Псалтирь. кафизма 8

Когда читать псалом 3

Рассматриваемый псалом Давида входит в состав Шестопсалмия, которое объединяет Псалтырь. Обычно их читают на вечерних православных службах. Псалмы обладают удивительной силой, поэтому, помимо храмов, их разрешается читать и дома. Однако создайте особые условия дома: подготовьте икону и зажгите свечи. Только тогда начинайте читать акафизму 3.

Акафизма 3 имеет особую силу, когда читается при определенных жизненных ситуациях:

  • Когда создается ощущение, что Господь оставил наш мир, вера в святые Дары Его начинает угасать.
  • Беды обрушиваются непрерывно и будто не собираются прекращаться.
  • Верующего человека начинают окружать враги явные и мнимые (пороки, злые люди в греху, страсти и тд)
  • Эмоции не поддаются контролю. Радость сменяется на уныние, мир «сереет».
  • Когда нет явного выхода из ситуации. Тупик и нет пути назад.

Для чего читается эта акафизма? Для того, чтобы излечиться от уныния.. Уныние действует как яд, постепенно убивая человека изнутри. Порождает духовных самоубийц. Сосредоточьтесь на своей вере и призовите Господа в жизнь, как некогда сделал пророк Давид. Только чистое сердце, благородные стремления и крепкая вера позволит вашей акафизме достигнуть Его ушей.

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 57

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, псалом 57. Настоящий псалом продолжает содержание предыдущего псалма и сохраняет то же надписание (Афанасий). 2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии; Давид эти слова обращает к Саулу и его сообщникам, но относятся они и ко всем подражателям лукавства Саула. Рассмотри и ты, согласны ли дела твои со словами? (Феодорит). 3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Словами: в сердце беззаконие показывает, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, которое проявляется через помышление в делах: неправду руки ваши сплетают. Ибо начало греха в сердце, а конец – в делах; касательно же обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, концом же – чистота сердца (Макарий В., Григорий Нисский). 4 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Пророк с негодованием оплакивает лишивших себя спасения. С самого рождения (от ложесн) нечестивые отчуждишася; от утробы матери (чрева) – заблудиша, говоря ложь. Бог и до создания знал дела их. Так Иеремии пророку сказал Он: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 15), и фараону: на истое сия воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою (Рим. 9, 17). Но не предведение Божие сделало фараона злым, а Иеремию – святым; напротив того, Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут (Григорий Нисский, Феодорит). 5 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: 6 Иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Быть человеком в том состоит, чтобы благоугождать Богу, а кто не хочет даже слышать о том, как это исполнить – что есть иное, как не зверь? Аспид затыкает уши свои от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями заговаривающих зверей мудрецов. Не по природе он глух, но затыкает уши, чтобы не допустить до себя слышания обаятельных слов. Ярость их по подобию змиину, то есть в памятозлобии и злокозненности подражают они змею (Златоуст, Феодорит). 7 Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Бог сокрушит зубы и членовная (челюсти) львов, т.е. всю силу и ухищрения врагов. У львов глаза извращены, потому что естество их плотоядное и кровожадное. Поэтому узнаешь загадочный смысл и извращения глаз у тех, которые смотрят непрямо, и неприятного дыхания у тех, которые на хулу употребляют уста свои и от того имеют сродство со зловонием греха (Григорий Нисский, Феодорит). 8 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Напряжет лук свой дондеже изнемогут – не перестанет (Господь) поражать наказаниями, пока не сокрушит их силу (Феодорит). 9 Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. Подобно воску, который вблизи огня тает – будут они ввержены в вечный огнь и не увидят Солнца – Правды Иисуса Христа (Афанасий). 10 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Священное Писание всякий грех называет тернием, а рамн – есть самое большое терние, похожее на дерево. Поэтому Пророк говорит: прежде, нежели лукавство ваше возрастет и уподобится рамну – постигнет вас казнь Божия и обратит в ничто. Это угроза скорого наказания нечестивым (Феодорит). 11 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника. Праведник будет радоваться не о наказании грешника, но о вразумлении его, а через это и сам сделается осторожнее по поводу наказания грешника и умыет руце свои, т.е. очистит действия свои от всякой скверны, когда увидит, что грешник наказывается смертью. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником (Златоуст, Феодорит). 12 И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. Каждый благоразумный, видя как злочестивый подвергается наказанию, исповесть, что есть Бог Судия земли, Который воздает соразмерные трудам награды и достойные беззакониям казни (Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 56

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, внегда ему отбегати от лица Саулова в пещеру, псалом 56.
Давид, скрываясь бегством от Саула, убежал с воинами своими в пещеру. Когда они были уже в пещере, вошел за ними в устье ее и Саул исправить некоторую нужду. Все, бывшие с Давидом, возымели решительную мысль броситься на врага и пришедшему для убийства отомстить, когда казалось Сам Бог дал врага в руки гонимым на смерть.
Но Давид не решился убийством истребить гонителя и приобрести царскую власть, мысленно говоря себе: да не растлиши добродетель непамятозлобия. И он не только укротил собственный гнев, но и оруженосца, стремившегося поразить Саула, удержал произнесением облагодатствованных слов: не убивай христа Господня (1 Цар. 26, 9). Писание этой историей научает нас, что рассудительный оказывает мужество свое не против озлобленных демоном людей, но против собственных страстей (Григорий Нисский, Феодорит).
2 Помилуй мя, Боже, помилуй мя: яко на Тя упова душа моя, и на сень крилу Твоею надеюся, дондеже прейдет беззаконие.
3 Воззову к Богу Вышнему, Богу, благодеявшему мне.
Давид произносит песнопение от лица человечества. Двукратное испрашивание помилования указывает на чрезмерность опасности. Беззаконие – есть досаждение (докучание) греха. И то, что оно проходит, показывает, что оно временно. Ибо беззаконие, а следовательно и страсти, и бесы, и грехи есть гнев Божий на человека, как говорит к Богу Исаиа: се Ты разгневался, и мы согрешихом (Ис. 64, 5)

Избегнуть же этого гнева человек может непрестанным вниманием сердца в молитве (Феодорит, Дидим, Иоанн Карпафский).
4 Посла с Небесе и спасе мя, даде в поношение попирающыя мя: посла Бог милость Свою и истину Свою,
Посла с небесе Бог силу свою: Единородного Сына Своего (милость и ипостасную истину Свою), Который посредством Святаго Духа спас род человеческий от злодейства скимнов (демонских сопротивных сил) (Афанасий, Григорий Нисский, Дидим, Евсевий).
5 И избави душу мою от среды скимнов, поспах смущен: сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр.
Мы не имеем от природы этих чувственных стрел, которые были бы во устах человеческих, кроме зубов; но когда кто принимает на себя подобие страсти и преобразуется по виду господствующего в нем зла, тогда, потеряв естественный образ, становится зверем. Поэтому-то скимнами (молодыми львами) называет сынов человеческих, имеющих зубы и язык наподобие военных оружий, чем означает клеветников (Григорий Нисский, Афанасий).
6 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.
Пророк просит Бога вознестися на небеса с тем, чтобы показать врагам могущество Своей державы, крепость и великолепие славы (Феодорит).
7 Сеть уготоваша ногам моим, и слякоша душу мою: ископаша пред лицем моим яму, и впадоша в ню.
Душе более всего необходимо иметь предусмотрительность, чтобы и на самое короткое время не уловила ее сила противника

Как животное, когда и один его член запутывается в сеть, теряет свободу и отдается в руки ловцам, подобно этому терпит и душа от врагов. Слякоша – наклонили вниз, скорчили душу демоны. И каждый мыслящий низко имеет душу согбенную, не способную к горнему, доколе она находится в таком положении (Макарий В., Дидим).
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей.
Умоляет даровать ему Духа Святаго, указывая, что сердце его соделалось готовым к принятию Его (Афанасий).
9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли: востану рано.
Утреннее время наиболее удобно к богомыслию и хвалению Бога, почему Пророк и призывает к славословию псалтирь и гусли, то есть самую душу и мысли (Златоуст).
10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех:
11 Яко возвеличися до Небес милость Твоя, и даже до облак истина Твоя.
Господь имеет и милость безмерную и истину несравненную, от которых зависит все небесное и земное (Феодорит).
12 Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя.
По подобию небесного славословия Господа святыми ангелами, Пророк желает, чтобы подобная слава Богу возносилась и по всей земли (Кирилл).

Кафисма 8

1 Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. 1 Избавь меня от врагов моих, Боже, и от восстающих на меня искупи меня;
2 Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. 2 исторгни меня от делающих беззаконие и от мужей кровожадных спаси меня.
3 Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. 3 Ибо вот, уловили душу мою, налегли на меня сильные – не за моё беззаконие, не за грех мой, Господи;
4 Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. 4 не совершив беззакония я побежал и путь свой направил, восстань навстречу мне и воззри!
5 И ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. 5 И Ты, Господи, Боже Сил, Боже Израилев, поспеши посетить все народы, не пожалей всех делающих беззаконие.
6 Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. 6 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.
7 Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? 7 Вот, они будут разглагольствовать устами своими, и меч в их устах, ибо думают: «Кто нас услышит?»
8 И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. 8 И Ты, Господи, осмеёшь их, в ничто вменишь все народы.
9 Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. 9 Силу мою с Тобой сохраню, ибо Бог заступник мой – Ты.
10 Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. 10 Бог мой, милость Его скоро встретит меня, Бог мой покажет мне её среди врагов моих.
11 Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. 11 Не убивай их, чтобы не забыли они закон Твой, рассей их силою Твоею и низложи их, защитник мой, Господи.
12 Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. 12 Грех уст их – слово языка их. И да схвачены будут в гордыне своей, и за проклятие и ложь получат весть о кончине.
13 Во гневе кончины, и не будут, и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. 13 Во гневе конец их, и не будет их больше, и узнают, что Бог владычествует Иаковом и концами земли.
14 Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. 14 Возвратятся они к вечеру и, голодные как пёс, будут обходить город.
15 Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут. 15 Они рассеются, чтобы поесть, если же не насытятся, то возропщут.
16 Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. 16 А я воспою силою Твоею и возрадуюсь утром о милости Твоей, ибо Ты стал мне заступником и прибежищем в день скорби моей.
17 Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя. 17 Помощник мой, Тебе буду петь, ибо Бог-Заступник мой – Ты, Бог мой, милость моя.

Изми мя от враг моих, Боже, и от востающих на мя избави мя. Избави мя от делающих беззаконие и от муж кровей спаси мя. Яко се уловиша душу мою, нападоша на мя крепцыи, ниже беззаконие мое, ниже грех мой, Господи. Без беззакония текох и исправих, востани в сретение мое и виждь. И Ты, Господи Боже сил, Боже Израилев, вонми посетити вся языки, да не ущедриши вся делающыя беззаконие. Возвратятся на вечер и взалчут, яко пес, и обыдут град. Се тии отвещают усты своими, и меч во устнах их, яко кто слыша? И Ты, Господи, посмеешися им, уничижиши вся языки. Державу мою к Тебе сохраню, яко Ты, Боже, Заступник мой еси. Бог мой, милость Его предварит мя, Бог мой, явит мне на вразех моих. Не убий их, да не когда забудут закон Твой, расточи я силою Твоею и низведи я, Защитниче мой, Господи. Грех уст их, слово устен их, и яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Во гневе кончины, и не будут и уведят, яко Бог владычествует Иаковом и концы земли. Возвратятся на вечер, и взалчут, яко пес, и обыдут град. Тии разыдутся ясти. Аще ли же не насытятся, и поропщут. Аз же воспою силу Твою и возрадуюся заутра о милости Твоей, яко был еси Заступник мой и Прибежище мое в день скорби моея. Помощник мой еси, Тебе пою: яко Бог Заступник мой еси, Боже мой, милость моя.

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 59

1 В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение:псалом 59.
2 внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ.
История предлагаемого псалма, которая бы соответствовала вполне его надписанию, до сих пор не отыскана ни в каком из боговдохновенных сказаний. Без сомнения, все это было, но только не описано священными писателями, как и многое из другого не написано, – как это показывает книга Паралипоменон.
Сила написанного относится к концу, то есть к тому, что случится при скончании веков. А изменитися хотящими называет тех, которые будут изменять свои нравы с евангельской строгостью. Столпописание указывает на то, чтобы хранить слова псалма написанными в душе, как на столпе, навсегда укорененными в памяти.
Псалом приложим к Вавилонскому плену; в нем усматриваются мольбы еврейского народа о возвращении в свое отечество. Лице Давида в этом псалме прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему миру изменение и обновление, и попрал иноплеменные народы, т.е. темные силы (Василий В., Афанасий).
3 Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас: разгневался еси, и ущедрил еси нас.
Бог отревает удаляющихся от Него грехами своими (Василий В.).
4 Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся.
В переносных словах изображает бедственное состояние народа от нашествия врагов (Феодорит).
5 Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления.
Вино умиления – слезы раскаяния (Псалтирь с толкованием).
6 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука.
Знамение – Крест Христов, защищающий верных от демонского стреляния (Златоуст).
7 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя.
8 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю.
Дух Святый не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих… Ибо Бог говорит устами вопрошаемого и кто этому не верует, такой считается неверным (Варсонофий).
9 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой.
Галаад – это потомок Манассии (см. 1 Пар. 7, 17). Этим показывает нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (Рим. 9, 5). Словами Галаад и Манассий указывает, что в пришествие Свое иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственные колена в Израиле, приимут также благодать.
Сказано же: крепость главы моея – вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостью Израиля; ибо от Ефрема произошло Израильское царство. Иуда – царь, от колена Иудина Христос – Царь Иудейский. Итак, расторженные колена соединяет единомыслием (Василий В., Афанасий).
10 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася.
Моав и Аммон – сыны Лота, родившиеся через беззаконные браки от дочерей его. Моав был отверженный, имевший запрещения входить в Церковь Господа. Да не внидет Аммонитин и Моавитин в Храм Господень: и даже до десятого рода да не входят в Храм Господень, и даже до века (Втор. 23, 3).
Коноб – сосуд для омовения. Итак, моавляне – этот прежде безбожный народ возымеет надежду на Бога посредством омовения водами святого Крещения. На Идумею простру сапог мой, то есть пройду и по Идумее, заселенной иноплеменными народами. И этим дает знать, что и язычники приимут веру в Него, почему и говорит: мне иноплеменницы покоришася (Василий В., Афанасий, Феодорит).
11 Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи;
12 Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших.
Кто же иной введет нас во град ограждения – т.е. в святую Церковь, кроме Тебя Самого, Бога Спасителя нашего, отринувшего нас за беззакония наши (Афанасий).
13 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо.
14 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам.
Убедим себя во время искушения прибегать не к человеческим надеждам, и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моление со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, потому что тот только получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и полагает всю надежду во Христе (Василий В.).

Псалом 63

1 В конец, псалом Давиду, Псалом 63 И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: в конец. Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). 2 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. 3 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Вражий страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. Сонм лукавых – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). 4 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, 5 Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. 6 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их; Давид сравнивает языки врагов с мечами, а ядовитые и огорчительные слова со стрелами. Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). 7 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания (Лествичник). 8 И вознесется Бог: Стрелы младенец быша язвы их. Должны мы быть готовы во всю жизнь при многих искушениях сохранять исповедание, – не устрашаясь злых духов и никаких нападков человеческих, но почитая воистину страшным Единого Бога и боясь одних вечных мук. Настоящее же все – и радостное, и прискорбное – скоро, подобно снам, преходящее, почему и написано: стрелы младенец быша язвы их (Студит). 9 И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их. 10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. 11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем. Вред же обратился на самих нападавших. Увидев, что обманулись в своих замыслах, они исполнились смятения и страха от праведного божественного возмездия. Правые сердцем – люди чистосердечные, устремляющие помысл свой к Богу, исполнившись радости и веселия, утвердятся в уповании на Бога (Афанасий, Феодорит).

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 62

1 Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, Псалом 62
Блаженный Давид, спасшись бегством от Саула, пришел в пустыню, в которой и написал этот псалом, изливая в нем чрезвычайную свою любовь к Богу. А где любовь к Богу – оттуда убегает всякое зло; где память о Боге – там презрение всех скорбей и печалей, там растворение благочестивых размышлений, там царство неба на земле (Златоуст, Феодорит).
2 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя в земли пусте, и непроходне, и безводне.
Не имея сил изобразить свою любовь словом, Пророк везде ищет сравнения, чтобы хоть как-то показать нам свою любовь и сделать нас участниками любви. Посмотри, с каким особенно возвышенным расположением обращается Пророк ко Господу: не сказал: Боже, Боже, – но Боже, Боже мой, по преизбытку любви к Нему.
Возжада Тебе душа моя. Не душа только исполнена божественной любви, но множицею и плоть. Ибо не в благочестии только должны мы упражняться, но и угождать Богу самим телом, как-то: в посте, в частой молитве, в рукоделии для снабжения нуждающихся… Кто что любит – того непрестанно желает.
Любящий Бога вожделевает всегда с Ним пребывать и беседовать. Достигается же это нами чистою молитвою. Об ней и следует нам заботиться всеми силами, потому что она присвояет нас Владыке нашему. Ибо утренюет к Богу тот, кто удалив ум свой от худого, непрестанно уязвлен бывает божественною любовью (Златоуст, Афанасий, Феодор Эдесский).
3 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
Давид показывает, что и там, когда молился в скинии, и здесь, в пустыне, тако сохранял он одинаковую расположенность и любовь свою к Богу. Напротив, грубые же и суеверные люди, пока видят пред очами своими священные обряды стремятся с усердным жаром в молитве к Богу, но как скоро священное зрелище заканчивается, – тотчас и вера исчезает в них (Афанасий).
4 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
5 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
Приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века. Они полагают в себе твердое намерение не только благословлять Бога устами, но и прославлять Его добродетельной жизнью (Афанасий, Кирилл).
6 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
Все это гадательно изображает веселие и утешение, подаваемые Духом Святым. Небесное веселие Духа выражается явственно в душах достойных. Ибо они еще здесь приемлют залог и начатки того наслаждения, той радости и духовного веселия, которых святые в Царстве Небесном приобщаться будут в вечном свете (Макарий В.).
7 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
Хотя и всегда нужно помнить о Боге, но, особенно – ночью, когда ум и душа находятся в мире и спокойствии. Хотя и днем следовало бы помнить об этом, но так как развлекают заботы и житейские дела – то размышляй о нем хотя бы в утреннее время; тогда без всякой опасности будешь выходить на дела свои. Ибо молитва – есть великое оружие против искушений (Златоуст).
8 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Кровом крил называет охранение Божиим покровом (Феодорит).
9 Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя.
Вот каковы должны мы быть! Так благонастроить нас требует Дух Святый. Прильпе душа моя по Тебе, а далее показывает и плод любви: мене же прият десница Твоя. Даже на малое время не желает Пророк отвлечь своего помысла от памятования о Боге, но пламенея памятованием о Нем, привязывается к любви Божией (Афанасий, Феодорит, Студит).
10 Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли.
11 Предадятся в руки оружия: части лисовом будут.
Давид говорит здесь, каким именно образом погибнут враги его: предадятся в руки оружия (оруженосцев), а этим указывает на неизбежность меча и смерти, после которой они внидут в преисподняя земли, т.е. во ад. Лисицами называет Пророк людей коварных. Здесь намек на человека, исполненного коварства, душу – насыщенную ложью, злобой и предательством. Именно такими-то ничтожными и коварными людьми будут растерзаны (тии), те, которые ищут погибели праведника (Златоуст, Афанасий).
12 Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Уверовавшие во Христа справедливо называются царями (1Кор. 4, 8). Похвалою воцарившихся будет Христос (Афанасий).

Что такое кафизма

Кафисма, что переводится с греческого как «сидение», представляет собой часть книги Псалтирь. Как становится ясно из перевода, во время чтения этих текстов можно сидеть, в отличие от большинства других молитвословий. При этом изначально, в византийской традиции, сидеть на кафизмах было не принято, а сидели после их прочтения.


Кафизма — богослужебная часть Псалтири

Вся книга Псалтири разделяется на кафизмы, как на составные части. Всего их насчитывается двадцать штук, при этом длина всех кафизм приблизительно одинакова, хотя могут содержать разное количество псалмов.

Интересно! Наибольшее количество псалмов содержится в 118 кафизме. Их там 15, со 119 по 133 псалом.

При этом сама кафисма также имеет свои составные элементы — они называются «славами» или «статиями». Понятие славы происходит из текста «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», которые читаеются после каждого такого составного элемента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector