В каком храме служит герой советского союза инок киприан бурков: биография, семья
Содержание:
- Церковь всегда благословляла вооруженные силы
- За что будущий монах получил Героя
- Протоиерей Иоанн Букоткин, кавалер ордена Славы III степени
- Познать и победить себя
- Если там нас нет, там – американцы
- Афганцы называли Амина фашистом
- Три клинические смерти и обретение веры
- Воцерковление
- Архимандрит Нифонт (Глазов), кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны, медалей «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»
- 40-я армия выполнила все боевые задачи
- Как прийти к Богу без ног: история прошедшего Афган инока Киприана
- Личная жизнь
- инок Киприан (Бурков)
Церковь всегда благословляла вооруженные силы
– Отец Киприан, вы однажды сказали, что как советский человек и как лётчик Алексей Маресьев, после потери обеих ног вы со всем справитесь и продолжите службу и полноценную жизнь. Скажите, как через призму этого высказывания вы, офицер, пришли к церкви? И как церковь сейчас относится к защите Отечества, в том числе и в текущих военных кампаниях за рубежом, например в Сирийской Арабской Республике?
– Церковь всегда была за защиту Отечества. Церковь всегда благословляла вооруженные силы и оружие. Более того, всегда в Российской империи священнослужители были полковыми священниками. И зачастую шли впереди атакующих войск, только не с винтовками, а с флагами. Многие из них награждены крестами, орденами. Так они вдохновляли наших солдат на подвиг. А если мы вспомним древнюю историю Руси, например Куликово поле, то вспомним и то, что в поединке с татарским богатырем Челубеем участвовал монах Пересвет. А князя Дмитрия Донского и его войско благословил на бой наш святой преподобный Сергий Радонежский. И сейчас, слава Богу, наши священники окормляют наших бойцов и офицеров в той же Сирии и вообще в вооруженных силах в целом. Потому что люди рискуют жизнью, каждый из них может быть сражен на поле брани
Поэтому очень важно, чтобы каждый из них, как и мы в Афганистане, был уверен, что бьется за правое дело, и что государство для него – надежный тыл. А в духовном плане жизнь не заканчивается после смерти
Я сам пережил три клинические смерти, и я не верю, я точно знаю, что жизнь не заканчивается после смерти. Если ты с Богом, ты будешь счастливейшим человеком. В том состоянии счастья, в котором ты никогда не был на земле.
– Большое вам спасибо за интервью. Было очень приятно и интересно с вами пообщаться.
– И вам спасибо, но я хотел бы сказать в конце еще несколько слов от себя. Я очень благодарен Богу за то, что служил в Афганистане. За то, что я воевал и был тяжело ранен, и даже за то, что мой отец погиб в Афганистане. Потому что всё это позволило мне пройти потом все испытания властью, деньгами. Я понял, ради чего стоит жить и ради чего стоит умереть. Да и к тому же, жизнь – она вечная.
13 февраля в Российском военно-историческом обществе (РВИО) состоялось заседание дискуссионного клуба «Гучков дом», на котором ученые обсудили историю войны в Афганистане периода 1979-1989 годов, а 14 февраля в РВИО состоится встреча с ветеранами боевых действий в Афганистане. Гостями РВИО станут легендарные военные летчики, на счету которых в совокупности более 2000 боевых вылетов, – полковник Валерий Шмаков и полковник Сергей Костюченко. Они передадут в фонды Музея военной формы личные вещи, связанные с пребыванием на афганской земле и предметы искусства, посвященные военной тематике.
За что будущий монах получил Героя
Валерий Бурков в интервью отечественным СМИ говорил, что он на боевые задания ходил вместе с мотострелками и десантниками, чаще всего в этих операциях нес на себе более чем 20-килограммовую рацию, не раз оказывался на волосок от гибели. Подразделение Буркова наводило на цели советские авиагруппы — это было главной их задачей. Случалось, они вызывали огонь на себя, обнаруживая душманский «схрон».
В апреле 1984 года в районе Пандшерского ущелья, неподалеку от места гибели отца, у пещеры, оказавшейся складом оружия моджахедов, разведчик Бурков наступил на мину. Правую ногу оторвало, левую раздробило. Осколком ранило в руку. «Вертушка» эвакуировала Буркова в госпиталь.
С ногами в итоге пришлось проститься, их ампутировали. Тем не менее Валерий Бурков, адаптировавшись после ранения, окончил военно-воздушную академию, служил в Главном штабе ВВС РФ, его воинское звание — полковник.
Будущий монах дважды был советником Президента — РСФСР (по делам инвалидов) и России (именно ему принадлежит идея провозглашения Международного дня инвалидов; празднуется с декабря 1992 года, утвержден Генассамблеей ООН) — первый раз до августовского путча, второй — после подписания Указа Михаила Горбачева о присвоении в октябре 1991 года Валерию Буркову звания Героя Советского Союза.
До 2016 года Бурков занимался политикой, писал и исполнял бардовские песни об афганской войне. Еще во время учебы в военном училище он женился, у Буркова есть сын.
Протоиерей Иоанн Букоткин, кавалер ордена Славы III степени
Фронтовики не очень любили рассказывать о войне, и священники не исключение. Но отец Иоанн Букоткин оставил после себя некоторые воспоминания. Как и протоиерей Глеб Каледа, на фронте он служил радистом. Свою самую дорогую награду, орден Славы III степени, отец Иоанн получил после тяжелого боя, из которого сумел выйти живым, но израненным. В 1945 году под Инстинбургом, в Восточной Пруссии, молодой радист вместе с однополчанами отбивал одну за другой атаку немцев.
Во время третьего наступления солдаты противника обстреляли наших воинов из минометов. Букоткин по заданию командира отправился на левый фланг, где и попал в засаду. Выбраться радист смог только чудом: немцы почему-то не заметили бойца, когда он перебежками промчался буквально мимо них. Правда, позже Букоткина все же обнаружили и открыли по нему шквальный огонь. Солдат получил ранение в ногу и в плечо, но выжил и был доставлен в госпиталь.
В 1952 году Иван Букоткин был рукоположен в священники в Саратове и до конца своих дней нес служение у престола Божьего.
Протоиерей Дмитрий Хмель, кавалер ордена Красной Звезды
Дмитрий родился и вырос в маленьком украинском городке Бершадь, где его вместе с семьей и застала война. Он порывался уйти на фронт со старшим братом, но остался ради своей матери. Позже, в 1944 году, когда город был освобожден, Дмитрий вступил в ряды Красной армии, служил наводчиком артиллерийского расчета в 62-й армии под командованием героя Сталинградской битвы генерала Николая Крылова.
Одним из самых ярких воспоминаний отца Дмитрия была битва в Восточной Пруссии, где он получил тяжелое ранение. Наступление Красной армии под Гумбиненом остановили мощные и неприступные дзоты. В том бою погиб весь расчет Хмеля, а он со связкой гранат пополз под шквалом пуль и осколков к бойнице дзота. Боец сумел забросить гранату в маленькое окошко, но был ранен немецким солдатом. При взрыве Хмеля засыпало землей. Только спустя сутки его забрали с поля боя санитары. Долго солдат пролежал в госпитале, перенес тяжелую операцию на позвоночнике. Когда Дмитрий вернулся в часть, генерал Крылов был радостно удивлен: он был уверен, что боец героически погиб, выполняя задание!
Но Бог сохранил своего будущего служителя. Встретив победу под Кёнигсбергом, Дмитрий Хмель вернулся домой, поступил в Одесский технологический институт, а вскоре стал священником.
Познать и победить себя
Что помогло ему сохранить силу духа? Как говорит отец Киприан — христианские принципы, которые воспитывали в нем отец и мать.
В детстве он жил «как в сказках Пушкина»: изба стояла в глухом алтайском лесу, где «ходит кот ученый», а по деревьям бегают белки. Храма в деревне Повалиха Первомайского района Алтайского края не было. О Боге родители с маленьким Валерой почти не говорили, но в их деревенском доме стояли иконы.
И сегодня отец Киприан уверен, что принципы любви к людям, на которых воспитывали его родители, — христианские. Они универсальны и действуют даже в армии:
Сыграла свою роль в воспитании мальчика и его набожная бабушка. А еще по соседству жила пожилая женщина, читавшая Библию.
Если там нас нет, там – американцы
– Здравствуйте, отец Киприан, начать хотелось бы с вопроса, который, думается, сейчас самый важный для всех, кто интересуется Афганской войной. Как вы считаете, нужна ли она была Советскому Союзу?
– Здравствуйте. На мой взгляд, сейчас те люди, которые рассуждают, нужно ли было вводить войска в Афганистан, – это самые мудрые люди. Потому что они знают, что правильно, а что нет. Но для того, чтобы дать профессиональный ответ на этот вопрос, оценить такое крупное событие, нужно быть специалистом в области политики и военного дела. Когда принимаются такие решения о ведении войны, об участии в войне, проводится большая работа с участием специалистов, которые дают советы, делают взвешенные выводы. И только потом ответственное лицо принимает решение. И я бы никогда не взял на себя ответственность давать официальные оценки таким крупным вопросам. Но у меня, безусловно, есть личное мнение, которым я могу поделиться.
– Очень интересно узнать, что думаете вы, как участник этой войны.
– Моё мнение может быть неправильным, но поскольку я занимался политикой, и я сам военный человек, скажу следующее. Есть простая формула: если там нас нет, там – американцы. Это показывает вся наша история. Потому что Америка, как ведущая страна мира в экономическом и военном отношении стремится занять ведущее положение во всех регионах мира. Это как в обычном бизнесе правило простой конкуренции: если есть возможность поддеть конкурента, почему бы этого и не сделать. Ведь деньги являются основной причиной всех войн. То же самое происходит и в мировой политике – все борются за ресурсы, у нас и у американцев есть свои стратегические интересы, которые мы отстаиваем
И вот, если в Украине или Киргизии… Да не так важно, в какой республике, граничащей с нами или близко находящейся к нам, не будем стоять мы, там будут стоять американцы. Вы посмотрите вокруг, на текущее положение, разве это не так?
– Да, я согласен с вами.
– Для примера: вышли прибалтийские республики из СССР, кто теперь там? Американцы. Вышли страны Восточной Европы из Варшавского договора, кто теперь там? Американцы. Украина, братская страна некогда, – кто теперь там? Конечно, не в той силе, в какой бы могли, но тоже американцы. И если бы Крым не стал нашим, он стал бы американским, потому что это стратегический регион. Так же было и в Афганистане.
Если вспомнить историю, то мы увидим, что отношения между СССР и Афганистаном до ввода войск были неплохими. Мы там уже были: строили объекты инфраструктуры, помогали обучать афганскую армию. В стране были военные и инженеры, которые охраняли тот же дворец Амина.
И вот уже из личных знаний об Афганистане, из того, что нам говорили сами афганцы об Амине, которого мы свергли: он возглавлял правительство Афганистана, несмотря на ряд переворотов и неурядиц с убийствами шахов до него, решил быстро сделать тёмный и отсталый Афганистан современной страной. Но местным это не нравилось. Даже увиденное в фильмах, которые завозили и показывали в кишлаках, я могу уверенно сказать, людям не нравилось. Представьте, кочевникам, мусульманам показывали фильмы, где женщины в коротких юбках, с оголенными плечами. Для них это разврат. Можно привести и много других примеров, ставших причинами внутренних афганских усобиц.
Народ понимал, что нельзя сразу с первого этажа попасть на десятый. Я сравниваю тот раздрай, который случился у них тогда, с нашим 1918 годом. После чего у них, как и у нас, началась гражданская война. И Амин начал заигрывать с США.
Афганцы называли Амина фашистом
– А что же об Амине говорили сами афганцы? Всё же он был лидером страны…
– Когда я уже был в Афганистане, мы часто проводили операции с афганскими военными, и они называли его не иначе как фашистом. Почему? Он совершал такие преступления, за которые его можно было бы судить международным трибуналом. Своих политических оппонентов сбрасывал с вертолетов (как Пиночет в Чили). Из-за этого и получилось, что афганский истеблишмент разделился на две партии. Одна – за нас, другая поддерживала США. Ну и, как всегда: если тебя снабжают деньгами, будь готов, что за эти деньги с тебя что-то потребуют. Потребовали и с Амина. Американцы требовали базы на территории Афганистана. Их и так уже было много вокруг СССР, а они хотели ещё, причем с выгодным местоположением – в «подбрюшье» нашей страны. Кстати, Карибский кризис начинался таким же образом. Слава богу, что он закончился благополучно для всех. Но и здесь для нас была такая же опасность.
Поэтому мы провели операцию, посадив вместо Амина Бабрака Кармаля. Да, это был слабый политик, да, пьющий политик, но зато он не был на стороне США. Я могу ошибаться, но из личного опыта скажу так: ввод войск в Афганистан был абсолютно оправданным шагом. Только и после вывода нельзя было бросать Наджибуллу. Что мы теперь имеем в Афганистане? Две стороны медали: с одной – афганцы, воевавшие с нами, с радостью вспоминают нас (русские нам строили, развивали нас). А с другой – американцы. Знаете, как я это называю, – американское троеборье: секс, наркотики и рок-н-ролл. А главное – получение денег за афганский героин. Вот моё личное мнение.
Три клинические смерти и обретение веры
В Афганистане у Буркова была одна из самых опасных военных профессий — авиационный наводчик. О случае, который перевернул жизнь молодого офицера, ноябрьские школьники слушают, открыв рот, в актовом зале полная тишина.
— В апреле 1984-го во время зачистки Панджшерского ущелья мы обнаружили в одной из пещер вражеский дот, пулемет, патроны. Я делаю шаг и тут взрыв. Вначале ничего не понял, а, когда пришел в себя, осознал, что это я подорвался на мине. То, во что превратились мои ноги, я не видел, они лежали за камнем, буквально в нескольких сантиметрах от пропасти. Хорошо, что взрывной волной меня туда не забросило, — рассказывает отец Киприан.
В госпитале Кабула Валерию Анатольевичу провели несколько операций. Сначала ампутировали ноги чуть ниже колена, затем Бурков пережил три клинические смерти. Мина оказалась самодельной и один из гвоздей, которыми был начинен заряд, повредил нервы на руке. Врачи до последнего не знали, удастся ли ее сохранить.
— Когда утром после операции я пришел в себя, смотрю, правая рука в гипсе, снял простынь, а там остатки ног тоже загипсованы. Передо мной вдруг, словно икона, возник образ Алексея Маресьева, и я подумал: «Он летчик, и я летчик, он советский человек, я — тоже. Почему я должен быть хуже? Буду летать!» И махнул рукой: новые ноги сделают. После этого момента был уверен, что вернусь в армию, — говорит отец Киприан.
И началась долгая и изнурительная работа. Мужчина говорит, что именно в Афганистане у него появился тот стержень, который помог ему пройти всё, что уготовил Всевышний.
Бурков учился ходить. Когда впервые надел протезы, не мог ступить и шагу, они разъезжались в стороны. В них было больно стоять, сидеть, лежать.
— Но наш организм потрясающе устроен Господом, человек ко всему может привыкнуть. Вопрос лишь в том, хватит ли сил выдержать эту борьбу. Мы себя просто не знаем, у нас великий запас прочности, — рассуждает он. — В госпитале я заставлял себя ходить без костылей. Тренировался упорно, но дело шло медленно, продолжал себя жалеть. Устал — тут же присел. Попросил отправить меня в Ленинград на протезный завод.
Мне полагался сопровождающий, но я от него отказался. Доехал до вокзала, а дальше-то надо было идти самому. И я с палочкой поплелся к поезду. В купе — попутчики, снимать при них протезы неудобно, а ноги болят. Ночь промучился, утром кое-как встал, добрел до стоянки такси, поехал на окраину к знакомым. А там надо идти через большой парк. Думал, не доползу, упаду в сугроб, но стыдно офицеру вот так помирать. Шаг за шагом, в полуобморочном состоянии всё-таки пришел. Так и началось возвращение в строй.
Воцерковление
Как говорил сам монах Киприан в интервью «Российской газете», он долго восстанавливался после ранения, учился ходить на протезах. В 1994 году по настоянию тети Гали ветеран Афгана крестился. Потом 5 лет сильно пил и только в конце нулевых полностью переменил свое отношение к жизни — духовник игумен Пантелеймон настроил отставного полковника на путь православия.
С 2011 года Валерий Бурков начал посещать богословские курсы. С этого времени он, по его же собственным словам, отдалялся от семьи — жены Ирины и сына Андрея. В 2016-м Бурков был благословлен на постриг в монахи, «изъят из прежнего мира», как говорит сам инок Киприан.
Сегодня он служит в монастыре одного из городов Киргизии. Примечательно, что духовный отец Макарий благословил носить Киприану звезду Героя Советского Союза на монашеском одеянии — «нужно проповедовать и подвиг, и монашество».
Архимандрит Нифонт (Глазов), кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны, медалей «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией»
Среди будущих священнослужителей Русской Церкви были не только простые солдаты, но и офицеры. Один из них — Николай Глазов. До войны он работал учителем в школе, а в 1939 годы был призван в армию. Службу Глазов нес в Забайкальском крае, и некоторое время после начала Великой Отечественной войны продолжал служить в Сибири. Позже Николая направили в военное училище, откуда он вышел в звании лейтенанта-зенитчика. Боевое крещение Глазов принял на Курской дуге.
Прошедший без серьезных ранений всю войну, молодой лейтенант навсегда остался инвалидом в 1945-м, после боя у венгерского озера Балатон. Осколками были повреждены коленные чашечки, которые в госпитале врачи вынуждены были ампутировать. Спустя два года, немного восстановившись после ранения, Николай приехал в Киево-Печерскую лавру, где нашел утешение после постигшего его удару судьбы. 13 апреля 1949 года молодого ветерана постригли в монашество с именем Нифонт.
40-я армия выполнила все боевые задачи
– Тогда вопрос о самом ведении боевых действий. Генерал Б.В. Громов, руководивший выводом советский войск из Афганистана, всегда утверждал, что наша 40-я армия выполняла все боевые задачи, стоящие перед ней, в отличие от американцев сейчас. Вы согласны с ним?
– Абсолютно правильно он говорит, военные задачи все решали. Другое дело, какие они были? В первые два года боевые действия были не столь интенсивными. Были в основном случаи вооруженных стычек. Афганский народ встречал советские войска лояльно, потому что, как я уже говорил, мы уже там были, просто не такой большой массой. Первоначально и задачи у нас были простыми: охраняли важные стратегические и экономические объекты, чтобы в условиях гражданской войны они не были разрушены.
Только позже, с обострением противостояния, когда афганская армия перестала справляться с противником, стали расширять зону ответственности советских войск. Кого можно было тогда набрать в афганскую армию, ведь воевать можно только за убеждения. В горах, в кишлаках – племя на племени, уезжать куда-то и воевать непонятно за что, – этого молодые афганцы не понимали. Поэтому нас втянули в боевые действия, даже я в 1984 году ходил на боевые выходы (это был самый пик – 1984-1985 годы). В эти годы было решено массированно применить вооруженные силы и разобраться с моджахедами и с Ахмат Шах Масудом прежде всего. Дальше война опять шла с меньшей интенсивностью.
Как прийти к Богу без ног: история прошедшего Афган инока Киприана
На Афганской войне он потерял ноги, но сила духа помогла ему вернуться в строй на протезах, преодолеть последующие испытания и даже научиться танцевать. На гражданке он добился и власти, и денег. А однажды депутат и бизнесмен бросил нажитое и принял монашеский постриг. Сегодня инок и воин проповедует Евангелие и носит звезду героя на монашеской рясе. А недавно награжден в Кремлевском дворце премией Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность». Об отце Киприане (Буркове) — в материале РИА Новости.
Вещий сон
Война в Афганистане стала переломным моментом в жизни отца Киприана, тогда капитана Валерия Буркова.
В 1984 году во время боевой операции в Панджшерском ущелье Бурков чуть не погиб. Полк с ходу захватил господствующую высоту — гору Хаваугар. Валерий оказался перед входом в грот, где стоял пулемет, залез туда, взял трофейные гранаты, пулеметную ленту, документы, вылез, сделал шаг… И в тот же момент взорвалась самодельная мина, начиненная гвоздями. Одну ногу оторвало сразу, а вторая превратилась в кровавое месиво. Эвакуировать раненого было почти невозможно — вертолет сесть не смог. Он завис над землей, но как подняться по веревочной лестнице человеку с оторванными ногами? А это — единственный шанс на спасение. И капитан Бурков невероятным напряжением воли на руках поднялся на борт.
В том сне, перед самым отъездом в Афганистан, он в мельчайших подробностях увидел, как наступает правой ногой на мину, как взрывом ему отрывает обе ноги. А потом вдруг оказался в Киеве, на Крещатике — на протезах.
Личная жизнь
Личная жизнь Борзова складывалась параллельно с его спортивными успехами. С будущей женой Людмилой Турищевой он познакомился на московских спортивных мероприятиях, а потом встречался на играх в Мюнхене 1972 года. Там гимнастка стала абсолютной олимпийской чемпионкой, а легкоатлет — двукратным чемпионом и знаменосцем на закрытии Игр.
Впервые Валерий позвал девушку на свидание на Олимпиаде 1976-го в Монреале, после которой оба спортсмена закончили карьеру в большом спорте. Зато начали семейную жизнь, сыграв свадьбу в 1977 году. Прежде они год поддерживали отношения на расстоянии посредством телефонных звонков. Чемпионы считались символами советского спорта, и их свадебное фото стало иллюстрацией счастливого комсомольского союза.
Свадьба Валерия Борзова и Людмилы Турищевой
Они были похожи честностью, целеустремленностью и ответственностью, однако по темпераменту оказались противоположными: взрывная и эмоциональная Людмила органично дополняла спокойного и скромного Валерия.
Их брак получился прочным и долголетним. В нем в 1978 году родилась дочь Татьяна, которая захотела пойти по стопам отца и занялась бегом. Однако до спорта больших достижений дело не дошло, чему родители оказались рады.
Дочь знаменитостей отучилась на дизайнера и переехала жить в Канаду, где занялась флористикой и вышла замуж за бизнесмена Дениса. В семье родились Илья, Тимофей и Егор — любимые внуки Борзова и Турищевой.
инок Киприан (Бурков)
Насельник Высоко-Петровского монастыря Московской Патриархии.
Руководитель Православного научно-исследовательского и практического Центра душепопечения и реабилитации лиц с нарушениями психологического и психического здоровья в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Президент Фонда «Герои Отечества».
Герой Советского Союза.
Образование.
- Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов.
- Военно-воздушная академия им. Ю.А. Гагарина, командный факультет, военное управление.
- Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, педагогический факультет, переподготовка «Теории и технологии дошкольного образования», воспитатель.
- Московский православный институт святого Иоанна Богослова, факультет психологии, дополнительное образование «Основы психологии», магистратура «Христианская психология».
- Савино-Сторожевские богословские курсы.
Жизненный путь:
Военная служба.
После окончания авиационного училища в 1978 г. летал на Дальнем Востоке. В 1982 г. после болезни «туберкулез легких» временно списан с летной работы. В том же году после гибели отца в Афганистане переведен служить на Урал. В 1983 г. по собственному желанию убыл в Афганистан в качестве авиационного наводчика. В 1984 г. в ходе боевых действий был тяжело ранен, лишился обеих ног. Однако добился оставления в армии и прослужил в авиации еще 13 лет на разных должностях, в том числе, летал и прыгал с парашютом. В 1997 г. по собственному желанию в звании полковник уволился из Вооруженных Сил.
Общественная деятельность.
Начиная с 1988 г., будучи членом Всероссийского общества инвалидов, затем Российской Ассоциации Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, учредителем и руководителем Фонда «Герои Отечества» помогал участникам боевых действий и инвалидам решать имеющиеся проблемы. Помимо указанной деятельности, регулярно встречался со школьниками и студентами и общался с ними на интересующие их темы.
Государственная деятельность.
В 1991 г. назначен председателем Координационного комитета по делам инвалидов при Президенте РФ, в 1992 г. — советником Президента РФ. В указанных должностях занимался вопросами обеспечения равных возможностей, многопрофильной реабилитации и социальной защиты лиц с нарушениями здоровья. В 2008-2010 годах был депутатом Курганской областной Думы.
Обретение православной веры, общественно-церковная деятельность.
В 1994 г. по настоянию родственников принял Крещение, но православного вероучения не знал и истинной веры не имел. Однако в 2009 г. в результате произошедших по Божиему Промыслу событий, уверовал, стал воцерковляться и стараться жить по вере. В 2010 создал Центр многопрофильной помощи лицам попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе алко- и наркозависимым, и помогал им решать свои проблемы вплоть до пострига в монашество. В 2015 г. был благословлен старцем Илием (Ноздриным) на постриг в монашество и преобразование указанного социального Центра в иной центр, который в настоящее время носит название «Православный научно-исследовательский и практический центр душепопечения и реабилитации лиц с нарушением психологического и психического здоровья в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 2021 принял постриг в Свято-Казанском мужском Архиерейском подворье Бишкекской и Кыргызстанской епархии с наречением имени Киприан. В 2021 г. по благословению старца Илия (Ноздрина) переведен в Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь Московской Патриархии.
Область научно-исследовательских интересов.
Душепопечение и реабилитация лиц с нарушениями психологического и психического здоровья, болезни души, взаимосвязь души и тела, психических и физиологических процессов, демонология, психология, психиатрия, психосоматические расстройства, антропология человека, нравственное богословие и духовно-нравственное воспитание, православная и иная христианская аскетика.