Тихая лавра. как среди болот несколько монахов восстанавливают древний монастырь
Содержание:
Обнаружение печати
Археологические раскопки в Лавришево (2015)
Полевая обработка археологических материалов в экспедиции велась под руководством историка Т. В. Маслюкова, находка была предварительно определена как каменный брусок и направлена на дальнейшее научное исследование. Ей был присвоен шифр «Л15 37/5».
При изучении находки в Минске С. Рассадин обнаружил на торце бруска надпись, Т. Маслюков высказывал мнение, что это может быть имя владельца. По мнению С. Рассадина, находка изготовлена из сланцевого камня, который добывали и обрабатывали в Средневековье до XIII в. (в археологии сланцевые изделия являются датирующими предметами, поскольку камнедобывающие мастерские были разрушены в 1240 году во время монголо-татарского нашествия и позже не восстанавливались). Для прочтения надписи находка была передана специалисту по эпиграфике, кандидату исторических наук И. Л. Калечиц.
Основные сведения
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в — гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.
От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.
Войшелк основывает монастырь Миниатюра из Остермановского І-го тома Лицевого летописного свода, XVI в. Библиотека Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в —. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.
Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.
Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.
Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 год.
В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.
Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.
На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.
Основные сведения[ | код]
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в — гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.
От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.
Войшелк основывает монастырь Миниатюра из Остермановского І-го тома Лицевого летописного свода, XVI в. Библиотека Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в —. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.
Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.
Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.
Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 год.
В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.
Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.
На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.
Археологические исследования в Лавришево
Инвентарная опись монастыря, 1601 год. Фрагмент титульного листа. Национальный исторический архив Беларуси.
Местность в с. Лавришево, где велись раскопки. Свято-Успенская церковь, построена около 1795 года
Местонахождение Лавришевского монастыря известно по документам с XVI века. Археологические исследования здесь в феврале 1990 года начал А. К. Кравцевич, который сделал вывод: «На основании найденного в ходе раскопок археологического материала можно утверждать, что мы нашли культурный слой Лавришевского монастыря.» В 2011—2015 годах раскопки в этом месте проводили Лавришевские археологические экспедиции, которые состояли из добровольцев, под научным руководством доктора исторических наук, профессора С. Я. Рассадина. По результатам исследований им был сделан вывод, что монастырь существовал на этом месте со времени основания в XIII веке.
Основные сведения
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в — гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.
От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.
Войшелк основывает монастырь Миниатюра из Остермановского І-го тома Лицевого летописного свода, XVI в. Библиотека Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в —. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.
Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.
Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.
Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 год.
В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.
Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.
На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.
30 капличек и свои собственные традиции
Руководит монастырем игумен Евсевий, который приехал сюда 12 лет назад.
Феодосий вспоминает, что сначала было тяжело. Служить было некому. Игумен тогда был и за пономаря, и за хор. С годами население монастыря возросло. Появились и певцы, и чтецы. Потом решили, что строить обитель будут не хаотично, а разработают план. Правда от первоначального проекта пришлось отказаться и его несколько переделать. Хотели посередине территории монастыря построить большой храм, но при рытье котлована нашли бомбу начала прошлого века. Взорвали ее тут же, накрыв специальным колпаком.
— Земля вниз ушла, и, оказалось, на этом месте — «песчаный поплавок» — строить нельзя. Поэтому пришлось перестраивать нашу маленькую церковь, — говорит Феодосий.
Есть у монахов и свои традиции. Например, каждый вечер ходят вокруг монастыря крестным ходом, а в летнее время собираются со всеми насельниками около костра. Разговаривают, обсуждают не только духовное, но и вполне материальное — как возводить дальше монастырь, где взять средства на строительство, ведь в планах — на территории комплекса построить более 30 капличек. А еще хотят, чтобы это крещение в Немане стало традиционным и чтобы сюда в этот день приезжало еще больше людей.
Крещение Киры и воскресная школа для местных ребятишек
Каждое лето в обитель приезжают верующие, которые организуют детские лагеря. Монахи не против. Сами тоже не отстают. Организуют воскресную школу для местной детворы, собирая на автобусе детишек в округе каждые выходные. Сейчас вот крещение для всех желающих на Немане сделали. Причем провели обряд совершенно бесплатно.
— Здравствуйте, может кто-то еще собирается креститься? То добро пожаловать, — священнослужитель добросовестно обходит людей, которые сгрудились на деревянном мосту, чтобы с самого лучшего места наблюдать за службой и таинством. Все взрослые оказались крещеные.
А вот маленькая Кира — нет. Девочка — из Слонима. Говорит, улыбаясь, что у родителей не было времени окрестить, а потом она оказалась в приемной семье. Не до крещения было. Кира приехала в монастырь вместе с православным детским лагерем. Уже несколько дней живет со своими друзьями в палатке. В Слониме она ходит в воскресную школу. И вот решила, что надо покреститься, тем более все так необычно происходит.
— Я думала, что в купели все это будет, а оказалось, что в реке, — говорит она. Конечно, волнуется. Но всю службу стойко стоит под палящим солнцем, сосредоточенно слушает священника, а когда ее три раза окунают в воду, теряет всю свою серьезность и облегченно смеется. На мосту девочке аплодируют.
Службу на берегу Немана приурочили к 1030-летию крещения Руси. Поставили временный алтарь, украсили его цветами. В эту субботу в тихих Гнесичах — шумно.
Впрочем, как говорят местные, поток людей не ослабевает. Уже привыкли к популярности этой местности. Замечают: в последнее время в окрестных деревнях городские стали выкупать участки и старые дома. Едут сюда чаще всего из Гродно и Минска. А паломники — со всей Беларуси. Заезжают группы из России, Польши и Украины.
— Не ставьте здесь машину, свои скоро приедут, — высовывается из окна авто заспанный мужчина. Через некоторое время обочина дороги уже полностью заставлена автомобилями. Люди подъезжают все время, пока идет служба.
Представление
1 ноября 2015 года в Лавришево состоялось представление печати общественности, а 5 ноября, в день престольного праздника Лавришевского монастыря, печать вместе с археологической экспозицией была показана митрополиту Минскому и Заславскому, Патриаршему экзарху всея Беларуси Павлу, духовенству и гостям.
Сообщение С. Я. Рассадина и И. Л. Калечиц «Каменная матрица печати из Лавришевского монастыря» было включено в программу международной научной конференции «Великое Княжество Литовское: политика, экономика, культура», в секции «Духовная и материальная культура» (5—6 ноября 2015, Минск).
Ахилла
Просмотры: 3 129
Об этом сообщает Наталья Василевич:
«В от covid-19 скончалась одна сестра, а против одной из сестер, которой удавалось информировать нас о ситуации, начались репрессии. Неизвестно, будем ли теперь получать хоть какую-то информацию из гуру-секты, которая сделала в сегодняшней ситуации ставку на Лукашенко, и поэтому может позволить себе посылать и Митрополита Павла, и Патриарха — куда подальше, потому что они „предали церковь“. Митрополиту Павлу в данной ситуации без привлечения Патриарха Кирилла с Лемешонком и его общиной, кажется, уже не справиться. Я бы написала, что захватывающе наблюдать за развитием событий, но нет, не захватывающе, это больше не спор хозяйствующих субъектов, это уже война, на которой гибнут люди».
Сообщают, что умерла монахиня Мария (Ковальчук).
Ранее минский священник Александр Шрамко написал:
«Вот так. Все немного вздохнули, что Свято-Елисаветинский монастырь закрылся для прихожан, а зря. По свидетельствам очевидцев, негласно вход для прихожан по-прежнему открыт. А пространство храма позволяет скрыть их присутствие от камеры трансляции. Во время причастия камера отводится в сторону: на хор или на купол. Раньше таких манипуляций с камерой не было.
Причастие сегодня длилось 15 минут, и при этом среди прочего были хорошо слышны мирские, в том числе и мужские имена, тогда как присутствовать там должны только насельницы монастыря с немногими служащими.
«Все закрыто», — лицемерно сетует глава монастыря протоиерей Андрей Лемешонок, упорно продолжая содействовать распространению инфекции, хотя сам же признает, что «очень много сестер» болеют. Да и у него самого явно болезненные симптомы: слабый и дрожащий голос, паузы и путаница в словах.
Бросилось в глаза, как на отпусте акафиста сегодня он запнулся и долго никак не мог вспомнить имени празднуемого сегодня праведного Иосифа Аримафейского. После неловкой паузы, услышав подсказку «Иосифа», он назвал совершенно другого Иосифа — Обручника. Конечно, священники нередко делают нелепые ошибки и оговорки, но здесь, в общем контексте, смотрелось как дополнительный признак нездоровья.
В проповедях Андрей Лемешонок продолжает винить всех и вся, кроме себя. Монастырь закрыт по грехам самих болящих сестер, потому что они живут не по-монашески, «болтают по телефону» и т. д. И вообще закрывается доступ прихожан в монастырь (как оказалось, фиктивно) с одной лишь злонамеренной целью: «только не собирайтесь вместе во имя Христово, только не будьте у Чаши вместе».
На днях, как мы помним, митрополит Павел в специальном заявлении очень строго отозвался о случаях невыполнения противоэпидемических инструкций на приходах и монастырях, назвав это преступлением против ближних, за что виновные клирики, кроме ответственности по государственным законам, будут, по его словам, «подвержены самым строгим каноническим прещениям и могут быть привлечены к церковному суду».
Но, скорее всего, церковная власть, как была, так и останется совершенно бессильной перед такими «ревнителями». А подобными грозными заявлениями, по примеру Понтия Пилата, всего лишь умывает руки, ограждая себя от возможных обвинений».
Из последней опубликованной на сайте монастыря проповеди протоиерея Андрея Лемешонка:
«…Вот почему чем раньше мы скинем кожу греха с себя, тем больше сможем успеть, большему научимся и больше в нас будет Бога. Не надо бояться, что больно будет скидывать эту кожу. Ничего там болезненного нет, уже все прогнило насквозь, надо начинать новую жизнь. А когда ее начинать? „Начнем завтра…“ Да доживем ли? Вот в чем дело… Надо уже спрашивать человека прямо: „Хочешь ли ты жить со Христом?“ Не хочешь? Ну и уходи!.. А то все нянчимся-нянчимся: „Ой, посмотрите, какой! Ой, посмотрите, какая! Ой, смотрите — такая недотрога…“ Бог нам дает Свои Кровь и Тело, а нам это все безразлично, нас волнуют какие-то наши проблемки, которые не стоят выеденного яйца. А что Христос на Кресте, а что во мне Кровь Христа — это так, само собой… И это страшно. И надо как-то приходить в себя. Надо все-таки дерзнуть нам как-то начать новую жизнь. А лучше начинать ее прямо сегодня. Каждый день на вес золота».
Фото: obitel-minsk.ru
Если вам нравится наша работа — поддержите нас:
Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)
Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:
Основные сведения
По Галицко-Волынской летописи, старший сын первого великого князя ВКЛ Миндовга — Войшелк — принял постриг и по прошествии трёх лет «основал себе монастырь на реке на Нёмане между Литвой и Новым городком, и тут жил». Было это около 1260 года, наиболее вероятно — в 1257 или 1258. В дальнейшем, после гибели Миндовга, Войшелк был вынужден выйти из монастыря, чтобы прекратить смуту в государстве; он возглавил ВКЛ в — гг., но продолжал носить иноческое одеяние поверх княжеского. После восстановления порядка Войшелк передал правление великому князю Шварну Даниловичу (мужу своей сестры), а сам удалился в Угровский монастырь в Волынской земле.
От предполагаемого иноческого имени Войшелка — Лаврентий (Лавриш) — возможно, местность и получила название Лавришево.
Войшелк основывает монастырь Миниатюра из Остермановского І-го тома Лицевого летописного свода, XVI в. Библиотека Российской академии наук, г. Санкт-Петербург.
Первым настоятелем монастыря был Елисей, согласно житию, он, возможно, являлся сыном Тройденя, великого князя ВКЛ в —. (Иногда Елисея называют сыном великого князя Тройната, эта неточность возникла, видимо, из-за схожести имён.) По некоторым сведениям, духовным отцом Елисея был Лаврентий Туровский. В ночь на 23 октября (5 ноября, год неизвестен) Елисей был убит послушником, который совершил это, находясь в состоянии помрачения. Послушник излечился от беснования, прикоснувшись к телу Елисея.
Постепенно количество братии увеличилось, и монастырь стал лаврой — это ещё одно объяснение названия Лавришево. В начале XIV века (не позже 1329 года) для монастыря было переписано знаменитое Лавришевское Евангелие — выдающийся пример иллюстрированной рукописной книги Средневековья. В XVI веке в монастыре были собственные школа и библиотека, насчитывающая более 300 томов. Также была конюшня, печатный дом, столярная и другие мастерские.
Но пережив два набега татар и несколько войн, братия монастыря постепенно уменьшалась. К началу XIX века в монастыре насчитывалось всего 5 человек. Тогда последним настоятелем был иеромонах Леонтий (Аколов). В 1836 году монастырь закрыли.
Фрагмент титульного листа Инвентаря Лавришевского монастыря 1601 год.
В начале XX века, по инициативе священномученика Митрофана, началось второе возрождение монастыря. Хоть и был отстроен и освящен храм, монастырь долго не простоял. Во время Первой Мировой войны храм в монастыре сгорел, а остальные постройки были разрушены. Видимо, к этому времени относится предание, согласно которому монастырь стоял на полуострове — его с трёх сторон омывал Нёман.
Третье возрождение обители началось в 1997 году. В 2007 году приход храма вновь оформлен в монастырь. 5 ноября 2009 года на территории монастыря был установлен бронзовый памятник основателю обители преподобному Елисею Лавришевскому.
На месте прежнего расположения монастыря в д. Лавришево ведутся археологические раскопки. В частности, в 2016 году при расчистке подземного сооружения обнаружены 2 неизвестных ранее саркофага.
«На реце на Немне межи Литвою и Новым городком»
Историки до сих пор спорят, где точно находился тот первый монастырь. Современный располагается около деревни Гнесичи, что примерно в 10 километрах от местечка Лавришево, где, по мнению ученых, и должно было стоять старинное строение. Каждый год здесь проводят археологические раскопки. В 2016 году нашли, например, два не известных ранее саркофага. Археологическая экспедиция делала расчистку подземного сооружения в Свято-Успенском храме и наткнулась на крипту с захоронениями. В саркофагах были останки людей и культовые предметы.
Был ли именно здесь первоначально построен старинный монастырь — вопрос открытый. В Ипатьевской летописи написано просто «На реце на Немне межи Литвою и Новым городком».
— А русло реки было в то время несколько в другом месте, — говорит монах Феодосий. Он живет в монастыре с самого начала его восстановления, когда сюда приехал первый настоятель — Лазарь. Феодосий был отправлен ему в помощь. Сейчас он заведует подворьем монастыря в деревне Лавришево, которое размещается в здании бывшего детского сада. Его монахам отдали местные власти.
Каждый день ходит пешком на службу в монастырь. Потом — обратно. Дел на подворье очень много.
— А что здесь такого? — буднично говорит он.
Рассказывать о раскопках сначала не хочет, машет рукой, бурчит, что его мнение никому не интересно. Потом, правда, делится своими мыслями. Дескать, где сейчас стоит современный монастырь, там и старинный был. И точка. Что тут спорить-то.
Потом рассказывает историю очередного по счету восстановления обители.
Когда сюда пришли монахи, на пятачке сухой земли между болотами было всего несколько строений и небольшая церковка. Жили монахи сначала в палатках, потом, отремонтировав деревенские домики, переселились туда. В 2008 году они сгорели: короткое замыкание. Пришлось начинать все сначала.
Параллельно оформляли документы, чтобы монастырь приобрел официальный статус. Оформили. Все это время в комплексе велись строительные работы. И вот уже появился Дом милосердия, большой храм, летняя церковь, купель, ворота с церковными лавками. Каждый день в монастырь приезжает несколько десятков паломников, которых здесь кормят и дают ночлег, если нужно.
— Примерно на 50 человек готовим каждый день, — говорит один из священников, который служит в монастыре.
Сейчас в обители живут семь монахов и несколько послушников. К ним время от времени присоединяются паломники. Всего набирается 30 человек.