Мне осталась одна забава… с. а. есенин
Содержание:
- Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава…»
- Биография Сергея Есенина
- Вопрос веры
- Особый имидж Есенина
- Самая скандальная книга Есенина
- Примечания
- Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
- Женщины Сергея Есенина
- Сюжет и идея произведения
- Тема спасения души в творчестве русского писателя
- «Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина
- Автор
Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава…»
Стихотворение написано в 1923 году, незадолго до гибели поэта. Многие исследователи видят в этом произведении признаки исповеди, как будто поэт подводит итоги своей жизни, кается, но не перед богом, в которого он уже не верит: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь», в чем с горечью и признается, а перед людьми: «Я хочу при последней минуте/ Попросить тех, кто будет со мной…».
Все стихотворение построено на различных противоречиях, которые, как бы иллюстрируют жизнь поэта.
Лирический герой и автор в данном произведении идентичны. Уже в первой строфе автор говорит, о том, что репутация его настолько испорчена, что назад пути нет, ничего не исправить, а потому ему «…осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист». Но, в то же время, вторая строфа говорит нам о том, что потеря доброго имени в глазах окружающего его на тот момент общества, всего лишь «смешная потеря». Свои молодые годы наивной и чистой веры, поэт вспоминает с некоторым стыдом, однако сожалеет о том, что не в состоянии больше верить так же искренне, как раньше: «Стыдно мне, что я в бога верил./Горько мне, что не верю теперь»
Следующие строфы, как будто, призваны оправдать поэта, ибо «роковая на нем печать» и путь его кардинально отличается от пути простого обывателя. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Автор прямым текстом говорит, что «похабничал я и скандалил / Для того, чтобы ярче гореть». Тонко чувствующим поэтическим натурам необходимы, как яркие положительные эмоции, так и разрушительно- гибельные страсти, потому что «дар поэта – ласкать и карябать» абсолютно разнополярен. Поэт хочет сотворить невозможное, соединить в творчестве прекрасное и безобразное: «Розу белую с черною жабой/
Я хотел на земле повенчать». И пусть это все были пустые мечты, которым не суждено было сбыться, но мечтать о таком могла лишь по-настоящему творческая и дуалистичная личность, в душе которой есть место и ангелам и чертям, мало того, существование одного обязательно подразумевает наличие другого: «Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней»
Финальные строфы стихотворения так же противоречивы, как и все произведение. Лирический герой просит, чтобы за грехи и неверие его положили умирать под иконами, просьба, казалось бы, абсурдная, но, в рамках есенинской лирики, подобное пожелание вполне аргументированно и правомерно.
Основным художественным средством здесь является антитеза. Как мы уже рассмотрели выше, все произведение построено на противопоставлениях. Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифма перекрестная. При написании данного стихотворения поэт использовал разные стили речи. Основой является литературная речь, но в нее вплетены слова, принадлежащие к речи разговорной, например такие слова и выражения, как «похабник», «прокатилась слава», «карябать» и слова устаревшей лексики, например: «мреть», «сладились». Подобным смешением речевых стилей поэт лишний раз подчеркнул свое стремление к обретению гармонии путем сочетания несочетаемых, на первый взгляд, явлений.
Общее настроение стихотворение можно охарактеризовать как мрачно-депрессивное. Лирический герой полон разочарования в жизни, не видит в будущем никаких перспектив и даже готов отправиться «в край иной», сказав последнее слово и высказав последнюю просьбу.
Полезный материал по теме:
- Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава…»
- Тема поэта и поэзии лирике С.А. Есенина «Мне осталась одна забава…»
- Анализ стихотворения Жизнь
- Анализ стихотворения «Город»
- Анализ стихотворения «Пороша»
Биография Сергея Есенина
Как и большинство поэтов, Сергей Александрович Есенин был рожден в самой простой семье, которая ничем не отличалась от остальных селян. Семья жила в селе Константиново, и 3 октября 1895 года на свет появился маленький Сережа. Так вышло, что воспитывался будущий поэт не матерью, а старшим поколением – любимой бабушкой и дедом. Мать Сергея была вынуждена уехать из села на заработки, ведь достойной и оплачиваемой работы в селе не было уже в те годы. Еще в раннем детстве Сергей под началом бабушки увлекся стихами – старушка знала огромное количество песен и стихов, чем и развлекала младшее поколение тихими темными вечерами.
В какой-то момент поэт, как и его мать, понял, что перспектив в деревне нет, и уже в 1912 году бросил родное село и с болью в груди отправился покорять столицу. Не удивительно, что столица хорошо приняла молодого и амбициозного Сергея – здесь он практически сразу устроился на оплачиваемую работу корректором в местной типографии и получил уникальную для своего времени возможность читать все, что попадается под руку и даже то, чего практически недостать. Долгое время Сергей стремился к учебе и работе, заглатывая знания пачками. Параллельно он являлся активным участником литературной организации, в которой часто проводились тематические мероприятия, интересные Сергею.
Не удивительно, что монотонная и рутинная жизнь совсем не подходила Есенину – уже в 1914 году поэт бросает все, что окружало его и решает посвятить всего себя написанию стихотворений. В этом же году поэт отправляется в Петроград – именно здесь кипит вся литературная жизнь, собирается все элита и происходят самые масштабные творческие события. Есенин сразу становится своим среди даже самых знаменитых в поэтическом мире личностей, с легкостью находит язык с движением новокрестьянских поэтов, которые и принимают его в свои круги.
Разгуляться в Петрограде у него не получилось, потому что Сергей был призван в армию, где служба его проходила на удивление легко благодаря его особенным талантам – здесь но читал стихи самой императрице и всей ее семье. Не удивительно, что наглый поэт, создавший себе особый имидж хулигана и гуляки, даже в обществе великой императрицы не гнушался матерных слов и прямо объявлял свою точку зрения, чем просто шокировал всех слушателей.
Вопрос веры
Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.
Строки:
Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.
Особый имидж Есенина
Некоторые могут подумать, что поэт был знатным гулякой и всю свою жизнь провел в пьянках и разврате. На самом деле биографы рассказывают о том, что гулянья поэта первое время были не чем иным, как хорошо спланированный образ – первое популярное стихотворение поэта как раз было хулиганским, и публика с удовольствием зацепилась за этот образ. После отъезда из родного села Есенин практически не употреблял спиртных напитков и даже ругал своих соседей, которые проводили все свое время в пьянстве.
Сложно сказать, как хорошо продуманный образ превратился в реальную жизнь – но с каждым годом Есенин пил все больше и больше, что не могли не заметить его знакомые.
Самая скандальная книга Есенина
Есениным было предпринято несколько попыток публикации «Москвы кабацкой». Отдельные ее стихотворения были напечатаны в начале 1924 года в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном», выпускавшемся поэтами-имажинистамиИмажинизм (от англ. image — «образ») — литературное течение в России 1920-х годов, утверждавшее главенство словесного образа над смыслом в поэтическом произведении. На определенном этапе творчества Сергею Есенину были близки взгляды имажинистов (Мариенгофа, Ивнева, Шершеневича и Кусикова)., в число которых входил и Есенин. Летом того же года «Москва кабацкая» вышла в свет, и ее появление вызвало бурную и неоднозначную реакцию читателей-современников и противоречивые отзывы литературных критиков. «Москва кабацкая» состояла из 18 стихотворений, которые составляют целый лирический сюжет: герой начинает свой поэтический рассказ с воспоминаний о своем детстве, а заканчивает книгу текстом — итогом прожитой жизни. Именно из «Москвы кабацкой» родом известные всем строки про «московского озорного гуляку», который «прослыл шарлатаном» и «скандалистом», без которого «ссутулился низкий дом»; про «уличного повесу», говорящего всем: «Я такой же, как вы, пропащий» и бросающего «пророчество» «На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне Бог». Стихотворения «Москвы кабацкой» богаты на крепкое словцо, полны чересчур резких и физиологичных образов, поэтому книга быстро приобрела репутацию «страшной», «жуткой» и «скандальной».
Есенин и поэты-имажинисты А. Мариенгоф, А. Кусиков и В. Шершеневич Однако за всей этой эпатажностью просвечивает в первую очередь противоречивая личность героя, который на самом деле не беспечен и весел, а находится на «дне сомнения и отчаяния», а главными нотами «Москвы кабацкой» являются не пьяные возгласы в переулках и«шум и гам в жутких логовах», а чувства неприкаянности и одиночества, поиск себя и своего места в мире, противостояния ему, а также неприятие пошлой действительности.
Примечания
Автограф — Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), без даты, в составе остатков макета сборника «Москва кабацкая». Второй беловой автограф — РГАЛИ, также без даты, на обороте бланка редакции журнала «Красная нива», следовательно выполнен не раньше августа 1923 г. Третий автограф — частное собрание (Санкт-Петербург), также без даты. Автограф ст. 5—8 — частное собрание (Москва), с дарственной надписью: «Е.Соколу с любовью и верой» и пометой владельца: «1923 г. Стойло Пегаса». В статье П.Жукова «Сергей Есенин», посвященной возвращению поэта на родину, говорится: «Из привезенных его стихов (еще не напечатанных) метнулось одно стихотворение и запомнились строчки „Ах, какая смешная потеря!..“». Далее приводятся 5—8 и 23—28 ст. стихотворения (журнал «Зори», Пг., 1923, № 2, 18 ноября, с. 11). Датируется по помете в наб. экз. 1923 г.
Стихотворение указано в содержании сборника «Москва кабацкая», но в самом сборнике отсутствует. В корректурном оттиске сборника (собрание М.С. Лесмана — Музей А.А. Ахматовой, Санкт-Петербург) оно имеется, в тексте зачеркнуты ст. 7—8 и 25—28, кроме того общая помета — «Выкинуть».
Откликаясь на появление стихов Есенина в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном», М.А. Осоргин назвал это стихотворение «изумительной вещью» и полностью привел его в статье (газета «Последние новости», Париж, 1924, 27 марта, № 1205). Иную оценку оно получило на родине. Стихотворение стало предметом критического обсуждения еще до своего появления в печати. А. К. Воронский выделил его как одно из наиболее показательных в «Москве кабацкой»: «В стихах говорится, что поэт неудачно хотел повенчать розу с черной жабой; „что-то всеми навек утрачено“; он вспоминает „дурашливых, юных, что сгубили свою жизнь сгоряча“, говорит о помыслах розовых дней, которые не сбылись и не сладились, о том, как он заливает глаза вином, „чтоб не видеть в лицо роковое, чтоб подумать на миг о другом“. В эти мотивы вплетена тоска по тополям, по деревенскому детству, по родительскому дому. Мудрено ли, что все это кончается в милицейских участках, горячкой, рядом бесчинств и скандалов. Вопрос о Москве кабацкой — серьезный вопрос. Элементы общественного и литературного декаданса на фронте будней революции налицо. И в этом — опасность стихов Есенина» (журнал «Красная новь», 1924, № 1, январь-февраль, с. 285). Это было одно из первых критических выступлений об опасности этого цикла стихов Есенина, их разлагающем воздействии. Эта тема стала одной из основных в критических статьях и рецензиях, посвященных циклу (см. прим. к «Да! Теперь решено. Без возврата…»).
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
К началу 20-х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории. В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.
Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и Гоголю.
Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем». Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.
Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.
В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее. Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».
Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др. Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».
Стих «Не жалею, не зову, не плачу» — образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.
Женщины Сергея Есенина
Сергей Александрович с самого детства осознавал свою необычную природную красоту и пользовался ей всю жизнь. От женщин у поэта не было отбоя и он пользовался этим – играл с ними как хотел и менял их как перчатки. Тем не менее у поэта были и серьезные романы. Еще в 1917 году поэт познакомился с Зинаидой Райх, с которой поженился и завел сразу двоих детей, но переезд поэта обратно в Москву, к самой гуще литературной жизни, развел пару и Есенин с легкостью нашел замену даме сердца. Погоня за популярностью и переезд в Москву совпали со знакомством с Надеждой Вольпин, которая, как и Райх, подарила поэту ребенка. Однако, слава, которая наваливалась на поэта все большим и большим грузом, постоянные ночные гулянья по кабакам и любовь к женскому вниманию развели и эту пару.
Самым громкий и яркий роман Сергея Александровича Есенина был с американской популярной танцовщицей Айседорой Дункан. Эта женщина оставила в жизни поэта серьезный отпечаток – она была инициатором его мирового тура, в котором, как ни удивительно, поэт много пил, гулял и дебоширил. Должного внимания Дункан не получала, чем была очень огорчена, и после возвращения из турне пара навсегда рассталась без лишних скандалов и истерик.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава»
, с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!»
Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать»
, воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути»
и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Тема спасения души в творчестве русского писателя
Писатель желает спасти собственную, бессмертную душу, которой уже давно нет покоя. Однако, несмотря на отсутствие веры, Есенин стоит на пути очищения души от того балласта, скопившегося когда-то давно и теперь мучит героя, лежит на сердце тяжким грузом. Поэтому исследователи творчества Есенина считают, что предполагаемое самоубийство поэта – это обдуманный, спланированный поступок, а поэзия – исповедь. Откровенное признание писателя, и, вместе с тем, искреннее произведение литературы.
Автор демонстрирует, что не кается перед Богом. В первую очередь, покаяние писателя осуществляется не перед Богом, а перед обычным, простым человеком, перед всеми, кто страдал от поступков Есенина. Автор предается строгому читательскому суду – без ожидания снисхождения или жалости.
Есенин стремится объяснить свои поступки, раскрыть причины своего падения. По его мнению, причина нравственной деградации кроется в желании «ярче гореть», то есть творить, писать, отдавать себя творчеству безраздельно. Естественно, иногда ради творчества и энергии необходимо совершать и безумные поступки. Автор признается: объединить творчество и жизненный путь не удалось, так как у этих векторов совершенно разные направления. Есенин понял, что поэзия не изменит мир к лучшему, что и подвергло поэта в упадок и декаданс. Возлюбленный Айседоры Дункан устал бороться с окружающим миром и отстаивать свои идеи, идеалы. Герой решил оставить ситуацию такой, какой та сложилась, сдаться судьбе и, наконец, уйти:
Сложности композиции и антитеза в поэзии русского писателя
Мнения ученых по поводу событий, описанных в поэзии русского литератора, разделяются. Литературоведы говорят, что анализируемое стихотворение – исповедь, и даже отмечают то, что автор уже давно задумал покончить с собой. Но другие специалисты говорят, что такое сопоставление, антитеза, вполне характерны для творчества Есенина.
«Положить умирать под русскими иконами…» – эта фраза не значит смерть физическую, скорее слова писателя говорят о смерти моральной, творческой. Ведь автор понимает, что не все воспринимают его личностью, а потому не всегда могут воспринять и его творческий труд. Есенин решает не «бежать» за славой, не обращать внимания на критиков, а просто жить, отпустив талант:
Но стоит отметить, творческим людям это удается не всегда. Желание отпустить жизненный корабль порой не оправдывается, не соответствует действительности, ведь может привести к тяжким последствиям. Связанная душа, обрезанные творческие крылья, ограничение на творчество – это опустошение души творца, переизбыток отрицательных эмоций, молчание и забытье. Иногда очень жесткая критика вполне приводит к моральному уничтожению творческого человека, а душевные травмы лечатся слишком долго или не лечатся вообще, становясь причиной физического уничтожения личности.
4.3 5 ( 3 голоса )
«Мне осталась одна забава…», анализ стихотворения Есенина
«Мне осталась одна забава…» – знаменитое стихотворение Есенина. которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешёл к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле. Поэт размышляет о том, каким он предстаёт перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.
Основной темой стихотворения стало место поэта в жизни, обществе, его взаимоотношения с окружающим миром, людьми. В произведении Есенин говорит о самом себе, однако поднятая им проблема актуальна для многих поэтов, творческих людей, которые постоянно вступают в противоречия с миром и самими собой, ищут себя и не могут достичь желанной гармонии.
В образе лирического героя произведения предстаёт сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины. Произведение представляет собой яркий пример стихотворения в лирическом направлении, когда автор делится мыслями и чувствами с читателями.
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своём месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нём «прокатилась дурная слава». с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашёл понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем – месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, ёмко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик. Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной. Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал её как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришёл от веры к неверию, о чём и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию. Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он чётко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать». воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признаётся, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно анапестом. рифма перекрёстная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали». «ярче гореть». «ласкать и карябать». «розу белую с чёрною жабой <�…> повенчать». «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и чёрной жабы. Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.
Автор
Сергей Есенин в 1923 году
Есенин вернулся из-за границы летом 1923 года. Популярность поэта среди читателей росла с каждым днем, о ней ходили легенды. Стоило поэту выйти на улицу, его встречала толпа очарованных любителей поэзии. Есенин часто выступает на литературных вечерах, где читает свои новые «кабацкие» стихи. По поводу одного из таких выступлений сам поэт вспоминал: «Вечер прошёл изумительно. Меня чуть не разорвали». Сохранилось немало восторженных впечатлений от есенинского чтения: залы, где он выступал, были всегда переполненными, а аплодисменты слушателей — оглушительными. «Публика была покорена, зачарована», — свидетельствовал участник одного из вечеров, писатель Рюрик Ивнев.