужно и можно поминать в записках^
- Значение молитвы родственников для души усопшего
- ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА. ТРЕБЫ
- Основные виды поминовений за усопших
- Записки за упокой на 3-й, 9-й и 40-й день
В чем отличие простой записки от заказной
Перед тем, как писать записку за упокой в церкви, необходимо знать, какие они бывают.
Простая записка может читаться в алтаре, но частичку за усопших, перечисленных в ней, не вынимают. Это просто поминовение, схожее с обычным, домашним.
Когда читается заказная записка, священник вынимает частички из просфоры за каждого усопшего, чье имя упоминается.
Заказное поминовение стоит дороже простого. Во втором случае, ориентировочный размер пожертвования указан за записку, в которой перечислены не более 10-ти имен. Подавая заказную записку, каждое имя оплачивается отдельно. Например, одно имя стоит 5 рублей, значит, за 10 имен придется заплатить 50 рублей.
Записки подаются до начала Божественной Литургии (утром) или накануне вечером. Правильным будет прийти в храм пораньше перед службой, чем писать записки во время оной.
Пример записки о упокоении в церкви
Что такое панихида
В день похорон проводится богослужение, призванное помочь душе усопшего преодолеть переход между мирами. Его название – панихида. Введено отдельное определение полной службы – парастас. Она предполагает необходимость ходатайствования за души умерших перед Богом. Время проведения – Всенощное бдение перед Родительской субботой (с вечера пятницы).
Панихида
Суть панихиды та же, что и при совершении отпевания, когда отмаливают грехи усопшего, помогают провести его из мира земного к вечности. Но Чин погребения выполняется однократно – перед погребением, когда нетленная оболочка наиболее растеряна и требует помощи. Для сравнения панихида может совершаться намного чаще.
Структура такого богослужения:
- начальные молитвы – произносятся, если ранее совершаются другие службы;
- Псалом 90;
- заупокойная ектенья;
- восхваление Господа через произнесение слова «Аллилуйя» с тремя стихами;
- тропарь 8 гласа;
- 17 кафизма;
- тропарь, глас 5;
- заупокойная ектенья;
- седален;
- Псалом 50;
- канон 6 гласа;
- Отче наш;
- Тропарь 4 гласа.
Совершается в притворе храма, обязательным является каждение молящихся. Еще один вид службы (заупокойная лития) проводится не только во храме, но и дома у покойного.
Когда и где проводится панихида
Место совершения может быть любым: церковь, жилье умершего, погост, траурный зал. Но предпочтительным все же считается первый вариант, т. к. это святое место, содержит положительную энергию, а потому слова молитвы быстрее достигнут Господа. Однако если их произносит тот, кто назначен Богом для этого, то и в данном случае помощь будет более эффективной: через священнослужителя, как посредника, божественная благодать достигнет верующих живых, а также мертвых.
Панихиду могут проводить как в день похорон, так и в любое другое время после смерти человека
Проводить панихиду следует, когда наступают частные поминальные дни (9, 40 день 1 годовщина) Родительские субботы:
- Мясопустная Вселенская;
- 2, 3 и 4 седмица Великого поста;
- Радоница;
- Троицкая;
- Димитриевская.
Как часто можно заказывать панихиду
Молебен панихиды читается также без привязки к церковным праздникам. Совершают в день рождения усопшего, на именины и любую другую дату, когда родственники ощущают потребность в оказании помощи умершему. Но священнослужители считают, что не следует лишний раз тревожить душу покойного. Достаточно молиться о близком во время общих и частных поминальных дней.
Порядок проведения службы: в храме, на могиле
Порядок чтения молитв сохраняется, т. к. суть богослужения – обращение к Господу о покойных. При этом необязательно совершать службу над открытым гробом умершего (как при отпевании). Целью панихиды является прошение Господа о прощении грехов, а это можно делать в любом месте. Сопровождается действие каждением – символ вознесения духа умершего человека к небесам.
Кладбище
Парастас – великая панихида
Богослужение может быть полным или сокращенным. Лития – краткая версия панихиды. Для сравнения существует Великая служба. Она называется парастас, проводится в общие поминальные дни – Родительские субботы. Отличается схемой, а также характером. Причем богослужение на Троицкую и Мясопустную субботу считается более важным, чем в субботы 2, 3, 4 седмицы Великого поста.
Имена в записках
Что делать, когда хочется помянуть в церкви всех родственников? Обычно в простой записке указывается любое количество имен. Иногда даже приобретаются специальные книжечки — помянники, куда вписываются имена всех родственников и знакомых.
В заказных записках можно писать ограниченное количество имен. Обычно это — пять или шесть имен.
Можно заказать молебен Господу Иисусу Христу или Пресвятой Богородице. Ниже перечисляются имена людей, о которых возносятся прошения. Например: благодарственный молебен Господу Иисусу Христу о Николае.
Если молебен нескольким святым, то надо писать их на разных записках.
Имена людей в записках надо писать в том варианте, который написан в святцах. Т.е. не «Наташи», а «Натальи», не «Ивана», а «Иоанна», не «Полины», а «Аполинарии», не «Прасковьи», а «Параскевы».
На самом деле, правила написания церковных записок не так уж сложны. При затруднениях можно обратиться в церковную лавку, где все объяснят и помогут. Самое главное, это — желание помолиться за своих близких.
Когда подают записки: о здравии и упокоении
Бланки с именами верующих уже давно стали частью богослужений. Их прочитывают в промежутках между молитвенными текстами. Это значит, что подавать свои требы прихожанам следует перед началом службы. Принято считать, что их следует нести в храм с вечера. Но бланки также принимают и утром – до богослужения.
Поминальные традиции православных верующих
Если важно как можно более срочно прочесть молебен за родственника, нужно узнать в свечной лавке расписание. Когда будет следующая служба, записку обязательно прочтут
Даже если молебен читается позднее (не во всех храмах есть возможность проводить Литургию каждый день), бланк, переданный вечером накануне или днем ранее, все равно будет прочитан.
Молитва – это способ привлечь к человеку милость Божию. Она очищает, дает надежду, приумножает любовь. По этой причине рекомендуется как можно чаще подавать записки в храм. Это улучшит состояние души умершего, а также его горюющих родственников. Дни поминовения, когда подается церковная записка:
- Родительские субботы: Мясопустная, на 2, 3, 4 седмицу Великого поста, Радоница, день памяти усопших воинов, Троицкая, Димитриевская, День Усекновения главы Иоанна Предтечи;
- частные поминальные дни: 9, 40 день, первая годовщина – 12 месяцев с момента смерти, а также дата рождения умершего, его именины, другие важные дни, связанные с покойным.
Записки о здравии
В Русской Православной Церкви записки о здравии и упокоении получили широкое распространение. О них знают и их используют практически все. Как люди близкие к православной вере, так и изредка заходящие в храм, чтобы поставить свечи и подать записки. Церковная записка является видом молитвы за живых (за здравие) и за умерших (за упокой). Молитва эта совершается в храме священником и имеет особую благодатную силу.
Записки условно можно разделить на два вида. Первый – те, которые читаются во время совершения Божественной Литургии. Второй тип – те, поминовение имен из которых происходит во время молебнов и панихид.
Записки, читаемые на Литургии, часто называются “на проскомидию”. Во время первой части Литургии, проскомидии, священник вынимает частицы из просфоры и произносит имена из записок. Эти частицы впоследствии будут погружены в Чашу для Причастия со словами:
Такое поминовение очень важно, оно происходит во время Литургии, принесения Спасителем Себя в бескровную Жертву за всех людей. Второй вид записок – это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах
Молебны бывают “благодарственные” Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы “Неупиваемая Чаша”
Второй вид записок – это молитвенное поминовение близких на молебнах и панихидах. Молебны бывают “благодарственные” Господу, а также совершаются перед иконой Богородицы или святого. Так, например, за людей страдающих пьянством и другими зависимостями, часто служится водосвятный молебен перед иконой Богородицы “Неупиваемая Чаша”.
Что такое сорокоуст
Сорокоуст — это особое церковное поминовение, совершаемое по просьбе православного христианина. Суть его заключается в том, что в течение 40 дней каждый раз, когда служится литургия, священник в алтаре вынимает частичку из просфоры за каждого человека, имя которого подано на сорокоуст.
Далее все вынутые частички погружаются в Чашу с Кровью Христовой, над которой читается специальная молитва с прошением омыть грехи каждого человека, который был поминаем. В конце службы чаша с этими частицами выносится на причастие, и прихожане приобщаются одному из наибольших дарованных человечеству чудес — Телу и Крови Христовой.
Важно. Такое поминовение в алтаре с последующим причастием — это наиболее полная вовлеченность человека в церковное богослужение
Поскольку каждый раз на литургии в алтаре приносится , символизирующая жертву Христову за весь род человеческий, приобщение к этому священнодействию имеет большое духовное значение.
Молитва за здравие
Очень часто у новоначальных христиан возникает вопрос, почему подобная молитва совершается именно 40 дней, а не какой-либо другой промежуток времени. Дело в том, что 40 дней — символичный временной отрезок в христианском вероучении.
Мы знаем, что Иисус Христос, уйдя в пустыню, постился и молился именно этот промежуток времени; многие святые подвижники совершали свои молитвенные бдения также 40 дней; после смерти человека его душа проходит испытания именно 40 дней, после чего определяется ее участь. Все это свидетельствует о том, что 40-дневная молитва действительно имеет особый смысл и особое значение.
Когда заказывается сорокоуст за здравие, имеется в виду не только лишь физическое здоровье перечисленных людей. Любая молитва направлена, прежде всего, на спасение души человека, поэтому все прошения к Господу надо соизмерять с их духовной пользой. Под здравием души понимается ее очищение от грехов, стремление человека к богоугодной жизни, борьба со своими страстями. Без подобной кропотливой работы будут бессмысленны все молитвы и заказные требы, потому что Господь Бог не может помочь человеку без его на то свободной воли.
Чтение Сорокоуста
Как правильно составить церковную записку
Церковная записка – это список имен живых или усопших православных христиан, за которых мы желаем помолиться вместе со всеми прихожанами во главе со священником во время богослужения. Это та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18,19).
Кого нужно и можно поминать в записках
- В записках «о здравии» (понятие «здравие» включает не только здоровье телесное, но и духовное состояние) пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
- В записках «о упокоении» подаются имена крещеных, православных, умерших естественной смертью или в результате несчастного случая, но не оставивших жизнь по своему желанию (самоубийц). Также нельзя писать имена усопших, причисленных к лику святых.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О здравии» или «О упокоении» и название требы (обедня, проскомидия, сорокоуст, панихида, молебен с указанием, какому святому он возносится), после – имена поминаемых.
В записках не указывают фамилии, отчества, звания, степени родства и т.д. Единственное , что нужно – это имя христианина , данное ему при Крещении или (для монахов) постриге, а также священный сан или степень монашества , если таковые имеются (укажите их полностью или в понятном сокращении, например, «о здравии» или «о упокоении» еп.Тихона, иер.Петра). Имена священнослужителей пишут первыми, затем имена монахов и монахинь, свое имя, и имена своих родных и близких.
Основные правила составления записки
- Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
- Вписывая имена живых и усопших, поминайте их во время написания, искренне желая им блага, от чистого сердца, стараясь вспомнить того, чье имя вписываете – это уже молитва.
- Записка должна содержать не более 10-15 имен, написанных крупно и разборчиво, в один столбик . Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких – подайте несколько записок.
- Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?«).
- Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Егора; Артемия, а не Артема; Иулии, а не Юлии) и полностью (например, Александра, но не Саши).
- Ребенок до 7 лет считается младенцем, с 7 до 14 лет – отроком/отроковицей. В записках это указывать необязательно. Нельзя подавать записки о упокоении младенцев на панихиду и обедню, так как во время совершения этих треб возносятся усиленные молитвы о прощении грехов, а поступки детей–младенцев вследствие их легкой возбудимости, естественной открытости и податливости ко всему окружающему не могут считаться результатом их воли, из-за чего грех младенцам не вменяется.
- В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный» (например, н/п Андрея). Допускается написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопоминаемый» (день смерти, день именин усопшего).
- Если младенец еще не крещен, а его мама крещена, в записках «О здравии» (кроме треб с выниманием частиц) можно указать имя матери, дописав «сочадом/чадами» (например, Ольги со чадом).
Неправильно написанная записка никак не вредит тем, кто в нее вписан, не станет причиной их болезней и бед, но правильно написанная – облегчает священнику ее чтение, потому что ему приходится читать их сразу в большом количестве.
Подавая записку о поминовении наших близких (особенно усопших), не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.
Как часто можно подавать записки о здравии и об упокоении в Церкви, Храме?
Подавать записки в Церкви можно перед любым Богослужением Многих людей интересует вопрос, как часто можно подавать записки о здравии и упокоении. Некоторые православные считают, что слишком часто тревожить Всевышнего нельзя, поэтому обращаются к нему только в том случае, если человек заболел или уже умер. На самом же деле, церковь не ограничивает людей в подании подобных записок.
Ввиду этого, если вам хочется пойти и попросить Бога о своем близком человеке, тогда сделайте это. Но все же при этом, самыми благоприятными днями для обращения к Всевышнему считаются дни рождения и дни имени по церковным Святцам.
Условия отпевания самоубиенных
Когда человек убивает себя, это не всегда означает отказ от Всевышнего. В некоторых случаях самоубийство происходит в состоянии нарушенного сознания (при психических расстройствах), а также по невнимательности (отравление грибами, парами ядовитых веществ). Тогда рассматривается возможность чтения молитвы за таких людей. Основные условия, при которых допустимо произносить имена усопших:
- документ, подтверждающий, что самоубийство не было совершено сознательно;
- разрешение священнослужителя высокого сана.
Отпевание невозможно, если церковь считает человека самоубийцей
Психическое расстройство
Чтобы не пришлось узнавать, как подать записку о упокоении самоубийцы с душевными болезнями, нужно подтвердить отсутствие у такого человека сознательного намерения убивать себя. Единственно правильный способ – взять справку о его психическом состоянии. Это можно сделать, только если умерший стоял на учете в специализированном учреждении.
Архиерейское благословение
Священнослужители говорят, что Господь передает свое благословение через посредников. Таковыми являются священники. Сначала благодать Божья нисходит на служителей церкви. Затем они передают его верующим. Точно так же действует и архиерейское благословение. Такой человек имеет полномочия принимать сложные решения, как в случае с отпеванием самоубийцы, умершего при особых обстоятельствах.
Святитель Божий Лука
Ещё одним святым, которому вошло в традицию ставить свечки за здравие, является святитель Лука, канонизированный в лике новомучеников и исповедников российских. В миру его имя было Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Окончив в 1904 году медицинский факультет Киевского университета, он за годы врачебной практики снискал славу выдающегося хирурга, подарившего жизнь многим тысячам своих пациентов. Его научные труды, написанные почти столетие назад, не потеряли своей актуальности и по сей день.
Но не только исцелению телес людских посвятил Валентин Феликсович свою жизнь. Являясь глубоко верующим человеком, он сочетал медицину со служением Православной Церкви. Будучи рукоположен во священство, он принял монашеский постриг с именем Лука и, не прекращая работу в больнице, уже в сане архиепископа возглавил Тамбовскую, а затем и Крымскую епархию.
Расцвет его духовной деятельности выпал на 30-е годы, то есть период, в который богоборческие власти с особой жестокостью вели антицерковную борьбу. Святитель Лука неоднократно становился жертвой репрессий и провёл в лагерях и ссылках почти 11 лет. В 2000 году за своё религиозное подвижничество и за труды, положенные во исцеление недужных, он был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Где проводится служба по усопшему
Все богослужения традиционно проходят в Доме Господнем – храме. Но это не является жестким требованием
Чтобы понимать, есть ли другие возможности для проведения такого богослужения, важно шире изучить особенности панихиды – что это такое. Учитывая, что целью является забота о душе усопшего, не имеет значения, где будет совершено основное действо
Если по разным причинам нет возможности провести богослужение во храме, рассматривают и другие возможности:
- на кладбище;
- дома у преставившегося;
- в траурном зале морга – наименее предпочтительный вариант, но все же это допустимая мера, означает возможность оказания помощи душе в любом месте, где бы она ни была.
Чинопоследование в храме
Люди всегда устремляются к святым местам, посещают храмы и монастыри, где веками совершались молитвы, поэтому концентрируется положительная энергия, что можно охарактеризовать одним словом – благодать. Человек лучше ощущает себя здесь, молитвы быстрее достигают Господа.
На могиле
На территории погоста служится панихида на 9, 40 дней. В православии это одни из важнейших дат, когда душа покойного знакомится с райскими, адскими обителями, преодолевает мытарства. Без помощи и молитвы близких нетленной оболочке во сто крат тяжелее. По этой причине панихида по новопреставленному чаще всего проходит на кладбище, т. к. душа покойника еще не завершила переход.
В доме усопшего
Иногда отправляться в храм не совсем удобно – есть веские причины, обстоятельства, которые мешают это сделать. Прежде всего, учитывают состояние здоровья других членов семье: если среди них есть лежачие или не ходячие, панихида может заказываться для проведения на дому. Главное, чтобы для этого была возможность, т. к. рекомендуется совершать богослужение в более просторном помещении.
Поминки усопшего дома
Кого нужно и можно поминать в записках^
В записках, подаваемых для поминания, пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Первая записка, подаваемая нами, – «О здравии».
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии – нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех христиан, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак.5:16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
В императорской России все молебны начинались с имени Государя Императора, от «здравия» которого зависела судьба не только России, но и каждой семьи, каждого православного. Сейчас мы должны первым написать имя нашего Патриарха, а за ним – епархиального архиерея (митрополита, епископа), заботящегося и приносящего Господу молитвы и жертвы за врученную ему паству. Так поступают многие христиане, так учит Священное Писание: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:1–4).
Затем пишется имя вашего духовного отца, священника, который вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа: «Поминайте наставников ваших» (Евр.13:7).
Затем пишутся имена родителей, свое имя, имена членов своей семьи, близких и родных. Каждый должен молиться о здравии и благополучии своей семьи: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
За своей семьей и родными впишите имена ваших благодетелей. Если они сделали вам добро, то и вы должны желать и молить для них добра и блага у Господа, чтобы не оставаться перед ними в долгу: «отдавайте всякому должное… Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13:7–8).
Наконец, если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44).
Молитва за врагов, за враждующих – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем – и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем.
Вторая записка, подаваемая нами, – «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог.
Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших – и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил.
Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20:38).
Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках.
Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу – Господа Иисуса Христа. «Живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.14:8–9).
Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Значение молитвы родственников для души усопшего
Когда человек умирает, его душа переходит в иной мир, где вынуждена проходить тяжкие испытания, целью которых является великое преображение. Но данный этап сложно пройти самостоятельно, не получив помощи, т. к. нетленная оболочка не имеет возможности покаяться, отмолить свои грехи. Это делают родственники.
Кроме того, молитва приятна Богу, ибо «Все, чего ни попросите с верою, исполню» (Мф. 21:22). Священные слова, обращенные к Господу искренне, имеют великую силу
По этой причине так важно молиться друг за друга. Тогда тот, о котором совершается молитва, будет спасен (получит исцеление, прощение и т
д.). Такой принцип лежит и при совершении богослужения в честь умерших. Это объясняет, почему произнесение священных слов – лучший способ помочь усопшему, что снижает важность поминок покойных прямо на могилах, совершать обряды, направленные на облегчение участи его телесной оболочки.
Молитва за усопшего
ЦЕРКОВНАЯ ЗАПИСКА. ТРЕБЫ
Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу. «Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16). Данные от Господа апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим. 2:1). Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5:14).
Первая записка, подаваемая нами — «О здравии». Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими, обязательно впишите его имя для молитвенного поминовения, по заповеди Господа: (любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Молитва за врагов, за враждующих — великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии рядом со своим именем — и вражда прекращалась, бывший враг становился доброжелателем. В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Вторая записка, подаваемая нами — «О упокоении». В ней мы пишем имена усопших сродников, знакомых, учителей, благожелателей, всех, кто нам дорог. Как молимся мы о живых, так должны молиться и за умерших — и не только за ближайших сродников, но и за весь свой род, за всех, кто сделал нам добро в земной жизни, помог, научил. Умершие, хотя и отошли от нас, хотя и пребывают плотью в земле, а душой у Господа, не исчезли, продолжают жить невидимой для нас духовной жизнью пред очами Божиими, так как Сам Господь говорит в Святом Евангелии: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38). Мы верим, что наши усопшие сродники, а имен многих из них мы часто и не знаем, молятся о нас, своих потомках. Мы, живущие на земле, составляем с отшедшими от нас одну Церковь, одно тело, имеющее Одну Главу — Господа Иисуса Христа. «Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим. 14, 8-9). Единство и общение наше с умершими особенно чувствуется во время усердной молитвы за них. Она производит на душу молящегося чрезвычайно глубокое действие и впечатление, доказывая действительное общение души молящегося с душами тех, за кого возносится молитва.
Основные виды поминовений за усопших
Основные виды поминовений выглядят так:
- Панихида – короткое (не более 30 минут) Богослужение. На котором поминаются усопшие. Верующие просят об оставлении грехов умерших, упокоения их в Царстве Небесном. Панихида, как правило, совершается еженедельно, после основной службы. Для того, чтобы помянуть своего близкого на панихиде, необходимо подать соответствующую записку. Она так и называется – панихида, в записке, обычно, можно указать до десяти человек. Панихида служится как в церкви, так и на кладбище, требу совершает только священник.
- Лития – совсем короткое молитвенное правило (10 – 15 минут), по аналогии с панихидой. В отличии от оной, литию может прочесть любой христианин.
- Сорокоуст – поминовение усопшего в течение 40 дней на Литургии. Церковь поминает на сорокоусте только тех, кто приступал к таинствам исповеди и причастия при жизни. В строчках священнической молитвы, о тех, кого на литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные к Господу: «о их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Если человек не причащался при жизни, его можно помянуть по-другому, но не с помощью сорокоуста.
- Домашняя молитва. В конце утреннего правила есть молитва за усопших, читая ее, христианин перечисляет имена сродников, отошедших в мир иной, прося у Господа прощения их грехов и дарования Царства Небесного.
Текст молитвы об усопших
- Свеча. Наименее бюджетный способ поминовения. Свеча ставится на канун – специальный квадратный столик в церкви, на котором изображено распятие. Ставя свечку об упокоении, поминающий мысленно перечисляет имена умерших. Можно воспользоваться словами домашней молитвы за упокой, ставя свечку.
- Продукты на канун. Очень хорошо принести продукты на канун за усопшего и положить их в специальную корзину, стоящую рядом со столиком для свеч. Считается, что люди, которые станут есть эти продукты, помянут умершего.
- Милостыня. Огромную пользу для души умершего несет милостыня, раздаваемая за него родственниками или друзьями. Не обязательно подавать деньги в больших количествах, кому-то нужнее продукты, одежда и другие вещи первой необходимости. Подавая, стоит просить молиться за усопшего и называть его имя. Например: помяните, пожалуйста, покойную Людмилу.
- Вечное поминовение. Возможно только в монастырях, где служба совершается ежедневно. Усопший будет внесен в специальную книгу – помянник, а насельники монастыря ежедневно, перед утренней службой, вычитывают его, молясь о всех записанных.
Но самым распространенным способом поминовения остается записка о упокоении.
Поминовение продуктами в родительские субботы практикуется издавна. Собираясь на службу в этот день, можно захватить с собой бутылку растительного масла или упаковку муки (для выпечки просфор) и положить на канун.
Записки за упокой на 3-й, 9-й и 40-й день
Оставить в храме записку о упокоении души близкого человека можно в любое время, но самыми сложными переходными датами для человека, покинувшего этот мир, становятся 3, 9 и 40 дни. При этом отсчет правильно начинать со дня смерти, даже если она случилась в ночные часы.
Несколько дней душа остается вблизи тела и прощается с прошлой жизнью. Затем покойного в загробном мире ожидают 20 испытаний на тот или иной грех: только после прохождения такой проверки душа может вознестись на небеса и узреть райские сады. Поэтому именно на третьи сутки православными традициями предписано отпевать покойных.
На 9 сутки душа спускается с небес, и вплоть до 40 дня ей предстоит познавать страдания ада. Этот период становится самым сложным. Церковная литургия, а также молитвы родных людей, помогают умершему пройти через все муки. По окончании пребывания в преисподней вершится Последний Суд. Считается, что чтение священных текстов за покойного в этот день помогает определить дальнейшую судьбу его души в царстве мертвых.
Отпевание