Национальное бессознательное или что такое культурный код?
Содержание:
- Русский культурный код №2. Спонтанные герои
- Культурный код как молекула ДНК
- Наука семиотика
- «Вульгарный» напиток
- Связь языка с культурным кодом и культурой
- Русский культурный код №8. Сообразить на троих
- Что такое знак и символ в культуре
- Генетика или традиции?
- Русский культурный код №6. Авось 2.0
- Способы образования сокращений в английском языке
- Как читать культурный код?
- Код в культуре — черты и примеры
- Связь культурного кода со знаком и символом
- Русский культурный код №5. Поиск границ возможного (степеней свободы)
- Кто придумал квас?
- Признаки культурного кода
- Знаки и знаковые системы в культуре
- Миссия
- Признаки культурного кода
- Русский культурный код №7. Вера в доброго царя, собирание земель русских, русская радиальная сеть
Русский культурный код №2. Спонтанные герои
Лейбниц родился в семье профессора, Кельвин, в семье математика, в какой семье родился тот, кто основал Русский университет? В семье зажиточного помора-рыбака. И дело не только в Ломоносове. Пушкин, автор современного русского языка – внук эфиопа.
Жуков – сын крестьянина, полководцы Третьего Рейха имели до 16 предков-генералов. В итоге один-ноль в пользу крестьянина.
Автор американской космической программы – Вернер фон Браун, конструктор Третьего Рейха, королевская кровь, барон, его отец был министром, председателем Рейхсбанка, заместителем Рейхсканцлера.
Автор советской космической программы – Королёв – сын учителей.
Если нация спонтанна, это позволяет ей доходить за одно поколение от крестьянина до академика, конструктора или полководца. Как говорится в известной шутке: можно ли победить народ, который свои планы узнаёт от иностранной разведки? В стране, в которой сын рыбака основал первый Русский университет, невозможно предотвратить появление гениев — вы можете разрушить школу, а гений выйдет из ПТУ, это невозможно предугадать.
Русская система образования по сути является системой поиска спонтанно рождающихся талантов.
-
В русской цивилизации таланты могут рождаться в неподготовленных, не системных местах.
-
В русской цивилизации таланты могут за одно поколение достигать высшего уровня, но места появления потом не повторяются. В этом проблема наукоградов, так как в семье академиков не рождаются академики.
-
Русская цивилизация имеет большой процент людей, способных за одно поколение достичь высшего уровня.
Поэтому в советской школе преподавали большое количество предметов, создавая избыточную картину и широкий кругозор, что давало хороший старт для всех в условиях спонтанного появления талантливых людей на территории страны. Далее были методы быстрого подъёма подобных людей – олимпиады, спецшколы.
Культурный код как молекула ДНК
Культурологи считают, что культурный код — не конечная величина. Он складывается из прошлого культурного опыта общества, информация собирается, скручивается и упаковывается в конечный культурный продукт, как в молекуле ДНК — вроде нам представлен самостоятельный продукт, будь то книга, фильм или даже рекламный ролик, но он будет пронизан отсылками к тому, что уже когда-то было воспроизведено. Это не обязательно будут прямые отсылки к книгам, фильмам или речам политиков, но они могут неявно присутствовать.
Так примером и компактным носителем культурного кода для разных территориальных, профессиональных и гендерных обществ могут быть сериалы, такие как «Клиника», «Секс в большом городе», «Офис», «Симпсоны» или российский сериал «Универ». В них вы найдете и ключевые ситуации, которые будут характерны для того или иного типа сообщества (студентов, врачей, одиноких женщин за 30). А также основные реакции, которые также являются частью культурного кода, и контент, который герои при этом употребляют — какие новости их беспокоят, какие премьеры они ждут вместе с реальными зрителями.
Наука семиотика
Она изучает знаки и символы в культуре. Наука эта относительно молодая. Хотя об отношениях имени, символа и знака рассуждал еще Платон, в отдельную науку учение о знаках вышло в XVII веке. Называется это учение семиотикой (от греческого слова «знак»). Философом, выделившим семиотику как отдельную науку и давшим ей такое название, был Джон Локк. По его мнению, основной функцией семиотики должно было быть изучение природы знаков, которые используются для понимания вещей и передачи знаний.
Один из основоположников этого учения, Чарльз Сандерс Пирс, дал характеристику таким понятиям, как знак и значение, создал базовую классификацию знаковых систем, объяснил динамику, возникающую во время процесса создания знака, и обосновал, что в данный процесс входит еще и интерпретация создаваемого знака.
Еще один видный деятель мысли, внесший вклад в развитие семиотики, основоположник французской семиотической школы Фердинанд де Соссюр, утверждал, что язык — одна из главных знаковых систем, и через него нужно изучать культуру носителя.
Клод Леви Стросс предложил изучать религию и искусство теми же методами, что и язык, так как считал, что они имеют похожую основу.
Всего семиотика включает в себя три подраздела: синтактику, семантику и прагматику. В чем же их отличия?
- Семантика изучает знак и знаковую систему как способы выражения различных смыслов.
- Синтактика направлена на изучение структуры знаковой систем изнутри.
- Прагматика изучает взаимоотношения знаковых систем с их пользователями.
«Вульгарный» напиток
Бочка с квасом — Харрисон Форман
Позиции кваса пошатнулись во второй половине XIX века, на верхах: квас и подобные кислые вкусы начали уходить из аристократического обихода и были записаны в так называемую «вульгарную» диету. Хотя по-прежнему он ценился в мелкочиновной, купеческой, мещанской и крестьянской среде.
О чем напоминал и лейб-медик Екатерины II в 1807 году: «Старейший из лейб-медиков доктор Рожерсон, бывший любимый лейб-медик великой Екатерины, находит, что кислая капуста, соленые огурцы и квас в гигиеническом отношении чрезвычайно полезны для нашего петербургского простонародья и предохраняют его от разных болезней, которые бы в нем развиться могли от влияния климата и неумеренного во всех случаях образа жизни».
Квас. На улице Горького — Николай Паламодов
В середине века началась индустриализация, и квас стали варить реже даже в обычных домах. Желая сохранить наследие, Российское общество охранения народного здоровья взяло покровительство над напитком и его производство начали открывать при госпиталях. Госпитальный квас уже целый век к тому моменту входил в обязательное довольствие армии, флота и заключенных. Где стоял полк, там должен был быть лазарет, а где был лазарет — был и ледник с квасом. Если кваса не хватало, об этом докладывали высшему руководству, с требованием немедленно выделить деньги на закупку солода.
Но последний «оплот» кваса рухнул, когда в 1905 году в полковых лазаретах и госпиталях его заменили на чай. Все из-за того, что квас гораздо труднее готовить и хранить в походах. С тех пор квас перестал быть неотъемлемым напитком русских людей и стал просто любимым. В советское время его начали наливать на разлив уже не из деревянных, а металлических желтых бочек, которые стояли по городу с наступлением жары и до осени.
Томас Тейлор Хэммонд
В постсоветской России началась бутылочная продажа кваса, его теперь можно купить в каждом магазине. Традиционные желтые бочки, кстати, до сих пор существуют. Квас в них стандартизированный и не может больше похвастаться разнообразием вкусовых оттенков, но и у такого «обычного» кваса есть свои фанаты.
Связь языка с культурным кодом и культурой
Каким образом связаны между собой культурные коды, язык и символы культуры? Язык — это в первую очередь знаковая система: буквы, звуки, знаки препинания.
С помощью языка происходит интерпретирование тех или иных культурных символов. Символом может быть даже сам элемент языка.
Именно язык позволяет носителям культуры коммуницировать друг с другом, накапливать знания, передавать их, объяснять и фиксировать символы, традиции, нормы. Язык при этом является еще и продуктом культуры, так как его появление возможно только при ее существовании. Возникновение культуры провоцирует собой создание языка. Он также является одним из условий существования культуры.
Русский культурный код №8. Сообразить на троих
Понимается сейчас не в нужном смысле, а стоило бы в прямом.
Русская тройка, тридевятое царство, три сына, три желания, три сестры, три раза перекреститься, три раза плюнуть через плечо, сообразить на троих – это по сути и есть русская триалектика, о которой речь шла выше.
Русская тройка – спорткар доиндустриального периода – скорость 45 км/час, все три лошади едут в разные стороны, у двух боковых задирается голова, поэтому они бегут «в разбег», при этом они бегут на разной высоте – две крайние лошади приподнимали переднюю, поэтому у ней меньше нагрузки при беге, и она задаёт темп. Двум остальным приходится подстраиваться под этот высокий темп. То есть для того, чтобы быстрее всего ехать вперёд, три разные лошади должны ехать в разные стороны на разной высоте.
В этом и заключается задача русской управленческой школы – правильно сложить то, что движется в разных направлениях.
Три сына
Старший – умный был детина… – статика, монолектика, смысл (условный умник)
Средний был и так, и сяк… – динамика, диалектика, выгода (условный купец)
Младший вовсе был дурак… – спонтанность, триалектика, польза, инновации (условный Емеля)
Тогда сообразить на троих – это в идеале иметь в принятии решения все три типа мышления от трёх специалистов с сопоставимой квалификацией, совмещающих, а) смысл всего решения (умник), б) его выгоду (купец), и в) его пользу/инновацию (Емеля).
По материалам лекций Сергея Хапрова, директора Института семантики систем
Что такое знак и символ в культуре
С этими двумя терминами неразрывно связан культурный код. Итак, что же такое знак и символ в культуре?
Знак — это материальный или воспринимаемый органами чувств объект, который может заменять предмет или действие, принимает участие в процессах коммуникации. Состоит он из денотата (предмета, аналогом или заместителем которого является) и значения (сообщаемой знаком информации).
Что же представляет собой понятие символа? Символ в культуре — это знак без предметного значения. Через него открывается тот или иной смысл предмета. Это понятие неоднозначно.
Можно привести несколько определений символа:
Символ — это явление, служащее обозначением другого явления.
Символ — это образ, обозначающий какую-либо идею.
Опознавательный знак для представителей конкретной группы.
Главная особенность символа состоит в том, что он вызывает реакцию не только на тот объект, который символизирует, но и на весь связанный с этим объектом круг значений.
Символы как элементы культуры помогают раскрывать ее смысл, опознавать. Это, например, религиозные символы (крест, полумесяц, звезда Давида, пентаграмма), военные символы (орден или знамя), национальные символы (флаг, герб), даже костюмы.
Так, например, хиджаб, паранжду или чадру можно воспринимать как символы исламской культуры.
Генетика или традиции?
— Кто пустил мужикав одних подштанниках на сцену?!— Успокойся, это балет.
Когда вам хочется порассуждать о природе человека, то всегда ищите примеры из разных стран и исторических эпох. Всё, что совпадает – это в природе человека.
Например, в самых разных странах есть уважение к искусству повара. Поэтому можно сказать, что желание вкусно поесть – в природе человека.
А вот борьба сумо не очень распространена. Поэтому желание толкаться животами – это чистый культурный код.
Когда вы знакомитесь с традициями и обычаями других стран, то вы, сталкиваясь с противоречиями, начинаете выделять сущностное знание. Знание, которое не зависит от норм и традиций.
Это позволяет вам расширять сознание и включать в ваше мировоззрение опыт других культур. Чем человек умнее, тем шире его картина мира.
Наличие Интернета делает эту задачу лёгкой и приятной. Смотрите ролики о жизни разных стран и ищете то, что вы можете привнести в свою жизнь.
Особое внимание обращайте на методы зарабатывания денег. Например, находки в области удобства удалённой работы практически моментально распространяются по всему миру
Недавно появилась новая общность людей – цифровые кочевники. Это люди, которые работают без привязки к физическому месту, путешествуя по всему миру.
Пока в культурном коде большинства стран это невозможно даже помыслить. При слове «работа» у всех в голове конкретное рабочее место в конкретном офисе или цехе.
Чем больше вы узнаётео жизни других культур,тем проще становится собственная жизнь.
Русский культурный код №6. Авось 2.0
Почему русский «Авось» плохо, а действие по плану – хорошо? Почему в Европе никогда не было «авося»?
Можно представить индустриальный мир в образе железной дороги. У ней есть начало и конец, как и в плане всегда есть конечная цель. Если технологии, рынки, государственное устройство не меняются 30 лет – такая стратегия успешна.
Но если ситуация стала изменчивой, спонтанной, в этих условиях Авось даёт гораздо больше преимуществ. И в такой ситуации образ витязя на распутье, избыточно экипированного под любую напасть – тоже русский культурный код.
Авось – это управление вероятностями в ситуации крайней неопределённости. Это не бытовое понятие, а интуиция профессионала, в условиях крайней неопределённости и давления по времени – крайне мощный аналитический инструмент.
-
В крайней неопределённости интуитивный выбор точнее аналитического.
-
При культурных проблемах коммуникации «случайный» выбор – «справедливей», а потому быстрее и дешевле.
-
В крайней неопределённости, при дефеците времени «случайный» выбор результативнее «дискуссионного выбора». Плохое реализованное решение лучше хороешго, которое поспело к «окончанию сезона».
-
В партикуляристской культуре, где важную роль играют контексты, групповые интересы, «случайный» выбор объективнее выбора по «заданным параметрам».
Разобьём условно цивилизации по трём характеристикам: мышление, коммуникации, деятельность.
Европа – мышление и коммуникации. Деятельность отсутствует.
Европеец очень слаб в деятельности, зависим от комфорта, танк должен быть непробиваемый, душ на войне, крем от загара, генералы должны быть обучены и далее по списку. Поэтому он не отвечает за поставленную задачу, он исполнит любой закон, который написан выше. Но если происходит катастрофа, европеец имеет право на забастовку: «я выполнял все ваши законы и правила, отсутствие результата – ваша проблема».
Китай и Япония – коммуникации и деятельность, мышление отсутствует.
Другой полюс – отсутствие мышления. Ни китайцы, ни японцы ничего нового не придумывали. Невероятно оптимизировали изобретения других стран, но супер изобретений не делали. Огромная исполнительная дисциплина, невероятная точность и … отсутствие творчества, импровизации.
Индия – мышление и деятельность. Коммуникации отсутствуют.
Индусы с брахманами – здесь проблема с коммуникацией. Брахман просто подходил к крестьянину, тыкал пальцем и говорил без всяких объяснений, инструкций и посредников – сей сюда. Среднее звено, в современных терминах средний менеджмент, в индийской культуре из-за деления на касты в целом отсутствует.
Примерная история и в России – отсутствие коммуникации. Условно русского солдата можно одного отправить в бой, даже без оружия. Он сам окопается, поможет офицеру разобраться в ситуации, если тот запаниковал, но что происходит между солдатом и фельдмаршалом? Вся индустриальная модель построена на вышколенном среднем звене, «мидлменеджменте», которого в России нет, не было и никогда не будет.
Способы образования сокращений в английском языке
Большинство сокращений образовано с помощью соединения элементов слов или словосочетаний, выбрасывания «лишних» букв и звуков. Основные способы построения сокращений следующие:
Использование апострофа.
Апостоф — надстрочный символ, обозначающий выпуск букв или целых сочетаний букв. Например:
I’m — I am;
You’re — You are;
He’s — He is;
I’ve — I have;
I’d — I would;
I’ll — I will;
I won’t — I will not;
’em — them.
Использование начальных букв слов, из которых стостоит словосочетание.
В письменной речи устойчивые выражения часто сокращают до аббревиатуры:
ILNY — I love New York;
ASAP — As soon as possible;
TU (TY) — Thank you;
LOL — Laughing out loud.
Звукоподражание.
Этот способ предполагает замену слова или словосочетания на похожие по звучанию буквы:
B — to be (быть);
R — are;
U — you (ты, вы);
C — to see (видеть);
CU — See you (увидимся);
How RU? — How are you? (Как ты?).
Использование цифр
Носители языка часто заменяют целое слово или отдельные его элементы на цифры с похожим звучанием:
GR8 — Great (отлично);
4GET — Forget (забыть);
4 — For (для);
2 — to/too (частица to/тоже);
L8R — later (позже);
SOM1 — someone (кто-то);
2nite — tonight (сегодня вечером);
2day — today (сегодня);
4ever — forever (навсегда).
Выбрасывание гласных
Для сокращения слов на письме из них просто убирают все гласные:
WKND — Weekend (выходные);
WR — Were (форма прошедшего времени от глагола to be)
PLS, PLZ — Please (пожалуйста);
THKS — Thanks (спасибо).
Все эти способы часто дополняют друг друга и используются вместе. Например, Be back soon (скоро вернусь) сокращают как BBS — здесь применяется звукоподражание и аббревиация.
Как читать культурный код?
Понимать культурный код нужно хотя бы ради того, чтобы при коммуникации с людьми из другой группы (или при просмотре фильма на языке оригинала) не чувствовать, что вы чего-то недопонимаете. Порой для лучшего понимания произведений и людей нужно совершать полноценные историко-культурные исследования, но в большинстве случаев вы можете использовать несколько простых приемов.
Культурный код зашит в слова, фразеологизмы и идиомы. Поэтому, чтобы коммуникация не прерывалась уже на этапе первых фраз, вам нужно изучать язык другой культуры. Это может быть как иностранный язык и чужой диалект, так и профессиональный лексикон, который используется узким кругом людей.
Код в культуре — черты и примеры
В культурологии понятие культурного кода используется в качестве ключа к пониманию культурной картины мира.
- Культурный код помогает расшифровать глубинный смысл культурных явлений (смыслов, знаков, символов, норм, текстов, ритуалов и т.д.).
- Код обеспечивает взаимосвязь между знаком и значением, помогает перевести мир номинаций (обозначений) в мир смыслов, т.е. помогает понять, что значат те или иные культурные феномены.
Без кода культурный текст оказывается закрытым, его значение и смысл не поддаются расшифровке. Если такой код есть, то текст становится открытым, его можно «считывать». Каждый культурный текст может прочитываться иначе в зависимости от того, какой код используется.
Сам код может также трансформироваться в процессе развития (упрощаться, усложняться, менять знаковую систему и т.д.).
Черты культурного кода
При этом код культуры непременно должен характеризоваться:
- самодостаточностью;
- открытостью;
- универсальностью.
Примеры культурного кода
Важнейшим культурным кодом в древних культурах являлась система имен. Имена носили сакральный смысл, часто предмет носил два имени – одно «истинное», другое – «общеизвестное», поскольку имя было неотделимо от предмета и с ним можно было совершать магически ритуалы.
Временные отрезки и моменты времени также могли выступать в качестве кода, увязывая в себе смыслы культуры. Например, в христианстве центром времени считается пришествие искупителя – Иисуса Христа. Исходя из этого, строится вся культурная картина мира христианина.
Культурные коды присущи всем языкам культуры. Найти их сложно, но именно культурные коды помогают перевести глубинные смыслы культуры на уровень выражения.
Связь культурного кода со знаком и символом
Как уже говорилось выше, само понятие кода впервые появилось в технической, математической, кибернетической отраслях (например, телеграфный код или код на языке программирования), генетике (код ДНК). В этих областях код — некая система знаков, с помощью которой может читаться и передаваться та или иная информация. Код выполняет в основном оптимизирующую функцию, позволяя уместить большой объем информации в несколько знаков.
В культурологии ситуация совершенно иная. На первом плане находятся смысл и восприятие текстов культуры. Потребность в коде возникает только в том случае, если мир сигналов переходит в мир смыслов. Культурный код — это система знаков, символов и смыслов, которые под ними подразумеваются.
Зачастую при изучении культуры как системы знаков (как разных временных периодов, так и существующих одновременно) возникают определенные сложности в коммуникации между культурами и в интерпретации знаков кода. Вызваны они в первую очередь наличием различных стереотипов, связанных с восприятием и пониманием тех или иных символов, так как в разных культурах один и тот же знак может обозначать абсолютно противоположные явления.
Русский культурный код №5. Поиск границ возможного (степеней свободы)
Этот культурный код легко прочувствовать на знаменитом анекдоте:
Один офицер сравнивал призванных на военную службу русского и азиата: «Чукчу научишь правильно стрелять – и он всю оставшуюся жизнь будет правильно и метко стрелять… Но русский!.. Объяснил ему, он все понял, он выстрелил, он попал!.. И всё!.. Он первый и последний раз стрелял как надо!.. Дальше начинается его самодеятельность: а если попробовать стрелять в движении?.. Или с положения лежа на спине?.. А если попробовать стрелять, целясь в зеркальце?.. И пробует!.. И уже, разумеется, не всегда попадает с первого раза!..»
-
Русский постоянно исследует любую систему на ограничения. Его не надо этому учить, за это платить. Подковать блоху – это из той же серии.
-
Поиск способов преодоления ограничений носит самогенерирующийся характер.
-
Код играет негативную роль в конвейерной экономике и европейском регулярном государстве.
-
Код даёт огромные преимущества в инновационной, изобретательской экономике.
Мы – не конвейерная нация и никогда ей не будем. Один из символов России – Храм Василия Блаженного – девять куполов все разного цвета и разных форм.
Как и традиционная русская домовая резьба, расписные прялки, росписи на храмах. Птицу Феникс, которая сначала погибает, затем возрождается из пепла – невозможно осознать логически. И хотя за советские годы эти культурные, по сути дохристианские коды были частично отформатированы, многое осталось.
В конвейере одна шестерёнка не может вести себя так, как она хочет. Шестерни притёрты друг к другу с детства, всё детерминировано, предопределено. И на выходе получается прогнозируемый точный результат. Многих это до сих пор завораживает – ровные улицы, чистота в Европе, педантичность немцев и прочее.
Однако все забывают, что у Америки долг 100% от ВВП, у Японии – 200%, и никакие байки экономистов этих стран, о том, что это нормально, не соотносятся с простым здравым смыслом. Конвейерная, индустриальная экономика с идеей постоянного роста зашла в тупик. Наступает время неопределённости. И именно в этих условиях у России есть большие шансы для огромного скачка, который несопоставим по результативности со стратегией «догнать и перегнать».
Кто придумал квас?
Когда главный холодный русский напиток появился в России неизвестно. Возможно, его придумали даже не русские. Что-то, напоминающее квас, готовили в Древней Греции и в Древнем Египте. В V веке до н. э. Геродот рассказывал о напитке под названием «зифос»: его делали путем замачивания хлебных корок, в результате брожения получалось нечто похожее на квас.
«Квасник» — Владимир Маковский
По всей видимости, квас готовили везде, но из-за сочетания нескольких факторов — всегда доступное сырье, плюс погодные условия — прижился он именно здесь. Первое письменное упоминания его относят к летописи 996 года: новообращенных христиан по указу князя Владимира угощали «пищей, медом и квасом». Со временем, в других государствах напитки подобного рода во что-то эволюционировали (например, в пиво), а квас так и остался русским «изобретением». Но «национализация» кваса начала все самое интересное.
Признаки культурного кода
Таким образом, для любого культурного кода характерны принципы:
Иерархичности
Она демонстрирует упорядоченность субкодов — выделяя главенство одного и подчиненность остальных.
Экономичности
Она связана с общей информативностью высказывания, так как он сам по себе уже ограничивает поле выбранной информации.
Наша презентация:
По мнению У.Эко, чем большее количество символов использует высказывание, тем больше вырастает число их комбинаций — сообщение становится «высокоинформативным», но в то же время и непередаваемым, так как для его передачи требуется большее число операций. Вывод — легче шифруется и расшифровывается, а, следовательно, эффективно передается (без потери смысла) высказывание из числа элементов, для которых комбинаторные варианты ограничены.
Знаки и знаковые системы в культуре
Всего принято выделять шесть знаковых систем.
Естественная — в нее входят различные природные явления, подразумевающие и иногда характеризующие другие явления (например, дым обозначает огонь).
Функциональная — она состоит из явлений и предметов с прагматическим предназначением. Они превратились в знаки, так как напрямую являются частью человеческой деятельности и предоставляют определенную информацию о ней. Примером элемента такой знаковой системы может служить механизм или техническая деталь (например, турбийон — знак, несущий информацию о работе часового механизма).
Иконическая — в нее входят так называемые знаки-образы. То, как они выглядят, отражает вид обозначаемых ими явлений. В большинстве своем знаки этой языковой системы были созданы искусственно.
Конвенциональные — в данную систему входят полностью искусственно созданные знаки, которым люди присвоили то или иное значение, причем далеко не всегда знак схож с означаемым явлением (примером элемента такой знаковой системы может быть красный крест, обозначающий скорую медицинскую помощь).
Вербальные — эти знаковые системы представляют собой все живые разговорные языки. Данная система является самой большой из всех, так как в мире существует несколько тысяч языков.
Системы записи. По сравнению с другими появились не так давно. Возникли они на основе других знаковых систем. Примером системы записи может быть, например, нотная грамота или письмо.
Миссия
- Подумай о своей цели и представь, что она достигнута.
- Ярко представь препятствия на пути к цели.
Мотивация не существует сама по себе
Мотивация появляется, когда ты фокусируешь внимание на своей текущей ситуации и на том, к чему ты хочешь прийти.
Истории — самый лучший известный способ для передачи ментальных моделей, которые будут управлять поведением.
- Преподносите обучение как что-то что поможет в достижении конечных целей (или клиентам), на не как дополнение к существующим практикам.
- Явно проговаривайте, почему каждая роль в команде важна для достижения конечного успеха.
- Обучаться — не значит просто начать делать то, что вы хотите освоить. Обдумайте план обучения. Анализируйте результаты. Обсуждайте коммуникацию в команде.
- Проводите ретроспективы.
Обозначенные явно или нет, приоритеты всегда есть. Если вы хотите расти, лучше четко проговорить приоритеты и соответствующие им действия.
- Нанимай людей умнее себя.
- Лучше много мелких ошибок, чем одна большая.
- Не пренебрегай ничьими идеями.
- Не избегай трудностей.
- Лучше вкладываться в хороших людей, чем в хорошие идеи.
Креативная миссия создается через ответственность и направление команды по тернистому пути к созданию чего-то нового и важного. Креативной команде нужна поддержка.
Проговаривай приоритеты в десять раз яснее, чем ты думаешь, что достаточно.ЧеткостьКреативностьАвторские права на цитаты принадлежат Даниэлу Койлу
Разрешение автора на публикацию цитат получено. При подготовке поста я не использовал перевод книги на русский язык.
Признаки культурного кода
Для всякого культурного кода характеры и обязательны два главных признака. Первый — иерархичность. Что показывает данный признак? Он демонстрирует строгую иерархию субкодов, где один является главным, подчиняющим, а остальные второстепенны, связаны и зависимы от главного. Следующий необходимый для культурного кода признак — это его экономичность. Суть этого признака связана с теорией философа Умберто Эко. Он считал, что если определенное высказывание использует слишком большое количество символов, то, несмотря на то что оно становится более информативным, передать его уже невозможно, потому что для этого необходимо слишком много операций. Таким образом, по мнению Эко, гораздо легче зашифровать и передать (не потеряв смысла), то выражение, для которого используется ограниченное количество символов.
Русский культурный код №7. Вера в доброго царя, собирание земель русских, русская радиальная сеть
Часто это ставят в упрёк русским – вера в русского царя как средневековый пережиток.
Есть две концепции – нация пазл и нация зеркало. Если разбить пазл, он будет состоять из отдельных кусочков, каждое место которого определено в общей картине. Поэтому при последующей сборке отдельный элемент, человек вступает в коммуникацию, чтобы занять то место, которое он занимал до разборки пазла.
А вот если разбить зеркало, на каждом из кусочков будет целое изображение. И при попытке собрат такое зеркало кусочки не складываются как пазлы на своё строго определённое место.
Русским народом была выработана формула выживания по образу разбитого зеркала – радиальная сеть. Все направления сходятся в одном центре. В России всегда дороги до Москвы лучше дорог между соседними городами, и это не случайность и не произвол дорожных служб. Из всех городов Сибири до Москвы долететь проще, чем до соседнего города. В России выработалась радиальная сеть с центром сборки – Москвой, в данном случае Москва не как город, а скорее, как образ, является центром сборки русских земель. И Владивосток дружит с Калининградом только через Москву.
По этому же принципу действует вера в «доброго царя». Русский человек с царём и с богом имеет «личный контракт». Условно: «Царь-батюшка – такой бардак, полякам Москву отдали, экономику убили, с соседом я точно не договорюсь, поэтому тебе — чрезвычайные полномочия. Но твоим боярам, замам, министрам, никакого доверия – они всегда были и будут казнокрадами, жуликами и ворами». Потому что контракт только с первым лицом. Никаких посредников. Как и с Богом.
Поэтому и поэт в России больше чем поэт. Поэты были большими выразителями единства, чем кто-либо ещё в стране с нелинейными связями. Например, Высоцкого слушал диссидент и КГБшник, который слушал диссидента, водитель МАЗА и конструктор МАЗА, ОБХССник и цеховик, которого сажал ОБХССник, в общем все слои населения, и у всех картина России была одинаковая. Потому что он стал «точкой сборки», человеком-зеркалом, который отражает общую картину, и при этом образовательный, социальный, имущественный ценз не влияет на полноту и единство этой картины.
Королёв, Туполев, Бармин – тоже были зеркалом своих коллективов, которые благодаря сплочённости и взаимопониманию строили сложнейшие конструкции в кратчайшие сроки.
При этом важно, что в такой системе почти нет горизонтальных связей. А вокруг личности-зеркала создаётся зона доверия и личный контакт
Затем постепенно возникает зона отражённого доверия, которая накрывает весь коллектив и позволяет эффективно работать. И только затем идут этапы регулярных событий, взаимодействий, обмен знаниями и компетенциями, и как итог – этап сложных проектов.
Шестой техноуклад – это экономика русских культурных кодов. Впервые система координат русских культурных кодов совпадает с общемировой.
Чем принципиально отличается 3D-принтер от станка? Первый сразу делает то, что вам надо, второй убирает лишнее из заготовки. Вопрос только в том, как Россия воспользуется Технопакетом, который во многом подготовил для неё Запад.
Технологии ближайшего будущего: транспорт, который не требует дорог (еду куда хочу, где хочу и когда хочу), связь с миром через интернет плюс автономные источники энергии – всегда на связи (общаюсь где хочу и когда хочу), города, которые не требуют подключений к центральным энергосетям (живу где хочу, когда хочу), интеллектуальные цифровые системы сельского хозяйства, системы сочетания «зелёной среды» с городской (ращу что хочу, где хочу, когда хочу).
Это всё и есть продукты новой экономики, которые будут востребованы в ближайшее время. Вспомним снова предметы из русских сказок и не только: гусли-самогуды, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, самострел, самогон – всё это прототипы новых изделий, которые в ближайшее время получат широкое распространение.
Например, «Самодел» — самособирающиеся наномашины. Или самоорганизующиеся умные строительные материалы, с помощью которых дом можно собрать как конструктор. Или «Самопёк» — автономная печь-плита на альтернативных источниках энергии.