«взаимная озлобленность»: как убийство александра ii изменило историю россии

Идеи[ | код]

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией «Народная воля». Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа. Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием. Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы — право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова… Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

Создание организации

Провал стратегии «хождения в народ» в 1870-х гг. привел к зарождению у народников сомнений относительно целей деятельности и способов их достижения. Крестьяне не воспринимали агитационные доводы, и вскоре многие пропагандисты очутились за решеткой или в ссылке. Вектор агитационных усилий смещался в сторону города, а народники приходили к идее вести политическую борьбу для достижения свобод в обществе.

На этом фоне в «Земле и воле» начал зарождаться раскол. Г. Плеханов и М. Попов во главе группы революционеров были убеждены в целесообразности продолжения агитационной работы в деревнях. Сторонники А. Михайлова хотели начать политическую борьбу, используя террористические методы.

В мае 1879 г. сторонники террора сформировали тайное общество «Свобода или смерть». Летом 1879 г. планировался к проведению съезд «Земли и воли», однако группа, поддерживающая террористические методы, 15-17.06.1879 г. провела отдельный Липецкий съезд. Там обсуждалась программа Воронежского съезда, который прошел 21.06.1879 г. На нем возникли острые разногласия внутри «Земли и воли». Это в дальнейшем привело к распаду. Организация просуществовала до осени 1879 г., после распада на ее базе появились две партии – «Народная воля» и «Черный передел».

Исполнительный комитет народовольцев изначально состоял из 15-ти членов, включая А. Баранникова, А. Желябова, А. Квятковского, М. Фроленко, С. Ширяева и др. Осенью 1879 г. исполнительный комитет пополнился новыми членами – Н. Бухом, М. Грачевским, С. Златопольским, С. Перовской и другими деятелями. В 1880 г. в состав включили М. Ланганса, А. Корбу, Ю. Богдановича, Н. Суханова, П. Теллалова, М. Тригони. В начале 1881 г. число членов партии составляло 500 чел.

Примечания

  1. . w.histrf.ru. Дата обращения: 29 марта 2021.
  2. Станислав Кувалдин. . snob.ru. Дата обращения: 29 марта 2021.
  3. . postnauka.ru. Дата обращения: 29 марта 2021.
  4. , с. 261—262.
  5. ↑ , с. 53.
  6. , с. 54.
  7. , с. 95.
  8. , с. 96.
  9. , с. 67—68.
  10. , с. 100.
  11. Фигнер В. Н. Автобиография // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. — Советская энциклопедия, 1989. — С. 249. — 832 с. — ISBN 5852700282.
  12. , с. 69—70.
  13. Якимова А. В. Автобиография // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. — Советская энциклопедия, 1989. — С. 334. — 832 с. — ISBN 5852700282.
  14. ↑ , с. 106.
  15. .
  16. , с. 72—74.
  17. , с. 69.
  18. ↑ , с. 282.
  19. , с. 139.
  20. , с. 141.

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией «Народная воля». Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа. Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием. Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы — право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова… Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.

Литература[ | код]

  • Барабанова А. И., Ямщикова Е. А. Народовольцы в Петербурге. — Лениздат, 1984. — 221 с.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880—1891). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971; 2 изд., испр. и доп. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.
  • Троицкий Н. А. Царские суды против революционной России (Политические процессы 1871—1880 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880—1894). — 2-е изд.,испр. и доп. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1983. — 421 с
  • Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности (1866—1895). М.: Мысль, 1979. — 350 с.
  • Троицкий Н. А. Политические процессы в России 1871—1887 гг. Пособие к спецкурсу. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2003.
  • Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года / Под редакцией В. В. Разбегаева. — СПб.: Изд. им. Н. И. Новикова., 2014. — Т. 1,2. — 698 с. — (Историко-революционный архив). — ISBN 978-5-87991-110-7
  • Волк С. С. Народная воля: 1879-1882. — Наука, 1966. — 510 с.
  • Кан Г. С. Народная воля : Идеология и лидеры. — М.: Пробел, 1997. — 195 с. — ISBN 5893460065.
  • Твардовская В. А. Революционное подполье // Россия в революционной ситуации на рубеже 1870 — 1880-х годов: коллективная монография. — Наука, 1983. — 556 с.

Причины кризиса

Причину падения «Народной воли» распространённое мнение видит в общественной реакции, вызванной убийством Александра II. С. Кравчинский, в книге «Подпольная Россия» предлагает, однако, другое объяснение этого факта. По его мнению, «Народная воля» была очень сильна и после 1881 года, но она задалась несбыточными планами широкого государственного заговора, при посредстве которого она могла бы сразу захватить власть и учредить временное правительство; задавшись этими планами, она отказалась от покушений, которые могли бы все более расшатывать власть и питать партию «Народная воля» новыми силами.

В числе актов, совершённых «Народной волей», необходимо отметить кражу в херсонском банке в 1879 г. посредством подкопа, не увенчавшуюся успехом, так как почти все деньги, унесённые из банка (свыше миллиона руб.), были очень скоро найдены полицией. Факт этот, имевший место ещё в эпоху расцвета сил партии, несомненно произвёл отрицательное впечатление на значительные круги общества, негативно повлияв на имидж «Народной воли».

Ещё губительнее была деятельность жандармского подполковника Г. П. Судейкина, который уже в последний период истории «Народной воли» завербовал в тюрьме одного из виднейших народовольцев С. П. Дегаева, который выдал большинство оставшихся членов организации.

↑ Деятельность Народной воли

Организация осуществляла деятельность минимум в 60 городах. В ее состав входило почти 500 членов, а сочувствовало около 5 тыс. Исполнительный комитет продумывал и осуществлял основные планы деятельности организации. У Организации было два печатных издания – газета «Народная воля» и обозрение «Вестник народной воли». Структурно организация разделялась по отдельным группам, в зависимости от направления деятельности – на молодежную, военную и др.

Действия общества были засекречены и жестко централизованы. После разгрома Народной воли, отдельные ее структуры продолжали действовать, и в 1887 году состоялось неудачное покушение на Александра ІІ. Опыт деятельности народовольцев оказал большое влияние на дальнейшее развитие революционного движения в России. Основной целью Организации было осуществление убийства Александра ІІ.

Для этого было проведено семь покушений, основные из которых:

  • 1879 г. взрыв поезда, в котором ехал царь, возвращаясь из Крыма;
  • 1880 г. взрыв в Зимнем Дворце, произведенный С. Халтуриным, который устроился туда столяром;
  • Взрыв был в столовой, но царь опоздал на обед и ранены были офицеры охраны;
  • 1881 г. арест Желябова ускоряет подготовку нового покушения на царя. Руководила покушением С. Перовская. Сигналом к началу операции по убийству царя был платок, который она поднесла к лицу. Бомбы метнули И. Гриневицкий и Н. Рысаков.

Убийство царя не принесло ожидаемого эффекта, и революции не произошло, либералы отвернулись от членов Организации. Именно убийство царя стало началом упадка народнического движения. Основные представители Народной воли были арестованы или казнены в 1881-1882 годах. Многих отправили на каторгу, но были и такие, которые уехали за границу.

Примечания[ | код]

  1. . w.histrf.ru. Дата обращения: 29 марта 2021.
  2. Станислав Кувалдин. . snob.ru. Дата обращения: 29 марта 2021.
  3. . postnauka.ru. Дата обращения: 29 марта 2021.
  4. , с. 261—262.
  5. ↑ , с. 53.
  6. , с. 54.
  7. , с. 95.
  8. , с. 96.
  9. , с. 67—68.
  10. , с. 100.
  11. Фигнер В. Н. Автобиография // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. — Советская энциклопедия, 1989. — С. 249. — 832 с. — ISBN 5852700282.
  12. , с. 69—70.
  13. Якимова А. В. Автобиография // Деятели СССР и революционного движения России: энциклопедический словарь Гранат. — Советская энциклопедия, 1989. — С. 334. — 832 с. — ISBN 5852700282.
  14. ↑ , с. 106.
  15. .
  16. , с. 72—74.
  17. , с. 69.
  18. ↑ , с. 282.
  19. , с. 139.
  20. , с. 141.

Дело Веры Засулич

Настоящей бомбой (в переносном пока еще смысле) стало дело Веры Засулич. Суть его известна: молодой революционер Архип Емельянов, выступавший под псевдонимом Алексей Боголюбов, получил 15 лет каторги по делу об участии в антиправительственной демонстрации на Казанской площади Петербурга. В июле 1877 года, находясь после приговора в доме предварительного заключения, он попал под горячую руку чем-то рассерженного градоначальника Трепова. По вздорному поводу Трепов приказал Боголюбова выпороть, что было абсолютно незаконно (еще в 1863 году телесные наказания были отменены), к тому же, учитывая ожидавшее Боголюбова тяжкое наказание, бессмысленно и жестоко. Инцидент вызвал колоссальный скандал. Кстати, во время польского восстания 1863 года, за 15 лет до того, Трепов был варшавским генерал-полицмейстером. Возможно, он искренне считал, что законы писаны не для таких слуг трона и порядка, как он.

Спустя несколько месяцев активная участница революционных кружков, можно сказать, профессиональная революционерка Засулич записалась на прием к Трепову, а войдя к нему, попыталась его застрелить. Трепов выжил, а девушку схватили и отдали под суд. Дело велось по обвинению в покушении на убийство, то есть в уголовном преступлении, и было передано суду присяжных. Несмотря на то что Засулич даже не отрицала факта покушения, присяжные ее оправдали, и она была освобождена прямо в зале суда. Защита настаивала, что покушение было попыткой — прямо скажем, парадоксальной — восстановить попранную Треповым законность. Но вряд ли присяжных убедили довольно сомнительные теоретические доводы. Скорее они руководствовались очевидным сочувствием к молодой женщине, боровшейся, пусть и крайними средствами, против произвола. Оглашение вердикта вызвало настоящую овацию публики. Власти же оказались абсолютно не готовы ни к такому исходу, ни к массовой поддержке Засулич. Пока решение суда было обжаловано и отдан приказ о повторном аресте, та успела скрыться.

Общество, пусть не без некоторого инфантилизма, всего лишь показало свое отношение к наиболее несимпатичным сторонам системы. Парадокс заключался в том, что большинство в числе и присяжных, и рукоплескавших приговору составляли столичные чиновники и члены их семей. Для любого мало-мальски думающего наблюдателя итог дела Засулич означал бы, что в стране налицо политический кризис. Именно так и прочитали ситуацию революционеры. Они, правда, кардинально ошиблись в выводах. Позиция публики вовсе не была равна ни готовности ее к каким-то активным действиям, ни принципиальной поддержке ею систематического террора, тем более охоты на главу государства. Одно дело — возмездие неприятному чиновнику за омерзительный поступок, другое — убийство императора. Если дело Засулич можно интерпретировать в категориях традиционного тираноборчества, то последующие теракты никак в эти категории не вписывались.

Но для того, чтобы понять, как у народников созрела идея цареубийства, надо обратиться к более раннему времени.

Идейные течения народничества 70-х годов

В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

Идейные течения народничества:

  • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
  • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
  • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

Все направления развивались параллельно.

Хождение в народ

Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

— «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» — говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

— «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» — был ответ крестьян.

Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».

«Земля и воля»

В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

  • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
  • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей.  К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.

Черный передел

«Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде.  Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

Народная воля

«Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

История революционного народничества

Хождение в народ и пропаганда

60-70-е годы ХIХ в. были временем «хождения в народ». Вызванные увеличением платы за обучение студенческие волнения начала 60-х годов привели к массовым исключениям из университетов. 

Когда Герцен обратился к молодежи: «В народ!», множество несостоявшихся и бывших студентов устремилось в деревню. Там они становились учителями и фельдшерами, этот период хождения в народ был социально-просветительским, основной была идея служения, «возвращения долга» народу.

Далее, в 70-е годы, народники занимались пропагандой социалистических идей. Группы молодых людей передвигались от села к селу, беседовали с крестьянами, распространяли прокламации. 

Пропаганда против религии и самодержавия не находила отклика, к чужакам относились настороженно, у крестьянства сильна была вера в «доброго царя».

«Земля и воля»

Однако народ остался глух к революционным и социалистическим идеям, зачастую сами крестьяне выдавали агитаторов.

Тысячи народовольцев были арестованы, отправлены на каторгу за пропаганду, смертные приговоры выносились даже за участие в тайных организациях. Сторонники разных методов борьбы не смогли ужиться в одной организации.

Раскол

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики», отвергающие насилие и считающие пропаганду главным методом борьбы, создали «Черный передел». Они продолжили работу по распространению своих идей. 

Радикально настроенные «политики» создали «Народную волю». Члены организации считали, что только террор может привести к смене политического режима. Они сосредоточились на подготовке покушения на царя, после многих попыток 1 марта 1881 г. Александр II был убит. 

Народовольцы надеялись на подъем освободительного движения после убийства царя, но народного восстания не произошло. В результате революционное подполье было уничтожено, а народ безмолвствовал. Движение пропагандистов также практически прекратилось из-за полицейских гонений.

Литература

  • Барабанова А. И., Ямщикова Е. А. Народовольцы в Петербурге. — Лениздат, 1984. — 221 с.
  • В. Я. Богучарский (ред.) Процесс 20-ти народовольцев в 1882 году
  • Литература социально-революционной партии «Народной воли» Типография партии социалистов — революционеров, 1905.
  • Тун А. «История революционных движений в России» СПб., 1906.
  • Троицкий Н. А. «Народная воля» перед царским судом (1880–1891). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1971; 2 изд., испр. и доп. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983.
  • Троицкий Н. А. Царские суды против революционной России (Политические процессы 1871–1880 гг.). Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
  • Троицкий Н. А. «Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866–1882 гг.». М.: Мысль, 1978.
  • Троицкий Н. А. Царизм под судом прогрессивной общественности (1866–1895). М.: Мысль, 1979.
  • Троицкий Н. А. Политические процессы в России 1871–1887 гг. Пособие к спецкурсу. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2003.
  • Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года / Под редакцией В. В. Разбегаева. — СПб.: Изд. им. Н. И. Новикова., 2014. — Т. 1,2. — 698 с. — (Историко-революционный архив). — ISBN 978-5-87991-110-7
  • Волк С. С. Народная воля: 1879-1882. — Наука, 1966. — 510 с.
  • Кан Г. С. Народная воля : Идеология и лидеры. — М.: Пробел, 1997. — 195 с. — ISBN 5893460065.
  • Твардовская В. А. Революционное подполье // Россия в революционной ситуации на рубеже 1870 — 1880-х годов: коллективная монография. — Наука, 1983. — 556 с.

Идеи

Партия «Народная воля» организовалась на Липецком съезде в июне 1879 года. В противоположность «Земле и Воле», из которой выделилась «Народная Воля», последняя подчёркивала политическую борьбу как средство завоевания социалистического строя.

Теоретическое миросозерцание революционных народников (участников «хождения в народ»), выражавшееся в журналах «Вперёд», «Начало», «Земля и Воля», было усвоено и партией «Народная воля». Как и «Земля и Воля», партия «Народная воля» исходила из убеждения, что русский народ «находится в состоянии полного рабства, экономического и политического. Его облегают слои эксплуататоров, создаваемых и защищаемых государством. Государство составляет крупнейшую в стране капиталистическую силу; оно же составляет единственного политического притеснителя народа. Этот государственно-буржуазный нарост держится исключительно голым насилием. Совершенно отсутствует народная санкция этой произвольной и насильственной власти… Русский народ по своим симпатиям и идеалам является вполне социалистическим; в нём ещё живы его старые, традиционные принципы — право народа на землю, общинное и местное самоуправление, зачатки федеративного устройства, свобода совести и слова… Эти принципы получили бы широкое развитие и дали бы совершенно новое направление, в народном духе, всей нашей истории, если бы только народ получил возможность жить и устраиваться так, как хочет, сообразно со своими собственными наклонностями». Ввиду этого партия Народная воля считала своей задачей «политический переворот с целью передачи власти народу». Как орудие переворота, партия выставляла учредительное собрание, избранное свободной всеобщей подачей голосов. Обязуясь вполне подчиниться народной воле, партия тем не менее выставляла свою программу, которую должна была защищать во время избирательной агитации и в Учредительном Собрании:

  1. постоянное народное представительство, имеющее полную власть во всех общегосударственных вопросах;
  2. широкое областное самоуправление, обеспеченное выборностью всех должностей, самостоятельностью мира и экономической независимостью народа;
  3. самостоятельность мира, как экономической и административной единицы;
  4. принадлежность земли народу;
  5. система мер, имеющих цель передать в руки рабочих все заводы и фабрики;
  6. полная свобода совести, слова, печати, сходок, ассоциаций и избирательной агитации;
  7. всеобщее избирательное право, без сословных и всяких имущественных ограничений;
  8. замена постоянной армии территориальной.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector