Конспект занятия по познавательному развитию для детей 6–7 лет «день космонавтики»
Содержание:
- Ход занятия
- Что и когда рассказать детям о космосе и планетах?
- Разделы астрономии для детей
- Когда в русском языке появилось слово «космос»?
- Космос. Все о космосе для детей — Рисование с использованием нетрадиционных техник. Тема занятия «Космическая одиссея».
- Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
- Мультфильмы по теме
- Космическая викторина для школьников средних классов
- Луна — спутник Земли
- Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
- О «Востоке»
- Что такое викторина?
- Планеты Солнечной системы: названия, особенности, история возникновения
- Книги для детей на тему космоса
- Лунный прыжок и сила тяжести
- Ход НОД:
- О звездах и мечте полета к ним
- 5 игр по теме
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Ребята, посмотрите, кто сегодня пришел к нам на занятие. Кто же это, вы знаете этого странного зверька? (Лунтик)
2. Беседа о космосе.
— Правильно – это Лунтик. А знаете ли вы откуда он взялся? (прилетел с Луны)
— А что такое Луна? Где же она находится? (спутник планеты Земля, находится на небе, а точнее в космосе)
— Вот сегодня мы с вами поговорим именно о космосе и обо всем, что с ним связано.
— Ребята, мы сказали, что Луна находится в космосе, а кроме Луны, что там еще есть? (спутники, планеты, звезды, кометы, солнце)
— Верно! Молодцы! Ребята, Лунтик живет на Луне, а где мы с вами живем? Как называется наша планета? (Земля)
— Посмотрите как выглядит наша планета Земля. Расскажите, какая она? (круглая, красочная, видна вода и суша)
— А знаете ли вы, что кроме планеты Земля и ее спутницы Луны, существует еще много планет, а также других небесных тел в космосе? Посмотрите на экран.
Что вы видите?
— Верно. Самое большое небесное тело – Солнце! А вокруг него вращаются 9 планет – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Покажите, какая планета самая большая? Она называется Юпитер. А какая самая маленькая? А она называется Плутон. У нашей планеты есть естественный спутник – Луна. Кроме того мы видим звезды, кометы, астероиды.
3. Физминутка «Космическая».
Раз, два, три, четыре –
В космос мы лететь решили! (маршируют)
Чтобы в космос полететь (руки вверх)
Нужно многое уметь. (круговое движение руками)
Влево, вправо наклонись
И нисколько не ленись! (погрозить пальчиком)
Руки вверх, вперед и вниз,
Космонавтом становись! (руки на пояс)
4. Рассказ о первом космонавте – Ю. А. Гагарине.
— Ребята, я хочу загадать вам загадку. Дам подсказку – она имеет отношение к космосу.
Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,
Только выпустит хвост –
Понесется до звезд.
(Ответ: Ракета) — Как вы думаете, для чего людям нужны ракеты? (чтобы лететь в космос)
— Верно! Именно на ракетах люди могут долететь до звезд! И когда-то давно – много лет назад — 12 апреля, в космос полетел человек, которого звали Юрий Алексеевич Гагарин.
— Ребята, как называют человека, который летает в космос? (космонавт)
— Правильно. Профессия космонавт очень сложная. И чтобы стать космонавтом, нужно быть умным, очень сильным, и выносливым. Именно таким был Гагарин!
— Знаете ли вы, как называется одежда космонавта? (скафандр)
— Молодцы! А сейчас я хочу предложить вам выучить стихотворение про Ю. А. Гагарина.
5. Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблицы.
— Прежде чем будем учить послушайте его внимательно:
Юрий Гагарин
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В. Степанов
— Ребята, давайте разберем это стихотворение по строчкам и найдем ключевые слова для каждой из них. (работа с мнемотаблицей) — Теперь еще раз послушайте. А сейчас давайте вместе повторим.
— Может кто-то уже может сам рассказать стихотворение наизусть? (прослушивание 1-2 желающих)
6. Заключительная часть.
Длительность занятия 15 минут
Используемая литература и интернет ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-detjam-o-kosmose-po-razvitiyu-rechi-detei-vtoroi-mladshei-grupy.html
Программа «От рождения до школы
Что и когда рассказать детям о космосе и планетах?
Дети после четырех лет с большим интересом слушают о космосе, Солнце, планетах, звездах, галактиках. Многих детей разных возрастов завораживает ночное звездное небо, для них это нечто волшебное и совсем непонятное явление. Стоит только вспомнить себя в детстве, многие мечтали стать космонавтами или астронавтами, полететь в космос или найти инопланетную жизнь. Некоторые дети начинают интересоваться позже четырех лет, уже в начальной школе их начинает интересовать космос. По утверждениям педагогов, до 3 лет редко детей интересует космос.
Если родители увидели в ребенке заинтересованность неизвестным миром, не стоит ограничивать детей в знаниях. Даже малышам можно дать первые знания в области астрономии. При этом следует учитывать возраст ребенка, чтобы преподнести простую, но понятную ребенку информацию. Только так ребенок сможет понять и запомнить планеты, их характеристики, другие термины, связанные с астрономией.
Что рассказать детям о космосе:
- О Солнце и Солнечной системе;
- Названия планет;
- О расположении планет от Солнца;
- Рассказать немного о планетах;
- Краткая информация о том, как планеты возникли.
Если ребенок заинтересован, можно развивать его знания в области астрономии и рассказать:
- Что такое спутники планет;
- Что такое звезды, созвездия;
- Назвать и показать самые известные созвездия;
- Рассказать о полярной звезде.
Не стоит перегружать ребенка информацией, сложными терминами и самое важное — не стоит заставлять ребенка учить названия, если ему это занятие не в радость. Возможно, пока ребенок не готов к новым знаниям, стоит немного подождать
Планеты
Разделы астрономии для детей
Солнечная система |
Но с чего же начать? В космосе существует множество планет, спутников, звезд, систем и галактик и других странных объектов. Мы начнем обзор с Солнечной системы, а именно с планет и конечно все будет написано на доступном для детей языке. Взгляните! Планеты расписаны по порядку с картинками и фото, поэтому детям будет интересно познакомиться с соседними мирами, вращающимися вокруг Солнца. К некоторым добавлены видео и мультики, которые в доступной визуальной форме раскрывают документальную составляющую информации. Космос для детей становится максимально понятным и доступным.
Объекты глубокого космоса |
Мы покидаем пределы Солнечной системы и отправляемся в занимательное путешествие по просторам открытого космоса. По пути нам встретится множество странных и загадочных объектов: галактики, астероиды, кометы, метеориты, черные дыры, туманности, звезды и квазары, к каждому из которых предоставляется занимательный рассказ с фактами и фото. Вперед к приключениям:
Мы рады, что вы остановились на нашем сайте для познания астрономии. Мы постарались сделать все статьи максимально интересными и понятными, чтобы каждый любопытный ребенок мог с радостью исследовать красоту нашей Вселенной. Здесь вы сможете узнать все о Солнечной системе и ее планетах, а также познакомитесь с удивительными космическими объектами и даже перешагнете границы галактики Млечный Путь. Мы верим, что раздел «Астрономия для детей» поможет совершить это захватывающее и познавательное путешествие.
Обучающие игры |
Внимание! Для правильной работы приложений необходимо использования компьютера, а не мобильного телефона. Интересные обучающие игры для детей связаны с астрономией с космосом, поэтому дети всех возрастов смогут не только получить удовольствие от процесса, но и узнать много нового о планетах Солнечной системы, проблемах космического мусора, а также силе гравитации
Ребенок способен играть в режиме онлайн совершенно бесплатно. К каждой игре предоставляется понятная инструкция. Развивающие игры для детей любого возраста станут замечательным дополнением к книгам и учебникам, а также помогут скоротать время с пользой.
Ответы на частые вопросы |
Наука о Вселенной слишком огромная, так как включает буквально все, что существует: все разновидности небесных объектов и формирований, материю и прочие явления. Здесь собраны ответы на частые вопросы по астрономии. Это полезно для детей, потому что помогает доступно и понятно освоить базу, чтобы потом приступить к более серьезным темам. Это также и помощь родителям, которые хотят объяснить своему ребенку, как устроен это мир на доступном языке. Ответы представлены в виде увлекательных документальных видео — мультики для детей.
Когда в русском языке появилось слово «космос»?
«Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черных сообщает, что слово «космос» входит в употребление в русском языке (как и на Западе) со второй четверти XIX века. В словарях русского языка «космос» – с 1861 года, тогда как «космография» – с 1780 года, а «космогония», «космология» и прилагательное «космический» – с 1804 года.
Первоисточник – греческое слово kosmos, первоначально означавшее «порядок», «упорядоченное единство», затем – «мировой порядок», «устройство мира». Для античной философии космос – высший образец мироздания
Пифагор впервые обозначил мир, существующий вокруг человека, как космос, обратив внимание на царившие в нем порядок и гармонию. Греческое слово kosmos, конечно, было известно уже в древнерусскую эпоху и переводилось словами «красота», «мир», «свет»
До того как слово «космос» вошло в русский язык в значении «Вселенная; мир; пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы», соответствующее значение выражалось словами «система мира», «система света» и др.
Космос. Все о космосе для детей — Рисование с использованием нетрадиционных техник. Тема занятия «Космическая одиссея».
Публикация «Рисование с использованием нетрадиционных техник. Тема занятия…»
Занятие по рисованию с использованием нетрадиционных техник в старшей группе. Тема занятия «Космическая одиссея». Цели: 1. Помочь детям освоить новые способы изображения:рисование поролоновой губкой и смятой бумагой, цветным клейстером, граттаж 2. Побуждать детей передавать в…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Коррекционно-развивающее занятие для старших дошкольников. «Путешествие в космос»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 г. Ковров КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Тема «Путешествие в Космос» Занятие Цель занятия и упражнений Упражнение «Пожелание». Предложить детям сесть по-турецки,…
Конспект занятия по творческому развитию. Тема «Полёт в космос»
Технологическая карта Воспитатель: Блинова Нелли Александровна Время: 30-40 минут Направление: Творческое развитие Тема: «Полёт в космос» Тип: учебное занятие закрепление знаний, умений, навыков. Общедидактическая цель: вторичное осмысление уже известных знаний, умений, навыков,…
«Космическое путешествие» — комплексное занятие с детьми в старшем дошкольном возрасте.
Цель . Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством и цифрой; счет в пределах от 10 до 1. закрепить геометрические фигуры, цвет. Сравнивание предметов по величине. Уточнить представление детей о домашних и диких животных, о лесных грибах и ягодах (съедобных…
Космос. Все о космосе для детей — Конкурс «Рождение звезды»
Статья «Конкурс «Рождение…»
Традиционно, весной в нашем детском саду проходит конкурс «Рождение звезды» колько волнений, переживаний, хлопот у воспитателей, музыкальных руководителей, родителей и конечно у самих конкурсантов — фонограмма звучит не в той тональности, костюм почему-то стал великоват,…
Космос и дети. Проект
О Оглавление Введение Глава 1. Организация работы над проектом 1.1 Направление проектной деятельности 1.2 Обеспечение проекта 1.2.1 Методические ресурсы 1.2.2 Материально – технические ресурсы 1.2.3 Мультимедия ресурсы 1.3 Принципы 1.4 Необходимые условия реализации проекта 1.5…
Полет в космос. Конспект занятия в подготовительной группе. ФЭМП.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 263 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по формированию элементарных математических представлений «ПОЛЕТ В КОСМОС» Тема: «Числа 1-10. Цифры 0-9» Воспитатель: Субботина Н.В. Программное содержание. — закреплять счетные умения в…
Космос. Все о космосе для детей — перейти на главную страницу рубрики.
Страницы:
… 1538
Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет
Сценарий развлечения ко Дню космонавтики для детей 3–5 лет
Сценарий развлечения «День космонавтики» гр. №3. Сценарий развлечения «День космонавтики» Цель: познакомить с праздником «день космонавтики» Ход мероприятия: Звучит музыка, входят дети в зал и садятся на стулья. Вос-ль: Ребята, сегодня у нас праздник необычный. Мы отмечаем день…
Занятия по лепке в технике пластилинографии во второй группе раннего возраста «Ракета для Лунтика»
Цель: Формировать умение детей выполнять работу в технике пластилинографии заплатки Задачи: 1. Формировать умение детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска. 2. Развивать мелкую моторику пальцев. 3. Поддерживать в детях желание доводить дело до конца,…
Мультфильмы по теме
- Цикл мультфильмов “Дети и космос”;
- Развивающий мультфильм “Планета Земля”;
- Занимательные уроки Саакаянца “Астрономия для самых маленьких”;
- “Тайна третьей планеты”;
- “Незнайка на Луне”;
- “Мартышки в космосе”;
- “Свинка Пепа”, серия “Путешествие на Луну”;
- “Звездные собаки: Белка и стрелка”;
- “Белка и Стрелка: лунные приключения”;
- “Эгон и Дончи”;
- “Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса”;
- “Том и Джерри: Полет на Марс”;
- “Тайна красной планеты”;
- “Планета 51”;
- “Большое космическое приключение”;
- “Планета ветра”;
- “Мухнем на Луну”;
- “Валли”;
- “Планета сокровищ”;
- “Смешарики: пин-код сборник”.
Космическая викторина для школьников средних классов
метеоритный дождь
Если дети уже отлично знают ответы на все выше перечисленные вопросы, можно переходить к викторинам для школьников средних классов. Для ребят 5-7 классов будут интересны форматы по типу телевизионных шоу, например, «Что? Где? Когда?» и др. То есть вопросы открытые и дети сами должны подобрать на них ответы. Вот примеры такой викторины:
- Какой перевод имеет слово «космос» с греческого? (Мироздание, Вселенная).
- Правда ли, что все звезды красного цвета как Солнце? (Нет).
- Какое название имеют «падающие звезды»? (Метеоры).
- Как называется камень, если он прилетел на планету из космоса? (Метеорит).
- Что влияет на цвет звезды? (Ее температура).
- Какой цвет имеет самая горячая звезда? (Белого или серебристого, голубоватого).
- Какой цвет имеют холодные звезды? (Красного).
- Планеты — это горячие или холодные небесные тела? (Холодные).
- Как называется небесное тел, вращающееся вокруг Солнца и имеющее хвост? (Комета).
- Откуда появляются черные дыры? (Они возникают там, где взорвалась старая звезда).
Луна — спутник Земли
Луна вращается вокруг Земли и никуда не может улететь, потому что Земля ее притягивает. А еще она все время повернута к нам одной и той же стороной. Луна гораздо меньше нашей планеты, она как яблоко рядом с арбузом или как средняя собака рядом с человеком. А расстояние от Земли до Луны — в тридцать раз больше размера самой Земли. Если бы мы могли поехать к нашему спутнику на машине, дорога заняла бы полгода.
Сама Луна не может светить, она холодная и вся покрыта толстым слоем космической пыли. Но она отражает свет Солнца — потому-то мы и видим, как она светится на небе. Если взять мячик и назвать его Луной, потом взять фонарик и назначить его Солнцем, то можно в этом разобраться. Когда мы светим фонариком на мячик, то с одной стороны он кажется круглым и ярким, как Луна в полнолуние. Но с другой стороны он темный и не освещенный, как Луна в безлунные ночи. А если посмотреть на мячик сбоку, то мы увидим освещенную часть поверхности — как «месяц» Луны в растущей или стареющей фазе.
Что посмотреть и почитать: фильмы «В тени Луны», «Зачем нам Луна?». Книга Е.Качур «Увлекательная астрономия. Детские энциклопедии с Чевостиком».
Генрих Сапгир «Звёздная карусель»
Для дошкольного и младшего школьного возраста
Эта небольшая книжка — сборник стихов поэта Генриха Вениаминовича Сапгира, посвященных различным созвездиям. В предисловии к «Звёздной карусели» автор писал: “И ещё в этой книжке вы найдёте стихи о ребятах, мечтающих полететь в космос. Может быть, это вы или ваши друзья. Ведь это вам дано первыми проложить маршруты к далёким планетам”. “Звёздная карусель” замечательно подходит для первого знакомства детей с темой космоса и с картой звёздного неба.
Одно из стихотворений сборника:
В небе — Медведицы,
Псы и Телец,
В небе — Весы,
Волопас и Стрелец,
Рыбы, Дельфины,
Рак и Дракон…
Сколько созвездий —
Столько имён.
Кто их сумеет
На карте найти,
Тот не собьется
В полете с пути.
О «Востоке»
Мы привыкли к виду ракеты – грандиозной вытянутой стреловидной конструкции, однако все это – отделяемые ступени, которые «отваливались» после того, как в них было выработано все топливо.
Общая масса космического корабля достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) — 4,4 м, а диаметр — 2,43 м. Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке — 7,35 м
Старт ракеты и модель космического корабля «Восток»
При его разработке отказались сперва от системы аварийного спасения на старте, затем – от системы мягкой посадки корабля – спуск происходил по баллистической траектории, как если бы капсулой-«ядром» действительно выстрелили из пушки. Такая посадка происходит с огромными перегрузками – на космонавта действует сила тяжести в 8-10 раз больше, чем мы ощущаем на Земле, и Гагарин чувствовал себя так, словно весил в 10 раз больше!
Наконец, отказались от дублирующей тормозной установки. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180—200 километровую орбиту, он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. Именно на эти 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения.
Что такое викторина?
Формат викторины часто используется в обучающей и школьных программах. Викторина имеет игровую форму, а как информация легко усваивается детьми и взрослыми, быстрее запоминается. Викторина предполагает выбор правильных ответов на поставленные вопросы. Обычно викторины делятся по тематикам, в нашем случае это будет викторина про космос, а также по возрастным ограничениям.
Если вы педагог, то готовя викторину про космос не забывайте про игровую обстановку и атмосферу. Детям очень понравится не просто делиться на команды, а образовывать экипажи космических ракет, а также вместе отправиться в воображаемое космическое путешествие и даже встретить пришельцев. За правильные ответы подготовьте награды, это могут быть жетоны в виде звездочек, планет или даже смешных инопланетян. Используя игровую форму вы не только поможете детям получить новые полезные знания, но и доставите массу положительных эмоций.
Космонавт
Планеты Солнечной системы: названия, особенности, история возникновения
Начать рассказ детям о космосе стоит с понятия о Солнечной системе.
Все космические тела, в том числе планеты, вращаются вокруг Солнца. Интересно, что все космические тела следуют по определенной траектории, по своему пути.
Давайте узнаем, какие планеты существуют, и как они называются.
Меркурий
Из всех планет Меркурий самый маленький. Но быстро вращается вокруг Солнца. Так как планета располагается ближе всех к Солнцу, температура здесь очень высокая. Примечательно, что ночью на Меркурии колоссально низкая температура.
Венера
Поверхность этой планеты представлена раскаленной каменистой пустыней. Наблюдать за Венерой трудно, ведь она окутана плотными облаками.
Земля
Пока Земля является единственной планетой, на которой есть жизнь. Но ученые ведут постоянные исследования в этой области. Мы являемся жителями планеты Земля. Спутником планеты Земля является Луна.
Марс
Марс назван в честь римского бога войны. Иногда можно услышать, что Марс называют Красной планетой. Это из-за цвета его поверхности. Вся поверхность Марса покрыта вулканами, кратерами, долинами, пустынями. На Марсе самые высокие горы, а также самые глубокие каньоны во всей Солнечной системе. Ученые предполагали, что на Марсе некогда была жизнь, так как на поверхности планеты находятся ледниковые шапки, когда-то они были водой. У Марса два спутника.
Юпитер
Планета-гигант, которая превосходит Землю массой в 300 раз. Поверхность Юпитера является газовой, планета не имеет твердой поверхности. Юпитер очень быстро вращается вокруг Солнца. День на Юпитере длится всего 12 часов. У Юпитера много спутников, всего их 69.
Сатурн
Сатурн примечателен своими кольцами, состоящими из пыли, камней, льда. Поверхность Сатурна, как и Юпитера, состоит из газовой поверхности. Известно, что планета имеет 62 спутника.
Уран
У Урана также есть кольца, но за ними трудно наблюдать, так как появляются они в определенное время. Уран относится к «ледяным гигантам». На поверхности этой планеты царит ужасно низкая температура (-224°С). Это — самая холодная планета Солнечной системы. Удаленность планеты от Солнца не позволяет лучам нагреть поверхность. На Уране много ледяных облаков. Уран вращается вокруг Солнца в интересном положении: его ось смещена, планета словно лежит на боку.
Нептун
Находится в наибольшей удаленности от Солнца. Нептун был обнаружен не путем наблюдения, а методом математических расчетов. Его поверхность голубого цвета, что делает Нептун особенно красивым и притягательным. На планете бушуют сильные ветры, самые сильные в Солнечной системе.
Объяснение про планеты детям
История возникновения планет
Около 5 миллиардов лет назад вовсе не было ни Солнца, ни планет. Но потом из безграничного облако газа и пыли начало сжиматься, образуя большое ядро. Так образовалось Солнце. А вокруг Солнца стала вращаться космическая пыль и газ, сбиваясь в единое целое. Так эти скопления стали планетами. Сначала планеты были такими же горячими, как Солнце. Но потом лава остыла, затвердела.
Книги для детей на тему космоса
- “Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками”, С. Андреев;
- “Открываем космос”, Мортон Дженкинс;
- “Профессор Астрокот и его путешествие в космос”, Доминик Воллиман и Бен Ньюман;
- “Космос”, Д. Костюков, З.Сурова;
- “Увлекательная астрономия”, Е.Качур;
- Серия “Твоя первая энциклопедия”, книга “Чудесная планета”, издательство “Махаон”;
- Серия “Самая первая энциклопедия”, книга “Планета Земля”, издательство “Росмэн”;
- “Моя первая книга о космосе”, К. Порцевский, М. Лукъянов;
- “Звезды и планеты. Энциклопедия для детей”, Э. Прати;
- “Необыкновенные приключения Пети в космосе”, А. Иванов, В. Мерзленко.
Лунный прыжок и сила тяжести
На Луне мы можем подпрыгнуть гораздо выше и дальше, чем на Земле. Можно измерить свой «земной прыжок»: выйти во двор, прыгнуть, отметить мелом начало и конец прыжка, измерить длину рулеткой. Так вот, если добавить к своему прыжку еще пять таких же — получится «лунный прыжок». Вот как мы бы прыгали на Луне! А все потому, что там меньше сила тяжести. Чем меньше вес планеты или другого небесного тела, тем меньше она притягивает к себе человека и все, что находится на ее поверхности. Правда на Луне придется надеть скафандр, и в нем прыгать будет не так удобно.
«Марсианский прыжок» больше земного в 2,5 раза, а на Юпитере — наоборот, меньше в 2,5 раза. На Юпитере или Сатурне нам было бы сложно даже просто ходить — такая там сила тяжести из-за огромной массы планет. Зато если находиться в открытом космосе, вдалеке от любых планет и астероидов, ты будешь плавать в невесомости. Вот почему космонавты в своих кораблях плавают, будто в воде — их ничего не притягивает.
Что посмотреть и почитать: сериал ВВС «Планеты», книга Принджа Р. «Планетариум».
фото: www.roscosmos.ru
Ход НОД:
Воспитатель:Здравствуйте,дети. Ребята, мы с вами сегодня поговорим о космосе. Знаете, что такое космос?
Дети: (отвечают).
Воспитатель: Космос — это такое место, где живутзвезды, луна и солнце. Космос находится очень высоко над небом. Туда долететь можно только на ракете. Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про космос.
В черном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари-фонарики
Меньше, чем комарики.
Дети: Звезды.
Воспитатель:Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. Ребята, сколько звезд на небе нам поможет посмотреть телескоп
Слушаем вторую загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все
Дети: (Солнце)
Воспитатель: Молодцы. Самая большая звезда – это Солнце. Оно очень большое и всех нас согревает. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа. Ребята, а вы знаете, что вокруг солнца вращаются планеты. Послушайте стихотворение о планетах.
Стих
На Луне жил звездочёт
Он планетам вёл учёт:
МЕРКУРИЙ — раз,
ВЕНЕРА — два-с,
Три — ЗЕМЛЯ,
Четыре — МАРС,
Пять — ЮПИТЕР,
Шесть — САТУРН,
Семь — УРАН,
Восемь — НЕПТУН,
Девять — дальше всех ПЛУТОН
Ребята, скажите, как называется наша планета?
Дети: Земля
Воспитатель:Земля — это планета, на которой мы живём, это единственная планета, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух.
Рядом с планетой Земля находится луна. Луна – спутник Земли.
Воспитатель:Ребята, а вы бы хотели полететь в космос?
Дети:да
Воспитатель: А на каком транспорте туда можно полететь?
Дети: на ракете
Воспитатель: Правильно, на ракете.
А где же нам взять ракету?
(Дети предлагают построить ракету)
ИГРА «Построй ракету»
Воспитатель:
С Земли взлетает в облака
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно …
Дети: (ракета)
Воспитатель: Верно, космонавты летят в космос на ракете, а откуда она взлетает, вы знаете? Запуск ракеты происходит с космодрома, это специально оборудованное место, откуда запускают ракеты в космос.
Воспитатель: в апреле был праздник «День космонавтики». Ребята, первый человек, который полетел в Космос, был наш соотечественник –Юрий Гагарин.
Физминутка
Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)
Нам пора домой. Теперь садимся в ракету и полетим назад в садик.
(Дети соединяют руки над головой «летят» несколько кругов по группе, сопровождая свой полёт характерными звуками и приземляются каждый на свой «космодром» — стульчик.)
Воспитатель: Молодцы! Вот мы и прилетели на землю. Вы сегодня много узнали о космосе, о нашей планете.
Как называется наша планета? Для чего нужно солнце? Когда мы можем хорошо рассмотреть луну? Как звали человека, который первым полетел в космос?
О звездах и мечте полета к ним
С самых древних времен люди любили смотреть на ночное небо. Их всегда интересовал вопрос: «Кто же зажигает там высоко огни, которые они видят тут, на Земле?». Они придумывали разные легенды и сказки, в которых мечтали подняться высоко-высоко и достигнуть этих небесных огней. В древнерусском языке слово «звезда» означало «светить», «сиять». И действительно, звезды – это самые яркие небесные тела во всем космосе, и наше Солнце – это лишь одно из миллиардов ярких светил, которые находятся только в нашей галактике. И оно такое большое потому, что находится, в отличие от других звезд, очень близко к нам. Чем дальше звезда – тем она меньше видна нам. А некоторые находятся так далеко, что увидеть их можно только через специальный прибор – телескоп. Изучает же звезды, планеты, галактики и Вселенную такая наука как астрономия.
Солнце, как и другие звезды, представляет собой огромный огненный шар. Температура внутри каждого из этих шаров разная, поэтому и цвет, и яркость у звезд тоже разные. Белые шары-звезды имеют самую высокую температуру (от 10 000, до 30 000 С̊), голубые – чуть поменьше, потом идут желтые (6 000 С̊) и самые последние – красные (2 000-3 000 С̊). Среди них есть и огромные звезды-гиганты, и маленькие – карлики. Наше Солнышко относится к желтым звездам карликам (несмотря на свои внушительные по нашим представлениям размеры) и температура на его поверхности – 5780 кельвинов (это такая единица термодинамической температуры).
Что такое галактика? Это целое скопление звезд и звездных систем. Среди них есть и похожие на нашу Солнечную систему, а есть и другие, в которых не одна, как у нас, а две или три (иногда и больше) звезды и у каждой есть свои собственные планеты.
Обо всем этом люди узнали не так уж и давно, всего каких-то тысячу-полторы тысячи лет назад. И уже тогда они мечтали полететь к этим далеким «солнцам» и увидеть, есть ли там жизнь. Но это не так-то просто! Ведь до самых близких до нас звезд – Сириуса и Альдебарана расстояние такое огромное, что чтобы долететь до них на современных космических ракетах, нужна не одна сотня лет.
Раньше, когда не было телескопов и люди видели только те звезды, которые могли рассмотреть глазами, они соединяли самые яркие из них невидимыми линиями и называли такие группы звезд созвездиями. Они рисовали их на своих звездных картах и атласах в виде животных, птиц, людей или каких-то предметов. По этим созвездиям моряки в древности находили путь домой, возвращаясь из дальних путешествий.
Все созвездия делят на созвездия Северного полушария, то есть те, которые видны с северной половины Земли и на созвездия Южного полушария, видные только жителям, живущим на южной половине нашей планеты. К южным относят такие созвездия как:
- Весы;
- Козерог;
- Заяц;
- Микроскоп;
- Южный Крест и другие.
А к северным:
- Большая Медведица;
- Малая Медведица;
- Кассиопея;
- Жираф;
- Телец и много других.
Древние греки, наблюдая за движением звезд круглый год, обратили внимание, что Земля за этот период времени проходит через «пояс» созвездий, и их ровно 12, как и месяцев в году. Такие скопления звезд назвали знаками зодиака
И все они, как и многие другие, как и наше Солнце, входят в систему галактики под названием Млечный Путь.
5 игр по теме
1. Игра “Что возьмем с собой в космос”
Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.
Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.
2. Игра “Космический словарь”
Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.
Кто больше назовет слов, связанных с космосом, тот победил.
Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.
3. Игра “Скажи наоборот”
Цель игры – научить ребенка выбирать слова с противоположным значением –антонимы.
Например:
далекий –…тесный –…большой –…подниматься –…яркий –…улетать –…высокий –…известный –…включать –…темный –…
4. Игра “Ориентируемся по звездам”
Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звездочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.
Накройте стол покрывалом – это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезайте туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и все, что вы видите, это звезды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).
Покажите ребенку, как можно ориентироваться по звездам, чтобы найти дорогу.
Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.
5. Игра “Космические камни”
На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.
Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.