Часослов на церковно-славянском языке. полуношница вседневная с 17 кафизмой

Православные Святые угодники Божии

Святые угодники Божии являют особенную любовь и милость чтущим святую память их.

Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа.

Святые угодники в земной своей жизни обращались к Богу за помощью в исцелении своих недугов, скорбей и избавлении от искушений, просили Бога, чтобы Он и после смерти удостоил их дара помогать людям в различных случаях жизни.

Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле. Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями пред Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены.

Святые радуются нашему покаянию и скорбят, когда люди оставляют Бога и уподобляются скотам несмысленным. Им жалко, что люди на земле живут, не зная, что если бы они любили друг друга, то на земле была бы свобода от греха: а где нет греха, там радость и веселие от Святого Духа, так что, куда ни посмотришь, все мило, и душа удивляется, почему ей так хорошо, и славословит Бога. Святые слышат наши молитвы и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Нужно помнить: чтоб молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.

В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери — нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям — угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы. Святые Угодники имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники. далее>>

Господь говорит: «Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 15-16). Святые – это яркие звезды, указывающие нам путь в Царство Небесное.

Будем же дорожить близостью к Богу святых угодников Божиих и обращаться к ним за помощью, помня, что они любят нас и заботятся о нашем спасении. Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божьим и в те дни, когда Церковь празднует их память.

«Святые Угодники Божии, молите Бога о нас!»

Святые угодники: житие, память, страдание…

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 57

1 В конец, да не растлиши, Давиду в столпописание, псалом 57. Настоящий псалом продолжает содержание предыдущего псалма и сохраняет то же надписание (Афанасий). 2 Аще воистинну убо правду глаголете, правая судите, сынове человечестии; Давид эти слова обращает к Саулу и его сообщникам, но относятся они и ко всем подражателям лукавства Саула. Рассмотри и ты, согласны ли дела твои со словами? (Феодорит). 3 Ибо в сердце беззаконие делаете на земли, неправду руки ваша сплетают. Господь тайные грехи души поставляет наравне с грехами наружноявными. Словами: в сердце беззаконие показывает, что источником и началом всякого греха бывает преобладание зла, которое проявляется через помышление в делах: неправду руки ваши сплетают. Ибо начало греха в сердце, а конец – в делах; касательно же обращения к Богу, началом его бывает отступление от злых дел, концом же – чистота сердца (Макарий В., Григорий Нисский). 4 Очуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева, глаголаша лжу. Пророк с негодованием оплакивает лишивших себя спасения. С самого рождения (от ложесн) нечестивые отчуждишася; от утробы матери (чрева) – заблудиша, говоря ложь. Бог и до создания знал дела их. Так Иеремии пророку сказал Он: прежде неже Мне создати тя во чреве, познах тя, и прежде неже изыти тебе из ложесн, освятих тя (Иер. 1, 15), и фараону: на истое сия воздвигох тя, яко да покажу тобою силу Мою (Рим. 9, 17). Но не предведение Божие сделало фараона злым, а Иеремию – святым; напротив того, Господь, как Бог, предузнал только, каковы они будут (Григорий Нисский, Феодорит). 5 Ярость их по подобию змиину, яко аспида глуха и затыкающаго уши свои: 6 Иже не услышит гласа обавающих, обаваемь обавается от премудра. Быть человеком в том состоит, чтобы благоугождать Богу, а кто не хочет даже слышать о том, как это исполнить – что есть иное, как не зверь? Аспид затыкает уши свои от чрезмерной злости, чтобы не быть очаровану обаяниями заговаривающих зверей мудрецов. Не по природе он глух, но затыкает уши, чтобы не допустить до себя слышания обаятельных слов. Ярость их по подобию змиину, то есть в памятозлобии и злокозненности подражают они змею (Златоуст, Феодорит). 7 Бог сокрушит зубы их во устех их: членовныя львов сокрушил есть Господь. Бог сокрушит зубы и членовная (челюсти) львов, т.е. всю силу и ухищрения врагов. У львов глаза извращены, потому что естество их плотоядное и кровожадное. Поэтому узнаешь загадочный смысл и извращения глаз у тех, которые смотрят непрямо, и неприятного дыхания у тех, которые на хулу употребляют уста свои и от того имеют сродство со зловонием греха (Григорий Нисский, Феодорит). 8 Уничижатся яко вода мимотекущая: напряжет лук свой, дондеже изнемогут. Напряжет лук свой дондеже изнемогут – не перестанет (Господь) поражать наказаниями, пока не сокрушит их силу (Феодорит). 9 Яко воск растаяв отъимутся: паде огнь на них, и не видеша солнца. Подобно воску, который вблизи огня тает – будут они ввержены в вечный огнь и не увидят Солнца – Правды Иисуса Христа (Афанасий). 10 Прежде еже разумети терния вашего рамна, яко живы, яко во гневе пожрет я. Священное Писание всякий грех называет тернием, а рамн – есть самое большое терние, похожее на дерево. Поэтому Пророк говорит: прежде, нежели лукавство ваше возрастет и уподобится рамну – постигнет вас казнь Божия и обратит в ничто. Это угроза скорого наказания нечестивым (Феодорит). 11 Возвеселится праведник, егда увидит отмщение: руце свои умыет в крови грешника. Праведник будет радоваться не о наказании грешника, но о вразумлении его, а через это и сам сделается осторожнее по поводу наказания грешника и умыет руце свои, т.е. очистит действия свои от всякой скверны, когда увидит, что грешник наказывается смертью. Ибо не кровью умывает, как полагали некоторые, но умывает при виде крови, как не имевший никакого общения с грешником (Златоуст, Феодорит). 12 И речет человек: аще убо есть плод праведнику, убо есть Бог судя им на земли. Каждый благоразумный, видя как злочестивый подвергается наказанию, исповесть, что есть Бог Судия земли, Который воздает соразмерные трудам награды и достойные беззакониям казни (Феодорит).

Православные молитвы и иконы Божьей матери и святым угодникам

Слово «икона» пришло из греческого языка и означает «образ», «изображение». Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами, через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и икона чтится уже нами, как святая. Согласно православному догмату иконопочитания, утвержденному VII Вселенским Собором, «честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.» Собор особенно подчеркивает, что мы воздаем иконам почитание, а не поклонение, подобающее одному только Богу. «Икона таинственно содержит в себе присутствие того, кого она изображает, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более икона соответствует церковному канону».

Все Иконы Божьей матери и Святых угодников

Актуальность Псалтири в Православии

Псалтирь — книга Ветхого Завета. В ее состав вошли священные гимны (псалмы), написанные разными авторами еще за 1 тысячу лет до Рождества Христова. Автором основной части Псалтири (78 псалмов) считается царь Давид. Свое название книга получила от древнего струнного музыкального инструмента, псалтириона. Его использовали для исполнения богослужебных песнопений, поэтому за гимнами закрепилось название псалмов.

В состав Псалтири вошло 150 псалмов и еще один, который отсутствует в тексте на еврейском. 151-й псалом известен только на греческом языке. В 9 веке он был переведен на славянский язык святыми братьями Кириллом и Мефодием. Однако этот псалом считается неканоническим и его не используют в богослужении. Псалтирь состоит из 20 разделов. На греческом языке они названы кафизмами ( от слова «κάθημαι» – «сидеть»), так как Устав Церкви разрешает сидеть при их чтении.

Написанные ещё в ветхозаветные времена псалмы сохраняют свою вечную актуальность. В них можно найти пророчества, поучения, восхваления Создателя. Псалмы имеют универсальный духовный характер. Их чтение применимо для самых разных жизненных ситуаций, в каком бы состоянии человек не находился. В них можно найти слова утешения, поддержки, надежды на скорое избавление от печали.

История написания

Какие бы препятствия не появлялись на пути ветхозаветного пророка, тот уповал на единственную силу, способную уберечь от невзгод. На любовь Господа-Бога нашего. Тогда Божья Матерь еще не появилась, и ветхозаветный мир был под защитой Бога. Давида же постоянно преследовали враги, которые хотели навредить ему.

Именно таким событиям посвящено большинство псалмов-плачей Давида. Однако не все в жизни горести да страдания. Псалом 3 рассказывает нам о периоде из жизни пророка, наполненного надеждой на лучшее. «Когда бежал от сына своего Авессалома».

Эта фраза отсылает нас в конкретный период Иудейского Царства. Контекст написания становится понятнее и на основе исторических фактов мы может составить картину событий, которые подтолкнули Давида бежать Иерусалима.

Сын Давида честолюбив и эгоистичен. Его безумная тяга к власти была нездоровой. Возымев желание свергнуть отца и стать царем Иудейским, Авессалом переманил на свою сторону могущественных людей. Об этом узнал Давид и бежал из Иерусалима.

В этот момент будущий пророк переживал не лучшие времена. Его здоровье было разбитым, предательство лучшего друга и сына только усугубили его недуги. Душевное истощение сулило царю гибель. Его сын поднял войска и устремился на поиски беглеца. Нетрудно представить, в каком положении находился Давид.

Именно поэтому в начале стиха мы не можем обнаружить позитивных мыслей. Все пропитано печалью и унынием. Однако, ближе к середине повествования, Давид все-таки обращает думы к Господу. Тогда плач прекращается и начинается период восхваления Бога и его Даров.

Скачать церковно-славянский текст Псалтирирусским и церковно-словянским шрифтом

Скачать Русский шрифт с ударением Церковно-славянский шрифт
В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf) В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf)
Молитвы перед чтением Псалтири скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 1 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 2 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 3 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 4 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 5 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 6 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 7 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 8 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 9 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 10 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 11 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 12 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 13 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 14 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 15 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 16 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 17 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 18 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 19 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Кафизма 20 скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Молитвы по прочтении нескольких кафизм или всей Псалтири скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Все Кафизмы одним архивом скачать скачать
Всю Псалтирь целиком, одним файлом скачать скачать скачать скачать скачать скачать
Скачать В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf) В формате doc В формате pdf В архиве zip (doc+pdf)

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 63

1 В конец, псалом Давиду, Псалом 63
И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: в конец. Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит).
2 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою.
3 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
Вражий страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. Сонм лукавых – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит).
4 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку,
5 Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся.
6 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их;
Давид сравнивает языки врагов с мечами, а ядовитые и огорчительные слова со стрелами. Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит).
7 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко.
Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания (Лествичник).
8 И вознесется Бог: Стрелы младенец быша язвы их.
Должны мы быть готовы во всю жизнь при многих искушениях сохранять исповедание, – не устрашаясь злых духов и никаких нападков человеческих, но почитая воистину страшным Единого Бога и боясь одних вечных мук. Настоящее же все – и радостное, и прискорбное – скоро, подобно снам, преходящее, почему и написано: стрелы младенец быша язвы их (Студит).
9 И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их.
10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем.
Вред же обратился на самих нападавших. Увидев, что обманулись в своих замыслах, они исполнились смятения и страха от праведного божественного возмездия. Правые сердцем – люди чистосердечные, устремляющие помысл свой к Богу, исполнившись радости и веселия, утвердятся в уповании на Бога (Афанасий, Феодорит).

Толкование

В отличие от остальных плачей,третий псалом сопровождает эмоциональная насыщенность. Толкование смысла заключается в том, что объединяются повествование событий прошлого и описание чистых чувств и сильной веры к Господу.

Если взяться за подробный разбор стихов акафизмы 3, то можно понять, какие чувства испытывал пророк, и в каком смятении находилась его душа.

  • Стих 1-3. Здесь Давид рассказывает о том, как его предали дорогие ему люди. Произошло то, что не должно было происходить: люди забыли оБоге. Забыли они так же о том, что он избран Господом на царство. Таким образом, в таком падении веры, Давид все равно не отворачивается от Владыки своего и продолжает верить в то, что наступит мир и спокойствие.
  • Стих 4-5. В этих стихах Господь услышал молитвы и на протяжении всего пути оберегал его от опасностей. Да, пророку было тяжело, ибо печаль и скорбь съедали его. Но вера и любовь Бога помогали ему двигаться вперед, постепенно исцеляя душу.
  • Стих 6. Давид исцелился, физические и духовные силы возросли. Страх перед недругами пропал. На стороне был Господь, а значит в силах пророка было изменить злые законы, установленные его сыном и приближенными.
  • Стих 7-8. Окончательная победа Давида и Господа. Вероломный сын-предатель Авессалом был низложен, Бог вернулся в жизнь иудеев. Здесь пророк хвалит Бога за его Дары и как Он бережно охраняет весь свой народ от тьмы и бесовского влияния. Все слова Давида посвящены во славу Его.

Суть песнопения заключается в том, что вера в Бога всегда приводит на нужный путь. Давид имел шанс поддаться унынию и потерять собственный свет. Но помня, что уныние – это недуг, развращающий душу, не усомнился в любви Бога. Вместе со своим Владыкой они преодолели большие трудности, дух укрепился и страх врагом явных и мнимых перестал терзать его.

Пускай вас, постигла печаль, душит тоска, убивает уныние, то единственное исцеление, которые вы можете получить – это исцеление любовью Господа.Прочитать молитву – это то, что вы в силах сделать. Только Он в состоянии защитить вас и излечить ваши недуги. Вначале всегда тяжело. Вам лишь остается сохранять истинную веру в Божественный Промысел и не отказываться от своего Владыки.

Псалтирь. Кафизма 8. Псалом 59

1 В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение:псалом 59. 2 внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ. История предлагаемого псалма, которая бы соответствовала вполне его надписанию, до сих пор не отыскана ни в каком из боговдохновенных сказаний. Без сомнения, все это было, но только не описано священными писателями, как и многое из другого не написано, – как это показывает книга Паралипоменон. Сила написанного относится к концу, то есть к тому, что случится при скончании веков. А изменитися хотящими называет тех, которые будут изменять свои нравы с евангельской строгостью. Столпописание указывает на то, чтобы хранить слова псалма написанными в душе, как на столпе, навсегда укорененными в памяти. Псалом приложим к Вавилонскому плену; в нем усматриваются мольбы еврейского народа о возвращении в свое отечество. Лице Давида в этом псалме прилагается к лицу Господа, Который в последние времена дал всему миру изменение и обновление, и попрал иноплеменные народы, т.е. темные силы (Василий В., Афанасий). 3 Боже, отринул ны еси, и низложил еси нас: разгневался еси, и ущедрил еси нас. Бог отревает удаляющихся от Него грехами своими (Василий В.). 4 Стрясл еси землю, и смутил еси ю: исцели сокрушение ея, яко подвижеся. В переносных словах изображает бедственное состояние народа от нашествия врагов (Феодорит). 5 Показал еси людем Твоим жестокая: напоил еси нас вином умиления. Вино умиления – слезы раскаяния (Псалтирь с толкованием). 6 Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Знамение – Крест Христов, защищающий верных от демонского стреляния (Златоуст). 7 Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею, и услыши мя. 8 Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю. Дух Святый не может солгать, вещая, как Ему угодно, устами святых Своих… Ибо Бог говорит устами вопрошаемого и кто этому не верует, такой считается неверным (Варсонофий). 9 Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем – крепость главы Моея, Иуда – царь Мой. Галаад – это потомок Манассии (см. 1 Пар. 7, 17). Этим показывает нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (Рим. 9, 5). Словами Галаад и Манассий указывает, что в пришествие Свое иудеям прежде проповедует благодать. Но и Ефрем и Иуда, два царственные колена в Израиле, приимут также благодать. Сказано же: крепость главы моея – вместо: крепость властительства Моего, потому что Ефрем был крепостью Израиля; ибо от Ефрема произошло Израильское царство. Иуда – царь, от колена Иудина Христос – Царь Иудейский. Итак, расторженные колена соединяет единомыслием (Василий В., Афанасий). 10 Моав – коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой: Мне иноплеменницы покоришася. Моав и Аммон – сыны Лота, родившиеся через беззаконные браки от дочерей его. Моав был отверженный, имевший запрещения входить в Церковь Господа. Да не внидет Аммонитин и Моавитин в Храм Господень: и даже до десятого рода да не входят в Храм Господень, и даже до века (Втор. 23, 3). Коноб – сосуд для омовения. Итак, моавляне – этот прежде безбожный народ возымеет надежду на Бога посредством омовения водами святого Крещения. На Идумею простру сапог мой, то есть пройду и по Идумее, заселенной иноплеменными народами. И этим дает знать, что и язычники приимут веру в Него, почему и говорит: мне иноплеменницы покоришася (Василий В., Афанасий, Феодорит). 11 Кто введет мя во град ограждения; или кто наставит мя до Идумеи; 12 Не Ты ли, Боже, отринувый нас; и не изыдеши, Боже, в силах наших. Кто же иной введет нас во град ограждения – т.е. в святую Церковь, кроме Тебя Самого, Бога Спасителя нашего, отринувшего нас за беззакония наши (Афанасий). 13 Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. 14 О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам. Убедим себя во время искушения прибегать не к человеческим надеждам, и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моление со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, потому что тот только получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и полагает всю надежду во Христе (Василий В.).

ПсалтирьПророка и Царя Давида

Псалтирь — это книга Ветхого Завета, составленная из псалмов Царя и Пророка Давида. Содержит в себе 150 псалмов, впоследствии был добавлен 151-ый. Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.

Псалмы — это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами. Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.

Основой Православного богослужения является именно Псалтирь. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях.

На страницах сайта можно подробнее познакомиться с:

  • Богослужебной Псалтирью, используемой так же для домашнего чтения
  • Переводом Псалтири в Библии для общего понимания верующих
  • Уставом чтения Псалтири в храмах и келейно
  • Высказываниями отцов церкви о духовной пользе и необходимости чтения Псалтири
  • Послушать аудиоверсии книги Ветхого Завета

Необходмо напомнить так же и о том, что при чтении Псалтири переведенной в Библии и Богослужебной тексты немного отличаются друг от друга. Связано это с тем, что Библия переводилась на русский язык с еврейского, а богослужение с греческого языка на церковно-славянский.

В православной Церкви (в византийском обиходе) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов, в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, очень различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

Для чего читают 18 псалом

Как и другие главы Псалтири, данная имеет надписание. В нем говорится о Давиде — в данном случае, как об авторе. Точное время написания установить нельзя, поскольку тематика не привязана к конкретным библейским событиям. Это один из самых красивых гимнов, воспевающих Бога — Творца и создателя Закона. Он отсылает читателя к другим книгам Ветхого Завета:

  • со 2 по 7 стихи говорится о сотворении мира, описанном в Бытии.
  • с 8 по 15 стихи христиане могут увидеть намек на Божественное Писание. Из него мы узнаем о своих обязанностях, о заповедях, которые обязаны соблюдать.

По мнению Афанасия Великого, 18 псалом содержит апостольское учение о Творце. Ведь у язычников небесные тела — солнце, луна, да и сам небосвод — являлись божествами. А тут пророк описывает их, как творения Господа, которые Его восхваляют одним своим видом.

Святые отцы о молитве

«Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти». Свт. Иоанн Златоуст.

«Молитва в чине своем выше милостыни». Прп. Исаак Сирин.

«Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу». Свт. Феофан, Затворник Вышенский.

«Во время молитвы речь наша и моление да будут соединены с благочинием, спокойствием и скромностию. Будем помышлять о том, что мы стоим пред лицем Бога и что надобно угодить очам Божиим и положением тела, и звуком голоса». Сщмч. Киприан Карфагенский.

«Должно упраздниться от дел супружеских, чтобы заняться молитвою; упраздниться от попечений о богатстве, от пожелания земной славы, от наслаждения удовольствиями, от зависти и всякого злого дела против нашего ближнего, чтобы, когда душа наша в тишине и не возмущается никакою страстию, в ней, как в зеркале, было чисто и неомрачено Божие озарение». Свт. Василий Великий.

«Начиная молитву, оставь себя самого, жену, детей, расстанься с землею, минуй небо, оставь всякую тварь видимую и невидимую, и начни славословием все Сотворившего, и, когда будешь славословить Его, не блуждай умом туда и сюда, не баснословь по-язычески, но выбирай слова из Святых Писаний». Свт. Василий Великий.

«Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве». Свт. Иоанн Златоуст.

Православные молитвы святым угодникам. Святые угодники Божии.

Православные молитвы нуждающимся в различных нуждах и немощах.

Псалом 63

1 В конец, псалом Давиду, Псалом 63 И этот псалом одного содержания с предыдущим: ибо описывает злоумышления Сауловы, и предсказывает о будущем избавлении от них, почему и надписан: в конец. Приличен (же) и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (Феодорит). 2 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе: от страха вражия изми душу мою. 3 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Вражий страх происходит от бесов и противен дерзновению (смелости) Христовой. Он омрачает душу и выводит ум из себя, подобно действию вина. Сонм лукавых – собрание зломыслящих (Василий, Феодорит). 4 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой вещь горьку, 5 Состреляти в тайных непорочна: внезапу состреляют его, и не убоятся. 6 Утвердиша себе слово лукавое: поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их; Давид сравнивает языки врагов с мечами, а ядовитые и огорчительные слова со стрелами. Они презирают страх Божий и стыд человеческий, думая, что нет никакого Судии над делами их (Феодорит). 7 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания: приступит человек, и сердце глубоко. Благоразумный и рассудительный ум тщательно замечает добродетели, какие в ком-либо заметит; безумный человек отыскивает пороки и недостатки. О нем-то и сказано: испыташа беззакония, исчезоша испытающии испытания (Лествичник). 8 И вознесется Бог: Стрелы младенец быша язвы их. Должны мы быть готовы во всю жизнь при многих искушениях сохранять исповедание, – не устрашаясь злых духов и никаких нападков человеческих, но почитая воистину страшным Единого Бога и боясь одних вечных мук. Настоящее же все – и радостное, и прискорбное – скоро, подобно снам, преходящее, почему и написано: стрелы младенец быша язвы их (Студит). 9 И изнемогоша на ня языцы их: смутишася вси видящии их. 10 И убояся всяк человек: и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. 11 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него: и похвалятся вси правии сердцем. Вред же обратился на самих нападавших. Увидев, что обманулись в своих замыслах, они исполнились смятения и страха от праведного божественного возмездия. Правые сердцем – люди чистосердечные, устремляющие помысл свой к Богу, исполнившись радости и веселия, утвердятся в уповании на Бога (Афанасий, Феодорит).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector