Что означает выражение «козел отпущения»

Ритуал очищения в иудаизме

История происхождения фразеологизма о козле отпущения берет свое начало в иудаизме. Глава 16 книги Левит Ветхого завета содержит указания на обряд очищения от грехов для народа Израиля и его священства. В соответствии Божественным откровением ежегодно, 10-го дня седьмого месяца иудеи отмечают праздник, получивший название Судного дня или Дня искупления грехов (иуд. Йом Кипур). Каждый иудей в этот день должен отложить все свое земное попечение и заниматься исключительно одним — анализом своей жизни и допущенных в ней дурных поступков и помыслов. В этот праздник в храмовый двор приводили четырех жертвенных животных, которым отводилась важная роль в процедуре самоочищения. Это были молодые барашек и бычок, а также два схожих мастью козла одного возраста. Священник бросал жребий, который падал на одного из них — его отводили в сторону.

Три оставшихся животных закладывались в жертву. Жертвенной кровью освящали скинию, а туши сжигались во дворе храма. Оставшемуся же в живых козлу была уготована куда более незавидная участь. Его подводили к первосвященнику, которых возложив обе руки на его несчастную голову, совершал обряд исповеди грехов всего израильского народа. Считалось, что израильтяне становились чисты перед Богом, а вся их вина переходила на ни в чем неповинного козла. Легкая и бесплатная индульгенция! Затем специально назначенный человек (нарочный) брал «вместилище грехов» за веревку и уводил его в безжизненную и безводную пустыню, где животное было обречено на мучительную голодную смерть.

Что значит выражение «козел отпущения» в наше время?

Данный фразеологизм принято использовать в отношении человека, которого либо однократно, либо постоянно обвиняют и наказывают на чужие деяния. Это особая роль в коллективе, его незавидная ниша, попав однажды в которую, человеку бывает крайне сложно выбраться из нее обратно. Зачастую распределение ролей происходит еще в школе. Причиной того, что один человек становится «громоотводом» для негативных эмоций других, может быть несколько — заниженная самооценка, неуважение к другим людям, неумение постоять за себя, высокая обидчивость, которая прекрасно подпитывает эмоциональные нехватки коллег или одноклассников.

Кроме того, психологи относят к числу причин завышенные амбиции, которые не имеют под собой обеспечивающей их базы. Ущемленная и неоправданная амбициозность со временем приводит к внутреннему конфликту в коллективе, в результате которого в нем появляется очередной «козел отпущения».

Немедленно избавляйся негатива

Первый шаг к решению любой проблемы – осознание этой проблемы. Необходимо признать её и ни в коем случае не начинать себя грызть, а настраиваться на долгую и упорную работу.

Как бы тяжело тебе не было, если ты нашла себя в вышеуказанных признаках, а так же считаешь, что «я вечно всем мешаю», «если бы не я, другим бы было легче» и т.д., то будь максимально честна с собой. Попытайся понять, что заставляет тебя оставаться в этой роли.

Может, ты боишься одиночества? А может, не привыкла принимать решения самостоятельно и думаешь чужой головой? Или ты находишься в абьюзивных отношениях, и не можешь их разорвать из-за материальной зависимости?

Что бы ты не выбрала, ситуация указывает на глубокие внутренние проблемы, связанные с твоей личностью. Распутай узлы этих проблем и тебе станет легче дышать. Пойми, что выйти из роли «козла отпущения» невозможно, пока ты бежишь от ответственности за свою жизнь и поступки.

Вот несколько конкретных шагов, которые помогут тебе сбросить тяжёлую шкуру козла:


Giphy

Осознанно и шаг за шагом, последовательно избавься от поведения жертвы в своих рабочих или семейных отношениях. Не позволяй окружающим людям проявлять к себе высокомерие, винить себя и обесценивать. Здесь не имеется в виду, что на токсичность нужно отвечать токсичностью. Просто глубоко вдохни и мысленно отвечай «нет» на каждый выпад обидчика.

  • Возьми свою жизнь в свои руки. Она ведь твоя, а не чья-то ещё. Определи, какими сферами жизни владеет твой мучитель, и всеми силами начинай добиваться независимости. Финансы? Найди другой заработок. Секс и мнимая любовь? Найди того, кто поставит в приоритет тебя и твои ощущения и т.д.
  • Не теряй чувство собственного достоинства, будь честна с собой и остальными.
  • Не позволяй перекладывать на себя ответственность за чужие промахи, настроение и чувства. И самостоятельно эту ответственность не бери.
  • У кого нет слабостей? И у тебя есть. Будь к ним терпима и снисходительна. Люби себя.
  • Не дожидайся оценки своих действий, поступков, внешности от других людей, и не обращайся за этой оценкой к ним. Научись сама себя оценивать. Самооценка – очень важная вещь. И, однажды уронив её на дно, потребуется много времени, чтобы выловить обратно.
  • Избегай взаимодействия с людьми, которые тебя не уважают. И не думай, что тебя не за что уважать. Любого человека есть за что уважать. Найди причины в первую очередь для себя.


Фото автора Emmylou: Pexels

  • Поставь на «беззвучный» весь негатив, который может звучать в голове или исходить от других людей. А именно: издевки, оскорбления и сомнения. Весь этот фоновый шум – мусор, является незначительным и тебе не нужен.
  • Старайся избегать язвительных, желчных и саркастичных людей. И сама такой не будь. Токсичность ещё ни к чему хорошему не приводила.
  • Посторонние люди не стоят того, чтобы посвящать их в подробности твоей личной жизни. Всегда найдутся те, кто решат за тебя, что ты неправильно живешь, и могут загнать тебя в рамки, которые ты позже начнёшь воспринимать как норм и грызть себя. Оставь душевные откровения для разговоров с друзьями.
  • Ищи во всём хорошее, мысли позитивно. Всё, что ни делается, то к лучшему.

Самые важные отношения в твоей жизни – отношения с самой собой. Брось все свои усилия на то, чтобы твои ощущения, чувства и мысли стали значимыми для тебя, обрели вес в твоей картине мира и стали ценными для тебя самой.

Тебя всегда будут пытаться использовать, будут стараться сесть на шею и с ветерком на ней прокатиться. Но, твоим мощным оружием против таких личностей будут стойкость духа и самоуважение.

Так же, для мотивации можно посмотреть несколько фильмов, посвящённых теме «козёл отпущения». Просматривая их можно увидеть, каким стадом могут быть другие люди, и какой невероятной стойкостью обладает главный герой, который выстоял в этой, казалось бы, неравной схватке.


Фото Giulia May on Unsplash

Небольшой список фильмов

  • «Дело Ричарда Джуэлла»
  • «По долгу службы»
  • «Гарри Поттер и Тайная комната»
  • «Игра без правил»
  • «Козёл отпущения» (2012)
  • «Хранительницы» (2017)
  • «Общество мёртвых поэтов»

Всегда помни, что жизнь у тебя одна, а время – самый ценный ресурс. И нельзя тратить этот ресурс на абьюзы, токсичность и саморазрушение. Только счастье, гармония и возможность жить ярко стоят твоего безраздельного внимания. Принимай на себя только те роли, которые не будут заставлять тебя обесценивать себя и терять самоуважение.

Люби себя, выстраивай отношения с собой, и ты увидишь, что и другие начнут относиться к тебе иначе. А если не начнут, то просто выкинь этих людей из своего круга общения. Дай им остаться наедине со своей желчью и высокомерием.

Искупительная жертва в христианстве

Сохраняя саму идею искупительной жертвы, христианство иначе интерпретирует ее образ. Вместо бесправного и бессознательного козла, которого нагружают грехами помимо его собственной воли, выступает непорочно зачатый Богочеловек, Иисус Христос, который уже добровольно идет на самопожертвование и взятие на себя искупительной вины за все человечество, включая его первородный грех. Именно добровольность становится главной отличительной чертой этой искупительной жертвы. И если Дьяволу приписываются некоторые козлиные признаки (рога, хвост, копыта и даже внешнее сходство лица), то Иисуса Христа писание именует Агнцем Божьим, поскольку молодой барашек, в отличие от козла, считался животным чистым и на протяжении всего Ветхого Завета приносился в храмовую жертву.

В литературе

Козел отпущения, как религиозная и ритуальная практика и метафора социальной изоляции, является одной из главных забот в трилогии Димитриса Льякоса «Поэна Дамни». В первой книге, Z213: Exit , рассказчик отправляется в путешествие посреди антиутопического пейзажа, напоминающего пустыню, упомянутую в книге Левит (16, 22). В тексте также есть ссылки на древнегреческий фармак . Во второй книге «Люди с моста» мужские и женские персонажи апотропически рассматриваются как вампиры и изгоняются как из мира живых, так и из мира мертвых. В третьей книге, «Первая смерть» , главный герой появляется безвозвратно брошенным на необитаемый остров как олицетворение миазмов, изгнанных в географическую точку, откуда нет возврата.

Три самых заметных качества козла отпущения

Козла отпущения можно легко узнать по низкой самооценке. Это саморазрушающее качество можно наблюдать у всех, кто принял данную роль. Они уже морально готовы, что их не собираются уважать и воспринимать всерьез, потому что чувствуют, что недостойны этого всего. Чаще всего причиной этому является обстановка в семье или травмы детства, в котором к ним относились крайне неуважительно.

Скрытые амбиции.

Хотя козёл отпущения и ощущает отсутствие собственной ценности, он обладает огромным желанием превзойти других людей, занять статус в коллективе повыше. Его не принимают и отвергают. Козёл отпущения и не против, он готов быть отверженным, но при этом ущемлённая амбициозность шепчет, что он должен всех превзойти.

Кто такой козёл отпущения?

Но тут и происходит самое интересное. Те, кто загнали человека в роль козла отпущения, объединяются и идут против, желая поставить «обнаглевшую» боксёрскую грушу на место. Зачем тому, кто не ценит себя, внезапно понадобилось лезть на самый верх?

Отсутствие уважения к другим людям.

Как когда-то на козле отпущения вымещали обиду на весь мир, так и он теперь стал обижен. Он не питает к окружающим людям ни любви, ни уважения. Ещё одно качество, характеризующее данную нишу людей. Разрываемые внутренним конфликтом, они грезят о том, что начнут относиться к окружающим так, как они относятся к ним на протяжении всей их нелёгкой и несправедливой жизни.

Узнала себя?

Жертва Богу или дар Дьяволу?

Соседние Израилю народы, не разбиравшиеся в обрядовых тонкостях иудейской религии, считали козла отпущения грехов (полное название) жертвой Дьяволу. Это ошибочное мнение порождало некоторые религиозные разногласия. Иногда место козла у ранних евреев занимала ярко-рыжая корова (олицетворение жадности и сребролюбия, золотой телец), которую также объявляли вместилищем пороков и всех дурных дел и помыслов и выводили за город на погибель.

Интересен и тот факт, что еврейский народ желал знать, принял ли Господь их жертву и отпустил ли их греховные дела. Для этого на рога козлу или корове повязывалась красная тряпочка или клок окрашенной кровью шерсти, которую другим концом привязывали к воротам, а затем разрезали. Часть ее животное уносило с собой, а часть оставалась на воротах. Считалось, что в час смерти жертвы и наступления всенародного избавления красная материя (шерсть) должна побелеть.

Происхождение фразеологизма

Впервые с повествованием о злополучном козле мы сталкиваемся на страницах Ветхого Завета при описании еврейского праздника Йом Киппур, дня очищения.

В этот день иудеи приводили к храму двух жертвенных козлов, тельца и барана. Бросали жребий, по которому выбирали одного из козлов. Его оставляли в живых и отводили в сторону. Остальной скот приносили в жертву.

Над козликом, оставленным в живых, совершался ритуал возложения на него грехов всего еврейского народа. После их перечисления к рогам зверя привязывали алую ленту и отправляли его в безводную пустыню, подальше от людских глаз.

Там несчастного ожидала гибель от голода и жажды. Второй кусок ленты привязывали к воротам, через которые выходило животное. Считалось, что искупительная жертва принята и грехи народа прощены, если лента приобретала белый цвет.

Ритуалы перекладывания всего дурного, позорного на кого-то или что-то с целью освобождения от собственных внутренних демонов существовали практически в любой культуре: в Древней Греции во время знаменитых дионисийских шествий, на Руси, когда на ярмарках начинались пляски скоморохов, переодетых в козлиные шкуры, и во многих других народных празднествах.

Античные мистерии уступили место христианству, в котором с идеей искупительной жертвы стали связывать Иисуса Христос. Он именуется Агнцем Божьим. Его дар людям доброволен и несёт Спасение.

Так, трансформируясь во времени, образ сакрального козла дошёл до наших дней и полностью утратил высокий смысл. Теперь он связывается только с обидой «без вины виноватого»; никакого подвига в том, чтобы стать им, современный человек не видит.

Синонимичные выражения

В русском языке у древнего фразеологизма есть синоним английского происхождения: «мальчик для битья». Короче и фамильярней невинно наказанного можно назвать:

  • крайний;
  • космонавт;
  • челюскинец.

Есть и ещё выражение недоумения: «Что я, рыжий?», переводящееся примерно как «А почему именно я?». Наверное, приблизительно такой вопрос задал бы жертвенный козёл, если бы у него открылся дар речи.

Так или иначе, быть виноватым за других – состояние не самое приятное, поэтому, услышав столь обидное наименование, постарайтесь выпутаться из сетей, расставленных злоумышленниками, с достоинством. 

«Козел отпущения» в политике и социологии

В масштабах мирового сообщества фразеологизм может быть применим как к отдельным видным политическим деятелям, так и к целым странам и народам. Чаще всего «козлы отпущения» появляются не случайно, а создаются целенаправленно как инструмент в борьбе за власть, искоренение инакомыслия и сокрытие истинных виновников происходящих событий

Они являются частою политических игр и важной составляющей пропаганды и отстаивания определенных интересов

К сожалению, правовой институт даже в мировом масштабе не настолько совершенен, чтобы фактически защитить интересы и морально попираемые права отдельных людей и стран, которым бывает отведена эта незавидная роль.

Этимология

Слово «козел отпущения» — это английский перевод иврита ăzāzêl ( иврит : עזאזל ), которое встречается в Левите 16: 8:

Brown-Driver-Briggs Hebrew Lexicon дает ла-Азазель ( иврит : לעזאזל ) в виде удваивающийся интенсивного ствола «-ZL «удалить», следовательно , ла-‘ăzāzêl , «для всего удаления». Это прочтение подтверждается греческим переводом Ветхого Завета как «отправитель (грехов)». Лексикограф Gesenius принимает Азазель означает «оберег», который он предположил , было имя божества, чтобы быть успокоен с принесения в жертву козла.

В качестве альтернативы, псевдоэпиграфическая Книга Еноха , в целом современная Септуагинте, может сохранить Азазель как имя падшего ангела .

Ранний Английский Христианская Библия версии следуют перевод Септуагинты и Латинской Вульгаты , которые истолковать Азазель как «козла , который отходит» (греч Tragos apopompaios , «коза разослан», Латинской emissarius каперсов , «эмиссар козьего»). Уильям Тиндейл перевел латынь как «(е) козел отпущения» в своей Библии 1530 года . За этим переводом последовали последующие версии Библии до версии короля Иакова в 1611 году: «И бросит Аарон жребий на двух козлов: один жребий Господу, а другой — козлу отпущения». Однако некоторые современные версии либо оставляют его как существительное Азазель, либо сноску «Азазель» в качестве альтернативного прочтения.

Еврейские источники в Талмуде (Йома 6: 4,67б) дают этимологию слова азазель как соединения аз , сильный или грубый, и эль , могучий, что козел был послан с самых суровых или сильнейших гор. С Таргумами годом термин Азазель также рассматриваются некоторыми раввинскими комментаторами , как имя демона иврита, ангельская сила, или языческие божества. Эти два прочтения все еще обсуждаются сегодня.

Подобные практики

Древняя Сирия

Концепция, внешне похожая на библейского козла отпущения, засвидетельствована в двух ритуальных текстах 24 века до нашей эры, хранящихся в Эбле . Они были связаны с ритуальным очищением по случаю венчания короля. В них козу с серебряным браслетом на шее выгнали в пустошь «Алини»; «Мы» в отчете о ритуале подразумевают все сообщество. Такие «обряды уничтожения», в которых животное, не исповедуя грехов, является проводником зла (а не грехов), изгнанного из сообщества, широко известны на Древнем Ближнем Востоке .

Древняя Греция

Древние греки в исключительные времена практиковали ритуалы козла отпущения, основанные на вере в то, что отказ от одного или двух человек спасет всю общину. Козлы отпущения практиковались в различных ритуалах в Древней Греции по разным причинам, но в основном использовались во время чрезвычайных обстоятельств, таких как голод, засуха или чума. Козлом отпущения обычно был человек из низших слоев общества, такой как преступник, раб или бедняк, и его называли фармакос , катарма или перипсима .

Однако существует дихотомия между людьми, которые используются в качестве козлов отпущения в мифических сказках и тех, кого используют в реальных ритуалах

В мифических сказках подчеркивалось, что нужно было принести в жертву кого-то очень важного, чтобы все общество получило выгоду от неприятия катастрофы (обычно это король или его дети)

Однако, поскольку ни один царь или влиятельное лицо не пожелает принести в жертву себя или своих детей, козлом отпущения в реальных ритуалах будет кто-то из низшего общества, которому будет уделяться особое внимание благодаря особому обращению, например, красивой одежде и обеду перед церемонией жертвоприношения.

Жертвенные церемонии в Греции различались в зависимости от праздника и типа катастрофы. В Абдере , например, бедного человека однажды пировали и обвели вокруг городских стен, а затем выгнали из него камнями. В Массилии бедняк был пирушлен в течение года, а затем изгнан из города, чтобы остановить чуму. Ученые ссылаются на то, что фармакос был убит, но многие ученые отвергают это и утверждают, что самые ранние свидетельства (фрагменты ямбического сатирика Гиппонакса ) показывают, что фармакос только забивали камнями, избивали и изгоняли из общины.

Что происходило в храме (скинии) в Йом Кипур

А в День Искупления, то есть Йом Кипур, приносилось несколько жертв. Поэтому этот особый день в оригинале называется не Йом Кипур, а Йом аккипурим (с окончанием им множественного числа), что дословно переводится примерно как День переносов вины или точнее День переносов ответственности за грехи. Первосвященник должен был занести кровь последних двух жертвенных животных (тельца и козла «для Господа») прямо в присутствие Божье — Святое святых храма и покропить на ковчег, в котором хранился закон Божий. Это был единственный в году случай, когда Первосвященник мог войти в Святая святых святилища.

Таким образом, через этот обряд грех всего народа попадал в Йом Кипур перед лицо Божье: кровь тельца символизировала грех, снимаемый со всех священников (их личный грех, за который они по какой-то причине не принесли жертвы, и грех людей, который они приняли на себя, съедая мясо жертв за грех в течение года) и кровь козла за грехи всего народа (грехи, за которые люди не успели или не смогли принести жертвы в течение года). Таким образом в конце года в Йом Кипур кровь тельца и козла для Господа попадала к Богу в Святая святых храма и соприкасалась с Его законом, который находился в ковчеге завета на каменных скрижалях и в свитке. Получалось, что ВСЕ ГРЕХИ ВСЕГО НАРОДА ЗА ВЕСЬ ГОД «попадали» на закон!

Когда согрешали в течение года священники, общество и отдельные евреи, то они обязаны были приносить жертвы. Так с них грех снимался, но не соприкасался с самим законом! А в Йом Кипур ВСЕ грехи «собирались» – одни на голове тельца (грехи священников и грехи людей, жертвы за которые уже были принесены и носились на священниках, съевших мясо), другие (все остальные грехи) на голове козла «для Господа».

Согласно 16 главе книги Левит Библии, именно в тот момент, когда справедливое требование закона Божьего удовлетворялось – кровь, пролитая за грех, падала на символ Божьего закона – ковчег, народ окончательно очищался от грехов, совершенных за прошедший год.

«И заколет козла В ЖЕРТВУ ЗА ГРЕХ ЗА НАРОД, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его ТО ЖЕ, ЧТО ДЕЛАЛ С КРОВЬЮ ТЕЛЬЦА и покропит ею на крышку и пред крышкою, — и ОЧИСТИТ СВЯТИЛИЩЕ ОТ НЕЧИСТОТ СЫНОВ ИЗРАИЛЕВЫХ и от преступлений их, ВО ВСЕХ ГРЕХАХ ИХ» (Лев. 16:15,16)

Затем Первосвященник этой же кровью очищал наружный двор храма, где стоял жертвенник для жертвоприношений.

Так очищались окончательно от грехов сами люди и храм, состоявший из помещения (Святого отделения и Святого святых) и храмового двора (где был жертвенник для жертвенных животных).
И только после всех этих действий, символизирующих полное очищение народа и храма, приводился второй козел, называемый «для отпущения».

Жертва за грех – Хатат

Из текста Библии следует, что кровь является символическим носителем греха

«Душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы ОЧИЩАТЬ ДУШИ ВАШИ, ибо кровь сия душу очищает»(Лев.17:11)

Получается, что все жертвенные животные, убиваемые на жертвеннике, были «носителями» грехов людей, являясь прообразами Христа. Перед тем, как принести жертвенное животное в жертву, человек исповедовал над ним свой грех и возлагал свои руки на живое существо как бы перенося на него свой грех.

Последний козел в году, убиваемый в Йом Кипур, назывался «для Господа».

«И приведет Аарон (Первосвященник) козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех» (Лев.16:9)

Этот козел «для Господа» был жертвой за грех (в оригинале Хатат), как многие другие животные, приносимые в жертву за грех в течение года в храме. В Левитах 16 главе он так конкретно и называется Хатат – жертва за грех. В законе Божьем четко прописан обряд принесения Хатат (жертвы за грех). Это описано 4 главе книги Левит. На жертву возложением рук перекладывался грех, ее убивали,

«Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу (козла, тельца, овна, горлицу в зависимости от материального состояния человека) без порока за грех свой, которым он согрешил, и возложит руку свою на голову жертвы за грех, и заколют в жертву за грех…» (Лев. 4:27-29)

Тук (жир) жертвы за грех сжигали на жертвеннике, а мясо, кожу и внутренности выносили за пределы скинии и там сжигали. 

«И вынет из тельца за грех (или другого животного) весь тук его … и сожжет … на жертвеннике всесожжения; а кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, … пусть вынесет вне стана … и сожжет его огнем на дровах» (Лев. 4:8-12)

Если посмотреть внимательно на 16 главу книги Левит, то там мы увидим те же действия по отношению к козлу «для Господа», который, как мы увидели, так и назван «жертвой за грех». А значит, на этого козла, также как на жертву за грех, конечно по закону Божьему должны были возложить руки, перекладывая на него грех.

Причем, те же действия (как с Хатат — жертвой за грех) были и по отношению к тельцу в день Йом Кипур. Он в тексте Левит 16 главы также назван Хатат — жертвой за грех.

«И приведет Аарон (Первосвященник) тельца в жертву за грех за себя, и очистит себя и дом свой, и заколет тельца в жертву за грех» (Лев.16:9)

Внимание: именно кровью тельца и козла для Господа очищалось святилище и народ, а не только кровью козла. Отмечу, что на этом не часто богословы акцентируют внимание

Чтобы понять, что происходило в храме в День Йом Кипур, нужно проследить весь путь греха.

Цепочка движения греха в течение года выглядела следующим образом: сначала согрешивший человек перекладывал грех на животное через возложение рук. Живое существо, называемое богословами заместительной жертвой, как бы принимая наказание человека за этот грех, было убиваемо.

Затем было 2 варианта, что описано в законе Божьем.

1. Если жертва была за весь народ или священника, то ее кровь вносилась в святое храма и кропилась на завесу Святого святых и на жертвенник благовонных курений

«Возьмет священник помазанный, крови тельца и внесет ее в скинию собрания, и омочит священник перст свой в кровь и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища; и возложит священник крови пред Господом на роги жертвенника благовонных курений, который в скинии собрания» (см Лев. 4:5-7, см также весть отрывок Лев. 4:1-21)

2. Если жертва была за отдельного человека, то мясо жертвы за грех съедал священник, символически принимая на себя этот грех и нося его до Дня Йом Кипура. Кровь этой жертвы не вносилась в святилище после жертвоприношения.

«Почему вы (священники) не ели жертвы за грех на святом месте? ибо она святыня великая, и она дана вам, чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом» (Лев.10:17, см. также Лев. 6:25-30)

О человеке, приносившем жертву, написано конкретно, что он сразу очищался от греха и прощалось ему:

«Так ОЧИСТИТ его священник от греха, которым он согрешил, и ПРОЩЕНО будет ему» (Лев. 4:35)

Значение фразеологизма

Фразеологический оборот «козёл отпущения» обычно произносится в адрес человека, наказанного за проступок, которого не совершал.

Обвиняя несчастного без суда и следствия, его делают крайним, в то время как настоящий виновник остаётся безнаказанным.

Когда раздражённая жена, вернувшись с работы, где её весь день нервировали и упрекали, принимается ворчать на мужа, тот с полным правом может сказать: «Прекрати ругаться! Нашла козла отпущения…»

На политической арене жертвенным животным чаще всего становится народ.

Сильные мира сего решают вопросы собственной крутизны, развязывают войны, возводят пирамиды и дворцы – и всё это за счёт простых безымянных человечков.

Если что, мы сами выбрали свой исторический путь, а значит, заслужили то, что заслужили.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector