Кто такой кришна? и при чем тут славянский бог крышень?

Поздний отрезок бытия

Вы когда-нибудь изучали Вишну-пурану? Этот религиозный индуистский текст весьма интересен. Но продолжаем далее. После сражения на Курукшетре Кришна в Двараке жил в течение 36 лет. Затем на одном празднестве между Ядами завязался смертный бой, в котором они убили друг друга. Немного погодя старший брат Кришны, Баларама, своё тело покинул в йогическом беспамятстве. Кришна отправился в лес, уселся под ветвистым деревом на землю и стал медитировать.

Мимо него проходил охотник с провещающим именем Джара (дряхлость). Он увидел часть ноги Кришны сквозь листву, предположил, что за деревом находится олень, и выстрелил в него из лука. Кришна был смертельно ранен.

В соответствии с «Махабхаратой», Кришна скончался из-за осуждения матери Кауравов Гандхарати. Она после гибели своих сыновей на поле брани Куркуштера рассердилась и прокляла Кришну за то, что тот не стремился остановить войну. Он лишь усмехнулся и принял проклятие, сказав, что его обязанностью было биться на благочестивой стороне, а не предупреждать битву.

В соответствии с описаниями «Бхагавадгиты» и «Бхагавата-пураны» и базирующимися на них астрологическими вычислениями, датой гибели Кришны в индуизме расценивают 18 февраля 3102 года до н. э. Эта дата базируется на «Махабхарате». В её текстах указано, что Кришна царствовал в Двараке в продолжение 36 лет после сражения на Курукшетре. В «Матсья-пуране» также указано, что на момент боя на Курукшетре Кришне исполнилось 89 лет, после чего Пандавы властвовали 36 лет.

Господь Брахма – Создатель

Господь Брахма является первым проявленным живым существом и создателем материальной вселенной. Управляемый Господом Вишну, он создает все формы жизни во вселенных. Он также управляет гуной (состояние материи) страсти.

Однажды Господь Брахма захотел удостовериться в могуществе Кришны. Он забрал всех телят и пастушков и спрятал их в укромном месте. Через год Брахма вернулся и увидел, что Кришна как обычно играет со своими друзьями и пасет телят и коров. Затем Кришна проявил всех телят и пастушков в форме Нараяны – в неземной четырехрукой форме. Брахма, осознав могущество Кришны, был поражен деяниями Своего почитаемого Господа и вознес молитвы, прославляющие Верховную Личность Бога:

пашйеша ме найам ананта aдйе
паратмани твайи апи маи-майини
майа витатйекшитум атма-вайбхава
хи аха киян аичам иварчир агнау

Шримад-Бхагаватам, 10.14.9

Господь Брахма поведал учение Вед вначале Нараде, а Нарада распространил трансцендентное знание по всему миру через своих учеников, таких как Вьясадева. Последователи ведической мудрости принимают утверждения Брахмаджи как истину, и таким образом трансцендентное знание распространяется по всему миру через ученическую преемственность с незапамятных времен, с самого начала создания.

Господь Брахма является совершенным освобожденным живым существом в материальном мире, и любой искренний искатель духовного знания должен принять слова и заявления Брахмаджи непогрешимыми. Ведическое знание непогрешимо, потому что оно исходит непосредственно от Верховного Господа к сердцу Брахмы, и так как он является самым совершенным живым существом, то всегда точно передает знание.

Кроме того, Господь Брахма является великим преданным Господа, искренне склонившимся перед подобными лотосу стопами Господа и принявшим это положение как высшую истину. В «Брахма-самхите», которая составляется Брахмаджи, он повторяет «говиндам ади-пурушам ахам бхаджами» («Я поклоняюсь изначальной Личности Бога, Говинде, изначальному Господу»).

Поэтому все, что он говорит, думает и делает, как правило, должно быть принято в качестве истины, благодаря его прямой и очень тесной связи с Говиндой, изначальным Господом.

Разные отношения с Господом

Каждое живое существо в духовном мире связано с Господом неповторимыми отношениями, которые называются раса. Находясь в материальном мире, под влиянием иллюзорной энергии мы забыли о Кришне и своих отношениях с Ним. Пока мы не можем их себе даже представить. Необходимо очистить свое сознание, занимаясь преданным служением, и тогда эти отношения проявятся сами собой.

Разница между Вишну (Нараяной) и Кришной заключается в том, что с Господом Нараяной и другими аватарами Господа (Рамой, Нрисимхой и так далее) можно иметь лишь нейтральные отношения и отношения слуги-господина. Нейтральные отношения (шанта-раса) – это пассивная любовь, когда вы ко всем относитесь доброжелательно, но активности не проявляете, однако готовы быть в полном распоряжении в случае необходимости. Отношения слуги-господина (дасья-раса) – это активная любовь, когда хочется служить объекту любви: вы не ждете, когда вас попросят что-то сделать, а первым проявляете инициативу.

Голока Вриндавана, где обитает Кришна, находится выше уровня духовных планет Вайкунтх. На ней доступны еще три вида отношений:

Дружеские отношения (сакхья-раса), подразумевающие равенство, взаимное служение друг другу. Например, мальчики-пастушки играют и забавляются с Кришной, но в то же время они всегда готовы пожертвовать собой ради Его интересов.

  • Родительская любовь (ватсалья-раса), проявляющая полный спектр любви и заботы к Господу как к сыну. Родителями Кришны во Вриндаване были Яшода и Нанда Махарадж.

  • Супружеская любовь (мадхурья-раса) – самый высший уровень взаимоотношений с Господом. Он включает в себя все предыдущие типы отношений. В материальном мире мы можем видеть некое подобие: идеальная жена заботится о своем муже, как мать, она же  близкий друг ему, слуга, и всегда доброжелательна к нему. А муж дает жене полное покровительство и заботу, как отец, выслушивает, как друг, и желает только блага.

Несмотря на то что Кришна является изначальной Личностью Бога, преданные Господа во Вриндаване видят Его просто как мальчика-пастушка. Его слуги, друзья, родители и возлюбленные движимы спонтанной, беспримесной любовью. Поэтому, в отличие от других мест духовного мира, во Вриндаване проявляются особые сокровенные отношения, в которых живое существо находится в равных отношениях с Кришной или даже занимает более высокое или покровительственное положение, связывая Господа узами своей безграничной любви. Поэтому Вриндаван – самая сокровенная обитель Господа. Здесь Господь не устанавливает законы и не вершит суд, а просто наслаждается любовью Своих преданных.

Мы можем подумать, что описанные виды отношений проявлены и в материальном мире: к прохожему я отношусь нейтрально, начальнику служу, родителей уважаю, также у меня есть друзья и любимый муж/жена. Однако наши отношения осквернены представлением о жизни «я есть тело», поэтому лишены чистоты и бескорыстия. И хотя внешне духовные отношения напоминают отношения живых существ в материальном мире, они имеют иную природу. Понять их может только человек, наделенный истинной верой, которая обретается в общении с чистыми преданными Кришны.

В чем разница между вайшнавами и кришнаитами

Религия кришнаитов проявляется в таких формах:

  1. Вайшнавизм, в котором считают, что существует верховный бог, по отношению к которому другие божественные сущности являются только его проявлениями.
  2. Вера, основанная на изучении священной книги — Бхагавад-Гиты.
  3. Гаудия-вайшнавизм во многом похож на вайшнавизм, но фактически представляет собой его упрощенную версию.

Хотя воззрения вайшнавов во многом похожи на те, которые есть у кришнаитов, тем не менее в них можно найти ряд отличий:

  1. Вайшнавы считают главным Бога Вишну. С их точки зрения именно он является создателем и первопричиной всего. Кришна для них — это только один из многочисленных аватаров. Они чтят именно Вишну.
  2. Кришнаиты имеют свое представление о том, кто истинный Бог всего сущего. Для них это Кришна. Признается существование женской ипостаси — Радхи. Это учение более простое для понимания и сильнее распространено по всему миру. Считается, что отношения Бога и преданных в религии гораздо более близкие, чем в вайшнавизме.

Оба направления используют одинаковые основные священные тексты, празднуют практически одни и те же праздники. Различия проявляются в отношении к личности главного Бога и используемых при богослужениях мантрах.

Образ Кришны в индийской мифологии

Индийский пантеон богов отличается своим разнообразием и уникальностью, а многие особенности небожителей были успешно переняты другими народами, известными современным исследователям.

Тем не менее, довольно сложно найти аналог синекожему богу Кришне, который представляет собой одно из центральных божеств.

Стоит заметить, что многие читатели, которые открывали индийские религиозные произведения, полагают, что подобное решение художника вызвано лишь желанием выделить персонажа среди его окружения.

Но это не так. В предания индийцев ясно видно, что синяя кожа является важным атрибутом, благодаря чему бог и получил свое имя.

Если искать перевод на санскрите, то можно увидеть, что кришна означает синий. А в религиозных текстах, где описывается божество индийцев, его внешний вид указан как сходный с голубыми облаками.

В результате можно прийти к выводу, что изображения, которые использованы при иллюстрации священной книги Бхагавад-Гита, являются совершенно точными, и в них нет и намека на выдумку художника.

И в данном случае у европейских исследователей нового времени не редко возникали вопросы. Ведь в некоторых из текстов Кришна предстает перед читателями в образе удивительного малыша, который доставляет огромную радость родителям, ворует молоко и масло с родительского стола и совершает другие мелкие проказы.

В других книгах он уже юноша, который пасет огромные стада, либо предстает в образе идеального любовника.

Одни из самых известных произведений представляют Кришну в образе могучего воина, который наставляет другого индийского героя – Арджуна.

И здесь очень важно отметить, что Кришна в первую очередь – аватар бога Вишну, восьмой по счету. Данное воплощение является последним, и становится ключевым для пантеона индийцев

Иконопись

Бог в индуизме представлен необычным существом. Кришну обычно изображают как темнокожего или чёрного парня. Особенно это свойственно для мурти Кришны в индуистских молельнях. В художественном творчестве Кришна часто нарисован в виде мальчика или юноши во Вриндаване с кожей тёмно-голубого или лазурного цвета. Он одет в жёлтую дхоти и стоя играет на флейте. Кришна расслаблен, ноги его скрещены. На его шее висит гирлянда, изготовленная из цветов, а в волосах находится перо павлина. Кришна практически всегда изображается в окружении телят, коров и девушек-пастушек гопи.

Также очень часто Кришна изображается в тот момент, когда он даёт советы Арджуне на поле брани Курукшетра в «Бхагавадгите». В этих случаях он выглядит как парень с типичными красивыми чертами, свойственными религиозному искусству Индии. Также этого Бога можно узреть с чакрой – одной из особенностей Вишну. Или с большим количеством рук и голов выказывающим свою всемирную форму Арджуне.

Вы когда-нибудь видели храм Кришны? Во всех таких храмах есть мурти, в которых Кришна представлен стоящим в истомной позе возле своих попутчиков – своей сестры Субхадры, брата Баларамы (также известного как Балаюхадра) или с любимыми своими жёнами-государынями Сатьябхамой и Рукмини. Иногда его изображают с его любимой гопи Радхой. В этом случае он выглядит как Радха-Кришна – лик, типичный для многих традиций в индуизме. К примеру, манипурские вайшнавы одному Кришне никогда не поклоняются, а всегда лишь Радха-Кришне.

Кришна — игривое божество

Цитируемый нами материал из выпуска от марта 1998 г. журнала «Индия перспективы» включал заметку «Кришна — игривое божество» Павана К. Вармы (Pavan K. Varma, индийский дипломат, родился в 1953 г.), по его одноименной книге Krishna, the playful divine (вышла в 1993 г.).

Далее текст упомянутой заметки:

«Когда Кришна, само воплощение грации и сладости, играл на своей флейте, он зачаровывал всех. В самом деле, его флейта с ее явной фаллической коннотацией была продолжением его красоты. Согласно Бхагавате (также Бхагавадгита, букв. «Песнь Божья», древний индуистский священный религиозно-философский текст на санскрите, часть индуистского эпоса Махабхарата, представляет собой беседу Кришны с принцем Арджуной, своим двоюродным братом, произошедшей на военной колеснице Кришны перед одной из битв, — беседе, в которой Кришна раскрывает свою божественную сущность Прим. Portalostranah.ru), заслышав звуки его флейты, пастушки гопи бросали все и, позабыв обо всем на свете, устремлялись к нему как в трансе (gopi — пастушки гопи, выпасающие коров, священных в индуизме животных — спутницы Кришны как в его пребывании на земле, так и небесном обиталище Прим. Portalostranah.ru).

В Бхагавате говорится, что когда мелодия флейты Кришны наполняла Бриндаван (Vrindavan, также Бриндабан — город в нынешнем штате Индии Уттар-Прадеш, на месте которого в древности, по легенде, находился лес, в котором, во время своего земного воплощения 5000 лет назад, Кришна проводил свои божественные игры-упражнения — лила; также Бриндаван — это Голока Вриндавана «планета священных коров» — некая небесная обитель Кришны Portalostranah.ru) всё вокруг опьяняла страсть.

Даже жены богов не могли противиться его зову. Казалось, будто все живое на мгновение замирало и слушало, как зачарованное, его игру. Когда он играл, облака спускались пониже, чтобы его послушать, растения и цветы раскачивались в такт музыке, а камыш, из которого была сделана его свирель, плакал от радости. Реки замедляли свой бег в непроизвольном подчинении.

В объятиях Кришны гопи, опьяненные желанием, находили себе приют. Лаская его, мастера во всех 64 приемах искусства любви, гопи испытывали неописуемое блаженство. Когда же наступал момент климакса, они испытывали такое удовлетворение и экстаз, какие могли быть лишь аспектом божественного. Таким образом все эротическое, животное и пошлое становилось лишь аспектом сублимального, духовного и божественного.

В Индии Кришна живет не только как символ веры,.. но имеет неоспоримое присутствие в повседневной жизни миллионов людей, как участник в их чаяниях, радостях, печалях и горе, в их песнях и танцах, музыке и созидательном труде, в праздниках и церемониях, в смехе и ликовании. По-своему его многоликий образ отражает гармоничную шизофрению индуистского ума, который без каких-либо усилий оперирует на двух явно различных уровнях. Одном — воображаемом, ритуальном, чисто мифологическом и исполненном любви, и другом — трансцендентальном, выходящем за пределы категорий, покойным в осознании метафизического единства божественного», отмечалось в заметке «Индия Перспективы» «Кришна — игривое божество».

Древние традиции

Почему говорят, что Кришна – это Вишну? Потому что Кришна как сваям-рупа является первопричиной Вишну, или Нараяны (виласа-рупа), который в свой черёд изливается из вайбхава-пракаши Кришны, конфигурации Бога Баларамы. Кришна же владеет добавочными, присущими ему свойствами.

Культ Кришны-Васудевы, именуемый бхагавативизмом, исторически был одним из самых стародавних видов почитания Кришны. Учёные считают, что с течением времени бхагаватизм смешался с иными ценностями поклонения Кришне, такими как культ Бала-Кришны и Гопалы, которые выступили основой для нынешнего монотеистического кришнаизма.

Учёные думают, что создателем религиозных ценностей бхагаватизма был сам Кришна, которого также именовали Васудевой. Он относился к племени Ядавов и его ученики именовали себя бхагаватами. Самые древние археологические и писательские доказательства наличия этого наследия относятся к временам V-II веков до н. э.

В нынешнем индуизме почитание Кришны является сегментом монотеистического наследия вайшнавизма. Его приверженцы поклоняются Вишне как Верховному Богу. Кришна в вайшнавизме трактуется как самая совершенная аватара, или форма Вишну, идентичная Вишну.

Кришна также является одной из базовых форм Бога в поклонении наследий бхакти индуизма, особенно в вайшнавизме.

Течения бхакти, базирующиеся на почитании Кришны, популяризовались в Индии с VI по IX век авторами старинных текстов, посвящённых Кнришна-бхакти.

В те годы учёные жители, обладавшие знаниями санскрита, могли восторгаться такими писаниями, как «Гитаговинда» и «Кришнакарнамрита». Люди воспевали религиозные песни и иных поэтов, составленные на местных языках Индии. Эти песни выражали преданность и эстетическую любовь Кришне. Они были созданы поэтами, которые происходили из различных слоёв общества Индии того времени.

Нарождение

По традиции в индуизме, базируясь на подробностях, отмечаемых в астрологических расчётах и описаниях, датой появления на свет Кришны (Кришна-джанмаштами) полагается считать 19 июля 3228 года до н. э.

Кришна появился на свет в Матхуре в царской семье. Он был восьмым сыном Васудевы и его жены принцессы Деваки. В те годы Махутра являлась столицей дружественных кланов Вришни, Бходжа и Андхака, которые носили имя Ядавов. Они были так названы в честь своего эпонимного прародителя Яду.

Деваки и Васудева находились в составе этих кланов. Царь Камса, брат Деваки, для того чтобы завладеть троном, бросил в темницу своего отца, царя Уграсену. Камса опасался за свою жизнь из-за предсказания, в котором говорилось, что его уничтожит восьмой сын Деваки. Поэтому он заключил в тюрьму и супружескую чету, собираясь погубить всех младенцев Деваки.

Царь Камса погубил первых шесть малышей Деваки. После седьмого мифического выкидыша у Деваки появился на свет восьмой малыш – Кришна. Так как жизнь отпрыска была в опасности, его дивным образом вывезли за пределы Махутры. Маленького Кришну доставили в небольшую деревню Гокулу и отдали приёмным родителям Нанде и Яшоде на воспитание.

Остались в живых и ещё два младенца Деваки – Баларама и Субхадра. Баларама является седьмым ребёнком Деваки, который волшебным образом из чрева Деваки перебрался в чрево Рохини, первой супруги Васудевы. А Субхадра – это дочь Рохини и Васудевы, которая появилась на свет уже после Кришны и Баларамы.

Место появления на свет Кришны в Махутре является местом пилигримства для индусов и именуется Кришна-джанма-бхуми. Там размещён храмовый комплекс, возведённый в честь этого прецедента.

Философия Кришнаизма

И это учение похоже на Тантру, когда служение проводится постоянно, тогда можно увидеть в себе «лицо» Бога. Ведь если мы посмотрим на этот мир, где мы сможем увидеть Бога, да нигде. Но тем не менее Он всегда здесь и проявляется во всем.

Бог не может быть одним, поскольку одним может быть какая-то вещь, но не Бог. Он во всех вещах, но проявляется по-разному и это Его игра или лила в учении индуизма.

Все явления этого мира судя по философии кришнаизма — это игра Бога, смотрите сами, вот был человек и его не стало, был богат, а стал банкротом, был здоров, а стал больным, был любим, а стал ненавидим.

И когда человек понимает принцип этой игры, что он сам создал ее и увидел ее пустую и проявленную составляющую — он становится гопи, он становится Кришной, он становится Богом или конечной целью практически всех религий этого мира.

Существует различные направления кришнаизма: это Бхакты — основанное на служении; сторонники Радха-Кришны — поклонение союзу вечной спутницы Радхе и Кришне;

Существуют также направления служения только одному Кришне; поклонение Кришне как воплощению Бога Вишну, а также различным формам проявления Кришны.

Святые места кришнаитов

Главным местом паломничества или самым святым местом Кришнаизма считается город Вриндавана в Индии, где согласно легенде проводил свое время в играх сам Кришна. И кроме того, здесь построено множество храмов для поклонения Радха-Кришне.

Международное общество сознания Кришны

В 1966 году было создано движение Харе Кришна, где поклоняются Кришне, как высшей форме Бога. Также это движение называется Гаудия-вайшнавизм, которое основано на писаниях «Бхагават-Гита» и «Бхагавата-Пурана».

Пури. Последние годы жизни

Покинув Бенарес, Махапрабху вернулся в Пури. С этого времени, то есть с тридцать первого года жизни, и вплоть до своего ухода в возрасте сорока восьми лет Махапрабху безвыездно оставался в Пури. В течение последних восемнадцати лет его жизнь была подвигом постоянной любви и благочестия. Он был окружен многочисленными последователями, которые все без исключения были вайшнавами высочайшего уровня и отличались от обыкновенных людей своей чистотой и ученостью, твердостью в религиозных принципах.

Махапрабху спал очень мало. Он поклонялся в храме, поддерживал связь со своими миссионерами во Вриндаване и беседовал с религиозными людьми. Гауранга мало говорил – он учил своим примером. Он пел, танцевал и то и дело забывался в духовном блаженстве. Каждый, кто приходил к нему, начинал верить, что это Сам Господь, сошедший в мир, чтобы принести благо всему человечеству. По своей природе Махапрабху был в высшей степени благожелателен, само смирение воплотилось в нем. Он никогда не отказывал в поучениях тем, кто просил об этом.

Так наступил 1534 год… Однажды преданные увидели, как он вошел в храм Тота-гопинатха, однако обратно не вышел…

Господь Шри Чайтанья Махапрабху являл свои трансцендентные деяния в течение сорока восьми лет и покинул наш мир в 1534 году в Пури.

Хотя в юности Господь Чайтанья был широко известен как ученый-пандит и его духовное наследие безгранично, он оставил после себя лишь восемь стихов под названием «Шикшаштака». В этих важных стихах-молитвах раскрываются его миссия и заповеди. Все другие обширные произведения о нем были составлены основными последователями Господа – шестью Госвами Вриндавана и их учениками.

Ранние годы жизни Господа описаны одним из его самых близких преданных из современников, Шрилой Мурари Гуптой, а более поздний период жизни освещен его личным секретарем Шри Дамодарой Госвами, который практически не разлучался с Господом в Пури. Эти двое преданных описали почти все события, в которых участвовал Господь. Впоследствии на основании этих кадач (записей) были написаны книги: «Чайтанья-Бхагавата» Вриндавана даса Тхакура (в которой описываются ранние годы жизни Махапрабху) и «Чайтанья-Чаритамрита» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами (посвященная, в основном, учению Господа).

Господь Чайтанья наказал своим ученикам писать книги по науке о Кришне, и эту задачу его последователи продолжают выполнять до сегодняшнего дня. Именно благодаря системе ученической преемственности, философия, которой учил Господь Чайтанья, на сегодня является весьма обширной, точной и последовательной. Культ философии Шри Чайтаньи Махапрабху признан живой религией наших дней. Со всем достоинством и высшим авторитетом эта миссия в двадцатом столетии продолжена Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Махараджем и его выдающимся учеником, одним из величайших философов и духовных деятелей современности – А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой – ачарьей-основателем Международного общества Сознания Кришны.

Именно благодаря миссии Шрилы Прабхупады, в которой он огромное значение уделял толкованию и переводу на различные языки мира священных писаний и трудов предыдущих духовных учителей, мы можем соприкоснуться с этими драгоценными трудами.

Литература

  1. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад-Бхагаватам. Песнь первая, том первый. Введение. Очерк жизни и учения Господа Чайтаньи, проповедника «Шримад-Бхагаватам». – М.: The Bhaktivedanta Book Trast, 2013. – 608 с.
  2. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Чайтаньи. Пролог Бхактивиноды Тхакура «Шри Чайтанья Махапрабху: Его жизнь и наставления». 2-е издание, переработанное. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2015. – 496 с.
  3. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шри Чайтанья-Чаритамрита. Ади-лила. — М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2003. – 944 с.
  4. А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как Она есть. Изд.4-е. – М: The Bhaktivedanta Book Trast, 2012. – 976 с.
  5. Чайтанья-упанишад из «Атхарва-веды» (перевод и комментарий Карнамриты даса, пер. на рус. Парама-удара дас, ред. Ямуна д. д.). – М.: Философская Книга, 2014. – 40 с.
  6. Гауранга-послание Любви. В трёх томах. Составление и перевод: Джагадьони деви даси. 1995-1996 годы.

Сражение на Курукшетре

Известно, что Кришна – это Вишну. Но Вишна не является Кришной. Хотя это всё Бог, главенствующая личность. Кришна — двоюродный брат одной из враждующих сторон – Пандавов (он также племянник сестры Васудевы, их матери Кунти). К тому же Кришна был двоюродным братом самого доблестного и могучего кшатрия, который сражался на стороне Кауравов, — Карны. Кришна предводителям предложил выбрать или самого себя, или своё войско, но с условием, что он в руки оружие не возьмёт.

Кауравы для себя выбрали войско Кришны, а сам Кришна принял сторону Пандавов. Также в предстоящем великом сражении Кришна согласился стать возницей колесницы своего приятеля принца Арджуны.

«Бхагавадгита» являет из себя философскую беседу между Арджуной и Кришной перед началом боя на Курукшетре. В ней Кришна инструктирует Арджуну, который не решался поднять оружие против родственников (включая учителей, бившихся на стороне Кауравов, и своего деда Бхишму). Кришну осудил старший его брат за вторжение в распрю, и сам, чтобы никого не поддерживать, на время боя стал паломником.

Кришна играет основополагающую роль в финале баталии на Курукшетре, побуждая Пандавов разделаться со сверхсильными воинами Кауравов бесчестными методами. Пандавы следовали советам Кришны. В итоге они обманом отделались от своего всемогущего учителя воинского дела воина-брахмана Дроны. По настоянию Кришны Арджуна убил неодолимого Карну, когда в земле его колесница увязла, и битва должна была быть приостановлена. Также по наставлению Кришны самый могущественный из Пандавов Бхима убил в поединке на палицах вожака Кауравов Дурьодхану запретным ударом ниже пояса.

Жизнеописание

В древнеиндийском эпосе «Махабхарате» присутствует самое раннее упоминание Кришны. В шестой книге («Бхишма-парве») есть наставления Кришны, адресованные его другу-ученику Арджуне на поле битвы Курукшетра.

В «Махабхарате» идет описание позднего периода жизни божества. А раннее и юношеское время упоминается в «Бхагавата-пуране» и «Харивамше». Ученые считают эти предания поздним дополнением «Махабхараты». Жизнь Кришны описывается и в канонических Пуранах.

Рождение

В традиционной индуистской культуре считается, что Кришна (джанмаштами)  появился на свет 19 июля  3228 года до н. э. Такое убеждение основано на его описаниях и астрологических подсчетах.

Родилось божество в семье царя в городе Матхуре. Он был восьмым сыном принцессы Деваки и ее супруга Васудевы.

В те времена Матхура считался столичным городом, принадлежащим союзническим кланам Вришни, Андхака, и Бходжа (их единое имя — Ядавы). Такое имя кланы получили в память об эпонимном предке Яду. Васудева и Деваки также являлись представителями этих кланов.

Один из братьев Деваки (Камса) заточил воего отца (Уграсену) в тюрьму, чтобы занять его престол. По преданиям восьмой сын Деваки должен был убить Камсу, поэтому тот заточил супружескую пару в темницу и намеревался уничтожать всех детей Деваки.

Первые малыши действительно погибли от рук Камсы. Но к восьмому ребенку Деваки к Кришне судьба оказалась более благосклонной. Его чудом спасли и вынесли из города Матхуры, отдав на воспитание приемным родителям Яшоде и Нанде из небольшой деревни Гокулы. Еще два младенца Деваки также выжили: седьмой малыш Баларама смог мистическим путем перейти в тело Рохини (первой супруги Васудевы), а последняя девочка Субхадра появилась на свет у Васудевы и Рохини после выживших малышей.

В Матхуре место рождения Кришны является священным и к нему стекаются толпы паломников. У индусов оно носит название Кришны-джанма-бхуми. На этом месте был построен комплекс храмов, посвященных рождению божества.

Детство

Ранние годы Кришны проходили среди детей-пастухов. С ними он гулял по лесам и пас коров. Научился владеть флейтой так хорошо, что на ее звуки сбегались все девушки-пастушки из соседних окраин.

Изначально в Кришне ничего особенного не было. Он рос таким же беззаботным и задиристым малышом, как и остальные. В числе его частых проступков была кража взбитых сливок. Но удивительно то, что от этих краж молока в коровах становилось только больше. Если Кришне кто-то отказывался давать сливки, то их коровы переставали давать молоко вообще. Мальчик был тем еще проказником. Позднее в нем начала развиваться сверхсила, которая позволила ему стать настоящим героем.

Юность

Новость о том, что юноша обладает необычными способностями разлетелась по всему государству и дошла до ушей Камсы. Тот решил через хитрость заманить Кришну в Матхуру и убить его там.

Для осуществления этого плана, царь разослал приглашения на воинские поединки. Кришна с удовольствием согласился и отправился в столицу. Когда началось состязание, Камса приказал лучшим воинам страны напасть на юношу и изрубить его мечами. Но воины с задачей не справились. Тогда Камса повелел выпустить на поле боя взбешенного слона, чтобы тот растоптал юношу. Но все повернулось иначе. Кришна справился не только с воинами и слоном, но и убил Камсу.

После битвы юноша освободил из темницы старого отца и взошел на престол в соседнем городе Двараке. В своих владениях он создал новое королевство Двараку (на берегу современного штата  Гуджарат).

Смерть

Когда война закончилась, Кришна поселился в Двараке и жил там на протяжении 36 лет. В один из дней случилось непредвиденное: во время проведения фестиваля в городе начались беспорядки из-за которых практически вся царская семья была истреблена. Эти события привели к тому, что брат Кришны Баларама решился отказаться от земной жизни посредством йоги. Узнав о смерти брата, Кришна ушел в лес для совершения медитации под кроной деревьев. Проходивший мимо охотник подумал, что нога Кришны — это часть оленя и выпустил стрелу. Кришна был убит. Так завершилась его земная жизнь. Смертельная рана Кришны считается проклятием матери Кауравов, которая думала, что тот приложил слишком мало усилий для предотвращения войны.

Так или иначе, Кришна стал известен на весь мир, благодаря своим победам над злыми врагами. Его стали почитать как первого хранителя правды и справедливости. Он и сейчас является одним из самых известных божеств индуизма.

Суть Кришнаизма

Если мы правильно всмотримся в смысл учения Кришнаизма, то само собой оно основывается на служении Кришне — как воплощению изначальной личности Бога. За основу учения берется важнейшее учение, называемое «Бхагавата-Пурана».

Что мы находим в этом учении — а там маленький Кришна играет с мальчиками, такими же как он пастушками и даже развлекается тем, что ворует масло у соседей — ну прямо как обычный человек. А затем еще и защищает кого-то от демонов.

Но, самое важное — он играет в любовные игры с девочками-пастушками и причем принимает множество форм, уделяя внимание каждой девочке. Этих девочек называют в текстах еще как «гопи»

Также считается, что гопи или спутницы жизни Кришны очень преданы ему и их любовь к Нему безгранична, и эта их любовь считается образцом для последователей кришнаизма.

Принципы Кришнаизма

Теперь мы переходим к принципам этого учения. И как становится понятно всем нам, главный принцип Кришнаизма — это слияние с изначальным Богом, проявлением которого на земле является Кришна. Зачем тогда поклоняються и поют песни именно кришне спросите вы.

Во — первых, Бога никто видеть не может, а вот образ Кришны — пожалуйста, прямо перед нами, есть множество мурти или изображений Кришны.

А во-вторых, примером служения Кришне являются гопи или девочки-пастушки из Пуран (священных писаний). Поэтому, если мы посмотрим на последователей Кришны, то они много поют или танцуют в знак служения Кришне — и это их путь, который иногда называют Бхакти или Бхакти-йога.

Бхакты — кстати очень распространены среди индуистов. Бхакт — это тот, кто служит изначальной форме Бога, как это делали девочки-пастушки в «Бхагаван-Пуранах».

И как мы можем понять изначальный Господь проявляет в этом мире своеобразную игру, и высшая игра и предназначение здесь для человека это поддерживать эту игру, служа Богу через различные культы и служения, в виде песен, танцев и мантр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector