Брусникинамаринастаниславовна
Содержание:
- Карьера
- Семейная жизнь
- Детские годы и юность
- Брусникина-режиссер
- «Могут ли все артисты читать стихи? Нет, все не могут».
- Милая девочка Марина
- Знакомство Дмитрия и Марины
- Работа в кино и на телевидении
- Творчество
- Детство и юность
- Биография Дмитрия Брусникина
- Личная жизнь
- Марина Станиславовна Брусникина
- Режиссёрская деятельность
Карьера
В 1985 году, буквально через 3 года после получения театрального образования, Брусникина начала выступать на сцене Московского Художественного театра. В 1987 году, когда случилось его разделение, осталась в МХТ имени Чехова. В труппе этого культурного заведения артистка состояла до 2003 года.
Ранними театральными работами Марины Брусникиной стали такие спектакли, как «Чайка», «Борис Годунов», «Горе от ума», «Гроза», «Обломов», «Учитель словесности».
Параллельно с работой на театральной сцене в 1988 году актриса начала заниматься преподавательской деятельностью в родной школе-студии. Через какое-то время она стала заведующей кафедрой сценической речи и профессором. Брусникина вспоминает, что ей, еще второкурснице, преподаватель сценической речи предрекла карьеру в мире педагогики. Сама артистка никогда не стремилась связать биографию с данным направлением, однако очень рада, что нашла свое призвание в помощи юным дарованиям.
Режиссером-преподавателем театра имени Чехова Брусникина стала в 2002 году. В тот же период она начала преподавать мастерство актера. Буквально через год, в 2003 году, артистка получила звание Заслуженной артистки России. История ее постановок намного богаче, нежели актерский список. В 2002 году она поставила свой первый спектакль «Пролетный гусь». В 2004 году данная работа была отмечена Государственной премией.
Позднее в трудовом списке знаменитости появились такие спектакли, как «Дворянское гнездо», Река с быстрым течением» и «Тутиш».
В 2009 году Брусникина была назначена на пост помощника худрука в родном театре имени Чехова. В 2010 году звезда была удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством». Премию Правительства Российской Федерации Брусникина получила благодаря работе над спектаклем «Лада, или Радость».
Первое появление Марины Брусникиной на телевизионном экране выпало на 1983 год. Тогда она исполнила роль в кинокартине-спектакле «Героиня пьес Островского». Уже через год на экраны вышла лента «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад». Это был дебют актрисы в полнометражном проекте.
В 1991 актрисе доверили роль Нюты в кинокартине «Сюжет для двух рассказов» проекте по рассказам Чехова «Володя» и «После театра». У Брусникиной это была первая и последняя основная роль в фильмах.
Вместе с другими артистами МХТ звезда решила принять участие в создании телепроекта «Чехов и Ко». 10-серийная лента вышла на телевизионном канале «ТВ-6» в 1998 году.
В 2000 годах Брусникина получила роли в таких картинах, как «Даша Васильева», «Закон и порядок», «Ищейка» и т.д. При этом все эти роли были второстепенными.
Семейная жизнь
Несмотря на свою привлекательную внешность и роли брутальных героев в кино Дмитрий Брусникин оказался однолюбом. Всю свою жизнь он прожил с одной женщиной. Они старались не афишировать свою личную жизнь, но и при этом всегда охотно делились своими совместными фотографиями. На них супруги всегда выглядели счастливыми и на их лицах были улыбки.
Они растили своего единственного сына Филиппа, который пошел по родительским стопам. Свою первую роль он сыграл вместе со своим отцом. Сейчас кинобиография Филиппа постепенно пополняется новыми фильмами.
Жена Дмитрия Брусникина вспоминает, что самым ценным было время, когда они проводили время всей семьей. Такое случалось не очень часто в связи с большой занятостью супруга. Но когда выдавалась свободная минутка, то Дмитрий обязательно проводил его в компании супруги и сына. Даже когда сын стал взрослым и обзавелся собственной семьей. Когда семья отправлялась в отпуск, то старалась провести его активно.
Детские годы и юность
Брусникина родилась 9 февраля 1961 года в столице РФ.
Как признается сама актриса, огромнейшее влияние на нее оказал преподаватель общеобразовательного учреждения Лев Соломонович, которому удалось приобщить ее к миру искусства, а также развивал в ней способности творческого характера. Мужчина категорически запрещал ученикам читать школьные учебники, полагая, что они должны были изучать исключительно произведения. Преподаватель хотел, чтобы школьники умели самостоятельно формулировать персональные мысли, а также создавать свое личное впечатление о произведениях, которые прочли, и уметь доказывать собственную позицию. Брусникина неизменно получала положительные отметки за свои сочинения. Преподаватель приучил ее читать книгу, держа в руке карандаш, чтобы подчеркнуть в произведении важный момент. Благодаря школьному учителю она привыкла двигаться собственным путем, а не по дорожке, которую кто-то уже протоптал. Позднее это помогло ей и в мире актерского направления, в частности, в режиссерской профессии. В 1982 году она завершила обучение в Школе-студии МХАТ. Ее наставником был Олег Ефремов.
Брусникина-режиссер
Мучения Брусникиной заметил Олег Табаков, именно он подтолкнул ее к режиссуре. Благодаря его совету, она начала заниматься постановками. Сначала это были «МХАТовские вечера. Круг чтения», которые Марина начала ставить в 2000 году. Она до сих пор остается неизменным постановщиком этих мероприятий, в рамках которых молодые актеры театра читают различные произведения. А с 2002 года Брусникина пришла в полноценную режиссуру. На ее счету уже почти 30 спектаклей. Первый ее опыт был в родном театре, это была пьеса В. Астафьева «Пролетный гусь». Этот спектакль сразу показал, насколько Марина особенный режиссер. Она тщательно отбирает литературную основу для постановки и очень бережно к ней относится. Про нее говорят, что она – мастер литературного театра, она часто берет прозу, но не переводит ее в драматургическое произведение, а стремится передать авторский текст.
После первого спектакля ее начинают приглашать в другие театры. Она ставит в театре им. Пушкина, в «Сатириконе», в новосибирском «Глобусе», в Российском молодежном театре, в театре им. Моссовета, в театре «Сфера» и даже в Испании. Марина находит необычный материал, который превращает в живое действо, так она ставит Платонова, Кибирова, Пелевина, Думбадзе, Попова. Хотя есть в ее багаже и классический репертуар – Островский, Пушкин, Гольдони. Сегодня Марина Брусникина — режиссер более чем востребованный. Она работает в «Табакерке», во МХАТе, делает вечера поэзии, уже несколько лет она является помощником художественного руководителя во МХАТе. В 2016 она сделала в родном театре юбилейный вечер, который показал, насколько богат ее потенциал.
В 2006-2010 годах Марина попробовала себя в кинорежиссуре. Вместе с мужем она снимала сериал «Закон и порядок». Оба там также выступали в роли актеров. Этот опыт Брусникину не впечатлил, так как она любит живые переживания и хорошую литературную основу, что в кино найти трудно.
«Могут ли все артисты читать стихи? Нет, все не могут».
Есть определенная моя вера в то, как это надо делать. И я пытаюсь объяснить, научить, но, по сути, это только моя вера. А кто-то рядом скажет: нет, так читать не надо, надо читать по-другому, а где тут игра? А кто-то скажет: а зачем артисты играют? Столько мнений по поводу «актерского чтения», что я отношусь к этому спокойно, но свое мнение у меня есть, поэтому я все равно пытаюсь с актерами договариваться о том, как надо.
Семь лет назад у нас возник новый формат – «Ночь поэзии», – объединивший практически всю труппу, все мхатовские поколения. Начинают, как правило, корифеи, читают стихи своих любимых поэтов, преимущественно классику, потом идет поток современной поэзии в исполнении среднего поколения артистов и молодежи, а под утро, когда над Москвой встает солнце, студенты Школы-студии МХАТ читают и поют то, что им близко и интересно, зачастую – нечто совершенно новое, неизвестное.
Так вот, когда возникает более широкий формат, такой, как «Ночь поэзии», и я зову всех артистов, кто хочет участвовать, и в том числе актеров старшего поколения, то понятно, что у них абсолютно свой стиль чтения, своя вера, и я совершенно не собираюсь взрослого артиста переучивать. И мне даже нравится такой широкий диапазон в манере чтения. Но, учитывая его, я выстраиваю программу определенным образом — мы начнем с одной манеры, приходим к другой, а в результате все закончится совсем иной нотой, которую и предугадать невозможно! Тем интересней. Я очень люблю этот сравнительный анализ. Обычно мы проводили «Ночь поэзии» в самом начале июня, в пушкинские дни. Но в связи с пандемией мы не смогли это сделать в июне – собрались осенью. Не часто, но бывают у нас такие вечера, когда мы зовем в гости поэтов. В «Ночи поэзии» они никогда не участвовали, а в этот раз были. Пришли Андрей Родионов, Всеволод Емелин, Дмитрий Данилов, Оксана Васякина и совсем юношество – молодежная поэтическая студия при Центре Вознесенского с программой «Мы находимся здесь». Меня совершенно потрясло, какие это ребята: неприспособленные, абсолютно нетеатральные, закрытые, со своим сложным внутренним миром. И им трудно было выйти на большую сцену Московского Художественного театра и себя представить, а зрители просто, мне кажется, смотрели и думали: «Господи! Что же такое поэзия? Что это за бацилла, которая попадает в человека и не дает ему жить спокойно?» Поэзия – контрапункт пошлости, вот что видишь, глядя на этих молодых ребят
Мне было очень важно, чтобы они пришли
Милая девочка Марина
Будущая жена Дмитрия Брусникина Марина родилась в Москве. Еще во время учебы в школе она решила, что станет актрисой. Она вспоминает, что на это решение большое влияние оказал ее учитель русской литературы. Он подходил к обучению весьма нестандартно. На уроках ученики не пользовались учебниками.
Дети читали произведения, которые не входили в школьную программу, а потом писали сочинения или пересказывали содержимое на уроках. Марина говорит, что до сих пор читает книги с карандашом в руках, чтобы выделить главные мысли автора.
После окончания школы девушка подала документы в несколько театральных Вузов. Ей посчастливилось поступить во МХАТ на курс Олега Ефремова. Девушка получила образование и по распределению поступила в Московский Художественный театр. После нескольких лет службы в этом театре Марина перешла в театр имени Чехова.
Марина сыграла несколько главных ролей в театральных постановках. Спустя несколько лет кроме ролей в театре ей была доверена преподавательская деятельность в родной школе-студии МХАТ. Актриса вспоминает, что преподавательскую деятельность ей пророчили еще во время учебы. Сегодня она рада, что может помочь молодым талантам и открыть их потенциал.
Актриса не жалеет, что не приобрела широкую популярность у зрителей. Она своими ролями известна в узких кругах ценителей театра и кино. Но она достигла многого в другой отрасли и занимается тем, что приносит ей удовольствие.
Знакомство Дмитрия и Марины
Дмитрий и Марина познакомились на первом курсе ВУЗа. Парню было двадцать лет, а девушка была младше него на три года. Знакомство состоялось во время репетиций одной из театральных постановок. Молодые люди много времени посвящали репетициям и так сблизились, что стали мужем и женой.
То чувство, что вспыхнуло между Дмитрией и Мариной оказалось не мимолетным. Они пронесли его через всю свою жизнь. Пара оформила свои отношения в 1979 году, а после окончания МХАТа у них родился сын. Ребенка назвали Филиппом в честь друга Дмитрия Брусникина. Именно своему другу детства знаменитый актер и режиссер был косвенно обязан своей славой. Ведь в юности два друга поспорили, что Дмитрий не поступит в театральный ВУЗ.
Работа в кино и на телевидении
В кинематограф Брусникин попадает еще во время учебы, что было для того времени редкостью. В 1984 году он снимается в ленте «Отряд». Потом было несколько небольших ролей. Но настоящая слава приходит в 1994 году, когда он снимается в телесериале «Петербургские тайны». Роль князя Шадурского сделала его знаменитым. Во многих журнала стали появляться фото актера Дмитрия Брусникина. Биография и личная жизнь его стали предметом пристального внимания со стороны широкой публики. Но актер был увлечен новыми проектами и на славу обращал мало внимания.
С 2000 года Брусникин начинает много сниматься. Он играет и в телесериалах, и в художественном кино. Ему достаются преимущественно роли романтических героев, уж слишком яркой внешностью он обладал, его шарм действовал на зрительниц безотказно. Поэтому актер стал чрезвычайно востребованным актером в производстве телесериалов. На его счету такие многосерийные фильмы, как «Сыщики», «Остановка по требованию», «Гражданин начальник», «Место под солнцем», «Джек-пот для Золушки», «Самая красивая», «Неравный брак», «Таинственная страсть» и другие.
Творчество
Роли в театре
- «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: Олег Ефремов — Маша
- «Борис Годунов». Режиссёр: Олег Ефремов — Ксения
- «Московский хор» — Лора
- «Платонов» — Софья
- «Плач в пригорошню» — Нина
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Наталья Дмитриевна
- «Гроза» А. Н. Островского. Режиссёр: Дмитрий Брусникин — Варвара
- «Татуированная роза» Теннесси Уильямса. Режиссёр: Роман Виктюк — Флора
- «Новый американец» А. Марьямова по Сергею Довлатову. Режиссёр: Пётр Штейн — Лебедева
- — «Вечность и ещё один день» Милорада Павича. Режиссёр: Владимир Петров — Мать Калины, София
- «Обломов». Режиссёр: Александр Галибин — Агафья Матвеевна Пшеницына
- «Учитель словесности» А. П. Чехова. Режиссёр: Николай Шейко — Преполоневская
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова
- — «Пролётный гусь» В. П. Астафьева (премьера 24 февраля, спектакль отмечен Государственной премией России)
- — «Сонечка» Людмилы Улицкой (премьера 30 сентября)
- — «Лёгкий привкус измены» Валерия Исхакова (премьера 19 ноября)
- — «Белое на чёрном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего (премьера 9 июня)
- — «Солнце сияло» Анатолия Курчаткина (премьера 29 марта)
- — «Река с быстрым течением» Владимира Маканина (премьера 25 января, спектакль отмечен премией «Золотая лира»)
- — «Тутиш» Алексея Торка (премьера 27 октября, спектакль отмечен премией «Золотая лира»)
- — «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева (премьера 7 ноября) (премия СТД «Гвоздь сезона», театральная премия газеты «Московский комсомолец»)
- — «Письмовник» М. С. Шишкина (премьера 23 октября) (театральная премия газеты «Московский комсомолец»)
- — «Деревня дураков» Натальи Ключарёвой (премьера 25 ноября)
- — «Боюсь стать Колей» Ивана Андреева (премьера 18 мая)
- — «Офелия боится воды» Юлии Тупикиной (премьера 10 ноября)
Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина
- — «Ай да Пушкин!» спектакль-игра по сказкам А. С. Пушкина (премьера 2 декабря, спектакль отмечен премией «Дебют»)
- — «Случай» Карло Гольдони (премьера 12 января)
- — «Бальзаминов» А. Н. Островского (премьера 9 февраля)
Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус»
- — «Моя Марусечка» (повесть Александры Васильевой) (премьера 27 февраля) (театральная премия г. Новосибирска «Парадиз»)
- — «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина (премьера 11 мая)
Российский академический молодёжный театр
- — «Лада, или Радость» (повесть Тимура Кибирова) (премьера 20 ноября, театральная премия газеты «Московский комсомолец»)
- — «Кот стыда» (пьесы «Кот стыда» Таи Сапуриной, «Март» Ирины Васьковской и «Ба» Юлии Тупикиной) (премьера 23 ноября)
Театр «Практика»
- — «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович (премьера 23 декабря)
- — «Человек из Подольска. Серёжа очень тупой» по пьесам Дмитрия Данилова (премьера 21 сентября)
- — «Мороз, Красный нос» по стихотворению Николая Некрасова (премьера 24 декабря)
- — «Посадить дерево» по пьесе Алексея Житковского (премьера 13 января)
- — «Поле» по повести Чингиза Айтматова «Материнское поле» (премьера 23 сентября)
- — «В кольцах» («Несчастливая Москва») по повести Евгении Некрасовой (премьера 15 апреля)
Детство и юность
Дмитрий Владимирович был рожден 17 ноября 1957 года. Мальчик появился на свет в семье Владимира Михайловича и Александры Дмитриевны Брусникиных в немецком городке Потсдаме, где его отец проходил военную службу. Ребенка назвали в честь дедушки по маминой линии. Дима был младшим сыном в семье, его брата Михаила тоже назвали именем дедушки, но с папиной стороны.
Детство мальчика прошло в разъездах между разными городами. В первый класс Дмитрий пошел в селе Малинники. Так как ребенок воспитывался в семье военного, то за время обучения в средней школе он успел сменить около десятка учебных заведений. Школу подросток окончил в 15 лет. Как и старший брат, Брусникин поступил в институт электронной техники в Зеленограде. В этом городе братья прожили несколько лет.
Дмитрий Брусникин в детстве
В 1975 году Михаил познакомил Дмитрия с режиссером Народного театра в Зеленограде
Эта встреча привлекла внимание младшего Брусникина к профессии артиста. У него появилось много новых знакомых в рядах актеров, и он впервые попробовал себя в театре
В 1978 году Брусникин уже твердо решил овладеть актерской профессией. В начале учебного года он был зачислен в Школу-студию МХАТ. Молодой человек попал на курс к выдающемуся педагогу Олегу Николаевичу Ефремову. Однокурсниками Дмитрия были Александр Феклистов, Роман Козак, Вера Сотникова, Полина Медведева, Сергей Варчук и другие студенты, ставшие известными актерами.
Биография Дмитрия Брусникина
На свет будущий актер появился в Потсдаме в 1957 году. Там проходил службу отец Брусникина, чья воинская часть входила в состав действующих войск на территории социалистической Германии. О профессии его мамы в сети сведений нет, скорее всего, женщина посвятила свою жизнь воспитанию детей – у Дмитрия есть старший брат Михаил.
Служба главы семейства заставила семью много раз переезжать из одного города в другой, из поселка в деревню и обратно. Так, по признанию артиста, ему пришлось сменить более 10 школ по всему Советскому Союзу. Высшее образование братья Брусникины получили в подмосковном Зеленограде, став инженерами-электронщиками.
С театром Дмитрий столкнулся уже будучи взрослым, состоявшимся человеком. В 1975 году на одной из вечеринок мужчина познакомился с режиссером местного «Народного театра».
Сокурсниками перспективного абитуриента стали:
- Сергей Гармаш.
- Александр Феклистов и другие известные артисты современности.
Свой творческий путь несостоявшийся инженер начал с первого курса вуза, сыграв во МХАТе старшего брата Владимира Ильича Ленина (Ульянова) в драме «Путь». Яркого и харизматичного мужчину чаще всего назначали на главные роли в чеховских спектаклях, что внесло свои коррективы в его сценический образ — аристократа, героя романтических сюжетов и великолепного представителя современной элиты.
Первую значимую роль в кинематографе Брусникину доверили в нашумевшем сериале «Петербургские тайны» и его продолжении. Тогда Князь Шадурский, чей образ Дмитрию доверил воплотить режиссер, получил массовое признание кинокритиков и зрителей. Хотя сам артист к роли относился скептически, и работать ему пришлось через силу. Это в очередной раз показало универсальность артиста, его способность перевоплощаться в неприятные ему роли.
Личная жизнь
Режиссер и педагог Марина Брусникина, дети для которой – это в первую очередь ее спектакли, вполне состоялась и в семейной жизни. Еще на первом курсе у нее случился роман с однокурсником Дмитрием Брусникиным. Они вместе репетировали отрывок из «Сорок первого» Лаврентьева, и незаметно чувства перешли со сцены в жизнь. Родители Марины, особенно папа, сначала переживали по поводу этих отношений. Ведь дочери было всего 17 лет, а Дмитрию уже 20, к тому же он жил в общежитии. Но постепенно они поняли, что все у дочери действительно серьезно. Марина, несмотря на свой юный возраст, не только сама хорошо училась, но и не давала Брусникину отвлекаться на загулы с друзьями. К концу 1 курса Брусникины уже официально стали парой. На свадьбу друзья Дмитрия подарили ему желтый чемодан, намекая на то, что долго этот брак не продержится, но они сильно ошиблись. Брусникины достойно справлялись со всеми бытовыми невзгодами и усиленно работали. Их всегда объединяла почти патологическая любовь к театру.
В 1983 году у пары родился сын Филипп. Супруги научились не делать быт камнем преткновения в отношениях, каждый в свободное время делал разную домашнюю работу и не попрекал другого. Сегодня сын Брусникиных живет отдельно. Он окончил юридический факультет, даже целый год отработал в милиции, но понял, что это все-таки не его. Сегодня он работает в киноиндустрии, занимается административными вопросами. У Филиппа уже есть своя семья, в ней подрастает сын Артем.
Несмотря на очень гармоничные отношения и общую любовь к театру, Брусникины редко работают вместе. Оба считают, что так лучше и правильнее. Ведь они оба режиссеры и хотят видеть на репетициях подчинение своей воле, а у мужа или жены всегда есть соблазн навязать свое мнение. Оба супруга сейчас чрезвычайно востребованы. Дмитрий тоже много ставит, играет в театре и кино, а также много времени отдает своим студентам. Поэтому видятся Брусникины чаще всего в театре или в школе-студии, но не на репетициях. Дмитрий говорит, что они радуются каждой встрече, как молодожены. Хотя все свободное время супруги проводят вместе. У них есть дом в 200 км от Москвы, где они предаются тишине, много читают, любуются природой и общаются друг с другом.
Марина Станиславовна Брусникина
Окончила Школу-студию МХАТ в 1982 г. (курс О. Ефремова). Преподает в Школе-студии с сентября 1988 г. В 1985 году была принята в труппу Художественного театра, где состояла по 2003 год. С 2002 года работает в МХТ как режиссер-педагог. С 2009 г. — помощник художественного руководителя МХТ. В Художественном театре сыграла порядка сорока ролей. Среди спектаклей с её участием: «Чайка» (Маша; 1985), «Эшелон» (Тамара), «Валентин и Валентина» (Катюша), «Старый Новый год» (Люба), «Перламутровая Зинаида» (Колина жена), «Чокнутая» (Клава), «Брачная ночь или 37 мая» (Кузнецова), «Олень и шалашовка» (Белла), «По соседству мы живем» (Любка), «Варвары» (Степа), «Платонов» (Софья Егоровна), «Московский хор» (Лора), «Плач в пригорошню» (Нина), «Горе от ума» (Наталья Дмитриевна), «Борис Годунов» (Ксения), «Гроза» (Варвара), «Новый американец» (Лебедева и Тася), «Вечность и еще один день» (Мать Калины и София), «Татуированная роза» (Флора), «Учитель словесности» (Преполовенская; за эту роль актриса была удостоена театральной премии газеты «Московский комсомолец»), «Обломов» (Пшеницына).
Работы в кино: «Сюжет для двух рассказов», «Перлимплин», «Чехов и К°», «Сыщики-2», «МУР есть МУР-2», «Закон и порядок», «Метод Фрейда-2», «Ищейка», «Воскресенье» и др.
За создание в 2000 году цикла «Мхатовские вечера. Круг чтения» (современная проза и поэзия в исполнении молодых актеров театра) была удостоена премии «Хрустальная роза Виктора Розова» и премии Олега Табакова (2015). Уже 20 лет — неизменный организатор и режиссёр вечеров этого цикла.
С 2002 года работает как режиссер. В Художественном театре поставила спектакли: «Пролетный гусь» (Государственная премия РФ, Премия Кузбасса, премия благотворительного фонда О. П. Табакова, театральная премия газеты «Московский комсомолец»), «Сонечка», «Легкий привкус измены», «Белое на черном», «Солнце сияло», «Река с быстрым течением» (премия «Золотая лира»), «Тутиш» (премия «Золотая лира»), «Дворянское гнездо» (премия СТД «Гвоздь сезона», театральная премия газеты «Московский комсомолец»), «Письмовник» (театральная премия газеты «Московский комсомолец»), «Деревня дураков», «Боюсь стать Колей», «Офелия боится воды».
В Московском театре имени А. С. Пушкина поставила спектакли «Цыганы», «Бубен верхнего мира», «Прекрасность жизни». В Московском театре «Сатирикон» поставила спектакли «Ай да Пушкин!» (премия «Московские дебюты»), «Случай», «Бальзаминов». В театре им. Моссовета — «Я, бабушка, Илико и Илларион». В Новосибирском театре «Глобус» поставила спектакли «Моя Марусечка» (театральная премия г. Новосибирска «Парадиз»), «Саня, Ваня с ними Римас». В театре Et Cetera — «Моя Марусечка». В РАМТе – «Лада, или Радость» (театральная премия газеты «Московский комсомолец»), «Кот стыда», «Хурьма». В Театре п/р О. Табакова — «Епифанские шлюзы». В театре «Современник» — «Скажите, люди, куда идёт этот поезд…», «Уроки сердца». В театре «Сфера» — «Обращение в слух».
В октябре 2021 года возглавила московский театр «Практика». Поставила в нём спектакли «Наташина мечта», «Человек из Подольска Серёжа очень тупой», «Мороз, Красный нос», «Посадить дерево», «Поле», «Несчастливая Москва».
С 1988 года преподаёт сценическую речь в Школе-студии МХАТ. С 2002 г. преподаёт мастерство актёра. Профессор. Заведующая кафедрой сценической речи и вокала. Поставила дипломные спектакли: «Ай да Пушкин» (курс К. А. Райкина, 2003 г.), «Майская ночь, или Утопленница» (курс И. Я. Золотовицкого, 2005 г.), «Белые ночи» (курс Д. Брусникина и Р. Козака, 2007 г.), «Гамлет» (курс К. А. Райкина, 2008 г.), «Война и мир» (курс И. Я. Золотовицкого, 2009 г.), «Поле» и «Маленькие трагедии» (курс Д. Брусникина и Р. Козака, 2011 г.).
В 2009 году получила Премию Народного артиста СССР М. И. Царева в номинации «За успешное воспитание актерской смены». В декабре 2010 г. была награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. В 2015 году за создание спектакля «Лада, или Радость» (РАМТ) удостоена премии Правительства РФ в области культуры. Лауреат Международной премии Станиславского в номинации «Театральная педагогика» (2017 г.). Лауреат премии журнала “GQ“ „Super Women” (2019).
Режиссёрская деятельность
В 2000 году Марина Брусникина организовала «МХАТовские вечера». Суть мероприятия была в том, что молодые актёры театра читали различные произведения. Кстати, артистка до сих пор занимается их организацией. А в 2002 году Марина Станиславовна серьёзно занялась полноценной режиссурой. Её дебютной работой стала пьеса «Пролётный гусь» В. Астафьева. Этот спектакль наглядно продемонстрировал, насколько Брусникина особенный режиссёр. Женщина очень бережно отнеслась к выбору материала для постановки. Марина Станиславовна сразу получила статус мастера литературного театра, так как она не просто переводила прозу в драматургическое произведение, а стремилась передать авторский текст.
После первой постановки Брусникину стали приглашать в качестве режиссёра другие театры: «Сатирикон», им. Пушкина, новосибирский «Глобус», им. Моссовета, «Сфера», Российский молодёжный и т. д. Марине Станиславовне удаётся находить необычный материал и превращать его в живое действо. Так женщина поставила Попова, Думбадзе, Пелевина, Кибирова, Платонова. В её багаже присутствует и классический репертуар – Гольдони, Пушкин, Островский. Даже сейчас спектакли Марины Брусникиной пользуются неизменным спросом, и она по-прежнему востребована как режиссёр. Артистка делает вечера поэзии, работает в «Табакерке», во МХАТе, где помогает художественному руководителю. В 2021 году Марина Станиславовна провела в родном театре юбилейный вечер, и он показал, насколько обширен её потенциал.
В 2006-2010 гг. Брусникина занималась кинорежиссурой. Вместе с супругом она снимала многосерийный фильм «Закон и порядок». Также Брусникины выступали в роли актёров. Новый опыт не впечатлил героиню данной статьи. Ведь она очень любит качественную литературную основу и живые переживания. А в кино это довольно трудно найти.