Великий канон святого андрея критского

Что такое Великий покаянный канон

Великий канон написал святитель Андрей Критский, живший в восьмом веке. Это было творение по вдохновению Святаго Духа, не предназначенное для общецерковного использования. Святой просто написал его для себя, изложил все свои чувства и мысли перед Богом в порыве глубокого раскаяния. Также как поэты не задумываются в момент творения великих произведений о том, что их будут читать перед публикой, хвалить автора, так и преподобный просто написал канон, не задумываясь о его будущем.

Так вышло, что канон стал известен другим людям, высоко
оценен, немного исправлен. Затем решено было использовать творение как образец
покаяния, потому что, читая эти строки, проникаешься чувствами и мыслями
автора, начинаешь задумываться и каяться в грехах.

Поэтому решено было читать канон в церкви во время Великого
поста. Творение, написанное более тысячи трехсот лет назад, остается близко
верующим, актуально по смыслу и чувствам. Это означает, что, как и Псалтирь
(написанный более двух тысяч лет назад), создан по внушению Святого Духа.

Начинается канон с плача, растерянности, вопроса о том, с чего же начать покаяние, ведь много грехов было сотворено. Автор вспоминает события Ветхого завета в тропарях, затем переходит к Новому Завету, сравнивая себя с праотцами, патриархами, святыми людьми, достигшими покаяния. Интересно, что святой считает себя самым худшим грешником, укоряя себя и каясь в грехах.

Великий покаянный канон находится в постной триоди. К нему примыкают два песнопения: «Блаженны» и стихиры на «Господи воззвах», имеющие строение акростиха. Весь канон разделяется на две части: разговор души о грехах и вопль к Богу о помиловании.

Когда читается канон Андрея Критского

На первой неделе Великого поста в течение четырех дней в храме читается покаянный канон Андрея Критского. В центре Великого поста — изменение человека, изменение через покаяние. Без покаяния невозможна духовная жизнь и возрастание человеческого духа. Раскаяние в грехе предполагает совершить суд над самим собой, а судить себя сложно, но необходимо, если речь идет о духовном росте.

Многие христиане, которых называют «неофитами», недавно уверовавшие, приходят на богослужения Великого поста. Им кажется тяжелым выстоять длительное покаянное богослужение, которое говорит о покаянном и непростом пути грешной человеческой души к Совершенному Создателю. Практика чтения канона бывала разной в разных древних рукописях. Церковь решила поделить канон на четыре части, чтобы постепенно подготовить человека к великому покаянию. Если прочитать весь канон сразу, ощущение будет тяжелым. Устав Церкви предлагает читать канон Андрея Критского по частям. Но в четверг (или в среду вечером) пятой седмицы Великого поста канон Андрея Критского читается снова, уже целиком. К этому моменту человек уже подготовлен к длительному богослужению обычно духовно. Как пример великого покаяния читается житие Марии Египетской. Ведь именно Мария Египетская достигла святости, выдержав великий подвиг покаяния. Канон Андрея Критского напоминает нам о силе Божьей благодати, которая очищает любое сердце. Даже то, которое, казалось бы, окончательно погрязло во грехе.

Канон Андрея Критского можно читать и дома. Молитвослов как книга появился только в VIII веке. В древние времена канон Андрея Критского читали и дома, тем более, в связи с огромным количеством переводов, можно уточнить суть фраз, которые непонятны на церковнославянском языке. Если нет возможности прийти в храм, лучше прочитать канон Андрея Критского дома, чем не прочитать совсем. Это будет вполне уместно. Читать канон в келейной молитве в другое время, не только в период Великого поста, также допускается. Чувство покаяния перед Господом, желание очиститься от греха должно сопровождать христианина не только в определенное время года.

«Все спасутся, кроме меня»

Великий покаянный канон вбирает в себя все монашеское мировосприятие. Какая самая главная его мысль? Андрей Критский, как настоящий монах, никого не упрекает. Он говорит: «Все эти люди по незнанию грехи совершили, а я разумом согрешил». Он себя винит во всем. Он скорбит о своей душе. Когда ты слушаешь Великий покаянный канон, ты будто бы находишься рядом с мудрым старцем, он будто бы с тобой разговаривает. Андрей Критский молится вместе с нами.

В свое время некоторые немецкие ученые удивлялись, как верующие «терпят» чтение канона? Один из них написал следующее: «Канон Андрея Критского утомляет даже доброжелательно настроенного слушателя». И после перечисляет целый ряд недостатков этого текста. Интересно, как он его читал? Конечно, в противовес классическому европейскому сознанию, в каноне нет специальной логической последовательности. Сначала идет ветхозаветный сюжет, потом сразу — новозаветный. Но ведь и наш ум не может думать об одном и том же, последовательно, а переключается с одного на другое.

Сила канона не только в его чудесном слоге. Она и в сути. Андрей Критский за всех нас кается. И мы все объединяемся вокруг него. Он учит нас покаянию на живых примерах. Кстати, у него есть замечательный канон на разлучение души. Он совершенно иной по стилистике, практически не похож на Великий покаянный канон. Но согласно множеству источников — это именно его работа. В нем Андрей Критский — один-единственный из всех христиан — устремляется в ад, ибо он один только и согрешил. Все остальные будут спасены, кроме него — он абсолютно в этом уверен. Такова суть монашеской жизни. Видение своих грехов и сокрушение сердечное.

Когда я приехал на Афон и спустился на афонскую землю, я буквально почувствовал покров над собою, физически ощутил его. Я пришел в монастырь, смотрел, как молятся монахи, молился вместе с ними. И подумал: откуда такая благодать мне? Чем я это заслужил? Я же мирской батюшка, а не монах. То же самое и с каноном Андрея Критского. Через него мы приобщаемся к тому, что открыто обычно лишь монахам, получаем благословение и защиту свыше, учимся сокрушению сердечному и очищению своей души глубоким и искренним покаянием.

Подготовил Антон Баев

|

Четыре раза по сорок минут одиночества

— Когда Вы читаете канон, возникают ли у Вас какие-то особые, только с этим текстом связанные мысли или переживания?

— Это очень глубокий, многослойный текст. Я читаю его в храме уже 15 лет, и каждый раз для меня открываются новые грани

Однажды я обратил внимание на призыв следовать за Моисеем в пустыню. Пустыня — это образ и испытания, и места встречи

Но чтобы в ней оказаться, не нужно ехать в Египет или Палестину. Эта пустыня внутри нас. Ксения Петербургская всю жизнь прожила в большом городе, где — как это ни парадоксально — прятаться от людей легче, чем в пустыне. И обращаясь к ней, мы говорим: «В суете града великого аки пустынница жила еси».

Образ пустыни возникает и в житии преподобной Марии Египетской, которую мы призываем на чтении канона и житие которой читается вместе с ним в среду пятой недели Великого поста. Мария Египетская помогает понять, что происходит с нами перед лицом искушения. Обычно, когда мы произносим слово «искушение», то имеем в виду какие-то внешние обстоятельства или даже конкретных людей, которые, как нам кажется, могут подтолкнуть нас ко злу. Житие Марии Египетской показывает, что это обман.

Диавол искушает человека тем, что в нем уже есть, — его воспоминаниями, наклонностями, привычками. Именно поэтому подвиг одиночества в православной традиции — самый сложный. В этом смысле канон Андрея Критского — школа мужества. Это четыре раза по сорок минут одиночества — без каких бы то ни было оправданий и извинений.

— А почему именно этот канон читается на первой неделе Великого поста и почему его назвали Великим?

— Синаксарь (сборник текстов святых отцов и некоторых церковных преданий, по уставу предназначенных для чтения на утрени. — Прим. ред.), читаемый в среду пятой недели поста, так отвечает на этот вопрос: «Можно сказать, что канон сей называют Великим по самим мыслям и воспоминаниям своим, ибо плодовит создатель его, прекрасно их сочетавший. И потому еще Великим именуется, что сравнительно с другими канонами, содержащими по тридцать или немногим более тропарей, сей достигает двухсот пятидесяти, и каждый из них неизреченную сладость источает».

А протоиерей Александр Шмеман писал, что Канон — это «тот исходный “тон”, которым определяется вся великопостная “мелодия”».

— Но почему в каноне так много ссылок на Ветхий Завет? Отчего преподобный Андрей так пристально всматривался в дела, казалось бы, давно минувших дней?

— Одна из наиболее ощутимых трагедий любого человека заключается в том, что другой человек — будь то ближний, друг, приятель, случайный прохожий — стал для него «чужим». Первое следствие грехопадения — это отчуждение. «Разве я сторож брату своему?» – отвечает Каин Богу, убив Авеля. И канон — шаг к преодолению этого отчуждения.

Здесь, как мне кажется, уместно вспомнить слова из проповеди знаменитого английского поэта и богослова Джона Донна (1572–1631): «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Вот и слова канона подобны звучанию этого колокола.

А история Ветхого Завета в конечном счете — это история ожидания. Как на иконе «Сошествие во ад», где бесчисленное множество людей обращены к Тому, кто выведет их на свободу. Но, не почувствовав себя ветхим Адамом, человек не сможет ощутить свое родство со Христом — Новым Адамом, и вся священная история будет для него лишь рассказом о каких-то людях, которые не имеют к нему никакого отношения. «Знать, надо вымокнуть до нитки, знать, надо горюшка хлебнуть, чтоб к заколоченной калитке с надеждой руки протянуть», пел Булат Окуджава.

Откуда такая красота?

Однажды я слышал, как Патриарх Пимен в 1978 году читал Покаянный канон Андрея Критского во Время Великого поста. Это было великолепно. Он читал без всякого логического подчеркивания смыслов, навязывания объяснений. Просто читал.

https://youtube.com/watch?v=BXlYDzwTi-k

И, слушая его чтение, я тогда подумал: а в чем загадка этого текста? Откуда такая красота? Почему он такой, а не иной? Кто написал этот канон, как написал, почему написал? Думаю, многие великие люди, светские поэты в том числе, многое бы отдали ради того, чтобы хотя бы одна их строфа читалась в храме, вслух. Даже Александр Сергеевич Пушкин. И вдруг столько лет подряд, а Андрей Критский умер в 740 году, читают этот канон. И он для нас такой живой, такой действенный.

Я с головой бросился в тему, хотя и столкнулся со сложностями: большинство творений святителя Андрея были неизвестны, многие тексты утеряны, большая часть не издавалась, очень мало написано о самом святителе Андрее Критском. Несмотря на эти трудности и препоны, я устремился дальше, трудился, искал.

Святитель Андрей Критский

Всеми силами я старался понять красоту творчества Андрея Критского, узнавал его самого. История его жизни проста. Никакой карьеры он не сделал, 20 лет служил дьяконом. Опекал дом престарелых и дом детей-сирот. То есть его деятельность вполне сопоставима с тем, чем занимаются наши современники. Потом уже архидьякона Андрея отправили на Крит (это всё равно, что у нас Дальний Восток), где ему для утешения дали почетный титул «архиепископ Критский», хотя его предшественники и последователи именовались епископами Гортинскими по названию главного города.

Но откуда в нем появилось такое сильное литературное дарование?

Не могу ответить на этот вопрос. Десять лет я им занимался, но так и не смог понять, в чем секрет его воздействия на человека, таинственной красоты его сочинений. Я просмотрел огромное количество древних рукописей, греческие издания канонов, вышедших из употребления, изучил ритмический рисунок многоразличных канонных строф и ирмосов. С разных сторон подошел к проблеме, но суть от этого не стала ясней. Как-то я спросил у одного ученого: «Неужели Андрей Критский высчитывал слоги, проверял ударения?» — «Нет, конечно. Он писал от себя, от сердца». Благодатная сила наполняла его.

Такое же напряжение и возвышенность я почувствовал однажды, переводя текст канона Андрея Критского на Рождество Христово. Мне было очевидно: это такие прекрасные слова, наполненные такой внутренней силой и энергией, что их можно высекать в камне, отливать в золоте и платине. Как крылатые слова. Вот именно об этой загадке я и говорю. Именно ее пытался постичь, но так и не нашел ответа.

Почему канон называется Великим?

Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В оригинале канон Андрея Критского был написан на греческом языке, позже его перевели на церковнославянский язык, именно в таком виде мы слышим его в храме. Поскольку во время чтения великого канона совершается много земных поклонов, может показаться, что прочесть канон тяжело в первую очередь физически. Но суть канона святителя Андрея Критского, разумеется, не в физическом, а в духовном труде. Существует много переводов канона Андрея Критского. Чтобы понимать не только содержание канона, но и его смысл, лучше всего прочитать Священное Писание. Считается, что он наиболее полно раскрывает весь ужас греха и страдания души, пораженной им.

Канон Андрея Критского разбит на четыре части. Это великое поэтическое и богословское произведение, которое готовит верующих к поприщу Великого поста. Ведь суть поста не в ограничении в пище, а в духовном упражнении, в том, чтобы научиться покаянию и молитве. После каждого небольшого стиха, по сложившейся традиции, верующие совершают земной поклон. Канон Андрея Критского состоит из более чем 250 строф. Его текст находится в Триоди постной. Великий канон Андрея Критского положен на музыку и исполняется многоголосием.

Служба спасения

Как появился канон? Это долгий исторический процесс. Андрей Критский не просто взял и создал этот текст, нет. До него был мощный древний пласт — Библейские песни. Что это? Монахи всю жизнь молились по Псалтири. И в конце Псалтири звучали Библейские песни — насыщенные смыслом разнообразные поэтически-песненные места из разных книг Библии, сильнее всего воздействующие на слушателя. Таких песен было много, от девяти до четырнадцати в разных списках, и со временем они стали неотъемлемой частью монашеских богослужений. К VII веку форма, предшествующая канону, практически сформировалась.

Фото Елены Вороновой

Андрей Критский написал свой канон в общем-то не для песнопения. При его жизни он не исполнялся вообще. Рукопись хранилась в Константинополе, в женском монастыре. Когда же он впервые был прочтен? — У меня есть одна версия. Дело в том, что через пятьдесят лет после кончины Андрея Критского, в 790 году, произошло ужасное землетрясение. Тогда-то, если я прав в своей исторической реконструкции, монахини достали рукопись и начали читать вслух этот канон на площади перед монастырем недалеко от Влахернских ворот. Таким образом, впервые он стал употребляться как служба во время бедствия, это был покаянный вопль. И Бог помиловал возопивших к Нему людей.

Кстати, это не единственный пример такого употребления канона. Во время осады Одессы, в Крымскую войну, английские корабли подошли к городу, стали на рейде и готовили десант. Местные священники читали Покаянный канон каждый день, прямо на главной площади города. Через неделю, на Покров один из кораблей англичан подорвался на мине, а остальные постояли-постояли и ушли. Десанта не последовало. И здесь чтение канона стало службой во время бедствия. А в 1918 году, во время переворота и страшной бури в нашем обществе, канон тоже выполнял эту задачу во многих храмах: был написан покаянный канон с ирмосами Великого канона и читался весь Успенский пост.

Про автора канона. Об Андрее Критском

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Автор канона писал его на склоне лет, прожив длинную и трудную жизнь. Андрей Критский появился на свет в Сирии, в Дамаске. Он жил и трудился в Сирии, в Константинополе, на Крите. Эта поэма посвящена покаянию его собственной души, но личная история пропущена через призму истории Ветхого и Нового Завета. Великий христианский богослов и автор множества гимнов, святитель Андрей Критский известен в большей степени благодаря покаянному канону, который читается во время Великого поста. При рождении Андрей Критский не мог говорить, причастившись в семь лет Святых Таин, он обрел голос. Подростком он вел аскетичную жизнь монаха в монастыре преподобного Саввы Освященного. Позже он стал архидиаконом при храме Святой Софии в Константинополе. Его мощи были перенесены в Константинополь, но скончался он на острове Лесбос, до конца служа Церкви и Господу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector