Какого числа и как праздновать рождество христово 2021 в россии

Содержание:

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым. Православная церковь всегда противилась этому обычаю и считала его не только кощунственным, но и опасным.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

Основные традиции празднования православного Рождества

Очень много интересных традиций таят в себе волшебные дни Рождества. Они передаются из уст в уста, от поколения к поколению

Порой даже не все могут объяснить смысл той или иной традиции, но все равно чтят и охраняют их, понимая важность и ценность действа

Православные христиане празднуют Рождество на территории России, Украины, Беларуси, Болгарии, Греции, Кипра и других стран. Однако, на нашу землю приходится почти половина всех верующих.

Каждый христианин знает, что праздник начинается не в Рождество. Ему предшествует 40 дней Рождественского поста. А сам рождественский стол должен состоять из 12 блюд, о которых мы напишем ниже.

Традиции же начинаются с Сочельника. Это день, который идет перед Рождеством. В сочельник принято очищать свое жилище, хорошо прибраться дома, вымыть полы. Но это, конечно, внешнее.

Главное – нужно очистить душу и сердце. Следует как следует вымыться самим, посетить церковь, сходить на богослужение, исповедаться и совершить причастие. Работать в этот день не рекомендуется.

На закате дети ходят по улицам, заходя в гости к соседям и поют коляду, тем самым желая хозяевам добра, богатства и благополучия. За это дети получают сладости и вкусную выпечку. В европейских странах из этого делают настоящий карнавал, с цветными костюмами, танцами и громкими песнями.

Наутро же, еще до восхода солнца, происходит интересная традиция пожелания благоденствия хозяевам. В дом должен войти молодой мужчина и «посеять» зерно по полу, щедро разбрасывая его по всему дома.

После сытного постного ужина следует идти в церковь, где уже каждый верующий может присоединиться к рождественским богослужениям. Они начинаются с Царских часов, а затем следует целая ночь службы.

Когда звезды «уходят» и служба завершается, Рождество считается наступившим. Люди возвращаются в свои дома после службы, и уже могут отведать праздничные мясные блюда. Именно днем после Рождества близкие обычно дарят друг другу подарки и обмениваются приятными пожеланиями добра и счастья.

На улицах в этот день проходят гуляния, где водят хороводы.

4. Древние обряды

Несмотря на запрет Российской империи наряжаться в кумирские одеяния, игрища и идолопоклоннические предания, а в некоторых регионах – языческие обряды и колядование сохранились по сей день. Рождество – это начало Святок, которое проходит до 19 января. В этот период запрещалась охота на животных и птиц. В деревнях сооружали соломенный стог и сжигали его всей семьей, чтобы умершие предки могли погреться у огня и способствовали плодородию.

Праздничная трапеза

Рождественская трапеза включает:

  • трапезу Сочельника;
  • собственно праздничный стол.

Почему готовят кутью (сочиво) 

Перед всенощным бдением христиане обычно вкушают кутью – сваренную в меду пшеницу или другие зерна (рис, пшено). Эта постная пища позволяет не только укрепить силы перед длинной ночной службой, но духовно почувствовать предстоящий праздник.И.С.Шмелев в повести «Лето Господне» так пишет об этом

Какие блюда подают к столу 

Особых уставных указаний о трапезе на Рождество нет. Обычно на стол подают блюда мясные, рыбные, выпечку. По народной традиции мясных блюд на столе бывало особенно много, что связывают с особенностями русской печи, которая позволяла целиком запечь гуся, курицу, поросенка. Ныне же хозяйки исходят из возможностей и вкусов семьи.

Как раньше в старину называлось печенье которое готовили к Рождеству 

Обязательной выпечкой на праздник по народной традиции считалось печенье, именуемое «козулями», так как выпекалось в форме овец, коров, козлят. Символика выпечки связана с напоминанием об обстоятельствах Рождества Господа. Печенье расписывали глазурью. Оно, впрочем, по народной традиции часто использовалось для гаданий (аналог «козуль» — «печенья с предсказаниями» католической традиции).

Дом Иоакима и Анны

Дом Иоакима и Анны — одна из христианских достопримечательностей Иерусалима. Как говорит Церковное Предание, Дева Мария родилась в доме своих родителей — праведных Иоакима и Анны. Располагался он в северо-восточной части Иерусалима, ныне это территория Мусульманского квартала Старого города, около Львиных ворот.

Православные и католики до сих пор спорят о том, где точно стоял дом, и построили монастырь и базилику на расстоянии 70 метров друг от друга. Православный монастырь святой Анны — место паломничества для многих христиан мира. На первом этаже обители — церковь в честь Рождества Божией Матери, а под зданием монастыря — древняя пещерка. Считается, что эта пещерка — часть дома Иоакима и Анны.

Как отмечают этот день православные россияне

Православные христиане России сейчас отмечают Рождество:

  • посещением богослужения;
  • участием в таинствах Исповеди, Причастия;
  • украшением жилища Рождественской елью;
  • праздничной трапезой;
  • кроме того, во многих городах православная молодежь стремится восстановить традицию колядования, проходя по улицам с рождественскими песнопениями.

Детские колядки 

Обычно это – краткие песнопения, прославляющие Рождество. Издавна их пели дети, молодежь, когда отправлялись по деревне «славить Христа». Многие из старинных колядок звучат по-украински или по-белорусски, так как эта традиция была наиболее распространена в этих местах.

Христославы — так называют тех, кто ходит колядовать.

Ныне к таковым символам можно отнести:

  • Рождественскую елку;
  • Рождественскую звезду;
  • вертеп.

Когда стали украшать елку к этому дню

Традиция ставить елку на Рождество появилась не ранее начала XVIII в. Она имеет германские корни. По преданию, в VIII в. св. Бонифаций, христианский миссионер, срубил почитаемый германскими язычниками дуб, дабы показать бессилие ложных богов. Рассказывают, что, падая, дерево поломало множество других, кроме стоявшей рядом ели. Ее, вечнозеленую, своего рода символ неувядающей жизни, Рая, Бонифаций назвал «деревом Спасителя». Возможно, отсюда у германских христиан появился обычай ставить дома ель. Первоначально ее о ничем не украшали, обычай развешивать фрукты, конфеты, появился сXVI в., после Реформации. А к XVII в. возникла традиция украшать ель искусственными, сделанными из стекла, бумаги, яблоками, шарами.

Такие украшенные деревья, очевидно, увидел Петр I во время своего путешествия по Европе (1697 г.), и решил внедрить понравившуюся ему традицию. Об украшении домов елями на Рождество и Новый год был принят специальный указ.

Обычай украшения дерева – символа вечной жизни – не был чужд и Руси, но таковым издавна считалась не ель, а верба, «Лазарь растительного мира», первой пробуждающаяся после зимы. Древо вербы украшали земными плодами (фруктами, орехами), но не на Рождество, а на Вербное Воскресенье, когда это древо «участвовало» в особом действе: «Шествии на осляти», совершаемом патриархом или архиепископом на день Входа Господня в Иерусалим в Москве, а также крупных епархиях (Новгородская, Тобольская).

А вот идея украшения елки приживалась долго, с трудом. Только к середине XIX в. начали устанавливать Рождественские ели, причем только состоятельные люди. Однако уже с начала 1 мировой войны елку попытались запретить, как германскую традицию. Вторая попытка искоренить недавно родившийся обычай случилась уже в советские годы, когда ель уже была прочно связана с празднованием Рождества. Только с 1935 г. елку вернули советским гражданам – но уже как новогоднюю.

Проповедь митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Всякий праздник Матери Божией — это чистая радость. Это радость не только о любви Божией к нам, но радость и о том, что земля — наша простая, родная, обычная земля — может так ответить на любовь Господню. В этом для нас радость особенная.

Когда мы от Бога получаем милость — ликует наше сердце; но иногда делается тоскливо: чем, чем мне воздать любовью за любовь, где найти ту святость, ту ласку, ту способность отзываться всем естеством на милость Божию? И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех нас ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это — ответ всей земли, это ответ всей вселенной на любовь Господню.

И вот, будем радоваться и унесем радость сегодня из этого храма — не только на одно мгновение: будем её хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтоб всякое сердце возликовало и утешилось и просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал бы человеком.

И теперь, из века в век, пока мир стоит, Бог среди нас, Христос Тот же Самый среди нас, изо дня в день. И когда будет проявлена, открыта слава земли и неба, Господь Иисус Христос, истинный Бог, но и истинный человек, будет среди нас пребывать Божией Матерью, Которая дала Ему плоть Свою любовью, верой, святостью, благоговением.

Будем хранить, беречь, растить эту радость и ею жить во дни скорби, во дни тёмные, во дни, когда нам кажется, что ни на что мы не способны, что ничем не может земля ответить на любовь Божию. Ответила земля, и стоит этот Ответ вовек с воздетыми руками, молясь о нас всех, о добрых и о злых, никогда не стоя поперёк пути спасения, всем прощая — а Она имеет, что простить: ведь люди Сына Ее убили — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит.

С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Господней, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости. И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней.

Слава Богу за это, слава Матери Господней за эту Ее любовь. Аминь.

Иконография праздника

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.

Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ().

На одной из ампул Монцы (VI–VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию . После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.

Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет – особенно в VIII–IX веках – дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (–12; –20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.).

Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с самой Богоматерью) .

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См., например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в Новгороде.

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

Какого числа Рождество в 2022 году

Но на самом деле, разные даты празднования религиозного праздника (25 декабря или 7 января) имеют логическое объяснение, которое кроется в разных системах летоисчисления.

Русская Православная Церковь использует старый «юлианский» календарь для религиозных праздников. То есть, кто-то празднует по григорианскому, а кто-то по юлианскому календарю.

Большинство русских предпочитают отмечать Рождество 7 января, поэтому теперь по традиции в эту ночь принято накрывать особый стол из 12 блюд.

Официальные рождественские и новогодние праздники в России длятся с 31 декабря по 10 января.

Как праздновать Рождество 2021

Если вы православный человек, то в ночь с 6 на 7 января посетите всей семьей службу, которую будут проводить в каждом храме или церкви в честь Рождества Христова. Литургия длится долго, практически всю ночь, и отстоять ее не так уж просто, однако на душе после нее наступает благодать. Можете не стоять всю службу до конца или посетить церковь утром или днем, когда народу станет поменьше. Обязательно помолитесь иконам, поставьте свечки за здравие близких и за упокой тех, кого нет.

После посещения церкви пригласите родственников на Рождественский ужин или обед. Из угощений запеките Рождественскую утку или гуся. Можете сделать курицу. Приготовьте по традиционному старинному рецепту кутью – наверняка она понравится всем гостям. Не возбраняется в этот праздник выпить немного красного вина, лучше церковного кагора, но только в меру.

Если возле церкви бедняки просят милостыню, обязательно дайте, отказывать в Рождество нельзя.

Еще одной традицией до сих пор остается вручение подарков. Они должны быть подарены от чистого сердца, детям можно подарить книги или мягкую игрушку. Необязательно, чтобы подарок был дорогой, можно сделать его своими руками, близким будет приятна ваша искренняя забота о них.

Проведите время в Рождество весело и беззаботно. После застолья выйдете погулять на улицу, покатайтесь на горках или посетите каток, ни в коем случае нельзя ругаться и сквернословить в такой большой православный праздник, это грех. Не стоит печалиться или таить обиду, злобу на врага, простите и отпустите негатив от сердца, ведь еще наши предки верили, что с этого дня жизнь можно начать с чистого листа.

Мне нравитсяНе нравится

Рождественские забавы

Забавы в старину были такими же простыми, как и сами люди. В праздник совершались массовые гуляния, также все ходили друг к другу в гости, веселились, дарили подарки, да играли в игры. Причем играли как взрослые, так и дети.

Например, все знают такую игру, когда два или три участника на скорость ищут без помощи рук вишенку в тарелке с мукой, кто быстрее найдет, то и победитель.

А в старину играли очень похоже: в миску наливали сметану, и кто быстрее ее съедал без помощи рук, то и выигрывал. Или же подобным образом нужно было выловить половину яблока из глубокой миски с водой.

Самой известной забавой были конечно же колядки, которые всегда проходили задорно и весело. Об этом мы уже сегодня говорили.

А вот о такое забаве, как гадания можно писать отдельно, ведь их так любят как юные девочки, так и молодые девушки на выданье. Я еще не встречала ни одну девушку, которая хоть раз не попыталась бы гадать на Рождество. Есть в этом что-то особенное, интригующее, пугающее и притягивающее одновременно, мистическое и загадочное.

Сразу вспоминается произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанное настроением рождественского волшебства и забав. Подобных произведений в русской литературе предостаточно.

Самое простое и популярное гадание – выйти в Рождество на крыльцо и спросить имя первого мужчины, которого встретишь. Как его зовут, такое имя будет у твоего будущего мужа.

Также в снежную ночь можно кинуть валенок через забор на улицу. Если обувка угодила в сугроб, то значит, что девушек придется подождать встречу с суженным еще минимум год. Если носком к какому-либо дому показал, значит, оттуда и будет жених. А если в лес показал носок – нехороший знак это, ведь в лесу обитают черти, а люди не живут.

Забавно получается, если попасть в молодого человека валенком, который стоит на улице. Тут уж будет повод познакомиться и на чай пригласить.

Если молодые девушки собираются вместе, они любят гадание с литьем свечей. Для этого следует налить в таз воды, зажечь свечу и медленно лить воск в одну точку на воду. Какую фигуру девушка увидит в тазу, то ее и ожидает. Тут уж не только от фантазии зависит будущее, но и от умения правильно интерпретировать образы. Похожие гадания, позволяющие смотреть на образы – на чайной или кофейной гуще или тени от горящей бумаги.

Есть гадание попроще – с чашками. Чашки должны быть одинаковыми. Каждую из них наполняют символами. Кольца – к свадьбе, монеты – к богатству, хлеб – к достатку, сахар – к веселью, лук – к горю, соль – к раздорам, вода – к спокойной размеренной жизни.

Гадающим завязывают глаза, а те должны выбрать из чашек любую и посмотреть, что их ждет в будущем году.

Обустройство вертепов и детские утренники в храмах

Рождественский вертеп в храме

Прообразом всех вертепов (так по-славянски именуется пещера) является место, где родился Спаситель, бережно сохраняемое под амвоном Вифлеемского храма Рождества Христова. Традиция создавать своего рода модели этой пещеры из различных материалов идет от католического святого Франциска Ассизского (XIII в.).

Сейчас небольшой вертеп можно заказать мастеру, кроме того, во многих православных семьях такие вертепы делают сами. Это может быть просто модель пещеры, воспроизводящая события Рождества – Рождение Спасителя, приход волхвов– или специальный вертеп для театрального действа о событиях Рождества. Такие спектакли, известные еще с XVII в., сейчас становятся центром рождественских утренников для детей.

Кроме того, на территории многих церквей принято обустраивать и большие вертепы: обычно это пещера, сооруженная из снега на основе каркаса. Здесь разложено сено, обустроены ясли, где лежит фигурка, символизирующая Христа. Чаще всего рядом – икона Рождества, перед которой можно поставить свечу. Такие вертепы очень любят дети. Но и взрослым они помогают почувствовать события Рождества.

Как празднуют Рождество

Католики начали праздновать Рождество именно 25 декабря еще в V веке, решение об учреждении праздника было принято на Третьем Вселенском соборе. На Руси праздник стали отмечать на пятисот лет позже — после введения христианства.

Христианский праздник плавно соединился с более древними культами, связанными с зимним солнцестоянием, когда световой день начинает постепенно прибывать. Рождество — это фактически праздник Света, который побеждает Тьму.

Преддверие католического Рождества называется Адвент, когда принято зажигать свечи, делать венки и другие праздничные поделки на рождественские темы. В это время в западных странах начинают работать рождественские ярмарки, которые в 2021 году открылись даже несмотря на пандемию COVID-19. Хотя предрождественский пост в западной традиции есть, однако он не так строг, как православный: для западных христиан Адвент — это время добрых дел, благотворительности, но при этом радости и развлечений. В эти дни в западных городах во многих местах устанавливают рождественские вертепы: фигурные композиции, представляющие события Рождества Христова.

В России Рождеству предшествует довольно строгий Рождественский пост, который действует в том числе в новогоднюю ночь, хотя и послаблениями. Сам праздник отмечается не менее весело и сытно, есть и традиция вертепов, и рождественских колядок. После Рождества на Руси наступает веселое время Святок, которое тянется до самого Крещения.

У наших предков Сочельник перед Рождеством считался одним из самых подходящих моментов для различных гаданий, о которых мы подробнее расскажем в предрождественские дни.

Как в России отмечают Рождество Христово

По православным законам Русской Церкви Рождеству предшествует рождественский пост. Накануне Рождества идет особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился!». В ответ нужно сказать «Славим его!».

После посещения церкви на Руси начинались гуляния. Народ проводил время весело: устраивались колядки, рядились, пели и танцевали. Строились вертепы, и разыгрывалась сцена рождения Христа. Детям полагалось отнести своим крестным родителям вечерю. Те в ответ угощали ребят и одаривали подарками.

По старому русскому обычаю на Рождество запекается гусь, и вся семья собирается к столу. На святки устраиваются вечерние гадания.

Молитва вторая на Рождество Богородицы

Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Краткая история Рождества Христова

История церкви Христовой знает немало расхождений с истинным учением апостолов, оно выражалось в искажении общего богословия и, как следствие, искажалось само учение о Христе. Это также стало причиной того, что праздник отделился от общего празднования Боговоплощения, которое соединило в себе три события, и было введено отдельно Рождество.

Отделение праздника произошло в IV веке при папе Юлии. Установив дату празднования 25 декабря, Церковь создала противовес культу солнца, который язычники отмечали в этот день. Празднование было так популярно, что в нем принимали участие даже христиане, греша тем самым против второй заповеди. Таким образом, введение праздника Рождества Христова заменило языческую традицию празднования зимнего солнцеворота и обратило сердца людей к истинному Богу.

День для праздника был крайне символичен и закономерен – ведь символ солнца, как никакой другой, приличествует воспоминанию события Рождества, так как Христос – это Солнце правды, Свет миру, Победитель смерти – как называют Его апостолы.

По мнению великих христианских умов мировой величины, таких как Иоанн Златоуст, блаженный Августин, св. Кирилл Александрийский и другие – дата Рождества 25 декабря действительно имеет высокую историческую достоверность в деле вычисления дня Рождества Христова.

Введение летоисчисления от Рождества Христова произошло в 525 году и связано со значением, которое оно имело для всего человечества. Две эры – до Рождества Мессии, до возможности вечной жизни и прощения грехов, — и после. Монах Дионисий Малый, который высчитывал события, чтобы положить их в основу нового календаря, ошибся с расчетами – если быть точным, то сейчас на 4 года раньше, чем принято считать и действующий счет времени имеет эту погрешность. Но событие, тем не менее, осталось главным в истории человечества – вот почему летоисчисление ведется от Рождества Христова.

1. Как появилась дата Рождества

В древности историки много спорили, пытаясь выяснить точную дату Рождества. Существует две версии.

Первая гласит, что до V века все восточные церкви отмечали этот праздник 6 января вместе с Крещением Господним, который назывался Богоявлением. Но после указания папы Юлия праздник Рождество перенесли на 25 декабря.

Сторонники второй версии склоняются к тому, что Божий сын родился на шестой день в первый месяц, как и Адам, поэтому и отмечать Рождество принято 6 января.

Но вскоре было решено, что такому важному событию нужна отдельная дата. Отсчитав 9 месяцев от даты смерти, которая была точно известна (25 марта – еврейская Пасха), историки определили, что Рождество припадало на дату 25 декабря

Григорианский календарь «разделил» католиков и православных: сегодня в России Рождество отмечают по старому стилю – 7 января, католики же празднуют рождение Сына Божьего 25 декабря.

История праздника католическое Рождество

Рождество отмечается в тот день, когда Дева Мария родила Христа. В то время императором Римской империи Августом была запланирована перепись населения в Иудеи. Для того чтобы получилась точная статистика, все жители должны были приехать в тот город, откуда они родом. Поскольку Дева Мария вышла замуж за потомка царя Давида, а Иосиф был родом из Вифлиема, то супруги решили направиться к нему домой, хотя Мария уже была в положении.

Поскольку происходила активная миграция населения, постоялые дворы были заполнены посетителями, и Мария рожала прямо в хозпостройке для скота. В итоге для ее сына первая кроватка была сделана из яслей, которые выстелили сеном.

После рождения малыша на небе появилась новая звезда, которая стала знамением о приходе сына Божьего. Данное астрономическое явление привело к появлению традиции, согласно которой в этот праздник за стол необходимо садиться после того, как на небе появилась первая звезда.

Также о столь значимом событии сообщали ангелы, которые явились перед скромными пастухами. Вместе они стали первыми, кто поздравил Марию с рождением ее сына и стали прославлять Христа по всей планете. Также приветствовать Иисуса благодаря взошедшей звезде пришли трое царей-волхвов, а именно Мельхиор, Бальтазар и Каспар, которые с собою принесли царские подарки.

Однако были и те, кому данная новость принесла не радость, а переживания. Известный своей жестокостью иудейский царь Ирод посчитал, что появление малыша приведет к проблемам его правления и он выдал указ, согласно которому все дети до двух лет должны были быть немедленно казнены. При этом Родителей Сына Божьего и его самого успели спасти ангелы, которые предупредили их об указе Ирода и предложили сбежать в Египет. Лишь после гибели диктатора они вернулись в родную страну.

События, положенные в основу праздника


Сведения о происходящих событиях, с которыми связывают появление праздника, можно обнаружить в источниках канонического типа – в Евангелие от Матфея и Луки. Если изучить первый источник Мф. 1:18-25, то можно увидеть информацию, что Кесарь Август выпустил указ, предполагающий необходимость провести перепись жителей. Проживающие на землях, принадлежащих Римской империи, должны отметиться в тех местах, где родились. Поскольку Иосиф являлся представителем рода Давидова, то он вместе с Девой Марией должен был посетить Вифлеем. Известия о том, что новый Царь появился на свет, быстро ширились по землям Иудеев. В Мф. 2:16 рассказывается, о нежелании правящего Царя Ирода получить конкурента на престол. Поскольку у него не было сведений о нахождении младенца Иисуса, то он пошел самым простым, но жестоким путем — приказал убить малышей до двухлетнего возраста всех без исключения. Но Иисус смог уцелеть, поскольку ангел сообщил Иосифу об опасности. Тому удалось вывезти ребенка в Египет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector