Как правильно обращаться к священнику в церкви
Содержание:
- Как здороваются со священниками?
- Кто может им стать
- Церковная переписка (примеры)
- Как правильно обращаться к священнику в церкви
- Обращение к священнику
- Другие нюансы православных приветствий
- Способы обращения к представителям духовенства
- Кто такой и зачем нужен священник?
- Обращение к священнику
- Пишем письмо митрополиту
- Священник — это преемник апостолов
- Важность соблюдение этикета общения с духовными лицами
- Нюансы!
- Иерархия церковных санов
- Православный этикет
Как здороваются со священниками?
В период празднования Пасхи (с первого её дня и последующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами: «Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»
Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можно легко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то что следует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретив священника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равно можете подойти и попросить у него благословения.
Следует знать, что благословение может иметь несколько значений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, даже диаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословения верующему нужно поцеловать руку батюшки.
Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому, к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление на расстоянии.
Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, а снова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите, батюшка, и благословите».
Кто может им стать
Как пишет апостол Павел:
Отсюда вполне ясно видно: требования, предъявляемые как к диакону, так и к его супруге-матушке, — достаточно высокие. Что явно диссонирует с довольно униженным положением их в РПЦ. Особенно тяжелым в силу вышесказанного является требование быть мужем одной жены. Согласно которому, диакон может вступить в брак (до своей хиротонии) лишь один раз.
Но если по вышеприведенным материальным и сексуальным причинам жена оставляет его, несмотря на категорическое нежелание мужа давать развод, то бедный отец диакон становится без вины виноватым. Вступить второй раз в брак ему нельзя, а жить без женщины-супруги он не может. Что же ему остается?!
Если честно, то либо снять с себя сан и жениться. Либо принять монашество и стать иеродиаконом. Кстати говоря, я не один раз беседовал с такими брошенными их женами диаконами, предлагая им вариант монашества. Но ответ был один: нет, не могу! Что, собственно, и логично. Ведь христианский брак в наше время – это самое сильное и, зачастую, для очень многих единственное средство избежать блуда.
И если этот брак по вине супруги разрушен, то бедный диакон будет непрерывно подвергаться усиленным ударам демона блуда, тем или иным образом периодически впадая в этот грех. Что для него, как для служителя при Таинствах, особенно, Евхаристии, постоянно причащающегося и потребляющего св.Дары, — духовно крайне тяжко, а иногда попросту невыносимо!
Какой же выход? Думаю, он в вовлечении Церкви в общественное и социальное служение, в котором как раз и могут сыграть очень большую роль диакона. Ведь они, как уже было сказано выше, не могут самостоятельно совершать требы (которыми, как правило, в свободное от службы время заняты священники) — поэтому потенциально имеют достаточно времени и сил, как более молодые, для прохождения вышеуказанного служения. Кое должно быть хорошо оплачиваемо.
Этим достигается сразу несколько целей. Во-первых, диакон будет получать дополнительный и, желательно, достаточный доход от Церкви, а не от мирских трудов; во-вторых, возрастет его общественное значение, что в целом благоприятно скажется на его семейной жизни. Наконец, в-третьих, если все же жена оставит такого диакона, то церковная жизнь для него не будет закончена. Он может снова вступить в брак, и, хотя по строгим канонам будет запрещен в диаконском служении, но зато может продолжать заниматься вышеуказанной общественно-социальной деятельностью.
Церковная переписка (примеры)
Каждое официальное письмо начинается с бланка, на котором оно написано. В настоящее время бланки церковных организаций и учреждений отличаются значительным разнообразием, что в ряде случаев не соответствует православной традиции. Допускается два варианта бланков: один строго официальный, другой более личного характера (для личных обращений, поздравлений, посланий руководителя официальной организации).
Обычно бланк начинается с указания на юрисдикционную принадлежность религиозной организации. Для канонических подразделений и учреждений Русской Православной Церкви таким указанием будут слова: «Русская Православная Церковь» (разумеется, нельзя использовать сокращение РПЦ). К сожалению, в настоящее время одних этих слов недостаточно, поскольку имеются различные раскольнические организации, самочинно усваивающие себе это наименование; по этой причине после названия «Русская Православная Церковь» необходимо добавлять слова: «Московский Патриархат» (при указании юрисдикционной принадлежности можно ограничиться этими двумя словами, поскольку «Московский Патриархат» – другое официальное наименование Русской Православной Церкви).
Наиболее распространенной ошибкой является использование названия «Московская Патриархия» вместо правильного: «Московский Патриархат». Но если последнее является синонимом названия «Русская Православная Церковь», то Московская Патриархия – одно из учреждений Русской Православной Церкви, объединяющая в себе структуры, непосредственно руководимые Патриархом Московским и всея Руси – Управление делами (на правах Синодального учреждения), канцелярия и др.
На епархиальных бланках далее указываются сан и титул Управляющего епархией (традиционно – без имени), должность (если архиерей является руководителем Синодального учреждения), затем адрес (чаще с указанием телефона и адреса электронной почты). На бланках монастырей после указания на юрисдикционную принадлежность должно следовать указание на епархию или на то, что данный монастырь является ставропигиальным, а затем – полное название монастыря и контактная информация. Аналогичный вид имеют бланки храмов (в них можно опускать указание на юрисдикционную принадлежность приходов и начинать бланк с указания епархии).
Современные средства полиграфии позволяют печатать бланки с графическими логотипами, а также использовать цвет (однако всем этим не следует злоупотреблять, поскольку официальные документы не предполагают особой красочности).
Иногда бланки общественных организаций, объединяющих православных, содержат элементы, свойственные только бланкам канонических подразделений Русской Православной Церкви (например, указание на юрисдикционную принадлежность: Русская Православная Церковь, Московский Патриархат), Такую практику нельзя признать правильной, т. к. подобные организации, даже имеющие благословение Священноначалия на свою деятельность, все же не могут представлять Русскую Православную Церковь и не имеют права употреблять наименования, свойственные только официальным церковным организациям. Единственное, что может содержаться в этих бланках, – наименование соответствующих организаций, например, Православное общество «Радонеж» (на бланках не пишется также, по чьему благословению действует соответствующая общественная организация).
Ниже приведены примеры бланков различных учреждений и подразделений Русской Православной Церкви.
2. Канцелярия Святейшего Патриарха.
Источник статьи: http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/tserkovnyj-protokol/6
Как правильно обращаться к священнику в церкви
Как и в любом другом сообществе, в православном храме существуют свои правила общения и этикет. Общие подходы можно понять интуитивно — в храме не положено громко разговаривать, приходить в слишком броской или вызывающей одежде, нужно вести себя спокойно и не мешать остальным молиться. Многое из православного этикета можно перенять, глядя на окружающих.
Чаще всего у новоиспеченных христиан возникают сложности в личном общении со священнослужителями.
Батюшки и все, кто причастен к службе в храме, кажутся нам чуть ли не небожителями, которые сильно отличаются от простых смертных.
И очень часто мы не знаем, как подойти к священнику, как обратиться, как начать разговор или задать вопрос. Постараемся разобраться в таких тонкостях церковного этикета.
Зачем нужны специальные обращения
Православная Церковь имеет свою четкую структуру и иерархичность, что позволяет соблюдать порядок во внутрицерковном общении, во внешних связях и контактах.
Иерархия важна и нужна как элемент упорядоченности работы любого социального института.
И если рассматривать Церковь не только как Дом Божий, а еще и как социальный институт, становится очевидно, что без иерархии обойтись невозможно.
Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей»
Простой прихожанин любой православной церкви также является ее полноправным членом, также находится на своей ступени церковной иерархии. Но если между собой мы не используем никаких специальных оборотов речи, кроме привычного всем «брат и сестра», то при общении со священнослужителями дело обстоит иначе.
О церковной иерархии:
Для того, чтобы понять, как правильно обратиться к священнослужителю, нужно определить, кто же именно перед нами находится. В нашей церкви выделяют такие степени священства:
- Епископство. Сюда относятся наивысшие чины церковной власти — патриарх, митрополиты, епископы. Ко всем этим чинам применимо обращение «Владыко», поскольку в их подчинении находятся церковные территориальные единицы. К патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество», к епископу — «Ваше Преосвященство», а к митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство».
- Иерейство. К ним относят иереев из числа белого священства и монашествующих: иерей, протоиерей, игумен, иеромонах. К высшим чинам (игумену, архимандриту) обращаются «Ваше Высокопреподобие», к остальным — «Ваше преподобие», «Отец». Также в народе часто используют обращение «Батюшка» — оно более теплое, близкое, поэтому так чаще всего именуют духовников.
- Диаконство. Сюда относятся диаконы, протодиаконы, иеродиакон, архидиакон. К ним принято обращаться со слова «Отец».
Часто задают вопрос, почему к священнослужителям применяется обращение «Отец», когда у христиан Един Отец Иисус Христос? Ответ можно найти у святого отца нашей Церкви Климента Александрийского. Он поясняет, что, как мы называем отцом нашего физического родителя, который родил нас телесно, так мы их называем отцами наших духовных наставников, которые родили нас духовно.
Батюшка — простонародное обращение к женатому священнику
Помимо священства, в Церкви есть люди, идущие по пути монашеской жизни. Это и простые монахи, и послушники, и игумены монастырей. К игуменьям принято обращаться «Матушка», к простым монахам или послушникам — «Брат/сестра».
Таблица обращений к священнослужителям
Для того, чтобы как можно понятнее и нагляднее привести формы общения со служителями Церкви, приведем таблицу.
Белое духовенство | Монашествующие | Форма обращения |
Патриарх | Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Святейший Патриарх | |
Митрополит, архиепископ | Ваше Высокопреосвященство, Владыка | |
Епископ | Ваше Преосвященство, Владыка | |
Протоиерей, протопресвитер | Архимандрит, игумен | Ваше высокопреподобие, отец |
Игумения | Матушка | |
Иерей | Иеромонах | Ваше Преподобие, отец |
Диакон, протодиакон,архидиакон | Иеродиакон | Отец |
Монах, монахиня | Брат/сестра |
При встрече со священнослужителем, любой мирянин после приветствия может попросить благословения. Для этого нужно поприветствовать священнослужителя согласно его сана, далее сложить руки крестом и поднять их к тому, кто будет благословлять.
Известные священники:
Нужно попросить — «Благословите!», далее можно пояснить, на что конкретно вы просите благословения, если это какой-то частный момент. После этого священнослужитель благословит вас во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, осенит крестным знамением. Мирянин в конце целует руку благословляющего или поручи его облачения.
Обращение к священнику
К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.
Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:
Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?
Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.
Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.
Другие нюансы православных приветствий
Сегодня некоторые верующие называют всех церковных женщин «матушками», однако это неверно. В православии так можно обращаться только к игуменье монастыря или жене батюшки. Последняя не имеет официального сана, однако выполняет важную роль в жизни прихода. Она занимается хором, обучением, питанием, возлагает на себя все остальные бытовые заботы.
Христианство учит нас тому, что по духу мы все едины и вместе являемся Телом Церкви, а потому между простыми прихожанами позволительны обращения «брат» и «сестра». Также можно называть друг друга просто по имени.
Как лучше обращаться к священнику в храме
Священнослужитель является посредником между Господом Богом и мирянами. Церковный этикет предполагает несколько правил:
- обращайтесь только на «вы»;
- не отвлекайте человека от богослужения или иного занятия, а дождитесь, пока он освободится;
- не нужно пожимать руку – среди духовенства это не принято;
- начиная разговор, слегка преклоните голову;
- старайтесь обращаться по имени (например, «Отец Иоанн»), а если не знаете его – просто «батюшка»;
- при случайной встрече сделайте легкий кивок.
Как обращаться к священнику во время исповеди
Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина. Это целый ритуал, который выстроен на незыблемых канонах:
- начинайте каяться первыми, не дожидаясь наводящих вопросов батюшки;
- называйте священнослужителя по имени, на «вы» согласно его сану;
- не утаивайте своих грехов, признайтесь: «Грешна/грешен во всем!»;
- закончив, опуститесь на колени, смиренно слушая заключительную молитву;
- в конце приложитесь губами к руке священника, однако не произносите слов благодарности – так не принято.
Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина
Как обращаться к священнику по телефону
Сегодня со своим духовным учителем можно связаться в любой момент, просто позвонив ему по телефону. Однако даже при такой беседе нельзя забывать о церковном этикете:
- обратитесь к церковнослужителю по имени, на «вы», согласно его сану;
- представьтесь;
- кратко изложите причину звонка (срочный вопрос, назначение встречи, совет);
- закончив общение, попросите благословить вас;
- попрощайтесь и повесьте трубку.
Правила общения среди членов церковного сообщества – это целый ряд канонов, которые следует соблюдать всем воцерковленным людям. К кому бы вы ни обращались, нужно учитывать его сан в иерархии и применять ту форму обращения, которая официально установлена церковью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Способы обращения к представителям духовенства
Сегодня к представителям церкви принято обращаться на «вы», однако совсем недавно этикет разрешал более простую форму – «ты». Ужесточение религиозного этикета произошло в XVIII столетии с усилением влияния Европы на Российскую Империю. Тогда же были сформулированы и формы обращения к духовенству, применяемые при официальной беседе или в письме:
Сан | Обращение |
Патриарх | Ваше Святейшество
Святейший Владыко Святейший Патриарх |
Митрополит
Архиепископ |
Ваше Высокопреосвященство
Владыко |
Епископ | Ваше Преосвященство
Владыко |
Протоиерей
Протопресвитер Архимандрит Игумен |
Ваше Высокопреподобие
Отец |
Игуменья | Матушка |
Иерей
Иеромонах |
Ваше Преподобие
Отец |
Диакон
Протодиакон Архидиакон Иеродиакон |
Отец |
Монах | Брат |
Монахиня | Сестра |
Даже при личном разговоре нужно соблюдать этикет и обращаться к представителю церкви согласно его сану.
Совет автора
Кто такой и зачем нужен священник?
Официально признанное значение священника – служение религиозному культу. В христианской церкви священник имеет вторую степень, то есть он стоит по рангу ниже епископа, но выше диакона. Это дает ему право совершать богослужения, все таинства, кроме рукопожатия. В православной церкви получить облачение священнослужителя может человек, который:
- Прошел специальную подготовку: обучение в семинарии в течение 5 лет и сдал все экзамены.
- По окончании семинарии священнослужитель должен жениться и принять монашество, либо отложить принятие сана.
- После обучения выпускник прикрепляется к приходу, где шагает по лестнице получения новых санов.
- Если человек не заканчивал специального образовательного учреждения, то поучить сан священнослужителя он может только через рукопожатие главы прихода.
- Получить профессию может сын от отца.
Священничество – это не должность, а образ жизни, требующий ответственности и самопожертвования.
Это интересно: Каин и Авель — легенда о братьях и история первого убийства
Обращение к священнику
К священнику следует обращаться “отец (имя)”. Или просто: «отче, скажите пожалуйста» или «отче, позвольте вопрос» или «благословите задать вопрос, отче». В неофициальной обстановке можно называть священника “батюшка” или “батюшка (имя)”.
Некоторые невоцерковленные люди упрекают христиан в том, что они называют священников “отцами”. Ведь в Евангелии сказано:
Но уже апостолы называли себя духовными отцами. Получается, что самые близкие ученики Иисуса Христа ослушались его заповеди или стоит толковать слова Спасителя иначе?
Стоит отметить, что данные слова Иисуса Христа вырваны из контекста. За несколько дней до ареста Господа, фарисеи и первосвященники являлись учителями и отцами еврейского народа. Они пытались поймать Иисуса Христа на обмане и несогласованности Его проповеди. Именно фарисеев обличает Христос, обращаясь к народу, как лживых и лицемерных “учителей” и “отцов”.
Приветствуя священника, не принято говорить “здравствуйте”, а “благословите”. При этом мирянин кладет правую руку поверх левой, после благословения священнику следует поцеловать руку. Рука благословляющего священника – это символ благословения Иисуса Христа. Иногда священник полагает руку на голову человека, не давая руку целовать. Креститься перед благословением и тем более класть поклоны неуместно и является распространенной ошибкой. Обращение к иеромонаху не отличается от обращения к женатому священнику.
Пишем письмо митрополиту
В жизни каждого верующего бывают моменты, когда возникает необходимость обращаться к представителям духовенства высших санов. И если нет возможности встретиться лично, то вполне можно написать письмо, отправив его непосредственно нужному человеку. Такое, к примеру, обращение к митрополиту будет верным шагом, потому что ответ священнослужителя обязательно придет. Каждый работник церкви, конечно, заботится о нуждах мирян, но и само письмо должно быть оформлено подобающим образом.
Если вы уже определились с темой или просьбой и четко представляете цель письма, то можно приступать к написанию.
Начинать письмо следует с обращения к митрополиту. Оно пишется в правом верхнем углу. При этом в официальной форме указывается титул священника:
Митрополиту (звание по кафедре и имя)
Далее идет основная часть текста. Обращение к митрополиту православной церкви, как и при личной встрече, начинается с просьбы о благословении. После уже можно излагать свои мысли. Они должны выражаться в грамматически правильном оформлении. При этом не допускается употребление каких-либо оскорблений, брани или угроз.
Если это письмо — обращение к митрополиту с просьбой, то она должна быть выражена в четкой и понятной форме. Не стоит писать о том, в чем не уверен, потому что это только отнимет время и вряд ли принесет результат. Если же в письме человек поздравляет митрополита, то выражать свои чувства можно открыто и искренне.
Так выглядит образец обращения к митрополиту в официальном письме.
Митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу
Ваше Высокопреосвященство, отец Кирилл, благословите.
Прошу Вашего благословения на отпевание усопшего (полное имя человека), который греховно покончил жизнь самоубийством.
(Следует также указать, в каких обстоятельствах самоубиение).
К письму прилагается копия свидетельства о смерти и крещении умершего.
Жду Вашего ответа и заранее благодарю Ваше Высокопреосвященство.
В конце текста можно поблагодарить священнослужителя за его труд и духовную помощь мирянам.
Источник статьи: http://fb.ru/article/407052/obraschenie-k-mitropolitu-pravila-tserkovnogo-i-religioznogo-etiketa-obrazets-pisma
Священник — это преемник апостолов
Конечно, священнослужители — явление древнее, которое возникло намного раньше христианства и даже раньше, чем написана первая книга Библии.
Любая культура, о которой сохранились свидетельства, общалась со сверхъестественными силами, и чаще всего — через посредников: жрецов и шаманов.
А ещё раньше религия, быт, землевладение, искусство и прочие сферы жизни переплетались столь тесно, что всякий человек был себе и священник, и кормилец, и вообще вращался в универсальной среде, где всё со всем связано.
Идёшь за добычей: нарисуй её на стене, чтобы привлечь удачу, — вот такой симбиоз творчества, суеверия и поиска пропитания.
Священники возникли по мере распределения обязанностей в обществе. Стало ясно, что человек намного эффективнее справляется с ограниченным количеством задач, и, если их равномерно распределить в обществе, всем станет легче жить вместе.
Христиане воспользовались опытом древних традиций и за пару веков сформировали сложную организацию церкви — посредника между Богом и верующими.
Как представитель Всевышнего на земле, священник несёт сложную миссию.
Он обязан в чистом виде передать всё богатство христианского наследия, но при этом мыслить достаточно гибко и мудро, чтобы применять знания в житейских ситуациях.
Если врач ответственен за здоровье тела, то задача батюшки ничуть не легче: будучи преемником апостолов, он заботится о благе души.
Апостол Андрей Первозванный — первый ученик Иисуса Христа, фактически первый христианин, чьему примеру следуют современные священники
Важность соблюдение этикета общения с духовными лицами
При рукоположении во священный сан священнослужителям дается от Бога особая благодать, и они являются служителями Бога, даже если, на первый взгляд, священник слишком молод, неопытен, строг или что-то еще… Перед Богом этот человек прежде всего священник, пастырь.
В связи с этим человек, не имеющий сана, должен относиться с глубоким уважением к сану и человеку, принявшему священнический сан.
Если Вы не соблюдаете этикет общения, то стираете ту грань между мирянами и духовными лицами.
Подчеркну элементарную вещь: если Вы к священнику обращаетесь просто по имени, Вы тем самым стираете эту ступень между человеком, имеющим сан и не имеющим оного, приравниваете себя к нему по статусу, а священный сан – это, безусловно, особая благодать и особое бремя. Поэтому, дабы не допускать элементарных ошибок, нужно знать простые правила этикета. Итак, начнем «сверху вниз».
Обращение к Патриарху:
К Патриарху: «Ваше Святейшество». Более простое обращение «Владыко СвятЫй» и никак иначе (не «Святый Владыко» и не «Владыко Святой»).
Обращение к Митрополиту или Архиепископу
К митрополитам и архиепископам: «Ваше Высокопреосвященство», «Преосвященнейший Владыко», наиболее приближенные люди могут называть «Владыка». Будет правильно, если при обращении к митрополиту священник или прихожанин сделает поясной поклон, дотронувшись правой рукой до пола, далее выпрямившись, сложив кисти рук, как при благословении. И если Владыка положил свою руку на Ваши, нужно ее поцеловать, если положил на голову, то ничего более делать не требуется.
Обращение к Епископу
К епископам: «Ваше Преосвященство», этикет приветствия аналогичен, как при общении с митрополитами и архиепископами.
Обращению к священнику
К священникам: если священник (протоиерей, игумен или архимандрит) в возрасте и имеет награды, то принято его называть «Ваше Высокопреподобие», если священник молод (иерей, иеромонах) «Ваше Преподобие».
Но не будет оскорбительным или ошибкой называть священника просто: «Батюшка», «Отец_Имя», «Отче», «ЧестнЫй Отче» (удобное обращение если имя не знаете).
Ошибкой будет обращение «святой отец», так обращаться к православному священству нельзя.
При обращении к священнику, не принято делать поясной поклон. Просто обращающийся человек складывает кисти рук, как при благословении и, если священник положил свою руку на Ваши, ее принято целовать, как руку благословляющую. Если положил на голову, то более ничего делать не требуется.
И, наконец, низшая иерархия священнослужителя – диакон, который не имеет права совершать таинства, самостоятельно служить чинопоследования и совершать требы, а лишь может помогать при служении, т. к. не имеет той благодатной силы, которая дана священникам. Соответственно, благословлять диакон тоже не может. Принято обращаться к диаконам и иеродиаконам: «Ваше Боголюбие», к протодиаконам и архидиаконам «Ваше Высокобоголюбие», «Отец диакон», «Отец_имя».
Нюансы!
Здороваться мужчинам-мирянам за руку со священниками не принято, правильно будет сложить руки по благословение, священник вас благословит и пожмет Ваши руки, далее принято поцеловать руку благословляющую.
Имена нужно произносить так, как они звучат по-церковнославянски, некоторые имена имеют особенность в произношении: Не Сергей, а Сергий. Не Иван, а Иоанн, не Алексей, а АлексИй (ударение на последний слог).
Если Вы подошли, к рядом стоящим священникам, то благословение принято брать по старшинству от старшего к младшему. Если благословение у каждого взять не имеет возможности по сложившимся обстоятельствам, можно просто сказать: «Благословите, Отцы ЧестнЫе»
Сам же священнослужитель должен представиться таким образом: «Здравствуйте, меня зовут иерей Николай», или, если позволяет сан, «протоиерей Николай».
Не должно представляться: «Отец Николай» — это не чинно и не скромно.
Но несмотря на то как священник сам Вам представился, обращаться к священнику принято именно так, как описано выше.
Иерархия церковных санов
Прежде всего при посещении храма мы обращаемся к работникам церкви. Значит, знание духовных санов можно назвать началом изучения церковного этикета.
Итак, в православии принято разделять всех служителей Церкви на три ступени иерархии.
- Диаконат — лица, которые проходят обучение и находятся на начальной ступени духовенства. Они не имеют права сами совершать церковные таинства, а выступают в роли помощников священников. К ним относятся протодиаконы и диаконы (иеродиаконы и архидиаконы, если говорить о монашестве).
- Священство (священники) — люди в Церкви, которые соответственно своему чину могут совершать священные таинства. Иереи, протоиереи, протопресвитеры — список чинов священников. В монашестве им соответствуют иеромонахи, игумены и архимандриты.
- Архиереи (епископы) — это люди, которых относят к высшей иерархической ступени в духовенстве. Именно они возглавляют епархии. К ним относятся епископы и архиепископы, митрополиты и патриархи.
Православный этикет
Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.
Согласно этим правилам, каждый христианин должен:
проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;
Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения
чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».
Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.
Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!». По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!»
При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы
По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.
Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.
Как надо приветствовать друг друга в храме