Микешин михаил осипович — русский художник и скульптор
Содержание:
Биография
|
Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне МаксимковоСмоленской губернии близ Рославля. Его отец Осип Егорович Микешин работал соляным приставом, воспитывала Михаила мать Анна Дмитриевна и дед Дмитрий Андреевич.
Обучался живописи в Смоленске у местного иконописца Тита Андроновича
На талант юноши обратил внимание местный помещик Александр Александрович Вонлярлярский. Позже он уговорил отца Микешина отпустить сына учиться в Санкт-Петербург
На свои средства Вонлярлярский организовал в 1852 году поступление Михаила Осиповича в Императорскую Академию художеств. Здесь он обучался по классу батальной живописи под руководством художника Б. П. Виллевальде. Уже к концу первого года обучения его картина «Лейб-гусары у водопоя» заслужила одобрительные отзывы в печати и её приобрёл сам император Николай I.
В 1858 году с отличием окончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург» и звание классного художника. Художнику также было предоставлено право отправиться совершенствоваться за границу за счёт Академии, но Микешин не стал этого делать
Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотических тем принесла ему внимание царской семьи и Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжен.
В 1859 году решил принять участие в государственном конкурсе памятника, посвященного приближающемуся тысячелетию России. Несмотря на то, что Микешин был, прежде всего, баталистом, представленный им проект памятника Тысячелетия России в Новгороде победил на конкурсе () и был принят к исполнению. Бронзовый памятник был торжественно открыт в сентябре 1862 года в Новгороде в присутствии императора Александра II. За этот монумент Микешин был награждён орденом святого Владимира 4-й степени, а также пожизненным пенсионом (1200 рублей в год).
После этого М. О. Микешин получил ещё множество подобных заказов. В 1861 году художник победил в конкурсе на памятник императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. Созданные по его проектам памятники Кузьме Минину в Нижнем Новгороде, адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве и Александру II в Ростове-на-Дону стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Проекты Микешина побеждали и в международных конкурсах, по его проектам исполнены: памятник Педро IV в Лиссабоне и памятник сербскому князю Михаилу Обреновичу в Белграде. В Суздале художник-скульптор сделал скульптурные двери к гробнице князя Д. М. Пожарского.
В 1869 году Микешин получил высокое звание академика.
В —1878 годах Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры, а также в журнале «Весельчак» публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко. Также он рисовал портреты Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко и других современников.
В 1892 году вместе с Ф. Ф. фон Каналоши-Лефлером, будущим председателем, М. О. Микешин стал одним из главных основателей первого официально признанного Правительством (МВД) общества эсперантистов «Espero» («Надежда») в Петербурге. Обладая правами создавать свои отделения по всей стране и заниматься издательской деятельностью, это общество сыграло важную роль в распространении эсперанто в России.
В 1890 году Михаил Микешин создал эскизы игральных карт. Нарисованные им эскизы карт включены в собрание Русского музея и записаны в книгу поступлений как «проект игральных карт для Императорской карточной фабрики». В музейное собрание серия поступила в 1903 году как «дар Николая II». Однако сами рисунки никогда не находились во владении царской семьи. Императорской карточной фабрикой данная колода так и не была отпечатана.
Немногие Микешинские памятники пережили годы Советской власти. Среди них — Памятник Екатерине II () и Богдану Хмельницкому в Киеве (), Ермаку в Новочеркасске () и уже упомянутый памятник тысячелетия России в Великом Новгороде.
Михаил Осипович Микешин скончался 19 (31) января 1896 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Творчество Михаила Микешина (1835 -1896)
Облик Михаила Осиповича Микешина известен в настоящее время главным образом по портрету, созданному Репиным (1888), необычайно выразительному и запоминающемуся. Изображен человек самоуверенный, артистичный, покоряющий размахом. Человек в расцвете славы и упоенный славой.
Слава пришла к Микешину внезапно — его популярность связана с памятником «Тысячелетие России» в Новгороде. Есть у памятника своя собственная история. Вся страна собирала деньги на его постановку. Разрушенный во время Великой Отечественной войны, он был восстановлен буквально по кускам. Не все знают сейчас имя скульптора, ибо творческая репутация Микешина претерпевала изменения, и ныне его произведения оцениваются далеко не так высоко как при жизни. Но тогда, в 1859 году, победа на конкурсе на лучший проект подарила Микешину не только славу — эта победа целиком определила его дальнейший путь в искусстве, путь скульптора, потому что до этого он скульптором не был.
Биография Микешина
Сын крестьянина, Микешин поступил в петербургскую Академию художеств в 1852 году и в 1858 году окончил ее как живописец по классу батальной живописи, который вел Б. П. Виллевальде. В музеях сохранились его академические композиции, выполненные за время обучения (« Битва при Баш-Кадык Ларе», 1885; «Граф Тилли в Магдебурге», 1857). Благополучно эффектные по исполнению, они принесли автору золотые медали. Представляя свой эскиз памятника «Тысячелетие России» на конкурс проектов, Микешин, очевидно, не предполагал, как кардинально меняет свою судьбу.
Работа над памятником «Тысячелетие России»
Три года длилась работа над памятником. Обучаясь лепке у И. Н. Шредера, Микешин привлек его к выполнению проекта, как и А. М. Опекушина, М. А. Чижова, Р. К. Залемана, A. Обера, братьев Лаверецких и других профессиональных скульпторов. Эта артель под руководством Микешина и по его эскизам осуществила в материале подготовительную и окончательную модели произведения. Впоследствии Микешин пользовался таким коллективным методом работы и при осуществлении других своих проектов — памятников Екатерине II в Петербурге (1873), Богдану Хмельницкому в Киеве (1888) и т. д.
В 1860—1880-е годы Микешин сделался самым популярным русским скульптором-монументалистом. Его памятники украшали многие города России — памятник Ермаку был воздвигнут в Новочеркасске, Козьме Минину — в Нижнем Новгороде, матросу Шевченко — в Николаеве, адмиралу В. И. Истомину — на Малаховом кургане в Севастополе. С русским флотом у Микешина было связано особенно большое количество заказов (флот был гордостью России в эпоху русско-туредких войн): им были выполнены памятники адмиралу С. Грейгу, «Победам русского флота», адмиралам В. А. Корнилову и П. С. Нахимову; он даже делал скульптуры для украшения судов.
Связанный с официальными заказами и с прославлением официальных героев, Микешин в своих работах удовлетворял официальному вкусу — впрочем, это был и его вкус, отмеченный тягой к помпезным решениям, к почти барочной избыточности (Микешин связан со стилевым течением известным под названием «второе барокко»).
Хотя славу Микешину принесли его скульптурные работы, он не ограничивался только ими. Изредка он выступал как живописец («Перед самоубийством», 1891), чаще — как график (иллюстрации к «Вию» Н. В. Гоголя, к произведениям Т. Г. Шевченко — «Иллюстрированный Кобзарь», 1896; А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова).
Его искусство адресовалось самой широкой аудитории: он рисовал даже лубки и карикатуры. Работал Микешин и как писатель-очеркист, иллюстрируя рисунками свои произведения. В 1876—1878 годах он издавал на собственные средства журнал «Пчела», где публиковал рисунки, статьи, воспоминания о Некрасове и Шевченко.
Человек, целиком принадлежавший своей эпохе, разделяющий расхожие представления и вкусы этой эпохи, Микешин обладал огромной популярностью, даже славой.