Не упускайте своих детей
Содержание:
Аннотация:
Неудивительно, что все больше родителей и профессионалов проявляют интерес к теории личностного развития, основанного на привязанности (теории привязанности), разработанной Гордоном Ньюфелдом. Ведь именно она объясняет, насколько важны для психологического благополучия и успешного личностного развития ребёнка тёплые отношения с теми, кто за него в ответе и заботится о нём. С кратким описанием модели развития, основанного на привязанности, можно ознакомиться в брошюре Г. Ньюфелда
В данной книге рассматривается разрушительное влияние на взаимоотношения взрослых и детей, которое оказывает конкурирующая привязанность к сверстникам, когда ребёнок начинает прислушиваться к своим друзьям больше, чем к родителям, когда друзья становятся непререкаемым авторитетом, а родители рассматриваются исключительно, как помеха в жизни и источник денег.
Ньюфелд доказывает, что в силу своей незрелости дети не способны заботиться друг о друге, обеспечивать пространство для личностного роста и безусловное принятие. А ведь именно в этом состоит главная задача взрослых – дать своему ребёнку ощущение надёжной и безопасной привязанности, ощущение, что он находится под надёжным крылом родительской любви, где ему не страшны никакие невзгоды. Автор уверен, что отношения должны занимать центральное место в воспитании детей
«Не важно, что вы делаете или не делаете, важно какие у вас отношения с ребёнком», – говорит Гордон Ньюфелд
В примерах, приводимых автором, речь в основном идёт о подростках, но, безусловно, сам подход применим к детям любого возраста.Поэтому, чем раньше родители ознакомятся с книгой, тем вероятнее они смогут избежать ошибок, о которых потом придется сожалеть, и для решения которых потребуется больше сил и времени.
Главное достоинство книги в том, что автор не только описывает проблему, но и предлагает эффективные стратегии и подходы к налаживанию и сохранению взаимоотношений между родителем и ребёнком. Это является долгожданной альтернативой многим книгам и публикациям о родительстве, пропагандирующим применять к детям поведенческие техники контроля, напоминающие дрессуру. Ньюфелд помогает родителям восстановить свою природную интуицию, отказаться от неоднозначных практик тайм-аутов или использования в воспитательных целях того, что дорого детям, против них. Ведь руководствуясь этими советами, многие родители уже поняли, что они очень хорошо работают в короткой перспективе, но наносят огромный урон отношениям.
Книга впервые вышла в Канаде в 2004 году и в течение нескольких недель стала национальным бестселлером. С тех пор, помимо русского, она была переведена на французский, немецкий, испанский, венгерский, португальский, японский, корейский, шведский, норвежский и голландский языки. Первое издание книги на русском языке состоялось в 2012 году, и тираж закончился в первые же месяцы
Это подтверждает не только распространенность проблемы отчуждения подростков, но и осознание родителями важности сохранения отношений с детьми с самого раннего возраста
Возрастное ограничение: 16+
Дата написания:
Правообладатель: Издательство Ресурс
Благодарности
Неоценимую практическую помощь в создании и подготовке этой книги оказали семь человек: Гейл Карни, Кристин Диринг, Шелдон Кляйн, Джой Ньюфелд, Кейт Ташеро, Сьюзан Уокер и Элейн Вайн. Вместе они стали членами «Группы по вторникам». Каждую неделю, с первых дней работы над книгой и до окончательной редактуры рукописи, мы встречались с ними. Они обсуждали, критиковали и анализировали сначала задумки, которые мы представляли им, а затем и главы «Не упускайте своих детей».
Все члены группы старались помочь изложить наши идеи в печатной форме так, чтобы результат соответствовал практическим потребностям родителей, но при этом не пострадали ни замысел книги, ни чувства читателей.
Мы, авторы, с нетерпением ожидали этих вдохновляющих и плодотворных встреч; мы с грустью вспоминали о них, когда завершение работы над книгой положило конец и нашим регулярным собраниям. Мы с благодарностью признаем неоценимый вклад «Группы по вторникам»: без их поддержки наша задача была бы гораздо труднее, а результат не был бы столь удачным.
Восстановление привязанности
Даже если у детей слабый уровень привязанности к родителям и они предпочитают ориентироваться на сверстников, эту ситуацию можно исправить. Обычно эта проблема появляется, когда ребёнок достигает подросткового возраста.
Безусловно, чем раньше родители начнут восстанавливать психологическую связь, тем выше вероятность положительного результата. Ньюфелд предлагает пару конкретных шагов:
- переведите градус общения на себя с помощью общесемейных выходных, пикников и путешествий. Таким способом вы создадите пробел в близости ребёнка к сверстникам, заполнив пустоту собой;
- общайтесь с ребёнком в доверительной обстановке, наедине, подобный формат разговора поможет ему раскрыться, поспособствует развитию искренних отношений.
Итак, теория шести уровней привязанности психотерапевта Гордона Ньюфелда заслуживает внимания неравнодушных родителей. Автор считает, что привязанность детей к значимым взрослым чрезвычайно важна для благополучного развития. Несмотря на то, что в современном обществе преобладает мнение о раннем приучении к самостоятельности, канадский психолог уверен, что именно психологическая близость с родителями поможет ребёнку стать независимой и яркой личностью.
Описание:
Аудиокнига автора Габор Мате. : 14 ч. 56 мин. 32 сек. Чтец(ы) Олег Кожевин. Относится к жанрам: воспитание детей, детская психология, зарубежная психология, семейная психология, взаимоотношения в семье, детское воспитание, домашнее воспитание, книги для родителей, подростковая психология, подростковый возраст, проблемы воспитания, советы профессионалов, советы родителям. Возрастное ограничение: 16+.
Вы можете в один клик скачать полную версию аудиокниги «Не упускайте своих детей» в mp3 в хорошем качестве и без регистрации. Или же, выбирая подходящий Вам вариант, слушать онлайн «Не упускайте своих детей» на нашем сайте. У нас огромный выбор и хороший рекомендательный сервис, и Вы легко сможете выбрать нужную аудиокнигу в соответствии со своими предпочтениями.
Теория привязанности Гордона Ньюфелда
Автор выделил шесть ступеней психологической зависимости, последовательно сменяющих и взаимодополняющих друг друга в условиях благоприятной семейной обстановки в раннем и дошкольном возрасте.
- Привязанность через ощущения
Новорождённый должен постоянно взаимодействовать с тем, кто проявляет о нём заботу. Прежде всего, это любимая мамочка. В период новорождённости привязанность возникает благодаря ласковым прикосновениям, грудному кормлению, ношению на ручках.
Малышу важно ощущать материнский запах, слышать звук её голоса, рассматривать её лицо. Если эти врождённые инстинкты не удовлетворяются, младенец выражает тревогу громким плачем
Стремление к тесному общению с близкими людьми остаётся с человеком надолго, даже если по каким-либо причинам пропадают другие уровни психологической зависимости.
- Желание походить на родителей
У годовалых карапузов проявляется второй уровень привязанности – стремление к похожести. Малыш подсознательно ощущает, что стать ближе к взрослым можно, если стараться походить на них. Теперь ребёнок стремится подражать маме и папе: ведёт себя так же, даже в интонациях и привычках.
- Чувство принадлежности и преданности
К трём годам малыши начинают считать родных людей собственностью. Для них привязанность – это владеть теми, кого они любят, и принадлежать тому, кто ухаживает за ними. В детском словаре фигурируют такие выражения, как «моя киса», «моя мама», «мой папа».
Так кроха не только предъявляет права на владение ими, но и заявляет, что привязан к ним, любит их. Преданность же в данном случае означает готовность малыша быть послушным, сохранять своеобразную верность дорогому для него человеку.
- Желание собственной значимости
В четыре года ребёнок стремится почувствовать себя нужным маме и папе, показать свою значимость. Вот почему в этом возрастном периоде дети становятся особенно чувствительными к недовольству взрослых и пробуют любыми способами заслужить родительское одобрение. Теперь малыш более мягок, покладистее и пытается вести себя по озвученным правилам.
- Эмоциональная близость
Если в семье сохраняются близкие отношения, то на пятом году жизни малыш «влюбляется» в родителей. Прежде малыши говорили, что «любят мамочку», копируя фразы других людей. Сейчас же они по-настоящему привязаны к маме и папе, отдают им свою любовь.
Эта стадия привязанности уже настолько совершенна, что ребёнок без особых проблем расстаётся со взрослыми на длительный срок. Ему уже не так принципиально обязательное нахождение рядом мамы или папы, чтобы сохранить к ним тёплые чувства.
- Стремление быть познанным
Гордон Ньюфелд назвал самый высокий уровень привязанности психологической близостью. Шестилетний ребёнок хочет поделиться с близкими людьми тем, что он ощущает, о чём думает, рассказать о своих неурядицах и радостях. Проще говоря, дети посвящают родного человека в свои самые сокровенные тайны.
Подобное доверие не оставляет места недосказанности и проблемам в семье. Однако автор теории отмечает, что современный ребёнок во многом остаётся непонятым. Отсюда и стремление родителей изучать книги по воспитанию, в которых, к сожалению, раскрываются лишь методы манипуляции детьми.
Что даёт привязанность родителям?
Последовательное освоение шести уровней привязанности значительно упрощает воспитательный процесс. Теперь он не требует от мам и пап дополнительных усилий и чрезмерного напряжения. Ньюфелд в своей книге раскрывает секрет: имеет значение не то, что делает родитель, а то, кем он является для ребёнка.
Если ребёнок чувствует привязанность к близким родственникам, то:
- он охотно их слушается;
- он доверяет свои тайны и мысли;
- он перенимает их образ жизни, мораль, нравственные принципы и ценности;
- исключена даже вероятность обмана.
Теория привязанности Гордона Ньюфелда интересна ещё и тем, что считает воспитание не сочетанием отдельных приёмов и методик, а воспринимает его как отношения между разными поколениями. Отсюда и мнение автора о том, что бесполезно воздействовать на детское поведение через наказания и поощрения.Если близкие люди не удовлетворяют стремление ребёнка к привязанности, он стремится направить своё желание близости на другого человека – например, на ровесника, который сам остаётся незрелой личностью и неспособен обеспечить ощущение безопасности и безусловное принятие.
Ньюфелд пишет о возникновении так называемой конкуренции, или ориентации на сверстников, которая может привести в будущем к таким нежелательным последствиям, как:
- ранняя сексуальность у подростков;
- наркомания;
- агрессивность;
- детская преступность;
- низкая обучаемость и усвоение знаний;
- инфантилизм.
Как укреплять привязанность?
Автор теории призывает взрослых установить с детьми прочную эмоциональную связь
Это важно не только для более лёгкого воспитания, но и для создания по-настоящему крепких детско-родительских отношений
Перечислим несколько конкретных рекомендаций Ньюфелда.
Общайтесь благожелательно
Не следует уделять ребёнку внимание только лишь с целью запретить, раскритиковать и одёрнуть его. Самое главное для родителей – не руководить детским поведением, а создать тёплые отношения
Особое внимание нужно уделять восстановлению контакта после разлуки (уроки в школе, ваша работа, ссора)
Большое значение в этом имеют приветствия, включающие взгляды, мимику и поглаживание по плечу.
Проявляйте искренний интерес к ребёнку.Очень важно показать, что он вам необходим, вы ему рады и любите его таким, какой он есть. Это можно сделать как с помощью объятий, так и через совместные занятия, игры, общение на интересующие ребёнка темы
Самое главное – показать искреннюю заинтересованность.
Поощряйте зависимость. Да, именно так. Гордон Ньюфелд выступает категорически против преждевременного обучения ребёнка независимости. По мнению автора:
- если ребёнок выступает против зависимости от родителей, значит, он пытается избавиться от привязанности к ним;
- детскую самостоятельность нельзя ускорить, она придёт в подходящее время;
- стремление к независимости возникает у ребёнка тогда, когда его потребность в зависимости целиком удовлетворена;
- если ребёнок не зависит от родителей, он удовлетворит свою привязанность на стороне.
Поощрять зависимость у детей можно через знакомство с окружающим миром, обучение новым навыкам, заботу и помощь.
- Откажитесь от разделяющей дисциплины. Автор выступает против новомодного увлечения родителей дисциплинарными методами, которые устанавливают границу между ребёнком и родителей. Тайм-аут, стояние в углу, угрозы отдать малыша Бабайке, Бабе-Яге, игнорирование – лишь некоторые примеры неконструктивных воспитательных приёмов, которые только мешают привязанности.