О свободе совести и о религиозных объединениях

Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской

До принятия в 1997 году ФЗ № 125 на территории России действовал Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Что изменилось с вступлением в силу нового варианта документа:

  • изменилась процедура создания организаций;
  • сузился круг лиц, которые могут стать учредителями и участниками сообществ;
  • право создания местной религиозной организации теперь предоставляется только россиянам, иностранные граждане могут быть только участниками.

Важно: в некоторых российских регионах действуют собственные законы о соблюдении права на свободу вероисповедания. Однако все они подчиняются федеральному законодательству

Признаки и отличительные черты религиозной организации

Несмотря на массовость мнений авторов юридической литературы касательно отсутствия необходимости выделения религиозных из общественных в отдельную форму, существуют некоторые признаки, которые отличают их от других разновидностей общественных объединений, что обеспечивает их рассмотрение в качестве отдельно взятой организационной формы.

В частности, И.В. Елисеев (учебник “Гражданское право” под редакцией А.П. Сергеева, том 1, страницы 173 и 174) считал, что если хотя бы одна особенность организационной специфики организации выделяет ее из числа других, то следует говорить об отдельной правовой форме. В иных случаях учреждение следует считать разновидностью другого в пределах одной и той же организационной формы.

Религиозные отличаются от общественных по многим признакам, в частности:

  • по некоторым аспектам организационной специфики;
  • по нюансам обособления имущества;
  • по некоторым моментам ответственности перед кредиторами.

Например, часть 5 статьи 21 ФЗ № 125 устанавливает невозможность обращения взыскания по требованиям кредиторов на имущество богослужебного назначения (перечень утверждается Правительством РФ по инициативе религиозных объединений).

ГК РФ регламентируются и другие отличительные черты, присущие именно религиозным организациям – к примеру, по порядку использования имущества, находящегося в собственности государства, физических лиц и организованных ими объединений.

Помимо этого, 7-ФЗ регламентируется особый правовой статус религиозных объединений. Так, частью 4 статьи 6 ФЗ № 7 установлено, что особенности юридического положения, регистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений устанавливаются 125-ФЗ.

Также 7-ФЗ исключает возможность применения к рассматриваемым организациям общих норм этого закона касательно вышеуказанных операций, применимых к некоммерческим объединениям, а также других аспектов (требований к составу учредителей, к учредительной документации, внесению в нее поправок и др.).

Такое положение, возможно, внесено как попытка акцентировать особый режим, присущий религиозному объединению как отдельной организационно-правовой форме.

Понятие и особенности религиозных организаций

Статьей 50 ГК РФ определяются разновидности некоммерческих объединений, среди которых пунктом 10 устанавливается данный вид.

Часть 1 статьи 123.26. ГК РФ регламентирует понятийный аппарат и некоторые особенности: религиозные организации – это объединения:

  • физических или иных лиц;
  • прошедшие регистрацию как некоммерческие унитарные организации;
  • на добровольных началах их участников;
  • лиц, имеющих гражданство РФ;
  • граждан, которые постоянно проживают в РФ;
  • прошедшие процедуру регистрации для реализации целей коллективного вероисповедания и распространения религии;
  • осуществившие регистрацию как местные (одно учреждение) или централизованные (объединение нескольких) учреждения, а также как руководящие органы;
  • созданные согласно 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Суть закона

Речь идет о ФЗ № 125. Это не единственный закон, регулирующий правоотношения религиозных сообществ и социума. Часть нормативов по этому вопросу содержатся в Конституции РФ и Гражданском кодексе России. Читать так же: Наказание за оставление места ДТП

В первой главе документа перечисляются общие положения. Во второй — раскрываются основные понятия. Далее:

  • глава 3 — обозначает полномочия и деятельность организаций религиозного характера;
  • глава 3.1 — о миссионерской деятельности на территории России;
  • глава 4 — утверждает процесс контроля по соблюдению законности.

Отрицательные и положительные стороны закона

После принятия закона у верующих появилась возможность защищать свои права в судебном порядке. На практике решения выносились как в пользу религиозных объединений, так и в пользу органов госконтроля.

Однако представители духовенства негативно оценили закон. Основаниями (по их мнению) стало:

  • частичное несоответствие Конституции, размытые формулировки, дающие возможность двоякой трактовке;
  • недостаточно четкое обозначение реализации норм документа;
  • ограничения деятельности верующих;
  • ужесточение контроля за деятельностью проповедников;
  • другие причины.

Важно: один из наиболее провокационных моментов — трактовка закона для военнослужащих. За отказ принимать участие в военных действиях предусмотрена уголовная ответственность, но ведь большинству верующих воевать запрещают именно религиозные убеждения

Текст

В этом нормативном акте утверждаются основные правила, касающиеся деятельности религиозных сообществ. А также подробно описываются права верующих граждан:

  • установлено, что толкование закона должно ориентироваться потребности верующих (статья 2, пункт 3);
  • верующим разрешается не информировать окружающих о своих убеждениях;
  • отсутствие запрета на участие в богослужениях;
  • допустимость проведения религиозных собраний;
  • право на сохранение тайны исповеди (священник не может быть привлечен к ответственности за сокрытие информации, полученной им во время исповеди), и прочие правила.

Примечание: деятельность религиозных сообществ, связанная с причинением вреда здоровью людей, или мотивирующая своих прихожан к неисполнению гражданского долга, совершению других противоправных действий, в России запрещена.

Рассмотрение религиозной организации как разновидности общественных объединений

До 2014 года религиозные организации располагали общим понятием вместе с общественными и считались исключительно как подвид последних.

В Концепции развития гражданского законодательства (пункт 7.1.3.) сказано, что общественные учреждения различных форм, в том числе и религиозные, принимают участие в правовых отношениях:

  • в качестве юридических лиц;
  • для реализации задач финансирования осуществляемой деятельности;
  • при этом деятельность не является предметом гражданско-правового регулирования.

Исходя из этого, наблюдается приобретение общественными организациями признаков строго целевой правоспособности.

Общественные учреждения, по сути, обладают единой правовой формой, вне зависимости от особенностей осуществляемой деятельности, выходящей за пределы гражданского права.

Требование к рассмотрению религиозных как подвида общественных было затронуто и в литературных источниках (учебник под редакцией Е.А. Суханова “Российское гражданское право”, том 1, страницы 272, 273).

Последние поправки, внесенные в закон о свободе совести и религии

Как было сказано в статье, последний раз ФЗ 125 был изменен 6 июля 2021 года. В частности, поправки были внесены в следующие статьи:

П 2 ст 13

Представительство формирования, которое было позаимствовано из-за рубежа, не имеет право заниматься культурной или религиозной деятельностью. Поэтому статус объединения, занимающего деятельностью, связанной с религией, на подобное формирование не распространяется.

П 3 ст 17 был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что печатные издания, видео и аудио материалы, которые распространяются религиозным иностранным объединением, должны иметь маркировку в специально отведенном месте о полном названии такой организации.

П 2 ст 20

Религиозные формирования могут приглашать иностранных жителей для совместного ведения деятельности, связанной с религией на территории РФ по гражданско-правовому контракту или трудовому договору, в котором в обязательном порядке должны присутствовать данные организации.

Ст 24.1 и ст 24.2 были добавлены в главе 3.1. В статье 24.1 описывается содержание миссионерской сферы деятельности. Миссионерская работа — это одна из сфер религиозного объединения, которая направлена на распространение данных о собственном вероучении среди лиц, которые не являются участниками религиозного объединения в качестве вовлечения конкретных лиц в состав участников.

Подобная деятельность проводится:

  • В специальных строениях и сооружениях;
  • В постройках, которые принадлежат общерелигиозным организациям;
  • В домах, находящихся в собственности религиозных объединений;
  • В крематориях и на кладбищах;
  • В местах паломничества.

В жилых домах проводить миссионерскую деятельность запрещено. Но существует и исключение, которое предусматривается частью 2 статьи 16 ФЗ 125. Проведение деятельности собственного вероучения в другом религиозном объединении запрещается. Чтобы таковое было разрешено, руководящий орган общерелигиозного объединения должен предоставить письменное согласие об этом.

В ст 24.2 описывается порядок осуществления миссионерской деятельности.

Если граждане проводят миссионерские занятия от имени религиозного объединения, они должны обладать письменным разрешением. На бумаге фиксируются данные о подлинности документа и о наличии полномочий граждан. Миссионерской деятельностью занимаются:

  • руководитель конкретной организации;
  • священник;
  • член коллегиального органа.

Вышеописанное правило не распространяется на миссионерскую деятельность, которая предусматривается пунктом 2 ст 24.1 ФЗ 125. Если иностранные граждане, которые въехали на территорию Российской Федерации, хотят провести миссионерскую деятельность, делать они могут это только от имени своей религиозной организации и лишь при наличии разрешающего документа.

Если цели и действия организации, занимающейся деятельностью, связанной с религией, противоречат законодательству Российской Федерации, осуществлять миссионерскую деятельность запрещается.

Также осуществить миссионерскую деятельность невозможно в случае:

  • Нарушения общественного порядка;
  • Принуждения к скорейшему разрушению семьи;
  • Посягательств на права человека;
  • Склонения к самоубийству;
  • Создание препятствий к получению обязательного образования;
  • Принуждения членов и последователей к отчуждению принадлежащего им имущества;
  • Создание опасности, как причинение вреда имуществу, здоровью и жизни.

Религиозное объединение несет ответственность за ведение миссионерской деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ.

В ФЗ 125 ст 3 ч 5 говорится о том, что никто не обязан сообщать другим людям о том, как он относится к соответствующей религии и никто не может быть к ней принужден.

Статья 5 ФЗ о свободе совести и религиозных объединениях гласит о том, что каждый человек может получить религиозное образование по индивидуальному выбору или совместно с другими людьми.

Религиозные объединения и их типы

В Приказе Минюста России № 19-01-159-94 установлено, что религиозное общество — это местное объединение десяти и более совершеннолетних лиц, которые придерживаются одного и того же вероисповедания. Они могут отличаться друг от друга способами организации и управления. Типы этих объединений подразделяются в зависимости от религии: церкви, конфессии и прочие. Другие сообщества:

  • монастырь (лавра, скит) — община монахов, живущих сообществом, и придерживающихся определенных правил, установленных церковью;
  • братство (сестричество) — сообщество, создаваемое (чаще всего) с миссионерской целью;
  • миссия — объединение, целью которого является распространение какого-либо учения, благотворительность и прочие виды деятельности.

Также к объединениям относятся и духовные образовательные учреждения (семинарии, медресе, академии и прочие). Их задача заключается в подготовке священнослужителей.


Виды религиозных объединений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector